Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Второй (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьниковМаксимальное число баллов = 48 (каждая задача 8 баллов) 9 класс 10 класс 11 класс
Решения олимпиады 2009 года, 9-11 классы, Новосибирская область ПН, 05/17/2010 - 08:56 — dov Решения 9 класс 2. Солнце может находиться в полночь над горизонтом только в полярных районах Земли, т.е. в широтах φ > 66,5° с.ш. и ю.ш. во время полярного дня. Там и тогда возможно наблюдать, солнечные затмения. 3. Рога лунного серпа всегда направлены в противоположную от Солнца сторону, поэтому для того, чтобы лигами направлены к верху во время захода, траектория Луны должна составлять с горизонтом угол, близкий к прямому (рис. ниже).
Так как соответствующая небесная параллель состоит от небесного экватора не более чем на 23,5°, то такая ситуация может возникать в тропических районах, где угол небесного экватора с горизонтом 90° - φ близок к 90°. 4. Во время лунного затмения Солнце, Земля и Луна находятся в положении, показанном на рисунке. Юпитер, как внешняя планета, орбита которой лежит вблизи плоскости эклиптики, вполне может оказаться покрыт Луной. Венера, орбита которой лежит внутри орбиты Земли, не может находиться в таком положении. 5. Изрезанный рельеф поверхности Луны по-разному отражает солнечные лучи в зависимости от угла падения (рис.); при больших углах сильно возрастает площадь затененных участков и, соответственно, резко уменьшается общий коэффициент отражения.
При полнолунии этот эффект слаб, но в первой и последней четверти он заметен в широкой области у центра лунного диска.
6. Два измеренных интервала времени между возвращениями кометы составляют?t1 ≈68 лет и?t2 ≈27,5 лет. В них должно укладываться целое число периодов обращения Т, т.е. Решения 10 класс 2. Как видно из рисунка, зa неделю до солнечного затмения Луна находится и последней четверти. Незадолго до восхода Солнца (положение наблюдателя - Н) Луна находится вблизи верхней кульминации, т.е. на юге (если наблюдатель - в северном полушарии). 3. Как следует из геометрии движения Луны и вращения Земли вокруг оси (см. рис. к предыдущей задаче), Луна начинает закрывать диск Солнца, начиная с его "западного" края. Этот край будет для земного наблюдателя нижним, если Солнце движется по небесной параллели, плоскость которой приблизительно перпендикулярна горизонту, и уже склоняется к западу (рис.). Это можно наблюдать вблизи экватора незадолго до захода Солнца. 4.При полнолунии направления на Луну и Солнце для земного наблюдателя противоположны, т.е. во время восхода Луны Солнце заходит. Поскольку речь идет о времени вблизи равноденствия, продолжительность дня составляет около 12 часов, и соответствующее время суток - около 6 часов вечера (6 часов после полудня).
5. В обоих случаях расстояние от источника света до освещаемой поверхности одно и то же, следовательно, освещенность определяется яркостью поверхности источника и площадью видимого диска. У диска Земли яркость больше в 6 раз, а площадь - в 16 раз. Таким образом, создаваемая Землей на Луне освещенность в 96 раз превосходит создаваемую Луной на Земле (при условии одинаковых углов падения лучей на поверхность, конечно). 6. Рассматривая падение Земли как движение по орбите с пренебрежимо малыми величинами расстояния в перигелии и малой полуосью (рис.), применим третий закон Кеплера к этой вырожденной орбите (1) и обычной земной орбите (2):
Решения 11 класс 2. Из-за того, что Луна обращается вокруг Земли в ту же сторону, в какую вращается Земля вокруг своей оси (рис.), приливные волны движутся относительно земной поверхности медленнее, чем 1 оборот в сутки, на 1/27 об/сут. (скорость обращения Луны 1 оборот в 27 суток). Следовательно, временной интервал между приливами ранен?t1 ≈12(1 + 1/27)≈12ч 27мин. 3. При движении в поле тяготения сохраняется полная механическая энергия (кинетическая плюс потенциальная). Для ухода из Солнечной системы ракета должна получить кинетическую энергию, компенсирующую отрицательную потенциальную на поверхности Земли: вне поля тяготения полная энергия ракеты не может быть отрицательной. Величина необходимой кинетической энергии не зависит от способа ее получения - в один, два или несколько приемов. Таким образом, если после приобретения второй космической скорости υ2 = 11,2 км/с требуется добавить еще υдоб = 12.3 км/с, то этот результат может быть достигнут при сообщении ракете сразу скорости определяемой из уравнения 4. Полуэллиптическая траектория, связывающая орбиты 'Земли и Венеры (рис.). имеет большую полуось ау = (а1 + а2)/2 = 00.86 а.е. Применяя третий закон Кеплера к этой орбите и орбите Земли, получим Время полета составляет половину периода Т3/,, т.е. 5. В день равноденствия Солнце движется но небесном экватору. плоскость которого расположена под углом 90° - φ= 30° к плоскости горизонта. Такой же угол образует траектория Солнца с линией горизонта (рис.) - Солнце восходит точно на востоке. Из рисунка ясно, что отрезок, пройденный солнечным диском (в угловых единицах) за время восхода 6. Согласно третьему закону Кеплера, большие полуоси орбит и периоды обращения кометы и Плутона связаны соотношением. Орбита Плутона также несколько вытянута, поэтому замена только усилит последнее неравенство, т.е.
|