Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование АЦ следует рассматривать как боевые условия эксплуатации. 7 page





Выключатели и контрольные лампы приборов насосного отделения размещены на щитке 6 насосного отделения. Задние фонари 7 включаются включателями автомобиля.

Подсвет вакуумного клапана производится лампой 10 (А-12-1 или А-12-1,5), помещенной в патрон ПП-1-200. Ее включение облегчает определение поступления воды в насосе при постановке пожарного автомобиля на водоисточник или заполнении его из цистерны.

Датчики 11 используются для определения количества воды в автоцистерне. Датчик состоит из стальной трубки 11д, внутри которой размещен гидроконтакт 11г на изоляторах 11а и 11в. Плотность постановки датчиков в цистерну обеспечивает прокладка 11б. Вода, заполняющая полость между гидроконтактами 11г и трубкой 11д, замыкает электрическую цепь. При этом загораются контрольные лампочки, установленные на щитке 6.

В цистерне установлены 3 датчика, а на щитке 6 имеются три контрольные лампочки, показывающие полную, половину и четверть заправки цистерны водой.

Выключатели 12 освещения (тип ВК-2-А2) отсеков кузовов включают свет при открывании дверцы отсека. Параллельно им включены диоды 13 (тип Д-202).

Биметаллический прерыватель 14 (тип РС-57-Б) обеспечивает работу сигнальных фар. Он установлен на блоке предохранителей 15 (Пр-10А), прикрепленном к передней стенке кабины со стороны водителя.

Освещение дороги во время тумана производится противотуманными фарами 16 типа ФТ-119. В них устанавливаются лампы А-12-50-40(40,5 Вт) или А-12-21-2 (19 Вт).

Щиток приборов насосного отделения (рис.7.26). Щиток закреплен на стенке с правой стороны насосного отделения. На нем имеется: контрольные лампы 1-3, указывающие полную заправку емкости, половину и одну четверть емкости; контрольная лампа 4, включающаяся при нагреве воды в системе охлаждения выше 1150С; контрольная лампа 5, включающаяся при уменьшении давления масла в системе смазки двигателя; включатель 6 для включения контрольных ламп 1-3 уровня воды в цистерне; включатель 7 для включения плафонов и подсвета в вакуумном клапане; кнопка 8 дистанционного запуска стартера.

Контрольные лампы 4 и 5 могут сигнализировать и состояние систем охлаждения двигателя и смазки только при условии, если у водителя переключатель будет поставлен в положение «насосный отсек».

Приборы в кабине водителя. Выключатели и сигнальные лампы в кабине водителя размещены, как показано на рис.7.27. На щитке в насосном отделении и в кабине водителя установлены выключатели ВК-57. При их включении включаются потребители и загораются контрольные лампочки. Они указывают на то, что приборы освещения включены.

Принципиальная схема электрооборудования. Принципиальная схема дополнительного оборудования представлена на рис.7.28. В этой схеме различают три электрические цепи. Провод от аккумуляторной батареи (+) подводит электрический ток к блоку предохранителей (БП). В этом блоке все плавкие предохранители рассчитаны на прохождение электрического тока до 10 А. Рассмотрим все цепи от блока предохранителей до соединения провода на массу (аккумуляторной батареи).

Электрическая цепь №1. В эту цепь параллельно включены ряд потребителей. Включателем В1 (см. 6 на рис.7.27) включается фара прожектора Ф1. Включателем В4 (см. 6,7 на рис.7.26) включаются плафоны Л5 и Л6 насосного отделения и лампа Л7 подсвета вакуумного клапана. Включателем В5 включаются лампы Л8-Л-10, указывающие уровень воды в цистерне. При заполненной цистерне замкнуты все датчики К1, К2 и К3. Все лампочки Л8-Л-10 будут включены, по мере уменьшения количества воды лампочки будут выключаться.

В эту же электрическую цепь включены сигнальные лампы Л15 аварийного перегрева воды и Л16 минимального давления масла в двигателе. В насосном отсеке эти лампы горят только в случае, когда переключатель П (см. 7 на рис.7.27) включен в положение «насосный отсек». Лампа Л15 загорается, если температура охлаждающей жидкости равна 1130С. Лампа Л16 загорается при понижении давления масла в системе смазки двигателя до 30-60 кПа.

Электрическая цепь №2. Эта цепь образована включением проблесковых маяков Ф2 и Ф3 с прерывателем ПР1. Включается цепь включателем В2 (см.4 на рис.7.27) и контролируется включением лампы Л1 (см.8 на рис.7.27).

Электрическая цепь №3. В эту цепь включены задняя фара Ф4 (см.4 на рис.7.25) с контрольной лампой Л18 (см.4 на рис.7.26). Включается фара включателем В3 (см.4 на рис.7.27).

На панели водителя (см.8. на рис.7.27) находится включатель В6. Он предназначен для обеспечения питания плафонов освещения отсеков кузова Л4 и Л11-Л13. Включаются эти плафоны выключателями ВК1-ВК4 (см.12 на рис.7.25). При открывании отсека срабатывают включатели и загорается соответствующая лампа плафона. Одновременно через диод Д (см.13 на рис.7.25) будет подведен электрический ток к лампочке Л14 (см.1 на рис.7.27). Диоды Л1-Л4 исключают прохождение электрического тока через лампы плафонов закрытых отсеков кузова, когда другие отсеки открыты.


Цепь кнопки пуска стартера в насосном отсеке, а также задние фонари ФП и ФЛ включены в систему электрооборудования базового автомобиля.

Некоторые типы приборов электрооборудования пожарных автомобилей указаны в табл.7.2.

Таблица 7.2

Обозначение по схеме Тип прибора
Включатель В1-В6 Включатель ВК1-ВК4 Фара Ф1,Ф4   Плавкий предохранитель Биметаллический прерыватель ПР1 Лампы Диоды Д1-Д4 Плафоны Л11-Л12 Электролампы 10 Кнопка стартера Контрольная лампа Л14 Контрольные лампы Л8-Л10 ВК-57 ВК2-А2 Фара ФГ-16, лампа А12-50, 41 Вт или ФГ-391, Лампа А12-32, 27 Вт Пр10-А РС57-Б А 12-1 Д202 ПК201, лампы А12-3, 5.9 Вт А12-1 в ПП1-200 ВК322 ПД200Е ПД20Д

 

Соединительные провода дополнительного электрооборудования марки ПГВА-1,5 мм2 и ПГВА-4 мм2 заключены в пластикатовые трубки. Трубки с проводами крепятся к элементам конструкции пожарного автомобиля металлическими скобами.

Отдельные участки электроцепей соединяются штепсельными разъемами Ш типа ШР32П12ЭШ1.

Описанная выше принципиальная схема дополнительного электрооборудования применяется практически на всех автоцистернах на базе автомобилей ЗИЛ-131. Однако на отдельных типах пожарных автоцистерн имеются изменения.

На ряде автоцистерн нового поколения, особенно производства ОАО «Пожтехника» (г.Торжок) функции дополнительного электрооборудования значительно расширены. Рассмотрим их на примере АЦ-7-40(53213).

Дополнительное электрооборудование АЦ-7-4-(53213). Питание потребителей автоцистерны осуществляется постоянным током, напряжение 24 В от бортовой сети шасси. Проблесковые маяки запитываются от аккумуляторов шасси напряжением 12 В.

Все электрооборудование можно разделить на три группы.

В кузове АЦ установлены блок связи, щиток управления, лампы освещения отсеков. Датчики уровня воды и пенообразователя находятся в цистерне для воды и в баке пенообразователя.

В кабине водителя размещается блок управления лафетным стволом, щиток контроля, СГУ-80, блок связи, блок связи водителя и лампа сигнализации об открытии дверей.

На кабине шасси смонтирована фара-прожектор и маяки с громкоговорителем СГУ-80.

Электрооборудование обеспечивает:

· управление механизмами;

· контроль функционирования механизмов и систем;

· требуемые условия работы боевых расчетов.

Соответствующие тумблеры включения механизмов и сигнализаторы функционирования их и других систем сосредоточены на щитке приборов и щитке управления (рис.7.29) и на щитке контроля (рис.7.30).

Щиток приборов и щиток управления устанавливается в насосном отсеке. Он служит для контроля за работой механизмов автоцистерны, дистанционного управления двигателем, включения КОМ водяного и масляного насоса, а также контроля уровня воды и пенообразователя.

На щитке приборов установлены вакуумметр и манометр для контроля работы центробежного насоса, счетчик моточасов и тахометр.


На щитке управления находятся тумблер включения питания, сцепления и КОМ центробежного насоса. Кнопкой пуск двигателя осуществляется дистанционный его пуск. В правой части расположены светодиоды контроля уровня воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке.

Защита цепей осуществляется предохранителями.

Щиток контроля установлен в кабине водителя. Он служит для управления и контроля за работой КОМ привода центробежного и масляного насоса, вентиля поступления воды в лафетный ствол, включения фар, уровня воды и пенообразователя.

Размещение тумблеров различного назначения ясны из рис.7.30.

В случае если на автоцистерне нет лафетного ствола тумблер «вентиль» будет заглушен. При необходимости привода масляного насоса (например, на автоцистерне с лестницей) будет разблокирован тумблер КОМ-масло.

 

 

Глава 7. Насосные установки

Подрисуночные подписи

 

Рис.7.1. Кран Ду-20

1- корпус; 2 – шар; 3,4,10,13 – уплотнительные кольца; 5 – шток;

6 – штифт; 7 – шайба фиксатора; 8 – рукоятка; 9 – втулка; 11 – регулировочная прокладка; 12 – штуцер.

 

Рис.7.2. Вентиль водопроводный

1 – корпус; 2 – цапка; 3,4 – крышки; 5 – маховик; 6 – шпиндель;

7 – клапан.


Рис.7.3. Винтовая задвижка

1 – корпус; 2 – клапан; 3 – паронитовая прокладка; 4 – гайка; 5 – маховик; 6 – крышка; 7 – шпиндель; 8 – фланец; 9 – резиновая прокладка.

 

Рис.7.4. Клапан Ду-80

1 – корпус; 2 – штуцер; 3,; - кольца; 5 – поршень; 6 – цилиндр; 7 – маховик; 8 – крышка; 9 – пружина; 10 – шпиндель; 11 – клапан.

 

Рис.7.5. Принципиальная схема водопенных коммуникаций автоцистерн

1 – пожарный насос; 2 – пеносмеситель; 3 – тройник; 4 – пенобак; 5 – лафетный ствол; 6 – цистерна; 7 – напорная задвижка; В – вакуумметр; М – манометр.

 

Рис.7.6. Принципиальная схема водопенных коммуникаций Ац-40(131)137

1 – масленка 2 – пеносмеситель; 3,17 – заглушка; 4 – крестовина; 5 – вентиль; 6,13 – клапаны; 7 – пенобак; 8 – вакуумный кран; 9 – коллектор; 10 – цистерна; 11 – распределительный клапан; 12 – лафетный ствол; 15,14 – задвижки; 16 – напорная труба; 18 – пожарный насос; 19 – всасывающий патрубок; 20 – заглушка.

 

Рис.7.7. Распределительный клапан

1 – патрубок; 2 – седло; 3- заслонка; 4 – седло; 5 – корпус; 6 – манжеты; 7 – гайка; 8 – цилиндр; 9 – поршень; 10 – уплотнительное кольцо; 11 – пробка; 12 – масленка.

 

Рис.7.8. Лафетный ствол

1 – сменная насадка; 2 – воздушно-пенный ствол; 3 – насадка; 4 – ствол; 5 – успокоитель; 6 – втулки-распределители; 7 – золотник; 8 – разветвление; 9 – тройник; 10 – стальная втулка; 11 – рукоятка; 12 – хвостовик; 13 – уплотнительные втулки.

 

Рис.7.9. Схема пневматического дистанционного привода

1 – пенобак; 2, 8 – клапаны; 3,11 – поршни; 4 – пружина; 5 – клапан Ду-32; 6 – цистерна; 7 – клапан Ду-80; 9 – клапан- распределитель; 10 – шток; 12 – баллон со сжатым воздухом; 13 – клапан-ограничитель; 14 – разобщительный клапан; 15 – золотник; 16 – колонка управления.


 

Рис.7.10. Клапан-ограничитель

1 – регулировочный болт; 2 – контргайка; 3 – шайба; 4 – пружина; 5 – корпус; 6 – клапан; 7 – крышка; 8 – отверстие; 9 – штуцер; 10,12 – стальные детали; 11 – диафрагма.

 

Рис.7.11. Принципиальная схема водопенных коммуникаций АЦ-6/6-40(Урал 5557-10)

1 – масленка; 2 – пеносмеситель; 3 – тройник; 4,13,19 – заглушки; 5,9,10,12 – вентили; 6 – пенобак; 7 – лафетный ствол; 8 – вакуумный кран; 11 – цистерна; 14 – напорная труба; 15 – напорная задвижка; 16 – коллектор; 17 – пожарный насос; 18 – всасывающий патрубок.

 

Рис.7.12. Водопенные коммуникации АЦ с лафетным стволом на шасси КамАЗ

1 – цистерна; 2 – задвижка Ду-100; 3 – вентиль Ду-26; 4 – всасывающий патрубок; 5 – штуцер; 6 – пеносмеситель; 7 – вентиль Ду-25; 8 – пенобак; 9 – напорная задвижка Ду-70; 10 – вакуумный клапан; 11 – гидроцилиндр привода лафетного ствола; 12 – клапан Ду-70; 13 – лафетный ствол; 14 – пожарный насос; 15 – вентиль Ду-50.

 

Рис.7.13. Кран-гидрозамок

1 – корпус; 2 – маховик; 3 – игла; 4 – гайка; 5 – золотник; 6 – клапан; 7 – пружина; 8 – прокладка; 9 – штуцер; 10 – кольцо.

 

Рис.7.14. Гидропривод лафетного ствола

1 – маслобак в сборе; 2 – клапан; 3 – гидрораспределители; 4 – лафетный ствол; 7 – гидроцилиндр поворота; 8 – гидрозамок; 9 – гидропривод клапана Ду-70; 10 – шестеренный насос.

 

Рис.7.15. Водопенные коммуникации АЦ с насосами ПЦНК-40/100-4/400 на шасси КамАЗ

1 – цистерна; 2 – задвижка Ду-100; 3 – вентиль Ду-25; 4 – всасывающий патрубок; 5 – штуцер; 6 – пеносмеситель; 7 – кран Ду-25; 8 – пенобак; 9 – кран Ду-25; 10 – коллектор насоса низкого давления; 11 – вентили шаровые напорные Ду-70; 12 – задвижка Ду-70; 13 – вентиль Ду-50; 14 – насос; 40/100; 15 – насос 4/400; 16 – перепускной клапан; 17 – коллектор насоса высокого давления; 18 – кран Ду-25; 19 – рукавная катушка; 20 – ствол ручной; 21 – клапан обратный; 22 – кран продувки рукава высокого давления 1/2"; 23 – рессивер шасси.

 

Рис.7.16. Водопенные коммуникации АЦ с насосом высокого давления 4/400

1 – насос;; 2 – коллектор; 3 – пенобак; 4 – кран включения пенобака; 5 – пеносмеситель; 6 – эжектор; 7 – отсекающий клапан; 8 – сливной шаровой кран; 9 – перепускной клапан; 10 – шаровой кран; 11 – напорный вентиль; 12 – цистерна; 13,15 и 16 – трубопроводы; 14 – клапан.

 

Рис.7.17. Согласование режимов работы двигателя и потребителя uп

1 – внешняя скоростная характеристика двигателя; 2 – частичная характеристика; 3 – крутящий момент; 4 – уровень мощности потребителя.

 

Рис.7.18. Согласование режимов работы двигателя и пожарного насоса

 

Рис.7.19. Совмещение полей мощности насоса ПН-40УВ и дизеля ЗИЛ-645

1 – внешняя скоростная характеристика дизеля; 2 – удельные расходы топлива; 3 – поле мощности насоса.

 

Рис.7.20. Классификация компоновок АЦ

 

Рис.7.21. Схемы компоновок АЦ

1 – двигатель; 2 – кабина водителя и салон для боевого расчета; 3 – цистерна; 4 – отсек; 5 – пенобак; 6 – пожарный насос.

 

Рис.7.22. Продолжительность снятия ПТВ и подачи первого ствола пожарными различного роста

Снятие ПТВ – 1 на АЦ «Шкода»; 2 – на АЦ Ельч (Польша).

Подача первого ствола 1 – Скутенг; 2 – Шкода; 3 – Ельч.

 

Рис.7.23. Расположение отсеков на АЦ

1 – АЦП-6/3(Урал-5557); 2 – АЦ-40(43202); 3 – АЦ-40(131)137; 4 – АЦ-40(130)63Б; 5 – АЦ Болгарии; 6 – ТLF(ГДР).

 

Рис.7.24. Размещение отсеков ПТВ на АЦ

а) АЦП-6/3 (Урал 5557)

б) АЦП-6/6 (Урал 5557).

 

Рис.7.25. Дополнительное оборудование пожарной автоцистерны АЦ-40(131)137

1 – щиток приборов у водителя; 2 – фара-прожектор; 3 – сигнальные фары; 4,5 и 8 – плафоны освещения; 6 – щиток приборов насосного отделения; 7 – задние фонари; 9 – задняя фара; 10 – лампа подсвета вакуумного клапана; 11 – датчик для определения количества воды в цистерне; 12 – выключатели отсеков кузова; 13 – диоды; 14 – биметаллический прерыватель; 15 – блок предохранителей; 16 – противотуманные фары.

 

Рис.7.26. Щиток приборов насосного отделения

1-3 – лампы-указатели количества воды в цистерне; 4 – лампа, сигнализирующая о перегреве воды в системе охлаждения; 5 – лампа, сигнализирующая о снижении давления в системе смазки; 6 – включатель лампы подсвета вакуумного клапана; 7 – включатель плафона насосного отсека; 8 – кнопка стартера.

 

Рис.7.27. Щиток приборов у водителя

1-3 – сигнальные лампы включателей; 4 – включатель сигнальных фар проблесковых маяков; 5 – включатель задней фары; 6 – включатель фары прожектора; 7 – переключатель «кабина-насосный отсек» сигнальных ламп систем охлаждения и смазки; 8 – включатель освещения кузова.

 

Рис.7.28. Принципиальная схема дополнительного электрооборудования на АЦ-40(131)137.

 

Рис.7.29. Шток приборов и щиток управления

1 – лицевая панель; 2,4 – мановакуумметры; 3 – счетчик времени; 5 – тахометр; 6 – панель щитка управления; 7 – светодиоды; 8 – кнопка; 9 – предохранитель; 10 тумблер.

 

Рис.7.30. Щиток контроля

1 – лицевая панель; 2 – светодиоды; 3 – предохранитель; 4 – тумблер.

 

 

Р А З Д Е Л 3. ОСНОВНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

 

Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения

 

Основные пожарные автомобили – автомобили тушения – предназначены для доставки к месту вызова личного состава, огнетушащих веществ и тушения пожаров. К ним относятся пожарные автоцистерны, автонасосы, автомобили первой помощи, мотопомпы, приспособленная техника предприятий.

Подразделения ГПС оснащаются только автоцистернами, автонасосами, пожарными автомобилями первой помощи и мотопомпами. Остальная пожарная техника используется в соответствующих министерствах и будет рассмотрена специально.

 

8.1. Пожарные автоцистерны и автонасосы

 

Пожарные автоцистерны (АЦ) предназначены по вызову для тушения пожаров доставлять боевые расчеты, огнетушащие вещества (ОТВ) и пожарно-техническое вооружение (ПТВ). На них в качестве ОТВ используется вода и пенообразователь для тушения пеной.

Пожарные АЦ используются как самостоятельные боевые единицы с подачей воды из собственной цистерны, открытого водоема или водопроводной сети. На ней может использоваться пенообразователь как из бака, так и из постороннего источника.

Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ включают такие элементы, как цистерны для воды и баки для пенообразователя, пожарные насосы с трансмиссиями к ним, водопенные коммуникации и приводы управления механизмами.

Все элементы пожарных надстроек размещаются в кузовах, смонтированных на шасси грузовых автомобилей (рис.8.1).

В ГПС используется большое число различных модификаций АЦ, сооруженных на полноприводных или неполноприводных шасси грузовых автомобилей производства различных заводов. Их пожарные надстройки укомплектованы элементами одинакового назначения. Однако на них используются пожарные насосы с различными характеристиками, цистерны и пенобаки с различной вместимостью, водопенные коммуникации могут быть по-разному скомпонованными. Поэтому становится целесообразным изучение типичных элементов пожарных надстроек различных АЦ.

Цистерны и баки дляогнетушащих веществ.

Цистерны для воды изготовляют вместимостью от 0,8 до 9 м3. Их вместимость является основой для классификации АЦ. При вместимости цистерн до 2 м3 АЦ называют легкими. При вместимости от 2 м3 и до 4 м3 – средними, а при вместимости 4 м3 и более – тяжелыми.

Для конструирования цистерн используются углеродистые стали. Внутренние их поверхности защищают от коррозии специальными антикоррозионными покрытиями. На некоторых АЦ для этой цели используется анодная защита.

Для предотвращения замерзания воды в зимнее время цистерны могут оборудоваться обогревом. Он может осуществляться автономными теплогенераторами, теплом отработавших газов двигателя или электрическими обогревателями. На некоторых АЦ устанавливаются цистерны, изолированные теплоизоляционным слоем, например, полиуретаном.

Заводы также изготовляют цистерны из стеклопластика. Такие цистерны не требуют защиты от коррозии, они легче цистерн из углеродистой стали. Кроме того, они характеризуются хорошими теплозащитными свойствами.

К конструкциям цистерн предъявляется ряд общий требований. Для осмотра и технического обслуживания цистерны должны иметь люки диаметром более 450 мм. Внутри цистерн для гашения колебаний жидкости должны устанавливаться волноломы. Они, цистерны, должны быть приспособлены для заполнения водой насосом АЦ или сторонним насосом. В них необходимы устройства, предотвращающие создание избыточного давления при их заполнении, а также обеспечиваться полный слив воды. Цистерны должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими непрерывный или дискретный контроль степени их заполнения.

В поперечном сечении цистерны могут иметь эллиптическую форму или форму, близкую к квадратной, но с закругленными углами. Цистерны с эллиптической формой сечения устанавливают на пожарных автомобилях на шасси ГАЗ и др. Установка таких цистерн позволяет более полно использовать ширину шасси и способствует снижению центра массы автомобиля.

Цистерны различаются размерами, размещением люков, отстойников, деталей крепления и т.д., но все же они имеют много общих элементов. На рис.8.2 показано устройство цистерны АЦ-40(131)137, АЦ-40(130)63Б и др. Обечайка 15 с обеих сторон закрыта приваренными днищами. Над верхней частью обечайки из отверстия выходит установленная в цистерне контрольная труба 2 через днище. Сверху она закрыта крышкой 1. При переполнении цистерны лишняя вода по этой трубе будет выливаться.

На верхней части цистерны имеется горловина 3. Она обеспечивает доступ внутрь цистерны для ее осмотра и ремонта. Горловина закрывается крышкой 4 с резиновым уплотнением.

В днище имеется отстойник 9. Слив отстоя производится через кран 11, который открывается с помощью рычага 10.

Забор воды осуществляется по трубе 8. На заднем днище цистерны на кронштейне 5 установлен тахометр. Штуцер 7 и труба 6 служит для подсоединения водопенных коммуникаций.

В переднем днище имеется горловина горизонтального люка 14. Для уменьшения силы удара жидкости о стенки цистерны при изменении скорости движения автомобиля установлены волноломы. Для измерения уровня заполнения цистерны водой установлены гидроконтакты 22.

Цистерна закрепляется в трех точках. В передней части опора 16 шарнирная, к ней болтами 18 закреплены амортизаторы 17. В задней части двумя опорами 19 через амортизаторы 20 на брусках 21 цистерна устанавливается на раму и крепится стремянками 12.

Цистернами такого типа оборудованы многие АЦ на шасси ЗИЛ, Урал и др.

Другой тип цистерн используется на АЦ-3-40(4326), АЦ-5-40(4925) и др. Основой их является (рис.8.3) корпус 4 с ребрами жесткости 5 и скругленными углами. В верхней части цистерны имеется люк, предназначенный для осмотра и очистки внутренней полости. Люк закрывается крышкой 6, к которой приварен патрубок 7 для наполнения цистерны водой.

В нижней части цистерны имеется патрубок 9 для соединения ее с насосом, сливной патрубок 10 и нижний конец переливной трубы 11.

Цистерна имеет пять датчиков 8 уровня воды, представляющих собой пластмассовую пробку с впаянными в нее электродами. При достижении воды уровня датчиков, происходит замыкание электрической цепи и на щите приборов загорается соответствующий светодиод. Световоды сигнализации уровня воды в цистерне расположены на панелях приборов, установленных в насосном отсеке и кабине водителя.

Цистерна 4 установлена на кронштейнах 2, прикрепленным к балкам 4 рамы шасси. Крепление цистерны осуществляется хомутами 3, закрепленными болтами с гайками на кронштейнах 2.

Баки для пенообразователя изготовляют вместимостью ль 0,08 до 1 м3 и должны составлять не менее 6% от вместимости цистерны. Их конструируют из нержавеющей стали. Трубопроводы и арматура к ним должны изготовляться из коррозионностойких, по отношению к пенообразователям, материалам. Конструкция пенобаков должна исключать пролив пенообразователя из баков при движении АЦ и при его подаче в насос. Конструктивными мерами или компоновочными приемами должна обеспечиваться положительная температура пенообразователя в баках.

На современных АЦ пенобаки могут иметь разную конструкцию. На рис.8.4 представлен пенобак цилиндрической формы с окружностью в поперечном сечении. Бак состоит из обечайки 2 с двумя днищами 1. Бак щаполняют пенообразователем через горловину 3, закрываемую крышкой 4. Отстой из отстойника 6 сливают через отверстие, закрываемое пробкой 7. Внутри бака имеются волноломы 5. Пенообразователь поступает в насос по трубопроводу, подсоединенному к штуцеру 8.

На АЦ нового поколения баки в поперечном сечении имеют форму квадрата с округленными углами (рис.8.5). На верхней части бака 4 установлена заливная горловина 5 с присоединенной к ней рукавной головкой 6. Внизу закреплен вентиль 7 для поступления пенообразователя к насосу.

Бак крепится хомутами 3 гайкой 2 к подрамнику 1.

Пенобаки размещают, как правило, в насосном отсеке.

Приводы пожарных насосов. Кинематические схемы приводов ПН одинаковы на всех АЦ. Они включают соединенные последовательно с двигателем шасси коробку отбора мощности, карданную передачу и промежуточную опору. В приводах пожарных насосов автоцистерн на шасси КамАЗ используются дополнительные зубчатые передачи в качестве мультипликаторов.

В карданных передачах используется от одного до трех карданных вала базового шасси, соединяемых промежуточными опорами.

Коробка отбора мощности, промежуточные опоры и редукторы специально разработаны для автоцистерн.

Коробки отбора мощности (КОМ). Они, как правило, механические, одноступенчатые.

КОМ АЦ на шасси ГАЗ установлена на боковом люке раздаточной коробки. От КОМ крутящий момент передается на насос через два карданных вала, соединенные промежуточной опорой. Ее конструкция представлена на рис.8.6.

Промежуточная шестерня 8 находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала раздаточной коробки. Шестерня 8 вращается на двух подшипниках 11, закрепленных на оси 10. Ось фиксируется стопорной пластиной 9. На шлицах вала 5 может с помощью штока 6 перемещаться шестерня 6. При положении ее, как показано на рисунке, мощность будет передаваться на фланец 13 соединительной муфты. Передний конец штока 3 соединен тягой с рычагом включения, который находится в кабине.

Перед включением пожарного насоса рычаг раздаточной коробки необходимо поставить в нейтральное положение и включить прямую передачу на коробке передач.

На крышке люка 1 смонтирован змеевик (на рисунке не показан) для охлаждения коробки отбора мощности во время ее работы на пожарный насос. Змеевик включен в дополнительную систему охлаждения АЦ. Охлаждение осуществляется водой из пожарного насоса.

Конструкция КОМ, установленных на ряде пожарных автомобилей, имеет некоторые особенности (рис.8.7). Ведущий вал 1 соединен с первичным валом коробки передач. На нем закреплена шестерня 10, на которой находится зубчатая муфта 7. На роликовом подшипнике установлено зубчатое колесо 2. С ним в зацеплении постоянно находятся зубчатые колеса 4 и 5. В положении, указанном на рисунке, КОМ выключена. При перемещении штока 11 механизма управления в левую сторону ведущей зубчатой муфтой 7 будет соединен с зубчатым колесом 2. Таким образом, крутящий момент будет передаваться зубчатыми колесами 4 и 5 к ведомому валу 6 с муфтой к потребителю. При перемещении штока 11 в правую сторону зубчатая муфта 7 соединит зубчатые колеса 10 и 8. При этом вращающий момент будет подведен к ведущему валу 9 с муфтой и к трансмиссии автомобиля.

Охлаждение КОМ осуществляется водой от пожарного насоса, подводимой к теплообменнику 12, установленному в масляной ванне.

В некоторых конструкциях АЦ-0,8-30/2(530104) теплообменник в виде радиатора устанавливают на коробке передач, к которой присоединены КОМ. Теплообменник и коробка передач разделены разделительной ребристой перегородкой. Нагретое масло в коробке передач постоянно отбрасывается вращающимися шестернями на охлажденную перегородку радиатора и, тем самым, снижает его температуру.

КОМ АЦ на шасси ЗИЛ. Механическая, одноступенчатая с передаточным числом 1,176 (рис.8.8).

Детали КОМ заключены в чугунный корпус 2. Он же является крышкой коробки передач. Включение требуемой передачи производится перемещением вилок переключения 13 на штоках 1 рычагом 3. Основные детали КОМ: ось 17, промежуточная шестерня 14, ведомая шестерня 5, первичный вал 18 и вторичный вал 8, зубчатая муфта 7, подшипники 6, сальник 10, фланцевая муфта 11. Ось 17 закреплена в корпусе КОМ. На ней на роликовых конических подшипниках установлена промежуточная шестерня 14. Она находится в постоянном зацеплении с шестерней ведущего вала 18 шестерней коробки передач.

Осевой зазор в конических роликовых подшипниках должен находиться в пределах 0,04…0,11 мм. Его измеряют индикатором по осевому люфту промежуточной шестерни 14. Устанавливается требуемый зазор с помощью картонных прокладок под фланец, крепящий ось.

Ведомая шестерня 5 с помощью шпонки закреплена на первичном валу 18. В шестерне имеется радиальное отверстие, совмещенное с отверстиями в теле вала. По ним подводится масло к подшипнику. Масло выдавливается при контакте боковых поверхностей зубьев промежуточной 14 и ведомой 5 шестерен.

В КОМ используются цилиндрические шестерни с косыми зубьями. Возникающие при их вращении осевые усилия воспринимаются коническими роликовыми подшипниками 15 и шариковыми подшипниками. Осевое смещение первичного и вторичного валов предотвращается стопорными кольцами 21, состоящими из двух половин 21. Они вставляются в канавку внешнего кольца подшипника и закрепляются крышкой, прижимающей их к корпусу.

Вторичный вал 8 опирается на подшипники. Соединение первичного и вторичного валов осуществляется зубчатой муфтой 7. Ее включение производится вилкой 4, закрепленной на стержне включения насоса 16, перемещаемого рукояткой 12. Фиксирование положения вилки включения насоса производится стопором. Таким образом, предотвращается самопроизвольное включение и выключение соединительной муфты.







Date: 2015-05-04; view: 632; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.041 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию