Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Старший школьник
Социальное образование как особый период детства воз- никает прямо на наших глазах. По мере реализации общест- венных требований к данному возрасту, выступающих, в ча- стности, как требования родителей, складываются психологи- ческие особенности этого возраста. На сегодняшний день о старшеклассниках написано много специальных исследова- ний. Все они сходятся на том, что основным психическим но- вообразованием этого возраста является открытие своего Я, непосредственным образом связанное с построением жизнен- ных планов, с профессиональным самоопределением.
Для подростка и юноши вопрос «Кто Я?» одинаково ва- жен, но содержание его крайне различно. Подросток еще только определяет свое самое общее отличие от других, тогда как для юноши - это вопрос о его месте в системе обществен- ных отношений.
В старшем школьном возрасте развитие личности проис- ходит в рамках общественно полезной деятельности, которая проявляется в том числе и в учении в школе. Но в отличие от подростков оно носит ярко выраженный характер учебной профессиональной деятельности, поскольку предполагает профессиональное самоопределение школьника.
Проблема профессионального самоопределения - своеоб- разная проверка гражданской зрелости человека в деле выбо-
492
па профессии; проверка на его причастность к историческому времени; проверка на ответственность за будущее - за буду- щее не только свое, но и всего общества. Человек на своем месте - это тот, кто влюблен в свое дело, творчески и полно- ценно живущий, то есть счастливый и способный подарить счастье, оптимизм, уверенность другим людям.
Ошибки в выборе неизбежны. Но нельзя осуждать человека, если он нашел мужество признать ошибку. Как много разоча- рований возникает в связи с неосведомленностью о требовани- ях профессии. Ошибка в выборе воспринимается как жизненная катастрофа. Неудачник чувствует себя «несостоявшимся».
Выбирать можно любую профессию, но дело в том, что общество не в состоянии обеспечить всех творческим трудом. Еще долго будут существовать общественно ценные и необхо- димые профессии, но такие, где характер труда далеко не творческий и не увлекательный. Как бы ни изменялся сам характер труда, он всегда будет требовать от человека спо- собности выполнять любую работу, преодолевать любые трудности, подчинять свои желания интересам дела. Как бы ни складывалась жизнь человека, труд - это главная сфера для проявления качеств личности, для их формирования.
Думаю, что в этом тексте читатель столкнулся и со своими переживаниями по поводу школы. Я немного завидую тем, у кого они светлые и оптимистические, наполненные если не ежедневной радостью, то ее возможностью.
Продолжим разговор о конце детства, о том, что происхо- дит с подрастающими детьми.
Мы остановились на том, что дети сталкиваются с необхо- димостью защищать границы своего психологического про- странства от воздействия других и начинают сознавать меру правильных социальных отношений. Ребенок становится очень чувствительным к конкретным проявлениям правильности в отношении к нему самому и другим людям, эти конкретные проявления существуют для ребенка в виде образцов поведе- ния реальных людей - взрослых и сверстников, а также персо- нифицированных образов - киногероев, литературных персо- нажей или созданных самим ребенком образов'.
Ориентация на конкретную меру правильности осуществ- ления жизненного пути дает ребенку возможность выделять и общие принципы организации социальных отношений. Замече- но, что именно в этом возрасте дети начинают интересоваться
1 См., например: Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М., 1970.
493
устройством общества, государства, создают свои модели пра- вильных общественных устройств. Это могут быть как идеаль- ные модели, представленные в виде текстов - фантастических рассказов, утопических проектов и тому подобное, так и в виде реальных проектов, осуществляемых в команде сверст- ников. Так складывается и начинает существовать подростко- вая субкультура, где актуальной становится проблема пра- вильных, нормальных отношений между людьми.
Переживание своей нормальности, возможность быть правильным, хотя бы в глазах кого-то, очень важная осо- бенность конца детства, так как ребенок уже столкнулся с существованием разных проявлений жизни, протекающих по своим специфическим правилам: реальной, фантомной и полной. Чтобы не потерять чувство собственной целостно- сти (испытать положительное переживание своей экзистен- ции), ребенок должен получить достаточно психологической информации о возможной целостности жизни. При этом ин- формация должна быть персонифицирована с его собствен- ными переживаниями. Думаю, что не случайно сегодня боль- шое развитие получила педагогика приключений, где ребе- нок рассматривается как человек, которому необходимы переживания социально значимого воплощения своей экзи- стенциальности, говоря иначе - жизненный успех, признан- ный другими, или личное достижение, открытое для соци- ального окружения.
Если обратиться к категории переживания, то это пережи- вание, подтверждающее правильность его жизни. Думаю, что это один из путей создания связи между реальным поведением и идеалом настоящего, хорошего, правильного жизненного пути человека. Ситуация осуществимого приключения, свя- занного с риском, с опасностью для Я - это момент остановки бытовой жизни, та точка личностного роста, когда появляет- ся и переживается новое отношение к себе. Это испытание, за которое можно себя уважать.
Если взрослые не знают об этом, то есть не создают таких ситуаций приключений, то дети сами вовсю занимаются са- мовоздействием, особенно когда рядом нет контролирующих взрослых. Форм такого самовоздействия, которое я назвала бы приключением Я, много, в принципе они все связаны с физическим, эмоциональным или интеллектуальным риском. Это варианты экспериментирования над собственным Я и социальными отношениями с целью исследования прочности их границ. Мне бы не хотелось объяснять факты, о которых буду говорить ниже, в психоаналитическом ключе, думаю, что
494
экзистенциальная психология дает основания для анализа с другой точки зрения, которой я и пытаюсь следовать.
Эксперименты над собственным Я возникают как способ освоения разных проявлений жизни. Ребенок рискует своим телом, прыгая с большой высоты, заплывая слишком далеко, выбирая самую высокую гору для спуска с нее на лыжах, вы- думывая все новые и новые способы катания на санках или велосипеде. Он осваивает самое реальное проявление жизни, ставя эксперименты над собственным телом, над его возмож- ностями, при этом он получает совершенно определенное переживание силы своего Я, могущего воздействовать на са- мого себя. Именно поэтому дети нуждаются в контроле стар- ших, их отношение к себе в этом возрасте часто граничит с безрассудством. Мне пришлось наблюдать группу детей, ко- торая, оставшись без присмотра взрослых, занялась освоени- ем прыжков с ветки одного дерева на другое, естественно, никаких летательных аппаратов, кроме собственных тел, у них не было. Довольно рискованно.
Я уже говорила, что в этом возрасте дети осваивают инст- рументы как возможное содержание собственного психологи- ческого пространства, освоение возможностей своего тела не менее важно и составляет важный момент становления психоло- гического пространства, обращенного к реальной стороне жизни.
Все, кто занимался проблемами детского развития, так или иначе поднимали вопрос о способности детей отделять мир воображаемый (фантомный) от мира реального. Сегодня этот вопрос приобретает особую остроту в связи с созданием мно- жества виртуальных миров - компьютерные, кино-видеомиры, мир героев книг, игрушек и тому подобное. Ребенку надо учиться справляться со свойствами собственного Я в этом проявлении жизни, надо научиться их выделять, сохранять, а при необхо- димости и защищать. Здесь на помощь приходят предельные экзистенциальные переживания, особенно переживание смерти, которая сама, по сути, и порождает существование мира фан- томного (вспомните об омертвелых формах психического).
Он присутствует как реальность неживого в потоке жизни, становясь одним из ее проявлений, все эти бабы яги и кин- конги, черепашки-ниндзя и Чебурашки - мир фантомный, пре- дельным его выражением является смерть. Именно с нею и про- водит ребенок в конце детства свои мысленные эксперименты, осваивая возможность проявления силы собственного Я в фан- томном мире. Делает он это в форме страшилок - страшных историй, рассказываемых сверстникам. Аналогичное явление описано в виде «черных фантазий» и у американских детей.
495
Благодаря исследованиям М.В.Осориной', собравшей боль- шое число таких историй, можно достаточно конкретно уви- деть (почти всегда скрыто от глаз взрослых), как дети осваива- ют фантомное проявление жизни. Истории и обстоятельства, при которых они рассказываются, производят на детей очень сильное впечатление. Как отмечает М.В.Осорина, «расцвет жанра приходится на девять - двенадцать лет, а тринадцати- четырнадцатилетние подростки уже пренебрежительно назы- вают это "детским враньем" и рассказывают совсем другие страшные истории». Время и обстановка обязательно должны быть соответствующими: взрослые далеко, дети одни, глубокие сумерки. Иногда дети прибегают к специальным ритуалам за- пугивания друг друга: «Ой, что это?!», «Под кроватью что-то шевелится?!» и тому подобное. Очень важной для воздействия является манера рассказа и поведение рассказчика. Обычно напряжение, вызванное эмоциональным впечатлением, всегда снимается общей возней, смехом, облегченным вздохом.
Рассказы-страшилки не имеют устойчивой формы, в них как бы сливаются сюжетная история и воспоминания. Есть устойчивые тексты детского фольклора, которые относитель- но неизменными передаются от поколения к поколению детей. В страшилках герои условны и безымянны, у них нет характе- ра и мотивов поведения, они представляют собой как бы пол- ное воплощение Добра и Зла.
Жуткие преступления, которые описываются в страшилке, обычно не имеют какой-то конкретной причины, они проис- ходят как проявление злодейской сущности. Доброй силой в страшилках выступают взрослые, чаще всего милиционеры, они сразу возвращают Добру его силу и наказывают Зло.
В страшилках дети обозначают только отдельные свойства предметов, чаще всего цвет как символ, это черный (наиболее частый), белый и красный цвета: «Черное пятно», «Белые перчатки», «Белая простынь» и тому подобное. Сюжеты стра- шилок не отличаются многообразием; М.В.Осорина выдели- ла четыре их типа: 1) проникновение сил зла в дом; 2) «запрет - нарушение - кара»; 3) похищение детей; 4) кража у мертвеца искусственного (золотого) органа. Думаю, что все их можно понимать с точки зрения освоения ребенком свойств своего Я, живущего (начинающего жить) в фантомном мире норм и правил сохранения и защиты своего психологического про- странства, свойства которого надо узнать, исследовать и по-
10copинa М.В. Черная простыня летит по городу // Знание — сила. - 198б.-№ 10.
496
строить. Это и переживание психологической дистанции, соз- даваемой нормами, правилами осуществления социальных связей (второй тип сюжетов), это и переживание хрупкости границ психологического пространства (первый сюжет), и пе- реживание своей автономности и конечности (сюжет третий), и, наконец, переживание смерти как таковой (сюжет четвертый). Все эти переживания необходимы с точки зрения решения важ- нейшей задачи личного развития - установления социальных связей, которые обладают не только реальной силой воздейст- вия на Я ребенка (через рост, вес, массу и другие физические свойства взрослого), но и фантомной силой «правил», защи- щающих взрослых от воздействия детей, но не наоборот.
Приведем пример рассказа-страшилки (по материалам М.В.Осориной) девятилетней девочки: «Однажды одна семья переехала на новую квартиру. Там они заметили на стене чер- ное пятно. Они вызвали маляров и спросили: "Почему тут пятно?" Маляры сказали: "Мы красили, красили, его никак не закрасить". Жильцы повесили на это место ковер и поставили детскую кровать. Наступила ночь. Родители положили мла- денца в кроватку и заснули. В полночь из пятна протянулись черные руки, схватили бабушку и унесли. На следующую ночь черные руки унесли дедушку, на третью ночь - отца, потом ребенка. Мать увидела, что никого не осталось, и подследила за этими руками. Потом пошла и заявила в милицию. Пришла милиция. Вместо маленького черного пятна оказалась перед ними уже черная дверь. Они вошли в эту дверь и увидели ком- нату. Там сидели бандиты. Милиция убила их, вошла во вто- рую комнату и увидела мертвых людей. Вдруг все люди ожили, потому что убили бандитов. Все стали жить по-прежнему, только не стало черного пятна».
Освоение психологического пространства собственного Я включает знания об общих признаках пространства. Кажется, что именно эта необходимость толкает детей на строительст- во шалашей, палаток, домиков, всевозможных укрытий. Замк- нутость, границы - вот свойство защищенного пространства. Думается, что отстаивая границы своего внешнего дома, дети учатся осознавать и границы Я как психологического про- странства. В этом смысле очень символической кажется рус- ская сказка «Теремок», аналоги которой есть у многих наро- дов мира, - пространство дома не является бесконечным, мед- ведь там уже был лишним, он сломал дом - разрушил его тай- ну, его границы; по аналогии можно сказать, что чрезмерное присутствие других может разрушить еще хрупкое психологи- ческое пространство Я ребенка в конце детства.
497
Приключение ребенка в фантомном проявлении жизни, связанное с воздействием на собственное Я, позволяет осущест-^ вить не только страшная история, но и его собственное твор- чество. Именно в этом возрасте ребенок может осуществлять что-то не только по спонтанному порыву, но и «специально», как бы на заказ. При этом ребенок переживает неестествен- ность подобного напряжения как ненужного для себя. Прояв- ляется это в фактах отказа детей от особых занятий по раз- ным направлениям искусства (музыка, живопись), спорта или другого вида деятельности. В этом возрасте родители сталки- ваются с тем, что дети не хотят систематически учиться твор- ческим видам деятельности. Сопротивление детей бывает очень сильным, несмотря на реальные успехи в обучении.
Творчество по заказу приобретает для ребенка качества фантомности, как бы не-к-себе-принадлежности. Такой фено- мен дает о себе знать еще и тем, что к концу детства большин- ство детей перестает рисовать по собственной инициативе.
Кроме того, ребенок расстается с игрушками. Они переста- ют быть частью его Я, становясь фантомами прожитой жизни.
Иначе говоря, в психологическом пространстве ребенка по- являются отмершие образования - превращенные формы спон- танного творчества и превращенные формы чувств к когда-то своим предметам-игрушкам. Они дополняют фантомное прояв- ление жизни, не только делают его осязаемым (мои старые иг- рушки, рисунки, забытый музыкальный инструмент и так да- лее), но и создают за счет этого особый план психологического пространства - Прошлое. В настоящем фантомном осуществ- лении жизни для ребенка актуальна возможность освоения своей силы при встрече с конечными, дискретными свойствами мира - с самой смертью. А в прошлом остаются проявления его полной, целостной, спонтанной жизни, как его же собственные воспоминания о детстве, фиксирующие разделение единого потока жизни на разные ее составляющие.
Это находит непосредственное отражение в продуктах дет- ского творчества:
Я ненавижу слово «смерть», Нет лучше слова «жизнь». Мне так не хочется стареть. Мне хочется - дружить.
Павел Сивоха, ученик 6 кл., (Газета «Зорька» № 46 (265) от 17.11.95)
Об этом же и в тексте восьмилетнего мальчика (автор про- сил его не называть):
498
Пишу я взрослые стихи, Наверно, от того, Что дни случаются горьки Для сердца моего.
Как разорвавшийся снаряд моя любовь к тебе, моя мамочка.
Эти люди пришли и спросят: «Зачем мы живем?»
Если мы им ничего не скажем, то мы этого сами не знаем,
а людям это надо знать.
Мне бы не хотелось комментировать эти тексты, думаю, что они говорят сами за себя. Скажу только, что жить в мире с осознанием своей дискретности непросто.
Думаю, что актуальность переживаний, связанных с освое- нием фантомных проявлений жизни, с экспериментами в мире реальном, на время как бы приостанавливает интенсивность освоения творческих, полных проявлений жизни. Недаром мно- гие педагоги, с этой точки зрения, называют возраст конца детства пустым, как бы никаким, бессобытийным для реализа- ции творческих возможностей ребенка. Выше я пробовала по- казать, что освоение каждого из проявлений жизни - это слож- ная работа. Она требует от ребенка достаточной силы Я, поэто- му вполне возможно, что ему просто не хватает энергетических запасов для переживания своей спонтанности. Говоря языком взрослых, они очень мало выдумывают интересного и полезно- го для своей жизни, а занимаются в основном глупостями, хотя сами уже большие. Да, эти большие маленькие дети со смехом расстаются со своим детством, скрывая под ироническими улыб- ками и свой страх, и свое бессилие перед взрослой жизнью.
Опять одной из форм такого детского смеха являются иронические страшилки - пародии на настоящее. И уже опи- санный «бунт» против своего детского творчества, и даже его возможностей.
Открывающаяся перед ребенком неоднородность жизни, пе- реживание разных свойств своего психологического простран- ства, возможность самовоздействия на них создает для него в конце детства большую опасность потери доверия к себе, отка- за от собственного Я как беспомощного. Опасность эту созда- ют взрослые, если оставляют ребенка (считая его равно боль- шим или маленьким) без необходимого ему психологического материала для построения психологического пространства. Я уже говорила, что это прежде всего материал освоенных пред- метных действий, рождающий чувство уверенности и адекват- ности условиям собственной жизни, в которых могут быть ин- тегрированы в собственных усилиях разные ее проявления. Это та защита от инфантилизма, которую могут помочь приобре- сти ребенку взрослые люди. Для этого у них есть все возможно- сти координированных и объединенных усилий при обучении ребенка, а также обучение его навыкам осуществления и пони- мания межличностных отношений.
499
Исследования различных авторов, посвященные пробле- мам регуляции межличностных отношений в конце детства' позволяют выделить следующие важные для понимания этого возраста особенности:
- наличие устойчивого типа ориентации на другого челове- ка (показатель существования концепции другого человека);
- переживание неоднозначности своего возможного (еще реально не осуществленного) отношения к другому человеку;
- применяемые детьми нормы регуляции межличностных отношений не соответствуют известным им нормам (еще одно из проявлений неоднородности потока жизни, которое пере- живается ребенком);
-в сознании ребенка существуют разные нормы построе- ния межличностных отношений; они различаются по степени общности, по возможности их конкретизации при оценке и построении реальных отношений с другими людьми; в боль- шей степени представлены те нормы построения отношений, которые конкретизируются в мере правильности действия как «хорошо» или «плохо», как воплощение категорий соответст- венно Добра и Зла.
Кроме того, обращают на себя внимание факты, говоря- щие о том, что критическая самооценка детей является одним из важнейших факторов установления межличностных отно- шений. Критическая самооценка - это проявление диалогич- ности в сознании ребенка, того внутреннего диалога Я и не-Я, которое позволяет отнестись к силе и возможностям собст- венного Я с должной степенью реалистичности. В исследова- ниях был выделен феномен, названный объективным внима- нием к себе, который выражается во временном отвлечении внимания от внешнего содержания и сосредоточении его на самом себе. Суть его состоит в том, что в таком состоянии че- ловек более самокритичен, более склонен брать на себя ответ- ственность за свои ошибки и следовать признаваемым им нормам, чем в ситуациях, где его внимание сосредоточено на выполнении предметных действий. Этот феномен наблюдает- ся уже у детей в конце детства.
Думаю, что он заслуживает внимания как проявление пе- реживаний собственной динамичности, возможности само- воздействия на Я с целью его изменения. Другими словами, уже в детском возрасте возможно проявление того критиче-
' См., например: Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1964; Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. - М., 1990; и др.
500
ского отношения к себе, того стремления к совершенствова- нию себя, той внутренней духовной работы, которую Л.Н.Тол- стой считал одной из основ подлинной нравственности.
Самооценка в конце детства является одним из устойчивых психологических образований, характеризующих ориентацию психологического пространства ребенка в системе социальных норм и правил. Исследования самооценки детей, находящихся в периоде конца детства, показывают, что они проявляют высо- кий уровень рефлексивности в оценке и самооценке качеств личности человека. Они очень осторожно и бережно обраща- ются с нормами и правилами, применяя их к оценке поведения и качеств конкретного человека и себя. Я думаю, что за этим стоят переживания ребенка, связанные с овладением им свойст- вами фантомного проявления жизни, их можно было бы срав- нить с эффектом колдовства: скажешь, вдруг так и будет. Ма- гические свойства плохих слов дети уже знают, у них есть опыт переживания дразнилок и прозвищ, на которые богата их жизнь среди сверстников. Отчасти поэтому во всех эксперимен- тальных данных исследования самооценки можно так или ина- че видеть эту осторожность детей в обращении с негативными оценочными словами; они, если вынуждены их употреблять, обязательно смягчают ситуацию, показывая возможную пер- спективу изменения этих качеств как у себя, так и у сверстника.
Заслуживает внимания и тот факт, что дети уже прини- мают во внимание при оценке себя мнение других людей, могут (и показывают) его возможное несоответствие своей личной самооценке.
В этот период большое значение для жизни ребенка при- обретают сверстники, как и в предыдущий период жизни, общение с ними дает психологический материал ощущения полноты жизни, особенно в форме совместной деятельности, где проявляется особое чувство принадлежности к команде, к своим людям, гарантирующее на время защищенность и пол- ноту переживаний. Дети в конце детства склонны «заигры- ваться» до самозабвения в коллективные игры, примитив- ность содержания сюжета которых компенсируется эмоцио- нальной включенностью в эту ситуацию участников команд- ного действия, на время снимающего статусные переживания детей от пребывания в группе сверстников. Известно, что в этом возрасте дети очень четко могут определить и выразить свое отношение друг к другу. В каждой группе есть дети, ко- торые получают максимальное количество положительных оценок, ярких эмоциональных отзывов о себе, к ним прояв- ляют высокую степень признания и уважения. Других детей
501
столь же (или не менее) ярко характеризуют отрицательно выражают недовольство их поступками и отношениями. Сте- пень популярности ребенка определяется проявленностью, вы- раженностью его качеств: чем сильнее они проявлены, тем вы- ше уровень его признания или осуждения. При этом положи- тельные качества ребенка соотносятся с более высоким уровнем его рефлексии, а отрицательные - с его заметным снижением.
Считается, что высокий уровень рефлексии способствует быстрому усвоению общественно ценных критериев оценки его Я и самой возможности им соответствовать, что повышает гибкость в ориентации границ своего психологического про- странства для сохранения и проявления Я. Неразвитая рефлек- сия препятствует этому, ребенок не в состоянии справиться с предъявляемыми нормами и проявлением силы своего Я, он переживает межличностные и внутриличностные конфликты, справиться с которыми ему самому бывает практически невоз- можно, особенно если конфликты уже интериоризированы.
Если же конфликт экстериоризируется, то отношение свер- стников, реагирующих, например, на разные проявления «пло- хости» ребенка, дает ему достаточно информации для построе- ния нового отношения как к ним, так и к самому себе. Иссле- дователи самооценки с удивлением отмечают, что «самые плохие» дети в классе обнаружили более высокий уровень рефлексии в оценке и самооценке качеств личности, чем «не- самые-плохие» дети.
Для формирования отношения к своему Я ребенку необхо- дима (хоть какая-нибудь) внешняя информация о нем самом. Вот они и добиваются ее от сверстников иногда самыми при- чудливыми (с точки зрения взрослого) способами: носят подар- ки, дурачатся, задираются, «плохо ведут» себя на уроках, чтобы только их видели. Одна из девочек призналась маме, что она (примерная ученица) специально стала ерзать на парте, чтобы учительница сделала ей замечание; запомнились слова этой девчушки: «Я больше не могла слушать про существительное, я сама хотела быть существом». Как я ее понимаю!
Исследования' совместной деятельности детей показыва- ют, что в ней существует особый класс задач, целью которых является воздействие на другого человека с целью изменения его позиции для осуществления общих конечных задач. Воз- никает особая проблема выбора меры воздействия на другого человека, проблема презентации общих для всех целей, то есть
I См., например: Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. - М., 1976 и др.
502
как бы общего возможного будущего. Это предъявляет требо- вания к психологической компетентности детей, к их умению оперировать не только предметным содержанием, но и содер- жанием психологической реальности. Известно, что этот воз- раст очень чувствителен к разным формам социального обуче- ния. В настоящее время известно множество таких конкретных программ, которые передают ребенку психологические знания.
Среди этих знаний наиболее значимым является знание об обратной связи, о том, как может воспринять воздействие тот или иной человек, что он может сделать (почувствовать, по- думать) в ответ на реакцию ребенка. Естественно, что все эти программы будут оставаться только благими пожеланиями, если психологическая грамотность взрослых не будет прости- раться дальше позиции: «Делай, как я».
Для того чтобы показать взрослым читателям возможно- сти «маленьких» детей восьми-двенадцати лет понимать пси- хическую реальность и действовать в ней, приведу выписки из самодельной книги мальчика девяти лет, которую он написал после встречи с книгой Д.Карнеги. «Книга» мальчика назы- валась: «Как управлять родителями», вот несколько страниц из этой, так симпатичной мне, работы:
«...Когда родители сердятся, надо затаиться и подождать. Это долго не бывает. Потом надо что-нибудь для них сделать приятное, можно и ничего не делать. Уйти гулять.
...Если родители не пришли к нужному часу, надо ждать полчаса, а потом идти их искать.
...Если родители ссорятся, лучше зареветь самому. Жела- тельно громко.
...Если у родителей нет денег, не надо ныть. Будут... ...Если родители болеют, то самому болеть не надо. Кто будет за ними ухаживать?..»
Объем этой работы заслуживает уважения к труду ее авто- ра - исписана тонкая ученическая тетрадь. Может быть, ко- гда-нибудь ее будут читать как историю семейных нравов конца XX века.
Владение ребенком психологической информацией прида- ет ему необходимую силу для движения от одного проявления жизни к другому, он знает свои возможности, поэтому у него есть реальные основания для такого самовоздействия, кото- рое не разрушит тайну его Я.
Итак, подходит конец детства, который З.Фрейд называл латентной стадией, потому что разрушительные влечения при нормальном развитии еще дремлют. Этим она отличается и от более ранних стадий и от более поздних.
503
Главная опасность этой стадии состоит в том, что многое в детском развитии нарушается, когда взрослые развивают в ребенке чувство неадекватности и неполноценности из-за его неуспешного действия с орудиями и вещами. Здесь исто- ки инфантильности - отказа от собственных усилий по ор- ганизации жизни.
'Я думаю, что есть смысл напомнить и предостережение Э.Эриксона о том, что в этом возрасте может произойти чрез- мерное развитие чувства технологического характера культу- ры, то есть сведения ценности человека только к его трудо- вым, профессиональным качествам. Таким образом, духов- ная, экзистенциальная сущность человека выпадет из системы его ценностей. Как писал Э.Эриксон, «если он (человек) при- нимает труд как единственную свою обязанность и "кем он работает?" как единственный критерий ценности человека, то он может превратиться в конформиста и не рассуждающего раба своей технологии и своего нанимателя». Для нашей культуры это еще нетипичная, но складывающаяся на глазах, тенденция, когда дети среди главных ценностей жизни начи- нают выделять деньги и уровень богатства человека.
Другими словами, современная семья и школа, сверстники и взрослые, сам ребенок - мир, его окружающий, задают со- держание психологического пространства ребенка, который окажется в скором времени на пороге подростничества, когда, говоря словами М.Волошина:
Настало время мятежей И катастроф: падений и безумий. Благоразумным: «Возвратитесь в стадо?» Мятежнику: «Пересоздай себя».
Об этом в следующей главе.
Глава 10
О ПОДРОСТКАХ (13-17 ЛЕТ)
Голос детства из дальней дали до отрочества долетает,
Подросток его презирает и слышать его не хочет,
«Нет, нет, - он бормочет, - это вовсе не я,
это просто ребенок, который не знает, что говорит...»
Но ребенок всегда говорит только то, что знает,
даже если молчит, и особенно если молчит.
А подросток растет, вырастает, но покуда еще не подрос,
он не может в себе подавить ни смятенья, ни смеха, ни слез.
Воспитателям хочется,
чтобы из него получилось подобье прочих,
которых они уже вывели на дорогу, -
но подростку не хочется думать в ногу
и не хочется по приказу мечтать...
Ему бы в детство опять.
Жак Превер
Недаром и сами юные люди инстинктивно тянутся к образам великих людей. Они смутно или ясно видят в них образцы, имеющие непосредственное отношение к их личным чаяниям.
М.М.Рубинштейн
Эту главу писать безмерно трудно - о подростках напи- сано столько, что если бы они об этом узнали, то, думаю, страшно гордились бы вниманием к себе взрослых. Тем вниманием, которого им так часто не хватает в жизни, где их считают «невыносимыми» и «трудными», как, конечно, считают взрослые.
Трудно писать и потому, что в работе с ними иногда ощу- щаю собственный возраст как препятствие для эффективной помощи им, а иногда наоборот - моя собственная взрослость помогает найти нужное (важное) для подростка решение его жизненной ситуации. Все же я благодарна судьбе, что уже долгое время у меня есть возможность прикасаться к миру подростков, думаю, что это один из самых недоступных для взрослого человека миров. Это мир, в котором нет логики взрослой жизни, непосредственности детства, где все краски и запахи жизни, весь ее вкус и аромат, именно все и весь, обру- шиваются на подростка как ливень. Последствия же ливня, как известно, бывают весьма неоднозначны - тут и сломанные ветки, и вырванные с корнем деревья, и чистый воздух, и на- поенная новой силой земля...
Трудно писать о подростках и потому, что язык взрослой науки не может (возможно, пока) выразить то, что происхо- дит в жизни, кроме того, чтобы зафиксировать кое-какие изменения.
506
С чего начать? С противоречий, которые обостряются в этом возрасте до уровня трагедии? С потерь и приобретений? Нет! Начну, пожалуй, снова с любви и особенностей ее прояв- ления в окружающем меня мире, доступном мне для понима- ния и анализа. Помогать мне в этом будут Э.Фромм, В.Сатир, В.Франкл, М.Мамардашвили, Н.А.Бердяев и многие другие люди, которым доверяю в их попытках понять человека.
Это так просто - еще раз сказать, что без любви людей друг к другу невозможно решение ими задач своего же разви- тия. Кстати, тут же и возникает вопрос о том, а переживает ли человек необходимость собственного развития или уже ап- риори считает себя совершенством? Ответить на него далеко не просто, так как возможность вразумительного объяснения тоже связана с пониманием любви - любви к себе.
Любовь к себе - один из видов любви, с которой в нашем мире происходят, на первый взгляд, незаметные, но существен- ные изменения, особенно остро дающие о себе знать в содержа- нии вечной проблемы отцов и детей - проблемы связи поколе- ний. Именно эта проблема обостряется в подростковом возрас- те, порожденная решением подростками возрастных задач раз- вития. Об этом и пойдет речь, замечу только, что описывае- мый мною возраст в отечественной психологии (придерживаю- щейся школьной классификации периодов развития) относится как к периоду среднего школьного возраста, так и захватывает весь период старшего школьного возраста. Я не придержива- юсь этой классификации, ориентируясь в описании возрастных особенностей на содержание жизненных задач развития и экзи- стенциальные переживания, связанные с ними.
Работая в качестве практического психолога с большим количеством семей, где есть подростки, я поняла, что слова Э.Фромма о распаде любви в современном обществе, боль, какой пронизаны тексты Х.Ортеги-и-Гассета, провидческие рас- суждения Вл. Соловьева оправдываются существованием быто- вых, ежедневных вариантов псевдолюбви. Основное ее качество - это безличность отношения людей друг к другу, это норматив- ность в проявлении чувств - дозирование их в соответствии с заслугами человека, особенно ребенка, подростка. Это то, что М.Волошин называл трагедией материальной культуры. Я позволю себе еще раз процитировать его пронзительные строчки:
Чтобы не дать материи изникнуть, В нее впился сплавляющий огонь. Он тлеет в Я, и вещество не может Его объять собой и задушить. Огонь есть жизнь.
507
И в каждой точке мира
Дыхание, биенье и горенье.
Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье -
Творящий ритм мятежного огня.
Думаю, что в них выражено то противоречие, которое воз- никает при встрече живого («огня») с мертвым, косным («мате- рией»). Таким живым является и настоящая любовь, которая всегда носит созидательный, а не разрушительный характер, которая предполагает заботу, уважение, ответственность и знание о любимом. Она направлена на него как на воплоще- ние существеннейших человеческих качеств - свободы и от- ветственности. Если человек любит созидательно, то он лю- бит и себя; если он любит только других, он не может любить вообще. Эти закономерности давно отмечены исследователя- ми человеческой любви.
Мертвыми образованиями, лишенными созидательной си- лы, становятся отношения псевдолюбви, так как в них суще- ственнейшие свойства человека отождествляются с предмет- ными. Это называют еще отчуждением.
В таком случае псевдолюбовь - это форма спасения от одиночества за счет создания отношений зависимости себя от конкретных свойств другого человека и, наоборот, конкрет- ных свойств (например, успеваемости) от своих собственных (совместное, например, приготовление уроков). Несмотря на достаточно большое число форм псевдолюбви и обусловлен- ность их появления снижением ценности человека в XX веке особенно, все они объединены одним общим проявлением - в них отсутствует индивидуальное проявление сущностных человеческих характеристик любящих людей'.
Прежде чем перейти к описанию форм псевдолюбви, бу- квально несколько слов о том, почему это становится так актуально для подростка. Вступив в этот возраст, человек сталкивается с тайной своего изменчивого Я, постоянно ускользающего от него же самого. Для сохранения Я необ- ходима огромная работа по его построению, если хотите, то выстраиванию. Без необходимого психологического ма- териала этого не сделать. Если в предыдущем периоде сво- его развития ребенок переживал свою дискретность, ко- нечность как проявление своего Я, как момент его фикса- ции в собственном же сознании, то подростку требуется психологическая информация для дальнейшего осуществ- ления жизни его Я, как проявления в конкретной, индиви-
' См. подробно: Фромм Э. Искусство любви. - 1990. 508
дуализированной, в его лице персонифицированной форме сущностных свойств человека.
Думаю, что основным условием получения такой психоло- гической информации может быть его встреча со взрослым человеком, который воплощает в отношении с подростком обобщенную, но персонифицированную, сущность человека. Является, говоря педагогическим языком, нравственным идеалом, жизненным идеалом, но не абстрактным, а конкрет- ным, может быть, ежедневным воплощением его в отношении подростка. Слово воплощение можно было бы заменить без потери смысла словами труд, или любовь как синонимами. Считайте, что я это уже сделала.
Иначе говоря, подросток своими потребностями, главной потребностью - жить - ставит перед людьми, его окружающи- ми, в самой острой форме проблему любви к жизни, к себе как к живому человеку, к нему - подростку, а значит, к нему как к другому человеку. Его проблемы - это тот «огонь», который обращен к «веществу» отношений с другими людьми - к тем нормам и правилам построения и осуществления проявлений жизни, с которыми он уже успел встретиться в своем детстве.
Справятся ли с этой задачей взрослые, если они попали под влияние процветающих в культуре форм псевдолюбви? Думаю, что этот вопрос из категории риторических, может быть, поэтому, как только подростковый возраст стал в исто- рии культуры возрастом массового школьного обучения, о нем на все лады говорят (взрослые!) как о трудном. Может быть, это следы от огня Я подростков, того мятежного огня свободы и ответственности, который зарождается в них и вызывает, как всякий огонь, желание наблюдателя поскорее потушить его или по крайней мере обезопасить себя от него. Чем? Да все той же псевдолюбовью, которая все-таки может называться любовью, не будучи таковой на деле. В эту ло- вушку фантомности собственного сознания, собственной жизни, к сожалению, очень часто попадают не только взрос- лые, но и сами подростки. Для того чтобы отличить любовь от псевдолюбви, надо не только быть мудрецом, но и обла- дать высоким чувством собственного достоинства (границами Я, недоступными для разрушения другим людям), а за плеча- ми у подростков их прошлое. Оно же и в биографии взрослых людей. (Я не буду подробно останавливаться на происхожде- нии псевдолюбви, это подробно описано в психоаналитиче- ской литературе, и при желании читатель всегда может вос- пользоваться первоисточником - работами самого З.Фрейда). Итак, формы псевдолюбви в отношениях между людьми.
Название
| Содержание
| Воздействие на человека и его последствия
| «Великая», или покло- няющаяся, любовь
| Поклонение любимому человеку; отчуждение от своих собственных сил, проекция их на любимого
| Поглощение психологи- ческого пространства другого человека за счет отождествления с собст- венным (механизмом про- екции) как с дискретным, конечным Я. Последст- вия -разочарование, по- иск нового идола
| «Сентимен- тальная любовь»
| Переживание в фантазии, в фантомном проявлении жизни. Реальные отноше- ния обесценены
| Свой, реальный человек, с которым отношения су- ществуют в настоящем, не воспринимается как жи- вой. Свойствами живого наделяется образ про- шлого или будущего. По- следствия - эмоциональ- ная холодность, скука, пустота в отношениях
| Любовь к «несчаст- неньким»
| Внимание к слабостям любимого, стремление его усовершенствовать, сво- его Я не чувствуют. От- ношения строятся на ме- ханизме взаимной проек- ции, нет реализма в вос- приятии своего Я или Я другого человека
| Создание искаженного образа Я, фиксация про- явлений Я в постоянных формах. Последствия - ригидность в отношениях, воспроизведение в про- странстве и времени од- них и тех же отношений
| «Зеркальная любовь»
| Человек не в состоянии придать смысл своей жизни,воздействовать на свое Я, он старается жить ради кого-то, отражая его жизнь как проявление своей жизни
| Проявление воздействия не имеет границ, эти гра- ницы вообще не осозна- ются и не принимаются. Последствия - поглоще- ние психологического пространства одного че- ловека другим или втор- жение в это пространство без всяких ограничений
|
Общее во всех проявлениях псевдолюбви то, что они пред- ставляют собой ту или иную форму отказа одной из сторон взаимодействующих людей от своего собственного Я и воз- можность подмены его конкретными (в том числе и физиче- скими) свойствами другого человека. Не забуду, как плакала мама девочки-подростка, уверяя, что она (дочка) слабая и больная, что о ней надо кому-то постоянно заботиться и обе- регать ее. На приеме передо мной сидела сильная, красивая четырнадцатилетняя девушка (когда-то в раннем детстве была трудная операция, но с тех пор прошло десять спокойных и здоровых лет). Когда она поняла возможности моей профес- сии, то сама попросила: «Научите меня так сказать маме, что я здорова, чтобы она поверила». Мать контролировала каж- дый ее шаг, каждое ее физическое напряжение, каждое усилие, считая это высшей формой проявления своей любви к девоч- ке. Та же устала, ей надоело быть «больной», да она уже дав- но и не была ею, а выйти сами из «заколдованного круга» отношений они не могли. Усталость девочки рождала раз- дражение, напряжение, попытки «уйти» от внимания матери, «огонь» ее Я сопротивлялся (еще!) стремлению другого чело- века погасить его.
Как тут не вспомнить на разные лады повторяемую мудре- цами мысль о том, что любовь - это риск, это риск поверить в силы своего Я и Я другого человека, это риск работы Я по устройству всех проявлений жизни. Риск, потому что успех от этого напряжения не может быть гарантирован никем и ни- чем, только верой. Она сама по себе не возникает, для этого, как минимум, надо пережить экзистенциальные чувства и их ценность, чтобы принять жизнь во всей ее полноте - со всеми ее муками и радостями, без магических ограничений, успеха- ми и достижениями, воплощенными в конкретных, а значит, в конечных свойствах себя и другого человека.
Хорошо, что люди создали психологию и психотерапию, помогающие им же самим пережить возможности своего Я, выходящие за пределы обыденного реагирования друг на друга. Благодаря психотерапии маме удалось пережить, что она своим отношением к дочери поглотила ее психологиче- ское пространство, создала препятствия для проявления силы ее Я. Вспоминая то сопротивление этой женщины, по- ниманию, что за жизнь дочери отвечает не только она, но и сама девочка.
Кстати, в современном мире есть достаточно осознанное средство против всех форм псевдолюбви - это права человека, это права ребенка. Я приведу только небольшую цитату из Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 г.):
«Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами долж- на быть обеспечена специальная защита и предоставлены воз- можности и благоприятные условия, которые позволяли бы
511
510
ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обес- печение интересов ребенка...»
Кроме того, хотелось бы познакомить читателя и с несколь- кими статьями из «Конвенции о правах ребенка».
«Статья 12.
1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способ- ному сформировать свои собственные взгляды, право свобод- но выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внима- ние в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка...
Статья 13.
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение;
это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произве- дений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка...
Статья 14.
1. Государства-участники уважают право ребенка на сво- боду мысли, совести и религии...
Статья 16.
1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольно- го или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жи- лища или тайну корреспонденции или незаконного посяга- тельства на его репутацию.
2. Ребенок имеет право на защиту Закона от такого вмеша- тельства или посягательства...»
Интересно, что в обыденном сознании взрослых право ре- бенка иметь и проявлять свое собственное Я признается и воспринимается, по крайней мере, с изумлением.
- Как, у них (подростков, детей) есть еще какие-то права, они же должны... (список долгов я приводить не буду).
Учитывая, что это глава только о подростках, возьму на себя смелость от их имени сказать, что они чувствуют себя загнанными в трудный период своей жизни, потому что взрослые не находят для них места - элементарного простран- ства - в жизни, так как не знают (не все, но многие), что для осуществления Я (для «творящего ритма мятежного огня»)
512
необходимо (!) и внешнее, и внутреннее пространство. Такое пространство, где можно себя чувствовать защищенным, пе- реживать границы своего Я, своего психологического про- странства как надежные. Образ творящего ритма огня мне кажется очень подходящим к описанию проблем развития самосознания в этот период, так как подросток ставит глав- ный вопрос: «Зачем живут люди?» Он видит в этом вопросе как ключевое слово «живут», освоение пространства жизни во всей его полноте и целостности - вот главная проблема под- росткового возраста. Недаром именно в этом возрасте у детей просыпается интерес к музыке, можно даже говорить о музы- кальных странствиях современных подростков. Родители знают, что часто музыка сопровождает подростка во всех его ежедневных занятиях, выполняя множество самых разных функций. Об одной из них хотелось бы сказать особо - музы- ка выполняет функцию интеграции множества разнообразных и не соответствующих друг другу переживаний подростка, создает (пусть на время) переживание собственной целостно- сти, ритмически организованной, то есть предвидимой, пре- дощущаемой. Известно, что именно ритмичная музыка нра- вится подросткам больше всего.
Интенсивный физический рост и переживания, с ним свя- занные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссо- нанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим, требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая при- ходит за счет освоения жизненного пространства, выстраива- ния своего места в нем. Подростки резко и часто меняют ин- тересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизнен- ные планы и проявляются усилия по их осуществлению'.
У меня есть возможность проанализировать, как на про- тяжении шестидесяти лет истории России менялись (и меня- лись ли вообще), с точки зрения наблюдателя, исследователя, основные свойства в описываемом периоде жизни человека. Этот материал, думаю, даст возможность еще раз вернуться к вопросу о наличии сущностных свойств человека и их устой- чивости в историческом времени не только индивидуальной, но и социальной жизни. Для изложения материала прибегну к его систематизации в виде таблицы.
' См. подробно: Формирование личности в переходный период от подро- сткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987;
Рубинштейн М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена юности. - М., 1926.
17 Г. С. Абрамова
513
Date: 2015-05-04; view: 490; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|