Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава7. Банковский менеджмент и маркетинг
7.1 Основные направления банковского менеджмента
Банковский менеджмент — это вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального использования банковских и трудовых ресурсов с применением особых принципов,функций и методов. Иначе говоря, это процесс управления деятельностью банка, осуществляемый его персоналом,участвующим в принятии решений и контроле за их исполнением, на основе текущего и перспективного планирования с предвидением развития экономической ситуации в условиях рыночных отношений. Банковский менеджмент имеет свою специфику,охватывает практически все стороны банковской деятельности. Вследствие этого он должен решать множество жизненно важных для банка задач, основными из которых являются: обеспечение прибыльности, наиболее оптимальное использование имеющихся ресурсов с целью обеспечения их доходности, обеспечение рентабельности работы банка и ликвидности его баланса, максимально полное удовлетворение потребностей клиентов, соответствие качества предлагаемых услуг их запросам, определение приоритетов деятельности и выработка перспективной банковской политики, наиболее эффективное использование кадрового потенциала банка,создание системы повышения квалификации персонала, определение рыночной доли и поддержание конкурентоспособности банка на рынке банковских услуг, изучение и анализ экономической конъюнктуры, готовность к принятию необходимых решений в меняющихся условиях, организация контроля за выполнением поставленных задач. Несмотря на многочисленность задач, решаемых банковским менеджментом, его следует рассматривать как единое целое. При этом выделяются два взаимосвязанных, но различных по характеру уровня управления: первый — управление текущими операциями банка, второй — планирование перспективной работы банка и подготовка к реализации целей банковской деятельности. Первый уровень —оперативное управление, включает процесс принятия текущих управленческих решений,поэтому значительная доля оперативного управления приходится на финансовый менеджмент. Выражается это в следующем: • управление ликвидностью коммерческого банка; • управление активами и пассивами; • анализ доходности отдельных операций и оценка эффективности работы различных подразделений банка; • управление различными видами рисков; • подготовка операций по предоставлению различных банковских услуг; • управление собственным капиталом банка; • анализ основных показателей деятельности банка. От организации управления финансами в банке зависит его положение на рынке, надежность банка,доверие клиентов и в конечном счете сумма прибыли, которая будет получена.Одной из главных проблем при управлении финансовыми ресурсами банка является обеспечение безопасности, в частности, комплекс мер по защите банковской документации, охрана помещений банка, предупреждение злоупотреблений и мошенничества,сохранность банковской тайны, так как ущерб, понесенный в результате разглашения банковской информации, может быть достаточно велик. Составной частью оперативного управления выступает и управление информационными потоками,которое осуществляется в нескольких направлениях. Во-первых — организация процесса передачи информации внутри подразделений, определение порядка их взаимосвязей,во-вторых — обеспечение всех сотрудников внутрибанковской информацией, в третьих — предоставление сотрудникам специализированных подразделений оперативной экономической информации, а также возможность ознакомления всех работников с нормативными законодательными актами и экономическими новостями. Наряду с этим к оперативному управлению относится и решение проблем рациональной организации труда и управления персоналом. Управление персоналом можно назвать «внутренним менеджментом» банка, затрагивающим все стороны труда банковских работников, с тем, чтобы их трудовые усилия оптимально использовались и приносили как достаточный материальный доход им самим, так и высокую прибыль банку. Кроме того, на первый план оперативного управления выходит необходимость построения организационной структуры коммерческого банка, формирование подразделений,отвечающих требованиям текущего периода. Стратегическое управление представляет собой управленческий процесс поддержания соответствия между целями банка и имеющимися у него ресурсами в условиях постоянно изменяющейся рыночной обстановки и правил государственного регулирования. Процесс банковской деятельности должен начинаться непосредственно с постановки банком задач на будущее, а также определения мер по их реализации, т. е. со стратегического планирования. Этот этап является самым ответственным, поскольку любые ошибки, допущенные в процессе планирования, неизбежно приведут в дальнейшем к негативным последствиям в работе банка. Первоочередной задачей стратегического планирования является формирование концепции развития банка, включающей объемы конкретного банка, сферы и направления деятельности, характер его деятельности.6 С концепцией развития непосредственно связаны цели банка. В процессе постановки целей развития вырабатывается банковская политика на перспективу, в соответствии с которой должен быть определен план мероприятий,направленных на реализацию поставленных целей на практике, — это стратегия банка. Ее роль состоит в поиске наилучших способов достижения желаемых результатов. Процесс стратегического планирования должен осуществляться непрерывно,корректируя действия банка в зависимости от меняющихся экономических условий,поэтому только постоянный анализ как рыночной ситуации, так и собственных возможностей позволит банку проводить четкую и целенаправленную банковскую политику. Одним из важнейших направлений банковского менеджмента выступает построение организационной структуры банка. От того, насколько сформированные подразделения будут соответствовать стратегии банка, дополнять, а не дублировать друг друга, взаимодействовать между собой, зависит дальнейшая работа банка, поэтому основная задача банковского менеджмента состоит в оценке необходимой для банка организационной структуры и поиска путей осуществления взаимосвязей со структурными подразделениями. Процесс построения организационной структуры коммерческого банка включает в себя три основных этапа. Первоначальный этап, закладывающий основы деятельности банка на перспективу, состоит в определении необходимых для данного банка структурных блоков, в состав которых входят руководящий блок, зарабатывающие подразделения(кредитный отдел, отдел операций с ценными бумагами, отдел валютных операций и др.), координирующий центр и аналитический центр, включающий маркетинговые исследования,финансовые прогнозы, оценку работы подразделений. Наряду с основными блоками банк может расширять свою организационную структуру в зависимости от размера,набора операций, целей и задач банка (см., например, гл. 3). Следующим этапом является организация работы всех подразделений банка. С этой целью коммерческий банк разрабатывает комплект внутрибанковской документации, способной обеспечить управление банковской деятельностью, — это документы, раскрывающие политику банка по основным направлениям деятельности, положения об отделах, которые должны оговаривать основные задачи и функции отделов, взаимодействия как внутри банка,так и со сторонними организациями, права и ответственность отделов, должностные инструкции, составляемые для каждой штатной единицы и содержащие функциональные обязанности сотрудников, их права и ответственность, условия работы, порядок взаимодействия подразделений. Такой комплект внутрибанковской документации существует в каждом банке и по мере развития дополняется инструкциями и указаниями руководства банка. В целом он призван наладить работу банковских подразделений,придать жизнеспособность организационной структуре банка, обеспечить согласованность действия различных подразделений. Третий этап процесса построения организационной структуры представляет собой организацию взаимосвязей между структурными единицами банка. Все банковские звенья в своей повседневной деятельности являются зависимыми друг от друга и находятся в непрерывных контактах, поэтому так важен процесс установления взаимосвязей. Как показывает банковская практика, взаимодействие может происходить во время осуществления нескольких процессов, основными из которых являются: принятие решения,осуществление документооборота, обмен передачи информации. Таким образом,главная задача организационного построения структуры коммерческого банка состоит в обеспечении возможности четкого и гибкого управления банковской деятельностью, взаимосвязей между структурными подразделениями банка. Оценка эффективности их работы периодически осуществляется аналитическим центром банка с целью выявления необходимости изменения организационной структуры банка в зависимости от конкретных обстоятельств и повышения тем самым доходности банковской деятельности. Следующим направлением банковского менеджмента выступает управление трудовыми ресурсами —кадровым потенциалом банка. Банки справедливо полагают, что кадры являются главным капиталом банка. Тем самым можно утверждать, что кадровый потенциал и результаты банковской деятельности тесно взаимосвязаны и, следовательно,управление кадрами является одним их важнейших элементов банковского менеджмента. Выделяют следующие основные тенденции управления трудовыми ресурсами: 1) разработка политики, регламентирующей прием на работу новых сотрудников, предъявляемые к ним условия. Прием на работу — первоначальный этап знакомства нового работника с коллективом и одновременно один из самых важных. Именно на этом этапе определяется характер человека, проверяются его качества, способности. От ответственного подхода к этому этапу зависит, насколько эффективной будет работа всего коллектива банка. Коммерческий банк должен разработать для себя систему критериев отбора, исключающую допуск в штат случайных сотрудников. Такая система должна учитывать образование и опыт работы, психологические характеристики,индивидуальные способности и стремления человека. Однако существуют еще и дополнительные факторы, способные повлиять на окончательный выбор. Каждый человек индивидуален, поэтому большое значение имеет личная беседа с принимаемым на работу, во время которой могут проявиться как положительные, так и отрицательные черты. Кроме того, необходимо дать оценку способностям человека,его стремлениям. Так, великолепные организаторские способности могут повлиять на выбор банка даже при отсутствии у будущего сотрудника каких-либо необходимых критериев. И наоборот, при личиной беседе может выясниться, что, имея соответствующее образование и стаж работы, человек не стремится к развитию,повышению своей квалификации. Очевидно, банку следует отказать такому претенденту; 2) формирование в банке системы морального и материального стимулирования работы коллектива.Коллектив банка представляет слаженную цепь, обеспечивающую эффективную работу банка, но каждым звеном в этой цепи является конкретный человек, который ежедневно преследует свои цели, одной из которых является получение заработной платы.Вопрос, каким должен быть уровень оплаты труда сотрудника, каждый коммерческий банк решает самостоятельно. Однако работа сотрудников будет эффективной только в том случае, когда их личные цели будут совпадать с целями банка. Для этого банку целесообразно обеспечить зависимость доходов, получаемых сотрудниками с прибылью банка. Эту задачу можно выполнить через систему премиальных выплат.При этом необходимо, чтобы каждый сотрудник чувствовал, насколько результаты его труда влияют на конечный результат деятельности банка. Поэтому система премий должна быть дифференцированной и зависеть от работы конкретного отдела и личного вклада сотрудников. Но, кроме того, необходимы и независящие от вклада поощрения, которые могут быть и общебанковскими, например, в праздники, и личными,например, ко дню рождения. Еще одним способом благодарности сотруднику могут стать, например, выплаты за выслугу лет, подчеркивающие, насколько банк ценит своих людей. Очень важное значение имеет и моральное поощрение; 3) обеспечение условий творческой реализации сотрудников. Системой, стимулирующей сотрудников к активности,- повышению своих знаний и квалификации, служит шкала должностных окладов. Естественно, что чем выше работник восходит по служебной лестнице, тем больше он получает. В банке такая система должна быть непреложной.Еще одним важным стимулом работы сотрудника является возможность творческой самореализации. Удовлетворение честолюбивых стремлений, профессиональный рост,желание сделать карьеру имеет для человека не меньшее значение, чем материальное поощрение. Поэтому банк должен обеспечить своему сотруднику проявление инициативы; 4) регулирование отношений в трудовом коллективе, формирование коллективных ценностей. По отношению к общебанковской жизни свои плоды приносят регулярные опросы сотрудников о необходимых мерах, которые должен принять банк для обеспечения нормальных условий работы. Кроме того, для банка важное значение имеет процесс принятия решения, в котором самое непосредственное участие должны принимать сотрудники.Однако для обеспечения творческой реализации необходима соответствующая атмосфера в коллективе. В каждом банковском коллективе формируется своя система ценностей, негласно регламентирующая правила поведения его членов, поэтому отношение к таким понятиям, как дисциплина, помощь коллегам, поддержка новых идей определяются именно сложившимися в коллективе представителями. Влияние на их формирование оказывают многие факторы, в частности, отношение руководства к коллективным ценностям, его точка зрения на данные вопросы, соответствие кадровой политики тем отношениям, к которым стремится коллектив, акцентирование внимания службы персонала при приеме на работу на людях с высоким уровнем культуры поведения, образования, отношение самих сотрудников к принимаемым на работу,процессы первоначального знакомства и входа в коллектив; 5) подготовка плана роста квалифицированных кадров, определение путей повышения квалификации сотрудников. С целью обеспечения повышения квалификации сотрудников банк должен разрабатывать специальный план, содержащий пути повышения квалификации сотрудников, методы стимулирования роста персонала, порядок подтверждения повысившегося уровня. Помимо этого банк может способствовать профильному совершенствованию своими силами: проведению круглых столов в банке, во время которых высококвалифицированные специалисты банка помогут разобраться в Сложных вопросах, в прохождении практики работниками в связанных с ними отделах, что поможет им лучше наладить взаимосвязи и ознакомиться с работой друг друга,организация внутри каждого отдела своеобразной «политинформации» по банковским вопросам, на которых начальник отдела может обсудить с подчиненными тенденции развития рынка банковских услуг, события российской экономики; 6) разработка плана социальной поддержки сотрудников. Такой план является дополнительным стимулом работы в банке. Каждый коммерческий банк разрабатывает свой план социальной поддержки сотрудников, который разрабатывается по следующим основным направлениям: предоставление скидок, льгот по медицинскому обслуживанию,организация туристических поездок работников, предоставление материальной помощи сотрудникам, организация спортивных мероприятий. Таким образом,управление трудовыми ресурсами — это самый тонкий, требующий психологического подхода процесс банковского менеджмента. От него во многом зависит -, насколько плодотворной и длительной будет деятельность банка. Следующим ведущим направлением банковского менеджмента выступает управление финансами банка с целью обеспечения его ликвидности и доходности. К наиболее важным аспектам деятельности коммерческого банка относятся объективная оценка уровня ликвидности банка и эффективное управление ею для того чтобы своевременно проводить платежи, возвращать средства с депозитных счетов, отвечать по другим обязательствам,банк уделяет большое внимание поддержанию ликвидности — оптимальному соотношению активов и пассивов. В практике банковского менеджмента не существует требований к организации и управлению финансами, поэтому каждому банку необходимо самостоятельно разрабатывать подходящие для себя формы процесса управления активами и пассивами. Главный критерий при этом должен заключаться в обеспечении возможности решения финансовым менеджментом его следующих основных задач: • поиск оптимальной структуры активов коммерческого банка, обеспечивающей минимизацию банковских рисков и высокую доходность; • построение оптимальной структуры пассивов коммерческого банка, способствующей минимизации расходов на их привлечение; • обеспечение баланса активов и пассивов банка по стоимости, срочности, соотношению чувствительных процентных ставок; • координация финансовых потоков и денежных средств с целью обеспечения ликвидности банка. В целом поиск оптимальной структуры активов каждый коммерческий банк осуществляет самостоятельно, но в рамках нескольких положений: выполнение банком экономических нормативов, разработанных в целях поддержания стабильности и устойчивости коммерческих банков, формирование банком достаточных первичных резервов (средств на счетах обязательных резервов, средств в кассе, на корреспондентских счетах, необходимых по его расчетам) для немедленного удовлетворения возможных требований клиентов,вторичных резервов (высоколиквидных ценных бумаг и краткосрочных кредитов надежных заемщиков), подкрепляющих первичные резервы и приносящих стабильный доход, размещение оставшихся средств в высокодоходные активы, минимизируя рискованность операций с тщательным предварительным анализом и последующим контролем и наблюдением за ситуацией на рынке. Построение оптимальной структуры активов не может осуществляться без анализа структуры ресурсов, которыми банк располагает. Управление финансами банка, должно проводиться взаимосвязано по активным и пассивным операциям банка, что обусловлено несколькими причинами: • соответствие сроков привлечения и размещения средств, для чего проводится анализ оптимального соответствия сроков и обязательств по выплатам и требованиям банка к заемщикам с тем, чтобы не допустить задержки в выплате средств; • баланс процентных ставок по активам и пассивам чувствительных к изменениям экономических условий, что необходимо для осуществления контроля за соответствием ставок с целью снижения процентного риска банка. • отдача ресурсов: привлеченные ресурсы не должны находиться в бездействии, так как это приводит к снижению доходности; • увязка доходов и расходов: доходы от размещения средств должны перекрывать процентные расходы, выплачиваемые за их привлечение. Одной из важнейших составляющих банковского менеджмента является управление пассивной частью баланса. Привлечение дополнительных ресурсов дает возможность банку получить средства для покрытия краткосрочных разрывов в ликвидности. Функция регулирования активов и пассивов возложена на координирующий центр, который решает задачи обеспечения ликвидности банка. Понятие ликвидности в данном случае предполагает доступность недорогих средств посредством реализации без потерь активов или привлечение дополнительных пассивов. Для этого данный центр в процессе своей деятельности должен решать следующие задачи: формирование в структуре размещенных средств необходимой доли ликвидных,/быстрореализуемых активов;определение направления вложений средств в зависимости от сроков привлеченных ресурсов с учетом аналитической плановой оценки; координация движения средств на корсчетах банка. Коммерческий банк в процессе своей деятельности одновременно осуществляет различные операции.Именно поэтому координирующий центр имеет для банка столь важное значение —центр должен аккумулировать информацию по всем структурным подразделениям, что даст ему возможность регулировать их деятельность. Управление коммерческим банком невозможно представить как управление отдельными операциями и направлениями банковской деятельности. Данные различных аналитических исследований должны собираться воедино с тем, чтобы рассматривать процесс работы банка в целом. Построение организационной структуры, организация взаимосвязей между подразделениями, управление финансами банка требуют увязки друг с другом с целью координации действия банка. Очевидно, что аналитические данные деятельности банка, влияние различных факторов на его работу невозможно учесть вручную, а тем более спрогнозировать последствия. Поэтому для полноценного управления коммерческим банком необходимо использовать современные технологии с целью создания специализированных систем, позволяющих помимо обработки получаемой информации моделировать результаты банковской деятельности.Исходя из этого в банке существует универсальная банковская система управления и информации (ОСУИ), позволяющая осуществлять управление на различных уровнях банковской иерархии, получать необходимую информацию, а также моделировать результаты деятельности банка в целом, его подразделений, а также по отдельным направлениям. Основная ее задача — максимально возможная информационно-техническая поддержка организации управления банка. Поэтому ОСУИ должна выполнять следующие функции: обеспечение необходимой экономической информацией сотрудников банка, информирование сотрудников о текущем состоянии дел банка, предоставление возможности моделирования различных рыночных ситуаций по направлениям деятельности на различных уровнях управления, прогнозирование результатов деятельности банка и его подразделений. Таким образом,четкое и правильное выполнение всех предполагаемых направлений банковского менеджмента поможет руководству банка наладить не только работу банка, но и обеспечить его рентабельность, финансовую устойчивость и конкурентоспособность на рынке банковских услуг.
7.2 Основные направления банковского маркетинга
Банковский маркетинг начал активно использоваться коммерческими банками России в середине90-х гг. Столкнувшись с ожесточающейся конкуренцией, банки стали вводить в свои структуры новые службы, перед которыми ставились задачи поиска наиболее реальных ниш на рынке банковских услуг и привлечение выгодных клиентов. Поэтому в условиях конкурентной борьбы среди российских коммерческих банков особое значение для успешной реализации услуг приобрели маркетинговые исследования. Их целью является выявление возможностей банка занять конкурентные позиции на конкретном рынке или его сегменте путем предложения банковских продуктов, более полно учитывающих спрос и требования клиентов. Банковский маркетинг можно определить как часть аналитической работы по управлению деятельностью банка, являющейся своеобразной основой для принятия решения и достижения банковской стратегии. Расширение деятельности осуществляется банком посредством поиска наиболее выгодных как имеющихся, так и будущих рынков банковских продуктов и услуг с учетом реальных потребностей клиентов. Исходя из этого одной из основных целей банковского маркетинга является привлечение новых клиентов как вкладчиков, так и заемщиков. Для этого банк разрабатывает и предлагает новые услуги, повышает качество уже имеющихся. В основу организации маркетинга положены следующие принципы: настроенность структуры банка и его сотрудников на достижение определенных маркетинговых целей,реализацию маркетинговой политики банка; комплексная организация маркетинга в банке, включая анализ, прогнозирование и планирование, стимулирование службы маркетинга в его развитии; повышение квалификации работников в области маркетинга, обеспечение контроля за маркетинговыми решениями. С учетом этого основными задачами маркетинга выступают: • обеспечение рентабельности банка в изменяющихся условиях рынка банковских услуг; • гарантирование ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков,поддержание имиджа банка; • максимальное обеспечение потребностей клиентов в банковских услугах; • комплексное решение коммерческих, организационных и социальных проблем коллектива банка; • исследование рынка. Решение задач банковского маркетинга осуществляется посредством маркетинговой стратегии,которая представляет собой связь между банком и рынком. Основными критериями,определяющими маркетинговую стратегию, являются: границы рынка банковских услуг, сформулированные долгосрочные цели банка, а также временные горизонты достижения этих целей. Выделяется несколько видов маркетинговых стратегий в зависимости от характера продвижения банковских услуг на рынке: стратегия проникновения на рынок, развитие рынка, разработка товара и диверсификация. В то же время с целью организации управления банковской деятельности маркетинговые стратегии рассматриваются с точки зрения поведения банка на рынке и его целей. В этой связи можно выделить следующие виды стратегий: стратегия освоения рынка, стратегия удержания позиций, стратегия выхода в лидеры, стратегия поиска выгод. Каждая стратегия решает свои задачи в соответствии с целями развития банка (табл. 8). Чтобы результаты маркетинговых исследований оказались плодотворными и принесли положительный эффект, требуется не только собрать интересующую информацию и проанализировать ее, но и выработать необходимые рекомендации, которые приведут к дальнейшему принятию решений и формированию банковской политики. При этом банк ведет работу по нескольким основным направлениям: изучение собственных возможностей банка,наблюдение за конкурентами, изучение ситуации на рынке банковских услуг, изучение потребностей потребителей банковских услуг (рис. 16). Для получения полной картины специалисты маркетингового отдела осуществляют прогнозирование ситуации на рынке с учетом динамики развития событий, прослеживают закономерности и выявляют тенденции развития рынка. Конечно, не все события возможно предвидеть, но при налаженной системе управления в коммерческом банке маркетинговая служба должна быть подготовлена к переменам на рынке. На основании выводов, сделанных по результатам маркетинговых исследований, банк получает возможность сформировать политику продвижения своих услуг на рынке. Таблица8. Основные маркетинговые стратегии банков Вид стратегии Стратегия освоения рынка Реальная оценка сложившегося ранка банковских услуг, поиск потенциальных клиентов, анализ возможного проникновения на рынок, разработка новых видов услуг, установление привлекательных тарифов и цен на услуги Стратегия удержания позиций Оценка позиций конкурентов, укрепление связей с имеющимися клиентами, совершенствование качества обслуживания, соответствие современным тенденциям на рынке Стратегия выхода в лидеры Массированная реклама банка, укрепление имиджа надежного банка, поиск новых клиентов, расширение сфер деятельности, повышение профессионализма кадрового состава Стратегия поиска выгод Оценка освободившихся ниш на рынке банковских услуг, привлечение клиентов обанкротившихся банков, предложение услуг с учетом текущего момента, рекламная политика, ориентированная на конкретные операции Рис.16. Основные направления маркетинговых исследований Она включает:перспективное место банка на рынке банковских услуг, выбор целевых рынков, т.е. тех направлений деятельности, на которых будут сосредоточены основные усилия и средства банка, области клиентской аудитории, т. е. группы клиентов, наиболее соответствующие перспективному развитию банка, ассортимент услуг, предлагаемых клиентам, ценовую стратегию, основные пути продвижения новых услуг на рынке,комплекс мер по поддержанию или изменению имиджа банка, основные способы осуществления конкурентной борьбы, перспективы выхода на другие рынки. Представленная таким образом политика реализации банковских продуктов служит опорным пунктом для формирования конкретных задач развития банка по основным, необходимым для него направлениям, что в свою очередь является основой для корректировки глобальных целей деятельности банка в зависимости от текущих условий. Реально политика продвижения услуг на рынке базируется на двух основных направлениях: выяснение круга лиц, для которых разработаны услуги (так называемая сегментация рынка) и доведение до их сведения информации о данных услугах. В основе сегментации рынка лежит характер банковских услуг (например, кредитные, специальные,инвестиционные) и структура клиентов (юридические, физические лица,банки-корреспонденты, государство). По способу общения с клиентурой маркетинг может быть активным и пассивным. Активный маркетинг включает прямой маркетинг, т. е. активную рекламу, использующую телевидение, телефон, почту; косвенный маркетинг — различные мероприятия,спонсируемые банком, опрос населения, проведение конференций, круглых столов,дней развития, на которых выясняется оценка клиентами качества и структуры банковских услуг, персональное общение с потенциальным клиентом, изучение его потребностей. К пассивному маркетингу относятся публикации в прессе о положении банка, выгодах от получения услуг, о перечне предоставляемых услуг и их стоимости и т. д. Таким образом,правильная маркетинговая политика банка позволит не только решить проблему привлечения клиентов, распространения имеющихся и новых услуг, но и повысить финансовую устойчивость и конкурентоспособность банка. Контрольные вопросы: 1. Что означает банковский менеджмент? 2. Каковы основные направления банковского менеджмента? 3. Каковы задачи банковского маркетинга? 4. Что означает сегментирование рынка? 5. Каковы основные виды стратегий банковского маркетинга? Какие задачи они решают? Глава 8.ЛИКВИДНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
8.1 Понятие ликвидности и факторы, ее определяющие
Основная задача банка при проведении операций — возможность своевременно вернуть денежные средства. В этих целях коммерческие банки должны так организовать свою деятельность, чтобы в любой момент можно было найти свободные ресурсы для исполнения обязательств. Для оценки такого положения банки используют понятие ликвидность, которая означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в денежные средства. Ликвидность имеет немаловажное значение не только для самого банка, являясь необходимым условием устойчивости его финансового состояния, но и для его клиентов. Высокая ликвидность является показателем того, что клиент в любой момент сможет вернуть вложенные средства или получить кредит в банке, а акционеров банка она защищает от принудительной продажи активов в случае наступления форсмажорных обстоятельств. При этом различают совокупную банковскую ликвидность и ликвидность отдельных кредитных учреждений. Совокупная банковская ликвидность в свою очередь имеет две трактовки: в широком смысле слова совокупная банковская ликвидность означает форму организации расчетно-платежного оборота банковской системы в соответствии с потребностями финансового капитала; в узком смысле — это сумма расчетных и квазирасчетных средств, сконцентрированных в банковской системе. Однако чаще говорят о ликвидности кредитной организации, или ликвидности банка. Ликвидность банка — это возможность исполнения актива в качестве средства платежа или быстрого и с минимальными потерями превращения финансовых активов в денежные средства. Банк считается ликвидным, если сумма его денежных средств, которую банк имеет возможность быстро мобилизовать из иных источников, позволяет своевременно выполнять обязательства перед клиентами. Таким образом,ликвидность банка является залогом его устойчивости и работоспособности, поскольку банк, обладающий достаточным уровнем ликвидности, в состоянии с минимальными потерями для себя выполнять присущие ему функции, а именно: • проводить платежи по поручению клиентов (обязательства по средствам на расчетных, текущих и корреспондентских счетах, зарезервированных для расчетов); • возвращать средства вкладчикам (кредиторам) как с наступившими сроками погашения, так и досрочно (например, по срочным депозитам); • удовлетворять спрос клиентов на денежные средства в рамках принятых на себя обязательств,например, по заключенным кредитным договорам, кредитным линиям, контокоррентному и овердрафтному кредитованию; • погашать выпушенные банком ценные бумаги; • отвечать по обязательствам, которые могут наступить в будущем, например, по забалансовым обязательствам (выданным гарантиям, доверительному управлению, наличным и срочным сделкам); • и др. Ликвидность коммерческого банка можно рассматривать как «запас» (стационарная ликвидность),«поток» (текущая ликвидность) и «прогноз» (перспективная ликвидность).Измерение ликвидности с точки зрения запасов предполагает оценку активов,которые могут быть превращены в денежные средства и направлены на погашение обязательств банка перед клиентами. Ликвидность — это запас, который характеризует ликвидность банка на определенный (данный) момент и показывает,есть ли у банка достаточные ресурсы для удовлетворения обязательств на этот момент.В этом случае, чтобы определить достаточность ликвидных активов, надо сравнить имеющиеся запасы с потребностями в ликвидных средствах. Однако такой подход достаточно узок и недостаточно полно отражает реальную сущность ликвидности., которая является крайне динамичной и изменчивой.' Проявляется это, в частности, в ситуации, когда банк обладает достаточным уровнем ликвидных активов для поддержания мгновенной или текущей ликвидности, но с течением времени — в связи с превышением входящего потока обязательств над потоком трансформации вложений в ликвидные активы — утрачивает способность отвечать по своим обязательствам. Кроме того, ликвидность как запас не учитывает возможность получения денежных средств на кредитных рынках. Устранение в определенной степени этих недостатков привело к оценке ликвидности как потока, который учитывает не только возможность обратить менее ликвидные активы в более ликвидные,но и способность получать кредиты и обеспечивать приток денежных средств от операционной деятельности. Чтобы реально оценить состояние ликвидности банка, нужны точные прогнозы потребности в денежных средствах, ожидаемого уровня ликвидности активов и поступления средств за определенный период времени. В этом случае прибегают к оценке ликвидности как прогноза, который показывает состояние ликвидности в будущем, т. е.позволяет определить ее прогнозные значения и динамические изменения с учетом влияния входящих и исходящих денежных потоков, образующихся при приобретении банком новых обязательств и требований, а также способность банка изменять структуру пассивов и активов. Прогнозирование осуществляется, как правило, на краткосрочную перспективу (от 1 до 3 мес). Однако стоит отметить, что несмотря на недостатки, наиболее используемое понятие — ликвидность как запас, в то время как в целях поддержания и управления ликвидностью наиболее эффективным является определение ликвидности как потока, так как именно такой подход позволяет оценить способность банка реально определять свое состояние,своевременно предотвращать ухудшение сложившегося объективно необходимого уровня ликвидности, а также изменять в течение определенного времени неблагоприятный уровень ликвидности. Ликвидность очень тесно связана с платежеспособностью банка и определяет ее. Платежеспособность —это способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам. Понятие платежеспособности является по сути более узким, чем понятие ликвидности, поскольку платежеспособность — статистический показатель деятельности банка. Данные понятия необходимо различать также и потому, что в банковской практике, и особенно в современных российских условиях, часто складываются ситуации, характеризующиеся краткосрочными разрывами в платежеспособности, когда банки, оставаясь ликвидными, не могут выполнять обязательства перед клиентами по проведению платежей. С одной стороны, это вызвано объективными трудностями и политической обстановкой в стране, с другой стороны, это говорит о неустойчивости банков и банковской системы в целом, так как разрывы в платежеспособности демонстрируют слабость финансового состояния и недостаточно высокое качество управления в российских банках. На ликвидность банка, как и на его деятельность в целом, действует огромное количество факторов разнонаправленного действия.. Поэтому при выявлении складывающихся отрицательных тенденций в области ликвидности коммерческие банки в своей деятельности вынуждены учитывать факторы, вызвавшие эти тенденции, анализировать их воздействие и вырабатывать рекомендации по изменению политики банка с целью предупреждения негативных последствий. Эти факторы подразделяют на внешние и внутренние, которые действуют на уровне самого банка и связаны с его политикой. Первые — банк может только учитывать в своей деятельности, а последние банк может не только учитывать, но и влиять на них,снижая отрицательные последствия от их воздействия. Внешние факторы носят объективный характер, банк должен максимально приспосабливать к ним свою кредитную политику (рис. 17). К внешним факторам относятся: 1. Экономическая и политическая обстановка в стране. Нестабильность общей политической и экономической обстановки в стране оказывает прямое воздействие на нестабильность банковской системы в целом и коммерческого банка как его составляющего звена. Она не дает возможность банку правильно сформировать учетно-ссудную политику, ограничивает возможность расширения объема финансовых операций банка, приводит к потере доверия к банку со стороны населения, что ведет к несоответствию сроков платежей по кредитам и срокам выполнения обязательств по вкладам, так как клиенты стараются раньше срока изъять денежные средства из банка, что требует наличия достаточно больших резервов в банке. В то же время растущая инфляция, экономическая нестабильность также приводят к периодическому, незапланированному оттоку денег из банка, что ведет к ухудшению ликвидности банка и соответственно к снижению платежеспособности; 2. Эффективность государственного регулирования и контроля. Коммерческие банки испытывают на себе весь спектр воздействия государственных мер денежно-кредитного регулирования. Непосредственное влияние на ликвидность и платежеспособность оказывают следующие моменты: • рестрикционная политика центрального банка (повышение ставки рефинансирования центральным банком, изменение норм обязательного резервирования, минимального размера собственного капитала, установление обязательных экономических нормативов оказывают воздействие на структуру и эффективность активных и пассивных операций банка); • фискальная политика государства, т. е. уменьшение или увеличение взимаемых налогов,приводит соответственно к увеличению или уменьшению прибыли банка, что отражается на его платежеспособности и соответственно на ликвидности (банк в целях повышения прибыльности уменьшает долю ликвидных активов в пользу высокоприбыльных активов); • в операции центрального - банка на открытом рынке с государственными ценными бумагами и иностранной валютой. Для поддержания ликвидности коммерческого банка, а соответственно и их кредитной активности центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко, используются перекупочные соглашения,по, которым центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенное время осуществят обратную сделку, т. е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой (операции РЕПО); 3. Состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг. Этот фактор показывает характер перераспределения временно свободных денежных средств между участниками финансового рынка и, в частности, между банками. Так, высокий уровень развития рынка дает возможность банкам быстро привлечь средства в целях поддержания ликвидности, а стабильное состояние рынка ценных бумаг обеспечивает возможность быстрой реализации ценных бумаг при необходимости. Данный фактор оказывает воздействие на степень ликвидности активов, так как необходимым условием ликвидности является сложившийся рынок для их реализации. Денежный рынок —это рынок, на котором обращаются денежные средства сроком до одного года, в частности, это могут быть кредиты сроком до одного года, ценные бумаги со сроком погашения до одного года. 4. Возможность поддержки со стороны государства. Этот фактор проявляется через проводимую денежно-кредитную политику правительства и центрального банка, например,возможность получения государственных кредитов из ресурсов центрального банка. 5. Совершенство законодательства (если в законе есть указание на то, что каждый коммерческий банк должен иметь денежные средства в центральном банке, это обеспечит хотя бы минимальную ликвидность); 6. Надежность клиентов и партнеров банка. С одной стороны, уменьшение счетов до востребования в пользу срочных приводит к повышению ликвидности, так как у банка появляется большая уверенность, что в определенный период времени выплат по обязательствам не будет. С другой стороны, надежность банков-партнеров приводит к тому, что они в любой момент могут помочь с денежными средствами при помощи предоставления межбанковского кредита. Внутренние факторы напрямую связаны с его деятельностью, поэтому, изменяя внутреннюю или внешнюю политику банка, можно ограничить воздействие факторов, которые вызывают отрицательные колебания в ликвидности. Так, создание филиалов, децентрализация полномочий и целей (инструменты внутренней политики банка) приводит к повышению ликвидности и соответственно платежеспособности банка, так как каждый филиал имеет собственные средства, занимается определенными операциями, что может служить дополнительным источником средств для головного банка. В то же время специализация и разнообразие банковских услуг (как элементы внешней политики)повышает ликвидность. Привлечение средств за счет выпуска собственных ценных бумаг, а не путем привлечения денежных средств во вклады приводит к меньшему или равному нулю риску преждевременного требования денежных средств у банка, а, следовательно, при разумной политике банка уменьшает риск неоплаты требований. К внутренним факторам относятся (рис. 18): 1. Качество управления деятельностью банка. Профессионализм и уровень квалификации руководителей и работников банка оказывает воздействие на состояние ликвидности коммерческого банка. Руководство банка отдает предпочтение уровню ликвидности и обеспечивает принятие решений, которые касаются управления ликвидностью. Значительное воздействие на качество функционирования банка оказывает также и квалификация персонала банка. Данный фактор является ключевым в обеспечении ликвидности банка; 2. Достаточность собственного капитала банка. Значительная величина капитальной базы банка положительно сказывается на уровне
Рис.18. Внутренние факторы
его ликвидности, поскольку собственный капитал, выполняет роль амортизатора в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, которые повлекут изъятие средств и как следствие вызовут кризис ликвидности или платежеспособности. Обеспеченность собственным капиталом в большей степени связана с платежностью банка, т. е. банк, имея собственные средства, может рисковать и может проигрывать собственный капитал,и тем не менее его репутация не падает, так как он потеряет собственные средства, а не средства вкладчиков. Поэтому банки стремятся увеличивать свой капитал. Минимально допустимая величина регулируется законодательно (Инструкция ЦБ РФ от 16 января 2004 г. № 110-и «Об обязательных нормативах банков»,Базельское соглашение в западных странах); 3. Качество и устойчивость ресурсной базы банка. Ресурсная база является определенным фактором для объема и степени развития активов операций банка. Поэтому наличие в пассивах, большой доли ценных бумаг, срочных вкладов дает банку большую уверенность в его ликвидности; 4. Степень зависимости от внешних источников заимствования. Чем сильнее выражена у банка такая зависимость, тем серьезнее могут оказаться проблемы в случае возникновения даже временной неплатежеспособности. Кризис межбанковского рынка, развивавшийся в августе 1995 г., показал степень неустойчивости банковских структур при возникновении кризисной ситуации. Сила воздействия данного фактора зависит от запаса финансовой прочности банка, а также от проводимой банком политики; 5. Сбалансированность активов и пассивов по суммам и срокам. Чем более краткосрочны активы, тем выше ликвидность и соответственно наоборот. В этом случае говорят о золотом правиле:«активы по срокам должны совпадать с пассивами по срокам». Такая сбалансированность практически исключает возможность возникновения кризиса ликвидности и платежеспособности в банке, так как обязательства банка будут обеспечивать своевременное выполнение обязательств без убыточной реализации активов: Чем выше согласованность, тем сбалансированнее проводимая банком политика, выше его ликвидность, устойчивее финансовое состояние; 6. Степень риска отдельных активных операций. Означает вероятность потерь при реализации активов или риск невозврата вложенных средств. Рискованность активов зависит от факторов внутреннего и внешнего порядка, таких как: • стратегия банка при размещении средств; • структура и качество его кредитного портфеля; • активность инвестирования в ценные бумаги; • качество проводимого финансового анализа; • состояние реального сектора экономики, государственных финансов. Чем выше риск активных операций банка, тем больше вероятность возникновения потерь при трансформации активов в денежные средства, а это отрицательно скажется и на его ликвидности. 7. Доходность активов банка. Чем больше доля работающих активов в балансе банка и выше их эффективность, доходность, тем устойчивее финансовое состояние банка. Рост доходности взаимосвязан с увеличением риска, в связи с чем повышается требование к ликвидности; 8. Структура и диверсификация активов. В процессе управления ликвидностью особое внимание следует уделять структуре активов. Для осуществления расчетно-кассового обслуживания клиентов, возврата средств до востребования банку необходимо иметь определенный запас высоколиквидных активов. Учитывая их низкую или нулевую доходность, банк должен поддерживать долю этих активов на минимально возможном уровне, достаточном для того, чтобы оставаться платежеспособным и ликвидным. Диверсификация активов, т.е. размещение их по различным направлениям, оказывает положительное воздействие на уровень ликвидности, поскольку совокупный риск активов снижается. Однако не следует допускать и излишней диверсификации — это может привести к неуправляемости портфеля активов, росту организационных издержек. При диверсификации активов необходимо учитывать воздействие финансовой устойчивости клиентов банка и банков-партнеров, так как это в значительной степени влияет на устойчивость финансового положения банка, перспективы его развития. Для того чтобы избежать потерь, вызванных, например, невозвратом кредитов или необходимостью нести ответственность по гарантийным обязательствам за несостоятельных клиентов, банку необходимо отслеживать изменения в финансовом состоянии клиентуры, изучать потребности и финансовое положение потенциальных клиентов, а также стремиться к получению максимально достоверной и всесторонней информации о своих партнерах. Ликвидность коммерческого банка, таким образом, базируется на постоянном поддержании посредством оперативного управления объективно необходимого соотношения между тремя составляющими: собственным капиталом банка и привлеченными средствами, с одной стороны, и размещенными средствами — с другой. Осуществление этой цели предполагает анализ, контроль и управление активами и пассивами банка.
8.2 Методы управления ликвидностью
Ликвидность очень тесно связана с прибыльностью банка. Чем выше ликвидность, тем прибыль банка ниже. Связано это с тем, что наиболее ликвидные активы (резервы в центральном банке, касса, средства на корреспондентском счете) приносят минимальный доход,а высокоприбыльные (вложения в долгосрочные ценные бумаги, долгосрочные кредиты) — имеют низкую ликвидность. Для устранения такого противоречия (между прибыльностью и ликвидностью) банк занимается управлением ликвидностью. С этой целью он разрабатывает, а затем и применяет целую совокупность мер по поддержанию оптимального уровня ликвидности, который обеспечивал бы удовлетворение спроса клиентов банка на денежные средства и в то же время не снижал рентабельность активов и прибыль банка, так как избыточная ликвидность негативно влияет на доходность банка. В краткосрочном плане банку выгодно поддерживать ликвидные активы на минимальном уровне —достигается наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов, которое при соблюдении определенных принципов управления обеспечит доходность проводимых операций. В долгосрочном плане предпочтительным вариантом оказывается поддержание относительно высокого уровня ликвидности, что, однако, противоречит достижению более высокой доходности, но будет способствовать упрочению финансового состояния банка. Все это приводит к тому, что перед руководством банка ежедневно возникают вопросы: в какие финансовые инструменты, на какие сроки и с каким риском можно разместить имеющиеся средства или же какой приток заемных средств необходим, чтобы, с одной стороны,обеспечить приемлемый уровень доходности вложений, с другой — не испытывать нехватки средств для обеспечения обязательств в настоящем и в будущем. В зависимости от специализации, особенностей клиентской базы, проводимых операций и многих других факторов управление ликвидностью в различных банках существенно различается. В настоящее время существует несколько основных направлений и теорий, в соответствии с которыми осуществляется управление ликвидностью. При управлении активами банк определяет пути размещения собственных и привлеченных средств таким образом, чтобы при минимальном риске получить максимально возможный доход, оставаясь при этом ликвидным. При управлении пассивами банк определяет не только политику управления размером собственного капитала и привлеченных средств, но и их оптимальную структуру с целью дальнейшего эффективного использования в активных операциях. Однако чаще всего применяют комплексный метод сбалансированного управления активами и пассивами. При этом используется портфельный подход к управлению ликвидностью через согласованное управление активами и пассивами банка. Управление активами осуществляют следующими основными методами: общего фонда средств, конверсии активов, научного управления. Управление активами заключается в эффективном размещении имеющихся ресурсов, т. е.максимизации возможных доходов при минимальном риске и поддержании при этом ликвидности банка. Чтобы банк сохранил ликвидность, его активы должны удовлетворять ряду критериев: • определенная доля актива должна находиться в высоколиквидной форме, т. е. должен поддерживаться достаточный уровень резервов первой очереди. К таким активам относятся наличные деньги и платежные документы, а также средства на корреспондентских счетах, открытых в центральном банке и в банках — нерезидентах стран из числа«группы развитых»; депозиты, размещенные в центральном банке; • часть активов банка можно продать или передать кредиторам в короткие сроки и с минимальными потерями (этому критерию удовлетворяют резервы второй очереди: вложения в государственные ценные бумаги, валюту, драгоценные металлы, средства на корсчетах в банках-корреспондентах, в банках —нерезидентах стран, не входящих в «группу развитых», в СКВи в иностранных валютах с ограниченной конвертацией, кредиты и другие платежи в пользу банка сроком исполнения в ближайшие 30 дней, межбанковские кредиты, предоставленные на срок до 30 дней); • если определенная доля его активов является своевременно погашаемыми краткосрочными ссудами; • ликвидность банка можно планировать, воздействуя на срочную структуру активов банка, т. е.применяя «ступенчатость» погашения кредитов и возврат инвестированных средств; • значительное воздействие на ликвидность банка оказывают факторы риска и качества активов банка, так как от этих показателей напрямую зависит своевременное возвращение средств в банк. Метод общего фонда средств является одним из простейших для применения на практике. Средства,которые в процессе своей деятельности размещает коммерческий банк, поступают из различных источников и обладают различными качествами. Сущностью данного метода является объединение всех имеющихся ресурсов для дальнейшего их распределения между активами в соответствии с предпочтениями банка. До тех пор пока размещение средств соответствует достижению поставленных банком целей, при проведении конкретных активных операций не учитываются источники средств, за счет которых они осуществляются (рис. 19). При размещении средств в этом случае необходимо так сформировать структуру активов, чтобы одновременно учитывать требования и ликвидности, и доходности, т. е. банк должен предварительно установить определенные параметры и приоритеты своей деятельности. Прежде всего, он должен установить долю высоко ликвидных активов,которая пойдет на проведение платежей по счетам клиентов, погашение обязательств до востребования и требований к банку, по которым наступает срок платежа, т. е. обеспечить мгновенную ликвидность. Банк, у которого наблюдаются сильные колебания в ресурсной базе, должен создавать значительные резервы второй очереди, например, в форме вложений в государственные ценные бумаги или краткосрочных межбанковских кредитов и депозитов, чтобы отвечать по внезапно возникшим обязательствам. Первичное размещение средств из общего фонда осуществляется на цели поддержания ликвидности. Однако, как говорилось ранее, требование ликвидности противоречит прибыльности функционирования банка. Поэтому при определении доли высоко ликвидных активов и ликвидных активов следует учитывать данное обстоятельство и минимизировать долю этих активов для достижения более высокой доходности. Дальнейшее распределение средств общего фонда должно проводиться в соответствии с приоритетами банка и основными направлениями его деятельности.
Рис.19. Метод общего фонда средств
Основной доходной статьей банка являются проценты, полученные по выданным кредитам. Поэтому следующий этап размещения Средств заключается в формировании кредитного портфеля банка. Однако при этом необходимо учитывать тот факт, что данный вид вложений — один из наиболее рискованных и повышение рискованности активов ведет к снижению ликвидности банка в результате потенциального невозврата основной суммы долга и процентов по ней. Следующим этапом размещения средств является формирование портфеля корпоративных ценных бумаг с различным сроком погашения. Данный вид вложений считается относительно более доходным, но и достаточно рискованным. Метод общего фонда средств на практике применяется коммерческими банками в основном при наличии избытка денежных средств и высокого профессионализма сотрудников. Этот метод имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства состоят в том, что он предоставляет руководству банка значительную свободу в выборе направлений вложений средств и видов проводимых банком активных операций, так как при формировании политики часть имеющихся средств выделяется на поддержание ликвидности банка, а остальные средства вкладывают в зависимости от приоритетов банка в операции, приносящие доход. Недостатками метода выступают, во-первых,то, что определение структуры размещения средств руководством банка может быть достаточно субъективным, а, следовательно, принести дополнительный риск в деятельности банка; во-вторых, с точки зрения поддержания ликвидности данный метод является недостаточно корректным, поскольку в нем отсутствуют четкие ориентиры по установлению достаточного уровня ликвидности активов. В определенной степени разрешает указанные недостатки второй метод — метод распределения активов (конверсии средств). Суть метода заключается в сопоставлении по срокам и суммам активов и пассивов банка. Источники и основные направления размещения средств группируются и сопоставляются таким образом, чтобы средства определенной группы пассивов размещались в определенные группы активов с учетом доходности вложений и поддержания ликвидности банка (рис. 20). Основа метода заключается в том, что количество ликвидных активов, необходимых банку для поддержания ликвидности,напрямую зависит от источников привлечения ресурсов. При использований данного метода делается ставка на размещение источников, т. е. неустойчивые и краткосрочные пассивы для поддержания мгновенной и текущей ликвидности банка направляются в высоко ликвидные активы, а более долгосрочные пассивы соответственно вкладываются в менее ликвидные, но более доходные активы, например,в кредитный портфель банка. Применение метода конверсии средств снимает проблему определения срочной структуры активов, возникающей при использовании метода общего фонда. Рис.20. Метод распределения активов (конверсии средств)
Временная структура активов определяется исходя из имеющихся у банка ресурсов. В банке создаются так называемые «центры ликвидности — прибыльности», через которые производится размещение имеющихся источников средств. Эти центры также называют банками внутри банка, поскольку размещение средств из каждого центра осуществляется независимо от размещения средств из других центров. На начальном этапе руководство банка должно определить принадлежность средств к различным центрам и определить порядок их размещения. В данном случае будут иметь значение такие показатели, как нормы обязательного резервирования, устанавливаемые центральным банком, а также скорость оборота средств, так как они устанавливают ограничения на дальнейшее распределение и инвестирование пассивов. На практике этот метод управления ликвидностью применяется следующим образом. Первичные резервы формируются за счет вкладов до востребования и средств на текущих и расчетных счетах. Связано это с тем, что оборачиваемость средств данной группы велика,поэтому основная их часть будет помещена именно в высоко ликвидные активы.Часть средств до востребования может быть также помещена во вторичные резервы,например, инвестирована в краткосрочные государственные ценные бумаги. При наличии стабильных остатков на счетах до востребования на балансе банка часть их может быть помещена в краткосрочные кредиты надежным заемщикам. Использование первой группы пассивов будет наиболее полным, т. е. будут соблюдены требования к ликвидности, при этом банк получит доход от краткосрочных вложений в государственные ценные бумаги и кредиты. В отличие от привлеченных средств до востребования средства, привлеченные на срочной основе,обладают большей стабильностью, но оборачиваемость их значительно ниже. Поэтому требования к покрытию данного вида средств несколько ниже, чем по средствам до востребования, они могут быть использованы в операциях, приносящих банку основной доход, т. е. для кредитных вложений, а также для инвестирования в ценные бумаги различных эмитентов с различными сроками погашения. Собственные средства банка могут быть использованы в операциях по формированию имущества банка, т. е. вложения в здания, оборудование, транспорт, телекоммуникации,необходимые для нормального функционирования банка. За счет этих средств также может осуществляться долгосрочное кредитование, долевое участие банка,инвестиционные вложения в ценные бумаги. Таким образом, средства данной группы пассивов тоже используются для получения банком дохода. Как и предыдущий,этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Главное преимущество: под средства каждой группы пассивов фактически создается определенный резерв ликвидных активов, размер которого зависит от степени влияния данной группы пассивов на риск несбалансированной ликвидности. Этот метод позволяет банку поддерживать и планировать свою ликвидность, обеспечивая размещение средств в активы в соответствии со срочностью пассивов, а также позволяет корректировать объемы привлечения и размещения средств в зависимости от значимости операций для банка, доходности активов, издержек на привлечение пассивов, рискованности размещения средств, стабильности ресурсной базы и других факторов. .Применение данного метода снижает риск ликвидности для банка благодаря осуществлению взвешенной политики в области активов и пассивов. Накопление определенного запаса ликвидных активов и пассивов в балансе повышает шанс клиентов на своевременное удовлетворение их требований, а самому банку гарантирует относительную стабильность и минимум убытков, если будет необходимо привлечь внешние источники ликвидности. К недостаткам метода конверсии можно отнести то, что применение на практике основного принципа (создание резерва ликвидных активов под определенную группу пассивов)приводит к уменьшению доли работающих активов, что в свою очередь сказывается на его развитии. По сравнению с методом общего фонда средств данный метод позволяет несколько снизить размер резервов ликвидных средств под обеспечение обязательств банка, так как в нем учитываются качественные различия групп пассивов. Кроме того, существует такая проблема, как практически определить оптимальных размер резерва ликвидных средств, необходимый для обеспечения банка, из-за неоднозначности выбора групп средств. Этот метод опирается на средний, а не предельный уровень ликвидности,что не всегда приводит к оптимальному соотношению прибыльности и ликвидности.Стоит отметить и неоднозначность влияния отдельных активов на изменение ликвидности, например, при подъеме экономики растет количество вкладов, что приводит к увеличению нормы обязательных резервов, но в этом случае увеличивается и потребность в кредитах, в то время как средств в кредиты будет направлено меньше, что уменьшит прибыль банка. Этот метод предполагает независимость источников средств от путей их размещения, хотя на практике такое бывает нечасто, например, банк, стараясь привлечь новых клиентов, обещает льготные кредиты, но на деле привлекает деньги на счет до востребования, а кредиты предоставляет как на короткий, так и на длительный срок, что нарушает ликвидность банка. Два метода,рассмотренные ранее, сводятся к применению простейших примеров научного управления для анализа связей между различными статьями актива и пассива. Они показывают пути размещения всех доступных для инвестирования средств таким образом,чтобы обеспечить достаточную норму прибыли, осуществляя операции в пределах ограничений ликвидности, установленных руководством банка (т. е. изнутри) или органами банковского контроля (т. е. извне). Более сложная методика предполагает научный подход к решению управленческих проблем с использованием прогрессивных математических методов и ЭВМ для изучения взаимодействия элементов в сложных моделях. Этот подход требует определения целей, установления связей между различными элементами проблемы, идентификации переменных, находящихся и не находящихся под контролем руководства, оценки возможного поведения неконтролируемых переменных и выявления тех внутренних и внешних ограничений,которые регламентируют действия руководства. Одним из таких методов является линейное программирование. Этот метод увязывает проблему управления активами с проблемой управления пассивами, с учетом ограничений в отношении как прибыльности операций, так и ликвидности. Модель линейного программирования — это метод математического моделирования, выражающий взаимосвязь различных элементов принятия решений в стандартной математической форме. Модель использует один из стандартных вычислительных методов, например,симплекс метод, для определения оптимального сочетания элементов, подлежащих контролю со стороны лица, принимающего решения. Линейное программирование представляет собой модель, приводящую к единственному оптимальному решению, так что характер ограничений должен быть точно известен или поддаваться расчету. Целевая функция должна быть непрерывной, т. е.коэффициенты решающих переменных должны допускать возможность задавать им любые значения. Модель линейного программирования требует формирования цели, которая должна быть оптимизирована.Оптимизация в данном случае должна состоять в максимизации прибыли от размещения активов. Примером такой модели может служить система уравнений: П = 0,04Л1 + 0,05А2 + 0,06ЛЗ + 0,07Л4-> max, (т. е. прибыль Date: 2015-06-08; view: 1379; Нарушение авторских прав |