Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двигатель не пускается

Двигатель не пускается, нет искры между электродами свечи зажигания

Своевременное и качественное образование искры между электродами свечей зажигания, необходимой для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя, обеспечивается системой зажигания. В легковых автомобилях применяются различные типы систем зажигания: контактная, бесконтактная и микропроцессорная система управления двигателем. Рассмотрим возможные неисправности каждой системы зажигания раздельно. Наибольшее число автомобилей в настоящее время оборудованы контактной системой зажигания.
В контактную систему зажигания (рис. 3) включаются следующие основные приборы: аккумуляторная батарея 1, катушка зажигания 7, прерыватель-распределитель зажигания 6 с конденсатором 5 и крышкой 4, выключатель (замок) зажигания 9, свечи 2, провода 3 и 10, образующие замкнутые цепи тока низкого и высокого напряжения. Если между электродами свечи зажигания нет искры (система питания исправна и бензина в баке достаточно), то двигатель не пускается. Пуск (теплого) двигателя осуществляется довольно просто. Установите ключ зажигания в выключатель (замок). Рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора должна быть утоплена до отказа. Поверните ключ зажигания в положение СТАРТЕР и плавно нажмите на педаль акселератора. Как только двигатель начнет устойчиво работать, отпустите педаль.

Если двигатель не пустился в течение 10—15 с работы стартера, необходимо сделать перерыв 20—30 с, выключив зажигание, и вновь повторить пуск. Если же двигатель не пустился после 2—3 попыток, необходимо убедиться в наличии высокого напряжения на свечах зажигания. Для этого рекомендуется снять провод высокого напряжения с любой из четырех свечей и отвести его от «массы» автомобиля на 5—7 мм. В этом зазоре при включении стартера (можно пусковой рукояткой проворачивать коленчатый вал двигателя) должна периодически проскакивать искра с голубым отливом. Если это так, но двигатель не пускается, следует проверить исправность свечей и правильность установки зажигания способами, рассмотренными ниже. При отсутствии искры на свечах зажигания неисправность следует искать во всей цепи тока высокого напряжения в определенной последовательности по принципу от простого к сложному, т. е. сначала в крышке распределителя, затем в роторе, проводах высокого напряжения, катушке зажигания.

Если в цепи тока высокого напряжения найти причину неисправности не удается, приступайте к проверке цепи тока низкого напряжения. В ней наиболее часто встречаются такие неисправности, как обрыв (ненадежен контакт на зажимах), замыкание на «массу», возможно короткое замыкание на участке от катушки зажигания до аккумуляторной батареи. Последняя неисправность встречается очень редко.

Неисправна крышка распределителя. Чтобы убедиться, что причина отсутствия высокого напряжения на свечах зажигания кроется именно в крышке распределителя, необходимо выполнить следующие операции.

Вынуть центральный провод высокого напряжения из крышки распределителя (распределитель исключается из цепи тока высокого напряжения) и установить зазор 5—7 мм между наконечником этого провода и «массой» автомобиля. Если при проворачивании коленчатого вала двигателя в этом зазоре появилась сильная искра, следовательно, цепь высокого напряжения исправна до распределителя. Тогда неисправность следует искать в крышке распределителя и в роторе. Для этого снять крышку с распределителя и тщательно осмотреть ее снаружи и внутри. На крышке распределителя возможны трещины и нитеобразные следы копоти (свидетельствующие о том, что изоляция пробита и крышка требует замены), загрязнение центрального и боковых гнезд под нако­нечники проводов высокого напряжения, поломка (износ) уголька (скользящий графитовый контакт) или пружины. При загрязнении гнезд 3 и 4 следует зачистить их наждачной шкуркой, а при наличии на крышке распределителя трещин ее следует заменить запасной. Осматривая крышку с внутренней стороны, убедитесь, нет ли большого износа и свободно ли перемещается в направляющей уголек, не сломана ли пружина уголька. Обнаруженные неисправные уголек и пружину следует также заменить.
Обратите внимание на состояние электродов крышки. Если они обгоревшие или на них имеется слой окиси или загрязнения, то следует их очистить надфилем и протереть электроды и крышку с внутренней стороны ветошью, не оставляющей во­локон и смоченной в бензине.

Напомним водителю, что при неисправной крышке распределителя возможны случаи, когда искры между электродами свечей будут проскакивать, но двигатель работать не сможет, так как моменты появления искр не будут соответствовать пос­ледовательности работы цилиндров двигателя. При неправильно установленном прерывателе-распределителе или неправильной установке проводов высокого напряжения в крышке распределителя или на свечах попытки пустить двигатель будут сопровождаться «чиханием» в карбюраторе или хлопками из глушителя. Даже если двигатель и пустится, то работа его будет крайне неустойчивой.

Если неисправность крышки распределителя устранена или не обнаружена, необходимо проверить исправность ротора.

Неисправен ротор. Для проверки состояния ротора можно не снимать его с прерывателя. Необходимо подвести конец центрального провода высокого напряжения от катушки зажигания к боковому контакту 7 ротора 8 (см. рис. 4) на расстояние 3 мм и размыкать рукой контакты прерывателя. При неисправном роторе в зазоре (высоковольтный провод — боковой контакт ротора) при размыкании контактов появляется искра, следовательно, ротор замыкает на «массу» автомобиля, имеет трещину. В этих случаях ротор подлежит замене. Обнаруженный внешним осмотром перегоревший резистор 6 на роторе в автомобилях «Жигули» подлежит также замене. В качестве временной меры можно вместо резистора 6 поставить тонкую медную проволочную перемычку между центральным 5 и боковым контактами ротора 8 или зажать кусочек фольги. Нужно иметь в виду, что при этом возрастает уровень помех радиоприему как в самом автомобиле, так и в окружающем его пространстве из-за выхода из строя сопротивления для подавления радиопомех (соединяет центральный и боковой контакты ротора).

Обрыв в цепи тока низкого напряжения. Если двигатель не пускается и стрелка амперметра стоит на нуле при проворачивании коленчатого вала двигателя, то это означает, что в цепи тока низкого напряжения имеется обрыв.
Обрыв в цепи тока низкого напряжения можно определить (рис. 5) при помощи переносной лампы. Для этого надо снять предварительно крышку распределителя, провернуть коленчатый вал в положение, при котором контакты 2 и 4 прерывателя полностью разомкнутся, включить зажигание и один конец провода переносной лампы при помощи зажима типа «крокодил» подсоединить на «массу» автомобиля. Затем другой конец провода переносной лампы последовательно присоединять к зажиму К прерывателя, к проводу 1, шине 6, пружине 5 рычажка, подвижному контакту 2 прерывателя. При исправных перечисленных токонесущих деталях прерывателя, надежных контактах и установленной на нулевом делении стрелке 3 октан-корректора в местах присоединения провода переносная лампа будет гореть. Если же переносная лампа не горит, то имеется обрыв на соответствующем последовательности подключения участке, т. е. от АКБ до зажима К или от зажима К до провода 1, и т. д. При этом надо учесть, что на участке замок зажигания — клемма К прерывателя в цепи тока низкого напряжения имеется катушка зажигания с дополнительным сопротивлением (вариатором) у автомобилей «Волга», «Москвич», «Запорожец» или без сопротивления — «Жигули».

Обнаруженный обрыв в цепи тока низкого напряжения необходимо устранить, предварительно выключив зажигание. Неисправную катушку зажигания заменить. Перегоревшее дополнительное сопротивление необходимо заменить исправным. Если оно перегорело в пути, то в качестве временной меры, чтобы доехать до пункта технической помощи СТО, можно вместо этого сопротивления установить проволочную перемычку.

Чтобы закончить проверку цепи тока низкого напряжения, нужно убедиться в исправности контактов прерывателя. Контакты должны быть чистыми, хорошо прилегающими друг к другу. Внешним осмотром необходимо убедиться, что контакты чистые, без обгорания и эрозии. В противном случае их необходимо зачистить плоским надфилем, протереть замшей, смоченной в бензине, а затем сухой замшей или другой ветошью, не оставляющей волокон. После этого нужно провернуть коленчатый вал двигателя в положение, при котором контакты прерывателя будут замкнуты. Внешним осмотром убедиться, что контакты соприкасаются всей поверхностью. Если этого нет, то, подгибая стойку неподвижного контакта, добиться положения, при котором контакты займут правильное положение.

Подсоединить один конец провода переносной лампы к неподвижному контакту прерывателя, другой конец провода к «массе». Включить зажигание. Лампа не должна гореть. Если же лампа загорится даже очень слабым, тлеющим накалом, это свидетельствует, что неисправны контакты или произошел обрыв провода, соединяющего пластину контактов прерывателя с «массой». В данном случае необходимо этот провод заменить.

Аналогичным образом следует искать обрыв в цепи тока низкого напряжения на любом участке цепи от АКБ до неподвижного контакта прерывателя.

Провод цепи тока низкого напряжения замыкается на «массу». Если двигатель не пускается и стрелка амперметра отклонилась на разрядку на 2—4 А и при проворачивании коленчатого вала остается неподвижной, это означает, что цепь тока низкого напряжения замыкается на «массу». Эта неисправность связана со следующими причинами:

не размыкаются контакты прерывателя или происходит замыкание внутри прерывателя;

неисправен конденсатор;

имеется замыкание на «массу» первичной обмотки катушки зажигания или дополнительного резистора;

происходит замыкание на «массу» провода, соединяющего зажим включателя стартера с зажимом ВК катушки зажигания (см. рис. 3)

Место замыкания провода на «массу» рекомендуется определять при помощи амперметра методом исключения отдельных элементов цепи. При отключении неисправного элемента цепи тока низкого напряжения стрелка амперметра должна показать нуль. Вначале следует проверить размыкание контактов прерывателя при проворачивании коленчатого вала двигателя. Если контакты не размыкаются, необходимо отрегулировать зазор между контактами прерывателя способом, рассмотренным ниже.

При нормальном зазоре между контактами прерывателя их следует разомкнуть рукой, отключить конденсатор и наблюдать за показаниями стрелки амперметра. Если стрелка амперметра отклонилась к нулю с положения разрядки 2—4 А, следовательно, конденсатор неисправен и его следует заменить. При отсутствии запасного конденсатора можно временно использовать конденсатор звукового сигнала.

В пути неисправный конденсатор можно не снимать, а только отсоединить его провод от зажима К прерывателя. Новый конденсатор рекомендуется присоединить рядом с катушкой зажигания, соединив его провод с зажимом Р катушки, а корпус — с «массой».

Если показания амперметра при отключенном конденсаторе остаются без изменения, т. е. стрелка по-прежнему показывает разрядку 2—4 А, то это свидетельствует о том, что конденсатор исправен и его нужно установить на место и отсоединить прерыватель.

Возвращение же стрелки амперметра к нулю означает замыкание на «массу» цепи тока низкого напряжения внутри прерывателя от зажима К до подвижного контакта (см. рис. 5). В этом случае необходимо вновь присоединить прерыватель и тщательно проверить, не замыкают ли на «массу» провод 1, соединяющий зажим К прерывателя с шиной 6, пружина 5 и рычажок подвижного контакта 2. Может случиться и так, что износилась текстолитовая пятка рычажка подвижного контакта и пружина замыкает на «массу» (кулачок). Для обнаружения этой неисправности надо отклонить рукой рычажок от кулачка. Если при этом стрелка амперметра установится на нуль, значит, здесь и было замыкание. Его необходимо устранить.

Если при отключении прерывателя стрелка амперметра показывает по-прежнему разрядку 2—4 А, необходимо отключить провод от зажима Р (см. рис. 3) катушки зажигания. Если и при этом амперметр будет иметь прежние показания 2—4 А, то неисправность следует искать в первичной обмотке катушки зажигания либо в дополнительном сопротивлении. Вероятнее всего замыкается на «массу» провод, соединяющий зажим ВК катушки зажигания с контактной группой замка зажигания. При замыкании на «массу» этого провода появляются все признаки короткого замыкания (стрелка амперметра резко отклоняется на полную разрядку), когда включаешь зажигание. Если при отключении провода от контактной группы (разъем 15/1) ток исчезает, это свидетельствует о том, что этот провод замыкает на «массу». Необходимо устранить замыкание провода на «массу» с помощью изоленты или заменить провод запасным, при этом надо учесть сечение провода и его изоляцию.

Короткое замыкание в цепи тока низкого напряжения. Возможен такой случай, когда при включении стартера стрелка амперметра отклоняется до отказа на разрядку, что свидетельствует о коротком замыкании на участке замок зажигания — стартер — аккумуляторная батарея. Двигатель в этом случае не пускается. Характерным признаком этой неисправности является тление изоляции проводов, сильный нагрев стартера, замка зажигания. В таком случае надо немедленно выключить стартер, зажигание. Если имеется дистанционный электромагнитный или механический включатель «массы» АКБ, то выключить «массу», а если его нет, то, открыв капот, быстро снять любой провод с выводов батареи. После этого необходимо найти и устранить короткое замыкание. Следует помнить, что чаще всего короткое замыкание происходит из-за повреждения изоляции провода в местах, где он проходит через отверстия в кузове, в местах крепления или при касании токонесущего провода стартера горячей приемной трубы глушителя (автомобили «Жигули»).

Неисправен конденсатор. Характерным признаком неисправности конденсатора является чрезмерное искрение между контактами прерывателя при пуске двигателя. Конденсатор можно проверить несколькими способами.

Пробой конденсатора на «массу» можно проверить при помощи переносной лампы (рис. 6, а). Для этого необходимо отсоединить провод катушки зажигания и провод конденсатора от зажима К прерывателя и к ним подключить переносную лампу. Если лампа горит при включенном зажигании, то конденсатор неисправен.

Конденсатор можно проверить также, отсоединив от зажима К прерывателя черный провод, идущий от катушки зажигания, и касаясь им отсоединенного от прерывателя провода конденсатора (рис. 6, б). Появление искрения между концами проводов при включенном зажигании свидетельствует о пробое конденсатора.

Исправность конденсатора выявляют также зарядом его током высокого напряжения от катушки зажигания и разрядом на «массу» (рис. 6, в). Появление разрядной искры со щелчком между проводом конденсатора и его корпусом означает, что он исправен. Если после заряда нет разрядной искры, конденсатор дает утечку тока.

Можно проверить конденсатор также следующим образом. Отключить его и проворачивать коленчатый вал двигателя. Если при этом появляется очень слабая искра между центральным высоковольтным проводом и «массой» и происходит сильное искрение контактов прерывателя, то конденсатор неисправен и требует замены.

Нарушен зазор между контактами прерывателя. Нормальный зазор между максимально разомкнутыми контактами прерывателя должен составлять на автомобилях ВАЗ 0,40±0,03 мм, на остальных легковых автомобилях 0,35—0,45 мм. Контакты при этом должны быть чистыми, сухими и плотно прилегать друг к другу всей’ поверхностью. При необходимости контакты следует зачистить. При очень малом зазоре искра на электродах свечи слабая или не возникает совсем. При очень большом зазоре, когда контакты полностью не смыкаются, искры также не будет. В таких случаях двигатель не пускается.

Зазор между контактами прерывателя следует регулировать в такой последовательности. Снять крышку распределителя (ротор) и, медленно проворачивая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, установить кулачок валика привода распределителя в такое положение, при котором контакты прерыва­теля будут максимально разомкнуты. Затем проверить зазор между контактами плоским щупом.

Если зазор между контактами не соответствует норме, необходимо отпустить стопорный винт 4 (рис. 7, б) и при помощи эксцентрикового винта 1 (рис. 7, а), смещая пластину 2 стойки неподвижного контакта (у автомобилей «Москвич», «Запорожец») или смещая отверткой контактную стойку 3 (на автомобилях «Жигули»), установить необходимый зазор. После этого закрепить стопорный винт 4 и вновь проверить зазор между контактами. Если зазор между контактами прерывателя отличается от нормального менее чем на 0,05 мм, регулировать его не следует.
Неправильная установка момента зажигания. От правильной установки зажигания зависят мощность, экономичность и устойчивость работы двигателя.

Чрезмерно позднее или раннее зажигание вредно сказываются на работе двигателя. При слишком позднем зажигании горение смеси происходит при увеличивающемся объеме и пониженном давлении газов в цилиндре, а поэтому мощность и экономичность двигателя понижаются. В этом случае догорание смеси в цилиндре происходит в течение всего такта расширения, что вызывает сильный перегрев двигателя.

Отрицательное действие на работу двигателя оказывает и слишком раннее зажигание. В этом случае горючая смесь воспламеняется преждевременно и резко нарастает давление газов до прихода поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ), что значительно препятствует движению поршня. В результате уменьшается мощность и экономичность двигателя, а работа под нагрузкой сопровождается стуками и повышенным нагревом; на холостом ходу двигатель работает неустойчиво.

Если зажигание установлено неправильно, двигатель не пустится.

Устанавливать зажигание рекомендуется в таком порядке.
Поставить поршень первого цилиндра в крайнее верхнее положение, соответствующее концу такта сжатия. Для этого необходимо вывернуть свечу первого цилиндра и, закрыв свечное отверстие пальцем, вращать коленчатый вал двигателя до начала сжатия в первом цилиндре. Палец будет ощущать давление сжатого воздуха. Затем, медленно вращая коленчатый вал, точно совместить метки установки зажигания (рис. 8). На двигателе автомобиля «Запорожец» (рис. 8, а) метка 4 (МЗ) на шкиве коленчатого вала должна совпадать с меткой 1 (выступ) на крышке распределительных шестерен; на двигателе автомобиля «Москвич» первая метка 3 (рис. 8, б) на шкиве коленчатого вала (по ходу вращения) должна совпадать с установочным штифтом 2 на передней крышке блока цилиндров; на двигателе автомобиля ГАЗ-24 «Волга» первая метка 4 (рис. 8, в) на шкиве коленчатого вала должна совпадать с концом штифта 2 на крышке распределительных шестерен; на двигателе автомобиля ВАЗ метка 7 (рис. 8, г) на шкиве коленчатого вала должна совпадать со средней меткой 4 на крышке механизма распределения. Затем установить стрелку октан-корректора 3 на нулевое деление шкалы (см. рис. 5). При необходимости отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Начало размыкания контактов лучше всего установить с помощью переносной лампы (прилагаемой к автомобилю). Для этого надо подключить переносную лампу одним проводом к «массе“, а другим — к зажиму провода низкого напряжения на прерывателе-распределителе. Затем включить зажигание, снять крышку прерывателя-распределителя и отпустить гайку крепления его корпуса к двигателю и медленно поворачивать рукой корпус прерывателя-распределителя против направления вращения ротора до момента размыкания контактов, который точно определяется по загоранию переносной лампы. В этом положении необходимо закрепить корпус прерывателя-распределителя, установить на место крышку прерывателя-распределителя. При этом боковой электрод крышки, против которого стоит ротор, следует соединить высоковольтным проводом со свечой первого цилиндра. Остальные провода соединить со свечами в соответствии с порядком работы двигателя, учитывая направление вращения ротора.

После этого необходимо проверить правильность установки зажигания во время короткого пробега автомобиля, предварительно прогрев двигатель до нормального теплового режима (температура охлаждающей жидкости 80—90 °С).

Установка зажигания считается правильной, если при движении автомобиля на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 45—50 км/ч резкое до отказа нажатие на педаль управления дроссельными заслонками вызывает незначительные и кратковременные детонационные стуки.

Отсутствие стуков означает, что зажигание позднее. В этом случае необходимо ослабить крепление корпуса 2 (рис. 9) прерывателя-распределителя на двигателе и повернуть его рукой против направления вращения кулачка на одно-два деления шкалы 1 октан-корректора в сторону опережения (+), а при сильных детонационных стуках — по направлению вращения кулачка в сторону запаздывания (—). Регулируя установку зажигания, необходимо добиться устойчивой работы двигателя автомобиля. После этого вновь закрепить корпус прерывателя-распределителя на двигателе. Если не удается обеспечить правильной установки момента зажигания с помощью октан-корректора, необходимо вновь установить зажигание в последовательности, указанной выше.

Нарушение изоляции проводов высокого и низкого напряжения. В процессе эксплуатации автомобиля нарушение изоляции проводов высокого и низкого напряжения происходит по причине попадания на них бензина, масла, капель электролита, горячей воды или в результате механических повреждений. Особенно быстро протирается изоляция у плохо закрепленных проводов во время движения автомобиля. Поврежденная изоляция проводов нередко является причиной короткого замыкания в электрических цепях низкого или высокого напряжения. Разумеется, что в этом случае между электродами свечи зажигания искры не будет и двигатель не пустится.

Поэтому при осмотре автомобиля обращайте внимание на состояние изоляции проводов, надежность их крепления. Провода низкого и высокого напряжения должны быть чистыми, гибкими, надежно закрепленными и не иметь повреждений, следов коррозии и грязи. Наличие на оплетке проводов капель масла, бензина или других каких-либо технических жидкостей не допускается.

Обнаруженную внешним осмотром влажную оплетку проводов следует насухо протереть ветошью. Если провода имеют изношенную (потрескавшуюся или поврежденную) изоляцию, то в качестве временной меры рекомендуется поврежденные места проводов обмотать изоляционной лентой, а при первой возможности заменить.

Окисление контактов прерывателя. При работе двигателя контакты прерывателя постепенно загрязняются и окисляются, т. е. на их поверхности образуется окалина. Сильное окисление (загрязнение) контактов нередко является причиной значительного уменьшения тока низкого напряжения в катушке зажигания, что приводит к слабой искре между электродами свечи зажигания или к полному ее отсутствию. В результате двигатель не пускается. Убедиться в неисправности (окислении) контактов при нормальном зазоре между ними можно при помощи переносной лампы (1 2 В). Для этого один конец провода переносной лампы подсоединить к „массе“ автомобиля, а другой — сначала подключить к неподвижному контакту прерывателя (см. рис. 5), а затем к подвижному при замкнутых контактах. Если же переносная лампа не загорится при подключении ее к неподвижному контакту и загорится при подключении к подвижному, то это свидетельствует о неисправности контактов прерывателя. Контакты сильно обгорели (окислились) и ток через них не проходит. В этом случае необходимо надфилем зачистить контакты, для чего установить кулачок прерывателя в состояние полного смыкания контактов, а затем рукой отвести подвижный контакт от неподвижного на расстояние, равное толщине надфиля. Установив надфиль между контактами и придавая ему возвратно-поступательное движение, зачистить контакты. При незначительном окислении зачистку контактов можно произвести абразивной пластиной или мелкой стеклянной шкуркой.

Вырезав из шкурки две узенькие полоски и склеив их рабочими сторонами наружу клеем БФ-2, получите тонкую пластинку с необходимой жесткостью. Такая пластинка позволит зачищать контакты, не нарушая их параллельности, что очень важно для площади соприкосновения контактов. Не рекомендуется производить зачистку каждой поверхности контактов в отдельности. Это очень часто приводит к неравномерной площади их прилегания.

После зачистки контактов обдуть панель прерывателя воздухом, затем протереть контакты замшей, слегка смоченной в чистом бензине. Контакты должны быть чистыми, сухими и плотно прилегать друг к другу всей поверхностью. Нельзя подчищать контакты крупной наждачной шкуркой, монетами, гак как оставшийся на контактах металл значительно ускоряет их обгорание.

Если зачистка не дает желаемого результата, что часто бывает при большом износе, контакты необходимо заменить. Неисправна катушка зажигания. Эта неисправность встречается в практике эксплуатации легковых автомобилей очень редко. В случае неисправности катушки зажигания двигатель не пускается. Характерным признаком неисправной катушки зажигания является ее повышенная температура при выключенном зажигании. Это легко определить рукой на ощупь.

Убедиться в исправности катушки зажигания можно следующим простым способом. Вынуть из зажима крышки распределителя центральный провод высокого напряжения и установить зазор 5—7 мм между наконечником этого провода и „массой“ автомобиля. Если катушка исправна, то в этом зазоре при про­ворачивании коленчатого вала двигателя в момент размыкания контактов будет возникать сильная искра с голубым отливом. Слабая искра или ее отсутствие свидетельствуют о неисправности катушки зажигания. Можно предположить, что в обмотках катушки зажигания произошло короткое замыкание. Наиболее распространенной причиной преждевременной неисправности катушки зажигания является включенное длительное время зажигание при неработающем двигателе. От повышенной температуры изоляция обмоток катушки зажигания высыхает, осыпается, что и приводит к короткому замыканию. Обнаруженную неисправную катушку зажигания необходимо заменить. Для замены можно использовать катушку зажигания любого отечественного легкового автомобиля с напряжением системы электрооборудования 12 В. Такая катушка зажигания обычно подходит и по местам крепления. При этом необходимо иметь в виду, что катушки зажигания некоторых отечественных легковых автомобилей имеют не две, а три клеммы: ВК, ВК-Б и третью клемму без обозначения. В этом случае, например, для замены катушки на автомобилях ВАЗ, с распределителем следует соединить клемму без обозначения, второй провод присоединить к клемме ВК-Б, а клемму ВК оставить свободной. Кроме того, в этом случае нельзя также непосредственно использовать стандартный провод высокого напряжения, соединяющий катушку зажигания с распределителем. Его придется приспособить или, что еще лучше, заменить запасным проводом, не имеющим наконечника на одном из концов. При замене неисправной катушки зажигания запасной все провода должны быть правильно подсоединены, надежно закреплены и изолированы.

Нарушение нормального зазора в свечах зажигания. Двигатель легкового автомобиля эффективно работает только при определенном зазоре между электродами свечей зажигания. Зазор в свечах зажигания должен соответствовать требованиям заводской инструкции по эксплуатации автомобиля. При меньшем зазоре искра между электродами свечи получается короткой и слабой, сгорание топливной смеси ухудшается. При большом зазоре увеличивается напряжение, необходимое для пробивания воздушного промежутка между электродами свечи, и искры вообще может не быть.

В обоих случаях двигатель не пускается. Ориентировочно убедиться в том, что двигатель не пускается по причине неисправности свечей зажигания, не выворачивая их из двигателя, можно следующим простым способом. Снять провод высокого напряжения со свечи, например, первого цилиндра и установить зазор 5—7 мм между наконечником этого провода и „массой“ автомобиля. Хорошая бесперебойная искра, возникающая в этом зазоре при прокручивании коленчатого вала двигателя стартером или пусковой рукояткой, свидетельствует об исправной цепи тока высокого напряжения и о неисправности свечей зажигания. В этом случае необходимо проверить состояние свечей зажигания, вывертывая их из двигателя. Причин неисправностей свечей зажигания может быть несколько: нарушение нормального зазора между электродами свечи или замасливание (нагар) электродов, трещины изолятора, оплавленные и корродированные электроды (рис. 10).
Обнаруженный нагар на свечах рекомендуется очищать щеткой из медной упругой проволоки, предварительно размягчив нагар в керосине. Нельзя прожигать свечи открытым пламенем во избежание повреждения изолятора, а также не реко­мендуется очищать свечи острыми металлическими предметами, напильником, стеклянной или наждачной шкуркой.

После очистки свечей необходимо проверить зазор между электродами при помощи круглого щупа из проволоки (рис. 11), прикладываемого к инструменту водителя. Их желательно иметь два. Например, щуп 0,8 мм свободно проходит между электродами, щуп 0,95 мм свободно пройти не может. Не рекомендуется для замера зазора применять плоские щупы, так как в этом случае результаты будут неточными. Объясняется это следующим образом. При работе свечи происходит перенос металла с одного электрода на другой. Из-за этого на центральном электроде образуется бугорок, а на боковом — впадина. Поэтому для замера зазора подходят только круглые щупы.

Зазор между электродами свечи регулируют (устанавливают) только подгибанием бокового электрода при помощи специального ключа. Нельзя для этих целей применять плоскогубцы, так как ими можно повредить электрод свечи.

Категорически запрещается устанавливать зазор между электродами подгибанием центрального электрода свечи, так как это приводит к повреждению свечи.

Напомним водителям, что с наступлением зимы для снижения пробивного напряжения нормальный зазор между электродами свечей можно уменьшить на 0,1—0,2 мм. Объясняется это тем, что длительное прокручивание двигателя стартером при низкой температуре окружающего воздуха настолько может разрядить даже новую аккумуляторную батарею, что ее напряжения не хватит для образования искры в нормальном зазоре между электродами свечей.

Помните, что от состояния свечей зажигания зависит не только пуск двигателя, но и ощутимо экономичность автомобиля. Пристальное внимание к свечам зажигания — лучший залог предотвращения неисправностей такого рода.

Неисправен выключатель (замок) зажигания. Нередко причиной затрудненного пуска двигателя может быть неисправность выключателя (замка) зажигания (рис. 12). Чтобы убедиться в этом, необходимо на автомобиле, например ВАЗ, подсоединить один конец провода переносной контрольной лампы к „массе“ автомобиля, а второй — к клемме 50 выключателя зажигания (рис. 13) и повернуть ключ выключателя зажигания в положение пуска. Если переносная контрольная лампа горит вполнакала (или не горит), значит, неисправность в выключателе (замке) зажигания.

Аккумуляторная батарея разряжена. Если при пуске двигателя стартер медленно проворачивает коленчатый вал, свет ламп накаливания (при включении фар или подфарников) тусклый, звук сигнала при его включении слабый, то это является характерным признаком разряженности аккумуляторной батареи или ее неисправности.

Чтобы определить техническое состояние аккумуляторной батареи (рис. 14), рекомендуется проверить уровень и плотность электролита. Для проверки уровня электролита (рис. 14, а) необходимо отвернуть пробки отверстий в крышках всех элементов аккумуляторной батареи. Взять в руку открытую с обоих концов тонкую (диаметром 4—5 мм) стеклянную трубку длиной 100—150 мм и погрузить ее в электролит до упора в предохранительную сетку, которая закрывает пластины элементов аккумуляторной батареи. Плотно зажав пальцем открытый конец трубки, вынуть ее из отверстия. Оставшийся в стеклянной трубке столбик электролита укажет высоту его уровня. Во всех элементах аккумуляторной батареи уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительной сетки. После определения уровня электролита в каждом элементе следует обратно слить электролит из трубки, введя его в отверстия и отжав палец от верхнего конца трубки.

Плотность электролита в аккумуляторной батарее можно определить при помощи ареометра (плотномера, рис. 14, б) в такой последовательности: сжать резиновую грушу 1 ареометра для удаления воздуха из его колбы 2 и установить нижний конец трубки ареометра в заливное отверстие аккумуляторной батареи так, чтобы он был погружен в электролит. Медленно отпуская грушу, наполнить колбу электролитом до всплытия поплавка 3 ареометра. Деление на шкале ареометра, совпадающее с уровнем электролита, указывает ее плотность.

У полностью заряженной аккумуляторной батареи плотность электролита в зависимости от климатических условий района эксплуатации должна соответствовать данным, приведенным в табл. 1.
При измерении уровня и плотности электролита необходимо следить за тем, чтобы на батарею, кузов и другие детали автомобиля не попали капли электролита, содержащие серную кислоту, которая вызывает коррозию.

Степень разряженности аккумуляторной батареи при эксплуатации автомобиля допускается зимой не более 25 % и летом — 50 %, т.е напряжение аккумулятора при замере нагрузочной вилкой должно устойчиво держаться в течение 5 с в первом случае не ниже 1,6— 1,7 В, а во втором 1,5—1,6 В. Если напряжение аккумулятора ниже 1,5—1,6 В, то батарею нужно зарядить.

Аккумуляторную батарею можно подзарядить, не снимая ее с автомобиля. Но в этом случае для пуска двигателя можно использовать исправную аккумуляторную батарею от другого автомобиля. Для этого надо установить оба автомобиля так, чтобы батареи находились на самом близком расстоянии друг от друга. Затем одним проводом сечением не менее 50 мм соединить „массы“ обоих автомобилей, другим — зажимы стартеров и пустить двигатель автомобиля с разряженной акку­муляторной батареей. После пуска двигателя необходимо увеличить частоту вращения коленчатого вала, чтобы батарея заряжалась, и отсоединить оба провода.

Если по своему техническому состоянию аккумуляторная батарея не принимает заряд, ее необходимо отправить в ремонт на СТО. Чтобы увеличить срок службы аккумуляторной батареи, необходимо ежедневно следить за надежностью ее крепления в гнезде подкапотного пространства, состоянием ее поверхностей, вентиляционных отверстий в пробках аккумуляторов, креплением наконечников проводов на выводных клеммах.

Наконечники проводов должны быть исправными, надежно закрепленными на выводных клеммах, а открытые их поверхности смазаны тонким слоем технического вазелина или солидола

 


<== предыдущая | следующая ==>
Пациентка ВАЗ 21011 1977г.в. Двигатель прошел 213491км. без кап. ремонта | Краткое описание коллекторного двигателя постоянного тока

Date: 2015-05-05; view: 423; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию