Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Выводы и теоретические соображения





1. Уровень притязаний как ситуация выбора; валентность и вероятность. Основная проблема уровня притязаний может быть сформулирована как очевидное несоответствие между тенденцией ставить все более и более высокие цели (т. е. браться за трудные задачи) и привычным мнением, что жизнь управляется тенденцией избегать лишних усилий (экономия).

Как говорит Эскалона (Escalona, 1940), эта проблема может быть решена, если рассмотреть психологическую ситуацию в тот момент, когда индивид думает о следующей цели, т. е. точку 2 во временной последовательности. Психологическая ситуация в этот момент представляет собой ситуацию выбора. Человек дол­жен решить, выберет ли он более трудный уровень, прежний или более.легкий.

Можно утверждать, что здесь, как и в любой ситуации выбора, выбирается та цель действия, для которой разность между сум­мой привлекательных моментов (положительная валентность) и суммой неприятностей (отрицательная валентность) будет мак­симальной. Чтобы определить этот максимум, нужно знать факторы, придающие положительную или отрицательную валентность раз­личным действиям. Мы рассмотрим некоторые из этих факторов, двигаясь от общих к частным.

B ситуации уровня притязаний выбор относится к валентностям различных вариаций одной деятельности. Если выбор делается между разными заданиями, например стрельбой по мишени, умно­жением двузначных чисел и отгадыванием загадок, валентность или привлекательность будет определяться гораздо большим чис­лом факторов. Из-за большего разнообразия индивидуальных ре­зультатов предсказывать что-либо в данном случае трудно. В си­туации уровня притязаний анализ выборов облегчен тем, что общий характер деятельности является постоянным. Выбор определяется различными валентностями, которые имеют для человека различные уровни трудности одной и той же деятельности.

Индивид встречается с возможностью успеха или неудачи, и положительная или отрицательная валентность таких будущих успехов или неудач на различных уровнях является одним из ос­новных составляющих решения. Чтобы определить валентность (Va) на каждом уровне (п) деятельности (А), мы должны учесть отрицательную валентность, которую на этом уровне будет иметь неудача (Va(FaiA")), и положительную валентность успеха на этом же уровне Va(SucA").

= Va(SucAn)+Va(FaiAn). (1)

В качестве иллюстрации понятия «валентность будущих успехов и неудач» можно привести случай решения задачи «сделать два­дцать простых примеров на сложение в заданное время». Взрос­лому испытуемому достижение на очень низком уровне, например закончить это за один час, не принесет никакого ощутимого чувст­ва успеха. Это «детская игра». Валентность успеха на уровне 1 равна приблизительно нулю. Валентности успеха на уровнях боль­шей трудности, таких, как «окончить это задание за 50 мин», «за 40 мин» и т. д., остаются равными нулю до того момента, пока задача остается «слишком легкой». Дальше валентность достижения становится положительной, хотя поначалу она и очень мала. В на­шем примере мы предположим, что на уровне трудности '4 валент­ность успеха будет равна 1.

С увеличением трудности валентность успеха также увеличива­ется. Наконец, мы достигаем уровня трудности, слишком трудного для испытуемого. Здесь валентность становится максимальной (условно обозначим ее как 10). Еще более трудные уровни, рас­положенные за границами возможного, будут, вероятно, иметь ту же положительную высокую' валентность.

Выше на шкале находятся степени трудности, которые кажутся индивиду «недостижимыми», например, решение двадцати примеров за 20 с (уровень 14) и уровни выше этого, которые являются «невозможными для человека», например окончить задание за 5 с. Такие уровни обычно даже не принимаются во внимание. Вну­три зоны возможного, таким образом, чем больше степень труднб-сти, тем больше валентность успеха.

Абсолютная • величина отрицательной валентности неудачи обычно изменяется в противоположном направлении. На уровнях крайней трудности отрицательная валентность неудачи будет не­значительной. На уровне очень трудного действия неудача может даже не иметь отрицательной валентности. Отрицательная валент­ность возрастает далее, пока не достигнет максимума в области относительно легких задач. Там она остается максимальной и на­конец перестает приниматься во внимание где-то в области «слиш­ком легких» задач.

Относительно решающего ряда трудностей можно утверждать:

posVa(SucAhigh)>posVa(SucAl0W). (2)

negVa(FaiAhigh)<negVa(FaiAl0W).. (3)

Общая валентность уровня в соответствии с формулой (1) является алгебраической суммой этих' валентностей. Так как положительная валентность успеха возрастает вместе с трудностью, а отрицательная валентность неудач уменьшается, мы можем заключить из формул (2) и (3), что общая валентность высокого уровня всегда будет больше, чем общая валентность низкого уров­ня, потому что

Va(Ahigh) = Va(SucAhigh) + Va(FaiAhigh) >Va(Suc'0W) +

+ Va(FaiAlow)=Va(Alow).

(4)

Аналитические соображения ведут, таким образом, к заключе­нию; что нет ничего парадоксального в том факте, что люди стре­мятся к трудным задачам. Теперь объясним, почему не всегда вы­бирается самая трудная задача.

2. Вероятность будущего успеха; основное теоретическое поло­жение. Ответ состоит в том, что мы имеем дело с будущими успехами и неудачами. На индивида влияет, таким образом, не только привлекательность события, но также и вероятность того, что оно произойдет таким образом, как он это предполагает.

Эскалона выдвигает далее «теорию результирующей валент­ности», в соответствии с которой выбор определяется не валент­ностями будущего успеха и неудачи как таковыми, а валентностями, измененными соответственно вероятности того, что эти события произойдут. Естественно предположить, что эта «взвешенная» ва­лентность успеха является произведением валентности на вероят­ность успеха:

°Va(SucAn) =Va(SucAn)Prob(SucAn). (5a)

Соответствующей формулой для неуспеха будет следующая:

°Va(FaiAn) = Va(FaiAn)Prob(FaiAn). (56)

Сумма этих валентностей будет называться «результирующей взвешенной валентностью» |°Va(A)| •

Уровень притязаний = п, если |°Va(A)|=max. (6)

Теория объясняет, таким образом, некоторые группы экспери­ментально установленных фактов:

а) тенденцию к установлению относительно высокого уровня притязаний;

б) тенденцию уровня притязаний подниматься только до определенных границ;

в) тенденцию уровня притязаний находиться вне области слиш­ком трудных и Слишком легких задач.

Можно предположить, что для одной и той же личности субъек­тивная вероятность успеха более или менее противоположна вероятности неудачи, т. е. вероятность успеха плюс вероятность неудачи равна 1. Неверно было бы, однако, утверждать, что валент­ности успеха и неудачи всегда противоположны. Люди очень раз­личаются в отношении того, какая тенденция управляет их поведе­нием: избежать неудачи или же достичь успеха.

Date: 2015-05-05; view: 559; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию