Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архитектурные терминыЧтобы проект был выполнен успешно, мы должны говорить с заказчиком на одном языке, используя одни и те же слова, применяя основные понятия и осознавая их значения. Будет не лишним отразить здесь некоторые архитектурные термины, которые мы используем в своей работе. Ниже, публикуя небольшой словарь, мы предлагаем ознакомиться с основными терминами, используемыми в архитектуре.
Портик — это выступающая вперед часть здания, открытая на одну или три стороны и образованная несущими элементами (колоннами, пилястрами, арками), поддерживающими перекрытие. В этой модели представлен портик греко-дорического ордера, оформляющий вход в городскую усадьбу конца XVIII века. Основными частями портика являются колонны, опирающийся на них антаблемент, и венчающий конструкцию фронтон. Вместо фронтона мог применяться аттик.
Колонны — выразительная часть портика, придающая ему монументальность. Важнейшие части колонны — ствол и капитель. Третьей основной частью колонны является расположенная в нижней части база, но в греко-дорическом ордере она не применялась. Иногда колонну устанавливают на пьедестал.
Ствол, или фуст — основной вертикальный элемент колонны. В ордерной архитектуре ствол имеет небольшое расширение (энтазис) примерно на третьей части высоты колонны от ее основания, а кверху сужается. Это сделано для того, чтобы сгладить зрительные искажения. Ствол часто покрывают каннелюрами.
Каннелюры — вертикальные углубления, желобки на стволе колонны, пилястры. Каннелюры придают колонне стройность, подчеркивают вертикальный характер конструкции. Каннелюры применяются во всех ордерах, кроме тосканского. Однако в эпоху классицизма каннелюрами покрывались не все колонны, особенно в том случае, когда они возводились из кирпича (наиболее распространенный в русском классицизме материал). В разных ордерах каннелюры различаются формой и количеством. В дорическом ордере их обычно 20, и они расположены вплотную друг к другу. В других ордерах между каннелюрами оставляют гладкие полосы — дорожки.
Капитель — верхняя часть колонны, пилястры, расположенная между стволом опоры и вышележащими частями здания (антаблементом, стеной, пятой арки и др.). Капитель — одна из наиболее узнаваемых и проработанных частей ордера. В античной архитектуре сложились основные типы классических ордерных капителей: дорическая, ионическая, коринфская, композитная. Однако термин «капитель» применяется не только к классической колонне, но и к верхней части любой колонны, если эта часть как-либо выделена. Именно наличие капители отличает колонну от простого столба. На представленной модели мы видим наиболее простую греко-дорическую капитель. Она состоит из похожего на тарелку эхина и венчающей его плиты — абаки.
Эхином называют нижнюю часть капители дорической колонны, по форме напоминающую усеченный конус со сглаженными очертаниями или блюдце (отсюда русское название эхина — тарелка). В римско-дорическом ордере эхин мог быть украшен овами. Иногда нижняя часть эхина опоясана небольшими валиками. В дорическом ордере на эхин опирается абака.
Абака или абак — верхняя плита капители колонны, свойственная всем ордерам. В дорическом и ионическом ордерах абаки представляют собой квадратную плиту, а в коринфском и композитном имеют форму квадрата с вогнутыми сторонами. В этом случае они украшаются в середине сторон различными лепными или резными украшениями. Абака греко-дорического ордера, которую мы видим в этом примере, наиболее простая: она выглядит как лишенная декора квадратная плита. Абаки обычно выступают за линию лежащего на них антаблемента.
Антаблемент — элемент архитектурного ордера: горизонтальная, несомая часть, опирающаяся на колонны, пилястры, столбы. Состоит из архитрава, фриза и карниза. Эти части ведут свое происхождение от деревянных конструкций ранних античных храмов. Считается, что архитрав происходит от продольных деревянных балок, укладываемых на колонны, фриз — от торцов поперечных балок, уложенных на них сверху и прикрытых плитами, а сильно выступающий карниз — край кровли, защищавший конструкцию от дождя.
Архитрав — нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, опирающаяся непостредственно на капители колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав, как правило, гладкий; в ионическом, коринфском, композитном он состоит из нескольких уступов — фасций. В античных храмах дорического ордера, наиболее связанного с приемами деревянной архитектуры, архитрав по ширине практически равен фризу. Но позже этот элемент начали сужать, а иногда обходились и без него. Антаблемент, в котором архитрав отсутствует называют облегченным.
Фриз — центральная часть антамблемента, расположенная между архитравом и карнизом. Имеет вид широкой горизонтальной полосы, которая иногда заполняется повторяющимися деталями или сплошной лентой рельефа. В дорическом ордере используется триглифно-метопный фриз, в которм метопы чередуются с триглифами. Считается, что триглифы изображают торцы поперечных деревяных балок ранних античных храмов, а метопы — промежутки между балками, закрытые плитами.
Триглиф — повторяющийся декоративный элемент дорического фриза — прямоугольная плитка, разделенная бороздками на три вертикальных части. В нижней части украшается маленькими каплевидными выступами — гуттами.
Гутты — мелкие каплевидные украшения в виде усеченных пирамидок, конусов или цилиндров. По мнению некоторых исследователей, происходят от деревянных гвоздей-нагелей, которыми крепились отдельные элементы деревянных античных храмов. В дорическом ордере гутты располагаются под триглифами (по шесть на один триглиф), а также на нижней поверхности мутул. Однако в русской архитектуре мутулы не всегда украшали гуттами.
Метопа или метоп — часть дорического фриза, углубленный промежуток между триглифами. Триглифы всегда располагают так, чтобы метопы имели квадратную или близкую к квадратной форму. Метопы часто заполняли различными декоративными деталями, а иногда и оставляли гладкими.
Карниз в ордерной архитектуре — верхняя часть антаблемента, выдающаяся вперед плита. Помимо декоративного значения, защищает антаблемент и колонны от дождя. По нижней стороне карниза обычно располагают повторяющиеся элементы, которые несут декоративный характер, а иногда выполняют роль кронштейнов. В дорическом ордере такими элементами являются мутулы.
Мутулами называют прямоугольные плиты, расположенные под карнизом дорического ордера. Считается, что они происходят от концов стропил деревянной крыши. Поэтому мутулы в ордере несколько наклоняют наружу. Но в русской архитектуре такой наклон оказывается символическим, или же не используется вообще. Аничные мутулы украшали несколькими рядами гутт, но русской архитектуре мутулы часто оставляли гладкими. Мутулы всегда располагаются над триглифами и имеют такую же ширину.
Фронтон — завершение портика, фасада здания и т. п. в виде широкого равнобедренного треугольника. Для портика это достаточно типичный, но не единственный завершающий элемент — иногда вместо него применяется прямоугольный аттик. Снизу фронтон ограничен карнизом антаблемента, сверху — двумя наклонными карнизами двускатной кровли. Внутренне поле фронтона называется тимпаном.
Тимпан — внутренне углубленное треугольное поле фронтона, ограниченное карнизами. Тимпан фронтона оставляли гладким или же заполняли различными рельефными украшениями, зачастую символического характера. Например, в тимпане фронтона Большого театра в Москве изображены музы, несущие лавровый венок.
|