Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восточная цивилизация





Азиатско-тихоокеанский регион представляет собой бурно развивающуюся, слабо интегрированную (в отличие от Запада), многочисленную по населению и традиционно устойчивую часть света. Региональной державой, возглавляющей процессы в регионе, является Китай, чья численность населения уже перевалила рубеж в миллиард человек. Позиции Пекина по региональной политике являются скорее не зоной влияния, за зоной уважения, так как соседние государства с огромным почтением относятся к стремлениям Китая. Это позволяет державе лавировать в отношениях с другими цивилизациями.

Темпы экономического роста позволили ряду аналитиков в свое время предположить, что Китай со временем станет сверхдержавой, однако такие выводы преждевременны в силу ряда обстоятельств:

§ конфликт между экономической и политической системами рождает ряд противоречий;

§ никто не уверен в том, что Китай и дальше продолжит наращивать экономический потенциал теми же темпами, что и сейчас;

§ общая бедность сохраняется, несмотря на экономический рост.

Геополитические планы Китая сводятся к концепции «Большого Китая» — расширению своих политических и экономических возможностей через различные структуры и методами общей дипломатии, однако интеграционные процессы значительно ниже, чем в ЕС: Например, в регионе действуют всего лишь несколько крупных региональных организаций. АПЕК, АСЕАН и Шанхайская конференция, что недостаточно для равноценного западному регионального сотрудничества.

Также имеет место этническая экспансия Китая в соседние страны, когда небольшие численно группы китайцев выезжают в другую страну и создают там индустрию, которая дает возможность нелегально проникнуть большому числу мигрантов. Основными странами, подвергшимися такой экспансии, оказались Россия, Казахстан, Монголия, а равно страны южнее Китая – Таиланд, Вьетнам, Непал, Австралия.

Расселение по региону населения страны неравномерно: большая численность населения на восточном берегу страны контрастирует с относительной малочисленностью населения в Западных провинциях. Современная концепция защиты побережья с приоритетами первых островов дают Китаю возможность заниматься перевозками и экспортом через речные порты, отсюда и такой контраст, сложившийся исторически.

Идеологическое обоснование китайской государственности, основанное на коммунистических идеях, разбавленных конфуцианской философией, восхваляющей жесткую иерархичность, делает претензии Китая не только понятными для соседних стран, в целом согласных участвовать как второстепенные страны в жизни этой имперской системы, но и уважаемыми и близкими, обозначенными временем и судьбой. Именно отсюда страны, принадлежащие региону, никогда не противоречат политике Пекина, высказывая либо нейтральные, либо дружественные оценки.

Нерешенные проблемы вроде проблемы Тайваня или спорных для Японии с Россией территорий встречают заинтересованность США, активно участвующих через Японию в делах региона, и полный нейтралитет других азиатско-тихоокеанских государств, заявляющих, что это «личное дело Китая».

Историческое противостояние Китая и Японии ставит перед США дилемму работать либо с Японией, либо с Китаем, причем именно эти противоречия должны будут решаться в течение следующей четверти века. У Китая в плане построения своего геополитического ареала есть несколько вариантов:

§ создание антигегемонистического союза ряда бедных государств;

§ союз с Японией и переход к новой модели сотрудничества с США;

§ переход к большей степени интеграции в регионе и доступ к природным богатствам Сибири.

Социо-культурное и экономическое давление на азиатско-тихоокеанский регион оказывают не только США и Япония, где к тому же размещена американская военная база. С Запада сильное влияние оказывает Индия и близкие к ней страны. С севера уступает свои позиции Российская Федерация.

Особую проблему представляет собой корейский вопрос. Это наиболее крупная с политической точки зрения региональная проблема, являющаяся источником нестабильности и множества противоречий. Первая позиция – это безъядерный статус полуострова в свете ядерной программы Северной Кореи. Концепция построения Большого Китая рассматривает весь полуостров в зоне своего политического интереса, а затем дальнейшей интеграции полуострова в свое пространство. Этому противодействует близкая географически Япония, которая рассматривает полуостров как объект своих геополитических интересов.

Другой нестабильной, но менее динамичный регион, прилегающий к азиатско-тиоокеанскому – это Индонезия, где национально-религиозные проблемы являются ключевыми в вопросах внешней политики и участия в их делах Китая. Напомню, что половина населения Индонезии мусульмане, также есть огромная китайская диаспора.

В регионе практически нет собственных этнических проблем, в частности, и благодаря Китаю, который сам по себе является государством-нацией, регулирующим отношения между другими национальными государствами. Кроме этого, нет жестких религиозных разногласий, которые способны внести нестабильность или стать основанием для затяжных территориальных или других материальных споров.

Китайские диаспоры в других странах располагают средствами, равными (по разным подсчетам) или близкими к собственному ВВП Китая, что является основным поступлением средств в экономически все еще отстающий регион. Также огромную роль играют американские инвестиции.

3- Общая характеристика культуры Древнего Китая

Среди культур «века бронзы» азиатского региона одной из древнейших является культура Китая, на основе которой, по словам О. Шпенглера, «формируется конфуцианско-даосистский тип культуры».

На территории Китая постоянно возникали и сменяли друг друга различные государства, но при этом на протяжении веков она сохраняла единство и целостность. В истории китайской цивилизации выделяют следующие этапы:

1. 18-12 вв. до н.э. - эпоха Шан (или Инь). Период, когда начинается имущественное расслоение, во главе государства стоит ван, закладываются основания мифологии, письменной культуры.

2. 12-5 вв. до н.э. - эпоха Чжоу, в этот период территориальная целостность сменялась раздробленностью и нестабильностью. Появление ирригационных систем, расширение торговли.

3. 5-2 вв. до н.э. - эпоха Чжаньго («Воюющих царств»).

4. 221-210 гг. до н.э. - эпоха Цинь.

5. 206 г. до н.э.-220 гг. н.э. - эпоха Хань.

После 220 г. н.э. Китай вступает в иную полосу своей истории и культуры, но сохраняет бережное отношение к своим традициям и обычаям. Во 2-3 вв. н.э. в Китай приходит буддизм, который оказал значительное влияние на дальнейший культурно-исторический процесс в регионе [3].

Социокультурные особенности древнекитайской цивилизации:

а) традиционализм, т.к. основой накопления и передачи культурно-исторического опыта выступала традиция, регламентирующая все стороны жизни человека и социума; при этом любые проявления индивидуальности подавлялись, а действия, соответствовавшие традиции, рассматривались как образцы высшей доблести.

б) система ценностей древнекитайской цивилизации, с домининированием государственных интересов и социально чиновничьей иерархией, представляла собой бюрократическую пирамиду. Характерными чертами культуры здесь, поэтому являются организованность, стабильность, бюрократизация, доминирование ритуала и «церемоний».

в) древнекитайская цивилизация яркий пример восточной деспотии, в которой жизнь индивида подчинена интересам коллектива. Государство как «целое» - гарантия хозяйственной деятельности, территориальной целостности и порядка. Во главе государства стоял наследственный монарх, но монархия носила патриархальный характер, права и обязанности в обществе уподоблялись семейно-родственным. Поэтому возможность повышения социального статуса индивида зависела от успешного прохождения государственных экзаменов, следованию готовым стереотипам и предписаниям традиций и ритуала. В то же время приоритет государственных интересов обусловил специфику мифологических представлений, морально-этических учений, философских школ, религиозных верований [1].

Китай расположен в Центральной и Восточной Азии, омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, водами Тихого океана. Это одно из крупнейших государств в мире по площади и по численности населения. Сегодня его население - больше 1 миллиарда человек.

Прежде, чем говорить об истории Китая, надо иметь в виду особенности мировоззрения китайцев.

В Китае историография появилась еще в древние времена. Но историю китайцы понимали иначе, чем понимаем ее мы. Весь мир для них был историческим повествованием. Китайцы понимали историю как «древность-современность» - гу-цзинь и не замечали разницы между мифом и реальной историей.

1. В Древнем Китае решающую роль играли племена ся и шан. Их соперничество закончилось победой племени шан (XVIII в. до н.э.).

2. Именем племени чжоу называется большой период в древней истории Китая (XII -III вв. до н.э). Время династии Чжоу делится на три периода: Западное Чжоу, Восточное Чжоу и Чжаньго (так называемая «Эпоха воюющих царств»).

3. Иногда особо выделяется период Чуньцю («Весна и осень») - V - VIII вв. до н.э.

4. Завершающей в истории Древнего Китая была империя Хань (206 - 220 гг. до н.э.). Каждая из империй формировала своеобразие культуры Китая. В периоды Чуньцю-Чжаньго возникают главнейшие этико-философские школы Древнего Китая, получившие яркое выражение в учениях Конфуция (конфуцианство), Лао-цзы (даосизм), Мо Ди (моизм). Эти периоды вошли в историю философии Китая как эпоха «Соперничества ста школ», определивших лицо интеллектуальной традиции Китая [7].

Первым императором в Китае был Фу си. По преданиям, он научил людей строить хижины, ловить рыбу и охотиться, следить за сменой времен года. Он был создателем древнекитайской письменности, ввел обмен и торговлю, положил закон о браке. Фу си дал древним китайцам понятие разума, который дарует людям Небо. С этого времени развивается китайская культура.

Духовная атмосфера древнекитайской жизни очень схожа с духом семьи, так как монарх считался отцом народа, и это способствовало полной зависимости индивида от общества и государства. Обязанности каждого китайца сводились к пяти основным: императора и народа; отца и детей; старшего и младшего братьев; мужа и жены; друга по отношению к другу.

Китайцы не были личностями в семье, пока не заводили собственную семью. Но и тогда они оставались несовершеннолетними детьми императора, который мог наказать кого угодно и за что угодно. В Древнем Китае каждый человек имел несколько имен. При рождении он получал детское имя. Для детских ласкательных имен обычно подбирались поэтические слова. В школе ему давали официальное имя, которое сохранялось за ним на всю жизнь и употреблялось в официальных случаях. Взрослому китайцу (друзья, родители, учителя) давали второе имя. Образованный китаец обычно имел еще и литературный псевдоним. Раб часто получал от хозяина не только новое имя, но и фамилию хозяина.

Таким образом, при формировании государственности в Китае происходило растворение личности в социальной ячейке - «большой семье». Природные условия во многом определили характер общественных отношений в Древнем Китае.

В середине 1 тысячелетия до н.э. произошло изменение природных условий в северной части Китая, что в свою очередь, повлекло изменения в организации жизни государства. Требовались новые земли, нужны были обширные государственные образования - к этому побуждала экономическая необходимость. Поэтому в жизни древнекитайского общества не было ничего важнее функции упорядочения и организации [7].

Для управления страной нужно было упорядочить все стороны жизни населения. Необходим был мощный управленческий аппарат. Начало этому положил Цинь Шихуанди, который создал основу имперской государственности Китая, просуществовавшей четыре века. Общее число чиновников к концу I века до н.э. превышало 130 тысяч. Таким образом, бюрократизация всей общественной жизни в Китае способствовала формированию принципов организованности в массовом сознании и проявлялась в склонности к ритуализации жизни, ее нормативности и заданности [6].

Культ предков, культ неба (свою империю китайцы именовали Поднебесной), впоследствии культ императора - характерные особенности древнекитайской культуры. В мифологии первоначальная разрозненность и мозаичность по мере объединения царств сменяется унифицированностью и систематизацией. Космогонические мифы порядок и организованность приписывают двум ведущим началам «инь» и «ян», родившимся из хаоса. В мироздании господствует 5 стихий: земля, небо, металл, дерево, огонь, соответствующие четырём сторонам света и центру. В центре находится и верховный правитель. В эпоху Чжоу складывается культ неба (но культ предков всегда сохранял своё влияние). Специфика древнекитайской культуры и состояла в том, что раньше религиозные культы, которые в других цивилизациях ослабляются и преодолеваются, в ней сосуществуют в неизменном виде с ценностями иного типа [1].

Date: 2015-06-07; view: 401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию