Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







И УПРАВЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Влияние организационно-технического уровня на производственно-хозяйственную деятельность АТО

При проведении комплексного технико-экономического ана­лиза производственно-хозяйственной деятельности АТО эконо­мические показатели рассматривают в тесной связи и взаимо­действии с организационно-техническим уровнем производства, под которым понимают состояние и степень совершенства тех­нической базы, организации производства, труда и управления, влияющих на качество выполнения производственных заданий.

В литературных источниках, связанных с проблемой оценки организационно-технического уровня, встречается разное коли­чество показателей (до двухсот), характеризующих это понятие. Подобная подробная дифференциация показателей может ис­пользоваться в редких случаях, когда АТО оценивается всесто­ронне для составления ее паспорта, разработки многофакторных моделей развития и др.

Повышение организационно-технического уровня АТО за­ключается в совершенствовании всех составляющих процесса производства. Можно выделить три группы показателей, опреде­ляющих его организационно-технический уровень.

Показатели научно-технического уровня производства характери­зуют состояние, использование и прогрессивность применяемых средств производства, обеспеченность орудиями труда, внедрение в практику и эффективность достижений науки и техники и т. д.

Показатели уровня организации производства и труда описы­вают специализацию и концентрацию производства, технологию транспортного процесса, квалификацию рабочей силы и ее соот­ветствие техническому уровню производства, состояние научной организации труда, культуры производства и др.

Показатели уровня управления организацией характеризуют ор­ганизационную структуру управления и ее соответствие структу­ре производства, состояние систем планирования, учета, кон­троля, принятия и реализации управленческих решений, соци­альное развитие коллектива и др.

 

Анализ показателей научно-технического уровня производства.



Научно-технический уровент производства непосредственно влияет на экономическую эффективность производственно-хозяйственной деятельности АТО, результаты ее работы. Степень совершенства и использования техники и технологии выражает­ся через показатели, характеризующие уровень реализации дос­тижений науки и технологии в конкретном производстве, уро­вень механизации производственных процессов, физический и моральный износ основных производственных фондов (в том числе подвижного состава), техническую оснащенность труда и технологических процессов, соответствие подвижного состава характеру перевозимого груза, внедрение новой техники, совре­менных технологий перевозок, ТОиТР.

Анализ технического уровня производства проводится для выявления резервов повышения степени совершенства имею­щихся основных производственно-технических фондов АТО, включая подвижной состав и ремонтно-производственную базу технической службы, по которым он осуществляется раздельно. Оценку научно-технического уровня производства следует про­водить по итогам года при выполнении общего анализа, а также при разработке бизнес-планов, комплекса мероприятий по стра­тегическому развитию АТО и др.

Механизация и автоматизация производства являются глав­ными факторами повышения производительности труда. Их уро­вень характеризуется несколькими показателями.

Степень охвата рабочих механизированным трудом находится отношением числа занятых на механизированных производст­венных операциях к общему числу рабочих.

Уровень механизации труда представляет собой отношение времени выполнения механизированных работ к продолжитель­ности всех операций производственного процесса.

Коэффициент механизации (автоматизации) производства рас­считывается как отношение количества полностью механизиро­ванных (автоматизированных) элементов производства к их об­щему количеству. Кроме количественного соотношения ручного и машинного труда данный показатель характеризует также ка­чественную сторону механизации — широту применения совре­менной техники и технологии.

При анализе технического оснащения перевозочного процесса, а также в случае выполнения погрузочно-разгрузочных операций силами АТО могут быть рассчитаны аналогичные показатели.

Для углубленного анализа научно-технического уровня про­изводства применяются показатели технической вооруженности труда.

Фондовооруженность труда определяется отношением стои­мости основных производственных фондов (ОПФ) к численно­сти основного производственного персонала. Однако непосред­ственно в перевозках и процессе поддержания подвижного со­става в рабочем состоянии участвуют не все основные фонды производственного назначения. Кроме того, при работе АТО в несколько смен рабочие используют одни и те же средства труда независимо друг от друга. Поэтому требуются уточняющие пока­затели.

Показатель технической вооруженности труда равен част­ному от деления среднегодовой первоначальной стоимости ОПФ, непосредственно участвующих в производственном про­цессе, на число рабочих в наибольшую смену. Если показа­тель, рассчитанный на конец анализируемого периода, боль­ше начального значения, то это свидетельствует о росте тех­нической вооруженности труда или за счет основных произ­водственных фондов, или вследствие увеличения сменности работы.



Техническая вооруженность труда может возрасти в резуль­тате поступления нового подвижного состава более высокой;! производительности, увеличения количества эксплуатируемых; прицепов и полуприцепов, приобретения и установки нового' технологического оборудования и приборов в зонах диагности­ки, технического обслуживания на ремонтных участках, повы­шения уровня механизации и автоматизации производства. Увеличение сменности работы автомобилей и станочного парка позволяет при неизменных ОПФ повысить техническую воору­женность труда работников и как следствие их производитель­ность.

Коэффициент сменности для водителей определяется как:

где:

Тн — средняя продолжительность работы автомобиля

в наряде;

средняя продолжительность смены водителя.

Для ремонтных рабочих этот коэффициент равен:

где

ЧДР общ — общее количество отработанных человекодней во всех сменах;

ЧДР наиб — число отработанных человекодней в наи­более продолжительную смену.

Коэффициент использования установленного режима работы определяется делением коэффициента сменности на принятое число смен работы согласно режиму организации.

Отметим, что влияние показателя технической вооружен­ности труда на показатели производительности труда не описывается прямой пропорциональной зависимостью. Причин здесь несколько. Во-первых, техническая оснащенность производственного процесса — это возможная для конкретных ус­ловий характеристика. Однако степень использования имею­щейся возможности, а поэтому и влияние данного показателя на производительность труда могут быть разными: чем больше внутренних резервов реализовано, тем интенсивнее рост про­изводительности труда. Во-вторых, экономические показате­ли, к которым относится и производительность труда, зависят не только от технических, но и от технологических, организа­ционных, политических, социально-психологических и других

факторов.

В анализе научно-технического уровня производства важное место отводится исследованию результатов внедрения новой техники и технологии в АТО.

Изменение состава и состояния ОПФ отражает как техниче­ский уровень производства, так и эффективность внедрения но­вой техники.

Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей и опреде­ляется как отношение стоимости вновь вводимых ОПФ к их об­щей стоимости на конец анализируемого периода. Коэффици­ент обновления должен рассчитываться в целом по АТО и от­дельным группам фондов. Состояние и изменение ОПФ харак­теризуют также коэффициенты износа Киз, годности Кг и выбы­тия Кв.

Коэффициент износа ОПФ показывает степень их изношен­ности в целом по АТО и каждой группе. Он рассчитывается де­лением стоимости износа соответствующих фондов (суммы амортизационных отчислений) на их первоначальную стои­мость.

Коэффициент годности характеризует ту стоимостную часть ОПФ, которая еще участвует в процессе производства. Он равен частному от деления остаточной стоимости на первоначальную стоимость этих фондов, или Кг = 1 – Киз.

Коэффициент выбытия определяется как отношение стоимо­сти выбывших ОПФ к их общей стоимости.

Все показатели изменения состояния ОПФ связаны между собой. Так, отношение коэффициента обновления к коэффи­циенту годности отражает степень технического развития ор­ганизации, а анализ динамики этого показателя позволяет сде­лать заключение об уровне технической оснащенности АТО. Рост коэффициентов обновления и выбытия свидетельствует об увеличении степени годности ОПФ. Коэффициент обновле­ния характеризует также динамику производственных мощно­стей АТО: чем он выше, тем больше внедряется новой техни­ки, тем, следовательно, выше техническая оснащенность орга­низации.

Динамику обновления ведущей группы ОПФ в АТО — под­вижного состава — анализируют, изучая его средний «возраст» Вср, который вычисляют по формуле:

где:

Аi — количество единиц подвижного состава i-и «возрастной» группы;

Вср. — средний «возраст» подвижного состава i-и группы;

т — число принятых «возрастных» групп.

Если средний «возраст» парка подвижного состава имеет тен­денцию к росту, то это указывает на старение активной части ОПФ, увеличение затрат на ТОиР, повышение продолжительно­сти простоя в связи с их проведением, снижение провозных воз­можностей АТО. Сокращение среднего «возраста» свидетельст­вует о внедрении новой техники в перевозочный процесс и воз­можности роста выработки одного автомобиля и парка в целом.

Аналогичные расчеты среднего «возраста» проводятся и для других групп ОПФ.

При анализе научно-технического уровня производства важ­ное место занимает характеристика прогрессивности применяе­мой техники и технологических процессов. Для оценки степени совершенства техники и технологии рассчитывают показатели, показывающие долю современных прогрессивных технических средств и технологических процессов в их общем объеме (на­пример, отношения объема перевозок, выполненных в контей­нерах, к общему объему перевозок; количества грузов, переве­зенных на прицепах, к общему объему перевозок; числа ездок, выполненных по часовым графикам, к общему количеству ез­док). В качестве объекта анализа может выступать как вся АТО в целом, так и ее отдельные подразделения, виды перевозок и технических воздействий. Анализ динамики указанных показа­телей позволяет судить о развитии перевозочной деятельности АТО.

Новизна и совершенство техники и технологии отражаются в таких обобщающих понятиях, как экономичность, производи­тельность и качество работы.

Основными направлениями анали­за являются:

• обеспеченность средствами труда;

• качество применяемой техники и технологии, уровень их совершенства;

• внедрение и освоение новой техники и технологии, оценка инновационных процессов и мероприятий.

Анализ уровня организации производства и труда

Интенсификация производства наряду с широким внедрени­ем достижений науки и техники в повседневную деятельность Д.ТО предусматривает совершенствование уровня организации производства и труда. Необходимо внимательно изучить органи­зационно-производственные факторы, обусловленные усложне­нием производственных процессов, увеличением числа внутрен­них и внешних связей АТО, ростом объема перевозок, совер­шенствованием организационной и производственной структур автомобильного транспорта. Уровень организации производства и труда в АТО характеризуется показателями специализации и концентрации производства, организации производственных процессов, ритмичности производства, использования ОПФ, развития научной организации труда, состояния культуры про­изводства и промышленной эстетики, соответствия квалифика­ции работников техническому развитию производства.

Процессы концентрации, кооперирования, комбинирования и специализации на автомобильном транспорте тесно взаимо­связаны и направлены на повышение качества обслуживания.

Под концентрацией понимают сосредоточение средств произ­водства, рабочей силы и технологических процессов в крупных организациях. Концентрация производства позволяет проводить кооперирование и комбинирование организаций.

Кооперирование представляет собой создание устойчивых про­изводственных связей между различными АТО и обслуживаемой клиентурой для совместного выполнения работ по перевозке грузов и пассажиров, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Комбинирование — это объединение под единым руководством разнохарактерных видов работ для выполнения непрерывного самостоятельного технологического процесса.

Специализацией называется централизованное производство однородной продукции. С развитием общественного разделения труда она усиливается. По видам перевозок АТО могут подразде­ляться на грузовые, пассажирские, внутригородские, междуго­родные и т. д.

Для анализа уровня концентрации, кооперирования, комби­нирования и специализации рассчитывают соответствующие ко­эффициенты.

Показателем уровня организации производства является так­же ритмичность работы АТО. Этот показатель следует отличать от равномерности перевозок. Ритмичность работы АТО характе­ризует выполнение перевозок в рамках календарного плана. Под Равномерностью перевозок понимают выполнение равных объе­мов перевозок в равные промежутки времени.

Уровень организации перевозочного процесса оказывает зна­чительное влияние на продолжительность транспортного цик­ла — ездки. Поэтому оценка соблюдения запланированного вре­мени ездки позволяет судить об организации перевозок. Время на погрузку и выгрузку груза при планировании принимают нор­мативным, а при определении продолжительности движения планируемую длину ездки делят на нормативную скорость для конкретных условий. Непроизводительные простои не планиру­ются.

Отношение плановой продолжительности ездки к ее фактиче­ской величине характеризует уровень организации транспортного цикла. Если это отношение равно единице, то соблюдается про­изводственная и технологическая дисциплина. При его отклоне­нии от единицы необходимо провести анализ составляющих транспортного процесса с целью выявления причин, вызвавших нарушение графика работы автомобилей. Особое внимание об­ращают на наличие непроизводительных простоев. Превышение плановой продолжительности ездки над фактической объясняет­ся несовершенством планирования, необоснованностью приме­нявшихся норм и наличием внутренних неучтенных резервов при выполнении перевозок.

О степени организации производства можно судить по коэф­фициентам использования подвижного состава и оборудования.

Коэффициент экстенсивного использования равен отношению фактической продолжительности работы подвижного состава или оборудования к базисному. В качестве базы выбирают ка­лендарный, режимный или плановый фонд времени. Этот пока­затель позволяет составить представление о загрузке производст­венных фондов во времени.

Коэффициент интенсивного использования средств труда слу­жит характеристикой производительности и определяется деле­нием фактического количества продукции, выработанной за оп­ределенный период, к ее максимально возможному количеству, рассчитанному по прогрессивным плановым нормам.

Произведение коэффициентов интенсивного и экстенсивного использования, называемое коэффициентом интегрального ис­пользования, дает обобщенную характеристику использования подвижного состава или оборудования. Постоянный рост ука­занных коэффициентов использования свидетельствует о повы­шении степени организации производства.

Следует отметить, что факторы экстенсивного и интенсивно­го развития производства необходимо использовать одновремен­но на основе принципа системности. Эти две группы факторов воздействуют на производственный процесс количественно и качественно, расширяя и углубляя его. К экстенсивным факто­рам относятся увеличение количества ресурсов (рабочая сила,средства и предметы труда) и продолжительности их производи­тельного использования, к интенсивным — совершенствование качественных характеристик ресурсов и процесса их функцио-нирования (ускорение оборачиваемости основных и оборотных производственных фондов и т.д.).

Организация производства неразрывно связана с организаци­ей труда, состоянием культуры производства и промышленной эстетикой. Уровень организации труда при анализе производства характеризуется такими показателями, как коэффициенты ис­пользования рабочего времени, прогрессивности норм, прогрес­сивности разделения и кооперации труда, текучести и сменяемо­сти кадров, уровень трудовой дисциплины, степень соответствия квалификации рабочих уровню технического развития произ­водства и др.

Глубина и широта внедрения научной организации труда в АТО в целом, ее подразделениях и на рабочих местах зависят от того, насколько правильно и обоснованно применяется живой труд. Цель организации труда состоит в повышении производи­тельности при наиболее полном использовании средств труда.

Анализ эффективности системы управления

Управление (менеджмент) является необходимым элементом любой АТО. Конечно, оно присутствует во всех сферах общест­венной жизни, но степень его организации, уровень упорядоче­ния и охвата системы взаимоотношений компонентов организа­ционных структур различны.

Степень организации управления является одним из фак­торов, определяющих общий уровень развития производства, его организационно-технический уровень и в конечном счете эффективность производственно-хозяйственной деятельности АТО.

На автомобильном транспорте, как и в любой другой отрас­ли экономики, первичным является сам производственный процесс — перевозки. Совершенная организация управления положительно влияет на производство. Эффективность управ­ления, широта и глубина участия в нем рабочих, степень его ра­циональности, гибкость, мобильность, оптимальность прини­маемых решений, структура органов управления, уровень орга­низации планирования, учета, контроля, степень внедрения хо­зяйственного расчета — все эти показатели необходимо рас­сматривать при анализе технического развития и организации Производства.

Производственная структура АТО определяется основными видами деятельности и сопутствующими ей процессами. Основной вид деятельности АТО — это процесс перевозок, вспо­могательные — техническое обслуживание и текущий ремонт, а также производственные и непроизводственные работы. Фор, мы и методы организации перевозочного процесса, выполне­ние комплекса работ по поддержанию подвижного состава в исправном состоянии, производственная и материально-техни­ческая базы АТО постоянно совершенствуются и развиваются но сущность производственного процесса и его задачи остаются неизменными. Производственная структура АТО отражает раз­деление труда между участниками производства и служит в ко­нечном итоге решению задач, стоящих перед автомобильным транспортом. Она способствует росту производительности тру­да, улучшению использования наличных ресурсов, повышению эффективности производства и качества работы.

При анализе производственной структуры АТО исходят из объемов работ по основному и вспомогательным видам деятель­ности, размеров организации, численности работающих. Прово­димый анализ выявляет целесообразность выделения отдельных производственных подразделений, их относительную самостоя­тельность, соответствие анализируемой структуры типовой, удельный вес производственного и непроизводственного персо­нала, техническую вооруженность труда и др.

Размеры и структура автотранспортного производства опреде­ляют систему управления АТО. Экономическая эффективность системы управления представляет собой соотношение результа­тов управления и затрат на выполнение управленческих работ.

Анализ эффективности системы управления дополняют таки­ми показателями, как доля стоимости основных фондов, исполь­зуемых в системе управления, в общей стоимости основных фондов организации, доля затрат управляющей системы в общей сумме издержек производства и доля заработной платы аппарата управления в общем фонде заработной платы.

Эффективность системы управления во многом зависит от структуры управления.

Структура управления АТО — это определенным образом по­строенная и упорядоченная совокупность подразделений аппа­рата управления, их взаимосвязи и соотношения между ними по объему и видам выполняемых работ. На структуру управления оказывают влияние производительные силы и производствен­ные отношения. Однако организация управления должна опере­жать реальное состояние производства с учетом тенденции его развития.

Анализ соответствия структуры управления и производствен­ной структуры состоит в определении соотношения между зада­чами управляющей системы и целями объекта управления, пе­речнем принимаемых управленческих решений и требованиями производственного процесса, иерархичностью управляющей и управляемой систем, уровнем механизации процессов управле­ния и характером производственных процессов, оперативностью управленческих решений и цикличностью производства, надеж­ностью управления и сложностью производственных процессов.

При анализе структуры управления АТО рассчитывают сле­дующие показатели:

• коэффициент укомплектованности кадрами аппарата уп­равления, равный отношению фактического числа работников аппарата к их числу по штатному расписанию;

• коэффициент полноты охвата функций, определяемый как отношение количества работ, фактически выполняемых в под­разделениях, к их количеству, соответствующему установленным положениям;

• показатель надежности систем управления, равный отно­шению числа выполненных решений к общему числу принятых;

• коэффициент ступенчатости структуры управления, опре­деляемый как отношение фактического числа ступеней управле­ния к нормативному.

Эффективность управления во многом определяется уровнем организации планирования, учета и контроля. В настоящее вре­мя отсутствуют общепринятая методика и критерии оценки влияния аппарата управления на производственно-хозяйствен­ную деятельность АТО. Рекомендуется использовать косвенные показатели, к числу которых относятся отношения объема пере­возок, прибыли (доходов) и общих затрат организации к числен­ности управленческих работников или затратам на управление.

Достаточно хорошо поддается количественному анализу ин­формационное обеспечение процесса управления. При анализе необходимо определить число входящих и исходящих докумен­тов, объем используемых данных и обработанной информации, величину нерегламентированного документооборота, повторяе­мость отдельных показателей как по отдельным функциям и под­разделениям управления, так и в целом по АТО. Их соотношения, рассматриваемые в динамике, позволяют установить целесообраз­ность того или иного документа. Анализ порядка обработки доку­ментов, аккуратности их заполнения, организации контроля за их прохождением, выполнения действующих инструкций и положе­ний покажет состояние учета и контроля в АТО.

 




<== предыдущая | следующая ==>
Тема 5. Анализ производства и реализации продукции | Задание 3





Date: 2015-05-04; view: 446; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию