Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участие в соревнованиях






 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общее время каждого за­нятия, мин


 

 


Примечание. Время на разминку и заключительную часть не учитывается. Предварительно смотри нагрузки в III и IV неделях мая после первых соревнований (табл. 9).


ных соревновательных упражнениях и прикидки. При этом моби­лизуются физические и морально-волевые качества, преобладает соревновательный метод воспитания специальной выносливости.

За 2 дня до соревнований тренировочные занятия прекраща­ют. После проведения основных соревнований подводят итоги основных двух периодов тренировочной работы и определяют условия занятий переходного периода.

Итоги могут быть самыми неожиданными. Очень часто нович­ки, не отличавшиеся вначале физическими данными, к концу тре­нировочного года становятся ведущими спортсменами в коллек­тиве или секции. И наоборот, очень сильные новички не смогли раскрыть свои физические возможности и показывают низкие спортивные результаты. Последних ни в коем случае нельзя счи­тать бесперспективными. Необходимо выявить причины слабых результатов и устранить их в следующем тренировочном году.

Практика подтверждает, что даже после нескольких лет заня­тий спортсмен может показывать сравнительно слабые резуль­таты, а затем в течение очень короткого времени происходит рез­кий скачок роста в том или другом соревновательном упражнении и общего спортивного результата в целом.

В плане на следующий тренировочный год обязательно дол­жна быть учтена индивидуальная работа с «неперспективными» спортсменами.

После проведения основных соревнований заканчивается со­ревновательный период и наступает переходный, основные за­дачи которого — сохранение на определенном уровне общей тренированности, необходимой для начала нового цикла трени­ровки, и обеспечение полноценного активного отдыха.

В переходном периоде всю тренировочную работу ведут, по возможности, игровым методом. Предпочтение отдают другим видам спорта (бег, спортивные игры). Соревновательные и спе­циально-вспомогательные упражнения занимаюттеперь 15-20% всего времени тренировки и выполняют их с целью поддержания специальной тренированности. Общий объем и интенсивность нагрузки резко снижаются, преобладает умеренная работа. Для обеспечения полноценного отдыха необходимо избегать моно­тонной и однообразной нагрузки, желательно разнообразить занятия и проводить их на высоком эмоциональном фоне.

В переходном периоде проводят более углубленный анализ всего тренировочного года и тщательно продумывают план на следующий год.

Примерные планы занятий в середине второго месяца (с 5 по 8 занятие) для начинающих спортсменов со средней предварительной подготовкой

План занятия № 5 (продолжительность 10 мин).

Задачи: закрепление техники толчка; развитие силы мышц спины и ног; воспитание общей выносливости.

Разминка (15 мин): бег в умеренном темпе 500 м, гимнасти­ческие упражнения, выжимание гантелей или дисков от штанги, специально-вспомогательные упражнения для толчка с легкими гирями.

Основная часть (70 мин):

1. Толчок (на технику) 15 мин: 5 подходов с весом 16 кг+16 кг по 10—12 раз (интервал для отдыха — 2-2,5 мин).

Примечание: обратить внимание на сочетание движений с дыханием и расслабленность мышц при выполнении упражнения.

2. Специально-вспомогательные упражнения для толчка по индивидуальному заданию (20 мин) (упражнение выполняют с легкими гирями). ~

3. Наклоны с гирей за головой (10 мин): 3 подхода с весом 16— 24 кг по 8—10 раз (отдых 2 мин).

Примечание: обратить внимание на положение спины и ды­хание.

4.Приседания с гирями на плечах (15 мин): 1 подход с весом 16 кг + 16 кг по 10 раз; 4 подхода с весом 24 кг+ 24 кг по 6—8 раз (отдых 2—2,5 мин).

5. Игра в футбол или ручной мяч (30 мин).

Заключительная часть (5 мин): ходьба, легкие гимнастиче­ские упражнения, упражнения для восстановления дыхания.

План занятия № 6 (продолжительность 80 мин).

Задачи:закрепление техники рывка, развитие силы мышц рук воспитание общей выносливости.

Разминка (12 мин): бег в умеренном темпе 400 м, гимнасти­ческие упражнения, упражнения с легкими отягощениями.

Основная часть (60 мин):

1. Специально-вспомогательные упражнения для рывка по индивидуальному заданию (15 мин).

Примечание: обратить внимание на сочетание двйжений с дыханием.


2. Жим гири, сидя, поочередно (15 мин): 1 подход с весом 12 кг по 10 раз; 3 подхода с весом 16 кг по 15—20 раз (отдых 2 мин).

3. Приседания с гирями на плечах (15 мин): 1 поход с весом 16 кг+16 кг по 10 раз; 4 подхода с весом 24 кг + 24 кг по 6—10 раз (отдых 1,5—2 мин).

4. Бег в умеренном темпе (15 мин).

Заключительная часть (8 мин): ходьба, упражнения на вос­становление дыхания и расслабление мышц.

План занятия № 7 (продолжительность 110 мин).

Задачи: закрепление техники толчка, развитие силы мышц спины и ног, повышение общей работоспособности.

Разминка(\Ь мин): бег в умеренном темпе 400—500 м, гимна­стические упражнения, имитирующие упражнения толчка с лег­кими отягощениями.

Основная часть (90 мин):

. 1. Толчок (20 мин): 1 подход с весом 16 кг + 16 кг по 10 раз; 5 подходов с весом 16 кг + 16 кг по 16—20 раз (отдых 2 мин).

Примечание: обратить внимание на технику выталкивания и сочетание движений с дыханием.

2. Специально-вспомогательные упражнения для толчка по индивидуальному заданию (15 мин).

3. Наклоны с гирей за головой (12 мин): 1 подход с весом 16 кг по 6—8 раз; 3 подхода с весом 24 кг по 8—10 раз (отдых 2 мин).

4. Приседания с гирями на плечах (18 мин): 1 подход с весом 16 кг + 16 кг по 10 раз; 4—5 подходов с весом 24 кг + 24 кг по 8— 10 раз (отдых 2—2,5 мин).

5. Спортивные игры (25 мин).

Заключительная часть (5 мин): ходьба, упражнения на вос­становление дыхания и расслабление мышц.

План занятия № 8 (продолжительность 70 мин).

Задачи:закрепление техники рывка, развитие силы мышц рук, повышение общей работоспособности.

Разминка(15 мин): бег в умеренном темпе 400—500 м,упраж­нения с легкими отягощениями, специально-вспомогательные упражнения для рывка с легкими гирями.

Основная часть (50 мин):

1. Рывок легкой гири (15 мин): 1 подход с весом 12 кг по 25 раз; 3 подхода с весом 16 кг по 25—30 раз (отдых 2 мин)..

Примечание: обратить внимание на правильность подрыва и сочетание движений с дыханием.

2. Подтягивание гири до уровня подбородка (10 мин): 1 под­ход с весом 12 кг по 10 раз; 3 подхода с весом 16 кг по 10—12 раз (отдых 2 мин).

3. Жим двух гирь, лежа на скамейке (10 мин): 4 подхода с ве­сом 16 кг+ 16 кг по 10—15 раз (отдых 2 мин).

4. Бег в умеренном темпе (15 мин).

Заключительнаячасть(5 мин): упражнения на восстановле­ние дыхания и расслабление мышц.

Данный (примерный) цикл занятий составлен для людей, за­нимающихся самостоятельно и в группах (секциях), не имеющих главного спортивного снаряда для развития силы — штанги. Если штанга имеется, то силовые упражнения (жим лежа и жим из-за головы, тяги, приседания, пружинящие полуприседы) рекомен­дуется выполнять с ней.

Подменять толчковые и рывковые махи гири тягой штанги не следует. Первые предназначены в основном для развития сило­вой и специальной выносливости, совершенствования техники, а тяги — для развития силы мышц спины и лишь в некоторой сте­пени (при многократных повторениях) — силовой выносливости.

В зависимости от уровня развития отдельных физических ка­честв занимающихся (силы и выносливости), время, отведенное в каждом занятии на воспитание того или другого качества, мо­жет быть уменьшено или увеличено: для сильных, не выносли­вых — больше времени на выносливость и наоборот. Таким обра­зом подтягивают слабые места в подготовке спортсмена, устраняют диспропорцию в физическом развитии. В зависимости от силы и веса спортсмена вес гирь и количество повторений в одном под­ходе могут быть различными.


Очень важно на каждом отдельном занятии акцентировать вни­мание на каком-нибудь одном соревновательном упражнении (на­пример, толчке), все остальные упражнения как бы дополняют ос­новное, делают занятие более объемным и содержательным.

На другом занятии главным упражнением будет рывок и т. д. Так же можно чередовать и специальные упражнения, когда со­ревновательные в занятии не предусмотрены (не запланированы). Чередование акцентов в занятиях способствует эффективному закреплению техники, совершенствованию в ней, а также воспи­танию специальных физических качеств гиревика и повышению спортивного мастерства.

Большое значение имеет чередование условий выполнения со­ревновательных и специальных упражнений. Существуют различ­ные варианты тренирбвки в толчке и рывке. Одни наиболее эф­фективны в первые месяцы занятий с новичками для закрепления техники и постепенного втягивания в специальную работу с гиря­ми, другие — для совершенствования техники в усложненных ус­ловиях (на фоне усталости), воспитания силовой и специальной выносливости (их используют в последние месяцы подготовитель­ного и соревновательного периодов). Чередование акцентов и постепенный переход от простых вариантов выполнения упраж­нения к более сложным также вносит определенное разнообра­зие в занятия, позволяет избежать привыкания организма к на­грузкам.

Примерные варианты тренировки в толчке во втором месячном цикле подготовительного периода для начинающих спортсменов

1. 5 подходов с весом 16 кг + 16 кг по 10 раз (отдых 2 мин).

2. 5 подходов с весом 16 кг+ 16 кгпо5, 7, 10, 20,15,10, 7 раз (отдых 2 мин).

3. 5 подходов с весом 16 кг + 16 кг по 5, 10, 5, 15, 5, 20, 5, 15 раз (отдых 2 мин).

4. 5 подходов с весом 16 кг + 16 кг по 30,25,15,10 раз (отдых 2—2,5 мин).

В данных вариантах применяется повторный метод воспита­ния физических качеств. Это наиболее эффективный метод зак­репления техники и повышения специальной работоспособности при выполнении соревновательных упражнений на начальном эта­пе подготовки.

По этому же принципу проводят тренировку в рывке и выпол­нение специальных упражнений для толчка и рывка.

Примерно через один-два месяца занятий эти варианты услож­няют: увеличивают количество подходов, повторений в каждом подходе, вес гирь (на 2—4 кг) и т. п.

Главной задачей является постепенное увеличение общего объема нагрузки. Параллельно, не превышая темпов роста объе­ма, повышают и интенсивность нагрузки, продолжают совершен­ствовать технику в более сложных условиях выполнения упраж­нений.


К концу I этапа подготовительного периода объем нагрузки достигает запланированного максимума — наступает его времен­ная стабилизация. На первый план выступает дальнейшее по­вышение темпов роста интенсивности нагрузки как в соревно­вательных, так и в специальных упражнениях. Чтобы избежать привыкания (адаптации) организма к определенным нагрузкам, на этом этапе подготовки снова необходимо изменять условия выполнения соревновательных и специальных упражнений (т. е. варианты толчковых и рывковых тренировок), сокращать время отдыха между подходами. Отдых между одними подходами (если выполнялось большое количество повторений) может быть 3— 4 мин и более, между другими (в зависимости от задач трениров­ки) — 1 мин и менее.

Примерные усложненные варианты выполнения специальных и соревновательных упражнений в последних месячных циклах II этапа подготовительного периода

Варианты толчка:

1. 4—5 подходов с весом 20 кг + 20 кг по 10—20 раз (отдых 15—30 с). В данном варианте усложнение происходит за счет со­кращения времени отдыха между подходами.

2.4—5 подходов с весом 20 кг + 20 кг по 30,15,12,10,8,5 раз (отдых 15—30 с). Этот вариант отличается выполнением упраж­нения в утомленном состоянии.

3. 4—5 подходов с весом 20 кг + 20 кг (по 25 раз) + 16кг + 16 кг по 25 раз (без отдыха).

или с весом 20 кг + 20 кг (по 25 раз) + 16 кг + 16 кг по 15,12, 10, 8 раз (через 10—15 с). Эти варианты решают те же задачи, их применяют для внесения разнообразия в тренировочный процесс.

4.4—5 подходов с весом 20 кг+20 кг (по 30 раз) + с весом 20 кг (одной рукой) по 15 раз без отдыха, затем так же на вторую руку.

Могут быть и другие варианты выполнения толчка в зависимо­сти от этапа подготовки и квалификации спортсмена

По тому же принципу можно выполнять махи рывковые, подъе­мы одной гири на грудь и другие упражнения для рывка.

В большинстве случаев соревновательные и специальные уп­ражнения выполняют на фоне утомления различной степени. Это одно из важных условий воспитания силовой и специальной вы­носливости. Основной тренирующий эффект заключается в пос­ледних подходах и последних повторениях упражнения в каждом подходе.

Некоторые варианты по эффективности воздействия на орга­низм примерно одинаковы, их применяют в основном для внесе- ния.разнообразия в тренировочный процесс.

В зависимости от квалификации спортсмена и задач, решаемых на том или другом этапе подготовки, могут применяться самые раз­личные (как простые, так и усложненные) варианты тренировки в соревновательных упражнениях, отличающиеся количеством под­ходов, повторений упражнений в каждом подходе, весом гирь, интервалом отдыха между отдельными подходами, изменением темпа выполнения упражнения и т. д.

Упражнения, выполняемые с переменным темпом до 70% от лучшего результата и выше, а также контрольные прикидки в том или ином соревновательном упражнении можно считать макси­мально сложным вариантом тренировки, требующим предельно­го физического и волевого напряжения. На практике этот метод воспитания специальной выносливости применяется после того, как спортсмен сможет выполнять толчок или рывок в умеренном или даже замедленном темпе в течение 10 минут, отведенных правилами; для спортсменов со средними физическими данными этот метод можно использовать примерно в конце подготовитель­ного и соревновательном периодах на втором году занятий, ког­да он будет готов к таким нагрузкам.

Все эти варианты можно отнести к так называемому ударно­му методу воспитания специальной выносливости. Такой метод требует повышенного физического и волевого напряжения, по­этому применять его надо очень осторожно, при условии доста­точной физической и технической подготовки.

- В последнем месяце подготовительного и в соревновательном периодах достаточно подготовленные спортсмены могут вклю­чать в недельный цикл 1—2 тренировки с использованием услож­ненных вариантов соревновательных упражнений. Частое их при­менение, тем более в большом объеме, может очень быстро привести к переутомлению и снижению спортивном формы пе­ред соревнованиями. Поэтому ударные тренировки лучше про­водить после дня отдыха и при обязательном уменьшении как общей, так и специальной нагрузки.

На II этапе подготовительного периода наиболее сильные спортсмены полутяжелых и тяжелых весовых категорий все чаще применяют соревновательные гири.

Варианты тренировок с применением соревновательных гирь — такие же. Вначале надо привыкать к ним постепенно, используя повторный метод воспитания физических качеств, затем, за счет увеличения количества повторений в каждом подходе и сокраще­ния интервала отдыха, повышать интенсивность нагрузки.

Соотношение объема нагрузки с облегченными и соревнова­тельными гирями может быть различным и изменяться в зависи­мости от подготовки спортсмена и его физического состояния.

Работать над повышением темпа с соревновательными гиря­ми не следует до тех пор, пока спортсмен не сможет выполнять то или другое классическое упражнение в замедленном темпе в течение 10 минут.

Главная цель усложненных вариантов тренировки в соревно­вательных упражнениях в конце подготовительного периода — подведение физических, морально-волевых и других качеств спортсмена, функционального состояния организма к высшей «боевой» готовности.

Примерные варианты тренировочных занятий в конце подготовительного периода для занимающихся 1-го года обучения

Занятие № 1 (продолжительность 115 мин).

Задачи: развитие специальной выносливости в толчке, совер­шенствование выталкивания гирь от груди, развитие силы ног.

Разминка (15 мин): бег в умеренном темпе 400—600 м, упраж­нения на растяжение мышц и подвижность суставов, упражнения с легкими отягощениями, специально-вспомогательные упражне­ния для толчка с легкими гирями.

Основная часть (95 мин):

1. Швунг толчковой одной гири поочередно одной и другой рукой: 2 подхода с весом 20 кг по 10—15 раз; 2 подхода с весом 20 кг по 20—25 раз (отдых 2 мин).

2. Толчок облегченных гирь: 6 подходов с весом 20 кг + 20 кг по 10—20 раз (отдых 30 с); с весом 16 кг + 16 кг — 60—70% от предельного результата.

3. Полутолчок соревновательных гирь без отрыва от груди: 4 подхода с весом 24 кг + 24 кг до утомления — 70—80% от пре­дельного результата (отдых 3 мин).

4. Приседания со штангой на плечах: 4—5 подходов с весом 60— 70% от предельного результата по 5—7 раз (отдых 2,5—3 мин).

Заключительная часть (5 мин): упражнения на расслабление мышц, ходьба в спокойном темпе. Данное занятие имеет толчко­вую направленность.

Занятие № 2 (продолжительность 90 мин).

Задачи: совершенствование техники рывка с соревнователь­ными гирями, развитие силы и выносливости мышц-сгибателей пальцев.

Разминка (15 мин): ходьба, гимнастические упражнения на растяжение мышц и подвижность суставов, упражнения с легки­ми отягощениями, специально-вспомогательные упражнения для рывка с легкой гирей.

Основная часть (70 мин):

1. Рывок: 2 подхода с весом 20 кг по 7—10 раз; 4 подхода с весом 24 кг по 10—15 раз (отдых 1—2 мин); 2 подхода с весом 16 кг по 50 раз (отдых 3—4 мин).

/

2. Махи легкой и облегченной гири на кончиках пальцев по­очередно через 4—5 повторений: 2 подхода с весом 16 кг по 50 раз (в сумме) (отдых 3 мин).

3. Беге переменной скоростью (посамочувствию) (15 мин).

Заключительная часть (5 мин): ходьба, упражнения на рас­слабление мышц и восстановление дыхания.

Занятие № 3 (продолжительность 120 мин).

Задачи: развитие специальной выносливости при выполнении толчка, совершенствование в технике толчка с соревновательны­ми гирями, развитие силы мышц ног.

Разминка(15 мин): спортивная ходьба, легкий бег, гимнасти­ческие упражнения, общеразвивающие и специальные упражне­ния с легкими отягощениями.

Основная часть (100 мин):

1. Толчок: 2 подхода с весом 20 кг + 20 кг по 10 раз; с весом 24 кг + 24 кг по 5, 7, 10, 12, 15, 12, 10, 7 раз (отдых 1-2 мин); 2 подхода с весом 16 кг + 16 кг по 50—60 раз (отдых 4 мин).

2. Приседания со штангой на плечах: 4 подхода с весом 60— 70% от лучшего результата по 4—5 раз (отдых 3 мин).

3. Пружинящие сгибания и разгибания руки с гирей вверху: 3—4 подхода с весом 16 кг по 40—50 раз (отдых 3 мин).

4. Полуприседы различной глубины с гирями вверху на пря­мых руках: 3 подхода с весом 16 кг •+ 16 кг по 15 раз.

5. Бег в умеренном темпе или игра в ручной мяч (15 мин).

Заключительная часть (5 мин): ходьба, упражнения на рас­слабление мышц и восстановление дыхания.

Занятие № 4 (продолжительность 80 мин).

Задачи: воспитание силовой выносливости мышц-сгибателей пальцев и спины, развитие силы ног.

Разминка (15 мин): бег в умеренном темпе 1000 м, гимнасти­ческие упражнения, упражнения с легкими отягощениями.

Основная часть (65 мин):

1. Махи рывковые поочередно через один подъем: 1 подход с весом 16 кг по 50 раз (в сумме); 3 подхода с весом 24 кг по 75— 100 раз (в сумме); 3 подхода с весом 16 кг по 75 раз (в сумме) (отдых между подходами 4 мин).


Примечание: поднимать вес, изменяя высоту до уровня по­яса, груди, головы и выше.

2. Приседания со штангой на плечах (20 мин): 1 подход с ве­сом 50% по 6—8 раз; 1 подход с весом 60% по 6—8 раз; 4 подхо­да с весом 75% по 5—6 раз (отдых 3 мин).

Заключительная часть (5 мин): упражнения на расслабление мышц, ходьба в спокойном темпе.

Подготовка к соревнованиям

Гиревой спорт имеет свою специфику, характеризующую­ся довольно длительной работой — как по мощности, так и по времени. Атлет готовит себя к соревнованиям в течение длитель­ного периода. Все его действия направлены на то, чтобы поднять вес, как можно больший в сумме двух классических упражнений. Во время состязаний спортсмен повторяет привычные действия, отработанные на тренировках.

За месяц-полтора необходимо уделить большое внимание специальной подготовке к ответственным состязаниям, более тщательно следить за весом, ежедневно (натощак) взвешиваться и, регулируя питание, подгонять вес тела к норме.

В это время снижается тренировочная нагрузка в общеразви- вающих упражнениях. За 20—30 дней до соревнований почти пол­ностью исключаются упражнения из других видов спорта, кроме бега. Тренировка становится узко направленной. Включаются суперсерии и «проходки» до предела — как в рывке, так и в тол­чке, т. е. уменьшается общий объем работы и возрастает интен­сивность тренировки, в основном за счет сокращения количества вспомогательных упражнений: Количество подъемов от занятия к занятию уменьшается, но сохраняется интенсивность в класси­ческих упражнениях.

Необходимо помнить, что частое применение максимальных отягощений сопровождается чрезмерной нагрузкой на централь­ную нервную систему. Наслоение утомления от предыдущих заня­тий вызывает перенапряжение организма и разрушает технику.

На заключительном этапе подготовки к соревнованиям атле­ту необходимо выяснить свои высшие тренировочные результа­ты в классических упражнениях. С этой целью надо делать прикид­ки, причем последняя должна быть за несколько дней-до начала соревнований, чтобы организм успел восстановиться. Практика по­казала, что для восстановления сил, затраченных на максимальный подъем гирь в толчке, требуется больше дней отдыха, чем это необ­ходимо для восстановления после «проходки» в рывке. Поэтому атлет последний раз делает прикидку в толчке за 6—8 дней до со­ревнований, в рывке — за 3—4 дня.

На последних 2—3-х занятиях несколько уменьшается коли­чество подходов в классических упражнениях. Продолжитель­ность отдыха накануне соревнований зависит от способности организма к восстановлению, а также от возраста спортсмена. Чем быстрее проходит восстановительный период, тем короче может быть отдых между последним тренировочным занятием и днем выступления. Обычно это 1—2 дня.

Большое значение для накапливания нервной энергии и успеш­ного выступления на соревнованиях имеет не только правильная регулировка тренировочной нагрузки, но и строгий режим в по­вседневной жизни.


 

На заключительном этапе готовки к соревнованиям реко­мендуется лучше питаться и больше спать.

Накануне выступления полезно совершить вечернюю прогул­ку и лечь в постель в обычное время, не нарушая режима.

Если атлет снижал вес для перехода в более легкую весовую категорию, то на взвешивание надо прийти немного раньше, что­бы взвеситься в числе первых и успеть поесть. Пища лучше усво- ится, если принять ее за 2 часа до выступления. В рацион обычно входит мясной бульон, отварное мясо, фруктовые соки и обяза­тельно немного соли с минеральной водой.

После взвешивания и приема пищи необходимо найти тихое место и спокойно посидеть с друзьями за беседой. Некоторые спортсмены перед соревнованием испытывают либо так называе­мую «стартовую лихорадку», либо «стартовую апатию». Это, как правило, случается при недостаточной выдержке и самооблада­нии. При стартовой лихорадке атлет сильно перевозбужден, его лихорадит, дрожат пальцы рук и нижняя челюсть, в движениях на­блюдается суетливость. Стартовая апатия характеризуется полным безразличием к состязаниям и нежеланием подходить к гирям.

Для улучшения состояния необходимо провести специальную разминку. В первом случае — спокойно, во втором — мощно и энергично. Время общей разминки удлиняют. В первом случае это снижает возбудимость центральной нервной системы, во вто­ром — повышает ее.

Хорошая подготовка к соревнованиям обеспечивает спортсме­ну состояние боевой готовности. Это выражается в том, что он чувствует прилив сил, желание выступить отлично, в мышцах ощу­щается тепло.

Перед выходом на помост необходимо размяться. Сначала проводят общую разминку, которую спортсмен привык делать на тренировке. Затем делают специальную разминку с гирями в том. упражнении, в котором предстоит выступать. Очень важно в этом случае предугадать время разминки. Хорошо, если атлет знает, сколько времени ему осталось до выхода. Очень эффективной разминка бывает тогда, если тяжелоатлет, сделав последний раз- миночный подход, отдыхает 3—4 минуты, после чего ему пред­стоит выйти на помост.

Специальную разминку можно провести следующим образом: сразу после общей разминки тяжелоатлет подходит к гирям (вес гирь такой, с каким ему предстоит выступать); по правилам со­ревнований первым движением идет толчок двух гирь.

Первое упражнение специальной разминки: подъем гирь на грудь 3—4 раза подряд, 4—5 толчков с груди.

' Второе упражнение: подъем гирь на грудь и 6—8 толчков с груди, это должно составлять 25—35% от максимального резуль­тата.

После этих двух упражнений у спортсмена «открывается» дыхание (между первым и вторым упражнениями обычно прохо­дит 3—4 минуты — столько же, сколько и на тренировке).

Разминка окончена, атлет готов выйти на помост. Если по ка­кой-то причине его вовремя (т. е. через 3—4 минуты) не вызвали, приходится делать третье упражнение. Если до вызова на помост. времени осталось мало, то спортсмен берет гири на грудь 2—3 ра­за и столько же толкает с груди. Это необходимо сделать, чтобы не «остыть».

Если до вызова еще есть время, можно повторить второе уп­ражнение.

Выходить на помост надо не спеша. Подойти к гирям, успоко- итьДыхание, расслабить мышцы, сделать небольшой вдох и при­ступить к выполнению упражнения. До выхода необходимо тща­тельно натереть ладони магнезией.

Выполнив толчок, следует хорошенько отдохнуть. Умыться, промыть руки с мылом, если необходимо — смазать мозоли кре­мом. Обычно на соревнованиях между толчком и рывком интер­вал около часа. Есть и пить в это время не рекомендуется. Можно за 5 минут до начала разминки съесть шоколадку и прополоскать рот водой.

Перед рывком можно принять одну таблетку глкжозы.

Сначала делают общую, затем — специальную разминку.

Первое упражнение: вырвать несколько раз гирю, меняя руки, обращая внимание на правильный перехват.

Второе упражнение (непосредственно перед выходом на помост): вырвать гирю 10—15 раз каждой рукой. Это должно со- 4 ставлять 25—45% от максимума. На этом разминку заканчивают.

Руки после отдыха (толчка) необходимо тщательно подгото­вить: забинтовать запястья, натереть магнезией (смыв крем).

Гиревик должен проявить не только силу, но, в основном, си­ловую выносливость. Надо уметь бороться за каждый последую­щий рывок или толчок.

Работать на «втором дыхании» помогут тренировки с супер­сериями. Благодаря им можно заставить себя из последних сил поднимать гири, поскольку организм приучен работать в экстре­мальных условиях. Вы сильны. Очень сильны! Надо себя в этом убеждать.

После соревнований необходимо принять горячий душ. Реко­мендуется позаботиться о своих руках — они получили колос­сальную нагрузку. Придя домой, надо хорошенько пропарить ру­ки, смазать их жирным кремом, сделать массаж кистей.


Во время занятий с гирями очень большую нагрузку испыты­вают кисти. Для того чтобы на их тыльной стороне не образова­лись роговые наросты (мозоли), которые после срывания долго не заживают, необходимо ухаживать за руками. После каждой тренировки (на ночь) надо пропарить руки, потереть мозоли пем­зой и смазать жирным кремом. Хороший лечебный эффект дает следующий состав: глицерин медицинский (3 части) и нашатыр­ный спирт (1 часть); смесь тщательно взболтать и смазывать руки после душа.

Во время тренировок необходимо пользоваться магнезией.

Жонглирование__________________

Жонглирование — это разновидность гиревого спорта. По сравнению с классическим двоеборьем этот вид спорта, к сожа­лению, пока не получил широкого распространения. Почти все упражнения жонглирования эффективно воздействуют на разви­тие основных групп мышц, воспитание физических качеств спорт­сменов; хорошо тренируются сердечно-сосудистая и дыхатель­ная системы.

В настоящее время ведущие специалисты разрабатывают бо­лее совершенные правила соревнований, классификацию элемен­тов по сложности выполнения и др. Есть основания полагать, что в ближайшие годы жонглирование (и как средство физического развития, и как один из зрелищных видов спорта) поднимется на более высокую ступень своего развития.

При обучении жонглированию гирями применяются те же принципы и методы, что и при обучении технике выполнения клас­сических упражнений. Некоторые элементы жонглирования вклю­чают в себя неестественные движения, выполнение которых при недостаточной подготовке спортсмена может привести к травмам. Поэтому при разучивании этих элементов необходимо придер­живаться принципов доступности и постепенности.

Простейшие упражнения рекомендуется разучить и использо­вать на тренировочных занятиях начинающим гиревикам. Разу­чивать более сложные упражнения без контроля опытного тре­нера не рекомендуется.

Все элементы жонглирования выполняются как в упрощенном варианте, так и в максимально усложнённом. Вершиной услож­нения является выполнение нескольких элементов высшей кате­гории сложности в связке, т. е. слитно один за другим.

При обучении вначале осваивают подводящие и специальные упражнения для выполнения того или иного элемента, затем — его упрощенный вариант и только после этого можно (постепен­но) усложнять условия его выполнения — увеличивать высоту подбрасывания, количества оборотов и т. д.

Последующее изложение материала носит ознакомительный характер и его нельзя использовать как рекомендации.

основные стойки атлета__________

Основная стойка — естественная стойка атлета лицом к зрителям (рис. 22).

Правосторонняя (левосторонняя) стойка — естественная стойка атлета правым (левым) плечом к зрителям.

Стойка на колене — стойка с опорой на колено лицом К5юи- телям (рис. 23).

Правосторонняя (левосторонняя) стойка на колене — стойка на колене правым (левым) плечом к зрителям.

положение гири__________________

Гиря спереди — находится на помосте (полу) впереди атле­та, 25—30 см от линии пальцев hof (рис. 22, а).

Гиря сбоку — находится справа (слева) от атлета на линии пальцев ног (рис. 22, б).

 


 

Рис. 24. Положения гири: а — гиря на груди; б — гиря на предплечье спереди; в — гиря на предплечье сбоку; г — гиря на плече

Гиря на груди — находится на груди в согнутой руке (рис. 24, а).

Гиря на предплечье спереди — удерживается на предпле­чье согнутой перед грудью руки, направленной локтем вперед, ладонью вниз (рис. 24, б).

Гиря на предплечье сбоку — удерживается на предплечье согнутой руки, отведенной в сторону (рис. 24, в).

Гиря на плече — удерживается кистью на плечевом суставе (рис. 24, г).

Гиря на ладони — поставлена на ладонь согнутой спереди руки, направленной локтем вниз (рис. 25, а),

Гиря на ладони — поставлена на ладонь поднятой вверх руки (рис. 25, б).

Гиря в захвате —дужка гири обхвачена кистью.

Гиря на поднятой в захвате — удерживается за дужку кис­тью вверху на прямой руке (рис. 25, в).

Гиря на поднятой в равновесии — удерживается за дужку кистью вверху на прямой руке вверх донцем (рис. 25, г).

Гиря на замахе спереди — находится в нефиксируемом по­ложении в вытянутой вперед руке (рис. 26, а).

Гиря на замахе сбоку — находится в отведенной в сторону руке (рис. 26, б).


 

 

Рис. 25. Гири на ладони: а — согнутой спереди руки; б — подня­той вверх руки; в — на поднятой прямой руке в захвате; г — на поднятой прямой руке вверх донцем

 

Рис. 26. Гиря на замахе; а — в вытянутой вперед руке; б — в отведенной в сторону руке; в — в отведенной назад руке; г — в оттянутой вниз руке сзади за коленями

Гиря на замахе сзади — находится в отведенной назад руке (рис. 26, в).

Гиря на замахе снизу — находится в оттянутой вниз руке сзади за коленями (рис. 26, г).

Если не указано, в какой руке находится гиря, это означает — в правой (справа, на правой).

Если гиря в левой руке, то название руки указывают следую­щим образом:

• Гиря на предплечье левой спереди (сбоку).

• Гиря на левом плече.

• Гиря на ладони поднятой левой.

• Гиря на ладони левой согнутой спереди.

• Гиря на поднятой левой в захвате.

• Гиря на поднятой левой в равновесии.

положение дужки гири_____________

Положение дужки гири на помосте определяется относи­тельно линии пальцев ног атлета в естественной стойке. Суще­ствуют два основных положения:

• Дужка параллельно — линия дужки расположена парал­лельно линии пальцев.

• Дужка углом — расположена углом к линии пальцев ног.

положение свободной руки________

Свободная рука — рука без гири.

Свободная в сторону — отведена в сторону на уровне пле­чевого сустава ладонью вниз.

Свободная за спину — согнутая рука отведена за спину на уровне пояса ладонью назад.

Свободная вверх — поднята вверх ладонью вперед.

Если положение свободной руки не указано, это означает, что она находится в естественном положении (опущена вниз).

стартовое положение

атлета с гирей___________________

Это положение принимают как с одной, так и с двумя гиря­ми. Перед началом выполнения элемента (выступления) атлет при­нимает исходное положение (старт). В классическом двоеборье существуют две разновидности стартов: фиксируемое и нефик- сируемое (статическое и динамическое). В жонглировании коли­чество стартовых положений значительно больше.

Статический старт — зафиксированная (неподвижная) стой­ка атлета с гирей (гирями) перед началом выполнения элемента.

Динамический старт — наиболее выгодное (удобное) нефик- сируемое положение атлета с гирей (гирями) перед выполнением элемента. К динамическому старту относятся все стойки атлета в положении гири «на замахе», остальные — к статическому.

При названии или записи стойки (старта) атлета с гирей внача­ле указывают стойку атлета, затем — положение гири, дужки и свободной руки. Такая последовательность позволяет полностью и точно назвать (записать) любую классическую стойку атлета с гирей. '

Полные названия статических стартовых положений ат­лета с гирей:

И. п.— о. с.— гиря спереди, дужка параллельно (углом) (см. рис. 22, а).

И. п.— о. е.— гиря сбоку, дужка углом (см. рис. 22, б).

И. п.— о. с.— гиря на предплечье спереди, свободная в сто­рону (за спину).

Стойка на колене, гиря на полу в захвате (см. рис. 23).

По тому же принципу определяют названия других стоек.

Стартовые положения с гирей на замахе (динамические):

И. п.— о. с.— гиря на замахе спереди (сбоку, сзади, снизу) (см. рис. 26, а—г).

Если название удерживающей гирю руки не указано, это оз­начает — гиря в правой (справа).

Если гиря в левой:

• Гиря на замахе левой снизу.

• Гиря на замахе левой сзади.

• Гиря на замахе левой сбоку.

• Гиря на ладони поднятой левой.

• Гиря на левом плече.

Положение дужки и свободной руки указывают дополнитель­но. Названия любых других стоек, в зависимости от положения гири, дужки и свободной руки, определяют по тому же принципу.

В некоторых стойках атлета с гирей на практике используют лишь одно наиболее удобное (естественное) положение дужки применительно к тому или другому положению гири. К таким по­ложениям относятся: «гиря на предплечье», «гиря на плече», «гиря на поднятой в захвате». В первом случае дужка располага­ется вдоль предплечья и касается его, во втором — направлена вертикально, в третьем — обхвачена кистью и находится в наи­более удобном положении для удерживания (за предплечьем).

названия вращений дужки

Дужка может вращаться в различных плоскостях, с различ­ным направлением и количеством оборотов. На практике в ос­новном применяются два классических положения вращающей­ся дужки: «открытая» и «углом».

Открытая дужка — вращается в той или иной плоскости всей фронтальной поверхностью (открыта).

Оборот — вращение гири вокруг своей оси. Количество обо­ротов обозначают числовыми терминами: «с двумя», «стремя» и т. д. Пол-оборота в названиях элементов'не указывают.

Открытая от себя — вращается вперед в вертикальной плос­кости (рис. 27, а).

Открытая на себя — вращается назад в вертикальной плос­кости (рис. 27, б).

Открытая горизонтально — вертикально направленная дуж­ка вращается в горизонтальной плоскости (рис. 28, а).

Углом от себя — дужка, направленная углом вперед, враща­ется вперед в вертикальной плоскости (рис. 28, б).

Углом на себя — вращается углом назад в вертикальной плос­кости (рис. 28, в).

Углом горизонтально — вращается углом в сторону в гори­зонтальной плоскости (рис. 28, г).

Винтом — вращается винтообразно (рис. 28, д). На практике вращение «винтом» применяется редко.

б Рис. 28. Вращения дужки: а — открытой горизонтально; б — уг­лом от себя; в — углом на себя; г — уг­лом горизонтально; д — винтом

 

вращение двух гирь_______________

Односторонние вращения:

• Открытые на себя (от себя).

• Углами от себя (на себя).

• Открыты горизонтально.

На практике вращение двух гирь в горизонтальной плоскости выполняют в основном в противостороннем направлении (одна — влево, другая — вправо).

Противостороннее вращение — одна гиря вращается в одну сторону, а другая — в противоположную.

Открытыми с противосторонним вертикально — одна гиря вращается открытой от себя, другая — на себя (рис. 29).

Открытыми с противосторонним горизонтально — одна гиря вращается открытой горизонтально вправо, другая — влево.

Рис. 27. Вращения дужки: а — открытой от себя; б — открытой на себя

Углами с противосторонним вертикально — одна гиря вра­щается в вертикальной плоскости от себя, другая — на себя.

Рис. 29. Вращение двух гирь открытыми противосторонним горизонтально

 

Углами с противосторонним горизонтально — одна гиря вращается углом влево, другая — вправо в горизонтальной плос­кости.

способы приема (ловли)

гири_________________________ '

Большинство названий способов приема совпадает с назва­ниями положений гири на старте тяжелоатлета. Следует прмнить что положение гири в начале выполнения элемента является crap товым (см. раздел «Названия положений атлета с гирей»). Если атлет принимает (ловит) падающую гирю в то же положение — это уже способ приема. Поэтому при многократном повторение одного элемента или выполнении связки элементов очень часто тот или иной способ приема гири одновременно является старто­вым положением для выполнения очередного элемента.

В захват — дужку захватывают кистью сверху.

Обратный захват — дужку захватывают кистью снизу.

На поднятую в захват — гирю захватывают за дужку вверху над головой и удерживают на прямой руке за предплечьем.


Q)


 

 




 

 


Рис. 30. Прием (ловля) гири на предплечье спереди

На предплечь!е спереди — гиря падает на подставленное предплечье согнутой перед грудью руки, направленной локтем зперед, ладонью'вниз. Пальцы в этом положении обычно согну­ты (рис. 30).

На предплечье сбоку — гиря падает на предплечье согнутой эуки, отведенной в сторону.

На ладонь согнутой спереди — гиря падает дном на ладонь;огнутой спереди руки, направленной локтем вниз.

На ладонь поднятой — гиря падает дном на ладонь подня- ой вверх руки (рис. 31).

На поднятую в равновесие — гирю захватывают за дужку.истью и удерживают на прямой руке дном вверх.

В захват в стойку на колено — гирю захватывают за дужку •I без задержки ставят на пол, одновременно принимают стойку а колено. Обычно этот способ приема гири применяется в пос­леднем элементе программы — «концовке».

Как и стартовые положения атлета с гирей, способы приема елятся на статические (неподвижную, фиксируемую стойку) и динамические (нефиксируемую стойку). Нефиксируемые спосо­
бы приема при выполнении одного элемента являются одновре­менно стартовым положением для выполнения другого.

б
Рис. 31. Прием (ловля) гири на ладонь поднятой руки

G)

Все способы приема могут быть дополнены тем или другим положением свободной руки (см. раздел «Положение свободной руки»). Например: на предплечье спереди, свободная в сторону, на ладонь поднятой, свободная в сторону и др.

Если положение руки не указано, это означает, что рука нахо­дится в естественном положении.

элементы одиночного жонглирования

Существует множество элементов индивидуального испол­нения, отличающихся друг от друга исходным положением атле­та, траекторией полета гири, количеством оборотов, направле­нием вращения дужки, способами приема гири, положением свободной руки, а также различными поворотами и перемещени­ями спортсмена во время выполнения элементов.

По отдельным, наиболее выраженным признакам выполнения, все элементы условно делят на две группы — группа бросков и груп­па перекидок. Эти группы, в свою очередь, по сходству главной части (основы элемента) подразделяются на отдельные блоки.

Такое разделение (классификация) позволяет легко ориенти­роваться в многообразии и сложности элементов, дать более краткую и полную характеристику, определить содержание каж­дого элемента в отдельности и программы — в целом..

Бросок — элемент жонглирования, выполняемый от исход­ного положения и до приема гири одной и той же рукой.

Группа бросков — перечень всех бросков.

Перекидка — элемент, основу которого (главную часть) вы­полняют одной рукой, а прием гири (ловли) — другой, или пере­брасывают гирю из одной руки в другую каким-либо способом.

Большинство бросков и перекидок имеют общую основу.

Группа перекидок — перечень всех перекидок.

Отличительной особенностью (признаком) бросков является выполнение каждого элемента только одной рукой, перекидок — и той, и другой.

Блок бросков — перечень бросков, имеющих общую основу элемента и различные составляющие части.

Блок перекидок — перечень перекидок, имеющих общую основу элемента и различные составляющие части.

Названия^блоков бросков

Названия большинства бросков происходят из названий ос­новных частей этих элементов.

• Блок прямых бросков (прямые броски).

• Блок боковых бросков (боковые броски).

• Блок бросков через голову (броски через голову).

• Блок бросков между ног (броски между ног).

• Блок бросков по кругу (броски по кругу).

Прямой бросок — подбрасывание гири перед собой в верти- сальной плоскости с последующим ее приемом (ловлей) той же эукой.

Основой (главным движением) всех прямых бросков является юдбрасывание гири (гирь) вверх перед собой. Это движение отли­чает прямые броски от других. Составляющие части бросков и перекидок одни и те же (см. «Составляющие части элементов»).

Прямые броски как одной, так и двух гирь выполняют только из замаха снизу (положение гири сзади — за коленями), поэтому при названии (записи) элемента положение гири на старте не ука­зывают.

При названии элементов все его части указывают в следую­щей последовательности: стойка (исходное положение) спортсме­на, название элемента, количество оборотов гири, направление вращения дужки, способ приема (ловли) гири, положение свобод­ной руки. Если положение свободной руки не указано, это озна­чает, что она находится в естественном, т. е. наиболее удобном, положении. Например: прямой бросок с двумя, открытой от себя, в захват на пол в стойку на колено, свободная — в сторону. В дан­ном элементе исходное положение спортсмена не указано, так как все прямые броски выполняются только из замаха снизу.

Изменяя составляющие части элемента, можно получить достаточно много различных бросков, отличающихся один от дру­гого сложностью выполнения. Если один и тот же бросок выпол­няют два и более раз подряд, то количество повторений указы­вают перед названием элемента (например, 2—3 прямых броска).

Следует помнить, что не для всех прямых бросков подходит тот или другой способ приема гири. Так, бросок с вращением дуж­ки на себя сложен, да и нет смысла принимать на предплечье спе­реди или с вращением «винтом», можно поймать только в захват; а бросок «свечка» (строго вертикальное выбрасывание гири дуж­кой вверх без оборотов) — только донцем на ладонь поднятой руки.

Простые броски двух гирь

Простые броски двух гирь по структуре движений ничем не отличаются от тех же бросков одной гири. Они имеют ту же осно­ву. Усложнение элемента происходит за счет увеличения общего веса гирь, из-за чего теряется высота бросков. Труднее выпол­нить элемент с большим количеством оборотов — происходит перераспределение внимания при приеме гирь. Кроме того, пря­мые броски двух гирь включают в себя противосторонние вра­щения (см. «Вращение двух гирь»).

Примерные названия бросков с двумя гирями:

• Прямой бросок с двумя, открытыми от себя, на предплечья спереди (в захват, на ладони поднятых, на пол в стойку на колено).

• Прямой бросок с двумя, углами горизонтально с противо­сторонним, в захват.

• Прямой бросок с двумя, с противосторонним, открытыми вертикально, в захват.

Изменяя составляющие части, можно упростить или услож­нить данный бросок.

На практике броски и перекидки с двумя гирями применяют только в показательных выступлениях (шоу). Б соревнованиях предусматривается выступление только с одной гирей.

Блок боковых бросков (боковые броски)

Боковой бросок — подбрасывание гири маятниковым дви­жением справа налево или, наоборот, с последующим приемом (ловлей) той же рукой с поворотом на 90° или 180°. Без поворота туловища бросок невозможен. При названии (записи) боковых бросков указывают только поворот на 180°. Основой (главной частью элемента) и отличительной особенностью боковых брос­ков является маятниковое движение из замаха сбоку. Выполня­ют броски спереди, сзади, из-под ноги, с поворотом на 90° или 180°. Без поворота принять гирю той же рукой невозможно.

Примерные названия боковых бросков:

• Боковой бросок спереди, углом на себя, в захват.

• Боковой бросок сзади, с двумя, открытой на себя, в захват.

• Боковой бросок из-под ноги, с двумя, открытой на себя, в захват с поворотом.

При названии элемента поворот не указывают.

Обычно на соревнованиях по жонглированию и в показатель­ных выступлениях спортсмены выполняют несколько бросков слитно (связка элементов), поворачиваясь в одну сторону. В дан­ном случае способ приема гири после одного броска одновре­менно является стартовым положением для выполнения сле­дующего. При выполнении боковых бросков применяются два направления вращения дужки — «открытой на себя» и «углом на себя». Из способов приема гири наиболее приемлемыми счита­ются «в захват» и «на ладонь поднятой».

Блок бросков через голову (броски через голову)

Бросок через голову — перебрасывание гири через голо­ву с последующим ее приемом той же рукой с поворотом тулови­ща на 180°. Все броски через голову выполняют с поворотом туло­вища на 180°, поэтому при названии броска поворот не указывают. Главным движением элемента (основой) является перебрасывание гири через голову.

Примерные названия бросков через голову:

• Бросок через голову, открытой на себя, в захват (на пред­плечье спереди и т. д.) (рис. 32).

• Бросок через голову, с двумя, углом горизонтально, в захват.

• Бросок через голову, с двумя, углом на себя, в захват на пол в стойку на колено, свободная — в сторону;

Изменяя составляющие части элемента, можно внести разно­образие в их выполнение.

Рис. 32. Бросок через голову, открытой на себя, в захват -

 

Блок бросков между ног (броски между ног)

Бросок между ног — пробрасывание гири между ног с пос­ледующим ее приемом той же рукой. Броски между ног выполня­ют в направлении «назад между ног» из замаха спереди с пово­ротом на 180° (рис. 33) и «вперед между ног» из замаха сзади (рис. 34). Последний выполняют без поворота туловища. При на­звании (записи) этих бросков поворот не указывают, так как дру­гого варианта выполнения этих элементов не существует. Враще­ние дужки может быть только «открытой» и «углом».


 

 


 

Примерные названия бросков между ног:

• Бросок назад между ног, с двумя, открытой (углом) от себя, в захват.

• Бросок вперед между ног, с двумя, открытой (углом) на себя, в захват.

Стойку с опорой на колено и отведенной в сторону свободной рукой обычно выполняют как завершающий жест выступления («концовка» программы).

Блок бросков по кругу (броски по кругу)

Бросок по кругу — пробрасывание гири по окружности с Приемом той же рукой. Выполняются броски спереди, сзади, сбо­ку. Усложняется элемент пробрасыванием из-под ноги, назад между ног (самый сложный бросок по кругу). Основой элемента является пробрасывание гири по окружности.

Примерные названия бросков по кругу:

• Бросок по кругу спереди, с двумя, открытой (углом) на себя, в захват.

• Бросок по кругу спереди из-под ноги, с двумя, открытой на себя, в захват.

• Бросок по кругу сзади, с двумя, открытой на себя, в захват.

• Бросок по кругу сбоку, открытой от себя, в захват (рис. 35).

• Бросок по кругу назад между ног, с двумя, углом от себя, в захват, на пол в стойку на колено, свободная в сторону.

Рис. 35. Бросок по кругу сбоку, открытой от себя, в захват V

 

Отдельные броски

Кроме бросков, сгруппированных в блоки, существуют так называемые отдельные броски. Эти элементы по своей основе (главному движению) не могут быть отнесены к той или другой группе из-за ограниченной возможности изменять в нем состав­ляющие части, в связи с этим они не могут образовать «свой» отдельный блок.

К таким броскам относится бросок из-за спины и бросок «свечка».

Бросок из-за спины — перебрасывание гири из-за спины через плечо свободной руки с последующим ее приемом той же рукой (рис. 36). Практически этот элемент выполняется с неопре­деленным направлением вращения дужки. Конечно, можно рас­ширить возможности выполнения этого элемента, но легче сде-

Рис. 36. Бросок из-за спины

 

лать это при выполнении перекидок из-за спины, т. е. с приемом гири другой рукой.

Бросок «свечка» — подбрасывание гири перед собой стро­го вертикально дужкой вверх с приемом на ладонь поднятой руки. В этом броске отсутствует вращение дужки и применяется един­ственный способ приема — на ладонь поднятой. Могут быть и другие, еще «не открытые» или пока редко выполняемые отдель­ные элементы, которые выполняют с одной- или двумя гирями. Например, выжимание двух гирь одной рукой, поставленных дон­цем одна на другую в равновесии.

Блок сбросов (сбросы)

Сброс — сбрасывание гири сверху вниз.

Сброс выполняют вперед, назад, в сторону.

Большинство элементов значительно легче выполнить из ди­намического стартового положения (гиря на замахе). Чтобы пе­ревести ее в это положение из статического старта, надо сделать или предварительный замах, или сбрасывание гири в положение замаха. Например, из статического (зафиксированного) положе­ния гири «н<£ предплечье спереди» атлет намерен выполнить пря­мой бросок. Для этого он предварительно сбрасывает гирю с предплечья вперед (сброс) и захватывает дужку перед собой. Создается удобное положение (замах спереди) для выполнения какого-либо элемента в целом. В данном случае сброс является предварительным (подготовительным) движением для выполне­ния элемента.

Сброс как предварительное действие — упрощенное сбра­сывание гири сверху вниз с целью принятия наиболее удобного положения (старта) для выполнения того или другого элемента.

Сброс как элемент — усложненное сбрасывание гири сверху вниз с последующим ее приемом.

Сброс-бросок — усложненное сбрасывание гири с приемом (ловлей) той же рукой.

Сброс-перекидка — усложненное сбрасывание гири с при­емом другой рукой.

Усложняется сброс за счет увеличения количества оборотов гири и способа приема. Основой (главной частью) сбросов явля­ется сбрасывание гири сверху вниз.

Примерные названия сбросов-элементов:

И. п.— о. е., гиря на предплечье спереди. Сброс-бросок впе­ред, с двумя, открытой от себя, в захват.

И. п.— правосторонняя стойка, гиря на ладони поднятой, дуж­ка параллельно. Сброс-бросок вперед, с двумя, открытой от себя, на предплечье спереди, свободная в сторону.

И. п.— о. е., гиря на ладони поднятой, дужка углом. Сброс- бросок вперед, с двумя, открытой от себя, в захват, в стойку на колено, свободная — в сторону. Если сброс выполняют как пред­варительное действие, то вначале называют исходное положе­ние спортсмена с гирей (старт), положение, в которое сбрасыва­ется гиря, и далее — выполняемый элемент. Например: и. п.— о. е., гиря на ладони поднятой, дужка параллельно; сброс на за­мах спереди, бросок по кругу сбоку (далее — составляющие ча­сти элемента).

Или: и. п.— правосторонняя стойка; гиря на ладони поднятой, дужка параллельно; сброс назад на замах спереди, бросок на­зад между ног, с двумя, открытой от себя, в захват.

При сбрасывании гири назад выполняют поворот на 180*. Как и при броске назад между ног, при сбрасывании гири назад пово­рот не указывают, так как без него это движение выполняют толь­ко при передаче гири партнеру.

Как и при выполнении любых элементов, количество сбросов- элементов зависит от умения атлета выполнять их с различными составляющими частями элемента.

Перекидки

Термин «перекидка» означает перебрасывание гири из од­ной руки в другую каким-либо способом. Это — те же броски и сбросы, только с приемом (ловлей) гири другой рукой.

На практике термин и понятие «перекидка» применяют для упрощения названий элементов, для удобства записи программ и проведения занятий. Названия перекидок сходны с названиями бросков. Они имеют общие основы элементов и составляющие части.

Группа перекидок включает в себя прямые перекидки, боко­вые, через голову, по кругу, между ног и отдельные перекидки.

Некоторые перекидки можно выполнять как с поворотами ту­ловища, так и без них.

Примерные названия перекидок:

• Прямая перекидка, с двумя, открытой от себя, в захват.

• Боковая перекидка спереди, открытой на себя, в захват (рис. 37).

• Боковая перекидка спереди из-под ноги.

• Боковая перекидка сзади.

• Перекидка через голову.

К отдельным перекидкам можно отнести перекидку через пле­чо свободной руки и «свечкой».

Существуют несколько мини-перекидок, выполняемых с очень малой амплитудой движений — например, перекидка с ладони согнутой спереди руки на ладонь другой руки; с ладони поднятой руки на ладонь другой поднятой руки; с предплечья одной руки на предплечье другой; с предплечья одной руки в захват другой.

связки элементов________________

О


Связка элементов — несколько элементов, выполняемых один за другим слитно, когда окончание одного элемента явля­ется началом выполнения другого. Связка обозначается знаком
-О- (узел). В связку могут входить элементы как с одной, так и с различной основой и различными составляющими частями.

Примерная запись связок элементов:

• И. п.— левосторонняя стойка, гиря на ладони поднятой, дуж­ка параллельно; сброс-бросок с двумя, открытой от себя, в зах­ват спереди; -О- перекидка назад между ног, открытой от себя, в захват.

• И. п.— правосторонняя стойка, гиря на предплечье спере­ди; сброс в захват спереди; -О- два броска по кругу сбоку с дву­мя, открытой от себя, в захват спереди.

• И. п.— о. е., гиря на предплечье сбоку; сброс в захват на за­мах сбоку; -О- боковая перекидка спереди, с двумя, в захват, -0- боковая перекидка сзади, в захват, -О- два броска по кругу спе­реди, с двумя, в захват; -О- перекидка из-за спины на предплечье спереди, свободная в сторону.

• И. п.— правосторонняя стойка, гиря спереди, дужка углом. Бросок через голову, с двумя, углом на себя, в захват спереди; -О- перекидка назад между ног, с двумя, углом от себя, в захват спереди с поворотом 180°.

Иногда в элементе или связке элементов может быть не ука­зано направление вращения дужки. Это означает, что дужка вра­щается в заданном по желанию спортсмена направлении.

Соединяя элементы в разной последовательности и изменяя составляющие части, можно получить множество различных свя­зок, отличающихся друг от друга количеством элементов, их сложностью и т. д.


Словарь основных терминов

гиревого спорта

Включение — оптимальное положение рук в заключитель­ной фазе каждого циклаупражнений. Обеспечивается за счет хо­рошей гибкости и подвижности в локтевом и плечевом суставах.

Выносливость — способность мышц развивать длительные усилия в течение некоторого периода времени.

Гиревое двоеборье — упражнения, входящие в программу соревнований по гиревому спорту: рывок (рывок гири каждой рукой одинаковое количество раз) и толчок (толчок двух гирь двумя руками).

Захват — способ захвата ручки гири; может выполняться дву­мя способами:

1)захват сверху — положение кисти, при котором ладонь на ручке гири обращена вниз;

2)захват снизу — положение кисти, при котором ладонь на ручке гири обращена вверх.

Замах — подготовительное движение гири (гирь) по направ­лению, обратному основному движению.

Дожим — подъем отягощения за счет силы мышц рук (вклю­чения) в заключительной фазе упражнения.

Жим — подъем гири (штанги) от груди вверх усилием мышц рук и плечевого пояса.

Жонглирование — упражнение с гирями на ловкость (вра­щение, подбрасывание гири и т. д.).

Касание — ошибка при выполнении упражнений гиревого двоеборья (касание гирей помоста, касание свободной рукой ту­ловища, пола и т. д.).

Крест — удерживание гирь на вытянутых в стороны руках на уровне плечевых суставов.

Легкая гиря — гиря, которая легче соревновательной (более 4-х кг).

Мах — маятниковое движение гири в том или ином направ­лении.

Наклон — сгибание туловища вперед или в сторону.

Облегченная гиря — гиря, вес которой меньше соревнова­тельной (не более 4-х кг).

Основа элемента — подбрасывание гири в том или ином на­правлении (главное движение).

Основной старт — наиболее удобная не фиксируемая стой­ка атлета с гирей (гирями) перед выполнением основной фазы (части) того или другого приема или упражнения.

Общеразвивающие упражнения —упражнения, предназна­ченные для воспитания тех или иных физических качеств.

Отклон — прогибание туловища назад.

Остановка — кратковременное прекращение выполнения упражнения.

Подводящие упражнения — отдельные части классических упражнений или специально подобранные упражнения, сходные по структуре движений с изучаемыми, применяемые при обуче­нии технике.

Подрыв — заключительное усилие (ускорение тяги) при подъ­еме двух гирь на грудь или при выполнении рывка.

Подсед — быстрое сгибание ног во время выполнения упраж­нения, облегчающее подъем снаряда.

Подсед полуприседом — подсед с небольшим сгибанием ног в коленях.

Подсед «разножка» — подсед с расстановкой ног в стороны.

Подход — однократное или многокр







Date: 2015-05-05; view: 550; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.202 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию