Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II.2 Функции, ресурсы и структура политической власти





В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

1) Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство. [Политология в вопросах и ответах, с.64]

2) Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.

3) Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.

4) Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов - постоянную готовность и способность подчиняться. [Мухаев, с.27]

Политическая власть - феномен неравенства, когда говорится о положении и возможностях субъекта и объекта: у одних - право властвовать, у других - обязанность подчиняться. Это неравенство поддерживается с помощью ресурсов (экономических, административных, силовых и т.д.), с помощью которых и реализуется политическая власть. [ Компоненты политической власти, www.all-politologija.ru]

Субъект политической воли (актор) имеет сложный многоуровневый характер. К первичным действующим лицам принято относить индивидуумов, социальные группы, нации. Вторичными являются созданные политические институты - государства, партии, гражданские объединения-носители, механизмы осуществления власти. Субъекты наиболее высокого уровня - политические элиты и лидеры, непосредственно представляющие во властных отношениях различные группы и организации. Важен, но все еще мало изучен вопрос о народе как субъекте власти. В демократическом обществе принцип «народ не только объект, но и субъект власти» реализуется через определение народа единственным источником власти, сувереном государства. [Компоненты политической власти, www.all-politologija.ru]

Второй важнейший компонент власти - объект, исполнитель власти, т.к. власть никогда не может быть отношением лишь одной действующей особы, а обязательно предполагает исполнителя воли властвующего: если подчинения нет, то нет и власти. Объектами власти являются все те, на кого направлена властная воля: индивиды, социальная группа, класс и т.п.

Необходимый компонент структуры политической власти - ресурсы, используемые для достижения, удержания политической власти. Отчасти они уже упоминались в первой части работы, применительно к сфере политической власти, представляется важным упомянуть следующие виды ресурсов:

Экономические ресурсы - политическая власть распространяет свое воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, вместе с тем опирается на лежащие в них ресурсы. Лидирующая роль экономических ресурсов определяется тем, что политическая власть не может функционировать, не обладая экономическими ресурсами. Для политической власти всегда необходимы денежные ресурсы для осуществления определенных процедур - от выборов (избирательные кампании, затраты на само проведение и организацию требуют значительных затрат) до переворота. Например, согласно заявлению председателя Центризбиркома Владимира Чурова, [Цена выборов, www.rg.ru], подготовка и проведение выборов депутатов Госдумы и президента РФ обойдется казне в 19 миллиардов 218 миллионов рублей. Из этой суммы на подготовку и проведение выборов депутатов Госдумы выделят 7 миллиардов 105 миллионов рублей, на президентские выборы - 12 миллиардов 113 миллионов рублей с учетом возможного второго тура.

Само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических программ требуют огромных экономических средств Уровень экономического развития страны и роль политической власти в его повышении являются главным критерием в оценке заслуг этой власти. Можно сказать, что сила власти, ее прочность и легитимность находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества.


Далее, экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения ее безопасности. Содержание аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств.

Таким образом, огромные экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания. Роль экономических ресурсов этим не ограничивается.

Другой важный вид ресурсов политической власти - силовые ресурсы, с помощью которого обеспечивается оборона страны, охрана внутреннего порядка, обеспечение безопасности самой политической власти, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Силовые ресурсы -- армия, полиция, службы безопасности, суд, принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Данный вид ресурсов можно назвать одним из самых эффективных, поскольку использование данных средств приводит к лишению людей собственности, свободы, самой жизни. Политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случаях ослабления своей силы и влияния на общество, во время экономических и политических кризисов, например, для подавления массовых выступлений.

Информационные ресурсы - СМИ. Возможно, самый молодой, но в то же время, эффективный и важный вид ресурсов, которыми располагает политическая власть в современных условиях практически во всех странах мира. Данный ресурс политической власти имеет специфику, делающую их отличными от других видов. Господствующая политическая власть всегда имеет оппозицию (скрытую или существующую легально). Поэтому не исключено, что СМИ могут использоваться как ресурс (формирование общественного мнения, манипулирование) и антиресурс политической власти. Во многих государствах существует специальное законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. [Средства массовой информации (СМИ) и политика, www.nuru.ru]. Законодательство предусматривает различные пути недопущения ситуации, при которой СМИ отражали бы позиции и цели какой-либо одной политической силы. Например, во время избирательной кампании эфирное время, которое предоставляется ведущим партиям страны, для всех одинаково по продолжительности [Постановление ЦИК N 31/278-6 от 7.09.11; Трибуна на месяц, www.rg.ru].

Можно согласиться с мнением исследователя Петровой Т.М. [Ресурсы политической власти, www.xserver.ru] о том, что нет однозначного ответа на вопрос, какой именно ресурс является самым важным. В разные периоды решающими становятся то одни, то другие ресурсы. Очевидно, например, что в периоды попыток переворотов или других выступлений против политической власти решающими становятся силовые ресурсы. В периоды стабильного экономического и политического развития большую роль играют экономические и социальные ресурсы. В целом же, как показывает практика, все виды перечисленных ресурсов относятся к постоянно действующим, необходимым для политической власти.

9вопрос

Любая власть нуждается в легитимности.


Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Понятие «легитимность» означает признание сообществом неоспоримого основания у должностных лип (правителей) на осуществление властных функций. Она противопоставляется незаконному захвату власти, ее узурпации. Легитимность подразумевает доверие к органам власти и поддержку правителей, т. е. лояльность, со стороны большинства членов сообщества, ведь в любом обществе всегда есть люди, которые находятся в оппозиции к правителям.

Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа). Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть — легитимная. Если же это не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

Усвоение вопроса о легитимности государственной власти требует знания содержания и источников не только трех классических типов легитимности — традиционной, харизматической и рационально-правовой (демократической) — но и таких ее типов, как идеологическая, технократическая и др. Требуется также ответить на вопрос о том, как соотносятся между собой легитимность власти и ее эффективность (результативность).







Date: 2015-06-08; view: 668; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию