Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические аспекты маркетинговых исследований рынка и их роли в деятельности фирмы





 

1.1 Понятие маркетинговых исследований рынка и их роль в деятельности фирмы

Для эффективной реализации управленческих функций на всех уровнях управления нужна объективная, надежная, адекватная информация о состоянии и тенденций развития рынка. Особое значение в условиях социально-экономической напряженности, высокого уровня динамичности и неопределенности внешней среды приобретает информация о тенденциях развития рынков. Необходимым условием существования предприятия в современной рыночной среде является проведение комплексных маркетинговых исследований. Одним из объектов комплексного исследования товарного рынка является сам рынок. Успех эффективной маркетинговой стратегии определяется степенью понимания рыночных потребностей. Особенно это касается промышленного рынка, где каждый потребитель является уникальным, и выбор конечного потребителя сопровождается сложными процессами принятия решений о закупке. Поэтому для принятия решений на рынке, который характеризуется большим объемом сбыта и закупок, исключительное значение имеет наличие достоверной маркетинговой информации [24, c. 125]. Принятие решения по производству промышленных товаров является сложным комплексом различных решений - финансовых, административных, маркетинговых и др. Каждый руководитель должен четко осознавать специфику этих проблем. Так, финансовые проблемы, связанные с поисками источников финансирования (внутренних и внешних); административные - с формированием штата специалистов, организацией труда, мотивами трудовой деятельности, формами вознаграждения и тому подобное. Маркетинговые решения, связанные с выбором целевых рынков, изучением мотивов принятия решений о закупке; определением конкурентных позиций товара. Для того, чтобы разработать эту маркетинговую стратегию, необходимо иметь большое количество рыночной информации, которая собирается и анализируется в ходе маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования позволяют определить объем информации, необходимой для решения выявленных проблем; отобрать методы сбора информации; организовать и осуществить процесс сбора данных; проанализировать результаты; определить направления использования результатов. Маркетинговые исследования призваны выяснить, чего же требуют потребители, какой продукт (услуга) будет востребован рынком, чтобы быть конкурентоспособным и прибыльным для компании, какими качествами он должен обладать и по какой цене продаваться. Определение «маркетинговые исследования» ученые трактуют по-разному. Ф. Котлер считает, что «маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи с маркетинговой ситуацией, которая стоит перед фирмой, их сбор, анализ и отчет о результатах» [17, с. 118]. Нереш К. Малерта определяет маркетинговые исследования как «систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем (возможностей)» [22, с. 33]. Голубков Е. П. считает, что «маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга» [14, с. 73]. Ученые В.А. Хруцкий, И.В. Корнеева считают, что «маркетинговые исследования - это проектирование, сбор, обработка и анализ данных, требующих специального исследования конкретной маркетинговой проблемы» [31, с. 42]. В нашем понимании маркетинговые исследования являются разветвленной системой общенаучных и эмпирических знаний, специальных практических методов и технологий сбора маркетинговой информации и системы аналитико-прогностических процедур с целью принятия управленческих решений по основным направлениям развития предприятия в соответствии с условиями внешней среды, интересов и потребностей потребителей и уровня его внутреннего производственного потенциала. Ведь сегодня успеха достигают только те предприятия, которые овладели искусством использования существующих рыночных возможностей и противодействия рыночным угрозам. Таким образом, с помощью маркетинговых исследований маркетологи изучают характеристики рынка, товары и ценовую политику конкурентов, тенденции деловой активности, анализируют сбыт и осуществляют его прогнозирования. Маркетинговые исследования является очень важным направлением деятельности предприятий, которые заинтересованы в динамичном развитии. Роль маркетинговых исследований заключается в том, что они дают возможность обеспечить процесс управления деятельностью предприятия достоверной информацией о состоянии его внутреннего и внешней маркетинговой среды. Как говорится, «кто владеет информацией - тот владеет миром».Формирование в России рыночных правил хозяйствования, и расширение возможностей внешнеэкономической деятельности акцентирует внимание на эффективности и рациональности экономических процессов и повышает интерес к маркетингу как концепции управления предприятием. Осознание нецелесообразности и нерациональности принципов стратегической экономики является толчком к поиску принципиально новой философии управления, которой в условиях рыночных отношений является маркетинг [20, с. 45].Иными словами всеми своими средствами маркетинговая стратегия предприятия ориентирует предприятие на рыночные ценности, подчиняет его деятельность обеспечению потребительских потребностей покупателей целевого рынка. Формулировка ее связана с определением особенностей потенциальных покупателей, их потребностей и жизненных ценностей; главных конкурентов, их товаров, методов и способов поведения на рынке; оптимальным выбором товарной и ценовой политики; умением эффективно создавать и использовать торговые сети; способностью создавать положительный имидж своему товару, торговой марке, а также убеждать покупателя в особых выгодах от использования предлагаемым товаром и обеспечивать эти выгоды. Поскольку начало и середина 90-х гг. ХХ вв. для отечественной экономики были очень критическими: затяжной политический и экономический кризис, социальные проблемы, низкая покупательная способность населения, спрос преимущественно на товары первой необходимости и товарный дефицит, большинство маркетинговых проблем отошли на задний план. Постепенное возрождение национальной экономики, улучшение условий функционирования предприятий и роста конкурентной борьбы породили потребность в достоверной и оперативной информации о рыночной среде и привели к появлению маркетинговых исследований как деятельности по исследованию среды функционирования предприятия с целью формулирования маркетингового стратегического набора систем стратегий, призванных обеспечить его рыночную направленность. Процесс разработки и формирования маркетинговой стратегии охватывает следующие этапы: исследование рынка (конкурентной среды, особенностей спроса и покупательского поведения потребителей, выяснение масштабов потенциального и неудовлетворенного спроса); выбор целевого сегмента рынка и формулировка ориентации и специфики маркетинговой стратегии; микс-концепции маркетинга - системы мер по эффективному использованию результатов маркетинговых исследований, ресурсов и возможностей предприятия с целью достижения наиболее выгодного соотношения затрат и эффектов от них, ожидаемых позиций в конкурентной борьбе, максимального признания потребителей; реализацию предусмотренных маркетинговых мероприятий, анализ результатов и корректировки дальнейших действий. Количество и сочетание элементов этого набора обусловливают разнообразные внешние и внутренние факторы, и чаще всего в нем фигурируют:а) стратегия развития рынка - действия предприятия по освоению новых сегментов рынка, то есть ориентация на новые целевые группы потребителей; б) стратегия проникновения - действия предприятий, направленные на скорейшее вхождение на рынок, захвата большей его доли. Чаще всего для этого используют ценовые инструменты; в) стратегия сохранения доли рынка - действия предприятий по защите полученных рыночных позиций. Для этого могут быть использованы модернизация товара, послепродажное обслуживание, ценовые факторы; г) стратегия репозиционирования - действия предприятий по выходу из невыгодных и вхождение на перспективные рынки [22, с. 118].Фундаментом для разра ботки маркетинговой стратегии является перспективный план продажи продукции, который формируется на основе учета рыночного спроса на продукцию. Поэтому при формировании экономически обоснованной маркетинговой стратегии предприятию следует руководствоваться как результаты маркетингового исследования рынка, так и результатами проведенной диагностики собственных возможностей. Результатом сравнения внешних и внутренних возможностей предприятия является формирование перспективного товарного ассортимента, при этом необходимо учесть пожелания потребителей и разработать соответствующие рекомендации по улучшению качества и повышению конкурентоспособности продукции научно-конструкторским и производственно-технологическим подразделениям предприятия. Учитывая ускоренные темпы развития рыночной среды, практическое использование маркетингового анализа приобретает все большую актуальность, поскольку позволяет менеджерам предприятия «идти в ногу со временем» и приспосабливать маркетинговую стратегию предприятия к изменяющимся внешним условиям. Результаты проведенных маркетинговых исследований должны быть тщательно проработаны маркетинговой и экономической службами предприятия и трансформированы в конкретные рекомендации, которые в дальнейшем будут учтены при формировании стратегии маркетинга. Игнорирование маркетинговой стратегии или неумелое использование ее возможностей приводит к снижению конкурентоспособности предприятия, потери рыночных позиций, нередко - к банкротству. Выбор конкретной маркетинговой стратегии является прерогативой высшего уровня менеджмента предприятия и подчиняется базовой корпоративной стратегии. В зависимости от ситуации его ресурсы и возможности могут быть сосредоточены на стратегии продвижения товара на рынок, стратегии распределения, продуктово-товарной или на ценовых стратегиях. Необходимость внедрения маркетинговых исследований в хозяйственную практику предприятий уже ни у кого не вызывает сомнения. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что 90% предприятий в США и 75% в ФРГ и Великобритании регулярно проводят маркетинговые исследования. Интересно, что средняя американская компания с годовым объемом сбыта 25 млн.долл. тратит на маркетинговые исследования почти 3,5% своего маркетингового бюджета, а фирма с продажами менее 25 млн. долларов - только 1,5%. В подтверждение данной позиции приведем следующие аргументы: дорогие маркетинговые исследования, проводимые предприятием, обходятся примерно в 500 тыс.долл., в то время как неудача Форда с «Дзель» стоила 250 млн. долл., а неудача с самолетом «Конкорд» - 61 млн. долларов [11].

Таким образом, применение маркетинговых исследований при формировании стратегии маркетинга предприятия имеет общепризнанное значение в современной экономике, поскольку игнорирование маркетинговых факторов приводит к росту рисков и возникновения прямых и косвенных убытков. Это связано с тем, что предприятие в рыночной среде вынуждено работать в условиях неопределенности с большим количеством негативных факторов.

Именно поэтому в развитых странах руководство предприятий вкладывает значительные средства в развитие маркетинговой деятельности, осуществляет мониторинг внешней среды и проводит маркетинговые исследования рынка.

Однако со временем интерес к маркетингу постепенно растет, все чаще менеджеры предприятия при принятии управленческих решений опираются на маркетинговые принципы.

Ведь вовремя и правильно проведенное маркетинговое исследование позволяет владельцам и менеджерам предприятия объективно оценить его рыночные возможности и спроектировать производственную стратегию на достижение поставленных целей с наименьшим уровнем риска. В зависимости от степени распространения маркетинговых принципов в деятельность предприятия и роли маркетинга при принятии управленческих решений различают следующие уровни маркетинговой ориентации предприятий: полная - деятельность предприятия полностью ориентирована на маркетинг, имеет место маркетинговая философия управления, а стратегия предприятия полностью обоснована результатами маркетинговых исследований; частичная - предусматривает применение отдельных маркетинговых мероприятий в деятельности предприятия; при формировании стратегической программы используют некоторые элементы маркетингового исследования, или же исследуют отдельные аспекты рыночной среды; эпизодическая - на предприятии присутствуют отдельные элементы маркетинга, а при составлении маркетингового плана на длительную и краткосрочную перспективу использования маркетинговых исследований является скорее исключением, чем правилом [8, с. 101]. Чтобы предприятие выбрало удачное направление маркетингового развития необходимо проанализировать все варианты, и уже тогда направлять стратегическую деятельность. Итак, основной предпосылкой успеха предприятия является владение знаниями о конъюнктуре рынка, потенциал его роста, о существующих и потенциальных потребителях продукции предприятия, об основных конкурентах и особенностях их поведения на рынке. Именно поэтому маркетинговые исследования является чрезвычайно важной предпосылкой разработки эффективной стратегии маркетинга, поскольку предоставляют предприятию шанс в условиях жесткой конкурентной борьбы наиболее рационально реализовать собственный производственный потенциал и достичь конечной цели: обеспечение прибыльности предприятия и его развития. На основе, полученной в результате маркетинговых исследований информации можно планировать и реализовывать систему мер с целью обеспечения оптимальных объемов сбыта товаров, повышение спроса на них. Однако значение маркетингового анализа переоценивать не следует. Маркетинговые исследования не могут дать конкретных ответов или сформулировать стратегию деятельности фирмы, они только обеспечивают управленческий персонал системой информационных данных, которые могут быть произвольно интерпретированы руководством и взяты за основу разработки программы развития и текущей деятельности предприятия. Наряду с этим маркетинговые исследования - один из самых сложных элементов маркетинговой деятельности, что обусловлено непредсказуемостью и противоречивостью объекта исследования - рыночной среды. Данный процесс осложняется еще и тем, что разработать четкую и универсальную методику рыночного анализа невозможно и связи с неодинаковыми внешними и внутренними особенностями функционирования предприятия, соответственно, порождает различные цели и задачи исследования, которые ставит перед собой каждый отдельно взятое предприятие.

1.2 Классификация, типы, виды маркетинговых исследований рынка

Все исследования маркетинговых исследований рынка в общем виде можно разделить на две основные группы: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования - это исследование основных рыночных закономерностей и тенденций, макроэкономических показателей. Предметом таких исследований являются индексы потребительских цен, социально-демографической структуры населения в целом и по регионам, структуры среднестатистического потребительской корзины и т.д. Прикладные - это исследования, которые проводятся с целью удовлетворения потребностей организаций в информации, необходимой для принятия управленческих решений. Такие исследования могут проводиться самими компаниями или сторонними специализированными фирмами. Прикладные маркетинговые исследования в зависимости от классификационных признаков делятся на виды (Исследования классифицируются следующим образом: В зависимости от типа данных, которые получены, исследования предпочтений, и выявление мнения потребителей делятся на качественные и количественные. Качественные исследования предполагают выявление определенных тенденций или направлений развития некоторых событий. Их целью могут быть, например, выяснение того, увеличится или уменьшится спрос в дальнейшем. Данные качественных исследований не поддаются традиционной обработке математическими методами, не является репрезентативным и на их основании нельзя делать окончательные выводы. К методам качественных исследований относятся наблюдения, глубинное интервью, фокус-группа, анализ протокола, проекционные методы, экспертные методы. Количественные исследования являются основой любого маркетингового исследования. Они могут быть кабинетными (статистический анализ, экономико-математическое прогнозирование и т.д.) и полевыми. Именно количественные исследования могут дать ту объективную информацию, на основании которой можно принимать маркетинговые управленческие решения [10, с. 11]. В зависимости от места проведения исследования предпочтений и выявление мнения потребителей делятся на кабинетные и полевые. Кабинетные исследования основываются, как правило, на работе с вторичной информацией. К основным видам кабинетных исследований относятся: традиционный анализ рынка, конкурентов, потребителей и т.п. контент-анализ, который предусматривает качественный и количественный анализ публикаций; экономико-математический анализ, дающий возможность получения новой информации путем манипулирования с исходными статистическими данными. Полевые исследования ориентируются, прежде всего, на сбор первичной маркетинговой информации в процессе контакта с потенциальными носителями той информации, которая интересует исследователей. В основном это виды опросов целевых потребителей, продавцов, экспертов. В зависимости от результатов исследований предпочтений и выявления мнения потребителей исследования делятся на специальные и синдикативные. Специальные исследования - это исследования, которые проводятся в интересах отдельной фирмы исходя из специфики проблем, стоящих перед ней. Такие исследования могут быть качественными и количественными, полевыми и кабинетными. Они нужны тогда, когда перед участниками маркетингового процесса возникают исключительные проблемы, которые выходят за пределы текущей практики. Примером таких исследований могут служить фокус-группы, тестирование концепции товара, аудит торговых точек и т.д [10, с. 16] Синдикативные исследования предусматривают проведение исследований, результаты которых могут заинтересовать группу компаний. Они проводятся маркетинговыми фирмами за собственные средства и продаются подписчикам или разовым покупателям. К синдикативным исследованиям относят: омнибус; панель; мониторинг. Омнибус - это регулярное исследование, проводимое маркетинговыми фирмами с определенной периодичностью (раз в один или два месяца и т.д.) по единой методике и состоит из нескольких блоков вопросов. Панель является одним из методов полевых исследований и одним из методов получения синдикативной информации. Мониторинг - это исследование, которое предусматривает предоставление подписчикам унифицированных осмотров стандартизированных данных (мониторинг рекламы в прессе, мониторинг ТВ-рекламы, мониторинг наружной рекламы). Эта информация используется для оценки рекламной кампании конкурентов, отслеживание изменений рыночных цен и т.д. [13, с. 142].В зависимости от периодичности проведения различают разовые и панельные. Разовые исследования осуществляются единовременно, их цель - получить срез текущей рыночной ситуации. Панельные предусматривают исследования, периодически повторяются. При этом предмет исследования остается неизменным. В зависимости от цели исследований предпочтений и выявления мнения потребителей распределяются на поисковые, описательные и каузальные. Поисковые проводятся в тех случаях, когда исследователь не имеет четких представлений о возможных причинах возникновения маркетинговой управленческой проблемы и путей ее решения. Целью таких исследований является поиск идей и данных, которые смогут помочь понять проблему, возможных гипотез, которые можно было бы протестировать в ходе дальнейшего исследования. Описательные (дескриптивные) исследования направлены на получение описательно-аналитической информации, характеризующей предмет и объект исследования. Такой тип исследования предполагает установление связей между этими переменными, которые исследуются, проверку выдвинутых гипотез. Каузальные исследования направлены на установление причинно-следственных связей. Как правило, характер связи известен, его необходимо подтвердить или объяснить. Например, исследователь должен показать, как повлияет на объем продаж та или иная цена, упаковка или реклама [15, с. 145]. В зависимости от степени охвата источников информации различают сплошные и выборочные. Сплошные исследования охватывают всех носители необходимых сведений. Выборочные исследования должны обеспечить репрезентативность выборки, т.е. отобранная совокупность носителей информации должна иметь признаки, которые присущи определенному рыночному сегменту. В зависимости от объекта исследования предпочтений потребителей исследования разделяют: на дермоскопические и экоскопические. Дермоскопические исследования предполагают изучение поведенческих аспектов деятельности маркетингового процесса. Экоскопические исследования проводят с целью оценки экономических аспектов сбыта. В зависимости от организации проведения исследования предпочтений и выявление мнения потребителей различают, осуществляемые собственными силами, специализированными консалтинговыми фирмами и комбинированные. Исследования, которые проводятся собственными силами, могут осуществляться или путем создания на предприятии специального подразделения со специфическими функциями, либо путем создания временного творческого коллектива, объединяющего специалистов для решения определенных актуальных проблем. Большая часть исследований проводится специалистами консалтинговых фирм, рекламных агентств. Эти фирмы или занимаются сбором информации, или собирают ее и анализируют, или совместно с клиентом разрабатывают программу исследования, собирают информацию и ее анализируют. Комбинированные исследования предполагают одновременное участие в проведении их и рабочих предприятия, и специалистов консалтинговых групп. Классифицируя модели исследования предпочтений потребителей, на разных этапах развития общества и теории маркетинга, можно выделить четыре подхода к моделированию:1) микроэкономический; 2) психологический; 3) социологический; 4) интегрированный [22, с. 365]. Одним из первых был микроэкономический подход, объясняющий поведение потребителей, он был разработан классической экономической школой одновременно с определением теории поведения на уровне фирм (микроэкономики). Микроэкономический подход основывается на концепции рациональности, устанавливающий зависимость между потребительским спросом и такими объективными экономическими критериями, как полезность и цена товара. По микроэкономической теории человек мыслит рационально и действует в собственных интересах, максимизирует экономическую эффективность потребительского выбора. Такой подход был основан Адамом Смитом, а позже развитый Альфредом Маршалом. По теории предельной полезности поведение зависит от того, как удовлетворяются их потребности, какую пользу и полезность способен обеспечить тот или иной товар. В условиях экономического обмена потребительский выбор ограничен финансовыми возможностями потребителя, которые могут быть увеличены на размер кредита. Таким образом, основными аксиомами микроэкономического подхода являются то, что потребитель постоянно пытается максимизировать свое удовольствие с учетом существующих ограничений в денежных ресурсах, при этом он имеет достаточную информацию обо всех альтернативных источниках удовлетворения потребностей, также потребитель ведет себя рационально. Следующим был психологический подход, который можно рассмотреть в структуре трех таких теорий: 1. Теория реакции на раздражающий фактор. 2. Теория познания.3. Психоаналитическая теория мышления. Теория реакции на раздражающий фактор была сформулирована и обоснована всемирно известными психологами И. П. Павловым и М. Сеченовым. По этой теории поведенческий процесс рассматривается как обучение человека, которое осуществляется в форме обратной реакции на раздражители и закрепляется вознаграждением за правильную реакцию или наказанием за ложное поведение. Когда реакция неоднократно повторяется в ответ на определенные раздражители, то приобретенные рефлексы считаются устоявшимися. При этом поведение потребителя базируется на: мощных внутренних стимулах индивида (холод, голод, страх, жажда); слабых стимулах окружающей среды (реклама); взвешенной реакции организма на внешние и внутренние стимулы; положительном опыте. Теория реакции на раздражающий фактор была положена в основу бихевиоризма - направления психологии, основанном Дж. Уотсоном. Научную основу направления составили исследования навыков людей - автоматизированных действий, которые сформированы благодаря многократному повторению. Эволюция этого направления обусловила появление необихевиоризма, который также опирается на поведенческий принцип, но уже по-другому определяет характер взаимосвязей между стимулами и реакциями и предполагает наличие «промежуточных переменных» между ними в виде ожиданий, гипотез, познавательных схем и т.п. [28, с. 56]. В рамках теории познания главными элементами поведения потребителя считаются восприятие, память, внимание, мышление и целевые установки. Представители когнитивной психологии утверждают о решающей роли в поведении знаний - результатов познавательной деятельности. Потребитель оценивает раздражающие факторы сквозь призму накопленного опыта в соответствии с целевыми установками, отражающими внутреннюю напряженность личности которые требуют удовлетворения. Человек ведет себя рационально, стараясь достичь цели и учитывая при этом факторы окружающей среды. В рамках этой теории поведенческие механизмы сравниваются с процессами обработки информации техническими средствами (компьютерами). Общие алгоритмы этих процессов является основой для построения моделей психических процессов в поведении. Социологические модели, примером которых является модель Торстейна Верлена, в отличие от предыдущих теорий, по которым считалось, что главным является внутренний мир, акцентирует внимание на влиянии окружения: людей, классов, групп, семьи, культуры, социума. Согласно этой теории каждый из потребителей испытывает влияние вкусов или предпочтений других людей. При этом люди определяются как социальные существа, а свободный выбор потребителя - как миф, потому что любой выбор абсолютно детерминированный окружением. Поведение потребителя является реализацией совокупности ролей и статусов в рамках существующих социальных институтов, организующих совместную деятельность людей в целях удовлетворения определенных потребностей общества. Главным отличием интегрированных моделей является то, что они сочетают влияние как внешних, так и внутренних факторов. Именно в этом заключается сущность современных подходов к изучению поведения потребителя. Ядро модели - процесс принятия потребителем решения о покупке. Психологические и личностные характеристики потребителя влияют на восприятие им стимулирующих средств и реакции на них, а процесс принятия решения непосредственно обусловливает поведение потребителя.

1.3 Методология осуществления и проведения маркетинговых исследованийрынка

Процесс проведения маркетинговых исследований рынка должен быть тщательно спланирован, а также он может осуществляться в такой последовательности:

1. определение проблемы и целей исследования;

2. определение потребности в информации;

3. выбор методов исследования и сбора информации;

4. проведения исследования;

5. обработка и анализ собранной информации;

6. разработка рекомендаций и презентация результатов исследования.

На первом этапе определяются проблемы, с которыми столкнулось предприятие.

Проблема - это противоречивая ситуация, сложный вопрос, требующий решения. Совокупность отдельных задач, вытекающих из основной задачи, можно рассматривать как конкретную проблему, для решения которой проводится исследование предпочтений потребителей и выявление их мнения. В частности, проблемы могут быть связаны с уровнем насыщенности рынка, падением объема продаж в условиях конкуренции и т. Очень важно из совокупности проблем отобрать основную, решение которой будет определять перспективу всей деятельности [28, с. 85].

Алгоритм определения проблемы следующий:

1. выявление проблем-симптомов;

2. определение базовых проблем или причин сложившейся ситуации;

3. определение альтернативных путей решения проблемы.

К проблемам-симптомам можно отнести:

сокращение прибыли;

уменьшение доли рынка сокращение количества заказов;появление жалоб потребителей. Каждая симптом-проблема должна быть сопоставлена с проблемой-причиной (базовой проблемой), к которым относятся: действия конкурентов;изменения внешней среды; поведение потребителей После выявления причины (базовой проблемы), определяются альтернативные пути ее решения. С этой целью в рамках тех ресурсов, которыми располагает компания, генерируются несколько подходов к решению выявленных базовых проблем. В основе этих подходов лежат действия по улучшению использования отдельных элементов комплекса маркетинга. Процедура выявления проблем, препятствующих успешной деятельности фирмы на рынке, содержит формирование так называемого каталога проблем и их структуризацию. Связь проблем определяется через взаимоотношения «причина - следствие». Это отношение характеризует одну проблему как причину, а другую как следствие. Каталог проблем является основой для построения графа проблем. Граф проблем представляет собой логически обоснованное отражение совокупности проблем совершенствования маркетинговой деятельности с учетом максимального использования результатов решения предыдущих проблем. Для того, чтобы построить граф проблем, необходимо рассмотреть все виды деятельности фирмы, по каждому виду деятельности определить направления совершенствования маркетинговой деятельности и проблемы, которые препятствуют успешному маркетингу [31, с. 49].Согласно имеющимся ресурсным возможностям, барьерам и перспективам, которые открываются в рыночной среде, определяются маркетинговые цели фирмы и меры, которые ее обеспечивают. Маркетинговые цели тесно связаны с целями деятельности фирмы и вытекающие из них. Цели маркетинговых исследований вытекают из выявленных проблем. Достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем. Существенным при определении целей исследования является выявление типов информации, необходимой при решении проблем управления маркетингом. Исходя из этого, цели маркетингового исследования могут быть поисковыми, описательными или экспериментальными. Поисковые цели предусматривают сбор определенных предварительных данных, на основании которых можно выработать гипотезу (это вероятностное предположение относительно сущности и путей решения выявленных проблем). Рабочая гипотеза выступает основой маркетингового исследования.Описательные цели заключаются в простом описании тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации. Экспериментальные цели направлены на обоснование гипотез, определяющих обнаружены причинно-следственные связи.На втором этапе процесса маркетингового исследования принимают решение о том, какая информация необходима, и разрабатывают план ее сбора. Цели исследования формулируют, учитывая потребность в информации.На третьем этапе осуществляется выбор методов исследования и сбора информации. Методы маркетинговых исследований распределяются следующим образом: качественные и количественные; специальные и универсальные; кабинетные и полевые. В процессе проведения кабинетных и полевых исследований получают вторичную или первичную информацию. Первичная информация - это данные, собираемые впервые для данной конкретной цели. Вторичная информация - это данные, собранные и систематизированные ранее для других целей [27, с. 58]. Источники вторичной информации могут быть внутренними (данные о сбыте; счета клиентов, поставщиков, данные о товарных запасах; бюджетные расчеты и т.д.) и внешними (статистические справочники, каталоги, периодические сведения о ситуации на рынке, общеэкономические и специализированные журналы, книги, статьи, монографии, коммерческие и научные сборники и т.д.).Источниками первичной информации могут быть различные обзоры (конкурентов, потребителей, дилеров, поставщиков), интервью (с конкурентами, потребителями, дилерами, поставщиками, экспертами отрасли и т.д.), фокус-группы, эксперимент. Методами исследования и сбора первичной информации являются: наблюдение, опрос, эксперимент, панельный метод, имитационное моделирование. ABC-, XYZ- анализ - методы, основанные на использовании математических расчетов и базируются на принципе Парето (20% товара приносит 80% дохода). Задачами использования этих методов является оценка значения товарных групп, подгрупп, марок для магазина, выбор методов работы с ними; оценка стабильности продажи товарных групп или отдельных товаров, сравнение стабильности продажи товаров различного типа спроса, различных ценовых категорий, различной оборачиваемости; поиск путей оптимизации ассортимента; анализ распределения торговой площади и полочного пространства, эффективности их использования; разработка нормативов места для товарных групп при внедрении сетевых стандартов. В ходе исследований готовится информация по товарным группам, стабильности их продажи; доходность товарных групп; скорости реализации. ABC-анализ рекомендуется проводить ежеквартально, а XYZ-анализ - ежемесячно. Retail Audit - мониторинг изменений различных параметров товара, товарной группы, марки товара (ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов) в розничных предприятиях в условиях рыночной ситуации, постоянно меняется. Задачами Retail Audit является определение емкости и структуры рынка; проведение сравнительного анализа различных товаров и различных участников рынка, выявление незанятых ниш, оценка эффективности проведенных мероприятий; анализ динамики товарооборота, прибыли, средней суммы покупки и количества покупок по дням; анализ эффективности использования торговой площади; выявление соотношения покупатель / посетитель. По результатам исследования получается информация относительно состава и структуры ассортимента, его соответствия потребностям по структуре, уровню цен; положение предприятия на рынке; направлений совершенствования товарной, ценовой, коммуникационной политики. Retail Audit целесообразно проводить в текущем режиме или ежемесячно. Mystery shopping - мониторинг качества обслуживания, оценка работы персонала. В ходе исследования основными задачами являются оценка качества обслуживания клиентов, его сильных и слабых сторон, знаний персонала по товарам; анализ профессиональных качеств персонала, отношение к клиентам; оценка честности и лояльности персонала к компании; контроль уровня выполнения персоналом существующих стандартов; определение позиции предприятия среди конкурентов по показателям работы персонала, активности предложения товара или услуги; выявление эффективных средств стимулирования продаж. По результатам исследования получается информация о соответствии цены реализации товара ценникам; эффективности системы скидок; правильности оформления документов; уровня профессиональных качеств персонала. Для поддержания надлежащего уровня качества обслуживания, своевременного выявления отклонений от стандартов предприятия Mystery shopping необходимо проводить не реже раза в месяц Retail Monitoring - периодическое исследование ценовой ситуации на рынке, задачами которого является оценка ассортимента и ценовой политики торгового предприятия, выделение групп покупателей магазина и анализ покупательских корзин (состав чеков различных групп покупателей); поиск путей корректировки ценовой политики предприятия. По итогам Retail Monitoring получают данные по уровню цен на товары и их соответствия ценам, наиболее благоприятных для потребителей, ценам конкурентов: динамики цен на рынке, тенденций ценовой ситуации на рынке. Store cheсking - исследование, которое направлено на изучение ассортимента товаров и ценовых диапазонов товаров разных товарных групп, наименований, марок. В процессе исследования основными задачами является выявление общего и правдивой картины функционирования магазина, анализ ценовых диапазонов (определение минимального, среднего, максимального уровня цены) на различные товары, определение стратегий продажи аналогичных товаров конкурентов. По результатам исследования получают данные о структуре товаров по товарным группам, маркам, наименованиям, уровнем цен. Рекомендуется Store cheсking осуществлять ежемесячно.Четвертый этап предусматривает проведение маркетингового исследования, а именно: организацию его осуществления, контроль сбора и документирования полученных данных. Сбор данных может производиться как исследователями самой компании, так и независимыми фирмами. Стадия сбора данных - это ценная часть маркетингового исследования. Исследование целевых рынков можно условно разделить на четыре направления - исследования конкурентов, исследования потребителей товаров и услуг, исследования партнеров и коммерческих посредников и бизнес-разведка. Исследование целевых рынков дает возможность глубоко проанализировать состояние окружающей среды и выявить реальные и потенциальные угрозы, опасности, вызовы и негативные факторы. Как правило, исследования целевых рынков включает: исследование потребителей товаров и услуг; исследования партнеров и других участников цепи поставок, конкурентные исследования и бизнес-разведку. Задачами этих исследований традиционно являются: анализ макросреды; анализ собственно рынка предприятия; анализ структуры рынка (конкурентов, посредников, поставщиков и т.п.); исследования продуктов (услуг); анализ цен; анализ методов и каналов сбыта (распределения или реализации продукции); анализ способов продвижения продукции на рынке; изучение потребителей и их поведения. Бизнес-разведка является особой технологии маркетинговых исследований. Под бизнес-разведкой понимают целенаправленный сбор и обработку информации, которые осуществляется для снижения неопределенности при принятии управленческих решений. Важным аспектом маркетингового исследования является сегментация. Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов (потребителей), на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия, с другой стороны - это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений по рынку, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетинга, при которых риски будут минимальными. Сегментация проводится с целью удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара. На этой стадии как раз и рождаются предпосылки, причины, и факторы большей части рисков. При сегментации рынка необходимо учитывать и различать не только признаки (факторы), но и критерии (условия) сегментации. Критерий - это способ оценки обоснованности выбора того или иного сегмента рынка для предприятия, тогда как признак - способ выделения данного сегмента на рынке. Наиболее распространенными критериями сегментации являются следующие:1. Количественные параметры сегмента. К их числу относят емкость сегмента, то есть, сколько изделий и какой общей стоимостью может быть продано, какое число потенциальных потребителей имеется, на какой площади они проживают и т.п. Исходя из этих параметров предприятие должно определить, какие производственные мощности следует ориентировать на данный сегмент, которые должны быть размеры сбытовой сети. 2. Доступность сегмента для предприятия, то есть возможности предприятия получить каналы распределения, и сбыта продукции, условия хранения, транспортировки изделий потребителям на данном сегменте рынка. Предприятие должно определить, имеет ли оно достаточное количество каналов сбыта своей продукции (в форме торговых посредников или собственной сбытовой сети), какая мощность этих каналов, способны ли они обеспечить реализацию всего объема продукции, произведенной с учетом имеющейся емкости сегмента рынка, достаточно надежная ли система доставки продукции потребителям. 3. Существенность сегмента, то есть, определение того, насколько реально ту или иную группу потребителей можно рассматривать как сегмент рынка, насколько она устойчива по основным объединяющим признакам. Маркетологам в этом случае следует выяснить, имеет ли данный сегмент перспективы роста, или снижения, стоит ориентировать на него производственные мощности или, напротив, надо их перепрофилировать на другой рынок. 4. Прибыльность. Определить, насколько рентабельной будет для предприятия работа на выделенном сегменте рынка. 5. Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов. Используя этот критерий, маркетологи должны получить ответ на вопрос, насколько основные конкуренты готовы поступиться выбранным сегментом рынка, насколько продвижение товара данного предприятия затрагивает их интересы?6. Эффективность работы на выбранном сегменте рынка, то есть, проверка наличия у вашего предприятия должного опыта работы на выбранном сегменте, насколько управленческий, производственный и сбытовой персонал готовы эффективно продвигать продукцию на этом сегменте, насколько они подготовлены для конкурентной борьбы. 7. Коммуникативность. Предприятие должно иметь постоянный контакт с сегментом (например, через каналы личной и массовой коммуникации). 8. Защищенность выбранного сегмента от конкуренции. Оценить реально свои возможности, выстоять в конкурентной борьбе с возможными конкурентами на выбранном сегменте рынка. Здесь важно определить, кто сегодня и может стать конкурентом на выбранном сегменте рынка в будущем, каковы его слабые и сильные стороны, ваши собственные сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, на каких направлениях хозяйственной деятельности необходимо сконцентрировать основные усилия и ресурсы для того, чтобы развить сильные стороны и устранить недостатки и т.п.Только получив ответы на вышеперечисленные вопросы, и оценив потенциал, можно принимать решение о выборе данного сегмента для конкретного предприятия и степень риска по выбранному решению. Для предпринимателя важно выбрать именно тот рынок, позволяет ему наиболее полно реализовать свои потребности. Рынок должен быть достаточно вместительным, чтобы окупать затраты на его освоение. Именно на выявление необходимых рынков, изучение обстоятельств, складывающихся на нем, и направляется исследования. Стихийность товарного рынка остается его главным признаком. Она как бы заложена в рыночный механизм. Изменения основных параметров рынка на некоторых отрезках времени происходят с разной скоростью и интенсивностью, что и приводит к кратковременным или более долгосрочным нарушениям в пропорциональности рыночного процесса, к отклонениям от основной тенденции развития. Конъюнктура товарного рынка является составным компонентом общеэкономической конъюнктуры страны и, в известной мере, мировой конъюнктуры. Однако отдельные (локальные) рынки в рамках общей конъюнктуры могут иметь значительные особенности в своем развитии. Пятый этап связан с обработкой маркетинговой информации и предусматривает проверку данных, их подготовку к обработке на ЭВМ, обработка и анализ данных. Система анализа маркетинговой информации представляет набор усовершенствованных методов анализа маркетинговых данных и проблем маркетинга. Эта система нашла широкое распространение. Основу любой системы анализа маркетинговой информации составляет статистический банк и банк моделей, которые позволяют наиболее полно вскрыть взаимозависимости в рамках подборки данных и установить степень их статистической надежности. С помощью анализа данных, полученных в ходе исследования, становится возможным сравнение числовых величин, выявление связи между отдельными данными и их сочетания. Для этого используются такие методы анализа: статистические методы обработки информации; многомерные методы (факторный и кластерный анализ); регрессионный и корреляционный анализ; имитационные методы; методы теории принятия решений; эвристические методы; методы исследования операций (линейное и нелинейное программирование) и др. На шестом заключительном этапе происходит разработка выводов и рекомендаций, подготовка отчета и презентация результатов исследования. Итак, анализируя все вышесказанное, можно утверждать, что особое место маркетинга в управлении обусловлено, прежде всего, маркетинговыми исследованиями, в реализации которых в условиях информационной экономики заинтересован каждый субъект хозяйствования. Ведь известно, что в концепции предпринимательского успеха важную, а иногда и решающую роль играет собранная и правильно обработана информация. Именно поэтому было подробно рассмотрено и уточнено сущность и роль маркетинговых исследований.

Date: 2015-06-08; view: 1093; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию