Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Для студентов заочной формы обучения АСОУ

Задания по логике

Для студентов заочной формы обучения АСОУ

Вариант 1

1.Задания по теме «Понятие»

1.1.Какие из следующих понятий являются общими: река Ока; правило; привилегия; столица Финляндии; вежливость; сказка братьев Гримм; мельница; самая короткая улица Москвы; недоразумение.

1.2.Определить отношения между понятиями и изобразить их в виде круговых схем: историческое событие; революция; социальная революция, социальная революция ХХ века.

2.Задания по теме «Суждение»

2.1.Определить вид, структуру и распределенность терминов для следующих суждений, изобразить объемные отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем:

Некоторые студенты нашей группы изучают немецкий язык.

Всякое суждение – высказывание.

2.2. Составить истинное суждение, в котором объем предиката больше объема субъекта. Записать суждение и проиллюстрировать круговой схемой.

3.Задания по теме «Умозаключение»

3.1.Проверить силлогизм по правилам посылок, определить, какое правило нарушено.

Некоторые ученые религиозны. Некоторые ученые – владельцы автомобилей. Следовательно, некоторые владельцы автомобилей религиозны.

3.2.Построить силлогизм по 1 фигуре, модус ААА

4. Задания по теме «Логические основы аргументации»

4.1. Какое правило аргументации нарушается, если взять в качестве аргумента доказательства суждение «Все люди способны делать логически правильные выводы»?

4.2.Какие из следующих вопросов являются уточняющими: 1.Когда был написан роман «Война и мир»? 2.Верно ли, что А.С. Пушкин писал сказки? 3. Кем была открыта Америка? 4.Был ли Аристотель древнегреческим философом?


 

Вариант 2

1.Задания по теме «Понятие»

1.1.Какие из следующих понятий являются общими: вокзал; Курский вокзал в Москве; диссертация; лауреат Нобелевской премии.

1.2.Определить отношения между понятиями и изобразить их в виде круговых схем: соревнование; соревнование по плаванию; соревнование, проведенное в Москве; чемпион.

2. Задания по теме «Суждение»

2.1.Определить вид, структуру и распределенность терминов для следующих суждений, изобразить объемные отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем:

Некоторые животные – слоны.

Несколько геометрических фигур изображены на доске.

2.2.Составить истинное суждение, в котором распределен предикат. Записать суждение и проиллюстрировать круговой схемой.

3.Задания по теме «Умозаключение»

3.1.Проверить силлогизм по правилам посылок, определить, какое правило нарушено.

Не каждое пятиэтажное здание имеет лифт. Это здание не является пятиэтажным. Следовательно, это здание имеет лифт.

3.2.Построить силлогизм по 3 фигуре, модус АII.

4. Задания по теме «Логические основы аргументации»

4.1.Какое правило аргументации нарушается, если взять в качестве тезиса доказательства суждение «Ни одна птица не способна летать»?

4.2.Какие из следующих вопросов являются уточняющими: 1.Верно ли, что Рим столица Италии? 2.Когда был основан город Киев? 3.Кто изобрел пылесос? 4.Был ли Лев Толстой драматургом?


 

Вариант 3

1.Задания по теме «Понятие»

1.1.Какие из следующих понятий являются отрицательными: недотрога; неплохое предложение; ненависть; неаккуратность; невозможность; аморальный поступок.

1.2.Определить отношения между понятиями и изобразить их в виде круговых схем: чиновник; читатель газеты «Собеседник»; человек; умный человек в пальто.

2. Задания по теме «Суждение»

2.1.Определить вид, структуру и распределенность терминов для следующих суждений, изобразить объемные отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем:

Ни один из присутствующих не является космонавтом.

Часть дипломных работ получила высокую оценку.

2.2. Составить истинное суждение, в котором объем предиката не равен объему субъекта. Записать суждение и проиллюстрировать круговой схемой.

3.Задания по теме «Умозаключение»

3.1.Проверить силлогизм по правилам посылок, определить, какое правило нарушено.

Всякое социальное движение - коллективное действие. Некоторые формы протеста не являются коллективным действием. Следовательно, каждая форма протеста – социальное движение.

3.2. Построить силлогизм по 2 фигуре, модус ЕАЕ

4. Задания по теме «Логические основы аргументации»

4.1.Какое правило аргументации нарушается, если взять в качестве тезиса доказательства суждение «Вечный двигатель работает на дизельном топливе»?

4.2. Какое правило аргументации нарушается, если взять в качестве одного из аргументов доказательства суждение «Все люди, живущие в Москве, имеют постоянную прописку»?


 

Вариант 4

1.Задания по теме «Понятие»

1.1.Какие из следующих понятий являются положительными: незабудка; незавершенная работа; неудовлетворенность; ненависть; неграмотность; ненадежность; недееспособность.

1.2.Определить отношения между понятиями и изобразить их в виде круговых схем: проект; социальный проект; проект, созданный группой лиц; руководитель проекта.

2.Задания по теме «Суждение»

2.1.Определить вид, структуру и распределенность терминов для следующих суждений, изобразить объемные отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем:

В этой газете сообщается о переносе выходных дней.

Несколько человек, сдававших экзамен, попали в затруднительное положение.

2.2. Составить истинное суждение, в котором объем предиката и объем субъекта равны. Записать суждение и проиллюстрировать круговой схемой.

3.Задания по теме «Умозаключение»

3.1.Проверить силлогизм по правилам посылок, определить, какое правило нарушено.

Некоторые города не имеют статуса районных центров. Все города – населенные пункты. Следовательно, все населенные пункты имеют статус районных центров.

3.2.Можно ли восстановить следующую энтимему до правильного силлогизма, сформулировав пропущенное суждение:

Некоторые писатели живут в Греции. Все писатели – работники умственного труда.

(Пропущен вывод, его необходимо сформулировать, если это возможно без нарушения правил силлогизма)

4. Задания по теме «Логические основы аргументации»

4.1.Какой из следующих аргументов является лишним для доказательства тезиса «Силлогизм – это рассуждение от общего к частному»?

А) Всякое дедуктивное умозаключение это рассуждение от общего к частному. В) Силлогизм имеет четыре разновидности. С) Силлогизм является дедуктивным умозаключением.

4.2.Какое правило аргументации нарушается, если взять в качестве тезиса доказательства суждение «Получение высшего образования - единственное условие карьерного роста»?

Вариант 5

1.Задания по теме «Понятие»

1.1.Какое из следующих понятий включают в себя по объему понятие «колесо автомобиля»: двигатель; дорожное движение; колесо; водитель; водительские права.

1.2.Определить отношения между понятиями и изобразить их в виде круговых схем: проект; социальный проект; проект, созданный группой лиц; руководитель проекта.

2.Задания по теме «Суждение»

2.1.Определить вид, структуру и распределенность терминов для следующих суждений, изобразить объемные отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем:

Несколько книг из этого списка не возвращены в библиотеку.

Большинство людей пишут правой рукой.

2.2. Составить истинное суждение, в котором объем предиката исключается из объема субъекта. Записать суждение и проиллюстрировать круговой схемой.

3.Задания по теме «Умозаключение»

3.1.Проверить силлогизм по правилам фигур, определить, какое правило нарушено.

Каждое понятие – форма мысли. Каждое суждение – форма мысли. Следовательно, каждое понятие является суждением.

3.2. Построить силлогизм по 3 фигуре, модус ЕIО.

4. Задания по теме «Логические основы аргументации»

4.1.Какое правило аргументации нарушается, если использовать в качестве доводов доказательства одновременно следующие суждения:

Никто не видел этого человека на месте преступления.

Кое-кто видел этого человека на месте преступления.

4.2. Какие из следующих вопросов являются восполняющими: 1.Какие качества личности являются социально одобряемыми? 2.Сколько ног у сороконожки? 3.Верно ли, что Декарт был французским философом? 4.Можно ли утверждать, что умные люди никогда не ошибаются? 5.Кто является основателем Москвы?


 

Вариант 6

1.Задания по теме «Понятие»

1.1.Какие из следующих понятий являются конкретными: слава; певчая птица; печаль; канатоходец; гордость; высота; остров; безнадежность;

1.2.Определить отношения между понятиями и изобразить их в виде круговых схем: опытный руководитель; неопытный руководитель; научный руководитель; добрый человек

2.Задания по теме «Суждение»

2.1.Составить истинное суждение, в котором не распределен субъект. Записать суждение и проиллюстрировать круговой схемой.

2.2.Определить вид, структуру и распределенность терминов для следующих суждений, изобразить объемные отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем:

Каждый летательный аппарат имеет систему управления

На некоторых зданиях нашего города установлены мемориальные доски.

3.Задания по теме «Умозаключение»

3.1.Проверить силлогизм по правилам посылок, определить, какое правило нарушено.

Некоторые иностранные граждане владеют русским языком. Некоторые владеющие русским языком голубоглазые блондины. Некоторые голубоглазые блондины – иностранные граждане.

3.2.Можно ли восстановить следующую энтимему до правильного силлогизма, сформулировав пропущенное суждение:

Все отрицательные суждения имеют распределенный предикат. Данное суждение отрицательное.

(Пропущен вывод, его необходимо сформулировать, если это возможно без нарушения правил силлогизма)

4. Задания по теме «Логические основы аргументации»

4.1. Какое правило аргументации нарушается, если взять в качестве одного из аргументов доказательства суждение «Все люди, получившие среднее образование, пишут грамотно».

4.2.Какие из следующих вопросов являются уточняющими: 1. Когда был построен памятник Лермонтову в Москве? 2. Верно ли, что автором картины «Три богатыря» является Пикассо? 3.Какое изречение приписывается Сократу? 4. Был ли Фрейд женат?


Вариант 7

1.Задания по теме «Понятие»

1.1.Какие из следующих понятий пересекаются по объему с понятием «студент»:

друг; сын; конспект; брат; студенческая столовая; общежитие.

1.2.Определить отношения между понятиями и изобразить их в виде круговых схем: ученый; английский ученый; ученый ХХ века; человек, посетивший Африку.

2.Задания по теме «Суждение»

2.1. Составить истинное суждение, в котором объем предиката меньше объема субъекта. Записать суждение и проиллюстрировать круговой схемой.

2.2.Определить вид, структуру и распределенность терминов для следующих суждений, изобразить объемные отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем:

Ни одно понятие не является умозаключением.

Часть продукции не реализована.

3.Задания по теме «Умозаключение»

3.1.Проверить силлогизм по правилам фигур, определить, какое правило нарушено.

Некоторые лекарственные препараты вызывают аллергическую реакцию. Цитрусы вызывают аллергическую реакцию. Следовательно, цитрусы - лекарственные препараты.

3.2. Построить силлогизм по 3 фигуре, модус IАI.

4. Задания по теме «Логические основы аргументации»

4.1.Какой из следующих аргументов является лишним для доказательства тезиса «Силлогизм – это рассуждение от общего к частному».

Всякое дедуктивное умозаключение это рассуждение от общего к частному.

Силлогизм дает достоверный вывод.

Силлогизм является дедуктивным умозаключением.

Индукция не является дедуктивным умозаключением.

4.2. Какое правило аргументации нарушается, если взять в качестве одного из аргументов доказательства суждение «Все люди, живущие в Лондоне, свободно владеют английским языком»?

Вариант 8

1.Задания по теме «Понятие»

1.1.Какие из следующих понятий являются единичными: столица Китая; праздник; регламент; автор романа «Мы»; последний день текущего года; воскресенье; тропический ливень.

1.2.Определить отношения между понятиями и изобразить их в виде круговых схем: школа; школьник; средняя школа; первоклассник.

2.Задания по теме «Суждение»

2.1.Составить истинное суждение, в котором не распределен субъект. Записать суждение и проиллюстрировать круговой схемой.

2.2.Определить вид, структуру и распределенность терминов для следующих суждений, изобразить объемные отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем:

Некоторые педагоги имеют правительственные награды.

Некоторые люди не владеют китайским языком.

3.Задания по теме «Умозаключение»

3.1.Проверить силлогизм по правилам фигур, определить, какое правило нарушено.

Все философы – мыслители. Некоторые французы не философы. Следовательно, некоторые французы не мыслители.

3.2. Построить силлогизм по 1 фигуре, модус ЕIО

4. Задания по теме «Логические основы аргументации»

4.1. Какой из следующих аргументов является лишним для доказательства тезиса «Некоторые письменные аудиторные работы по логике - форма проверки знаний».

Все контрольные работы подлежат проверке.

Всякая контрольная работа – форма проверки знаний.

Некоторые контрольные работы – письменные аудиторные работы по логике.

4.2. Привести пример вопроса, который предполагает ответ в виде подтверждения или отрицания содержащейся в вопросе информации.


 

 

Вариант 9

1.Задания по теме «Понятие»

1.1.Какие из следующих понятий входят по объему в понятие «коллектив»: руководитель; дружный коллектив; коллективный поход в кино; большой коллектив; коллективизация.

1.2.Определить отношения между понятиями и изобразить их в виде круговых схем: полное до краев ведро; пустое ведро; ведро с холодной водой; новое ведро.

2.Задания по теме «Суждение»

2.1.Составить истинное суждение, в котором не распределен предикат. Записать суждение и проиллюстрировать круговой схемой.

2.2.Определить вид, структуру и распределенность терминов для следующих суждений, изобразить объемные отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем:

Все здания на этой улице – памятники архитектуры.

Некоторые люди – таксисты.

3.Задания по теме «Умозаключение»

3.1.Проверить силлогизм по правилам посылок, определить, какое правило нарушено.

Некоторые пешеходы не являются женщинами. Ни одна женщина не является представителем мужского пола. Следовательно, некоторые представители мужского пола не является пешеходами.

3.2. Построить силлогизм по 2 фигуре, модус АОО

4. Задания по теме «Логические основы аргументации»

4.1. Какое правило аргументации нарушается, если взять в качестве тезиса доказательства суждение «В природе не существует непознанных явлений»?

4.2. Какое правило аргументации нарушается, если взять в качестве аргументов доказательства суждения «Ни один из присутствующих не был свидетелем этого происшествия» и «Некоторые присутствующие могли видеть это происшествие»?


 

Вариант 10

1.Задания по теме «Понятие»

1.2.Какие из следующих понятий являются конкретными и общими одновременно: солнце; Петергоф; сочинение; простое предложение; «Лунная соната» Бетховена; дискуссия; совесть.

1.2.Определить отношения между понятиями и изобразить их в виде круговых схем: высокий дуб; невысокий дуб; дуб в парке; цветущее дерево.

2.Задания по теме «Суждение»

2.1.Составить истинное суждение, в котором не распределен субъект и распределен предикат. Записать суждение и проиллюстрировать круговой схемой.

2.2.Определить вид, структуру и распределенность терминов для следующих суждений, изобразить объемные отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем:

Каждый день недели имеет название.

Некоторые люди свободно владеют двумя языками.

3.Задания по теме «Умозаключение»

3.1.Можно ли восстановить следующую энтимему до правильного силлогизма, сформулировав пропущенное суждение?

Некоторые студенты – жители города Серпухова. Некоторые жители города Серпухова – учащиеся.

(Пропущена большая посылка, после попытки ее сформулировать необходимо убедиться в том, что правила силлогизма не нарушены)

3.2.Проверить силлогизм по правилам посылок, определить, какое правило нарушено.

Некоторые переводчики владеют русским языком. Некоторые владеющие русским языком отдыхают в Греции. Некоторые отдыхающие в Греции – переводчики.

4. Задания по теме «Логические основы аргументации»

4.1. Какое правило аргументации нарушается, если взять в качестве аргумента доказательства суждение «Это мнение авторитетного человека, поэтому оно выражает истинное положение вещей»?

4.2. Какое правило аргументации нарушается, если взять в качестве одного из аргументов доказательства суждение «Все люди законопослушны».

 

Методические рекомендации

Номер варианта определяется по последней цифре номера зачетной книжки студента.

Для ознакомления с теоретической частью курса рекомендуется использовать учебно-методическое пособие «Теоретический минимум и практические задания по курсу логики» (автор-составитель И.Д. Кузнецова, АСОУ, 2012). Более подробное изложение теории содержится в учебнике логики для вуза (любое издание).

Для выполнения практических заданий в каждом из разделов курса студент должен освоить с помощью учебника и учебно-методической литературы следующие теоретические вопросы

№ № заданий Элементы теории
1.1. Определение понятия. Основные логические характеристики понятия. Виды понятий
1.2. Основные логические характеристики понятия. Отношения совместимых и несовместимых понятий по объему.
2.1. Определение суждения. Виды атрибутивных суждений. Распределенность терминов в атрибутивных суждениях
2.2. Виды атрибутивных суждений. Распределенность терминов в атрибутивных суждениях
3.1. Определение силлогизма. Фигуры силлогизма. Модусы силлогизма. Правила силлогизма
3.2. Определение силлогизма /сокращенного силлогизма. Фигуры силлогизма. Модусы силлогизма. Правила силлогизма
4.1. Способы доказательства, используемые для получения достоверного вывода. Правила аргументации
4.2. Определения вопроса и ответа. Логическая структура и виды вопросов. Правила аргументации

В качестве примера последовательности интеллектуальных действий в процессе выполнения практического задания в любом из вариантов ниже предложен разбор задания с объяснением.

Ссылки на страницы даны по учебно-методическому пособию «Теоретический минимум и практические задания по курсу логики».

Вариант 0

1.Задания по теме «Понятие»

1.1.Какие из следующих понятий являются общими: договор; коллекция; станция «Рижская» московского метро; конспект; автор романа «Анна Каренина»; кирпич

Для выполнения задания необходимо знать:

определение понятия (с.4);

определение логической характеристики «объем понятия» (с.4);

определение общего понятия (с.4).

Опираясь на это знание, выбрать понятия, соответствующие определению общего понятия (то есть те, в объеме которых мыслится более одного предмета). В данном примере это понятия: договор, коллекция, конспект, кирпич.

1.2.Определить отношения между понятиями и изобразить их в виде круговых схем:

 
 
 
умная женщина (1)

 
экономист (2)

ответственный мужчина (3)

отец, не являющийся экономистом (4)

Для выполнения задания необходимо знать:

определение логической характеристики «объем понятия» (с.4);

виды отношений между совместимыми и несовместимыми понятиями (с.5-6).

Схема рассуждения:

понятие (1) пересекается по объему только с понятием (2);

в свою очередь, понятие (2) пересекается по объему с понятием (3);

в свою очередь, понятие (3) пересекается по объему с понятием (4), которое исключается из объемов понятия (1) и понятия (2);

Следовательно, отношения между данными понятиями иллюстрирует приведенная здесь круговая схема, на которой обозначены отношения пересечения (1) и (2); (2) и (3); (3) и (4); и полного взаимного исключения (1) и (3); (2) и (4); (1) и (4).

2.Задания по теме «Суждение»

2.1.Определить вид, структуру и распределенность терминов для следующих суждений, изобразить объемные отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем:

Некоторые отличники учебы – жители Московской области.

Для выполнения задания необходимо знать:

состав атрибутивного суждения (с.10);

виды суждений, выделяемые по количеству и качеству (А = общеутвердительное, I= частноутвердительное, Е= общеотрицательное, О = частноотрицательное) (с.11-12);

определение распределенности терминов (с.11).

Схема рассуждения:

Данное суждение является частноутвердительным (I). Субъект – «понятие отличники учебы», предикат – «жители Московской области». Субъект и предикат находятся в отношении пересечения.

Схема:

S
Р

 


2.2. Составить истинное суждение, в котором объем предиката больше объема субъекта. Записать суждение и проиллюстрировать круговой схемой.

Схема рассуждения:

Из формулировки задания следует, что объем предиката включает в себя объем субъекта полностью. Такое отношение имеет место в общеутвердительных суждениях (А). Например: «Всякое понятие – форма мысли».

 
P  
Субъект – «понятие», предикат – «форма мысли».

S
Схема:

3.Задания по теме «Умозаключение»

3.1.Проверить силлогизм по правилам посылок, определить, какое правило нарушено.

Некоторые спортсмены – участники Олимпийских игр. Некоторые спортсмены – родители. Следовательно, некоторые родители – участники Олимпийских игр.

Для выполнения задания необходимо знать: правила посылок силлогизма (с.20)

Схема рассуждения: в данном примере отсутствуют отрицательные посылки, следовательно, правила, касающиеся отрицательных посылок, не могут быть нарушены; но обе посылки являются частными суждениями, что противоречит одному из правил (из двух частных посылок нельзя сделать заключения).

3.2.Построить силлогизм по 1 фигуре, модус АII

Для выполнения задания необходимо знать:

фигуры и модусы силлогизма (с.20);

правила силлогизма (с.20)

Схема рассуждения:

расположение терминов в первой фигуре

М – Р (большая посылка) Каждый католик (М) – христианин (Р).

S – М (меньшая посылка) Некоторые философы (S) – католики (М).

S – Р (заключение) Некоторые философы (S) – христиане (Р).

большей посылкой в первой фигуре должно быть истинное общеутвердиельное суждение (А)

меньшей посылкой в первой фигуре должно быть истинное частноутвердительное суждение (I)

заключением в первой фигуре должно быть истинное частноутвердительное суждение (I)

4. Задания по теме «Логические основы аргументации»

4.1. Какое правило аргументации нарушается, если взять в качестве аргумента доказательства суждение «Все люди ответственно относятся к своим обязанностям»?

Для выполнения задания необходимо знать:

Правила аргументации (с.41)

Схема рассуждения: суждение, приведенное в данном примере, не является истинным;

правило по отношению к аргументам требуют использования в качестве аргументов доказательства только тех суждений, истинность которых установлена (истинных высказываний);

4.2.Какие из следующих вопросов являются уточняющими: 1.Когда был открыт памятник академику Тимирязеву в Москве? 2.Верно ли, что слово «артист» - имя существительное? 3. Кем была впервые исполнена «Лунная соната»? 4.Был ли писатель Петров единственным автором книги «Золотой теленок»?

Для выполнения задания необходимо знать: типы вопросов (с.42)

В данном примере уточняющими вопросами (см. определение) являются №2 и №4.

Примечание. Задание не требует ответов на приведенные вопросы.

 

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Работа плети | Расписание занятий

Date: 2015-06-08; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию