Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Американская контр-культура 60-х гг. ХХ века





 

После первой мировой войны в Европе появляется «потерянное поколение», приметы которого: разочарование в цивилизации, утрата идеалов, отчуждение человека от общества (чувство одиночества и непонимания), ощущение неустойчивости мира. Война постоянно присутствует в сознании. Выражение «потерянное поколение» принадлежит американской писательнице Гертруде Стайн. Это выражение было первоначально рабочим названием романа «И восходит солнце» (а затем эпиграфом к этому роману) американского писателя Эрнеста Хемингуэя (1899-1961), одного из представителей «потерянного поколения», лауреата нобелевской премии по литературе за 1954 г.

Сразу после второй мировой войны на некоторое время – общественный подъем. Во всем мире, особенно в Европе, 50-е гг. – это реставрация разрушенных войной памятников культуры, возвращение на некоторое время к классицизму, а в жизни – к консерватизму – культу семьи, чувство радости и горечи одновременно. Америка, по сути не знавшая, что такое война, оказывала благородную миссию помощи Европе. Но вскоре общественный подъем как в Европе, так и Америке сменяется реакцией. 12 апреля 1945 г. умирает президент Рузвельт, а через три месяца, 16 июля 1945 г. в пустыне штата Нью-Мексика, возле Алмагордо, была испытана первая атомная бомба. 6 августа 1945 г. атомная бомба была сброшена на японские города Хиросима и Нагасаки. Чувство шока. Говорят о начале новой эре – атомной. С тех пор постоянная угроза «третьей мировой», уже атомной войны, страх перед атомным взрывом – это лейтмотивы антиутопической литературы второй половины ХХ века. Именно на 50-60-е гг. в Америке приходится увлечение экзистенциализмом с его идеей абсурдности мира.

В 50-е гг. «потерянное поколение» сменяется в Америке «разбитым поколением» («The Beat generation»), или «битниками». В статье «Философия разбитого поколения» американский исследователь Джон Клелон Холмс писал, что «битники» родились в сплетении трех войн – «горячей» (в Корее), «холодной» и «полицейской». «Битники» не участвовали в реальной войне, как это было с потерянным поколением, они были разбиты морально. Это заболевание духа, которое в результате переросло в общенациональную эпидемию. Четыре этапа развития движения: 40-е гг. – возникновение, рубеж 40-50-х гг. – развитие, конец 50-х гг. – становление, рубеж 50-60-х гг. – расцвет, 60-е гг. – пост-существование и культ Beat.

Их произведения о людях, которые находятся в состоянии войны с обществом и самими собой. «Битники» сделали попытку возродить понятие личности в обществе, которое они презирали и воспринимали как бездуховное и потребительское. По их представлениям личность и государство несовместимы. Выступали против «вещизма» и провозглашали добровольную бедность, бродяжничество, сексуальную свободу, отрешенность человека от социальных проблем. Свободу понимали как бунт, нигилизм, анархию. В их текстах бунтарский индивидуализм сочетается, с одной стороны, с молитвенным экстазом и, с другой – с чувствами ужаса, страха, тоски, уныния. «Битники» старались воссоздать свободный поток своих ощущений, эмоций, они делали установку на максимальную свободу самовыражения, поэтому для их текстов характерны шокирующая лексика, натуралистические описания, бессюжетность, незавершенные дробящиеся образы, свободный стих. Часто авторы исполняли свои стихи в сопровождении джазовой музыки – в кафе, в концертных залах и просто на улицах. Особые авторская декламация и музыкальное сопровождение, основанное на импровизации, должны были подчеркнуть неровный «свободный» ритм стиха и расставить смысловые акценты. Для авангардистской контр-культуры с ее нарочитым антиинтеллектуализмом и ориентацией на «сырую» реальность характерно стремление установить непосредственный контакт с аудиторией, что принципиально отличает контр-культуру от замкнутости, камерности и элитарности интеллектуальной поэзии и прозы классического модернизма и отсылает к авангардистским экспериментам 10-20-х гг. ХХ в. Их поэтика принципиально отлична от классической и ориентирована больше на восточное «дзэнское» мышление, чем на западное.

Своим «духовным отцом» считают Генри Миллера, впрочем, это только одно из многих имен. Испытали влияние фрейдизма и экзистенциализма, дзен-буддизма и раннего (катакомбного) христианства, поэтики Уитмена и Мелвилла, Дилана Томаса и Эзры Паунда.

Представители «разбитого поколения» в литературе – поэт и прозаик Джек Керуак, прозаик Уильям Берроуз (р. 1914), поэт и издатель Лоуренс Ферлингетти, поэт Грегори Корсо, поэт и теоретик битников Петр Орловски, к движению битничества близок Чарльз Буковски, лидером движения называют поэта Аллена Гинсберга (Allen Ginsberg). Выражение «This is the beat generation» принадлежит Джеку Керуаку. Придуманное Керуаком слово «битник» связывалось не только с «разбитостью» (одно из значений английского слова beat - бить, колотить), но и с понятием beautitude – «блаженство».


Ален Гинзберг вспоминает: «Буддизм, практика медитации, психоделики, открытые формы стиха... Это был поиск более открытого, исследование его границ. Керуак «горел» искусством и попивал. Берроуз экспериментировал с морфием и вскоре, к несчастью, втянулся. Мы все немного покуривали марихуану, года с 45-го».

Книга Алена Гинсберга «Вопль и другие стихотворения» (1956) считается манифестом «битников». Гинсберг говорил о своей книге, что этот «вопль» – «огромная печальная комедия из безумных фраз и бессмысленных образов». Фразы его стихотворений представляют собой огромные синтаксические конструкции (одно предложение состоит из 78 строк), которые предполагают чтение на одном дыхании с напряжением нервов и голоса, что напоминает ритуальный похоронный плач – «вопль». Ален Гинсберг: «В массовом сознании Америки появилась трещина, приоткрывшая громадную преисподнюю национального подсознания, где затаились под спудом огромные резервы энергии, трудно сказать – животворной или разрушительной». Предисловие к поэме Гинсберга «Вопль», написанное У.К. Уильямсом, заканчивается строками: «Подберите юбки, леди, мы направляемся прямо в ад!». Реальность представлена в поэзии Гинсберга в ее непосредственном виде без символического и метафорического приукрашивания – бесконечный каталог образов: пейзажи, лица, рекламные объявления, радионовости, песни, звучащие в радиоэфире, в сочетании с внутренним подсознательным потоком ассоциаций, воспоминаний и размышлений.







Date: 2015-06-08; view: 602; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию