Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сделайте вывод, формализуйте его и определите вид





16. Укажите, в каком случае имеет место отношение рода и вида, а в каком - целого и его части:

А) Населенный пункт, деревня. Б) Полк, батальон. В) Океан, море. Г) Художник, живописец. Д) Врач, хирург. Е) Квартира, комната.

17. На одном острове живут только серьезные и шутники. Серьезные всегда говорят правду, а шутники всегда лгут. Предположим, что Вы оказались на этом острове и встретили двух аборигенов. На Ваш вопрос один из них ответил: “По крайней мере один из нас - лжец”.

Определите, кто из встретившихся Вам островитян серьезный, а кто - шутник?

18. Установите, являются ли следующие деления правильными:

А) Треугольники делятся на остроугольные, прямоугольные и

тупоугольные.

Б) Животные бывают дикие, домашние водные и домашние сухопутные.

В) Дом делится на первый, второй и третий корпус.

Г) Правильные четырехугольники делятся на ромбы, квадраты и прямоугольники.

Д) Климат бывает холодный, умеренный, жаркий, морской и континентальный.

Е) Иностранные языки делятся на трудные и европейские.

19. В одном из своих романов Б. Прус рассказывает о следующем случае. Участник неудавшегося восстания, спасаясь от преследователей, проявляет мужество, изобретательность, и, уже чувствуя себя в безопасности, заходит в деревню и располагается на чердаке хаты на отдых. Вдруг он видит, что в деревню въезжает отряд кавалеристов, из тех, что преследовали восставших. Двое из них спешиваются, подбегают к хате и стучат в дверь. Все ясно - кто-то его выдал, они пришли за ним. Он вынимает револьвер и стреляет себе в лоб. Кавалеристы достучавшись, попросили у хозяйки воды, напились и побежали к своим. Выстрела никто не расслышал.

Вывод участника восстания был неверен, хотя и основания для предположения были. Герой романа имел право предполагать, что кавалеристы явились за ним. Известно, что если преследователи хотят взять преследуемого и знают, где он находится, то они приходят туда, где спрятался преследуемый. В данном случае было именно это: преследователи явились туда, где находился участник восстания. Достоверного вывода из этих посылок сделать было нельзя. Почему? Какое правило здесь действует?

20. Определите вид следующих мыслей:

А) Блестело море все в ярком свете и грозно волны о берег

бились (М. Горький).

Б) Если нынче ночью Бэла не будет здесь, то не видать тебе коня (М. Ю. Лермонтов).

В) Подул прохладный ветерок, поднимая рябь, - значит, ночь была на исходе (Марк Твен).

Г) Могут ли иностранные кредиты сыграть решающую роль в возрождении национальной экономики?

Д) О Волга!... Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов).

21. Философия Сократа, говорят многие, хороша уже потому, что поддержала его в минуту смерти: он своей мученической кончиной, говорят многие, запечатлел свое учение... Сократ умер как мужчина, потому что был мужчиной, а не потому, что его поддержали в минуту смерти положения его философии. Одна и та же мысль производит на различных людей различное впечатление; из одной и той же школы выходят люди с различными наклонностями и стремлениями; человек - не пустая бутылка, в которую можно влить какую угодно жидкость. Смерть Сократа рисует только личность этого человека, не говоря ничего.. о его учении. Смерть Сократа доказывает, что Сократ был не фразер, но не говорит нам, что он не мог ошибиться в теории или в жизни. Факты подтверждают мое мнение о том, что честность и стойкость Сократа принадлежали его личности, а не его учению. В числе учеников и друзей Сократа мы находим Алкивиада и Крития. Учение Сократа оказалось несостоятельным, когда нужно было исправлять нравственность и переделывать природу человека (Д. И. Писарев).

Опроверг ли Писарев утверждение “многих”?

22. Инспектор Лосев расследовал дело о хищении. В этом преступлении подозревались Брагин, Карлов и Лиходеев. Каждый из них дал следующие показания:

Брагин: “Я не делал этого. Это сделал Лиходеев”.

Лиходеев: “Я не виноват, но и Карлов тут не причем”.

Карлов: “Лиходеев не виноват. Преступление совершил Брагин”.

Инспектор Лосев точно установил, что один из подозреваемых дважды солгал, второй дважды сказал правду, а третий - один раз солгал, а один раз сказал правду. После этого инспектор вычислил преступника. Кто же он?

23. Логичны ли следующие высказывания:

А) Щедрость заслуживает похвалы, как и всякая добродетель.

Б) Саша - крупный бизнесмен, и этим объясняется его интерес

к экономике.

В) Книги напечатаны на бумаге, поэтому они страдают от сырости.

Г) Некоторые четырехугольники квадраты, поскольку квадраты суть параллелограммы.

Д) Крыжовник ядовит, ведь растения бывают ядовиты.

24. Деление каких понятий было произведено в следующих высказываниях и на каких основаниях:

А) Мы знаем, что Лев Толстой писал романы и рассказы.

Б) У нас в отделе есть и молодые дамы и женщины среднего возраста, пенсионерки и совсем юные девушки.

В) Среди множества химических элементов мы знаем металлы и неметаллы.

Г) Существуют заряженные и незаряженные элементарные частицы.

Д) Мы изучали демократию, олигархию и тиранию как формы правления в Древнем мире.

Е) У нас в стране существуют и негосударственные политические институты; среди последних есть и непартийные, а среди непартийных - и молодежные, и профессиональные и прочие.

25. Разберите следующие ситуации:

А) Писатель А. И. Графоманов создал только четыре произведения:

“Сюжет”, “Балерины в черном”, “Синичка” и “В огороде бузина”. “Сюжет” был написан бездарно, “Балерины в черном” - так себе, “В огороде бузина” - плохо, “Синичка” - тоже. Можно ли сказать, что литературное наследие Графоманова - весьма низкого свойства? Почему?

Б) В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу на прошлой неделе не было солнца. Можно ли сказать, что вся прошлая неделя была пасмурной? Почему?

В) Мы знаем, что железо, медь, золото, платина - твердые тела. Можем ли мы утверждать, что все металлы - твердые тела? Почему?

Г) Июнь, июль и август в Тюмени были очень жаркими. Можно ли утверждать, что все лето в Тюмени было жарким? Почему?

Д) Маленький Петя еще не умеет писать буквы А, Б, В, Г, Д, Е. Умеет ли Петя писать? Почему?

26. В сказке А. Волкова “Урфин и его деревянные солдаты” говорится: “Жители Волшебной страны не знали, кто такие моряки... Людям все нравилось в Чарли Блеке: и его огромный рост, и загорелое лицо со смелыми, широко расставленными глазами, и даже деревянная нога, вид которой привел их, впрочем, к ошибочному убеждению, что моряки - это люди с одной деревянной ногой”.

Каковы логические основания этой ошибки?

27. В новелле Макса Шульмана “Свидание с Полли” рассказывается, как студент-юрист обучает логике Полли, надеясь, что она станет достойной его женой. И вот последнее свидание:

“ - Полли, - сказал я, когда мы снова сидели под дубом. - Сегодня мы не будем говорить о софизмах.

Ну - у - у... - разачарованно сказала она.

Дорогая, - сказал я с улыбкой, - мы провели вместе пять вечеров. Мы

прекрасно преуспели. Теперь ясно, что мы подходим друг другу.

Поспешное обобщение, - живо отозвалась Полли.

Простите? - удивился я.

Поспешное обобщение, - повторила она. - Как Вы можете утверждать,

что мы подходим друг другу, если мы виделись всего лишь пять раз?

Я хмыкнул от удовольствия. Милое дитя хорошо усвоило уроки.

Моя дорогая, - сказал я, - пяти свиданий достаточно. Для того, чтобы

узнать, хорош ли торт, не обязательно съесть его полностью.

Ложная аналогия, - тут же ответила Полли. - Я не торт, я девушка.

Я хмыкнул, но уже с меньшим удовольствием. Как видно, лучше будет,

если я признаюсь ей в любви попроще и покороче.

- Полли, я люблю Вас. Вы для меня - весь мир: луна, звезда и созвездия космоса. Пожалуйста, скажите, дорогая, что Вы всегда будете со мной, иначе я зачахну...

Я заскрежетал зубами... Я справился с приливом паники, накатившей на меня. Во что бы то ни стало я обязан оставаться хладнокровным.

Ну, Полли, - Вы действительно усвоили все софизмы.

Вы чертовски правы, - ответила она, энергично кивнув головой.

И кто же научил Вас этому, Полли?

Вы научили.

Поэтому Вы мой должник, дорогая. Если бы не я, Вам никогда бы не

разобраться в софизмах.

Гипотеза, противоречащая факту, - парировала Полли.

Я смахнул со лба пот... Чаша моего терпения переполнилась. Я вскочил,

похожий на разъяренного быка.

Будете ли Вы со мной?

Не буду, - ответила она.

Почему? - спросил я.

Потому что сегодня я дала слово Пити Беллоузу, что буду я с ним”.

Правильно ли дана логическая оценка ситуаций? Приведите сами

примеры поспешного обобщения, ложной аналогии, аргумента из “сострадания”, гипотезы, противоречащей фактам.

28. В один стакан налито молоко, а в другой - такое же количество чая. Из стакана с молоком берут чайную ложку молока и переливают ее в стакан с чаем. Затем, как следует перемешав содержимое стакана с чаем, берут ложку смеси и переливают ее обратно в стакан с молоком.

Чего при этом оказывается больше - молока в чае или чая в молоке?

29. Однажды султан решил позабавиться, испытывая судьбу узника. Султан повелел запереть узника в темнице вместе с двумя своими верными слугами, один из которых всегда лжет, а другой говорит только правду. В комнате были две двери: “Дверь свободы” и “Дверь рабства”. Дверь, через которую узник захочет выйти из темницы, решает его судьбу. Узник имеет право задавать только один вопрос одному из двух слуг. Разумеется, узник не знает, который именно из них лжет, а который говорит правду.

Какой вопрос следует задать, чтобы выйти на свободу?

30. Порой люди попадают в критические ситуации, из которых они могут выбраться только благодаря своей сообразительности. Так, однажды путешественник попал в руки жестокого туземного племени и был поставлен перед дилеммой: умереть от яда или сгореть заживо. Чтобы сделать этот выбор, бедняга должен был произнести всего одну фразу - если при этом он скажет правду, то его отправят, а если солжет - сожгут заживо.

Какую фразу произнес путешественник?

31. Иван и Петр имеют вместе 26 шаров; Петр и Николай - 17 шаров; Николай и Павел - 31 шар; Павел и Александр - 13 шаров, а Александр и Иван - 23 шара.

Сколько шаров было у Ивана, Петра, Николая, Павла и Александра вместе взятых?

Date: 2015-06-07; view: 1291; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию