Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суверенитет потребителя и свобода выбора





В широком смысле слова, рациональное потребление означает возможность людей удовлетворить свои основные потребности без ущерба для окружающей среды. Рациональный (разумный) выбор предполагает приобретение такого количества предметов потребления на душу населения или семью, которое обеспечит оптимальное развитие личности в данных экономических условиях.

150 лет назад 15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой назвал четыре основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Позже Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International – CI) дополнила еще четыре права: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. И теперь Кодекс потребителя включает восемь прав. В 1965 году ЮНЕСКО принял документ под названием «Руководящие принципы по защите прав потребителей», объявив 15 марта – днем защиты потребителей. Этот документ ратифицировали большинство стран, обязавшись строить своё национальное законодательство с учетом «Руководящих принципов». Присоединилась к этому документу и Россия в 1992 года после принятия Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) «О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011).

Суверенитет потребителя – независимость потребительских прав, которые защищены законодательством. Знание своих основных прав поможет потребителям правильно вести себя в ситуациях нарушений прав, с которыми – увы! – нам приходится сталкиваться слишком часто.

Право на качество означает, что продавец должен передать потребителю качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).

В соответствии с правом на безопасность, товар (работа, услуга) должны быть безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно праву на информацию, потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. Вся информация содержится в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетке, вкладыше, а также на маркировке, с указанием даты изготовления. Эту информацию необходимо уметь понимать и анализировать.

Знаки соответствия означают соответствие международным и национальным стандартам сертификации качества товаров и безопасности товаров.

    Знак «Зеленая точка» вопреки распространенному мнению не означает, что продукт изготовлен из переработанных материалов или пригоден для переработки, ставится на продукцию в Германии теми компаниями, которые оказывают финансовую помощь программе переработки отходов «Экологическая Упаковка» и включены в ее систему утилизации.
  «Ресайклинг» – символ того, что данный товар подлежит переработке или уже получен в результате переработки.
  «РСТ» в России широко известен как знак соответствия Российскому стандарту.

Штрих-код – это наносимая на упаковку в виде штрихов закодированная информация, считываемая при помощи специальных устройств. C помощью штрихового кода кодируют информацию о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. Наиболее распространены американский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN (см. Рис. 2).

Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13).

Рис. 2

Контрольная цифра предназначена для определения законности производства того или иного товара. Для расчета контрольной цифры необходимо:

1. Сложить цифры, стоящие на четных местах штрих-кода (6+0+7+2+1+0=16).

2. Полученную сумму умножить на три (16*3=48).

3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, кроме самой контрольной цифры (4+0+3+6+1+2=16).

4. Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3 (48+16=64).

5. Отбросить десятки (64-60=4).

6. Из числа 10 вычесть значение, полученное в пункте 5 (10-4=6).

Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой, обозначенной в штрих-коде, значит товар произведен незаконно.

Одним из показателей качества и безопасности для употребления является то, какие пищевые добавки содержаться в том или ином товаре. Ведь для придания продукту тех или иных качеств в него добавляются различные вещества, являющиеся иногда ядами для организма. Причем некоторые производители предупреждают об этом покупателя, помещая список пищевых добавок с использованием специального кода (INS – Международная цифровая система). Это код из трех или четырех цифр, которым в Европе предшествует буква E.

Код, начинающийся на 1, означает красители; на 2 – консерванты, на 3 – антиокислители (они предотвращают порчу продукта), на 4 – стабилизаторы (сохраняют его консистенцию), на 5 – эмульгаторы (поддерживают структуру), на 6 – усилители вкуса и аромата, на 9 – антифламинговые, то есть противопенные вещества. Индексы с четырехзначным номером говорят о наличии подсластителей – веществ, сохраняющих рассыпчатость сахара или соли, глазирующих агентов.

Применение добавок разрешено во многих странах, большинство из них не дает побочных эффектов. Но у медиков часто иное мнение. Например, консерванты Е-230, Е-231, Е-232, использующиеся при обработке фруктов, представляют собой не что иное, как фенол, который, попадая в организм человека в малых дозах, провоцирует рак, а в больших – он просто чистый яд. Конечно, если мыть фрукты перед едой, можно их очистить от фенола. Но все ли и всегда ли моют бананы? Кто-то лишь очищает их от кожуры, а потом теми же руками берется за его мякоть…

Есть пищевые добавки, категорически запрещенные в России. Это Е-121 – краситель (цитрусовый красный), Е-240 – столь же опасный формальдегид, Е-173 – порошковый алюминий, который применяют при украшении импортных конфет и других кондитерских изделий. [1]

Специальные символы помогают потребителю определить, что можно и что ни в коем случае нельзя делать с одеждой! Например,

Стирка изделий с кипячением (изделия из хлопка и льна, белое или цветное стойкое к кипячению).
Допускается только ручная стирка. Не тереть, не отжимать. Текстильные изделия, не подлежащие стирке в стиральной машине. Температура стирки 30°C—40°C в зависимости от изделия.
Не стирать. Изделия, несущие на себе этот знак не подлежат стирке, их следует подвергать химической чистке.
Можно выжимать и сушить в стиральной машине или в электрической сушке для белья.
Вертикальная сушка.
Cухая чистка (химчистка).
Химчистка с любым растворителем.

Право на возмещение ущерба означает, что за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.

На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки – сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) потребитель можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени потребитель может предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Размер морального вреда не зависит от стоимости товара, услуги, а также от размера возмещения имущественного вреда.

Контроль и надзор на потребительском рынке осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии, Федеральная антимонопольная служба, органы местного самоуправления, общественные организации.

Чтобы самостоятельно отстаивать свои права, потребитель должен знать нормы Закона «О защите прав потребителей», уметь собирать полную и достоверную информацию о продавце (изготовителе, исполнителе) и о приобретаемых товарах (работах, услугах).

Необходимо сохранять чеки, квитанции, расписки, инструкции, технические паспорта, гарантийные талоны, потому что в случае возникновения споров эти документы должны быть приложены к претензии, заявлению. Потребитель имеет право и на судебную защиту.

Вывод: Рациональный потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей, используя ограниченные денежные ресурсы. В экономической науке модель рационального потребления предполагает нахождение точки касания бюджетной линии и кривой безразличия как точки равновесия потребителя, характеризующей оптимальный уровень удовлетворения его платежеспособной потребности. В России суверенитет, т.е. независимость и свобода действий потребителя, определяются нормами Закона «О защите прав потребителей». Знание своих прав, умение их защищать, анализ информации, представленной различными знаками и символами на этикетках, упаковках товаров, являются неотъемлемыми условиями формирования культуры рационального потребления.

Date: 2015-06-07; view: 753; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию