![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Методические указания. Изоляционно-укладочные работы проводит механизированная изоляционно-укладочная колонна после того, как на трассе трубопровода сварены в плеть или сплошную
Изоляционно-укладочные работы проводит механизированная изоляционно-укладочная колонна после того, как на трассе трубопровода сварены в плеть или сплошную нитку секции труб и разработана траншея. При выполнении основных работ такой колонной, движущейся вдоль трассы трубопровода, осуществляются следующие операции: трубоукладчики с помощью троллейных тележек-подвесок приподнимают участок нитки трубопровода, лежащей на бровке траншеи, для обеспечения прохода очистной и изоляционной машин (или комбинированной очистно-изоляционной машины) и непрерывной укладки изолированного трубопровода в траншею; очистная машина очищает до металлического блеска наружную поверхность трубопровода от грязи, окалины, ржавчины и пыли; одновременно на очищенную поверхность трубопровода наносится грунтовка (битумный праймер или клеевой слой); изоляционная машина наносит на загрунтованную поверхность трубопровода изоляционное покрытие. По мере продвижения изоляционно-укладочной колонны изолированный трубопровод опускается в траншею. Данный способ проведения изоляционно-укладочных работ называют совмещенным. При раздельном способе выполнения изоляционно-укладочных работ выложенную на бровке траншеи плеть или сплошную нитку трубопровода изолируют и снова укладывают на прежнее место, но на инвентарные лежки с мягкими прокладками, предохраняющими изоляцию от повреждений. Спустя некоторое время (1 сут и более) трубопровод с помощью трубоукладчиков и обрезиненных тросовых полотенец опускают в траншею. В настоящее время этот способ применяют крайне редко. Состав и объем дополнительных работ, выполняемых изоляционно-укладочной колонной, зависят от природно-климатических условий прокладки магистрального трубопровода, применяемых изоляционных материалов и методов закрепления трубопровода на проектных отметках. К ним относят подогрев трубопровода в зимнее время для его очистки от снега, льда и осушки поверхности; приготовление праймера (при использовании в качестве грунтовки битумных материалов); приготовление или подогрев битумно-резиновой мастики заводского изготовления; подогрев полимерных липких лент в зимних условиях; футеровку трубопровода или отдельных трубных секций; балластировку и закрепление анкерами трубопровода на проектных отметках; охлаждение нанесенного на трубопровод битумно-резинового изоляционного покрытия для предотвращения его повреждения при опускании в траншею комьями грунта. В настоящее время при строительстве магистральных трубопроводов широко применяют трубы, изолированные в заводских условиях. В этих случаях поступающие с трубосварочной базы трехтрубные секции изолированных труб (два стыка могут быть изолированы на базе) сваривают на бровке траншеи в плети или сплошную нитку и выкладывают на инвентарные лежки с мягкими прокладками. Участки трубопровода с неизолированными стыками трубоукладчиками (с помощью полотенец) последовательно приподнимаются на высоту 0,5 м для установки на стык разъемной очистно-изоляционной машины ИС-101, ИС-122, ИС-142 (для трубопроводов диаметром соответственно 1020, 1220 и 1420 мм). Стыки труб изолируют, при необходимости одновременно ремонтируя поврежденную изоляцию. Спустя некоторое время полностью изолированная плеть или нитка трубопровода опускается в траншею специальным звеном трубоукладчиков. При одновременной работе нескольких очистно-изоляционных машин каждая из них работает на своей захватке. Возможна их совместная работа челночным способом, при котором операции выполняются последовательно через стык (две машины) или через два стыка (три машины). Проведение изоляционно-укладочных работ в трассовых условиях всегда связано с возможностью повреждения изоляционного покрытия трубопровода, поэтому техническими условиями предусмотрена защитная обертка, предохраняющая его от механических повреждений. В настоящее время для изоляции магистральных трубопроводов широко используются полимерные ленты. В этом случае плеть или сплошная нитка трубопровода должна быть уложена вдоль траншеи на расстоянии примерно 1,5 м от бровки до крайней образующей трубопровода. Для обеспечения равномерного покрытия клеевую грунтовку перед нанесением на очищенную поверхность трубопровода тщательно перемешивают грунтовочным смесителем ГС-241. Слой грунтовки должен быть сплошным, без подтеков, сгустков и пузырей. При необходимости ее можно разбавить бензином Б -70 (не более 10% от объема грунтовки) непосредственно перед нанесением. Для равномерного растирания грунтовки на изоляционной машине следует устанавливать вращающееся полотенце. Температура грунтовки при нанесении – 10-30 °С. Изоляционные ленты наносят на трубопровод по невысохшей грунтовке при температуре окружающего воздуха не ниже -40°С. Если температура окружающего воздуха ниже 10°С, то рулоны ленты перед нанесением необходимо выдержать в теплом помещении в течение 48 ч при температуре не ниже 15°С. При температуре окружающего воздуха ниже 3°С поверхность изолируемого трубопровода необходимо подогреть с помощью сушильной установки до температуры 15-50°С. Важнейшее условие, обеспечивающее плотное прилегание ленты и создание герметичности в нахлестке витков, - постоянное натяжение ленты (в Н на 1 см ширины): при. 40 °С-10-15, 20 °С – 15-20, -30 °С -20-30. При установке на шпулю машины нового рулона конец уже нанесенного полотнища ленты необходимо приподнять на 10-15 см и подклеить под него конец разматываемого рулона. Затем эти концы следует разгладить на изолируемой поверхности и прижать их рукой до следующего витка ленты. По окончании работы систему подачи грунтовки на трубопровод промывают циклогексаном или бензином Б-70, соблюдая меры пожарной безопасности. Трубопровод укладывают в траншею одновременно с изоляцией его поверхности, обеспечивая проектное положение трубопровода, сохранность труб и изоляционного покрытия, плотное прилегание трубопровода ко дну траншеи, минимальное расстояние между трубопроводом и стенкой траншеи. После укладки в течение одной смены необходимо присыпать грунтом трубопровод или полностью засыпать траншею во избежание образования вздутий на покрытии. Ход изоляционных работ должен постоянно регистрироваться в журнале работ по очистке, праймированию, изоляции и засыпке трубопровода. В этом журнале фиксируют границы участков выполняемых работ, качество изоляции за подписью лиц, ответственных за выполнение работ. По окончании работ на участке составляют акт на приемку работ по изоляции и укладке трубопровода в траншею. Битумно-резиновую мастику в качестве изоляционного покрытия используют преимущественно на трубопроводах диаметром до 720 мм. Как правило, на трассу поступает битумная мастика заводского изготовления. В этом случае по транспортной схеме определяют место расположения битумоплавильной базы. Битумную мастику заводского изготовления доставляют со склада на разделочную площадку автопогрузчиками. Затем ее очищают от упаковочной бумаги, разделывают на куски массой 8-12 кг на установке для резки мастики РМ-451 или вручную и сбрасывают в приемный лоток ленточного транспортера. Битумную мастику заводского изготовления плавят в котлах установок УБК-81 или БК-4. Эти котлы заполняют мастикой на 1/5 объема. Затем зажигают горелки котлов, перемешивают расплавленную мастику, извлекают остатки оберточной бумаги, догружают котлы мастикой до 3/4 объема. После этого увеличивают пламя горелок, снова перемешивают расплавленную мастику и удаляют остатки оберточной бумаги. Для обезвоживания мастики медленно повышают ее температуру от 160 до 180 °С при постоянном перемешивании массы до исчезновения с ее поверхности пены. После окончания процесса гасят горелки котлов. До перекачки в битумозаправщики необходимо поддерживать температуру готовой мастики в пределах 150-170 °С (выдержка мастики в котлах при температуре 120°С свыше 3 ч недопустима). При перекачке мастики в битумозаправщики в котлах для ускорения следующей плавки необходимо оставлять примерно 1/5 объема мастики. Приготовление битумной грунтовки (в емкости грунтовочного смесителя за одно приготовление получают 1,4 м3 битумной грунтовки) включает следующие операции. Колотый битум (куски по 1-2 кг) загружают в битумоплавильный котел ИСТ-ЗБ (0,5-0,45 м3). Затем зажигают обе горелки, расплавляют и обезвоживают битум и удаляют остатки оберточной бумаги, гасят горелки котла и охлаждают битум до 100-80 °С. К грунтовочному смесителю подвозят заправочный агрегат МЗ-3904 и остывший в котле битум. В емкость грунтовочного смесителя из цистерны заправочного агрегата перекачивают 1,05 м3 бензина (до отметки в смесителе). Битум из котла сливают в лейку и выливают тонкой струей в бензин, постоянно размешивая массу до полного растворения битума в бензине: после этого тщательно закрывают емкость смесителя, очищают инвентарь от битума и при необходимости промывают детали смесителя. При заправке бака очистной машины грунтовку процеживают через металлическую сетку (400 отверстий на 1 см2). Готовую грунтовку хранят до использования в плотно закрытом грунтовочном смесителе. Для противокоррозионной защиты стальных трубопроводов может использоваться грунтовка ГТ-754ИН (для нанесения под полимерные изоляционные ленты, битумные изоляционные материалы, в качестве защитного покрытия). До начала проведения изоляционно-укладочных работ, выполняемых в данном случае, как правило, совмещенным методом, плеть или сплошную нитку у трубопровода укладывают на расстоянии примерно 1,5 м от бровки траншеи. К очистной машине доставляют грунтовку и заливают ее в праймерный бак. К изоляционной машине битумозаправщиком подают битумную мастику и заливают ее в ванну машины, шпули которой заправлены рулонами стеклохолста и защитной обертки. После опробования очистной (пробный прогон на 2-3 м) и изоляционной (включение насосов, прогрев обечайки в течение 2-3 мин, проверка циркуляции мастики, пробный прогон на 2-3 м) машин изоляционно-укладочная колонна приступает к работе по одновременной очистке, грунтовке, изоляции и укладке изолированного трубопровода в траншею. Поверхность трубопровода очищают скребки и щетки очистной машины, которые своевременно меняют. С поверхности трубопровода удаляют землю, ржавчину и грязь, частицы окалины, механически слабо связанные с металлом трубы, масло и ржавую пыль, не допуская попадания масла и воды в виде капель или пленки с очистной машины. После очистки трубопровод имеет шероховатую поверхность ровного серого цвета с проблесками металла. После этого сразу же приступают к нанесению на поверхность трубопровода ровного слоя грунтовки толщиной 0,1-0,2 мм, не допуская пропусков, подтеков, сгустков, пузырей и вздутий. Грунтовка должна иметь хорошее сцепление с поверхностью трубы. Поврежденные места грунтуют вручную, предварительно смыв нарушенный слой бензином. Грунтовку транспортируют в смесителе на буксире трубоукладчика. Изоляцию производят по высохшей грунтовке (разрешено изолировать по грунтовке, которая дает отлип, но не смазывается), постоянно контролируя температуру мастики в ванне и количество мастики в обечайке, качество наносимого слоя битумной мастики по всему периметру трубы, армирования мастичного слоя и отмечая места, требующие ремонта. Мастичный слой армируют стеклохолстом, полностью погружая его в слой мастики. Покрытие со стеклохолстом должно иметь ровный черный цвет. Нахлест края последующего витка полотна стеклохолста на предыдущий делают равным 20-30 мм. Полотно стеклохолста для намотки накладывают на поверхность горячей жидкой мастики с погружением в нее без морщин, складок, гофров. Конец полотна намотанного рулона не менее чем на 100 мм перекрывают концом полотна нового рулона. При длительных перерывах в работе ванну изоляционной машины освобождают, мастику сливают, талрепы фартука обечайки отстегивают с правой стороны машины, обечайку и ее фартук тщательно очищают от остатков мастики. Для защиты от загрязнения пустую ванну затягивают брезентом. Бригадир наблюдает за состоянием дна и откосов траншеи, положением трубопровода в пространстве траншеи, изгибом трубопровода и правильностью укладки его на дно. На время длительных перерывов и в конце смены краны-трубоукладчики сдвигают на расстояние до 1-2 м друг к другу с одновременным опусканием трубопровода до 0,5-0,6 м над уровнем бровки траншеи. Методы проведения изоляционно-укладочных работ зависят от природно-климатических условий. В горных условиях в состав изоляционно-укладочной колонны включают дополнительные трубоукладчики, при проведении работ производят якорение не только очистной и изоляционной машин, но и трубоукладчиков, в скальных грунтах устраивают постель под трубопровод из минерального грунта и присыпку также минеральным грунтом или футеровку отдельных участков трубопровода. В условиях болот, заболоченной и обводненной местности движение машин изоляционно-укладочной колонны даже по лежневым дорогам исключительно затруднено: отдельные машины перемещаются так называемыми «перебежками» (продвигается одна, затем вторая, третья машины). В такой местности иногда единственно приемлемым является метод сплава и протаскивания трубопровода на участках значительной протяженности. Наиболее сложная и трудоемкая операция - закрепление трубопровода на проектной отметке с помощью железобетонных пригружателеи или анкерными устройствами. Для балластировки магистральных трубопроводов в основном применяют железобетонные седловидные грузы, устанавливаемые на специальных (чаще всего из бризола) подкладках. Работы по подвеске железобетонных пригружателей выполняет бригада численностью 10-20 чел., что зависит от условий проведения работ и диаметра трубопровода. В комплект машин и механизмов для навески железобетонных пригружателей входят автомобили с прицепами, число которых зависит от дальности ездок, 2-3 трелевочных трактора ТТ-4, кран-экскаватор Э-652БС и автокран КС-4364. Пригружатели с прирельсовых или припортовых складов автотранспортом доставляют к границе участка их установки. Здесь пригружатели разгружают автокраном и временно складируют. Затем их трелевочными тракторами на пеносанях разводят вдоль уложенного в обводненную траншею трубопровода. Одновременно на трубопровод в местах установки пригружателей горячим битумом наклеивают трехслойные прокладки из бризола. (Вместо прокладок из бризола часто используют деревянные футеровочные рейки). На трубопровод пригружатели устанавливают краном-экскаватором, при необходимости перемещающимся по перекидным еланям. Пригружатели можно устанавливать группами. Для трубопроводов диаметром 1020-1420 мм расстояние между соседними группами не должно превышать 25 м. При закреплении магистральных трубопроводов на проектной отметке широко используют винтовые анкерные устройства. Работы по закреплению трубопровода анкерными устройствами выполняет специализированная бригада (6-8 чел.). В комплект машин и механизмов входят 1-2 автомобиля, анкерный вращатель ВАГ-201 или ВАГ-202, передвижной сварочный агрегат для сварки тяг анкера с силовым поясом, гусеничный тягач типа ГГТ и малый битумоплавильный котел ИСТ-ЗБ. Работы по закреплению магистральных трубопроводов винтовыми анкерными устройствами выполняют по одной из трех схем: первая схема предусматривает работы по закреплению трубопроводов, прокладываемых подземно на обводненных и заболоченных участках протяженностью до 300 м, вторая - на участках протяженностью свыше 300 м, которые перемычками разделяют на более мелкие участки; третья - проведение работ по закреплению трубопроводов, прокладываемых наземным способом или в насыпях, при пересечении периодически затопляемых участков. До начала работ но закреплению трубопроводов анкерными устройствами необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий, обеспечивающих проход техники вдоль закрепляемого участка (устройство или ремонт вдольтрассовых грунтовых и лежневых дорог, отвод поверхностных вод, осушение отдельных участков) и работы по ремонту дефектных мест в изоляции элементов анкерных устройств,, полученных при их транспортировке с завода-изготовителя; нанесение защитного покрытия на элементы анкерных устройств, поступивших с завода-изготовителя без противокоррозионной защиты; изготовление и изоляцию элементов анкерных устройств (при небольших объемах работ по закреплению трубопроводов и наличии соответствующих материалов). К месту установки комплекты винтовых анкерных креплений транспортируют на автомобилях, а при незначительных расстояниях - на прицепах или пенах-волокушах к трактору или машине для завинчивания анкеров. Магистральные трубопроводы крепят винтовыми анкерными устройствами на проектных отметках в несколько этапов: завинчивание анкеров в грунт; погружение трубопровода на проектные отметки; закрепление трубопровода на проектных отметках. Машины ВАГ-201 или ВАГ-202 при завинчивании анкеров размещают у места установки анкерного крепления на расстоянии не менее 0,5 м от линии угла естественного откоса грунта или вплотную к отбойному бревну лежневой дороги. Анкеры завинчивают в дно траншеи, если пространство между трубопроводом и стенкой траншеи позволяет свободно пройти винтовой части анкера, и в откосы, если это пространство мало. При установке анкеров в откосы в местах завинчивания предварительно устраивают приямки (ниши) размером (в плане) на 10-15 см больше круга лопасти применяемых анкеров и глубиной до отметки низа трубопровода. Для предотвращения порчи изоляции на трубопровод в местах завинчивания анкеров и устройства приямков набрасывают переносной защитный фартук, изготовленный из дощатых реек, укрепленных на брезентовом полотне. Минимальное приближение штанги к стенке изолированного трубопровода при завинчивании анкеров должно быть равным 10-15 см. При проведении работ по закреплению трубопроводов в обводненных траншеях небольшой протяженности и с незначительным притоком воды сначала по обе стороны трубопровода за один проход вдоль закрепляемого участка завинчивают анкеры. Затем трубопровод погружают на проектную отметку и закрепляют его путем соединения стержней анкеров с хомутом. Трубопровод погружают на проектную отметку путем откачки воды из траншеи передвижными водоотливными установками, располагаемыми в пониженных местах траншеи. Воду сбрасывают в овраги или другие пониженные места, а также в специально устроенные водосборники. Горизонт воды в обводненных траншеях должен быть снижен до уровня, обеспечивающего проектное положение трубопровода. При постоянном притоке воды в траншею проектное положение трубопровода в процессе его закрепления должно обеспечиваться периодическим или постоянным водоотводом. При закреплении трубопровода осуществляют следующие операции: укладку бризола, футеровочного мата и установку силового пояса, соединение силового пояса со стержнями анкеров (обычно сваркой); изоляцию всего пояса и узлов соединения стержней с поясом. Засыпать трубопровод необходимо вслед за его закреплением. В зимний период строительства анкеры устанавливают в талый грунт непосредственно после разработки траншеи и укладки трубопровода, эта операция должна быть синхронно увязана с проведением основных видов строительно-монтажных работ. Для предотвращения замораживания дна траншеи и выброшенного в бруствер грунта темп разработки траншеи должен соответствовать темпу изоляционно-укладочных работ.
Вопросы для самоконтроля 1. Очистка поверхности труб перед нанесением изоляционного покрытия. 2. Приготовление битумной изоляции. 3. Нанесение битумной изоляции. 4. Изоляция в трассовых условиях полимерными лентами. 5. Термоусаживающиеся манжеты для изоляции стыков. 6. Укладка трубопровода. 7. Состав изоляционно-укладочной колонны. 8. Контроль качества изоляции. 9. Расстановка трубоукладчиков в изоляционно-укладочной колонне. 10. Оформление документации на изоляцию.
Date: 2015-06-07; view: 1352; Нарушение авторских прав |