Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СУДЕБНИК 1550 г





(Извлечение)

Лета 7000 пятдесят осмаго июня... царь и великий князьИванВасильевич всеа Руси с своею братьею и з бояры сесь Судебник уложыл: как судити бояром, и околничим, дворецким, и казначеем, и дьаком, и всяким приказным людем, и по городом наместником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.

 

1. Суд царя и великого князя судити бояром, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыти и не мстите никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати…

3. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взяти исцов иск, а пошлины царя и великаго князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток, и по-железное взяти втрое, а в пене что государь укажет…

26. А бесчестие детем боярским, за которыми кормлениа, указати против доходу, что на том кормление по книгам доходу, а жене его безчестья вдвое против того доходу; которые дети боярьские емлют денежное жалование, сколько которой жалованьа имал, то ему и бесчестие, а жене его вдвое против их бесчестна; а дьяком полатным и дворцовым безчестие что царь и великий князь укажет, а женам их вдвое против их бесчестна; а торговым гостем болшим пятьдесят рублев, а женам их вдвое против их бесчестна; а торговым людем и по-садцким людем и всем середним бесчестна пять рублев, а женам их вдвое бесчестна против их бесчестна; а боярскому человеку доброму бесчестна пять рублев, опричь тиунов и довотчиков, а жене его вдвое; а тиуну боярскому или довотчику и праведчику бесчестна против их доходу, а женам их вдвое; а кре-стианину пашенному и непашенному бесчестна рубль, а жене его бесчестна два рубля; а боярскому человеку молотчему или черному городцкому человеку молодчему рубль бесчестна, а женам их бесчестна вдвое. А за увечие указывати крестианину, посмотря по увечию и по бесчестию; и всем указывати за увечив, посмотря по человеку и по увечью...

64. А детей боярьских наместником по всем городом по нынешным царевым государевым жаловалным вопчим грамотам…

68. А которому наместнику дан в кормление город с волостьми, или ему даны в кормление волости, а в которых волостех наперед сего старост и целовалников не было, и ныне в тех волостех быти старостам и целовалником во всех.

А случится кому в тех волостех перед наместником или перед его тиуном искати или отвечати, и в суде быти у наместников и у волостелей и у их тиунов тех волостей старостам и целовалником, и с которые кто волости ищет или отвечает. А судные дела писати земьскому дьяку тое же волости. А без старосты и без целовалников наместником и волостелем, за которыми кормление с боярьским судом, и за которыми кормления без боярьскаго суда, и их тиуном также не судити. А посула в суде наместником и волостелем и их тиуном не имати…

72. А по городом наместником городских посадских всех людей промеж их судити, обыскивая по их животом и по промыслом и по розмету: сколке рублев кто цареву и великаго князя подать дает, по тому их, обыскивая, судити и управа чинити…

76. А [о] холопстве суд. По полной холоп грамоте. По ключю по селскому с докладною холоп с женою и с детми, которые у одново государя с ним в одной крепости и которые породилися в холопстве; а которые его дети а родились до холопства, а учнут жыти у иного государя, или себе учнут жыти, то не холопи.

А по городцкому ключю не холоп. По робе холоп; по холопе роба. По духовной холоп. По приданой робе холоп, а по холопе роба.

А по тиуньству без полные и без докладные не холоп; а по селскому ключю без докладные не холоп. А полному и докладному холопу сына своего слободного, которой ся у него родил до холопства, не продати, а продаст[ся] он сам кому хочет, тому же ли государю, у кого отец его служит, или иному кому хочет; а отцу его и матери у полные не стояти и ис холопства не взяти, потому что отец его и мати сами в холопех; да и в полных и в докладных то писати, что отец его и мати у него есть, у полные не стоали, потому что сами в холопех. А у кого отец в чернцех или мати в черницах, и тому отцу и матери у своего сына и у дочери у полные и у докладные не стоати и из холопьства не взяти; а в полные и в докладные писати, что у того отець или мати есть, а у полных и у докладных не стоали, потому что пострижены; да и не продати тех детей своих, продаст[ся] он сам кому хочет…

81. А детей боарьских служилых и их детей, которые не служивали, в холопи не приимати никому, опричь тех, которых государь от службы отставит…


85. А в вотчинах суд. Кто вотчину продаст, и детем его и внучатом до тое вотчины дела нет, и не выкупите ее им; а братья будут или племянники в тех купчих в послусех, и им и их детем по тому же до тое вотчины дела нет и внучатом.

А не будет братьи в послусех или племянников, и братья или сестры и племянники ту вотчину выкупят. А станет тот купец ту вотчину продавати, и тем продавцом вотчина у них купити полюбовно, как ему тот продавец ту вотчину продаст; а не полюбовно ему вотчины не выкупи.

А судити о вотчине за сорок лет; а дале сорока лет вочьчичем до вотчины дела нет. А до купель дела нет: кто куплю продаст, и детем и братьи и племянником тое купли не выкупати.

А кто напишет свою куплю детем своим после своего жывота, ино им вотчина: то им дръжати в вотчину, и впредь им та вотчина выкупите по тому ж указу за вотчину.

А кто вотчину свою выкупит в те урочные сорок лет, и та ему вотчина дръжати за собою, а иному тое вотчины не продати, ни зало-жиги в чюжей род, а отдати ему та вотчина в свой род тому ж, кого нет в прежних купчих в послусех…

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем…

97. А которые дела преж сего Судебника вершены, или которые не верше­ны в прежних во всяких делех, суженых и несуженых, и тех дел всех не посу-живати, быти тем делом всем в землях, и в холопстве, и в кабалах, и во всяких делех и в тиуньстве судити по тому, как те дела преж сего сужены, вершены. А вперед всякие дела судити по сему Судебнику и управа чинити по тому, как царь и великий князь в сем Судебнике с которого дни уложил.

98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех боар приговору вершается, и те дела в сем Судебнике приписывати.

100. О суде с уделными князи. А взыщет москвитян какова дела на селских волостелех, которые селца московские за уделными князьми, ино судити царю и великому князю; а не отвечает волостель селецкой, и царю и великому князю его обинита. А взыщет селецкой на селецком, а судит их их же волостель…

 

(Судебники XV – XVI веков. М.: изд-во АН СССР, 1952. С. 141-177)

Комментарий. В Судебнике 1550 г. получила дальнейшее закрепление система крепостничества на Руси. В первой половине XVI в. возросла потребность в крестьянском труде. Материальные возможности крестьян были ограничены. Судебная практика столкнулась с делами по выходам, что побудило подробнее регламентировать отказы. Ст. 88 определяла единый срок отказа, ввела определенные облегчения крестьянству. Если раньше пожилое при выходе взималось с каждого поколения неразделенной семьи при совместном жительстве, то теперь пожилое взималось «с ворот». Платильщиком пожилого стала единая неразхделенная семья.

В остальном наблюдалось откровенное ужесточение крепостничества. Увеличилась сумма пожилого на два алтына. Устанавливалась обязательная плата «за повоз», за собранный хлеб и подать с зерновых великому князю.

Судебник ограничил источники холопства. Даже сельское тиунство не влекло холопства без специального договора (ст. 76). Было отграничено поступление в холопство от поступления в кабалу.


В услужение могли поступать даже низшие слои феодалов. Судебник 1550 г. охраняет их интересы, стремится стабилизировать отношения внутри господствующего класса. Он запрещает «холопить» «детей боярских служилых и их детей, которые не служивали» (ст. 81). Учащаются случаи отпуска холопов на волю. Холоп, попавший в плен, а затем освобожденный или выкупленный, получал свободу (ст. 80).

Судебник 1550 г. закрепил социальное неравенство горожан. За бесчестье простого человека платился один рубль, как за крестьянина, среднего – 5 рублей, как за дворянина, гостя – 50 руб. (ст. 26).

Судебик закрепил некоторые условия торга, запрещал недобросовестную куплю-продажу. С этой целью требовалось свидетельское присутствие при сделках, клеймение проданных лошадей, записи в книги и т.д. (ст. 93 – 95).

Ст. 90 устанавливала ответственность по долгам при разорении купца. При «бесхитростном» разорении от пожара или разбойного нападения купец получал многолетнюю рассрочку долга без всяких процентов по государевой грамоте. Разорение по его вине приводило к выдаче истцу «головою до искупа», т.е. в долговую кабалу.

Как известно, централизации Русского государства способствовало развитие в XIV – XV вв. системы «кормлений». Но к XVI в. она стала тяготить центральную власть, поскольку наместники и волостели позволяли себе слишком много самоуправства. Этой системой было неудовлетворенно и дворянство. С целью огрвничения судебного произвола наместников Судебник 1550 г. предписывает протоколировать процесс земским дъяком. Судебные бумаги подписывались старостами, целовальниками и дворскими (ст. 62).

Значительное место в Судебнике 1550 г. уделяется уголовному праву. На предшествующих этапах удобной характеристикой наказуемых действий в отношении частных лиц был термин «обида».

Однако в условиях единого государства, где го олицетворял князь, посягательство на него стало равнозначным посягательству на государство. Нанесение морального и матероиального вреда рассматривалось как нарушение воли государя. Выработалось понятие специального субъекта – «лихих людей». Их ждали самые жестокие наказания и пытки. Имущество шло на погашение издержек и долгов (ст. 52).

Все тяжкие преступления – разбой, душегубство, татьба – были выделены в особую группу, связанную с лихим делом. Ст. 61 Судебника обобщила группу деяний, связанных с «крамолой», т.е. посягательством на государственные интересы. К этой же группе примыкали заговоры и мятежи, бесчестье государя и брань в его адрес. За перечисленные преступления обычно били кнутом, рвали языки, предавали смерти.

Бюрократический аппарат единого государства – бояре и дъяки – часто использовалигосударственную службу в корыстных целях. Судебник в ст. 1 предписывает объективно рассматривать дела в суде, не брать взятки. Ответственность за данные действия наступала лишь при наличии вины и носила сословный характер: высшие должностные лица несли имущественную ответственность, среднее звено – лишение свободы, низшие чины подвергались торговой казни

Карательная система средневековой Руси отличалась жестокостью. Широко применялась смертная казнь и пытки, различные телесные и членовредительские наказания. Судебник 1550 г. впервые выделил тюремное заключение как самостоятельный вид наказания.

Штрафы и имущественные взыскания в указанный период чаще всего выступали как дополнительный вид наказания за должностные преступления, нарушение интересов собственника, в земельных спорах и т.д. Судебник в ст. 26 установил штраф как самостоятельный вид наказания за оскорбление и бесчестие.

Таким образом, Судебник 1550 г. стал важным этапом на пути правового закрепления единого Русского государства, кодификации права.

 







Date: 2015-06-07; view: 993; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию