Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деление жизненного цикла на этапы 4 page
387
незнание. Детей, особенно мальчиков, вообще нельзя бить по попе. Это может привести к тому, что яички поднимутся из мошонки, что доставит ребенку страдания. Простая эта муд- рость давным-давно известна в народной педагогике, но, к сожалению, она многими забыта, как и другие житейские правила обращения с малышами. Многие мамы знают о ви- таминах, но едва ли знают, как можно и нужно приучать ре- бенка к опрятности и когда это лучше сделать.
Терпение и ласка - те добродетели, которых порой так не хватает современным мамам, да порой и бабушкам. К ребенку предъявляют одно требование за другим: он должен, должен, должен... Сравнивают с известными и подчас далеко не одно- значными показателями развития. К семи месяцам он должен то-то и то-то, к году - то-то и то-то, а он...
Он развивается по законам своей индивидуальной биоло- гии, которая хотя и повторяет общие законы, но по-своему, в том варианте, которого еще не было в мире. Время его жизни, наполненное важными для него событиями, создаст его непо- вторимый внутренний мир. Сравнение с другими детьми от- нимает у родителей зоркость сердца к тому, что и как проис- ходит с их ребенком, с их малышом... Желая увидеть резуль- тат - умеет, не умеет, - они не смогут увидеть того, как он учится, как лучше помочь ему...
Любой пример отношения маленького ребенка и взросло- го, казалось бы, можно оценить с позиции того, что это не самое главное, если малыш забудет, что это никак не скажется на его развитии.
Казалось бы, так и надо: уговорами заставлять ребенка есть, насильно укладывать спать (режим!), заставлять обязательно делать самому (он должен) и так далее. Но за всеми этими педа- гогическими действиями лежит отсутствие стремления пони- мать своего малыша и ориентировка взрослого на те довольно относительные педагогические рецепты, применение которых далеко не одинаково в каждом конкретном случае.
Даже в возрасте одного или двух лет один и тот же совет надо воспринимать совершенно по-разному, так как дети с разницей в год могут быть людьми из разных эпох: «Разница в год - между новорожденным и годовалым безмерна, кажет- ся, что это создания, по меньшей мере, из разных эпох. Двух- летний и годовалый - тоже еще совершенно различные суще- ства. Трудно представать, что это практически ровесники. Двух- и трехлетние уже гораздо ближе друг к другу, но все- таки, если один еще полуобезьянка, то другой уже приближа- ется к первобытному дикарю. Та же разница делается почти
яметной между четырех- и пятилетними, пяти- и шестилет- не ^ ну опять ощущается между 6 и 7 или 7 и 8; опять скоро н паживается, чтобы снова дать о себе знать у мальчиков с 0 о i7, у девочек с 11 до 15, и окончательно сравнивается че-то у порога двадцатилетия. Кто кого действительно стар- ше - дальше зависит уже не от возраста»'.
Наказание и одобрение для маленького ребенка заключе- ны не в словах и действиях взрослого, а в том отношении, в той эмоциональной и интонационной окраске действий и слов, которые они совершают и говорят. Важно не то, что сказано, а как сказано. Бранить за мокрое, пролитое и разби- тое подчас бесполезно потому, что малыш не понимает смыс- ла содеянного, но он понимает грозную интонацию и плачет уже от страха, а не от стыда или раскаяния, как склонны по- лагать взрослые. Самым грозным наказанием для него явля- ется то, о котором мы подчас и не подозреваем: лишение ра- дости. Той, которую доставляет улыбка взрослого. Даже ко- ляска-такая удобная, складывающаяся, портативная - может стать подлинным наказанием. Не потому, что в ней неудобно сидеть, а потому, что в ней не видно маминых глаз, маминой улыбки. Буквально не с кем поговорить о том, что видишь и чувствуешь. Вот малыш и не разговаривает, обвиснув в коля- ске, словно кукла.
Общение в младенческом возрасте... Казалось бы, досужие рассуждения за ребенка. Но присмотритесь к ребенку, как он буквально на глазах преображается, когда к нему обращаются близкие, он не только становится любопытным и непоседли- вым - все ему интересно, но и расцветает просто физически. Вся младенческая красота словно высвечивается в лучах улыбки взрослого человека.
«Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых со- бытий, эмоции способствуют направлению на них психиче- ской деятельности и поведения. Эту функцию они выполняют, оказывая, в частности, влияние на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внима- ния, воображения, памяти, мышления»2.
В любом учебнике по психологии написано, что эмоции, их формирование - это важнейшее условие развития человека как личности. На основе эмоций развиваются идеалы, обя- занности, формы поведения становятся содержанием эмоции и превращаются в мотивы поведения. Положительная или
'Леви В.Л. Нестандартный ребенок. - М., 1983.-С. 30-31. 2 Психологический словарь. - М., 1983. - С. 413.
388
389
огрицательная эмоция как мотив поведения проявляется в стремлении человека пережить эту эмоцию еще раз, если она положительная, и избежать ее, если она отрицательная. Не надо специальных исследований, чтобы увидеть в поведении малыша такое стремление. Он может без конца радоваться заливаться смехом от незатейливой шутки взрослого. «Коза»' которую ему показывают с улыбкой, вызывает смех и при пер- вом и при десятом показе. Как хорошая музыка, шутка рождает эмоцию заново и, как музыка, хранит ее в себе. Можно сказать, что умение взрослого вызвать радость ребенка приравнивается к способности композитора в обобщенной форме выразить неповторимые человеческие чувства и состояния, к способности музыканта сделать эти чувства доступными другим людям, к способности любителя музыки снова жить этими чувствами. Это не преувеличение, так как в улыбке ребенка, в его эмоциях не только его настоящее, но и будущее.
Именно эмоции позволяют человеку научится предвидеть, то есть заглянуть в будущее. Они обобщаются и поэтому со- храняются во времени. Ребенок тянется к знакомому человеку или предмету, ожидая встретить уже знакомые свойства, уже знакомые эмоции, но вдруг... Вдруг вместо ласкового мами- ного лица - чужое, вместо знакомой мягкой игрушки что-то липкое. Будущее оказалось не таким, как подсказывала эмо- ция. На этом пути рождаются страхи, тревожность, а потом, позже, неуверенность и скептицизм...
В мире малыша с необходимостью должны быть устойчи- вые отношения и оценки, устойчивые привязанности, а потом и чувства. Они появятся там и тогда, где в постоянно меняю- щемся мире будет своеобразная устойчивая система коорди- нат, которая организует, направляет действия, обеспечивает предвидение и правильную оценку своего поведения. Такой «системой координат» может и должна стать родительская любовь, родительская улыбка одобрения и понимания, посто- янно обращенная к ребенку.
В.Я.Пропп в книге «Проблемы комизма и смеха» (М., 1976) писал: «Наличие юмористической жилки - один из признаков талантливости натуры... Если смех есть один из признаков общечеловеческой даровитости, если к смеху способны ода- ренные и вообще нормальные живые люди, то неспособность к смеху иногда может быть объяснена как следствие тупости и черствости. Неспособные к смеху люди в каком-нибудь отно- шении бывают неполноценными» (с. 20).
«Есть категория людей глубоких и серьезных, которые не смеются не вследствие своей внутренней черствости, а как раз
390
наоборот - вследствие высокого строя своей души или своих мыслей» (с- 21). Продолжая наблюдения за людьми, которые не смеются, В.Я.Пропп отмечает, что не смеются люди, охва- ченные страстью или увлечением, не совместим смех с на- стоящим горем или глубоким размышлением, смех невозмо- жен, когда мы видим страдание другого человека.
Давно замечено, что никогда не бывает смешной природа. Над животными человек смеется тогда, когда они чем-нибудь напоминают человеческие движения или повадки, поэтому более всего смех вызывает обезьяна.
Смешное всегда связано с духовной жизнью человека. Это утверждение легко проверить даже фактами наблюдения за жизнью вещей. Вещь смешна тогда, когда в ней отражается вкус ее создателя, который не совпадает с вашим вкусом или с общепринятыми требованиями. Смешное, даже в вещи, - про- явление духовной жизни человека.
О том, что из всех живых существ смеется только человек, говорил еще Аристотель.
«Чтобы засмеяться, - пишет В.Я.Пропп, - смешное нужно суметь увидеть; в других случаях нужно дать поступкам неко- торую моральную оценку (комизм скупости, трусости и так далее). Наконец, чтобы оценить каламбур или анекдот, нужно совершить некоторую умственную операцию» (с. 26).
Громкий смех как форма выражения отношения появля- ется в жизни малыша в первом полугодии. Какой это смех из всего многообразия видов человеческого смеха? Скорее все- го, смех малыша можно было бы назвать радостным, если учесть, что в жизни есть смех веселый, печальный, одоб- ряющий и оскорбительный, насмешливый и ироничный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, робкий, дружественный и тому подобное. Виды смеха соот- ветствуют человеческим отношениям. В этом смысле первый громкий смех ребенка можно было бы назвать не только радостным, но и ликующим, наивным, беспричинным \ (с точки зрения взрослого).
Отнять у ребенка улыбку - это просто-напросто отнять у "его радость жизни, возможность быть причастным к миру окружающих его людей.
Ребенок без улыбки - это человек, у которого нет ни жела- яия, ни возможности проявлять свое отношение к миру. У второго просто нет этого отношения, а значит, и нет того, '^то составляет основу человеческой индивидуальности: выде- ление себя из мира. Известный советский психолог С. Л. Ру- бинштейн писал: «Всякое ощущение, всякая мысль - всегда
391
есть ощущение, мысль определенного человека. Субъектив- ность психического означает, что это деятельность субъекта
Субъективной в этом общем смысле слова является всякая психическая, всякая познавательная деятельность - в том чис- ле и та, которая раскрывает человеку объективную реаль- ность и выражается в объективной истине»'.
Для ребенка объективная реальность раскрывается через действия и эмоции. Улыбка, смех вводят его в мир человеческих отношений, открывают его как объективную реальность, и в то же время как объективную реальность его внутреннего мира. В этом смысле смех, улыбка - это та форма, в которой отражается возможность для малыша обратиться к своему внутреннему миру. Да! Именно к своему внутреннему миру, который еще только начинает формироваться на основе познания окружаю- щего мира, а также свойств самого человека как субъекта дейст- вия, как активного преобразователя, как творца своей судьбы.
Среди множества причин, вызывающих смех человека, есть такие, которые связаны со строением его действий: несовпа- дение цели и замысла действия в силу случайных причин, по- вторяемость какого-то способа, который не ведет прямым путем к цели, несовпадение отношения к действию и его объ- ективной ценности и тому подобное. Эти особенности дейст- вия, если они доступны наблюдателю, могут быть часто при- чиной смеха малыша. Так, четырехмесячный малыш громко смеется над музыкальной неваляшкой, которая не просто качается из стороны в сторону, а подпрыгивает в руках взрослого, причем подпрыгивает каждый раз неожиданным образом. Пятимесячный заливается смехом, глядя, как отец надевает и снимает шляпу.
Полугодовалый малыш живет в мире первых возможно- стей управлять другим человеком. Он тянется к матери, сидя на руках у соседки. В жизнь малыша входит важнейший принцип объективного устройства мира - принцип относи- тельности, который, наряду с постоянством и изменчивостью предметов, определяет действия предметов в мире.
Относительность - не только понятие физики. В психоло- гической жизни относительность является основой развития символической функции мышления. Суть дела в том, что одни свойства предметов можно заменять другими. Например, слово может в известной мере заменить действие.
Относительность многих действий и норм поведения прояв- ляется в том, что оценки их определяются не какими-то посто-
' Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. -С. 61. 392
иными отношениями между людьми, а чисто ситуативными "пебованиями. Об этом упоминалось в предыдущей главе, ко- гда говорилось о «нельзя» и «надо». Но в любой области чело- веческих действий есть определенный предел относительности, со временем претерпевающий изменения: относительность ис- тины, моральных норм и так далее. В.А.Сухомлинский, рассу- ждая о человеческой нравственности, говорил, что все можно подвергнуть осмеянию, кроме старости, любви к Родине и ис- тинной любви к женщине. Эти понятия не подвержены никакой другой оценке, кроме оценки абсолютной ценности.
Относительность выступает прежде всего как многознач- ность оценки, как возможность осуществления выбора в си- туации действия. Для ребенка это раскрывается через ситуа- цию юмора, смеха, которая создается благодаря разрушению уже имеющихся представлений о норме, о правиле действия. Малыш знает, например, что в коробку складывают игрушки, и ему смешно, если он надел коробку на головку. Смешно, если сестренка подносит ложку не ко рту, а к уху. Ребенок уже знает, что это неправильно, а раз неправильно, то смешно.
Без относительности как принципа построения человече- ских действий невозможно было бы и долженствование как результат действия по разумному правилу, по правилу согла- сования своего желания и своих возможностей.
Проходят дни. Возраст ребенка исчисляется еще только неделями, а он уже успевает удивить наблюдательного взрос- лого первой самостоятельностью, первым действием, которое можно назвать так - сам придумал и сам сделал. Эти первые действия проявляются прежде всего в восприятии малыша. В той избирательности, которая помогает нам отличить одно свойство предмета от другого, один предмет как целое от Другого предмета тоже как целого, имеющего свои своеобраз- ные, законченные характеристики.
Два месяца - вполне солидный срок, чтобы не только смотреть на мир, но и видеть его. Видеть рисунок на пеленке, которая повешена на спинку кроватки, видеть игрушки, ви- сящие на уровне глаз, а лежа в коляске на улице с замиранием сердца следить за движущимися листьями и облаками. На- стоящей утехой для глаз малышам становятся те игрушки, которые имеют яркую окраску, неожиданные детали, как го- ворят взрослые, что-то бросающееся в глаза.
Как нужна эта работа для глаз! Именно она рождает на- лравленное движение к предмету - появляется хватание, пер- вое человеческое действие с предметом, с человеческим пред- метом. Но это будет несколько позже - примерно к полугоду,
393
а пока развиваются и тренируются органы чувств. То, что по- могает человеку намечать планы действия с предметами - зре- ние, слух, обоняние, вкус, осязание. Взрослые к своему неудо- вольствию могут заметить, что уже на третьем месяце малыщ привередничает - разборчив в пище, даже яблоки, которые и по вкусу-то, кажется, не различимы, умудряется различать. Одно яблоко ест, а другое только попробует и выплевывает. Он уже не только слышит звуки голосов, но не прочь послушать и му- зыку. Сколько мам замечали, что малыши, которые еще и го- ловку-то плохо держат, любят слушать музыку. Их даже можно утешить, если включить негромкую музыку.
Пространство, в котором живет малыш, организовано свойствами предметов и возможностью действий с ними. Форма, величина, взаимное расположение предметов, их рель- еф, удаленность ориентируют ребенка в пространстве. Чтобы эти свойства предметов стали доступны для маленького чело- века, он должен научиться их выделять, должен научиться видеть их относительную устойчивость, постоянство и теку- честь, изменчивость. В этом ему помогут и биологические механизмы, прежде всего функциональная асимметрия, кото- рая характерна для зрения, слуха, осязания, обоняния и дру- гих парных анализаторов. Функциональная асимметрия - это преобладание, доминирование одной из сторон анализатора в осуществлении какой-то функции. Так, если один глаз доми- нирует по остроте зрения, то он может не быть ведущим по величине поля зрения и тому подобное.
Но самое главное, что определяет работу всех анализато- ров, - это двигательная активность ребенка, движения, со- вершаемые во время кормления и бодрствования.
Как жалко смотреть на двух-трехмесячного малыша, кото- рого туго пеленают в несколько пеленок и простынок, стягива- ются его ручки пусть и роскошными пеленками. Да иной раз ссылаются на пользу для него же - мол, чтобы не боялся своих ручек, чтобы не оцарапал себе лицо или глаза. Ну а если он всеми силами бунтует против этого, то можно дать пустышку, заморочить ему голову укачиванием... Да мало ли что могут придумать хитроумные взрослые для пользы малыша!
Движение... В наше время, когда о гиподинамии говорят как о массовом явлении, применительно к маленьким детям разговор о ней уже не выглядит чем-то парадоксальным. И начать его, наверно, есть смысл с того, какое место занимает движение в развитии малыша. Установлено, что двигатель- ный анализатор играет особую роль в пространственной ори- ентировке человека. Именно он обеспечивает взаимодействие
394
между различными анализаторами: зрением, слухом и так далее. Когда малыш учится движению - любому, самому про- стому и необходимому, - он учится понимать и мир окру- жающих его предметов. Через движение ручек, ножек, голов- ки всего туловища он выделяет свое тело как часть простран- ства и в то же время как особую часть мира, замкнутую и от- носительно постоянную. Постоянство тела человека делает его точкой отсчета для восприятия окружающего мира. От- ношения далеко-близко, высоко-низко, глубоко-мелко вос- принимаются только относительно себя, своего тела. Лишь позже, через познание свойств предметов, появляется эта оцен- ка относительно рядоположенных предметов. В начале жизни овладение схемой своего тела не менее важная задача, чем овладение предметами окружающего мира.
Вот и изучает малыш в два-три месяца свой кулачок, рас- сматривая его долго и сосредоточенно. Он не просто смотрит, он, можно сказать, экспериментирует со своим кулачком: то подносит его к самым глазам, то отводит ручку и смотрит, смотрит. Может удивить взрослых тем, что очень долго зани- мается этим делом. Мы, например, наблюдали мальчика, ко- торый сорок минут в двухмесячном возрасте сосредоточенно изучал свой кулачок. Сначала это может быть только кулачок одной ручки, но наступит время, когда малыш обнаружит и вторую ручку, тогда он снова с трогательным вниманием примется за ее изучение, будет трогать ручкой ручку, будет подносить их к глазам, будет складывать их в молитвенной позе, вызывая улыбку взрослых. Это он сам научился, а вы помогли ему. Помогли тем, что дали свободу движения уже в пятидневном возрасте, помогли тем, что следите за чистотой, и собственные ноготки малыша безопасны для него, помогли тем, что в кроватке его не только стерильная чистота, но есть и услада для глаз (яркое пятно игрушки, пестрая пеленка, мамин цветной халат, да и собственные ручки и ножки, дос- тупные, не связанные ничем и никем).
В два-три месяца он уже научится первому владению про- странством, первому человеческому свободному поведению, конечно, если вы поможете, как помогли Володе и Юле, Ка- тюше, Роме и многим другим малышам их родители. Каждый взрослый помогал в меру своих знаний и возможностей фан- тазировать, и детки научились своей первой игре. Катюше мама вложила веревочку от игрушек в руку, и когда девочка ЗДучайно потянула ее, то закачались подвешенные на ней "грушки. Постепенно малышка сама научилась тянуться к веревочке и качать игрушку, так увлеклась этим занятием, что
395
могла по полчаса смотреть, как качается перед ней симпатич- ный лев и большая пестрая погремушка. К трем месяцам ма- лыш уже умеет тянуться к предметам: трогает сам игрушки если их видит, но... но еще часто ошибается в оценке расстоя-' ния. Потянется к игрушке, но промахнется и не достанет. Это может стать и причиной слез: замысел и исполнение действия не совпадают. Вот и может взрослый помочь малышу, потрениро- вать его в доставании игрушек. Сопровождаемая добрыми интонациями, эта игра-тренировка поможет папе сильнее по- любить малыша, а маме покажет, что он уже не беспомощное существо, он уже сам умеет заниматься серьезными делами.
Если немного помочь ему, то он с удовольствием начнет свои первые тренировки. Да, настоящие тренировки мышц. Для этого достаточно натянуть в кроватке малыша толстую веревку или положить поперек кроватки палку, на которую он сможет опереться, и вы увидите, что уже трехмесячный с удовольствием подтягивается на ручках. Когда это малышу удается, он с видимым удовольствием сам занимается такими упражнениями. Они очень полезны, и не только потому, что крепнет мускулатура плечевого пояса, но и потому, что раз- вивают координацию движений. Кстати, такой способ - под- тянуться на руках - взрослый может подсказать малышу и тогда, когда вынимает его из кроватки. Не просто взять под- мышки, а протянуть малышу руки, чтобы он подтянулся и на руках взрослого. Такая малая акробатика доставит немало веселых минут малышу и его родителям, вселит уверенность в руки молодого отца.
К трем месяцам большинство малышей уже хорошо дер- жат головку, и их путешествия по комнате и по улице на ру- ках у взрослых приобретают особый смысл. Горизонт малы- ша расширяется и в прямом, и в переносном отношении - мир приобретает свойства трехмерности. Можно даже наблюдать, как ребенок открывает пространственное расположение пред- метов. Вот он сидит на руках у матери, потянулся к шкафу, к видимой границе стены и шкафа. Пробует потянуться к этой границе и... безмерно удивлен тем, что встречает пустоту. Смотрит внимательно на свою ручку, потом на шкаф, на мать, снова пробует потрогать шкаф, обнимает его. Можно сказать, что состоялось открытие - бывают и очень большие предметы, очень большие.
Освоение пространства своего тела приводит к обнаруже- нию ножек, и пятимесячный малыш с удовольствием тянет их в ротик. На долгое время игрушки заменят ножки. Он будет изучать их так же, как и ручки, будет пробовать поаплодиро-
396
вать ими, покусает, попримеривает одну к другой, будет при- кладывать их к ручкам и словно забудет о них, когда научится вставать на ножки с помощью взрослого. Многие ребятишки начинают танцевать на руках у взрослых, когда их ставят на ножки. Такой танец ребенка может продолжаться достаточно долго, особенно если взрослые поддерживают его добрыми улыбками и припевками. Это опять самостоятельная трени- ровка малыша - упражнение мышц ножек и живота, подго- товка к ходьбе.
Изменчивость мира предметов входит в жизнь ребенка че- рез их постоянство. Вот уже в два месяца при виде ложки от- крывает ротик. А в четыре месяца появляются и любимые игрушки. Так, Володя среди всех игрушек отличал музыкаль- ную куклу-неваляшку. Он выбирает ее среди множества дру- гих игрушек, тянется именно к ней, а не к той игрушке, кото- рая лежит рядом. Так решается первая задача на выбор, при- чем устойчивость привязанности к игрушке очень большая. Не видел ее два месяца и при встрече со своими игрушками выбрал именно ее.
Постоянство предмета и постоянство привязанности к не- му проявляются в эмоции ребенка на присутствие и отсутст- вие предмета. Это основа для рождения всех вариантов игры в «ку-ку». Вот посмотрите, как он в свои четыре месяца хорошо знает, что упала и скрылась из глаз погремушка, а не колечко. Вместо упавшей погремушки предложили колечко - заплакал обиженно, не взял другую игрушку. Но сразу утих, когда вер- нули пропажу.
Игра в «ку-ку» известна всем родителям: вариантов ее бесчисленное множество, каждый при желании может при- думать еще не один вариант, да и малыш сам может подска- зать всем своим поведением, что он придумал еще новую прятку. Так, шестимесячный Володя сам придумал играть в «ку-ку» так: прятал лицо в подушку, потом поднимал голо- ву, встречался взглядом со взрослым, смеялся и снова уты- кался носом в подушку.
Постоянство предмета - это и постоянство действия с ним, постоянство его свойств; освоение их позволяет найти эти свойства в других предметах. Так рождаются первые обобще- ния. Четырехмесячный научился крутить погремушку, хлопая по ней рукой. Это же действие пробовал по отношению ко всем погремушкам, попадающим в руки. Не получилось - ни одна погремушка не крутилась. Даже плакал от досады.
Все игрушки пробовал на вкус - тянул в ротик, но однажды Дали попробовать совершенно новый предмет - баранку, быст-
397
ро понял, что это вкуснее, чем погремушка. Долгое время после этого не брал в ротик игрушки. Можно думать, что в свойства предмета вкус входит в такой же мере, как и другие свойства. Недаром малыши-дошкольники выражают это словами:
- Вкусный мамин халат (4 года).
- Громкий забор(3 года).
- Кусачий звук (5 лет).
Все свойства предметов для них словно рядоположены, в этом смысле возможность обобщения по любому свойству практически равнозначима. Отражение этих обобщений по- том будет проявляться в первых словах ребенка.
А пока, в первом полугодии жизни, малыш осваивает про- странство человеческих действий в их словесном оформлении. Слово взрослого, сопровождающее действия малыша и всю ситуацию их взаимодействия, становится и организатором пространства.
- Скажи, где папа, где мама, где бабушка?
Это не просто вопросы на называние предметов, это и фиксация их постоянства и возможность определить направ- ление движения к ним. Примерно на пятом месяце малыш научается протягивать ручки навстречу взрослым. Можно думать, что это не только, а вернее, не столько эмоциональная реакция, сколько проявление первого (первых) действия по освоению пространства - пространства, соединяющего и раз- деляющего малыша и взрослых.
Освоение пространства собственного тела - это и овладение голосовыми связками. Прислушайтесь, как разговаривает (даже сам с собой) трехмесячный младенец. Вот он лежит, рассмат- ривает ручки и словно пробует разные звуки: «Ла, ры, ыы...»
Неожиданно получилось «кр». Удивленно замер, прислу- шался. Подошла мать, повторила это забавное «Кр-кр»... Сын засмеялся. Стали разговаривать на разные голоса.
Малыш слушал сосредоточенно, внимательно глядя на гу- бы взрослого, повторять не пробовал. Хотя некоторые взрос- лые склонны уверять, что уже трехмесячные детки повторяют за ними некоторые звуки. Может быть, это и преувеличение, но оно только говорит о том, что общение малыша со взрос- лым бесконечно разнообразно по форме. Содержание же бу- дет постоянным: это проявление взрослым своей любви к ребенку и его ответная любовь к вам. Оценка результата - что умеет или не умеет - по сути дела второстепенна. Главное, что вам хорошо вместе, и вы умеете быть вместе.
Развитие движений позволяет видеть в пространстве все новые и новые свойства. Вот у пятимесячного словно просы-
S98
пается интерес к человеческому лицу: трогает взрослых за глаза, нос, рот, волосы, пристально заглядывает в глаза, сле- дит за движением губ, когда говорят или поют. Практически каждое движение взрослого по отношению с себе и к другим малыш оценивает очень эмоционально и непосредственно. Когда взрослые склонны подразнить его: отниму маму, отни- му папу и тому подобное, многие такие шутки заканчиваются слезами. Для малыша еще не существует условности и относи- тельности вещей. Он только осваивает их постоянство, и час- то изменения воспринимаются достаточно болезненно: так, он может не узнать в лицо близкого человека в новой, непри- вычной одежде, растеряется и заплачет в новой обстановке, ему может не понравиться игрушка непривычной формы. Если говорить об изменчивости мира, в котором живет ма- лыш, то самое большое изменение произошло тогда, когда он научился держать головку - стал жить в трехмерном мире. Другое существенное изменение - это установление зависимо- сти своих действий и свойств предметов: ударил ручкой и закрутилась погремушка. Именно эти изменения - основа перехода к новым средствам освоения мира, не только эмо- циональным обобщениям, но и обобщениям в виде действий:
Date: 2015-05-04; view: 473; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|