Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты изучения мотивации





В отношении клиентов можно выявить:

мотивы покупки, препятствия осуществлению покупки;

процесс получения информации и процесс принятия решения;

существование лидеров, определяющих общественное мнение, степень их влияния,

а также воздействие торговых фирм;

условия и время использования товаров и услуг;

поведение покупателя (покупка хорошо обдуманная или импульсивная); отношение

к пунктам сбыта; приобщение к другим видам покупок, степень важности

обладания каким-либо благом и наличия какого-либо блага;

типологизация клиентов, построенная на основе психосоциологических критериев,

характеризующих личность;

изменение вкусов и привычек различных групп клиентов в результате изучения

определенного типа продукта или услуги; перемещение к другим источникам

удовлетворения потребностей в зависимости от моды, от изменения образа

жизни).

В отношении рекламы изучение мотивации приобретает особое

значение во время подготовки рекламных кампаний. Оно позволяет рекламодателю:

разработать позицию при составлении текста рекламы и аргументацию; работать с

каждым сегментом потенциальных покупателей и влиять на каждый тип

потребителей (рекламные направления, рекламные темы);

выявить то, чего не следует касаться;

определить, какой тип рекламы надо использовать: информативную, престижную, с

упором на всеобщую известность, в виде беседы, выяснить, не "перенасыщены" ли

клиенты рекламой какого-нибудь товара или услуги,

В отношении предлагаемых товаров анализ мотивации дает

возможность: быть в курсе тех жизненных фаз, в которых находятся эти товары,

чтобы предвидеть (в условиях конкуренции, пока еще есть время) возможные

модификации на случай изменения вкусов клиентов, модификации, обеспечивающие

иное использование данного товара, или значительный спрос, который, если он

остается неудовлетворенным, переносится на конкурирующие товары или на другой

тип товара;

изучать имидж товара, чтобы знать, каков его имидж в условиях конкуренции и

как он развивается во времени (в том случае, если подобные исследования

осуществляются периодически), чтобы определить, предлагают ли потребителям

тот товар и те услуги, в которых они нуждаются, т.е. определить, правильная

ли ведется политика в области торговли, сбыта, продвижения на рынке или нужно

пересмотреть коммерческую

политику по одному или нескольким пунктам (цена, набор товаров, аргументация,

расширение клиентуры). В отношении новых товаров изучение мотивации

позволяет до создания и выпуска товара на рынок уменьшить вероятность неудачи,

изучить вкусы и образ жизни возможных клиентов, а также

вероятные тенденции в ориентировании рынка, выявить плохо или недостаточно

использованные сегменты рынка, на которых можно совершить "прорыв" и,

воспользовавшись эффектом внезапности, внедриться, может быть, надолго.

В отношении функционирования каналов сбыта исследования, проведенные

совместно с розничными торговцами, дают возможность определить:

почему одни товары пользуются спросом, а другие — нет;

какое представление торговцы имеют о поставщиках;

как они выбирают товары и производителей товаров;

какое мнение они имеют о различных товарах (достоинства, недостатки,

возможности применения);

каково влияние на потребителей;

в чем заключается деятельность розничных торговцев, с какими трудностями они

сталкиваются; их желание, насколько это возможно, занимать лучшее положение,

чем конкурирующая фирма.

Мы опять возвращаемся к системе сбыта, в отношении которой изучение

мотивации клиентов позволяет исследовать соответствие торговых точек

определенному типу товара, качество обслуживания после продажи, снабжение

магазинов, влияние торговых фирм. Можно также определить, что мешает совершить

покупку, выявить помехи, не имеющие ничего общего с качеством продукта:

отрицательное отношение к торговым предприятиям (например, наличие различных

групп клиентов, требующих дифференциации торговых предприятий).

Дешевая

 

Дорогая

 

Используются методы, не

требующие толкований психологов, например уровни отношения, самым известным из

которых является "семантический дифференциатор" Осгуда. Опрашиваемый должен

определить положение изучаемого товара, услуга или торговой марки по

направлениям, крайние точки которых соответствуют противоположным

характеристикам. Например, определите позицию марки "Мерседес 220" на пяти

уровнях (рис.4)

 

 

Надежная

Опасная

 

 

Изысканная

Вульгарная

 

 

Г. Использование результатов изучения мотивации. Содержание полученной

информации анализируется в первую очередь специалистами по социальной

психологии. Именно они должны выявить (прослушав и записав свободные беседы и

групповые обсуждения) ключевые элементы в отношениях, которые будут оцениваться

в экстенсивных тестах второй стадии. Данный анализ одновременно является

вертикальным — каждая беседа изучается досконально — и горизонтальным,

поскольку проводится изучение вопросов, свойственных всей совокупности или

какой-либо части выборки.

Только после экстенсивной стадии исследования можно выделить данные, полезные

для специалистов по маркетингу, которые будут применяться: б ходе разработки

новых товаров или приспособления к рынку существующих товаров; в процессе

изучения способов хранения, выработки названий товаров или различных

марок; при разработке аргументации, направлений и тем рекламной кампании и т.д.

Глава 3.Изучение потребителей

3.1 Поведение потребителей, принципы и метолы его изучения

Существуют четыре основных принципа формирования правильного представления о

поведении потребителей:

потребитель независим;

мотивация и поведение потребителя постигаются с помощью исследований;

поведение потребителей поддается воздействию;

потребительское поведение социально законно.

Независимость потребителя проявляется в том, что его поведение

ориентируется па определенную цель. Товары и услуги могут им приниматься или

отвергаться в той мере, в какой они соответствуют его запросам. Предприятия

достигают успеха, если предоставляют потребителю выбор и реальную выгоду.

Понимание этого и постоянное приспособление к поведению потребителя является

одним из важных требований для выживания предприятия в условиях конкуренции.

Исследования мотивации и поведения потребителей осуществляются с помощью

моделирования этих процессов. Тут важно отметить, что поведение различных

потребителей на рынке различно по потребностям и целям закупок, характеру

спроса и покупок, действий па рынке, мотивации и т.п. Вместе с тем поведение

потребителей имеет и некоторое сходство. На рынке

их поведение может бить выражено через систему экономических, социальных и

психологических факторов, характеризующих их потребности и способы

удовлетворения.

Независимость потребителей представляет собой сложную задачу,

но маркетинг может оказывать влияние на мотивацию и поведение потребителей,

если предполагаемый товар или услуга действительно являются средством для

удовлетворения потребностей покупателя.

Па поведение потребителей влияют различные факторы, прежде всего факторы

внешней среды. Важное значение приобретают факторы индивидуальных различий

потребителей: доходы, мотивация, уровень знаний, пристрастия и увлечения,

личный спин, жизни, демографические характеристики и др. Особое место при

формировании поведения потребителя па рынке имеет

так называемый психологический процесс, характеризующий ответные реакции

потребителя.

Имеете с тем свобода потребителя основывается па ряде его прав, соблюдение

которых является важнейшей задачей не только общества в целом, но и отдельных

предприятий. Социальная законность прав потребителей служит гарантией

всестороннего удовлетворения его потребностей. Обман, низкое качество

товаров, отсутствие ответа на законные претензии, оскорбления

и другие действия представляют не что иное, как попрание законных прав и

должны быть наказуемы.

Предприятие не может добиться рыночного успеха, если игнорирует запросы

потребителей. Не случайно в рамках маркетинга проводятся исследования,

посвященные поведению потребителей. В самом широком понимании оно

определяется как действия, непосредственно связанные с получением,

потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятии

решений, которые предшествуют и следуют за этими

действиями.

В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также

организации (предприятия) - потребители. Конечные потребители — это лица

(индивидуальные потребители), семьи (малые общности, основанные на браке или

кровном родстве), домашние хозяйства (одна или несколько семей,

объединенных общим хозяйством). К организациям (предприятиям) - потребителям

относятся производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной

торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения.

Конечные потребители приобретают товары и услуги для личного пользования.

Промышленные предприятия закупают различные товары и услуги для производства

товарной продукции и перепродажи ее другим потребителям. В качестве

посредников предприятия оптовой торговли покупают крупные партии промышленных

и потребительских товаров для оптовой реализации, а также складские

помещения, транспортные средства, страховые услуги и др. Предприятия

розничной торговли покупают товары у предприятий-производителей и оптовой

торговли для перепродажи их конечным потребителям. Они нуждаются в торговых

площадях и оборудовании, средствах рекламы и выкладки товаров.

Что касается государственных предприятий, то они как потребители приобретают

множество товаров и услуг для деятельности государственных сфер экономики

(военная, транспортная, связи, экологическая и др.) а также для формирования

материально-технической базы министерств и ведомств, правительственных и

муниципальных учреждений.

Поведение конечных потребителей обусловлено, прежде всего характером и

настоятельностью самих потребностей. Существует определенная система личных

потребностей, которую можно рассматривать на различных уровнях (рис. 5)

 

 

Абсолютные потребности — первый уровень — абстрактны по отношению к

конкретным потребительным стоимостям, выражают потенциальную потребительную

силу общества. Потребности в пище, жилище, духовном развитии существуют на

протяжении всей истории человечества и являются стимулом производства.

Действительные потребности — второй уровень — имеют относительный

характер и отражают потребности в реальных предметах, которыми общество

располагает или может располагать в обозримой перспективе. Они всегда имеют

вещественное содержание, реализуемое в конкретных продуктах материального

производства, и рассматриваются как реальная потребительная сила общества.

Платежеспособные потребности — третий уровень — ограничены не только

имеющейся товарной массой, но также и уровнем денежных доходов и ценами на

товары. Поэтому они отражают фактически реализуемую потребительную силу

общества, т.е. достигнутый уровень удовлетворения абсолютных и действительных

потребностей теми благами и возможностями,

которые существуют в данный момент как результат общественного развития.

Поведение конечных потребителей находится под постоянным влиянием факторов

социально-экономического, культурного, психологического характеров.

К экономическим факторам относятся: величина и распределение

национального дохода; денежные доходы населения и их распределение по группам

потребителей; объем и состав товарного предложения;

уровень и соотношение розничных цен на товары; степень достигнутой

обеспеченности населения отдельными продуктами потребления; уровень торгового

обслуживания и др. Социальные факторы — это распределительная политика,

социальная структура общества, культура потребления, мода, эстетические вкусы и

т.п.

Демографические факторы включают: численность населения и его состав:

численность и состав семей: соотношение между городскими и сельскими жителями;

процессы миграции населения и др. Наконец, природно–климатические и

национально-исторические факторы — это географические и экономические

условия, традиции, обычаи, условия быта.

Поведение конечных потребителей находится под влиянием различных

периодов жизненного цикла семьи:

незамужний, холостяковый период: молодые, отдельно живущие

недавно созданные семьи: молодые люди без детей;

полная семья на первой стадии развития: молодые супружеские

маленькими детьми;

полная семья на второй стадии развития: зрелая супружеская со взрослыми детьми;

пожилые супружеские пары, живущие без детей;

престарелые одиночки.

На каждом этапе жизненного цикла семья имеет определенные потребности. Так,

супружеские пары с малолетними детьми основное внимание уделяют

первоначальному накоплению своего имущества, значительная доля затрат уходит

на приобретение товаров детского ассортимента. Пожилые супружеские пары

больше уделяют внимание

использованию различного рода потребительских услуг (бытовых, связанных с

отдыхом). Особое значение для изучения потребителя имеет группа личностно-

психологических факторов: стиль жизни, общественный статус, убеждения и

установки.

Стиль жизни представляет собой определенный тип поведения личности или

группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки,

вкусы, склонности. Это одна из важнейших характеристик образа жизни как

устоявшейся формы бытия человека. Техникой определения стилей жизни занимается

специальная наука — психографика. Она включает измерение главных

показателей стилей жизни.

Статус отражает интегрированный показатель положения социальной группы и

ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений.

Социальная значимость оценивается в таких понятиях как, например, престиж,

авторитет.

Убеждение — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в

соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей,

выступающих в форме убеждений, отражает определенное мировоззрение личности.

Что касается установки, то она выражает готовность, предрасположенность

субъекта, возникающую при восприятии им определенного объекта или ситуации и

обеспечивающую устойчивый характер деятельности по отношению к ним.

Основная задача специалиста по маркетингу состоит в выявлении субъектов,

принимающих решения о приобретении товаров. В отношении некоторых товаров и

услуг это сделать достаточно просто. Например,

решение о приобретении той или иной марки сигарет принимает тот, кто

непосредственно курит. Вопрос о приобретении многих других товаров, решается,

как правило, в семьях, домашних хозяйствах (мебель, автомобиль, продукты

питания, одежда). При этом каждый член семьи, домашнего хозяйства играет

определенную рель:

инициатор — лицо, определяющее необходимость или желание приобрести товар

или услугу;

влияющее лицо — член семьи, который сознательно или подсознательно,

словами или действиями влияет на решение покупки и использование товара или

услуги;.

пользователь — член или члены семьи, непосредственно использующие,

потребляющие приобретенный товар или услугу.

«Потребитель» и «покупатель» в маркетинге имеют строго определенный смысл.

Покупатели — это лица, непосредственно осуществляющие покупку. Их поведение

в магазине определяется индивидуально или как следствие намерений всей семьи

или домашнего хозяйства. Потребители — понятие более широкое,

подразумевающее субъектов рынка, удовлетворяющих свою

потребность (определяющих нужду, поиск товаров, покупку, использование).

В основе оценки (измерения) потребностей, потребления и спроса лежат

различные теоретические посылки. Их можно представить: теориями мотивации;

экономическими теориями; теорией рационального потребления.

Наиболее известны теории мотивации З.Фрейда и А.Маслоу. Теория мотивации

З.Фрейда основала на признании действия определенных психологических сил,

формирующих поведение

человека и не всегда им осознаваемых. Это можно представить как своего рода

ответные реакции человека на действия различных стимулов внутреннего и

внешнего характера. Например, мужчина, приобретающий модный костюм, может

сказать, что он просто удовлетворяет свою текущую потребность. Однако данная

покупка может

быть вызвана чувством подражания, престижем, и в конечном счете —

желанием выглядеть модным, современным человеком.

Теория мотивации А.Маслоу объясняет, почему в разное время людьми движут

разные потребности. Она исходит из определенной иерархии потребностей (рис.

6). Человек как бы поочередно удовлетворяет наиболее важные для него

потребности, которые становятся движущим мотивом его поведения.

 

 

Рис. 3. Иерархия потребностей по А. Маслоу

В нашем примере, приобретение нового модного костюма означает, что человек

уже как бы удовлетворил потребности нижних иерархий (физиологические,

самосохранения, социальные). Его беспокоит необходимость добиться

определенного статуса, положения в обществе, обладать определенным символом

причастности к нему.

Для маркетинга важно выяснить, как потребитель осознает, какая продукция ему

необходима и почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим

образом. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что такая продукция

станет товаром. Предлагаемый продукт должен быть прежде всего полезен

потребителю, а уже потом нравиться самому производителю.

Опыт маркетинговой деятельности показывает, что ориентация на полезность

продукции требует глубокого знания психологических, мотивационных факторов,

которые становятся решающими при покупке товаров. Можно выделить ряд таких

мотивов:

Мотив выгоды. Желание человека разбогатеть, наращивать свою

собственность, эффективно расходовать деньги.

Мотив снижения риска. Потребность чувствовать себя уверенно и надежно,

иметь гарантии сохранения стабильности.

Мотив признания. Поиск действий, связанных с формированием своего

статуса, повышением престижа, имиджа.

Мотив удобства. Желание облегчить, упростить свои действия, отношения с

другими людьми.

Мотив свободы. Потребность в самостоятельности, независимости во всех

сферах деятельности.

Мотив познания. Постоянная нацеленность на новые открытия, знания.

Мотив содействия, соучастия. Желание сделать что-нибудь для своего

окружения, близких, партнеров по работе.

Мотив самореализации. Потребность в достижении собственных жизненных

целей, установок.

К экономическим теориям оценки потребительского поведения можно отнести

теорию предельной полезности и теорию эластичности потребления и спроса.

Основатели теории предельной полезности (У.Джезанс, Л.Вальрас, К.Менгер,

Э.Бем-Беварк и др.) рассматривали поведение потребителя как поиск наибольшей

полезности в приобретении тех или иных материальных благ (он как бы

уподобляется предпринимателю, желающему получить больше прибыли). Рыночная цена

благ определяется, в конечном счете степенью

полезности товара и для потребителя, и для продавца. Пока на рынке оценки

полезности товара со стороны продавца ниже, чем оценки покупателя, обмен идет

беспрепятственно. Процесс обмена продолжается до тех пор, пока не встречается

так называемая предельная пара (продавец и покупатель), чьи

оценки полезности, выраженные в деньгах, совпадают. Оценка полезности товара

этой последней пары и есть та предельная полезность, которая определяет

рыночную цену товара (цена равновесия).

Способность потребления и спроса изменяться в определенных границах под влиянием

экономических факторов носит название эластичности потребления и

спроса. Основателями инструментария для оценки эластичности

потребления и спроса являются А.Маршалл и П.Самуэльсон. Наибольшее

распространение получило исчисление эластичности от дохода и цены,

показывающих, на сколько процентов изменится спрос или потребление, при

изменении этих факторов на один процент. Различные предметы потребления имеют

разную эластичность. Чем товар настоятелен (например, хлеб), тем меньше его

эластичность, и наоборот, товар с меньшей настоятельностью (например, мебель,

бытовые машины), имеет большую эластичность.

Теория рационального потребления (основы которой были заложены

С.Струмилнным, В.Немчиновым, В.Майером и другими в рамках разработки

«рационального потребительского бюджета») рассматривает возможность определения

целевых ориентиров потребления. В качестве таковых могут выступать

физиологические потребности (продукты питания), функциональные бытовые процессы

(предметы длительного пользования), социальные требования (одежда).

Маркетинговая деятельность имеет дело с целостной системой личных

потребностей, содержание и формы проявления которых весьма многогранны,

поскольку они находятся под воздействием различных факторов и процессов

объективного и субъективного характера. Задача заключается в том чтобы в

практической работе предприятие могло бы четко выявить, изучить и оценить ту

конкретную потребность, на удовлетворение которой направлена его

деятельность.

3.2Моделирование поведения потребителей

Исследование потребителя в системе маркетинга ставит цель определить весь

комплекс побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при

выборе товаров. Такие факторы носят экономический, социальный,

психологический характер: доходы, цены, групповые интересы, демография,

традиции, мотивация и т.п.

Процесс моделирования конечного потребителя

осуществляется в несколько этапов (рис. 4). На первом этапе исследуются

возникновение и осознание потребности в том или ином товаре. Потребителями

могут быть семья, домашнее хозяйство, отдельная личность. Товары также

различаются по характеру потребления: единовременного и длительного

пользования; по настоятельности потребности в них (повседневного,

периодического, редкого спроса). В основе оценки (измерения) потребности,

потребления и спроса в маркетинге широко используются приемы и

методы теории «предельной полезности», эластичности спроса, современного

бихевиоризма и др.

 

 

Принятие решения о покупке

 

Рис.7 Модели поведения конечного потребителя (по Ф.Котлеру)

Следующим шагом является моделирование процесса поиска и оценки информации о

товаре. Используются различные каналы информации о товаре: персональные

(семьи, друзья), коммерческие (реклама, продавцы, упаковка), публичные

(средства массовой информации), эмпирические (опыт, испытания).

Покупателю требуется различная информация в зависимости от рыночной ситуации.

Так, если покупатель хорошо знаком с товаром и его разновидностями (дешевые

товары массового спроса), то задача заключается в том, чтобы лучше

сориентировать покупателя, привлечь его внимание, сократить время на выбор. В

другом случае покупатель хорошо знает товар, но не знаком с его

разновидностями (различные марки телевизоров). Здесь требуется информация,

раскрывающая достоинства незнакомых потребителю марок. Наконец, покупатель не

знает товара. Информация направляется на создание интереса к товару (реклама,

стимулирование и др.).

Важным шагом в моделировании поведения конечного потребителя на рынке

является этап принятия решения о покупке.

Покупка — это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одним из методических

подходов в решении данной задачи служит «модель черного ящика» (рис. 8). При

моделировании принятия решения о покупке «черный ящик» рассматривается как

набор определенных стимулов, под воздействием которых происходит принятие

решения о покупке. Это стимулы внутреннего характера (физические и духовные

потребности, стремление к самоутверждению, склонность к экономки) и стимулы

внешнего характера (групповые интересы, обычаи, традиции).

 

 

Рис.8 Модель принятия решения о покупке

Наконец, заключительный этап моделирования — оценка потребителем правильности

выбора товара. Положительная оценка усиливает приверженность к данному

товару, негативная — наоборот, ослабляет интерес к нему.

Таким образом, специалист по маркетингу на основе моделирования поведения

потребителя получает возможность: знать, удовлетворению каких потребностей

служит его товар, и при необходимости совершенствовать его характеристики;

видеть куда и как потребитель обращается за информацией о товаре и помочь ему

быстрее и полнее получить интересующие данные: помочь потребителю принять

решение о покупке на основе знания тех мотивов и стимулов, которыми он

руководствуется; знать оценку своего товара

потребителем.

Теория и практика маркетинга выработала методы дифференцированного подхода к

изучению требований потребителя. Одним из таких методов является типология

потребителей. Она предполагает выделение из множества потребителей с

множеством признаков их поведения типических групп, для которых характерны одни

и те же признаки.

Типология представляет собой как бы оборотную сторону сегментации. Если

сегментация имеет целью выявить различия в поведении потребителей по

отдельным признакам, то типология призвана обнаружить скрытые сходства в

потребительском поведении и сгруппировать их по наиболее существенным

признакам. Наиболее распространенной является типология потребителей с учетом

социально-экономических и демографических характеристик (доход, условия и

место проживания, состав семьи, пол, возраст, занятие).

Наряду с этим все большее развитие получает так называемая эмпирическая

типология на основе психографического анализа поведения потребителя

(интересы, хобби, консервативность и прогрессивность по отношению к

нововведениям, представления о жизненных ценностях). В результате потребители,

имеющие даже схожие социально- экономические и демографические характеристики,

могут быть представлены как «модники», «прагматы», «эстеты», «максималисты»,

«технари».

Построение типологии потребителей обычно необходимо в случаях, когда имеют

дело с совокупностью объектов многомерных наблюдений. Многомерность

информации, выражающаяся в большом числе

показателей — характеристик каждого объекта исследований и в большом

количестве самих объектов, приводит к сложным и трудоемким задачам большой

размерности. Решение этих задач возможно лишь с помощью методов многомерной

классификации с использованием ЭВМ, т.е. поэтапного укрупнения типических

групп путем нахождения общих признаков (или главных компонентов). Например,

сначала — по доходам, затем по возрасту,

месту проживания. В результате формируются однородные группы, существенно

отличающиеся своим потребительским поведением от других групп.

Основой типологии потребителей являются панельные обследования.

Потребительская панель — это выборочная совокупность потребителей,

предназначенная для систематических наблюдений по заранее разрабатываемым

программам. Панельный опрос представляет специфическую форму выборочных

опросов: одна и та же совокупность исследуемых единиц опрашивается неоднократно

в течение определенного времени. Цель таких опросов — выявление тенденций

изучаемого процесса.

Панельные обследования дают возможность сравнивать результаты последующих

опросов с итогами предыдущих, обеспечивают более высокую репрезентативность

выборки, существенно сокращают расходы на проведение обследований. Панельные

опросы позволяют выявить факты и их динамику, изучить мнения и оценку

потребителей, установить их намерения, проанализировать мотивы покупки и

поведения потребителей. С помощью панельных обследований обычно изучают факты

(и особенно их динамику),

которые не могут быть установлены другими методами. Формирование и

функционирование потребительских панелей основывается на определении

выборочной совокупности потребителей в зависимости от задач обследований;

установлении размера и состава панели; организации и планировании панельных

обследований; выбора адекватных методов обработки полученных данных.

Моделирование поведения организаций-потребителей исходит из особенностей

принятия решений по закупке товаров закупающей группой специалистов либо

агентов. Процесс поведения организаций-потребителей также может быть

смоделирован (рис.9)

 

Разработка процедуры выдачи заказа

 

Выбор поставщика

 

Запрашивание предложения

 

Поиски поставщика

 

Оценка характеристик товара

 

Обобщенное описание нужды

 

 

Оценка работы поставщика

 

Рис.9. модель процесса покупки товаров производственного назначения (по

Ф. Котлеру)

Так, закупка товаров производственного назначения начинается с осознания

какой-либо нужды производственного процесса, которая может возникать по

разным причинам: обновление товара под влиянием требований рынка;

обслуживание оборудования; необходимость новых материалов; возможность

приобретения товаров с более выгодной низкой ценой.

После осознания проблемы дается обобщенное описание нужды с четким

определением количества и качества закупаемых товаров. Тут важно хорошее

знание специфических технических данных товаров, их ценностных характеристик

(надежность, долговечность, стоимость).

На следующем этапе проводится оценка характеристик товара. Здесь в

большинстве случаев используются приемы функционально-стоимостного анализа

(ФСА), основанные на сопоставлении необходимых затрат с величиной достигаемой

полезности. Решается задача минимизации издержек путем использования более

дешевых материалов и технологий при сохранении основных показателей

полезности товара для потребителя с учетом физического и морального износа

изделия.

Поиски поставщиков связаны с изучением торговых справочников, поиском

информации с помощью ЭВМ, запроса по телефону, получением рекомендаций.

На следующем этапе запрашиваются предложения от квалифицированных

поставщиков. Можно ограничиться просмотром каталогов или беседой с

коммивояжером.

Важный момент процесса принятия решений о закупках — выбор поставщика. На

практике агент или закупочная группа выбирают поставщика, используя различные

критерии, например, качество товара полноту ассортимента, цену товара,

оперативность поставок, дополнительные услуги, возможность кредита, репутацию

поставщика и личные с ним отношения.

Разработка процедуры выдачи заказа связана с окончательным определением

технических характеристик товаров, потребного их количества, условий

поставок, гарантии. Проявляется потребность в формировании долговременных

контрактов, направленных на комплексное обеспечение производственных нужд.

На заключительном этапе, связанном с оценкой работы поставщика, выясняется

действительный результат совершенной закупки, и при необходимости, вносятся

соответствующие коррективы. Задача поставщика — неуклонно следить за тем,

чтобы покупатель постоянно получал удовлетворение, на которое рассчитывал.

Располагая знаниями о процессе принятия решения по закупкам, производитель

товаров промышленного назначения может рассчитать эффективный маркетинговый

план, где предусмотреть подготовку информации о

новинках сырья и технологий, дополнительных услугах в проведении выставок и

презентаций, т.е. помочь потребителю сделать выбор, привлечь его на свою

сторону. Решения по закупке товаров посредников-потребителей (например,

оптового торговца) несколько отличаются от решений промышленного предприятия-

потребителя. Посредник принимает решения, во-первых, у каких поставщиков и на

каких условиях приобрести товар для последующей перепродажи, во-вторых, каким

именно товарным ассортиментом он будет заниматься. Он может иметь дело с

товаром одного производителя или нескольких, с множеством аналогичных товаров

многих производителей или торговать разрозненными, не связанными между собой

товарами. От ассортимента выбранных товаров будет зависеть и вся структура

комплекса маркетинга.

Моделирование потребительского поведения на финансовом рынке обусловлено

потребностью населения в получении максимума эффекта от использования своих

денежных средств. Оно позволяет специалистам в области маркетинга предвидеть

возможные действия потребителя и разрабатывать комплекс маркетинга для лучшего

удовлетворения потребностей клиентов и обеспечения прибыли предприятия,

действующего на финансовом рынке.

Учет доходов и расходов

 

Такая модель может иметь вид нескольких взаимосвязанных блоков (рис.10)

 

Рис.10 Модель поведения потребителей на финансовом рынке

Учет доходов и расходов ведется, как правило, на основе личных бюджетов. Это

своего рода финансовые планы семей, домашних хозяйств или отдельных лиц, где

суммируются доходы и расходы за определенный период. Естественно, такие

бюджеты могут быть дефицитными или избыточными. В том случае, если доходы и

расходы соответствуют друг другу, бюджет можно назвать сбалансированным.

Выбор финансовых целей связан с предварительными решениями о крупных покупках

(приобрести дом, совершить туристическую поездку, начать свое дело). Такие

покупки, как правило, трудно реализовать за счет только текущих доходов.

Потребитель всегда ограничен в своих финансовых возможностях, на покупка

одной вещи может привести к отказу от приобретения другой. Необходимы

сбережения или потребительский кредит.

Оценка предполагаемых доходов может быть осуществлена на основе всех

возможных источников доходов. Основным из них является заработная плата от

профессиональной деятельности (оклад). Источником служат и поступления от

использования денежных доходов или накопленного материального богатства.

Планирование расходов представляет собой наиболее сложную часть

потребительского поведения на финансовом рынке. Между тем именно она дает

возможность маркетологам проявить максимум своих знаний и умений. Здесь можно

выделить следующие действия потребителей: покупки, сбережения и кредит.

Решения о покупках предполагают выбор вариантов первоочередных и

второстепенных, дорогих и более дешевых покупок исходя

из предполагаемых доходов. Необходимо решить, какие траты исключить из

планов, чтобы сбалансировать бюджет. В этом процессе потребитель

сталкивается" с тем, что называется ценой замены (количество товаров и услуг,

от которых необходимо отказаться ради приобретения других товаров или услуг),

то есть веши, которые исключаются из бюджета и будут представлять замену тех

покупок, которые решено сделать.

Сбережения представляют собой один из важных способов использования доходов.

Именно с помощью систематического откладывания денег люди могут позволить

себе приобретать крупные вещи, лучше справляться с возможными неприятными

неожиданностями в жизни. Выбирая возможность вложения своих средств в

сбережения, потребитель учитывает прежде всего

надежность сохранности денег, величину выплачиваемого процента, а также

возможность быстро обратить свои сбережения в наличные деньги (ликвидность).

Потребителя имеют возможность хранить свои сбережения в различных

финансовых учреждениях. Форма сбережений также может быть

различной: сберегательные книжки, сертификаты, облигации и другие ценные

бумаги.

Страхование позволяет потребителю делить риск финансовых потерь с другими

людьми. Оно представляет собой по существу сбережения на случай

непредвиденных расходов, связанных, например, с потерей кормильца, несчастным

случаем, болезнями, утратой или потерей имущества.

Потребительский кредит обеспечивает получение наличных денег, товаров и услуг

в настоящий момент, в то время как платеж за них растянут на длительный

период времени в будущем, т.е. кредит позволяет воспользоваться

покупкой еще до того, как за нее полностью уплатили. Решение об использовании

кредита принимается потребителем с учетом стоимости кредита (процент от

суммы) и его сроков.

Заключение.

Итак, подводя итог нашей работе можно отметить:

· Поведение потребителей на рынке зависит как от внешних факторов, к

которым относятся: культура, социально-экономические классы, социальные

группы, семьи, место и время покупки, а также продукт, упаковка, марка, цена,

реклама, так и от индивидуальных: опыт, мотивы, восприятие, отношения,

процесс принятия решения и т.д.

· Потребитель удовлетворяет свои потребности в соответствии с

определенной иерархией: 1-физиологические потребности (голод, жажда) 2-

потребности самосохранения (безопасность, защита) 3-социальные потребности

(чувство духовной близости, любовь) 4-потребности в уважении (самоуважение,

признание, статус) 5-потребности в самоутверждении (саморазвитие и

самореализация).

· Процесс моделирования конечного потребителя осуществляется по

следующим этапам: 1.осознание потребности 2.поиск и оценка информации

3.принятие решения о покупке 4.оценка правильности выбора.

Список используемой литературы

1. Котлер Ф.: “Маркетинг” С-П., 1994г.

2. Романов А.Н.: “Маркетинг”, М.,1995г.

3. Л.Е. Басовский «Маркетинг» Москва Инфра—М 1999

4. Е.П. Голубков «Маркетинговые исследования теория, практика,

методология» «Финпресс» М—1998

5. Ф.Котлер «Основы Маркетинга», М.,1996г.

6. Голубков Е.П.: “Маркетинг: стратегия, планы, структуры”, М.,1995г.

 

 

НАВЕРХ

Date: 2015-06-07; view: 479; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию