Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дописать

32. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ.

В семье существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям. Конфликт возникает между супругами из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или у обоих. Сысенко выделяет причины:

1. на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения

2. неудовлетворенность сексуальных потребностей.

3. психическое напряжение, депрессии, конфликты, ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях.

4. пристрастие к спиртным напиткам, азартным играм, наркотикам.

5. финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

6. неудовлетворение потребности супругов в питании, одежде.

7. потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в кооперации и сотрудничестве., а также связанные с разделением труда в семье, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.

8. разные потребности и интересы в проведении отдыха и досуга.

Теория конфликтности, имеющая в своей основе неудовлетворение потребностей, дополняется системой взглядов на то, что большая группа конфликтов возникает на почве разделения труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье. В основе лежит теория ролей.

Серьезные конфликты или развод свидетельствуют о том, что в развитии брака наступила особая фаза, что между супругами образовалась дисгармония при удовлетворении каких – то потребностей. Более того, один из супругов блокирует или делает невозможным удовлетворение совместных потребностей.

Американский психолог Харли выделил 5 основных потребностей для мужчин и женщин, неудовлетворение которых ведет к конфликтам. Мужчины: половое удовлетворение, спутник по отдыху, привлекательная жена, ведение домашнего хозяйства, восхищение. Женщины: нежность, возможность поговорить, честность и открытость, финансовая поддержка, посвященность семье. Так как потребности различаются ясно, что людям трудно приспособиться.

Семейные ссоры порождаются обидами и неспособностью супругов прощать друг друга.

 

 

35. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН РАЗВОДОВ.

Психологически развод – это дестабилизация всего жизненного уклада. Причины роста разводов: изменение функций семьи, успехи в борьбе за равноправие полов, отсутствие негативных стереотипов у разведенных, освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков, изменение темпа и стиля жизни, дифференцированность жизненного цикла, рост продолжительности жизни, усиление миграционных процессов.

Наиболее распространенные факторы, входящие в группу риска разводов:

  1. конфликтные отношении родителей одного из супругов
  2. совместное проживание с родителями одного из супругов на их жилплощади
  3. поздний или ранний возраст вступления в брак
  4. деидеализация партнера
  5. высокая личностная конфликтность одного или обоих супругов
  6. неравный уровень образования и социального статуса супругов
  7. профессиональная занятость женщины, в том числе бикарьерная семья
  8. вынужденное раздельное проживание супругов
  9. измены, сексуальная неудовлетворенность в браке.
  10. отсутствие доверия в семейных отношениях
  11. бесплодие одного из супругов
  12. добрачная беременность

К негативным факторам, которые могут разрушить брак, относят:

1. перегрузки и физическое истощение.

2. злоупотребление кредитом и ссоры по поводу денежных трат

3. эгоистичность

4. вмешательство родителей.

5. нереальные ожидания

6. пьянство и наркотики

 

51. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура (вопрос №31) и динамика.

Функция семьи. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Воспитательная. Удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения.

Хозяйственно -бытовая. Удовлетворение материальных потребностей.

Эмоциональная. Потребность в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества.

Функция духовного общения. Совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение.

Функция первичного социального контроля. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи.

Сексуальная функция. Удовлетворение секс потребностей.

Динамика семь и. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Зарождение семьи, рождение и воспитание детей(заканчивается с началом трудовой деят хотя бы одного ребенка), окончание выполнения воспитательной функции, супруги живут одни или с детьми, имеющие собственные семьи.

 

36. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

В отечественной психологии известна периодизация Васильевой: 1. зарождение семьи; 2. рождение и воспитание детей; 3. окончание выполнения семьей воспитательных функций; 4. дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи; 5. супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам.

  1. добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера.
  2. брак – принятие супружеских социальных ролей.
  3. этап медового месяца. Следует отметить принятие решение в изменении чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
  4. этап молодой семьи. Решение о продолжении рода – возвращение жены к проф деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению активности супругов за пределами семьи.
  5. зрелая семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи.
  6. семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям.

Периодизация Эриксона:

-период ухаживания

-брак и его следствие

-рождение ребенка

-зрелая стадия брака

-отлучение детей от родителей

Пенсия и старость.

 

 

52. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ.

Из книги Антонова «Социология семьи». Выделяют следующие направления: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм, сциентизм.

Эволюционный подход. Баховен разработал концепцию гетеризма, через который прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на материнском праве и высоком положении женщины в обществе. Исследователи пришли к мысли, что первой формой рода был материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и экзогамно – эндогамных брачных отношений. Этот подход исходит из теории изначального промискуитета, сменяющегося экзогамным материнским родом. Отношения развиваются в прогрессивном направлении. Брак может рассматриваться как выражение архетипического начала.

Функциональный подход. Семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Представители занимались поиском механизмов сплочения семьи, роли каждого члена, на взаимосвязи разводов и самоубийств. Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Смена исторических форм семьи, возникновение экзогамии выводится из табу инцеста. Табу рассматривалось как средство функциональной интеграции семейных отношений. Большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. Ключевым моментом выступает ответственность. Мера ответственности способна задавать динамику семейных отношений.

Этологический подход. Представители этого подхода оперируют главным образом методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, часто рудиментарных инстинктивных основах поведения человека. Исторический подход застал человечество с 4 системами брачных отношений: групповым браком, полигенией и моногамией, полиандрия. Обнаружена кардинальная разница в биологических мотивах брачного поведения полов, открыты явления инверсии доминирования в период брачных отношений, избыточная гиперсексуальность.

Эмпирический подход. Семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях.

Сциентический подход. Семейные отношения рассматриваются в нем во взаимосвязи личности и общества. К создателям и сторонникам относят Джемса, Кули, Томаса, Пиаже, Фрейда. Межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как «единство взаимодействующих личностей» - вот ключевые моменты теорий сциентистской социально – психологической направленности.

 

 

38. ВНУТРИСЕМЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОТЕРАПИИ.

Нарушение межличностной коммуникации в семье могут выступать в качестве существенного источника психической травматизации личности прежде всего потому, что приводят к развитию конфликтного взаимоотношения в семье основные направление коррекции процесса коммуникации в семье – это психотерапевтические мероприятия, направленные на осознание места коммуникации в семье и ликвидацию нарушений эмпатии.

Основные виды нарушений коммуникации.

Концепция отклоненной коммуникации в семье. Исследования выявили многочисленные случаи искаженной коммуникации(вместо диалога – монологи). Отсутствие зрительного контакта. Неожиданные выходы из контакта, когда общающийся член семьи просто забывает о процессе общения.

Парадоксальная коммуникация: двойной зажим. Если одновременно по коммуникационному каналу следуют два взаимоисключающих сообщения и каждое из них должно быть воспринято как истинное. Занимая большое место в общении с детьми, она может оказывать патогенное влияние.

Замаскированная коммуникация. В целом сводится к маскировке, затушевыванию того, что происходит в семье: один член семьи подтверждает содержанием того, что говорит и что действительно ощущает другой, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. Основная функция – сохранить статус- кво, а способ – неверное сообщение о причине того, что произошло.

Для анализа связи психической травматизации личности с особенностями процесса межличностной коммуникации необходимо выяснить:

1. Коммуникационную проблему. Речь идет о разнообразных потребностях, удовлетворение которых зависит от другого супруга(потребность в любви, симпатии, в помощи, в уважении).

2. Коммуникационный барьер. Особенности члена семьи, имеющего потребность, и других ее членов(от действия которых зависит ее удовлетворение) или особенности их взаимоотношений, в силу которых передача информации оказывается затрудненной.

3. Дефицитная информация – информация, прохождение которой по коммуникационному каналу предупредило бы возникновение психотравмирующего семейного нарушения.

Причины возникновения нарушений:

  1. перегрузка коммуникации побочными функциями.
  2. нарушение представления об адресате коммуникации как коммуникационный барьер. Искаженное представление о другом члене семьи может стать серьезным препятствием для взаимопонимания при общении.

Психотерапевтическая коррекция. Не первом этапе проводится обследование с помощью тестов, беседы, наблюдения, проективных методик. На втором этапе сформировать у члена семьи умение распознавать ситуации, в которых проявляется пробел эмпатии. На третьем – выполнение специальных упражнений по усилению эмпатии к качествам, по распознаванию которых имелся пробел.

 

 

40. СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПРИЯ.

Это широко представленное направление. Представители – Сельвини –Палоццоли, Минухин, Маданес. На развитие этого направления оказали положения общей теории систем. Семья рассматривается как целостная система, которая стремится как к сохранению сложившихся связей между элементами, так и их эволюции. Семья как живая система обменивается информацией и энергией с внешней средой. В такой системе колебания помогают обрести новый уровень сложности и дифференцированности, обычно сопровождаясь реакцией, возвращающей систему в ее устойчивое состояние. Когда колебания усиливаются, может наступить кризисное состояние, трансформация которого приведет систему на новый уровень функционирования.

На протяжении своего существования семья проходит кризисы развития. Именно на этих участках семьи неспособны разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции. Семьи выполняют свои функции с помощью определенных механизмов: структуры семейных ролей, семейных подсистем и границ между ними. Структура семейных ролей предписывает членам семьи – что, как, когда, и в какой последовательности они должны делать, вступая в отношения друг с другом. В нормальных семьях структура семейных ролей целостная, динамичная и носит альтернативный характер. Если потребности членов семьи в рамках сложившейся структуры не могут быть удовлетворены, то предпринимаются усилия для поиска альтернативных вариантов выполнения семейных ролей.

Семейные подсистемы – это более дифф совокупность семейных ролей, которая позволяет избирательно исполнять определенные семейные функции, обеспечивать жизнедеятельность семьи. Один из членов семьи может быть участником нескольких подсистем - родительской, супружеской, детской, мужской, женской.

Границы между подсистемами – это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные функции. В нормальных семьях они ясно очерчены и проницаемы.

Основные шаги семейной системной психотерапии:

1. объединение психотерапевта с семьей, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.

2. формулирование психотерапевтического запроса.

3. реконструкция семейных отношений.

4. завершение психотерапии и отсоединение.

 

31. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ.

Структура семьи – это состав семьи и число ее членов, а также совокупность из взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответит на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто осуществляет в семье руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений, во втором – о демократическом. Различной структура может быть в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности.

Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе – это семья, включающая взрослых и детей. В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем.

Нарушение структуры семьи – это особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Вопрос, что является нормой, а что нарушением – один из трудных вопросов.

61. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ.

Специалисты – психоаналитики перенесли внимание с инстинктов на объектные отношения, младенческую зависимость и неполное развитие Эго. Глубинной причиной возникновения психического заболевания стал считаться страх объектных отношений, который может появиться в раннем детстве. Цели психотерапии – изменить личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых образов прошлого, то есть научиться различать паттерны эмоционально – поведенческого реагирования, обслуживающие потребности члена семьи в ситуации здесь и теперь от паттернов, возникших в глубоком детстве.

Техники: в классическом психоанализе используется для терапевтических изменений конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка опыта. Возможно подключение других техник. Интерпретация содержит контекстуальное восстановление разрозненных высказываний пациента с целью соприкосновения его с сущностью переживаний.

 

Основной принцип поведенческой терапии заключается в том, что поведение подкрепляется его последствием. Поведенческий паттерн будет сопротивляться изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более благоприятные последствия. Терапевты не интересуются историей семьи, их больше волнует анализ последовательности поступков. При таком подходе «хорошие семейные отношения» - -это такие, при которых происходит обмен приятным поведением. Причины, обусловливающие супружескую дисгармонию: супруги получают в браке мало подкреплений, мало удовлетворяются потребности, подкрепление в браке не приносит удовлетворения, внебрачные источники удовольствия конкурируют с брачными, информация о потенциальных источниках удовольствия неадекватна.

Наиболее распространенной техникой является поведенческий тренинг родителей. Психотерапевт переформулирует представления клиента л сущности проблемы и возможных путях ее решения. Этот тренинг преследует цель повышения компетентности в вопросах воспитания детей, распознавания и модификации паттернов эмоционально – поведенческого реагирования. Все техники поведенческой психотерапии разделены на 3 группы:

  1. техники, основанные на использовании оперантного обусловливания

шейпинг(формирование), жетонная система(вознаграждение), контрактная система, обмен изменениями за вознаграждение, тайм – аут.

  1. техники, основанные на респондентном обусловливании

систематическая десенсибилизация, тренинг самоутверждения, аверсивная психотерапия, сексуальная психотерапия.

  1. когнитивно – аффективные техники

«остановка мыслей», рационально – эмоциональная терапия, моделирование, реатрибуция(перераспределение).

В качестве подкрепляющих факторов выступают вещественные стимулы и социальные.

 

 

39.МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ СОЦИОГРАММЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ.

Эта методика может использоваться в семейной психотерапии для экстарнализации неосознаваемого контекста между членами семьи. Тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Инструкция: «перед вами на листе изображен круг. Нарисуйте самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите имена». Критерии оценки результатов: число членов семьи, величина кружков, расположение кружков относительно друг друга, дистанция между ними.

Идет сопоставление членов семьи изображенных испытуемым с реальным. Кто – то не попадет в круг или будет забыт, или вместо члена семьи будет домашнее животное.

Величина кружков других членов говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорит о его эгоцентричности, а помещение себя внизу остальных может указать на переживание отверженности.

Удаленность одного кружка от других может свидетельствовать о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении. Слипание говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи.

 

72. МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ ГЕНОГРАММЫ.

Позволяет в виде графической схемы изобразить родственные связи в семье. Психотерапевт предлагает каждому члену семьи изобразит графически свое представление о семье с помощью определенных символов. Генограмма включает имена и возраст всех членов семьи. В ней даются даты рождения, смертей, браков, разводов и разрывов отношений. В свою очередь, психотерапевт на основании расспросов и наблюдений составляет генограмму семьи.

Для графической конкретизации психологический коммуникаций в семье используется ряд условных обозначений. Степень тесноты связи (привязанность, психологическая зависимость), проявляемая одними членами семьи по отношению к другим представлена линиями: двойная – очень тесная связь, сплошная одинарная – тесная, пунктирная – слабая, слабопунктирная – очень слабая.

Степень выраженности конфликта между членами семьи представлена вертикальными линиями: 1, 2, 3.

Направление связи – кто по отношению к кому проявляет обозначенные чувства – указывается стрелкой.

Это графический метод представляет большую диагностическую информацию.


<== предыдущая | следующая ==>
Следующий проект вечного двигателя | Эксордиум Вечности

Date: 2015-05-05; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию