Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Внутренняя динамика социальных движений





Социальные движения возникают в определенный момент, раз-виваются, проходят различные фазы, угасают и исчезают. По словам классика в этой области Герберта Блумера, «движение должно сфор-мироваться и «сделать карьеру» в том мире, который почти всегда противостоит, сопротивляется или по меньшей мере просто безраз-личен к нему». Сначала рассмотрим внутреннюю динамику социальных движений, а затем обратимся к внешней динамике, т.е. к влиянию социальных движений на более широкое социальное целое, в рамках которого они действуют. Это две стороны процесса, который можно назвать «двойным морфогенезом» социальных движений.

Во внутренней динамике движения мы предлагаем различать че-тыре главные стадии: возникновение, мобилизацию, совершенство-вание структуры и завершение.

1. Все социальные движения возникают в определенных истори-ческих условиях, в пределах исторически заданной структуры. Эта последняя создает запас ресурсов и возможностей, служит сокровищ-ницей идей, на основе которых движение формулирует собственные кредо, идеологию, цели, выявляет своих врагов и сторонников, обо-сновывает свое видение будущего. Движение осмысляет существую-щие взгляды, производит их отбор, меняет акценты, соединяет во взаимосвязанную систему и, естественно, добавляет к этой основе нечто новое. Кажущаяся новизна никогда не бывает абсолютной. Так, революционные движения не изобретают свои лозунги, боевые при-зывы, представления о лучшем мире, а заимствуют их. Скажем, неко-


торые свои мысли Маркс позднее развил в целостную теорию рево-люционного прошлого. <...> Что касается прежней нормативной струк-туры, то она часто служит как бы негативной основой движения, тем, что противопоставляется или отрицается. Правила, ценности, институты, роли установленного нормативного порядка критикуют-ся, высмеиваются, им бросают вызов. Одни движения концентрируют свое внимание на нормах, квалифицируя их как недостаточные, не-адекватные или несоответствующие средства для достижения новых целей. Другие сосредоточиваются на ценностях, которые также рас-сматриваются как неправильные. По мнению Смелзера, когда у дви-жений, «ориентированных на нормы», появляется сильная оппози-ция в виде контрдвижений, если эти движения подавляются или бло-кируются властями, то происходит постепенное расширение целей и качественное изменение требований, что ведет к возникновению «цен-ностно-ориентированных» движений. «Солидарность» в Польше и дру-гие освободительные движения в Восточной Европе отлично иллюст-рируют данный феномен. Постоянная радикализация требований в значительной мере явилась результатом тупого сопротивления око-павшейся политической элиты. Прежняя организационная структура взаимодействия выполняет другие функции. Она образует поле, кото-рое в равной степени сдерживает и облегчает движение. Сеть комму-никаций, существующая в обществе, имеет решающее значение для вовлечения в движение новых субъектов. Обсуждая «ключевую роль коммуникационной сети как благодатной почвы, из которой может произрасти новое движение», Фриман приводит в качестве примера женское освободительное («феминистское») движение.



Ассоциации или сообщества, объединяющие людей по религиоз-ному либо этническому принципу (клубы, церкви, этнические груп-пы, патриотические общества и т.д.), ускоряют мобилизацию и вов-лечение новых индивидов и групп в социальные движения. Так, орга-низационная структура движения за гражданские права в США была заимствована у сети сегрегационных колледжей, женских клубов, га-зет, местных объединений и мелкого бизнеса. «Черная церковь обес-печила движение музыкой и риторикой, она укрепляла дух его участ-ников». Аналогичную роль играли католическая церковь, неформаль-ные кружки и ассоциации оппозиционного характера (например, Комитет защиты рабочих в самом начале зарождения «Солидарности» в Польше в 80-х годах). Большое значение имеет и так называемая «структура политических возможностей» (ассоциации, местные адми-нистративные центры, сотрудничающая политическая элита и т.д.).

Наконец, мы подходим к последней теме — структуре социальных неравенств, иерархий богатства, власти и престижа. Вытекающие от-сюда противоречия и конфликты между классами, стратами и т.д. ча-сто оказываются фактором первичной мотивации. Иерархическая диф-ференциация насущных интересов приводит к напряженности, уси-


лению недовольства, что побуждает людей присоединяться к движе-ниям протеста или реформаторским движениям. Те, у кого нет ника-кой надежды на успех, кто лишен доступа к ресурсам, составляют «человеческий материал» социальных движений; они быстро отзыва-ются на дризывы и легко включаются в действия, нацеленные на структурное перераспределение привилегий и поощрений.

Условия и напряжения, существующие в рамках структуры, не-обходимы, но не достаточны для возникновения движения. В следую-щей фазе процесс должен переместиться в область социального со-знания. <...>

Когда социальная напряженность соединяется с ее общим идео-логическим осознанием, тогда ситуацию можно считать созревшей для возникновения движения.



В подобных ситуациях роль инициирующего фактора чаще всего играет незначительное событие, с которого начинается «карьера» дви-жения. Такое событие поднимает уровень осознания, создает преце-дент героического противодействия, провоцирует открытое выраже-ние поддержки и раскрывает широкий диапазон оппозиционного кон-сенсуса (прорывая «плюралистическое незнание», когда никто не представляет, сколько еще людей разделяют это недовольство и сколько действительно готовы присоединиться к действию). Оно также служит проверкой решительности властей или ее отсутствия. В случае с Розой Парке, которая отказалась занять место в той части автобуса, что пред-назначалась для чернокожих пассажиров, конфликт, выросший из маленького инцидента, разросся в одно из наиболее мощных соци-альных движений в американской истории — движение за гражданс-кие права негров. В другом случае, когда пожилая рабочая Анна Ва­-лентинович была уволена с верфи имени Ленина в Гданьске в 1980 г. по политическим мотивам, рабочие встали на ее защиту, и в течение нескольких дней набрало силу самое мощное политическое движение в современной европейской истории — «Солидарность».

2. Инициирующее событие закрывает начальную стадию «карье-ры» движения, т.е. фазу возникновения. Далее следует фаза мобилиза-ции. Первая волна рекрутирования включает тех, кто наиболее подвер-жен влиянию условий, против которых направлено движение, кто луч-ше всех воспринимает его центральную идею, наиболее точно понимает и оценивает (интеллектуально, эмоционально, морально и политичес-ки) его причины. Такие люди присоединяются к движению по убежде-нию, считая, что оно и есть тот инструмент, который необходим для осуществления общественных преобразований. По мере того как движе-ние растет и набирает силу, к нему подключаются те, кто просто ищет смысла в жизни. Нельзя сбрасывать со счетов и кучки циничных крити-канов, которые присоединяются к движению в надежде на материаль-ные выгоды в случае его победы. На этой, второй, волне люди вступа-ют в движение скорее из сочувствия, а не по убеждению. Не удиви-


тельно, что различные мотивы включения в деятельность движения служат причиной появления и разных видов связей, удерживающих людей в его структуре. Среди них есть и активисты, и последователи, и просто попутчики, и даже «свободные наездники», отдаленно сим-патизирующие ему, надеющиеся, что победа принесет выгоды и им. Такая, подобная луковице, структура становится особенно очевид-ной, когда движение сталкивается с неприятностями, подавляется или терпит поражение. В этих случаях внешние слои отпадают первы-ми. Активисты остаются и иногда позднее возрождают движение.

Однако простого привлечения в собственные ряды новых «рекру-тов» недостаточно, необходимо мобилизовать людей на коллектив-ные действия. Изучение социальных движений доказывает, что здесь огромное значение имеют харизматические лидеры: Иисус Христос, Будда, Магомет, Мартин Лютер Кинг, Лех Валенса, Вацлав Гавел и многие другие. Они сплачивают своих сторонников, заражают их сво-им энтузиазмом и вдохновляют на героические поступки. Руководя действиями людей, лидеры укрепляют и собственное положение. Та-ким образом, делается первый шаг к возникновению внутренней диф-ференциации и иерархической структуры движения. <...>

3. Это открывает следующую стадию в развитии движения: струк-турное совершенствование, которое проходит долгий путь от просто-го объединения людей до полностью сформировавшейся организации. Различаются четыре подпроцесса внутреннего морфогенеза.

(A) Сначала наблюдается постепенное возникновение новых идей, верований, кредо, «общего словаря надежды и протеста». Со време-нем некоторые движения развивают свое собственное, особое миро-восприятие.

(Б) Затем наступает институциализация новых норм и ценнос-тей, регулирующих функционирование движения и обеспечивающих критерии для критики внешних условий. Такова главная идея теории Тёрнера о «возникающих нормах». Следует заметить, что внутренние нормы и ценности могут также регулировать отношения с оппонента-ми, определяя «репертуар точек зрения» или тактику борьбы, которая предписывает, что дозволено, а что запрещено в обращении с оппо-нентами и противниками движения. Таким образом, во внутренней нормативной структуре движения различаются «этика солидарности» и «этика борьбы».

(B) Следующий подпроцесс — возникновение новой внутренней организационной структуры: новых взаимодействий, отношений, со-единений, обязательств. То, что Цюрхер и Сноу называют обязатель-ствами, применимо mutatis mutandis (с некоторыми изменениями) к любым другим межличностным связям в движении: «Этот феномен возникновения и взаимодействия должен быть развит самим движе-нием». «Конечный эффект построения внутренней структуры заклю-чается в появлении полностью оформленной организации социаль-


ного движения» (ОСД), определяемой как «формальная организация, которая идентифицирует свои цели и предпочтения социального дви-жения, или контрдвижения, и пытается достичь их». Например, дви-жение за гражданские права негров в США породило несколько орга-низационных форм: Конгресс расового равенства, Национальная ас-социация за прогресс цветных, Южная христианская конференция лидерства, Студенческий координационный ненасильственный ко-митет и т.д. «Солидарность» включает в себя Гражданские комитеты, «Сражающуюся Солидарность», Независимую ассоциацию студентов, «Сельскую Солидарность» и т.д.

(Г) Наконец, набирает силу еще один подпроцесс — появление (выкристаллизовывание) новых подходящих структур, новой иерар-хии зависимости, доминирования, лидерства, влияния и власти. Оп-тимальный эффект достигается, несомненно, при «слиянии индиви-дуальных интересов и общественных целей», когда участие в движе-нии удовлетворяет потребности его членов и в то же время вносит вклад в намеченные социальные изменения.

Можно выделить две типичные последовательности морфогене-тических процессов в зависимости от происхождения движения. Ког-да оно возникает «лавинообразно», спонтанно («снизу»), принимая форму взрыва недовольства и возмущения, начало обычно заклады-вается из простых взаимодействий. Участники бунтов, манифестаций и т.д. создают зачаточную форму организационной структуры. Потом движение обретает идею — иногда привнесенную извне, иногда за-имствованную из более ранней доктрины, а иногда сформулирован-ную харизматическим лидером. Затем, когда складываются этика со-лидарности и этика борьбы, постепенно вырабатывается специфи-ческая нормативная система. Наконец, внутреннее разделение между лидерами, последователями, рядовыми членами, симпатизирующи-ми, случайными попутчиками и «свободными наездниками» кристал-лизуется в подходящую (соответствующую) структуру.

Если же движение возникает «сверху» (такая ситуация изучается сторонниками школы мобилизации ресурсов), то оно обычно начина-ется с радикальной критики настоящего и указания на конкретные лич-ности или группы, которые блокируют путь к будущему. Затем наступа-ет институциализация нового нормативного порядка, определяемого идеологией, что осуществляется организаторами движения и подкреп-ляется санкциями его руководства. На этой основе среди членов движе-ния возникают новые модели взаимодействия, более постоянные связи. Наконец, кристаллизуется дифференциация возможностей внутри дви-жения (хотя и непостоянный, но все-таки реальный доступ к источни-кам, которые оно контролирует), при этом четко разделяются ведущая элита и рядовые члены, участники и симпатизирующие.

<...> Различные подпроцессы внутреннего морфогенеза движения не обязательно протекают гармонично. Зачастую одни из них чрезмер-


но развиваются за счет других, давая жизнь различным патологиям. Так, слишком сильное увлечение идеологией приводит к утопизму, прагматизму или фундаментализму. Слишком большое внимание ин-ституциализации нормативной структуры ведет к чрезмерной регуля-ции, а акцент на тесное и интенсивное взаимодействие членов движе-ния легко вырождается в фракционность, протекционизм, выдвигает на первый план при занятии высших постов личностные критерии. Диф-ференциация возможностей, насущных интересов или жизненных шан-сов среди участников движения нередко порождает олигархию и сме-щение целей, особенно если задачу сохранения самого движения лиде-ры ставят выше задач по реализации его начальной программы. <...>

4. Краткий комментарий к последней стадии «карьеры» движе-ния — его завершению. Есть два варианта. Один — оптимистический: движение побеждает, и таким образом устраняются причины, поро-дившие его (raison d'etre), деятельность его свертывается, и оно рас-падается. Другой — пессимистический: движение подавляется, терпит поражение или исчерпывает потенциал своего энтузиазма и посте-пенно приходит в упадок, не добившись победы. Но ситуация может быть двоякой. Иногда полный успех движения приводит к досрочному достижению цели и к его быстрому распаду, провоцируя ответный удар противодействующих сил. Завоевания движения могут быть утра-чены, если больше нет сил для их поддержания. Это то, что некото-рые лидеры называют «кризисом победы». В других случаях неудача помогает обнаружить слабые стороны, выявить тех, кто действитель-но поддерживает движение, уничтожить его противников, перегруп-пировать силы, поймать врагов «на мушку» и, пересмотрев тактику движения, оживить его в новых формах. Такую ситуацию можно на-звать «победой поражения». Именно это случилось с подавлением дви-жения «Солидарности» в Польше в конце 80-х, что привело к его окончательной победе в 1989 г.








Date: 2015-05-04; view: 344; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию