Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многообразие портретного жанра на примере художников 17 века

Творчество Франса Хальса (около 1580—1666)

Рассмотрим творчество некоторых европейских портретистов 17века. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс(около 1580—1666). Он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Его интересовал не человек, изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, со своими чувствами, эмоциями. В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии. Портретист изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием. Он расширил рамки портрета введением сюжетных элементов, запечатлевая портретируемых в действии, в конкретной жизненной ситуации, акцентируя мимику, жест, позу, мгновенно схваченные. Художник явился создателем портрета, граничащего с бытовым жанром. «Творческая деятельность Хальса развивалась в трех видах портрета: в групповом портрете, заказном индивидуальном портрете и в характерных для Хальса произведениях, соединяющих в себе портретные черты с элементами бытового жанра».

Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия и стрелковой роты святого Адриана. Сильные, энергичные люди, представлены во время пирушки. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Здесь нет главного героя. Все присутствующие — равноправные участники праздника. Хальс преодолел чисто внешнюю связь персонажей, характерную для портретов его предшественников. Единство асимметричной композиции достигнуто живым общением, непринужденной свободой расположения фигур, объединенных волнообразным ритмом.

С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке, искрятся в бокалах. Красочную гамму, в которой господствуют черные костюмы и белые воротники, оживляют звучные золотисто-желтые, лиловые, голубые и розовые офицерские перевязи. Портреты Франса Хальса разнообразны по темам и образам. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Хальс — живописец смеха, веселой заразительной улыбки. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю.

Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки». Художник восхищается гордой посадкой ее головы, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни. Портрет Малле Баббе, содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.

 

Портреты Франсиско де Сурбарана (1598—1664)

Художественные идеалы Испании 17 века воплотились в творчестве Франсиско де Сурбарана (1598—1664), сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма. Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании. Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью.

Ведущую роль в произведениях Сурбарана играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Художник любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.

«Посещение святого Бонавентуры Фомой Аквинским» - самая значительная картина из цикла картин Сурбарана, посвященного жизни святого. Строгая обстановка кельи ученого-монаха написанная с предельной убедительностью, рождает чувство размеренного ритма повседневной жизни. Красно-фиолетовые и синие цвета, гармонично объединенные с серебристо-коричневатыми, подчеркивают настроение покоя и важности происходящего. Свет, падающий из открытой двери, фиксирует взгляд зрителя на главных действующих лицах — жившем в 12 веке Бонавентуре, молодом южанине-испанце с открытым одухотворенным лицом, и вкрадчивом Фоме Аквинском с умными глазами. Художник писал их с современных ему монахов, и потому образы святых, как и сосредоточенные лица окружающих их монахов, портретны.

Сурбаран писал портреты теологов, писателей, на фоне пейзажа или архитектуры, освещая их потоками верхнего света. Портретируемые обычно представлены в рост, в спокойных позах, как бы рассказывающими о своих деяниях. Страстные лирические переживания контрастируют в их лицах со сдержанными, но выразительными жестами. Героическая «Святая Касильда» по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, исполненная строгой грации гордая знатная дама; изображена в нарядном платье, с корзиной цветов в руках. Властное смуглое лицо с решительным взглядом заставляет вспомнить о ее подвиге — тайной помощи пленным христианам. Согласно легенде чудо спасает ее от кары отца, приверженца ислама,— хлеб внезапно превращается в цветы. Звучные, сильные темно-зеленые, палевые и лиловые тона одежды, блеск шелка, жемчуга, воздушность фона безукоризненно переданы художником-колористом.

Во всеобщей истории искусств отмечается, что «портрет в творчестве Сурбарана — это система видения, ярко проявляющаяся в его сюжетных композициях. Поэтому трудно провести четкую грань между его портретами (обычно монахов) и изображениями святых католической церкви, отличающимися почти портретной достоверностью. Фигуры монахов и святых на картинах Сурбарана, представленных во весь рост, поистине монументальны».

Пьер Миньяр (7 ноября 1612 — 30 мая 1695)

 

Известным французским портретистом того времени был Пьер Миньяр (7 ноября 1612 — 30 мая 1695)

В 23 года художник отправился в Рим, где заработал громкую известность, а в 1657 году был вызван ко двору Людовика XIV. В 1687 король пожаловал ему дворянский титул. Главным достоинство живописных полотен портретиста является сильный, гармоничный колорит. Но композиция его картин театральна, грациозность его фигур граничит с жеманностью, экспрессия страдает некоторой фальшивостью. «В своих сюжетных композициях Миньяр – типичный представитель академизма. Огромное эрмитажное полотно «Великодушие Александра Македонского» может служить примером условно-театральной, полной ложной многозначительности живописи, где слащавые и прикрашенные персонажи навязчиво демонстрируют перед зрителем свои «возвышенные» чувства» [1].

Миньяр стал одним из лучших мастеров французской школы в жанре портрета. Блестящий рисовальщик, чувствующий гармонию цвета, умеющий тонко польстить модели, он создает целую портретную галерею своих современников, а так же автопортреты. Его кисти принадлежат многочисленные портреты придворных, фавориток короля и самого Людовика XIV, которого он писал около десяти раз.

Таким образом, портретная живопись 17 века крайне разнообразна. Художники изображают различные слои общества и социальные группы. Наряду с аристократическим и парадным портретом появляется групповой и даже бытовой портрет. Некоторым портретам присущи черты театральности. Все это видно на примере творчества выше описанных художников.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Задача 6. Расчёт режима работы асинхронного двигателя | Финансовый менеджмент

Date: 2015-05-04; view: 479; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию