Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины супружеских конфликтов





В. А. Сысенко (1981) причины всех супружеских конфликтов под­разделяет на три большие категории:

1) конфликты на почве несправедливого распределения труда (раз­ные понятия прав и обязанностей);

2) конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребнос­тей;

3) ссоры из-за недостатков в воспитании.

По поводу первой причины следует отметить, что главным в рас­пределении семейных обязанностей является именно их согласован­ность, вследствие чего и традиционная, и эгалитарная модели семьи могут оказаться вполне приемлемыми для семейного благополучия, если они удовлетворяют обоих супругов. Поиски этой согласованнос­ти могут быть сопряжены с конфликтами. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного и по-разному представлять свою семей­ную жизнь. При этом чем более эти представления не совпадают, тем менее прочной является семья и тем больше в ней возникает опасных для нее ситуаций. В подобном случае можно говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте, или более широко, о конф­ликте представлений.

Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими, ожидания и соот­ветствующие им требования, семья является заведомо малосовмести­мой и конфликтной. Поведение каждого, отвечающее его индивидуаль­ным представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное, а поведение другого партнера, не отвеча­ющее этим представлениям, как неверное и даже злонамеренное.


С этими ожиданиями и представлениями тесно смыкаются потреб­ности, которые супруги хотели бы удовлетворить в браке. Если пред­ставления не совпадают, то и потребности находятся во взаимном рас­согласовании: мы стремимся удовлетворить вовсе не те потребности, которые являются актуальными для другого, и соответственно, ждем от него удовлетворения тех наших потребностей, которые он как раз удовлетворять не собирается. Такое рассогласование переходит сна­чала в скрытый, а потом и в открытый поведенческий конфликт, когда один из супругов с его ожиданиями и потребностями становится пре­пятствием для удовлетворения желаний, намерений и интересов дру­гого.

Известно, что семейно-брачные потребности мужчин и женщин сильно различаются (Харли У., 1994). Обнаружены также возрастные различия семейно-брачных потребностей: если в молодом возрасте (20—30 лет) для женщин наиболее важна эмоциональная, сексуальная, душевная сторона отношений (искренность и открытость в общении), то на отрезке 30-40 и 40-50 лет наряду с коммуникативной стороной все более значимой становится посвященность мужа семье (выполне­ние мужчиной отцовских обязанностей по отношению к детям), а после 50 лет — финансовая поддержка со стороны мужа и помощь по дому (АндрееваТ. В., ПипченкоТ. Ю., 1999, 2000).

На конфликты в семье влияют также неадекватные и противоречи­вые семейно-брачные представления и ожидания. В психологической литературе выделяются три основные причины несовпадения семей­но-брачных представлений молодежи (Ковалев С. В., 1988). Первая из них связана с тем, что наши представления о браке и семье чем даль­ше, тем больше уточняются, насыщаются подробностями, поскольку семья все меньше соответствует сложившейся в веках схеме функцио­нирования.

Ранее действующая схема передачи семейного опыта от родителей к детям стала все чаще давать сбои. Так, по данным опроса, проведен­ного в Эстонии еще» середине 1970-х годов, только 12% молодоженов были намерены полностью следовать в своих взаимоотношениях при­меру родителей, около 60% собираются делать это частично, а осталь­ные видят свою семью совсем другой, нежели семью родителей (цит. по: Ковалев С. В., 1988, с. 177).

Вторая причина заключается в том, что семейно-брачные представ­ления в настоящее время весьмадалеки от идеала. Исследования, про­веденные в Вильнюсе, показали, что эти представления часто ограни­чены какой-либо одной стороной жизни, преимущественно хозяй-


ственно-бытовой или сексуальной. Оказалось, что в большинстве слу­чаев более подробно обсуждались обязанности не того пола, к которо­му принадлежал опрашиваемый, а противоположного. Наибольшее расхождение между молодыми мужчинами и женщинами выявилось в представлениях о том, каким образом можно поддерживать хорошие отношения в семье. Представители сильного пола свою основную за­дачу видели в ее материальном обеспечении, забывая о моральной и эмоциональной поддержке, которую муж обязан оказывать жене. В от­личие от них, представительницы слабого пола подчеркивали значе­ние этой поддержки и детально ее обсуждали.


Третья причина состоит в том, что конфликт представлений моло­дых супругов может обостряться и усугубляться из-за очень слабого знания представлений друг друга. Это происходит, во-первых, потому, что в период предбрачного ухаживания они предпочитают обсуждать любые темы, кроме тех, которые непосредственно относятся к семей­ным отношениям. Во-вторых, выяснить представления друг друга им мешает весьма короткая продолжительность этого предбрачного уха­живания.

При опросе 266 американских семейных консультантов выясни­лось, что в 9 из 10 обращающихся за помощью семейных пар обнару­живаются сложности в общении. Проблемы расположились следую­щим образом:

■ трудности коммуникации — 86,6%; .:,

■ проблемы, связанные с детьми и их воспитанием, — 45,7%;.

■ сексуальные проблемы — 43,7%;

■ финансовые проблемы — 37,2%;

■ досуг — 37,6%;

■ отношения с родителями — 28,4%; *(

■ супружеская неверность —26,6%;

■ домашнее хозяйство—16,7%;

■ физические оскорбления — 15,7%;

■ другие проблемы — 8,0%.

Следовательно, в супружеских взаимоотношениях очень велика роль супружеских коммуникаций, навыков и культуры общения (цит. по: Ковалеве. В., 1988). На иллюзии и ловушки в общении, часто при­водящие к конфликтам, обращала внимание В. Сатир (1992).

Американские исследователи В. Мэтьюз и К. Миханович выделя­ют 10 наиболее важных отличий между счастливыми и несчастливыми семейными союзами.


Оказалось, что в несчастливых семьях супруги:

1) не думают одинаково по многим вопросам и проблемам;

2) плохо понимают чувства другого;

3) говорят слова, которые раздражают другого;

4) часто чувствуют себя нелюбимыми;

5) не обращают внимания на другого;

6) испытывают неудовлетворенную потребность в доверии;

7) ощущают потребность в человеке, которому можно довериться;

8) редко делают комплименты друг другу;

9) вынуждены часто уступать мнению другого;

10) желают большей любви.

С. В. Ковалев (1989) утверждает, что, по мнению многих психоло­гов, для счастья семьи необходим достаточно ограниченный комплекс чисто психологических условий:

■ нормальное бесконфликтное общение;

■ доверительность и эмпатия;

■ понимание друг друга;

■ нормальная интимная жизнь;

■ наличие Дома.

В. А. Сысенко (1989) подразделяет все относительно неблагополуч­ные семьи на три типа: конфликтные, кризисные и проблемные.

К конфликтным супружеским союзам относятся такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, на­мерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

К кризисным — такие, где противостояние интересов и потребнос­тей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сфе­ры жизнедеятельности семьи.

Проблемные супружеские союзы — такие, которые столкнулись с особо трудными жизненными ситуациями, способными нанести ощу­тимый удар стабильности брака: отсутствием жилья и продолжитель­ной болезнью одного из супругов, осуждением на длительный срок и т. п. Однако объективные обстоятельства жизнедеятельности семьи влияют на ее благополучие только через их субъективную оценку су­пругами. В специальной медицинской литературе существует поня­тие «невротическая семья», применяемое для характеристики семьи, в которой один супруг или оба страдают теми или иными неврозами, а последние накладывают весьма заметный и существенный отпеча­ток на супружеские взаимоотношения.



А. Н. Харитонов и Г. Н. Тимченко разработали авторскую концеп­цию сущности (определение и признаки) трудностей семейных отно­шений. По определению авторов, трудные семейные отношения (се­мейные трудности) — это негативные, деструктивные межличностные отношения в семье, связанные с неудовлетворенностью базовых по­требностей и требующие дополнительных усилий каждого члена се­мьи и всей семейной группы на пути достижения гармонии, зрелости и нормального функционирования.

Генерализованный признак семейных трудностей выражается в не­удовлетворенности или фрагментарной удовлетворенности базовыми потребностями членов семьи (или хотя бы одного супруга) в процессе трудностей общения, неудовлетворенностью браком, семейной жиз­нью в целом.

Основные единичные признаки трудных отношений:

1. Недостаточная психофизиологическая совместимость супругов,

в том числе сексуальная, негативное или неясное восприятие физической привлекательности, приемлемости членов семьи друг другом.

2. Недостаточная личностная зрелость родителей, детей (или толь-

ко супругов) в соответствии с полом, возрастом, ролью в семье. Индикаторы личностного показателя: наличие внутриличност-ных конфликтов, тревожность, неумеренность, психическое на­пряжение, симптомы невротических реакций, неврозов; труд­ности поведения, акцентуированные черты; недостаточная адекватность в уровне зрелости различных личностных сфер члена семьи; неполная адаптиропанность в микросоциальных процессах; трудности саморегуляции своих состояний, чувств, поведения и др.

3. Отсутствие взаимного стремления в удовлетворении базовых по-

требностей мужа, жены, детей со стороны супругов-родителей.

4. Преобладающее наличие в контактах, спя»ix внутри семьи нега-

тивных, деструктивных эмоций, чувств наряду с присутствием позитивных, конструктивных эмоций, чувств.

5. Когнитивное рассогласование в восприятии, понимании, совпа-

дении ценностей супругов, родителей и детей.

6. Ригидность, конфликтность, конкуренция, бескомпромиссность,

слабая адаптивность в межличностном поведении членов семьи.

7. Затрудненный поиск методов, способов, видов решения различ-

ных проблем в процессе жизненного цикла семьи (Харито­нов А. Н., Тимченко Г. Н., 2002, с. 209-211).


Восприятие конфликтных ситуаций в супружеской жизни, прежде всего, зависит отличных качеств каждого из супругов. Трудности кон­троля собственного поведения возникают и в ситуациях постоянного переутомления. Так, у замужних работающих женщин в домашней сре­де возникают неадекватные реакции, когда они остро реагируют на обычные шалости или проступки детей, занятия мужа и т. д.


Многие конфликты могут быть хроническими. Обычно хроничес­кие конфликты связаны с социально-психологическими установками личности, складывающимися в течение всей жизни. Это может быть принципиальное неодобрение каких-то особенностей образа жизни и поведения мужа или жены. За хроническими конфликтами стоят не­удовлетворенные потребности и принципиальная несовместимость характеров, социально-психологических установок, взглядов, жизнен­ных позиций. Им свойственны глубина и постоянство. Чаще всего, с точки зрения супругов, хронические конфликты практически нераз­решимы и почти всегда представляют для брака опасную ситуацию (Сысенко В. А., 1989). В случае хронических конфликтов желательна помощь семейного консультанта или психотерапевта (Алешина Ю. Е., 1994; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. 1990, 2000; Психологическая помощь и консультироаие в практической психологии, 1998; Харито­нов А. Н., Тимченко Г. Н., 2002, Шнейдер Л. Б., 2003).

Многие авторы связывают конфликтность-успешность отношений с моделями поведения в семье родителей. Так, С. Кратохвил замечает, что индивидуум научается мужской или женской роли в значительной мере от своих родителей и имеет тенденцию неосознанно использо­вать в своей семье модель отношений родителей независимо от того, нравятся они ему или нет (1991). Конфликты в молодых семьях связа­ны с различием тех правил, которые каждый из супругов вынес из сво­ей родительской семьи. Так, в некоторых семьях конфликты принято разрешать немедленно и эмоционально, тогда как в других — рацио­нально и хладнокровно, предварительно разойдясь и успокоившись. В результате люди усваивают различные способы разрешения конф­ликтов в прасемьях и в своей семье ведут себя также, при этом каждый считает, что разрешает конфликт правильно, а другая сторона —- нет. Каждый считает, что другой нарушает правила. То же касается правил относительно ведения хозяйства, финансовых расходов (накапливать деньги или тратить немедленно), воспитания детей и многих бытовых мелочей (Ричардсон Р. У, 1994). Это также относится и к принятым в прасемьях взглядам относительно приоритетов хозяйственно-бытовых дел (идеальный порядок, уют, приготовление пищи) или воспитания


детей, их развития, занятий с детьми, их образования. Многие авторы отмечали большую стабильность и бесконфликтность в семьях, сфор­мированных партнерами из сходных по распределению власти, обя­занностей и в целом по укладу и ценностям семей (Кратохвил С, 1991). Этим же отчасти можно объяснить и замеченную многими авторами большую стабильность семей, сформированных «выходцами» из села: по многим аспектам повседневной жизни (кто и что должен делать, как вести хозяйство, что главное, а что — нет).







Date: 2015-05-04; view: 575; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию