Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличие цвета мажора и минора





tonalITY major .. minor
do      
do#      
re      
re#      
mi      
fa      
fa#      
sol      
sol#      
la      
la#      
si      

 

Таким образом, опора на древние архетипы углубляет понимание смысла тональностей, выстраивая бессознательные и субъективное психологические ощущения в объективную систему общечеловеческого восприятия. То, что система музыкальных тональностей, как и система планет со временем была дополнена (от 7 различаемых элементов до 12-ти) свидетельствует о развитии эстетического восприятия человека. (Аналогично и система цветов: язык свидетельствует о том, что желтый и зеленый не различались в русском, или зеленый и синий – в японском языке: некогда древние люди различали три цвета, сегодня мы видим 700 оттенков. Зрительная функция ушла несколько вперед по сравнению со звуковой.)

Из таблицы видно, что наиболее дисгармоничные и наименее доступные классике тональности соответствуют планетам трансформации — Урану и Прозерпине (так иногда называют гипотетическую планету за Плутоном, которая вызывает отклонения его орбиты). Или Церере (эта самый большой из пояса астероидов, расположенных между Марсом и Юпитером. Это значимая точка Солнечной системы, поскольку согласно законам Кеплера, в этом месте должен быть равноправный планетам небесный объект). Образ Цереры и Прозерпины: символизирующих взаимопереход жизни и смерти и связанных с началом осени и знаком Девы, связывает единый греческий миф о смерти и возрождении природы.

Исследования[6] показывают, что эстетическая информация закономерно находится в противофазе с семантической (новой в смысловом отношении). Уран же и Церера/Прозерпина — это то, что трансформируют нашу жизнь и вносит в неё принципиально новое.

В целом тональности с большим количеством знаков порой воспринимаются "жесткими" (резковатыми для слуха: в этом смысле, например, окраска си мажора помогает выразить Чайковскому в 6-й симфонии "торжество сил зла"). И это согласуется с жестким (психологически зачастую неприятным) влиянием соответствующих планет (в данном случае Сатурна).

Безусловно, предпочтение композиторами тональностей связано также с особенностями их личного гороскопа. Так, Балакирев, будучи Козерогом, предпочитал Си. В гороскопе Вивальди, для которого характерна тональность Соль, Венера — самая проблематичная планета (наибольшая дисгармония карты — квадрат Луны с Венерой, а Луна сильная, в Раке — и толкала его на творчество). Одна из характерных для Моцарта тональностей — Ре мажор, дававшая возможность добиться яркого звучания скрипки — и Марс в гороскопе Моцарта несет на себе второй по напряженности аспект его гороскопа после оппозиции Солнце-Нептун, сделавшей Моцарта композитором (что показывает, как у великой личности достоинствами становятся и проблемные точки гороскопа. Более подробный анализ предпочтения тональностей в связи с гороскопом композитора представил бы интерес, но выходит за рамки данной статьи, цель которой — сделать шаг к единой картине мира, обратив внимание на астрологическую модель как возможный инструмент культурологических исследований).

Интерпретация тональностей через разработанные астрологией образы планет может не только дать понимание личности композитора, но и в явном виде раскрыть содержание произведения. Например, в увертюре Чайковского "Ромео и Джульетта" происходит движение от Си минора к Ре бемоль мажору — от Сатурна к Плутону: это идея страсти (Плутон), побеждающей смерть (Сатурн). Побочная партия в экспозиции проводится в Ре бемоль мажоре, в репризе — в Ре мажоре, а в коде есть переход к Си мажору: тональности Плутона — Марса — Сатурна: от страсти — к борьбе — и смерти.

Не только планета может прояснить значение тональности, но и свойства тональностей могут добавить информацию о качествах планет. Так, тональности Си бемоль и Ля бемоль (Солнца и Урана) близкородственны к одноименному минору. И мы можем сказать, что символизирующие собой качества всеохвата и разумного начала Солнце и Уран объединяют в себе грустное и радостное так, что наше отношение к тому и другому перестает различаться. Таким образом, мы видим, что сопоставление планет и тональностей имеет смысл и может оказаться продуктивным как для музыковедения, так и для астрологии.

Через значение планеты каждому знаку Зодиака также можно сопоставить определенную тональность и произведения, написанные в этой тональности.

Кроме того, каждому знаку Зодиака ближе определенный характер музыки, который наиболее полно выражает в своем творчестве композиторы, родившиеся в этом знаке[7]

( Об этом смотри главу "Музыка" из книги "Астрология творчества" с анализом гороскопов композиторов, включающим все наиболее значимые астероиды для анализа творчества.

Таким образом, через гороскоп каждому человеку теоретически можно подобрать его музыку, которая была ему близка и гармонизировал бы качества его личности.

Известно, что в Китае определенные музыкальные фразы использовались для влияния на больные органы, общий тонус и т.д. Они различались в зависимости от времени года и существует детально разработанное целительское искусство, основанное на музыке[8]. Один из вариантов соотнесения китайских ладов с пятью планетами, стихиями и человеческими качествами таков:

Гун — земля, Сатурн, забота — лечит селезёнку, а также тоску, меланхолию, навязчивые идеи, обращённость к прошлому, забывчивость, отсутствие желаний и ревность; приносит спокойствие и расслабленность.

Цзюэ — дерево, Юпитер, гнев — лечит печень, успокаивает нервное возбуждение и угрызения совести, бред и кошмары; стимулирует восприятие и воображение, мысли и мечты.

Чжен — огонь, Марс, радость — лечит сердце и усталость мозга, беспокойство и долгие размышления; даёт энергию и красноречие, возвращает к природе, устремляет к совершенству дао (деянию без борьбы).

Шан — металл, Венера, грусть — лечит лёгкие, а также нестабильность эмоциональных состояний, сомнения, слёзы, зависть, ненависть, страх перед будущим; приводит в порядок бессознательные рефлексы, инстинкт самосохранения, питание, сон.

Юй — вода, Меркурий, страх — лечит почки, а также исправляет характер упрямство, безволие); помогает принять решение, даёт выдержку, мужество и стремление к самореализации.

К сожалению, музыкальная культура Китая несколько чужда нашему восприятию и поэтому может не дать столь значимого терапевтического эффекта, как у себя на родине. Поэтому астрологам нашей страны имеет смысл искать собственные подходы к нахождению резонанса между гороскопом и музыкальным произведением. При этом следует иметь в виду, что механическое сопоставление, не опирающееся на смысл планет и нот (например, возьмем по порядку знаки Зодиака и сопоставим их двенадцати нотам) не будет эффективным, так как гармония в круге знаков Зодиака более сложная, чем между нотами музыкальной гаммы. (К тому же, при формальном подходе сразу возникают вопросы, почему надо брать ноты в прямом, а не в обратном порядке? И почему мы берем по порядку именно знаки Зодиака, а не планеты Солнечной системы — например, в порядке удаления их от Солнца? И т.д. Средневековье действовало механически, оно удовлетворялось схемами, но задача современного человека — искать обоснованные аналогии, чтобы они были рабочими).

Все же приведем один пример достаточно древней индийской системы сопоставления планет и музыкальных ладов, основанной на непосредственном ощущении музыкального тона. До сих пор мы рассматривали ноты с точки зрения европейского подхода, в их относительной значимости друг по отношению к другу. Однако в Китае и в Индии звук всегда брался как некая абсолютная природная данность, которая даже вне зависимости от музыки несет в себе определенное влияние. Приводимое описание нот взято из книги известного астролога Д.Радьера "Магия тона и искусство музыки"[9]. Оно несколько непривычно для нашего восприятия, зато может показать непосредственный подход к звуку.

Нота или лад Кхарай Са. Под покровительством Агни. 1 небо. Планета Камар (Луна). Темперамент счастливый, холодный, влажный. Цвет — розовый. Белые одежды. Все времена года. Нота производится из желудка. Звук сопоставим с криком павлина или голосом 70-летнего старика. Выражает оттенок героизма и соответствует нашему До (Юпитеру).

Рикхаб Рэ. Под покровительством Брахмы. 2 небо. Солнце. Темперамент счастливый, холодный, сухой. Цвет — светлозеленый. Красные одежды. Жаркий сезон. Нота звучит от сердца. Звук сопоставим с криком попугая и голосом 3-летнего ребенка. Выражает эмоции изумления и ужаса и соответствует тональности Ре (Марсу).

Гандхар Га. Под покровительством Сарасвати. 3 небо. Венера. Печальный темперамент, холодный и влажный. Цвет — оранжевый, красные одежды. Горячий сезон. Нота производится из груди. Крик гуся или голос человека 50-ти лет. Эмоции жалости и милосердия. Тональность Ми (Солнце).

Мадхьям Ма. Под протекцией Махадевы. 4 небо. Планета Меркурий. Беспокойный темперамент. Цвет — бледнорозовый, красно-черные одежды. Звук из глотки. Крик журавля. Голос 2-летнего ребенка. Оттенки насмешки и любви. Тональность Фа (Меркурий).

Панчам Ра. Под покровительством Лакшми. 5 небо. Планета Марс. Страстный темперамент. Теплый, сухой. Цвет — красный. Одежды —желтые. Дождливая погода. Звук изо рта. Крик птицы. Голос 30-летнего человека. Оттенок беззаботности. Тональность Соль (Венера).

Дхавайт Да. Под покровительством Ганеши. 6 небо. Планета Юпитер. Равномерный темперамент. Теплый и холодный. Желтый цвет. Холодная погода. Нёбо — место образования звука. Нота слышится в ржании лошади или голосе 20-летнего человека. Эмоция тревоги. Тональность Ля (Луна).

Ни-кхад-Ни. под защитой Сурьи. 7 небо. Планета Сатурн. Счастливый и страстный темперамент. Холодный и сухой. Цвет — темный, черные одежды. Холодная погода. Место образования звука — нос. Звук похож на крик слона или голос 10-летнего ребенка. Выражает сознание силы и соответствует тональности Си (Сатурну).

В этом описании каждая нота, соответствующая определенной планете, представлена неким многоплановым образом, неоднозначным, но оказывающим синтетическое влияние на психику. Индийцы, в отличие от европейцев, ничего не говорят о смысле тональности, зато хорошо чувствуют материю, физиологию тона, что позволяет Востоку использовать музыку в целительстве. Нам же свойственно идти от смысла, и потому понятия планет могут сыграть свою роль в развитии непосредственного понимания музыки.

Образы, которые стоят за планетами, тоже сотканы из вибраций Космоса и потому музыкальны. Возможно, когда-нибудь мы будем чувствовать и слышать их, объединяя психическое и рациональное восприятие. Всегда, когда человек пишет музыку, он делает нам доступным это единство. А сейчас точные резонансные аналогии выводят нас к нахождению инструментов влияния на психику, и одни из самых действенных в этом отношении — инструменты музыкальные. Познание атомов, из которых создана Вселенная звуков, добавляет кирпичи для создания целостной картины мира и делает более доступной непосвящённому музыкальную культуру.

 

——————————————————————————————————————

[1] Соответствия названий дней недели планетам являют общечеловеческую универсалию и до сих пор сохраняются во многих языках: от английского и французского до хинди и японского.

 

[2] Необходимо сделать оговорку. Так как в действительности До диез не равен Ре бемолю, а также существует различие мажора и минора, Плутону будут соответствовать не одна, а три тональности: Ре бемоль мажор, До диез мажор и До диез минор, которые с точки зрения квинтовых соотношений не считаются родственными. Однако в рамках нашего подхода, проецируя тональности на 12 ступеней, мы можем ограничиться высотной координатой и условно считать До диез равным Ре бемолю. Все же, как более сложную систему, приведем квинтовые круги родства мажорных и минорных тональностей и соответствующие им планеты и по септенеру, и по современной системе. Квинтовый круг тональностей образуется из музыкального септенера так же, как из Звезды Магов получается последовательность дней недели. Описанные двойной системой планет, тональности До диез и Ре бемоль различаются.

|------------------------------------------------------- мажор-------------------------------------------------|

до ь соль ь ре ь ля ь ми ь си ь фа до соль ре ля ми си фа# до# соль# ре# ля#

|--------------------------------------------------минор--------------------------------------|

система септенера

Юпитер Венера Марс Луна Солнце Сатурн Мерк Юпитер Венера Марс Луна Солнце Сатурн Мерк Юпитер Венера Марс Луна

| система 12-ти планет |

Сатурн Церера Плутон Уран Солнце Нептун Мерк Юпитер Венера Марс Луна Хирон Сатурн Церера Плутон Уран Солнце Нептун

Так как не все тональности могут быть и мажорными, и минорными, в мажорном круге Плутон попадает в область Марса или Юпитера, а в минорном — только в сферу Юпитера, и аналогично другие планеты. Таким образом, значение мажора и минора накладывает отпечаток на проявление свойств планеты. Вулкан/Хирон всегда принадлежит сфере Солнца.

[3] Трактовка тональностей цитируется по литературе:

Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М.,1981, с.301-341.

Вульфиус П. Франц Шуберт. М., 1983, с,142-143.

Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио.Л., 1970, с.42-60.

Хохлов Ю. Шуберт. М., 1972, с.200-202

О цветовидении тональностей у композиторов см. Ванечкина И., Галеев Б. " Поэма огня " (концепция светомузыкального синтеза А.Н. Скрябина). Казань: Изд-во КГУ, 1981)

[4] В музыке по характеристикам Римского-Корсакова и Скрябина она считается золотой (подобно тому, как в Китае наибольшая активность и позитивность ян описывается жёлтым цветом, а в более жёстком западном мире это значение передает более материальный красный).

Сопоставляя музыкальные тона планетам по цвету, следует также иметь в виду разницу между чистой (радужной) гаммой, которой мы описываем музыку, и той цветовой гаммой, которая окружает нас в повседневной жизни. В последнюю входят также смешанные и ахроматические цвета, которых нет в радуге, но которые мы обычно используем для описания психотипа человека (воспринимая его облик, окружённый материей Земли). Согласно этой гаммы мы сопоставляем Сатурну чёрный. Но описание музыки требует чистого спектра, и Сатурн условно приобретает свечение фиолетового, наиболее тёмного цвета радуги. Система соотношений в радужной и земной гаммах несколько различны: так же как отличается наше восприятие чистых вибраций от восприятия конкретного мира.

[5] Высотные сферы звучания ФА и МИ близки и могут перекрываться, если мы будем рассматривать нетемперированный строй, поэтому тональность МИ также можно считать Меркурием, а ФА — Хироном. Естественно считать, например, "Весну" Вивальди написанной в тональности Меркурия, соответствующего весеннему знаку Близнецов, а "Осень" — в тональности Вулкана/Хирона, архетипа осеннего знака Весов, хотя "Апассионата" отражает скорее простоту эмоций Меркурия. По цвету также МИ более сопоставим Меркурий, а ФА — Вулкан (Хирон).

[6] Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966, с.131.

[7] Подробнее в статье: Семира и В.Веташ "Астрологическое музыковедение и его перспективы." в сборнике "Астрология. Век ХХ." М, 1991 с.116-124; а также в книге: Семира и В.Веташ "Искусство астрологии". Л, 1994 с.301-315

[8] Борселло Р. Психизм и музыкотерапия китайцев. Париж, 1983

[9] Также на этой теме останавливается Е.П. Блаватская в кн. "Из пещер и дебрей Индостана. М., 1998 с.446-447

 

Date: 2015-06-08; view: 1637; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию