Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Центр письма (графический) расположен в средней лобной извилине левого полушария. Связан с письменной речью
Речевое общение с помощью языка представляет собой своеобразное кодирование (говорящим) и декодирование (слушающим) речевых сигналов (звуков, слогов, слов, предложений). В восприятии речи можно выделить два уровня, или две стороны, этого двуединого процесса: 1) анализ и синтез звуков и 2) понимание речи, или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи. То общее, что человек слышит всякий раз, когда произносится какой-нибудь звук речи данного языка, называется фонемой. Фонеме соответствуют определенные области частот в акустическом спектре звуков речи, называемые формантами речевого звука. Форманты отличаются друг от друга частотой и амплитудой колебаний, что и создает специфический тембр, по которому один звук отличается от другого. Каждый звук речи имеет от двух до четырех формант. Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 до 3—4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений. Слово как звуковой сигнал не есть простая сумма фонем. За счет разнообразного соединения звуков и акустических переходов между ними слово всегда представляет собой целостный звуковой комплекс. Различие значений, сходных по звучанию слов, происходит за счет соотнесения слова с контекстом, в который оно включено, учета речевых интонаций (логических ударений, порядка слов и т. д.). Сигнальная функция речи (понимание ее) реализуется лишь при условии образования в предшествующем опыте соответствующих сигнальных нервных связей. Каждый вид речи отличается от других по направленности и функции, структуре, мере произвольности, анатомо-физиологическим механизмам организации и регулирования, использования вспомогательных неязыковых средств. Исторически сформировалось множество способов графической фиксации различных единиц (элементов) речи, которые можно свести к четырем основным типам.
Рис. VI.7. Идеографические знаки египтян (по Масперо): 1 – руки у рта: есть, говорить; 2 – потолок: верх, небо; 3 – волны; 4 ■— поднятые руки: радость; 5 – человек с посохом: старость; 6 – подпрыгивающий ребенок Пиктографическое письмо. Передача содержания целого сообщения (события, явления) в знаке-рисунке. Развивалось наряду с развитием других способов: вампулы (связки раковин различной формы и цвета), кипу (комбинации узлов и сплетений шнуров) и т. д. Графический способ все же оказался наиболее прогрессивным. Идеографическое письмо. Знаки (идеограммы) обозначают целые слова, понятия. Наиболее известные его системы: древнейшее египетское письмо, месопотамские системы клинописи, современная китайская иероглифика. Слоговое письмо. Знаки его обозначают отдельные слоги (в японском языке, например). Буквенно-звуковое (алфабетичес-кое). Знаки алфавита (графемы) обозначают отдельные звуки или звуковые связки – типа фонемы. Основные направления развития речи индивида: развитие речи идет от ситуативной к контекстной; гих элементарных механизмов к высшим уровням языка и лишь затем к произвольности, к сознательному оперированию знаковыми единицами. Овладение вторым языком (в более поздний период, после овладения родным) происходит «сверху вниз», т. е., начиная с сознательных операций над языком, через произвольный выбор языковых средств к автоматизации речи. Овладение в раннем возрасте двумя языками одновременно (в двуязычных семьях, например) происходит без каких-либо дополнительных затруднений, т. е. так же, как и одним. Этапы овладения фонетикой и грамматикой от речи для других (социализированной) к речи для себя (эгоцентрической) (см.), а не наоборот (как это утверждает Ж. Пиаже и некоторые другие зарубежные психологи); от функции коммуникации к функции планирования и регулирования действий (заметное проявление второй функции наблюдается к концу дошкольного детства); осознание своей речи происходит лишь в школьный период, в процессе обучения.
РАССТРОЙСТВА РЕЧИ (АФАЗИИ)
Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение (см. 104). Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Проблема отношений имеет в психологии большое методологическое значение, она в значительной степени освещена в работах В.Н. Мясищева. В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии отношений различают два основных класса: общественные отношения и то, что В.Н. Мясищев называл психологическими отношениями личности. В социальной психологии принята определенная субординация общественных отношений. Рис. VI.8. Последовательность усвоения знаковых систем слепоглухонемыми детьми Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной лич- ности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами. СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Социальные Политические Идеологические Производственные Структуры общения (по Г.М. Андреевой) Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами); интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания). Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу) Кто (передает сообщение) – коммуникатор Что (передается) – сообщение Как (осуществляется передача) – канал Кому (направлено сообщение) – аудитория С каким результатом передается – эффективность сообщение Функции общения (по Б. Ф. Ломову): информационно-коммуникативная; регуляторно-коммуникативная; аффективно-коммуникативная. Каждая личность выполняет множество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, педагог и т. д.), семейные (мать, отец, муж, жена, сестра и т. д.), что и обусловливает разные виды общения. Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме, называется формальным. Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения – любовь и дружба. Человеку свойственно стремление к неформальному общению, к раскрытию внутреннего склада своей личности. Способность устанавливать неформальное общение зависит от: черт личности (направленность на общение, доверие, незамкнутость); обладания «техникой» общения (установление контакта, умение видеть и понять другого) и т. д. В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие виды общения: социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и т. д.); групповое предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью. Это общение в процессе труда, обучения и т. д.; личностно ориентированное общение, т. е. общение одного человека с другим. Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Однако наряду с речью широко используются и неречевые средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.). В качестве средств общения могут быть использованы знаковые системы (символы математики, нотная запись, азбука Морзе и др.). Средства общения видоизменяются и совершенствуются вместе с развитием человеческого общества. Их использование зависит от условий, в которых осуществляется деятельность, от степени владения соответствующими средствами. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают: вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь), невербальную (используются различные неречевые знаковые систе-мы – жесты, мимика, пантомимика). Оптико-кинетическая система знаков включает: паралингвистическую систему: качество голоса, его диапазон, тональ- ность, пространство и время, разме щение лицом друг к другу; экстралингвистическую сибте му: темп речи, плач, смех, покашливание; проксемика, телодвижение дви жение глаз. Рис. VI.9. Жестовый счет от 1 до 30 у австралийского племени аранта Рис. VI.10. Узловое письмо перуанцев Ниже приводятся фрагменты систем знаков, использовавшихся в различные исторические периоды. Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения. В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т. д. Все это является составной частью профессионального мастерства и обеспечивает успех педагогической деятельности. Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат. Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах: как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися; как управление общением детей в школьном коллективе. В профессиональном общении педагога различают три стиля: демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед коллективом, решения принимаются совместно; авторитарный – в отношениях руководителя с подчиненными преобладает строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли исполнителей, не участвующих в принятии решений; либеральный – руководитель ограничивается убеждением, уговариванием, при этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в работе предоставлен сам себе. Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается Рис. VI.П. Положение кистей и пальцев рук, обозначавшее отдельные цифры в популярной средневековой числовой системе Рис. VI. 12. Эволюция шумеро-вавилоно-ассирийской письменности 108 сократический стиль, при котором Повышается творческая активность, инИциативность членов коллектива и иХ ответственность за принятые решения- Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются: индивидуальный стиль общения педагога; установка преподавателя на отдельных учеников; учет личностных особенностей учащихся; уровень развития коллектива; наличие умений профессионального общения. Вопросы и задания по теме для упражнений и самоконтроля 1. На заставке к теме сделана попытка символически выразить сущность речи. Как вы относитесь к предложенному варианту? Правильно ли, что автором в основу символизации положена речеслуховая (звуковая) связь? Что бы могли предложить вы для решения этой задачи? 2. В определении речи всегда указывается на функцию общения. А как это согласуется с тем, что речь может быть и внутренней, для себя? Разберитесь в этом вопросе с учетом происхождения внутренней речи. 3. В чем коренное различие речи человека и звуковой сигнализации животных? 4. Что представляет собой язык как общественно-историческое явление? Какие науки, кроме психологии, исследуют проблемы языка и как эти исследования соотносятся с психологическими? Постарайтесь четко разграничить проблемы гносеологии, семиотики, лингвистики и психологии. 5. Дайте общую характеристику органов речи и физиологических механизмов высказывания (см. с. 97—98). 6. Проанализируйте схему видов речи (с. 99), определите сущность каждого вида. Воспроизведите схему видов речи по памяти, основываясь не На запечатленный образ, а на логику их взаимосвязей: по направленности, форме выражения, активности, содержанию, мере самостоятельности. 7. Раскройте психологическое содержание восприятия устной речи. Попытайтесь представить его структуру в виде таблицы или схемы (см. с. 89—99). 8. Чем отличается письменная речь от устной? Как эти различия должны учитываться в практической деятельности учителя? 9. Дайте сравнительную психологическую характеристику пиктографического, идеографического, слогового и буквенно-звукового письма. Постарайтесь свести сравнительные характеристики в таблицу. 10. Дайте общую характеристику овладения ребенком фонетикой и грамматикой родного языка. Выделите основные этапы этого развития. 11. Как и в каком возрасте происходит овладение ребенком семантикой и функциями речи? Определите основные закономерности. 12. В чем выражаются расстройства речи? 13. Проанализируйте роль речи в овладении школьниками предметом по профилю вашей подготовки, а также возможности этого учебного предмета для развития речи школьников. 14. Раскройте взаимосвязь и различие общественных и личных отношений. 15. Определите роль и функции педагогического общения и его взаимосвязь со стилем руководства. 16. Речь – это, с одной стороны, способ выражения мыслей и общения, с другой – средство формирования и развития мышления. Проанализируйте речь школьников по следующим показателям: 1) содержательность: точность и ясность; насыщенность информацией; 2) выразительность: эмоциональность; образность; 3) фонетические особенности речи учащихся: правильность произнесения звуков; четкость; темп и громкость; 4) степень развития устной и письменной речи школьников (в сравнении). Для более полного выявления особенностей речевой деятельности учащихся на уроке можно предложить ученикам составить рассказ по картинке или самостоятельно написать сочинение на заданную тему, например: «Моя будущая профессия», «Столица нашей родины – Москва» и т^д. Проанализировав работы, охарактеризуйте уровень развития речи учеников вашего класса (обратите внимание на точность изложения материала, эмоциональность и т. д.). Узловые вопросы темы 1. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности. 2. Физиологические механизмы внимания. Ориентировочная деятельность и внимание. 3. Виды внимания и их сравнительная характеристика. 4. Свойства (качества) внимания и их обусловленность. Date: 2015-05-05; view: 1186; Нарушение авторских прав |