Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Массовая коммуникация как социальный институт 3 Page
кое, политическое тайное знания для потребностей правительства, военных ведомств, секретных служб. 8. Национальный/интернациональный порядок, обеспечивающий внутригосударственный и, соответственно, международный поток новостей, содной стороны, и развлекательной информации — с другой, функционирующий, прежде всего, через посредство масс-медиа. С целью иллюстрации подхода Шпинера ниже приведем образец «спецификации» нескольких порядков знаний. Самые важные, с точки зрения наших интересов, порядки — порядок общественного мнения и международный информационный порядок — будут рассмотрены далее. Архивно-библиотечный порядок. Социальной функцией этого порядка является сохранение знания в противоположность его производству, расширению и увеличению, которые составляют задачу академического порядка. Как всякий порядок знания, архивно-библиотечный имеет собственные нормы. Это, во-первых, требование обеспечивать накопление и сохранность документов (в основном выступающих В письменной форме) или книг без потери информации и изменения содержания; во-вторых, стремление обеспечить максимальную полноту и верность воспроизведения исторически складывавшихся ступеней знания. Последнее не имеет отношения к правильности или неправильности, истинности или неистинности накапливаемой информации. 'Этим архивно-библиотечный порядок отличается от академического, норма которого — стремление к истинному, верному, обоснованному и В прочих отношениях «надежному» знанию. Архив и библиотека, в принципе, индифферентны по отношению к истине. Следующее отличие состоит в том, что академия (наука) продуцирует «свое» знание, а архив питается «чужим» знанием, не стремясь его освоить, а предоставляя по желанию как ученым, так и неспециалистам, которые его осваивают, производя на его основе собственное знание. (Хотя сама архивная деятельность, состоящая в систематизации и классификации документов и книг привела к выработке прикладной научной дисциплины «архивоведение» или «библиотековедение», идеально-типическое различие между архивно-библиотечным и академическим порядками знания сохраняется как различие между «идеей архива» и «идеей науки».) Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт Возникновение архивно-библиотечного порядка знаний — не архивирования как рода деятельности, а именно порядка, стоящего в одном ряду с другими порядками, — связано с эпохой модерна, в особенности с характерным для этого периода изменением общественного сознания («онаучиванием» общественной жизни) и ростом авторитета знания, которое стало рассматриваться как нечто, достойное сохранения само по себе, в «чистом» виде, а не применительно к конкретным жизненным целям и интересам. Другой причиной заведения архивов оказался также пришедшийся на время модерна резкий количественный рост знания, которое уже не в состоянии было сохраняться и передаваться на биологических «носителях» — в человеческом сознании, — как это происходило в традиционную эпоху. .Хотя по особенностям организационного устройства архивы и библиотеки близки к науке, т.е. управляются, как правило, специалистами-историками и используются для целей развития знания, они не ориентированы (в отличие от академических организаций) на прогресс познания. Шпинер отмечает: «В то время как исследовательский императив академического порядка знаний направлен на (неосуществимую) задачу достижения предела, конца познания, сохрани-тельный императив архивно-библиотечного порядка нацеливает на удержание в памяти общества начала познавательного процесса»1. Экономический порядок знаний включает в себя процессы использования и применения знания как 1) производительной силы, 2) орудия принятия решений и 3) товара. Он не чужд академическому порядку, ибо использует теоретическое знание, но только в том случае, если имеется возможность его практического применения либо продажи. Институциональной основой этого порядка знаний являются коммерческие механизмы самых разных сфер деятельности, прежде всего, разумеется, промышленности. В качестве нормативной основы выступает право собственности как право на распоряжение имеющимся знанием и его использование. Включение того или иного вида знания в сферу экономического порядка определяется чисто экономическим критерием окупаемости. 1 Spinner H. Die Wissensordnung. Ein Leitkonzept fur die dritte Grundordnung der Informationszeitalter. Opladen: Leske + Budrich, 1994. S. 49. 2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов Для экономического порядка характерно снятие всех классических «отделений»: знания от собственности, идей от интересов, теории от практики, науки от государства. Этим и определяется его роль в современном мире. Если в классическом академическом порядке господствовал «коммунизм знания» — знание считалось общим благом или, говоря юридическим языком, общественной, не имеющей владельца собственностью, — то в информационном обществе в силу экономических и правовых преобразований оно соединилось с собственностью, превратившись в товар, и ныне рынок знаний обретает черты «нормального» рынка любых других товаров. Двоякий эффект вызывает соединение знания, т.е. науки, и государства. С одной стороны, в настоящее время только государство с его финансовой мощью способно сохранять и поддерживать классический академический порядок знаний, с другой — соединение государства и науки ведет к утрате последней независимости: когда продуцирование знаний соединяется с властными интересами, происходит разрушение критического механизма самокоррекции научного знания. Пожалуй, наиболее отчетливо эту тенденцию демонстрирует монополизация науки государством в СССР. Особое значение в современном мире приобретает проблема коммерциализации социальных наук. Здесь мы имеем дело с взаимодействием трех порядков знания: традиционного академического — поскольку выработка этих знаний происходит или, по крайней мере, должна происходить в соответствии с познавательными критериями, диктуемыми научным сообществом (ясность, логическая непротиворечивость, обоснованность); конституционно-правового — ибо результаты социальных наук отражаются в общественном мнении и становятся ориентирами формирования знаний в повседневной жизни; экономического — поскольку они рассматриваются как товар в рамках коммерческих механизмов политической индустрии, ориентированной на информирование (и формирование) общественного мнения. Именно на «пересечении» соответствующих этим трем порядкам знания структур формируется характерная для последних десятилетий новая профессионально институционализированная роль — политического консультанта. Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт Коммерциализация знаний происходит не только в сфере промышленного производства в узком смысле слова, но и в таких «инду-стриях», как индустрия развлечений, информационная и политическая индустрия, где экономический порядок знаний по-разному пересекается с порядком общественного мнения (конституционно-правовым). В силу этого возникает, как пишет Шпинер, «дуальный порядок» сосуществования нормативных регуляторов, свойственных этим двум порядкам: «со стороны» общественного мнения действуют нормы классического, или свободного, конституционно-правового порядка знаний, «со стороны» товарной стоимости выражаемых мнений — нормы современного экономического порядка. Тенденция преобладания нормативов экономического порядка отчетливо проявляется в основной для процессов массовой коммуникации сфере — конституционно-правового порядка знаний. Военно-полицейский порядок знаний охватывает знания, получаемые, перерабатываемые и применяемые тайно. В обществе имеется множество разновидностей тайного знания — от эзотерических сведений культового характера до врачебной тайны, банковской тайны или тайны исповеди, подпадающих под категорию знаний, относящихся к конституционно-правовому порядку; существуют закрытая экономическая информация (коммерческая тайна) и бюрократические требования сохранения втайне определенной информации о гражданине (эти требования, вытекающие из принципов охраны прав личности, возникают в зоне пересечения конституционно-правового и бюрократического порядков знания). Но все они, по мнению Шпи-нера, не предполагают специальной когнитивной организации — особого рода порядка знаний. Такой порядок возникает применительно к тайному знанию, получаемому, перерабатываемому и используемому в связи с целями обеспечения внутренней и внешней безопасности государства. Это могут быть сведения любого рода, попадающие в сферу интересов полиции и спецслужб, но, по преимуществу, знания, касающиеся военно-технических аспектов деятельности вооруженных сил и ведения военных действий. В этом порядке осуществляются два рода деятельности: обеспечение собственной тайны и раскрытие тайн других — и в том его отличие от всех прочих порядков знания. 2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов Специфическая когнитивная организация военно-бюрократического порядка наилучшим образом выявляется при сравнения его норм с соответствующими нормами функционирования других порядков. Более всего он отличается от конституционно-правового порядка (порядка общественного мнения): если в последнем (а) допускается и приветствуется любое знание и (б) господствуют принципы свободы высказывания и свободы сохранения личностью собственных знаний, то в рамках военно-полицейского порядка (а) получаемые знания подвергаются строгой селекции с точки зрения их соответствия критериям безопасности и (б) обе свободы — высказывания и сохранения знаний — принципиально отвергаются. В отличие от науки в военно-полицейском порядке речь не идет о производстве знаний, поскольку его задача состоит в получении, сохранении и применении знаний, произведенных в рамках всех иных когнитивных порядков как собственного, так и других обществ, в том числе их военно-полицейских порядков. В этом отношении данный порядок более всего напоминает архивно-библиотечный. Ясно, что все эти, более или менее детально охарактеризованные выше, порядки знания не совпадают с какими-либо иными социально-научными членениями и классификациями. Принципиальной особенностью порядков знания оказывается их трансфункциональность, т.е. присутствие в разных сферах общества. Например, бюрократический порядок знания реализуется и в академической среде, и в военно-полицейском управлении, и в экономике, и в других подсистемах общества. В свою очередь, экономический порядок знания (или экономический подход) в нарастающей степени пронизывает все сферы социальной жизни: науку, технику, государственное управление, политику, даже общественное мнение. И это справедливо по отношению к любому порядку знания. Социальные институты и порядки знания не совпадают, поскольку последние описывают лишь один аспект разных институтов — нормы функционирования в них знания. Но в этом есть глубокий смысл: анализируя порядки знания, мы все более полно постигаем саму природу этих институтов. Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт 2.4.1 «Академический порядок знаний» — научная коммуникация Академический порядок знания охватывает свободное исследование и преподавание. В этой сфере производится почти «чистое» теоретическое знание, элементы эмпирической информации черпаются как бы извне самого этого порядка и служат целям «внешней» проверки теоретических достижений. Задачей «акторов», действующих в рамках этого порядка, является изготовление и распространение знания, что осуществляется путем исследований и публикации их результатов. На эти цели ориентируется вся внутренняя структура этого порядка — совокупность ценностей и норм, регулирующих поведение индивидуумов: это нормы и ценности улучшения, распространения и постоянной критики получаемых знаний, невзирая на наличие чуждых науке интересов, практические затруднения деятельности, воздействия власти. Именно эти нормы и ценности являются базовыми принципами классического порядка знаний, господствующего в рамках научного сообщества и основанного на идее «коммунизма знаний». Руководящая ценность научного сообщества — прогресс познания, состоящий в достижении максимально всеобщего, истинного, как можно более точного и надежного знания. К основным институтам этого порядка знаний относятся преимущественно академические учреждения — университеты, исследовательские институты и лаборатории, частично научные отделы промышленных корпораций, занимающиеся фундаментальными исследованиями; институциональные роли исполняют эксперт, исследователь, ученый, ориентирующиеся на классические нормы научной этики (мотивация на познание, преследование истины, честность в представлении научных результатов, открытость по отношению к критике и т.п.), нормы научного метода (объективность, проверяемость), а в отношении с внешним миром — выполнение функции научного консультирования как независимой экспертизы. Огромным преимуществом этого порядка знаний по сравнению с другими является наличие исторически сложившейся «инфраструктуры критики для целей систематической коррекции ошибок». В связи с этим можно предположить, что академический порядок знания
2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов является одним из самых защищенных от ошибок и сознательной дезинформации секторов общества. Если так, то академическая сфера — та сфера, где царит наибольшая справедливость, ибо главной предпосылкой последней являются открытость для критики и равенство шансов1. Разумеется, нельзя считать, что эти ценности реализуются в академической среде в абсолютно чистом виде. Речь идет об идеально-нормативной структуре научного сообщества, реальное функционирование которого во многом не совпадает с идеалом. Кроме того, само академическое сообщество претерпевает изменения как с точки зрения его отношений с обществом, так и в своем внутреннем строении. Так, характерное для эпохи модерна «онаучивание» общества реали-зовывалось не только в научно-техническом и индустриальном развитии как таковом, но прежде всего в том, что «республика ученых» была образцом общества вообще, ориентиром и в понимании роли «гражданина», и в создании демократических политических учреждений. По мере дальнейшего развития место и роль академического сообщества в обществе изменились, превратившись из идеала в один из элементов (и нельзя сказать, что самый значимый) плюралистического порядка знаний. Ныне академическое сообщество со всеми его нормами, институтами и структурами, т.е. академический порядок знаний вообще, стало одним из многих «сообществ знания» и не может претендовать на прежнее исключительное место в мире. (Это изменение фиксируется даже в самоназвании сообщества — в переходе от преданной забвению «республики ученых» к новому самообозначению «invisible college» — «невидимый колледж».) Параллельно процессу изменения места и роли академического порядка в обществе идет процесс размывания его стабильных прежде норм. Во-первых, по мере роста масштабов исследований и превращения научных лабораторий в грандиозные «фабрики» по производству знания прежняя «республика ученых» превращается в современ- 1 Как может показаться, реальные факты истории науки опровергают эти тезисы. Примером может служить, например, реальность функционирования науки, особенно общественной, в СССР в сталинское время. Но такое извращение норм академической жизни было результатом насилия над наукой и, по сути дела, подмены норм академического порядка знаний нормами бюрократического порядка, о котором говорилось выше. Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт ную высокоорганизованную корпорацию с бюрократическими структурами, четкой иерархией, разделением функций и секторов ответственности. Это ведет к изменению нормативной среды, прежде всего к подавлению критики, которая не только затрудняется в силу возникновения жестких бюрократических иерархий, но фактически невозможна по причине глубокого разделения функций в ходе исследований. «Соседние» аспекты исследования становятся непрозрачными для коллег. Во-вторых, главные персонажи классической модели академического порядка — ученый, исследователь, университетский профессор, творящие в уединении и свободно, исчезают со сцены; на их место приходит энергичный и деловитый, включенный в сеть властных, экономических и прочих интересов научный менеджер. Современный научный менеджер, действующий в сети властных отношений, не может не принимать в расчет как национальную, так и местную (региональную) политику, в результате его сознание становится ареной конфликта между всеобщими интересами науки и локальными групповыми, политическими и иными «частными» интересами. То же самое происходит и в экономической области. Коммерциализация науки и ее связь с промышленностью превращают результаты исследования в товар, что позволяет говорить о коммодифика-ции науки и научного знания1. Знание перестает быть общественным достоянием — достоянием всего человечества, как в классической «республике ученых», а становится частной собственностью (автора, заказчика, государства), что практически выводит его за рамки академического порядка знаний, и делает элементом рассмотренного выше экономического порядка. В результате ученый оказывается перед лицом трудно разрешимой дилеммы, которая, как это ни парадоксально звучит, не является дилеммой в рамках норм академического порядка: ориентироваться ему в своей научной деятельности на свободный рынок или на бюрократические иерархии? Возникает и другой вопрос: чем является для ученого наука — призванием или службой? ' Коммодификация (commodification) — процесс превращения любого продукта в товар. Синоним — валоризация (valorization). 2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов Самому академическому сообществу, а также регулирующим и планирующим науку организациям приходится разрешать такие же дилеммы: развивать академическое самоуправление или, наоборот, переводить науку под управление бюрократических организаций? Как определять стратегию исследований: исходя из целей чистого познания или из интересов лиц и инстанций, финансирующих исследования? Публиковать все, как того требует научная этика, или «секретить» данные по политическим да и по экономическим соображениям? Как бы ни решались эти вопросы в каждом конкретном случае, тенденция состоит во все более активном проникновении в академический порядок знаний норм и принципов, характерных для совсем иных порядков. В лучшем случае речь идет об усложнении отношений между академическим и другими (бюрократически-военным, экономическим, правовым и прочими) порядками знаний, вхудшем — о разрушении классического академического порядка знаний и формировании на его месте какого-то нового порядка или о замещении академического порядка другими, например названными выше, порядками знаний. 2.4.2 Массовая коммуникация как конституционно-правовая сфера Приведенный выше анализ различных порядков знания призван, в частности, показать, что получение и функционирование информации в рамках разных социальных институтов принципиально различаются по характеру. Эти теоретические рассуждения имеют свой коррелят в практической жизни, прежде всего в практике работы СМИ, где постоянно происходят конфликты именно «на стыках» института СМИ и различных институциональных порядков знания: бюрократического, экономического, военно-полицейского, архивно-библиотечного и других. Для того чтобы сориентироваться в этих проблемах и конфликтах, нужно определить характеристики порядка знаний, типичного для СМИ как социального института. По Шпинеру, это конституционно-правовой, или публично-правовой, порядок знаний, главной функцией которого является поддержание, а также нормирование систем получе- Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт ния и выражения взглядов и мнений. В отличие от академического порядка, задача которого — обращение с научными знаниями, здесь речь идет исключительно о повседневном знании, т.е. о мнениях, взглядах, точках зрения, суждениях, теориях, мировоззрениях и позициях, для которых не характерны квалификационные признаки научного знания — истинность, обоснованность, рациональность и другие. Факт, что выражение этого знания может принимать внешне наукообразный характер, не должен вводить в заблуждение: могут организовываться «школы», «академии» (будь то политические, оздоровительные, астрологические и т.п. учреждения), читаться систематические лекции, проводиться экспертные оценки — это знание все равно будет повседневным. Черты повседневного знания, или Мнения Каковы же признаки повседневного знания, которое распространяется в процессе массовой коммуникации? Во-первых, оно всеохватно, т.е. включает в себя практически все, что актуально и потенциально входит в мир индивидуума, — все, что «релевантно» для него (за исключением сферы его профессиональной деятельности как эксперта). Во-вторых, оно носит практический характер, т.е. формируется и развивается не ради самого себя (как научное знание, определяемое идеалом «науки для науки»), а для непосредственной связи с реальными жизненными целями. В-третьих, главной его характеристикой является нерефлексированность: оно принимается на веру как таковое, не требуя систематических аргументов и доказательств. Именно получение и высказывание знаний такого рода и становятся предметом регулирования в рамках конституционно-правового порядка, главной нормой которого является свобода распоряжения знаниями — как своими собственными, так и «чужими», обращающимися в этой сфере. Другими словами, конституционно-правовой порядок знаний — это порядок, устанавливающий и реализующий принципы свободы слова как максимально неограниченной свободы выражать, воспринимать и критиковать знания. «Вторичными» нормами этого порядка знаний можно считать принципы 1) равнозначности всех мнений и точек зрения и 2) свободного доступа к этому порядку. Под первым подразумевается отсут- 2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов ствие всяких квалификационных требований к «качеству» мнения (истинность, содержательность, эмпирическая подтверждаемость и т.д.), под второй — отсутствие формальных барьеров доступа к «форуму мнений» (напримертребование их обоснования). Институциональную структуру конституционно-правового порядка знаний образуют институт общественного мнения (публичная сфера) и охраняемая законом сфера частной жизни. Поэтому к конституционно-правовому порядку знаний относятся как парламент и масс-медиа, с одной стороны, так и неформальные сети коммуникаций, наполненные слухами и разрозненными обрывочными сведениями — с другой. Пожалуй, самым полным и последовательным выражением конституционно-правового порядка знаний, его совершенной институциональной формой является процедура свободного демократического голосования: «один человек — один голос», где абсолютно не важны ни обоснованность, ни прочие эпистемологические, психологические, социологические и любые другие качества высказываемого мнения. Фундамент этой сферы образуют базовые «когнитивные», т.е. связанные со знанием и информацией, демократические права — свобода слова, свобода веры, свобода прессы. Можно сказать, что в корне отличаясь от академического порядка знаний в одном отношении — квалифицированности представляемых в нем знаний, — конституционно-правовой порядок сходен с академическим порядком в отношении царящей в нем свободы выражения, получения и критики знаний. Это результат их генетического родства: конституционно-правовой порядок знаний ведет свое происхождение от классического академического порядка знаний, свойственного науке эпохи модерна. Противоречивость конституционно-правового порядка Общая нормативная и институциональная структура конституционно-правового порядка знаний, однако, оказывается весьма противоречивой. Практически в любом обществе с большей или меньшей силой проявляется противоречие между приватностью и публичностью внутри самого этого порядка, поскольку требования доступности и открытости информации входят в конфликт с правом личности на со- Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт хранение в неприкосновенности ее приватной сферы. Особенно ярко это противоречие обнаруживается в деятельности СМИ, стремящихся к максимальной полноте информации, предоставляемой обществу по интересующим его вопросам, причем не важно, касаются ли эти вопросы текущих изменений климата или частной жизни выдающихся персон. К последним общество проявляет больший интерес, и требования конституционно-правового порядка о доступности и открытости информации только поощряют СМИ максимально удовлетворять общественные запросы (что к тому же способствует увеличению продаж информационного продукта), но при этом страдают частные интересы. Вспомним в связи с этим всеобщее негодование по поводу папарацци, чуть не обвиненных в гибели принцессы Дианы, транслированное и усиленное СМИ. (Приговор суда, вынесенный в феврале 2006 г., признал их невиновными в этой трагедии, присудив трем журналистам символический штраф в один евро.) В последнее десятилетие в публичной и частной сферах как основных «локусах» функционирования массовой информации наблюдаются интересные изменения. С одной стороны, происходит своеобразная реприватизация публичной сферы путем законодательного усиления права на защиту частной жизни и неприкосновенность «частной» информации, что означает сужение публичной сферы как открытой для обсуждения и высказывания мнений. Наряду с этим расширяется сфера приватного, т.е. исключенного из потока свободной циркуляции идей, по мере активизации авторского и патентного права (здесь речь идет о проблемах, возникающих «на стыке» конституционно-правового и экономического порядка знаний). С другой стороны, оживление террористических движений вызывает усиление государственного контроля за гражданами, что ведет к сужению сферы приватного, но выигрывает от этого не конституционно-правовой, а военно-полицейский и бюрократический порядки знаний. В России общепринятая модель взаимоотношений частной и публичной сфер еще не сформировалась. Этим, до некоторой степени, объясняется огромный поток информации в СМИ, вызывающей опровержения, судебные иски о защите чести и достоинства, а также обвинения в безнравственности и оскорблении общественной морали. 2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов | Рассмотрим еще одну, пожалуй, базовую проблему, вытекающую из глубинного принципа конституционно-правового порядка знаний: подлежит высказыванию любое мнение, даже заведомо ложное или нелепое. В рамках конституционно-правового порядка знаний принципиально отвергается требование квалифицированности высказываемого мнения (его истинности, обоснованности, рациональности и т.д.). Демократия — не теория познания. «Демократические выборы, являются тайными, — напоминает Шпинер. — Это означает, что без всякой проверки отдаваемые голоса подсчитываются, но не взвешиваются»1. Та же проблема существует применительно к масс-медиа, императивом которых является информирование, т.е. максимально широкое представление сведений, а не селекция знаний. Истории известны разные способы решения этой проблемы в процессе становления конституционно-правового порядка знаний. Они сводятся к попыткам (а) эпистемологической квалификации знаний, допускаемых в сферу свободной циркуляции, (б) квалификации их сточки зрения своеобразно понимаемой обыденной социологии и (в) морально-этической их квалификации. К первому и второму способам относится введение разного рода цензов и ограничений (цензы оседлости, имущественный, возрастной, дискриминация по полу, гражданству, национальной или этнической принадлежности и т.д.), применяемых в отношении лиц, имеющих право на выражение своих знаний, т.е., скажем, обладающих правом голоса в принятии важных решений на общегосударственном или локальном уровнях. При этом практикуются своего рода повседневные антропология и социология, основанные на нерефлексируемых квазитеоретических предпосылках обыденной жизни2. Так, в основе дискриминации по половому признаку, одним из проявлений которого было лишение женщин права голоса, лежало господствовавшее столетия предположение, что женщины по своей когнитивной и эмоциональной конституции не способны формиро- 1 Spinner И. Op.cit. S. 127. 2 О повседневных теориях см.: Ионин Л. Г. Социология культуры. 4-е изд. Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт вать истинное, обоснованное и разумное мнение, т.е. они являются эпи-стемологически ущербными существами — эпистемологическими инвалидами. Понадобились долгие десятилетия борьбы за всеобщее избирательное право, пока, наконец, женщины были допущены к избирательным урнам. Такого же рода сомнения выражались и в отношении негров. До сих пор нельзя считать полностью разрешенным вопрос о том, каков нижний возрастной предел когнитивной зрелости (вспомним в связи с этим, что в греческих полисах из гражданского состояния исключались мужчины, достигшие 60 лет). Date: 2015-05-04; view: 658; Нарушение авторских прав |