Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест конструктов





Более разнообразные и гибкие техники шкалирования по сравнению с СД собраны под единым названием «ТЕСТ КОНСТРУКТОВ» (Келли, 1965). Главная специфика теста конструктов — выяснение названия для шкальных полюсов в процессе общения с испытуемым. Этот процесс может быть вполне формализован: например, в форме сравнения по тройкам, когда испытуемого просят назвать лишний объект среди тройки объектов и назвать признак, которым он отличается от двух других* Этот признак и будет «личностным конструктом», то есть персональной шкалой, предложенной (сконструированной) самим испытуемым. После того, как конструкт выделен, дальнейшая процедура может быть в принципе такой же, как в СД.

Информативны прежде всего сами названия этих конструктов и их смысл. Если подросток сравнивает известных ему молодежных эстрадных кумиров по тому, кто из них «сидит на игле», а кто «уже завя-зал», то можно не сомневаться в том, что он так или иначе вовлечен в мир наркотиков. То есть тест конструктов оказывается более изощренным и косвенным диагностическим инструментом, чем опросник, содержащий прямые, «лобовые» вопросы. Известны успешные примеры применения теста конструктов для выявления скрытых противоправных тенденций. Дело в том, что в структуре сознания противоправного подростка понятия, обозначающие мир легальных и обозначающие мир криминальных явлений, разделяются более жестко — они разнесены на противоположные полюса семантического простран-

Основы психодиагностики

ства.

Для того, чтобы построить семантическое пространство по результатам теста конструктов, необходимо воспользоваться определенными компьютерными программами. В отличие от СД конструкты нельзя заранее отнести к определенным глобальным факторам, так как они просто неизвестны. Поэтому приходится подвергать эти результаты факторному анализу. Первичные данные теста конструктов имеют вид таблицы (она также называется матрицей, или решеткой): по строкам — конструкты, по столбцам — объекты, в клетках таблицы — оценки, данные испытуемым. С помощью факторного анализа из каждой такой матрицы можно выделить факторы-конструкты, объединенные между собой по смысловому сходству. На сегодня в России уже имеются специализированные программы, позволяющие быстро строить семантические пространства по конструктам. Это уже упоминавшаяся в 2.2 программа ЭКСПАН и более специализированная программа КЕЛЛИ, позволяющая производить процедуру сравнения по тройкам прямо за компьютером. Программа КЕЛЛИ также распространяется научной фирмой «Гуманитарные технологии» (название новой версии этой программы — КОНСТРУКТОР).

Психодиагностической ценностью в тесте конструктов обладает не только содержание конструктов и факторов, но и число независимых факторов (размерность семантического пространства). Как правило, оно указывает на уровень дифференцированное™, развитости системы представлений испытуемого в той области, для которой проводился тест конструктов. Многократно показано, что для тех, кто увлекается, допустим спортом, существует больше независимых, не сводимых друг к другу конструктов именно в сфере спорта, а для тех, кто увлекается компьютерами, — в этой сфере.

Психодиагностика как научная технология

Методику конструктов часто также называют «техникой репертуарных решеток». Имеется в виду такой прием, когда сам список однозначно названных объектов тоже не дается испытуемому, а дается только список инструкций о том, как эти объекты подбирать. Подобные инструкции и называются «репертуарными». Испытуемый, например, сам подбирает известных ему людей на роли «человека, которому можно доверять», «самого преуспевающего из знакомых», «самого неудачливого из знакомых» и т- п.

Многие психологи видят главную силу и пафос данного подхода в том, что выявление круга людей, объектов и явлений, важных для самого испытуемого, которых он описывает на своем собственном языке, позволяют получить не только ценную структурную информацию, но прежде всего дают бесцен- ■ ный капитал для сокращения дистанции в консультативном диалоге, так как после этого диалог идет на языке самого испытуемого о понятных ему и значимых для него вещах.







Date: 2015-06-07; view: 513; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию