Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование и развитие идей гражданского общества и правового государства





Идеи гражданского общества как совокупность представлений о справедливом устройстве общества и государства выдвигались еще древними мыслителями. Сегодняшнее же понимание этого института связано с теми представлениями о нем, которые сформировались в раннекапиталистическую эпоху XIX века, были связаны с распадом феодальных отношений и постепенным переходом к капиталистическим отношениям свободной конкуренции независимых, равноправных собственников.

Гражданское общество как философское определение было внесено в науку Аристотелем. Он считал, что гражданское сообщество существует только там, где верховная власть действует в интересах всеобщего блага. То есть существует такая форма правления, при которой и власть, и законы обеспечивают счастливую и самодовольную жизнь для граждан (не рабов, а полноправных граждан), которые принимают равное участие во всех выгодах общественной жизни. Аристотелю принадлежит ортодоксальный подход, согласно которому «общество и государство имеют органическую связь и общество без государства существовать не может». Таким образом, он допускал «лишь одну форму существования общества, что неминуемо должно привести к стагнации». В отличие от своего ученика Платон считал, что идеальное общежитие стоит выше государства и законодательства и не нуждается в них.

Идеи гражданского общества были выдвинуты в сочинениях крупных мыслителей раннекапиталистической эпохи: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. Они считали, что люди находятся в хаотическом или «естественном» состоянии, когда каждый поступает по собственному произволу и «не завися от чьей-либо воли».

Это состояние обладает рядом «неудобств». Для их устранения люди должны объединиться на договорных началах в «политическое или гражданское общество», наделив его определенной властью. В таком обществе договор «устанавливает между всеми гражданами такое равенство, что они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны все пользоваться одними и теми же правами». При этом мыслители отождествляли гражданское общество с государством.

Мыслитель итальянского возрождения Николо Макиавелли представлял гражданское общество как совокупность противостоящих интересов – классовых, сословных, партийных. Здесь он не видел почвы для демократии, так как демократия требует от народа должной этической основы. Он усматривает причину социальных и государственных перемен в порче или исправлении нравов. Общество, которое лишь изредка откликается на сопротивление непосильному гнету, не может считаться гражданским.

Руссо считал, что через общественный договор человек переходит из состояния естественного в состояние гражданское, для которого характерны следующие качества, создающие личность: право собственности, гражданская свобода и свобода моральная, которая мешает ему поступать как гражданину, то есть по первому побуждению. Отсюда человек в гражданском обществе выступает в двух ипостасях: как гражданин, участвующий в верховной воле и как подданный, вынужденный подчинять свою особенную волю государству.

Английский философ Дж. Локк называл частную собственность важнейшим компонентом перехода от естественного состояния к гражданскому обществу и государству.

Для понимания сущности гражданского общества следует иметь в виду и тот постулат И. Канта, согласно которому общественное в человеке не может и не должно убивать или стеснять его природный индивидуализм, личностный интерес, до которого государству, если индивид не преступает закона, нет дела вообще.

По теории общественного договора, которую поддерживали все вышеперечисленные мыслители, законным считалось то правительство, учредить и повиноваться которому все граждане соглашались по доброй воле. «Любое же отклонение от этого требования, установление отношений господства и подчинения, основанных на насилии форм общественной организации, рассматривалось ими как отрицание гражданского общества».

Подобное смешение основывалось на том, что государство в целом возникло из потребностей развития общества. Вместе с тем мыслители хорошо понимали, что реальное государство склонно подавлять гражданское общество. Следовательно, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан.

Т. Гоббс связывал переход от естественного состояния и естественных законов к гражданскому обществу с образованием собственности, которая обуславливает необходимость соглашения между людьми. Отождествляя государство и гражданское общество, он говорил об относительной самостоятельности некоторых гражданских объединений.

Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество – это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. «Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства». По Гегелю, гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства.

Особый подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса. Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество – это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства – основного орудия угнетения.

В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.

Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества. Одни видят зачатки общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины. Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса. Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.

 

Date: 2015-06-08; view: 1357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию