Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воинская традиция





Территория всего племенного поселения огорожена забором по периметру. На подходе к деревне, на открытом месте, стоит сторожевая башня. Сооружение высотой до 10 метров связывают из жердей - толщиной с мужскую руку. Наверху делают площадку, в которой дежурит воин-лучник. Его задача первым заметить и приостановить врага. В случае опасности он издаёт "крик тревоги" и старается выстрелами сковать противника до подхода основных сил.

Каждый мальчик племён Дани, Яли или Лани, достигнув 10 летнего возраста, становится воином. На первых порах ему поручают второстепенные военные дела, но уже к 14 -15 годам он на равных со взрослыми участвует в племенных войнах. Если конфликтов много, то к 20 годам его шею, скорее всего, будет украшать большая, белая, вогнутая раковина - знак воина убившего врага. Плоское ожерелье из раковин в виде нагрудника носят только знатные воины, из знаменитых семей. Вождя на войне легко узнать по длинному, украшенному холиму, по яркой высокой шапке из меха кускуса и перьев. Все воины во время церемоний и войн, вставляют в носовую перегородку кабаньи клыки. Довершает "военную форму" хвост их пучка травы и боевая раскраска лица и тела.
Среди папуасов широко распространена вера в боевую вредоносную магию. Воины утверждают, что они могут ранить и даже убить врага на расстоянии. Для того, чтоб оружие хорошо служило и не подверглось порче колдунами противника, над ним поют специальные военные песни и дают ему советы и наказы.

Для поддержания боевой готовности и обучения молодых воинов папуасы тренируются в "боевом танце". В современном смысле это даже не танец, а групповое тактическое перемещение с имитацией атак и защит. Разбившись на две группы, воины попеременно нападают друг на друга. При этом отряд всё время перестраивается, имитируя ранения и вынос раненых с поля боя. Управление группой осуществляется при помощи специального сигнального плюмажа на палке, который носит один из воинов, особых криков и жестов. Для тренировки индивидуальных боевых навыков, тот же танец исполняется один на один. При этом воины, вооружившись копьями, перемещаются особым приставным и скрещенным шагом, раскачиваются вправо и влево, перебегают из стороны в сторону, стараются дезориентировать противника и, выйдя ему во фланг, атаковать. При этом обыгрываются и атаки, и защиты, и способы добивания упавшего врага. Такая же парная тренировка проводится лучниками. То же самое тактическое перемещение используется и при бое на длинных деревянных копьях. Та же характерная раскачка корпуса, обманные – ложные броски и перебежки из стороны в сторону для выхода во фланг противнику. Примечательно, что эти тактические перемещения сначала начинают преподавать как игру. Я видел как этому учили малышей, наверное, уже двух-трех летнего возраста. Выглядит это так: папуас останавливает проходящего мимо него ребенка, дает ему в руки прутик, а сам берет копьё и начинает перемещаться перед ним слева направо, препятствуя пройти дальше. Мальчик, пытаясь обойти его, невольно повторяет перемещения старшего и постепенно выучивается этому боевому шагу. Везде, где бы вы ни встретили мужчину папуаса, он с оружием. Чаще всего это метровый железный тесак, топор или лук со стрелами. Луки и сейчас постоянно используют в целях самообороны. Если на улицах Вамены, по которой проезжают современные автомобили, вам встретился мужчина с луком - не обманывайтесь: это не для туристов - это воин.

Папуасский лук обладает рядом особенностей. Он изготавливается из цельной обструганной деревянной палки. Удивительна тетива. Она сделана из плоской полоски ротанга и, в отличие от большинства известных луков, не входит в паз стрелы, а толкает стрелу своей плоской частью. Стрелы из бамбука, без оперенья, с привязанными деревянными наконечниками. По назначению стрел наконечники разделяются на несколько категорий:
Для рыбы. С несколькими бамбуковыми остриями.
Для охоты на кускуса. С шаровидным утолщением и несколькими короткими шипами.
Для убийства свиней. С листовидным бамбуковым наконечником.
Для человека
Шиловидные, с надпиленными наконечниками, для обламывания в ране при извлечении.
Уплощённые, с крючками (иногда очень замысловатыми) для препятствия извлечения из раны.
Веретенообразные, с обмоткой кончика наконечника полоской ротанга. При извлечении стрелы ротанг соскальзывает с наконечника и остаётся в ране, иногда ротанг пропитывают ядом.

Во время стрельбы стрелу кладут слева от вертикально расположенного лука и обхватывают указательным пальцем левой руки. В момент выстрела кольцо из пальца расширяют, и стрела пролетает через него. В руке удерживающей лук всегда одновременно находится пучок из нескольких стрел, вместо колчана. Так же, этот пучок стрел является одним из двух (еще у них есть бамбуковый варган) папуасских музыкальных инструментов. Во время пения им шлепают о бедро, звук получается напоминающий перкуссию или трещотку. В качестве тренировочных мишеней для стрельбы и метания копей используют рыхлые стволы банановых пальм, иногда соломенные кровли домов. Острота деревянных наконечников удивляет. Мы не раз видели как, попадая в кабана, стрела пробивала его навылет, наконечник выходил с противоположной стороны. Стреляя в противника, стараются попасть в нижнюю часть туловища, в бока и бёдра. Особенно удачным считается попадание во внутреннюю поверхность бедра. Это не только опасное ранение, но ещё и способ лишить врага способности к перемещению. При стрельбе остальные 8 - 10 стрел удерживают в левой руке одновременно с луком и это не мешает.

Иногда для обмана врага делают ложный выстрел. Хлопают пустой тетивой, незаметно сняв с неё древко стрелы. Испугавшись, противник дёргается в сторону и на миг замирает, думая, что увернулся. В этот момент и летит в него настоящая стрела. Лук позволяет прицельно стрелять до 50 метров. Стреляют только по прямой. Выстрелы "навесом" не приняты. Во время крупных битв, стрелы летят и дальше, но не прицельно, стараются попасть в гущу врагов, надеясь, что стрела сама найдет жертву. Если стрела попадает в воина, то он издаёт особый сигнальный крик, призывая на помощь соратников, и они должны сразу бросится на помощь.
По тактическим правилам ближнего боя Дани Холяма удачливый стрелок должен подскочить к поверженному противнику и добить его ножом "туль" (костяной нож из бедренной кости кабана или казуара). Туль позволяет наносить только тычковые удары. Наиболее распространённым ударом признаётся атака "под ключицу". Им обычно и решают судьбу поединка. Такое широкое распространение этого удара можно объяснить, видимо, тем, что ещё недавно воины Дани, Лани и Яли носили плетёные из ротанга защитные кирасы. Такой доспех невозможно пробить не только костяным, но и железным ножом. Единственным открытым местом на корпусе воина, оставалась область шеи и ключицы, куда и нацеливали свои удары бойцы. Помимо ключичной области, атаковали тулем в сплетение, в бедро (тоже, кстати, не закрытое доспехом). Носят туль в ножнах и без, засунув сзади за пояс или, под верёвочку, которая поддерживает на поясе холим. Другое распространённое место ношения туля - под нагрудником, ручкой вверх. Удерживают туль в руке прямым и обратным хватом, часто пропустив лезвие между средним и указательным пальцами, бьющей руки. В момент ножевой атаки стрелу перекладывают в левую руку, а правой выхватывают туль. Когда раненый противник ещё опасен, его стараются добить ударом копья. Вонзив деревянный наконечник в противника, копьё не вытаскивают, а прижимают раненого копьём к земле и продолжают вращать наконечник в ране.


Во время боя не принято отбивать удары оружием, зато хорошо разработаны способы уклонов и увёрток. Прежде, когда в сражении применялись массивные, цельнодеревянные щиты. Воин Дани мог прятаться за него от стрел противника. Теперь, когда щиты и доспехи не используются, на первое место вышли способы боя с финтами и уклонами. Чтобы не попасть под вражью стрелу, теперь маневрируют вправо и влево, совершают сложные выпады и резкие неожиданные остановки. При выстреле в ноги воин отскакивает в сторону или подпрыгивает вверх. Существует эффективный приём боя лучника против лучника: один из стрелков, постоянно маневрируя, провоцирует противника совершить неподготовленный, неточный выстрел. Для этого он внезапно замирает (не закончив движения) как бы "подставляясь" под чужую стрелу. А для воздействия на психику врага делает холостой хлопок тетивой. Второпях, под угрозой смерти противник спускает тетиву, чаще всего мимо. Сразу же после неточного выстрела врага воин Дани приближается как можно ближе и поражает противника "в упор", пока тот не успел снова натянуть лук.

Потеря даже нескольких воинов в сражении считается серьёзной трагедией. Всё племя соблюдает траур, а родственники в знак скорби отрубают себе фаланги пальцев. Мужчины это делают каменными топорами, а женщины специальным чёрным камнем. Отец погибшего на войне, медленно отрезает себе часть ушной раковины. В обычае много болезненных операций над собственным телом. Так, например, волосы на лице и других частях тела выщипывают. А воины пробивают себе в носу большое отверстие, куда вставляют украшения из кабаньих клыков. Когда папуас поворачивается в профиль, сквозь дырку в "неоформленном" носу, хорошо видно небо.
Музыкальная и хореографическая культура папуасов, крайне бедна и однообразна. На одну и ту же мелодию поют песни, о хорошем урожае, о тоске по мужу, и песни войны "…мы убьём их и съедим их сердца!". Настоящих танцевальных "па" всего два. Есть ещё один коллективный танец - хоровод, который заводят как на празднике свиньи, так и на свадьбе, и при встрече гостей. Всё же, не смотря на примитивность этих культурных форм, танцы и песни исполняют самозабвенно. Однажды вечером, мы устроили для наших проводников ужин из жареного папоротника и печёного на углях кабанчика. Обрадованные папуасы плясали один и тот же танец, под одну и ту же мелодию (текст менялся) восемь часов кряду и надо было видеть с каким удовольствием! Однообразие их совершенно не утомляло.

Простота даже там где не ждешь. Слова: "спасибо", "пожалуйста", "здравствуйте", "до свидания", мужчины выражают одним и тем же возгласом - "ВАА-ВАА-ВАА-ВАА-ВАА!".
Быт тоже первобытен. Большинству племён так и не удалось изобрести керамику и ткань. Самыми твёрдыми материалами остались кость и камень. Добытых железных предметов очень мало. Эстетика украшений из раковин, камней, перьев, а в основном из косточек и черепов мелких животных, постоянно напоминает, что имеешь дело с людоедами. Теперь людей едят так же охотно, но тайком. Даже принято гордиться тем, что ел человечину. И на вопрос – А стал бы ты есть человека опять? – всегда отвечают, застенчиво улыбаясь – Конечно!

Обычно хмурые и жутковатые лица папуасов освещаются поразительно искренней и добродушной улыбкой, стоит кивнуть им или приветственно поднять брови вверх. Способов жестами выразить симпатию или поздороваться, много. Встретившись, люди подчёркнуто бережно пожимают друг другу руки, часто даже просто касаются кончиками пальцев. Принято и деликатное рукопожатие (скорее "рукодотрагивание") за запястье. Особое расположение выражают объятиями, но не как у нас. Объятия не сильные, папуасы осторожно кладут на плечи и спину друга ладони. Не прижимаются корпусом, а стоят рядом и иногда подолгу.

Многие наши привычные жесты не совпадают с принятыми у аборигенов. Например, для мужчин совершенно не зазорно ходить по улице, взявшись за руки или сцепив пальцы. А если вы станете махать рукой детям, чтоб они ушли, они наоборот побегут к вам.
Остров живёт своей особой жизнью. И всё же, современная цивилизация неотвратимо надвигается на мир папуасов. Вокруг подобных Вамене посёлков, где стоят армейские гарнизоны и разбросаны лавки индонезийских торговцев, меняется внешний вид папуасских деревень. Появляется европейская одежда, входят в обращение деньги, мужчины разгуливают с железными топорами и метровыми ножами фабричного производства. Но самые странные перемены происходят в душах коренных жителей Ириа-Явы. Те, кто решился покинуть племя и поселиться в городах, оказываются в сложном положении, индонезийское общество не принимает их за равных, а племенные нормы поведения перестают доминировать в поступках людей. Новый "горожанин" превращается в существо, не принадлежащее ни к какой традиции. Хорошо заметен разлад в душах "городских" папуасов, капризность, уныние, неоправданная агрессивность. Напротив, чем дальше в лес, тем приличнее люди.

Как сложатся их судьбы? Услышим ли мы лет через двадцать:
- ВАА-ВАА-ВАА-ВАА…?

 

Date: 2015-06-08; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию