Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ ___ 1 page





Авторитарный лидерский стиль — поведение лидера, характеризующееся сосредоточением у него всей полноты власти.

Агапэ — альтруистический любовный стиль.

Агрессивная доминантность — стиль поведения, для которого характерно стремление подчинять себе других с помощью демонстрации агрессии.

Акселерация — ускорение развития поколения, родившегося позже, по сравнению со старшими поколениями.

Андрогиния — баланс, гармоничное сочетание в личности и поведении маскулинных и фемининных черт.

Андрогины — мифические существа, соединяющие в себе одновременно свойства мужчины и женщины; третий пол.

Астенический тип телосложения — тип телосложения, характеризующийся преобладанием продольных размеров тела над поперечными, узким лицом и костями, пониженным жироотложением, общей худобой и вытянутостью.

Атлетический тип телосложения — тип телосложения, характеризующийся развитым скелетом и мышцами, большими конечностями (особенно кистями и стопами), плоским животом и широкими плечами.

Аутокинетический эффект — иллюзия движения собственного тела.

Бисексуальность — потенциальное соединение в человеке возможностей для развития и мужского, и женского пола.

Болевая толерантность — устойчивость к боли, способность терпеть сильную боль как на физиологическом, так и на психологическом уровне.

Боязнь успеха — мотив достижения, при котором индивид в ситуации конкуренции со значимыми людьми отказывается от победы над ними из-за возможных негативных последствий.

Вводные слова — один из признаков «поддерживающего» речевого стиля, когда индивид часто употребляет слова, которые могут смягчить его высказывания и продемонстрировать сомнение в своей правоте: «Возможно, я не прав»; «Может быть, надо сделать так» и т. п.

Вегетативный коэффициент — энергетическая установка испытуемого по отношению к активным, мобилизующим цветам (красному и желтому) и пассивным, связанным с бездействием цветам (синему и зеленому).

Величина половых различий (индекс d) показатель, используемый в метаана-лизе при оценке степени половых различий; выделяют малую, среднюю и большую степени различий (все — статистически значимые).

Вербальная агрессия — агрессия, выражающаяся в оскорбительных словах, кличках, иронических высказываниях.


338 Глоссарий

Вербальная память — запоминание слов, предложений, рассказов, имен, названий картинок.

Волевое мышечное усилие — способность удерживать мышечное напряжение на определенном уровне с помощью моторики и воли.

Вторичная пропорция полов — соотношение родившихся живыми новорожденных мальчиков и девочек.

Гендер — социальный пол, пол как продукт культуры; употребляется в зарубежной психологии в четырех значениях: а) как противопоставление биологическому полу; б) как синоним пола; в) как расширительный термин для обозначения и биологических и социальных проявлений пола; г) как символ неравенства полов, их иерархической организации: доминантный мужской и подчиненный — женский (последнее — в основном в феминистской литературе).

Гендерная дискриминация — нарушение прав человека по признаку пола, лишение возможности удовлетворения основных потребностей и развития личности.

Гендерная диспропорция — неравное число мужчин и женщин в группе, организации, обществе и органах управления.

Гендерная идентичность — отождествление себя с определенным полом, освоение правил и норм, характерных для этого пола, и демонстрация их в своем поведении.

Гендерная идеология — бытующее в обществе представление о качествах, которые являются предпочтительными для мужчины и женщины, а также о различии и сходстве между ними.

Гендерная сегрегация — преимущественное общение с партнерами своего пола и ограничение контактов с представителями противоположного пола; наблюдается в детских играх без участия взрослых, а во взрослости — в дружеских и деловых отношениях.

Гендерная ситуация — характеристика среды, в которой действует индивид, по признакам, связанным с полом.

Гендерно-атипичное поведение — проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для противоположного пола.

Гендерно-типичное поведение — проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для данного пола.

Гендерно-типичные эмоции — эмоциональные реакции и состояния, проявляющиеся преимущественно у представителей определенного пола.

Гендерное неравенство — привилегированное положение одного пола и лишение привилегий другого пола; наблюдается в обществе в целом или в конкретной организации (предоставление рабочих мест, информации, назначение на должности по признаку пола).


Гендерное равновесие — практически равное количество женщин и мужчин в группе, организации, обществе.

Гендерные предубеждения — негативная установка (не всегда осознаваемая) по отношению к представителям своего или противоположного пола; проявляется в эмоциональном неприятии, осуждении, отрицательных высказываниях, ограничении контактов.


Глоссарий 339

Гендерные установки — позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола.

Гендерный аутостереотип — шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей своего пола.

Гендерный гетеростереотип — шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей противоположного пола.

Гендерный стереотип — шаблонные житейские представления о разлігчиях между мужчинами и женщинами, предписание мужчинам и женщинам вести себя в соответствии с выработанными в обществе правилами для представителей определенного пола.

Гендерный стиль — стиль поведения индивида, соответствующий гендерным стереотипам для данного пола.

Гендерный эффект — явление, при котором фактор пола оказывается более значимым, чем другие факторы (например, оценка успешности руководителя по половому признаку).

Демократический лидерский стиль — поведение лидера, характеризующееся делегированием власти последователям, распределением ее между несколькими участниками.

Дивергенция полов — стремление к общению и взаимодействию преимущественно с представителями своего пола.

Директивные речевые паттерны — набор речевых способов, приемов, оборотов, для которых характерны напор, стремление подавить собеседника; проявления: прерывание партнера, стремление большую часть времени говорить самому, использование повелительного наклонения, начальственный тон, избегание контакта глаз и т. п.

Доминант — полноправный член группы, который по определенному признаку представляет ее большинство (к примеру, по полу, этнической принадлежности).

Доминантность — стремление навязать свое мнение, влияние с помощью силовых методов.

Дублирование — образец речевого «поддерживающего» поведения, когда собеседник вступает в разговор одновременно с партнером.

Женская субкультура — совокупность проявлений психики, которые формируются у девочек и женщин вследствие половой сегрегации и отличаются от аналогичных проявлений у мальчиков и мужчин.

«Звездная болезнь» — метафора, которая используется для обозначения явления, когда успешные женщины, якобы «зазнавшись», не помогают другим женщинам сделать карьеру и считают ситуацию с женским лидерством благополучной.

Звуковой фон (угу-поддакивания) — речевой паттерн «поддержки» партнера, а также прием активного слушания, который выражается в демонстрации согласия с собеседником, активного внимания к его речи: кивками головы, мимикой заинтересованности, восклицаниях типа: «Да-да!».


340 Глоссарии

Знаковая память — запоминание материала, который относится к классу «знаки»: цифры, буквы, знаки препинания, символы, знаки дорожного движения и т. п.

Зрительно-пространственные способности — совокупность показателей, получаемых при решении задач и тестовых заданий, связанных со зрительным анализатором, пространственными представлениями, ориентацией в пространстве.


Инграциация — совокупность способов, приемов и стратегий воздействия на другого человека (мишень инграциации) с целью создания у него благоприятного впечатления и позитивного отношения к инграциатору.

Инструментальная гендерная роль — обычно требуемое от мужчины поведение, связанное с ориентацией на задачу, решение проблем (в семье — еще и на материальное обеспечение).

Интернальный локус контроля — особенность человека, когда он принимает ответственность за события своей жизни на себя и их причины видит в своем поведении и своих личностных характеристиках.

Исследовательский плач — плач младенца как реакция познания среды — в ответ на новый стимул или новую ситуацию.

Когнитивный компонент эмпатии — способность распознать, что испытывает другой человек, расшифровать исходящие от него сигналы.

Коллаборативный лидерский стиль — стиль поведения, основанный на сотрудничестве лидера с последователями.

Коллаборативный речевой стиль— использование речевых оборотов и невербальных средств для того, чтобы обеспечить сотрудничество с партнером по общению: демонстрация внимания и доброжелательности, активное слушание и т. п.

Коммуникативное внимание — внимание, направленное на собеседника, его слова, эмоциональное состояние, невербальные проявления и позволяющее сделать общение эффективным и приятным.

Коммуникативный плач — плач младенца, который связан с общением со взрослым: призыв о помощи, жалоба, страх перед незнакомцем, реакция на отсутствие матери и т. п.

Конвергенция полов — явление, противоположное сегрегации, стремление двух противоположных полов к совместному общению, деятельности.

Конкурентность — отношения и взаимодействие, характеризующиеся соперничеством, напряженностью.

Контрдоминантность — нежелание подчиняться при отсутствии стремления к доминированию.

Конфронтация полов — враждебные взаимоотношения между полами.

Кооперативность — сотрудничество во взаимодействии с партнером.

Культуральная гипотеза — объяснение половых различий влиянием культуры.

Лидерский стиль поведения, ориентированный на взаимоотношения, — значимость для испытуемого прежде всего личных проблем окружающих, стремление удовлетворить их потребности.

Лидерский стиль поведения, ориентированный на задачу, — значимость для испытуемого прежде всего деловых интересов, решения проблем, требований деятельности.


Глоссарий 341

Лифтинг — подъем тяжестей.

Личностная ориентация — ориентация на общение с другим человеком, внимание к его личности.

Любовный стиль — преобладающий у индивида характер интимных отношений.

Людус — игровой любовный стиль, характеризующийся легкими отношениями.


Макиавеллизм — неагрессивное манипулирование людьми, игнорирование их эмоций и потребностей, преследование во взаимодействии с ними своей личной выгоды.

Маниакальный любовный стиль — болезненный любовный стиль, характеризующийся чрезмерной привязанностью, ревностью.

Маскулинность — набор личностных и поведенческих черт, соответствуюішгх стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т. п.

Математическая тревога — завышенные опасения по отношению к математике, математическим задачам, неуверенность в своих возможностях справиться с ними.

Мезоморфный тип телосложения — тип телосложения, характеризующийся высоким уровнем развития скелетно-мышечной системы.

Метаанализ — метод вторичной математической обработки данных однородных исследований, посвященных одной проблеме; используется как основа для обобщения результатов, полученных разными авторами; дает возможность установить степень различий между мужчинами и женщинами: малую, среднюю, большую — индекс d.

Мотивация аффилиации — стремление принадлежать к группе, стремлении к успеху во взаимоотношениях с другими людьми-.

Мотивация власти — стремление доминировать над людьми, подчинять их себе и управлять ими.

Мотивация достижений — стремление к успеху в деятельности.

Мужская субкультура — совокупность проявлений психики, которые формируются у мальчиков и мужчин вследствие половой сегрегации и отличаются от аналогичных проявлений у девочек и женщин.

Нарциссическая тревога — эмоциональные реакции, проявляющиеся в чрезмерном беспокойстве по поводу того, что индивида недостаточно ценят и любят, в потребности к повышенному вниманию и восхищению со стороны окружающих.

Негативное прерывание партнера — речевой паттерн, заключающийся в попытках перебивать собеседника, не дав ему договорить, и демонстрации неуважительного к нему отношения: пренебрежительных интонациях, мимике и жестах, игнорировании его высказываний и т. п.

Неуспешное прерывание партнера — попытка перебить собеседника, закончившаяся неудачей: тот продолжает говорить.

Нормальный нарциссизм — элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека, потребность в том, чтобы его любили и им восхищались; возникает в первые два года жизни.

Объективный компонент здоровья — длительность заболевания (временной интервал немощи и потери трудоспособности).


342 Глоссарий

Описательное самораскрытие — склонность индивида при установлении интимных отношений рассказывать о себе без эмоциональной окраски, излагая только факты и события.

Ориентация на задачу — тип мотивации, при котором на первое место ставится цель, связанная с деятельностью, решением проблемы.

Открытая агрессия — способ демонстрации враждебности, когда человек не скрывает своих намерений.

Оценочное самораскрытие — склонность индивида при установлении интимных отношений рассказывать о своих переживаниях, сокровенных мыслях, взглядах.

Парное доминирование — доминирование в сообществе животных между двумя особями, результатом которого становится установление, кто кому подчиняется: уступает дорогу, пищу, сексуального партнера и т. п.

Патологический нарциссизм — чрезмерное восхищение и любование собой, потребность вызывать восторг окружающих.

Паттерны поддержки — набор речевых приемов, оборотов, высказываний, невербальных проявлений, призванных помочь собеседнику выразить его мысль, установить с ним контакт.

Первичная пропорция полов — соотношение мужских и женских зигот при оплодотворении.

Пикнический тип телосложения — тип телосложения, характеризующийся относительным преобладанием поперечных размеров тела над продольными, обильным жироотложением, узкими плечами и маленькими конечностями.

Повторение — речевой паттерн поддержки, заключающийся в том, что для возникновения эмоционального контакта с собеседником слова и фразы (свои и собеседника) произносятся несколько раз.

Позитивное прерывание партнера — речевой паттерн, проявляющийся в попытках перебивать собеседника с целью демонстрации согласия с его высказываниями и уважительного к нему отношения; сопровождается интонациями, мимикой и жестами одобрения и восхищения.

Политика равных возможностей — система мероприятий, направленных на уравнивание шансов обоих полов сделать деловую карьеру.

Половая сегрегация — см. «Гендерная сегрегация».

Прагма — любовный стиль, характеризующийся подходом к интимным отношениям с позиции разума и рациональных суждений.

Предметная память — запоминание предметов физического мира, одушевленных и неодушевленных.

Проективная тенденция — характерные для патологического нарциссизма стремление обвинять других людей и неспособность признавать свои слабости и ошибки.

Проективный образ — в методике ТАТ тот герой, с которым себя идентифицирует испытуемый при написании рассказа.

Просоциальная доминантность — стремление подчинить себе другого человека, заставить его что-то делать для его же пользы: есть полезную пищу, избегать опасностей и т. п.


Глоссарий 343

Пространственная память — запоминание пространственного расположения предметов, людей, физических стимулов.

Прямой гендерный стереотип — соответствие поведения конкретного испытуемого бытующему представлению о том, как должен вести себя представитель определенного пола.

Реверсивный гендерный стереотип — несоответствие поведения конкретного испытуемого бытующему представлению о том, как должен вести себя представитель определенного пола, демонстрация поведения, противоположного ожидаемому.

Речевая субкультура — складывающиеся в среде мужчин или женщин и используемые речевые паттерны, высказывания, выбор слов и фраз, анекдотов, предпочитаемых невербальных средств общения.

Родительский стиль «взаимности» — поведение родителей по отношению к детям на основе равенства, уважения к личности, взаимопонимания.

Родительский стиль «властной ассертивности» — поведение родителей по отношению к детям на основе установления иерархии, субординации, подчинения младших старшим, жесткого подавления их спонтанных желаний и поведенческих реакций.

Самопрезентация — создание у других людей определенного представления о себе путем разыгрывания ролей, демонстрации своих достоинств или, напротив, недостатков, сообщение о себе позитивной или негативной информации.

Самоусиление — набор приемов, которые позволяют улучшить представление о себе у окружающих, очаровать их: сообщение выгодной информации, манера поведения, вербальные и невербальные характеристики общения.

Сверхболезненность женщин — характерные для женщин более частые, чем у мужчин, жалобы на здоровье и обращения к врачу.

Сверхсмертность мужчин — уровень смертности у мужчин, значительно превосходящий этот показатель у женщин.

Сегрегация полов — см. «Гендерная сегрегация».

Сексизм — позитивное отношение к одному и негативное — к другому полу.

Сексуальные установки — отношение к сексу, представление о допустимых и недопустимых нормах сексуального поведения для себя и других. 4

Секулярный тренд — высокие темпы акселерации, наблюдавшиеся на протяжении XX в.

Скрытая агрессия — способ поведения, когда субъект не может выразить свою враждебность в открытой форме и прибегает к злословию, остракизму, иронии и сарказму, игнорированию собеседника.

Скрытая гендерная программа — набор установок, взглядов, ценностей и предубеждений, связанных с отношением к своему и противоположному полу, которые проявляются в поведении и не всегда осознаются их носителем.

Сомнение и отрицание — речевые паттерны «поддерживающего» поведения, когда говорящий после высказанной мысли пытается смягчить воздействие на собеседника, выражая неуверенность в своей правоте, к примеру: «Наверное, это неправильно».


344 Глоссарии

Социальная память — память, проявляющаяся в общении с другими людьми: на лица, имена собеседников, их голоса, события их жизни.

Социальная самооценка — оценка своей способности выполнять социальные роли, общаться и взаимодействовать с окружающими.

Социальная тревожность — беспокойство и страх, проявляющиеся во взаимодействии и общении с людьми.

Социальное безделье — феномен групповой жизни, который проявляется, когда в присутствии людей, активно действующих в достижении групповой цели, человек снижает свое участие в этой деятельности, перекладывая ответственность на других.

Социальные стимулы — раздражители, характеризующие человека и общение с ним: лицо, голос, речевые высказывания, невербальные проявления.

Спонтанное речевое поведение — характерные для неформального общения незапланированные и непроизвольные высказывания, восклицания, мимика, жесты.

«Стеклянный потолок» — метафора, характеризующая ситуацию в обществе по отношению к женщинам, делающим карьеру: на их пути выдвигаются реальные, но невидимые барьеры; поскольку они неявны, их труднее преодолевать (к примеру, лишение женщин необходимой деловой информации, о котором можно только догадываться).

Сторге — любовный стиль, основанный на дружбе.

Стратификация полов — неравное положение полов в обществе, проявляющееся в преимуществах одного пола перед другим в виде привилегий, возможностей для развития.

Структурирующий лидерский стиль — действия лидера и руководителя, направленные на организацию деятельности последователей и подчиненных.

Токен — «символ»; неполноправный член группы, который по определенному признаку (пол, раса, этническая принадлежность и т. п.) представляет ее меньшинство и служит для большинства образцом всех носителей данного признака.

Третичная пропорция полов — соотношение лиц женского и мужского пола в отдельных возрастных группах.

Успешное прерывание партнера — удачная попытка перебить собеседника, приводящая к тому, что он замолкает и перебивший продолжает говорить.

Уточняющие вопросы — образец речевого «поддерживающего» поведения, с помощью которого собеседнику демонстрируют, что его активно слушают, либо дают понять, что он компетентен что-то разъяснить, рассказать.

Фальшивая уникальность — преувеличение своей неповторимости, непохожести на других, оригинальности.

Фантазия грандиозности — одно из проявлений патологического нарциссизма, которое выражается в чрезмерном преувеличении своей личности, достоинств, достижений, переживаний, страданий, а по отношению к окружающим — в высокомерии и обесценивании их.

Фейсизм (от англ. face — лицо) — тенденция, заключающаяся в том, что по телевидению при показе мужчин демонстрируются преимущественно голова, лицо, а женщин — фигура, что приводит к ассоциированию мужчин с интеллектом и духовностью, а женщин — с низменными инстинктами.


Глоссарии 345

Фемининность — совокупность личностных характеристик, соответствующих стереотипу женственности: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т. п.

Физическая агрессия — враждебное поведение по отношению к окружающим, которое выражается в нанесении им ударов, толчков, пинков.

Эгалитарные взгляды — представление о равенстве полов (в правах, возможностях, в проявлении лидерства во взаимодействии) как естественном принципе построения человеческих отношений в обществе, как ценности.

Эгоистическая доминантность — стремление подчинить себе другого человека, заставить его что-то делать для своей пользы (бегать по личным поручениям, например).

Экспрессивная гендерная роль — обычно требуемое от женщины поведение, демонстрирующее теплоту и заботу об окружающих (в семье — так называемое хранение очага).

Экстернальный локус контроля — особенность человека, когда он ответственность за события своей жизни и свои личностные характеристики приписывает внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе».

Экстратенсивность — показатель моторики по методике Мира-и-Лопеца; проявляется в рисовании линии с отклонениями вовне от эталонной.

Эктоморфный тип телосложения — тип телосложения по Шелдону, характеризующийся удлиненностью тела и его частей.

Эмоционально-когнитивный диссонанс — механизм формирования гендерных установок в России (по В. Е. Кагану): рассогласование маскулинной когнитивной ориентации и позитивного эмоционального отношения к женскому полу.

Эмоциональный компонент эмпатии — способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека.

Эндоморфный тип телосложения — тип телосложения по Шелдону, характеризующийся тучностью.

Эргографический индекс — показатель, демонстрирующий мышечную выносливость испытуемого и отражающий всю механическую работу, произведенную рядом сокращений мышц до наступления утомления.

Эрос — любовный стиль, основанный на чувственности, сексуальном влечении.

Эффект SEM (от английской аббревиатуры SEM: self-evaluation maintenance) — сохранение самооценки, которое проявляется, когда человек добивается больших успехов, чем другие, и испытывает при этом положительные эмоции, особенно если он сравнивает себя с близкими людьми и в области, значимой для его самоопределения.

Эффект само-референтности — наибольшая'значимость для испытуемого информации о себе (проявляется, к примеру, в том, что он лучше запоминает информацию о себе, чем о других); более ярко его демонстрируют лица с высокой самооценкой.


 


ЛИТЕРАТУРА

Агеев В. С Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М., 1990.

Акапде А. Психологические последствия безработицы у женщин Южной Африки // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 127-136.

Акинщикова Г. И. Антропология: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.

Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. Л., 1965.

Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984.

Али-Заде А. А. Опыт изучения социометрического статуса юношей и девушек // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР. М., 1977. С. 24-25.

Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.

Амундсен К. Женщины и американская демократия: Большинство, которое заставляют молчать. М., 1976..

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

Антология гендерной теории / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмано-вой. Минск, 2000.

Антонюк Е. В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992.

Антонюк Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1993. № 4. С. 25-34.

Аркин Е. А. Об изучении детского коллектива. М., 1927.

Аркин Е. А. Экономика человеческого организма. 2-е изд. М.; Л., 1927.

Астафьев П. Е. Понятие психического ритма как научное основание психологии полов. М., 1899.

Астафьев П. Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М., 1899.

Багрунов В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Л., 1981.

Баррьер М. Вечная загадка Дон Жуана, или Секреты эротического успеха. Тал
линн, 1991. •

Бендас Т. В. Вожаком может быть каждый // Директор школы. 1999. № 8. С. 48-52.

Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства. Оренбург, 2000.


Литература 347

Бендас Т. В. Гендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей // Вестник Оренбургского университета. 2001. № 1. С. 19-23.

Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87-95.

Бендас Т. В. Жизненный путь студенческих лидеров // Учебная, научно-исследовательская и инновационная деятельность высшей школы в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции. Оренбург, 2001. С. 142-143.







Date: 2015-05-04; view: 564; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.045 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию