Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура письма X-XII вв





Древнейшим мягким материалом для письма являлся папирус. Это — тростниковое растение, которое росло в низовьях реки Нила (в её дельте). Папирус представляет собой большой тростник толщиной в руку человека. Его разрезали на тонкие полоски, которые укладывались рядом. Получался широкий слой. Затем отдельные слои накладывались один на другой, поочерёдно вдоль и поперёк, и клались под каменный пресс. Высохнув затем под жаркими лучами южного солнца, мягкий тростник превращался в тонкую, вроде материи, пластинку жёлтого лвета. Ряд изготовленных листов склеивался друг с другом, образуя длинный свиток. На нём египтяне чернилами наносили знаки своей письменности (иероглифы). Древнейший свиток папируса относится ко времени более 5 500 лет до пашей эры. Являясь распространённым писчим материалом в Египте, папирус вывозился оттуда и за границу. Сохранилось большое количество греческих папирусов. В Италии ещё в XI в. н. э. на папирусе писали документы папской курии.

В Древней Руси папирус не был известен. Древнейшие русские рукописи написаны на коже (пергамене). Кожа как материал для письма впервые стала употребляться на Востоке в отдалённые времена. На ней, например, писались древнейшие еврейские религиозные книги Торы. Производство кожи было, по преданию, усовершенствовано во II в. до н. э. в малоазиатском городе Пергаме, от которого якобы ведёт своё название пергамен.

Самый тонкий и изящный пергамен получался из кожи молодых ягнят, чаще всего мертворождённых. Однако главным материалом для выделки пергамена являлись телячьи, козлиные, бараньи и прочие кожи. Способ изготовления пергамена был довольно устойчивый и однообразный. Шкура животного после тщательной промывки подвергалась золенью в слабом зольнике с прибавкой поташа. Затем она очищалась с двух сторон: с внешней (от остатков шерсти и щетины) и с внутренней (от мяса). Шкуру растягивали на рамах, посыпали и растирали мелом для впитывания жира, выглаживали пемзой. После окончательной очистки кожа просушивалась на воздухе. Затем её снимали с рамы и выстругивали ножом, придавая ей ровную поверхность. Для последующей за таким выстругиванием шлифовки употреблялась снова пемза. Тщательность и искусство мастеров пергамена сказывались па его внешнем виде. Наряду с хорошими образцами работы по сохранившимся рукописям можно знакомиться и с неудачными экземплярами.

Пергамен стал быстро распространяться как в Византийской империи, так и в Западной Европе, вытесняя собой папирус. Если ещё в I столетии н. э. папирус продолжал преобладать как материал для письма, то в IV столетии всё чаще наблюдаются случаи переписки на пергамене 2, хотя в Византии папирус употреблялся ещё в VIII в.

По своим качествам (прочность, гладкость) пергамен был более удобным материалом для письма, чем папирус. Он легко сгибался, мог быть разрезан, поддавался фальцеванию.

Материалом для русских письменных памятников до XIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатьями», «кожами», «мехом», «телятинами». Последнее название указывает, между прочим, на то, что этот писчий материал выделывался преимущественно из телячьей кожи.

Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древней Руси употреблялась береста. На бересте написаны грамоты XI в. и более позднего времени, найденные А. В. Арциховским но время раскопок в Новгороде. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берёзовой коры, которая свёртывалась в виде свитка. Повидимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обрабатывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обрезаны сверху, снизу или с боков. Наличие па бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение. Все эти знаки легко принять за знаки письма.

Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.

Грамоты, извлечённые из земли, промывались в горячей воде с содой, расправлялись, зажимались между стёклами, помещались в гипсовые формы, где и высыхали 4.

Наконец, в качестве материала для письма в Древней Руси привлекались также дерево и камень.

На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались большой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень четким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были: железистого происхождения. Они содержали соля, железо и дубильные вещества. В качестве последних применялись обычно так называемые чернильные орешки — особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомымя-вре-дителями.

Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой или дубовой коры.

Для просушки чернил на бумаге употреблялся мелкий кварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы, имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки.

Чернильницы бывали разнообразными по форме и делались из дерева, глины, рога, металла.

Преобладающий буроватый тон чернил бывает совершенно различных оттенков, от почти совсем нейтрально-седого до красновато-рыжего и до грязновато-желтого; мы замечаем, что чернила обладали большей или меньшей кроющей способностью, что ложились они или везде одинаково, или же, вследствие неравномерности, давали письмо довольно пёстрого вида.

Кроме чернил, для письма употреблялись краски, особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заголовков и заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от латинского Ruben — красный) или «красная строка».

Знаток техники и истории живописи В. А. Щавинский указывает на примере Остромирова евангелия, что древнерусские писцы и живописцы применяли следующие краски: кино-варь (оранжево-красного цвета, минерального происхождения); сурик (красного цвета с желтоватым оттенком, приготовляемую путём прокаливания свинцовых белил); лилов ато-~кр а сную, вероятно, лаковую, растительного или животного происхождения, смешанную с белилами (возможно так называемую древ-цо бакан или черленъ); охру (светлую, жёлтую, железистую, землистую краску); лазорь минеральную ультрамариновую; зелёную краску (составленную из жёлтой и голубой); чёрную углеродистую; свинцовые белила; ярь-медянка (зелёная краска, медная по составу), празелень (составная краска из синего и сине-зелёного с жёлтым), зелень (зелёная краска, приготовлявшаяся из малахита), крутик (синяя растительная краска) и др.

При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое па предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами).

Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, заполнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что но невнимательности писца предназначаемые для последующей раскраски места так и не раскрашивались. Впоследствии такие пробелы становились источником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущенной в копируемом ими оригинале.

Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой, тростью (каламом), изображаемое на некоторых миниатюрах евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображения были продуктом некоторой стилизации.

Фигурировали преимущественно гусиные перья, но упоминаются также лебединые и даже в одной рукописи более позднего времени (1307) встречается перо павье (павлинье). Последнее, однако, употреблялось, невидимому, в виде исключения, как роскошь. Гусиное перо, прежде чем стать орудием письма, требовало предварительной обработки. Прежде всего его втыкали па короткое время в песок или золу. После этого с него можно было соскоблить ненужные перепонки. Нагревание удаляло жир с пера и придавало ему упругость. Затем приступали к очгшке пора. С наружной стороны конец пера срезыпался наискось с двух боков, а с противоположной стороны — до половины толщины пера. Таким образом получался полукруглый желобок, посредине которого делали короткий расщеп. Эти операции не всегда бывали удачными. Получались иногда плохие перья, на которые жаловались писцы в приписках к рукописям. Для очинки перьев употреблялся перочинный нож.

Прежде чем писать на пергамене, ого листы требовалось разлиновать. Разлиновка производилась в один или два столбца. Для неё существовали линейка и цепочка, посредством которых размерялись рама письма и расстояние между строками, а также «шильце» для надавливания линий строк.

Знаки письменности на бересте выцарапывались острым костяным орудием.

 

 

Культура письма X-XIIвв. Древнейшие русские рукописи написаны на коже (пергамене). Кожа как материал для письма впервые стала употребляться на Востоке в отдаленные времена. На ней, например, писались древнейшие религиозные еврейские книги Торы. Производство кожи было, по преданию, усовершенствовано во II в. до н.э. в малоазиатском городе Пергаме, от которого якобы ведет свое название пергамен. Самый тонкий пергамен получался из кожи молодых ягнят, чаще всего мертворожденных. Однако главным материалом для выделки пергамена являлись телячьи, козлиные, баранье и прочие кожи. Появление пергамена в качестве писчего материала на смену папируса было связано с переходом от рабовладельческого строя к феодальному, расширением и углублением значения письменных документов в общественной жизни. По своим качествам пергамен был более удобным материалом для письма, чем папирус. Он легко сгибался, мог быть разрезан, поддавался фальцеванию. Его распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации.

Материалом для русских письменных памятников до XIV века служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатьями», «кожами», «мехом», «телятинами». Последнее название указывает на то, что этот писчий материал выделывался преимущественно из телячьей кожи. Термин «пергамен» появился в России сравнительно поздно.

Русские рукописи писались чернилами, которые на вид имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались большой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень четким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т.п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Употреблялись и чернила из сажи («копченые») и из отвара ольховой или дубовой коры.

Кроме чернил, для письма употреблялись краски, особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов. Краски употреблялись и для орнаментации рукописей и для миниатюр.

Применялись следующие краски: киноварь (оранжево-красного цвета, минерального происхождения); сурик (красного цвета с желтоватым оттенком, приготовляемую путем прокаливания свинцовых белил); лиловато-красная, вероятно, лаковая, растительного или животного происхождения, смешанная с белилами (возможно, так называемая древцо бакан или черлень); охра (светлая, желтая, железестая, землистая краска); лазорь минеральная ультрамариновая; зеленая краска (составленная из желтой и голубой); черная углеродистая; свинцовые белила.

Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой или тростью (каламом) фактически не имело применения в Древней Руси. Фигурировали преимущественно гусиные перья, но упоминаются также лебединые. Гусиное перо, прежде чем стать орудием письма, требовало предварительной обработки. Прежде всего его втыкали на короткое время в песок или золу. После этого с него можно было соскоблить ненужные перепонки. Нагревание удаляло жир с пера и придавало ему упругость. Затем приступали к очинке пера. С наружной стороны конец пера срезывался наискось с двух боков, а с противоположной стороны – до половины толщины пера. Таким образом, получался полукруглый желобок, посередине которого делали короткий расщеп. Для очинки перьев употреблялся перочинный нож, который одновременно служил для подчисток и выскабливаний ошибок в тексте.

Для письма творёным золотом и иногда для киноварных строк употреблялась кисть.

Прежде, чем писать на пергамене, его листы требовалось разлиновать. Разлиновка производилась в один или два столбца. Для нее существовали линейка и цепочка, посредством которых размерялись рама письма и расстояние между строками, а также «шильце» для надавливания линий строк.

Многие памятники актовой письменности дошли до нас в виде отдельных листов пергамена. Величина листа сообразовывалась с размерами текста. Размеры же текста не всегда определялись важностью документа, а также положением в феодальном обществе лица, от которого или к которому он был адресован.

Литературные памятники сохранились в виде книг. Слово «книга» в Древней Руси употреблялось обычно не в единственном, а во множественном числе – «книги». Книгой называлась рукопись, написанная на отдельных тетрадях, переплетенных вместе.

До нас дошли рукописи разных форматов. Рукописью наименьшего формата был Изборник Святослава, а рукописями наибольшего назывались Ефремовская кормчая и Остромирово Евангелие. Но преобладали рукописи большого формата.

Как уже было упомянуто, под книгой понималась рукопись, написанная на отдельных тетрадях, сшитых вместе и переплетенных. Наряду с термином «переплетать» в употреблении было также выражение «крыть» (книгу). Тетради пришивались к ремням, которые в свою очередь прикреплялись к деревянным доскам. Последние снаружи обтягивались или кожей или тканью.

Корешок переплета в Древней Руси делался плоским или округлым. Для сохранности книг к переплетам прикреплялись кожаные завязки или застежки. Последние состояли из двух ремешков, прибитых к нижней доске, с медными петлями на концах. На верхней доске были медные стержни, на которые надевались петли с тем, чтобы застегнуть книгу.

Date: 2015-06-08; view: 526; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию