Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребности членов коррекционных и терапевтических групп





Клиенту в процессе отбора следует отводить существенную роль. Предпочтительнее, чтобы клиент сам отказался от участия в группе, чем начал посещать встречи и затем испытал дискомфорт от преждевременного выхода из группы. Однако клиент может принять взвешенное решение только в том случае, если он достаточно информирован о природе группового опыта, предполагаемой длительности терапии, о том, чего ждут от него в группе.

Позитивным, наградой за членство в терапевтической группе может стать удовлетворение группой различных потребностей ее членов. В качестве наград или детерминант групповой сплоченности, которые имеют отношение к отбору клиентов для групповой терапии, И.Ялом предлагает следующее:

1) восприятие участниками группы как места, где они могут удовлетворить свои личные потребности, т. е. достигнуть цели в терапии;

2) получение удовлетворения от отношений с другими участниками группы;

3) получение удовлетворения от участия в выполнении задач группы;

4) получение удовлетворения из членства в группе в противовес неудовольствию внешним миром.

При выполнении этих условий, как правило, участники останутся довольными своими группами, будут тяготеть к ним и, по всей вероятности, останутся в них.

Отсутствие или негативная оценка любого из названных факторов может перевесить положительную ценность остальных и привести к уходу клиента из группы.

Удовлетворение в группе личных потребностей

Как справедливо отмечает И. Ялом, личные потребности каждого конкретного участника терапевтической группы изначально находят свое выражение в форме основной жалобы, конкретной или не совсем причины обращения за психотерапевтической помощью. Обычно они формулируются в виде желания получить облегчение от страданий, реже – достигнуть самопонимания или вырасти как личность. Здесь важны несколько факторов: наличие достаточно острой личной потребности; отношение к группе как к структуре, потенциально способной удовлетворить эту потребность; и, со временем, – вывод, что группа совершает движение в направлении удовлетворения этой потребности.

Разумеется, чтобы породить необходимую для изменения мотивацию, в жизни клиентов должен присутствовать некий дискомфорт. Однако зависимость между тем, насколько клиент подходит для групповой терапии, и степенью испытываемого им дискомфорта нелинейная. Клиенты, которые испытывают слишком слабый дискомфорт обычно не ценят и не видят преимуществ членства в группе.

С другой стороны, клиенты с умеренно высоким уровнем дискомфорта часто готовы пожертвовать чем-то и все же заплатить высокую цену при условии, если они верят или располагают доказательствами того, что группа может и хочет им помочь. Можно назвать несколько возможных источников доверительного отношения к группе:

¨ одобрительные отзывы о групповой терапии со стороны средств массовой информации, друзей, имевших удачный опыт групповой психотерапии, или индивидуального терапевта, у которого клиент прежде проходил терапию;

¨ специальная подготовка, осуществленная ведущим группы;

¨ вера во всеведение авторитетных фигур;

¨ результаты собственных наблюдений или рассказы других участников группы об улучшении их состояния;

¨ наблюдения за собственными изменениями на ранних этапах групповой терапии.

Клиенты с чрезвычайно высоким уровнем дискомфорта,, причиной которого являются чрезмерный внешний стресс, внутренние конфликты, неадекватная сила Я или некая комбинация перечисленных факторов, порой настолько перегружены тревогой и реальными попытками справиться с собственными проблемами, что многие из видов деятельности долгосрочной динамической группы кажутся "чрезвычайно медленными" и предельно неадекватными. Такие группы не в состоянии с первых шагов своей работы удовлетворить совершенно неотложные личные потребности. Клиенты, пребывающие в глубоком расстройстве, порой не в состоянии выносить фрустрацию, сопровождающую развитие группы, когда она постепенно превращается в эффективный инструмент психотерапии. Они часто требуют мгновенного облегчения, которое группа предоставить не может — она не для этого предназначена. У таких клиентов могут развиться защитные механизмы, направленные на облегчение внутреннего состояния и устранение тревоги, которые настолько межличностно неадаптивные, что пребывание в группе становится для них социально невыносимым. Опять же, следует заметить, что не групповая терапия как таковая противопоказана клиентам, испытывающим чрезвычайно острый дискомфорт, а именно долгосрочная динамическая групповая психотерапия. Такие клиенты с острыми расстройствами могут быть отличными кандидатами на участие в кризисной группе или в специализированных проблемно-ориентированных группах — например, в когнитивно-бихевиоральной группе для клиентов с фобиями, депрессией или паническими расстройствами, перенесшие смерть близких и пр.

Некоторые клиенты, поставленные перед необходимостью срочно принимать важнейшие решения — такие, например, как развод, аборт или отказ от попечительства над ребенком, — не всегда хорошие кандидаты для динамической группы. Однако позже, после того как решение принято, они могут с успехом использовать группу для того, чтобы справиться с многообразными последствиями своего выбора.

Удовлетворение от отношений с другими членами группы

Участники группы извлекают удовлетворение из отношений с другими членами группы, и часто этот источник привлекательности группы является решающим. Важность взаимоотношений между участниками и как источника сплоченности, и как терапевтического фактора трудно оспорима. Как показывает богатый опыт групповой психотерапии – редкий клиент будет продолжать участвовать в группе, если у него достаточно долго не возникает удовлетворение межличностными отношениями.

Удовлетворение межличностными отношениями иногда приходит не сразу. Участники психотерапевтической группы часто презирают самих себя, а потому вполне вероятно, что на первых порах будут презирать и других участников группы. У большинства из них прошлое не было богато удовлетворяющими межличностными отношениями, и они почти не верят и не надеются достичь чего-то в близких отношениях с другими членами группы. Часто такие клиенты используют терапевта как передаточное звено. Начиная позитивно взаимодействовать с терапевтом, они с большей легкостью выстраивают более тесные взаимоотношения друг с другом. В частности, было замечено, что те участники, у которых устанавливаются более тесные отношения с ведущим, значительно чаще склонны воспринимать как социально привлекательных и других участников группы.

Удовлетворение от участия в деятельности группы

Удовлетворение, которое дает клиентам участие в выполнении групповой задачи, по большей части неотделимо от удовлетворения, получаемого ими от отношений с другими участниками группы. По сути задача психотерапевтической группы (построить групповую культуру, характеризующуюся близостью, приятием, интроспекцией, пониманием и межличностной честностью) – задача межличностная. Обследование самых разных групп показало, что удовлетворительное участие в выполнении задачи группы, независимо от ее природы, является для участников группы важным источником удовлетворения. Клиенты, которые не занимаются самоисследованием, не раскрываются, не заботятся о других или не проявляют своих чувств, будут не удовлетворены участием в деятельности группы. Такие качества, указывает И. Ялом, свойственны достаточно многим категориям клиентов: например, клиентам с серьезными проблемами в сфере близких отношений, склонным к отрицанию, соматизации, страдающим органическими расстройствами и умственно отсталым. Таких клиентов целесообразнее лечить в гомогенной, проблемно-специфичной группе, задача которой соответствует их возможностям.

Удовлетворение от гордости за членство в группе

Члены самых разных групп получают удовольствие от группового членства потому, что во внешнем мире эти группы высоко ценятся или считаются престижными. Очевидно, что терапевтические группы находятся в этом отношении в невыгодном положении, и обычно этот источник привлекательности группы доступен не сразу. Тем не менее со временем у участников терапевтических групп развивается некоторая гордость за группу. Это проявляется, например, в том, что если новые участники начинают нападать на группу, "старики" встают на ее защиту. Иногда им свойственно чувство превосходства над людьми, упорствующими в отрицании жизненных неурядиц, а также над теми, чьи проблемы ничуть не легче, но которым недостает здравомыслия, чтобы присоединиться к психотерапевтической группе.

Если клиенты выказывают признаки крайнего стыда за свое участие в группе и с неохотой признаются в нем близким друзьям или даже супругам, то, по-видимому, членство в терапевтической группе, с их точки зрения, диссонирует с ценностями других значимых для них референтных групп. Вряд ли группа станет для таких клиентов глубоко притягательной. Наверно всякий групповой терапевт в своей практике время от времени сталкивается со случаями, когда внешние группы (семья, армия или, с недавнего времени, предприятие, где человек работает) оказывают на индивидуума давление, заставляя его присоединиться к терапевтической группе. Группы, удерживаемые вместе посредством такого принуждения, на первых порах очень непрочны, однако по мере их развития могут появиться другие источники сплоченности.

Date: 2015-06-07; view: 461; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию