Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 20

22. Зачем, по мнению Голована, надо молиться и часто на колени падать?

Ответ: «Колени у человека – первый инструмент: как на них падешь, душа сейчас так и порхнет вверх…».

23. В монастыре Иван ставил свечку "празднику". Почему автор сделал так, что под руками Голована все время падали свечки?

Ответ: Автор размышлял, насколько религиозен русский человек. Сделал вывод, что православен, но не ортодоксален в вере. Возможно, намек на то, что нагрешившему человеку не отмолить грехов вовек.

24. Что Голован делал в погребе?

Ответ: Самое главное из перечисленного: соль для поварни молол. Намек на соль духовного и физического труда.

25. Куда же дальше, спрашивают его пассажиры теплохода?

Ответ: «… мне за народ помереть хочется… клобучок сниму, а амуничку надену».

26. А какие войны тогда начинались?

Ответ: Балканские, которые показали, как пишут историки, насколько прогнила феодально-крепостническая николаевская Русь.

27. Тема сказа?

Ответ: История жизни некоего Ивана Северьяныча Голована.

28. Идея?

Ответ: художественное исследование, что такое русский национальный характер. Кто может стать духовником народа.

ФЛЯГИН В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ
(Концепция)

 

* * *
В центре рисуем кружок. Это место обозначает главного героя. В кружочке пишем выходные данные героя: Иван Северьянович Флягин – русский человек вообще.

Об этом говорит прежде всего имя героя – Иван. Странное отчествоСеверьяныч можно расшифровать следующим образом. Мне не удалось узнать, было ли такое имя – Северьян – на самом деле. Пока. Но, возможно, что Лесков в поисках места, где мог бы родиться истинно русский характер, обратился к северу России – местам, где люди взаимодействовали с холодными морями, где были суровые условия для выживания. Вспомним, как щедра оказались северные земли на рождение талантов: Ломоносов, писатель Борис Шергин, скульптор Шубин (список можно пополнять). Там не было крепостного права, там люди быстро вставали на ноги (чтобы кормиться морем, нужно было изучать навигацию, устройство кораблей, точные науки).

О фамилии Флягин поговорим чуть позже.

Как наиболее полно рассказать о своем герое? Любой писатель выстраивает систему образов. Каждый из персонажей, кто входит с каждым новым эпизодом, нужен автору для того, чтобы добавить новый штрих к портрету своего героя. Новыми персонажами писатель как бы обтачивает найденный им алмаз – характер нового в литературе героя, нанося на его поверхность грань за гранью Алмаз превращается в бриллиант.

Теперь обратимся к тексту и будем лучами обозначать тех лиц, с которыми соприкасается Флягин в жизни. Наша задача – попытаться расшифровать замысел автора: какую черту характера Флягин подчеркивает, оттеняет, дополняет, обнажает новый персонаж.

1. РОС БЕЗ МАТЕРИ.
Почему Лесков лишил с малолетства Ивана матери? Вспомним, что, к примеру, Будда так же лишился матери уже на 8-ом дне жизни. А герои русских и западных сказок? Мать умирает, а отец женится на мачехе? Зачем так жестоко поступают авторы народных или литературных сказок?

Ответ: Человек получает раннюю самостоятельность. Кто кого победит: сам человек или жизнь? Сейчас дети защищены родителями. Они не знают, что это значит – заработать на кусок хлеба. Напомню, что Крылов начал работать уже в 8-летнем возрасте, он был подкацеляристом и приносил деньги домой. С 8-ми лет Иван Андреевич понимал, и не только он. что в жизни надо трудиться, что надо получить профессию, которая и будет тебя кормить всю жизнь.

Времена изменились не в лучшую сторону. Отпрыски долго сидят на шее у родителей (включая институт). И что они будут уметь делать в результате? Поэтому надо пользоваться ситуацией, пока нет забот о хлебе насущном. Начните с малого: вымойте обувь, вынесите мусорный пакет, протрите без напоминания пол, вымойте посуду – не хочется, но маленькие дела следует делать постоянно. Учитесь у всех: у отца, у матери, у соседей. Учитесь всему, что пригодится в жизни. Мальчики могут даже поучиться шить, вязать и готовить пищу. Вы будете тем, что будут уметь ваши руки.

2. ВСТРЕЧНЫЙ МОНАХ.
Встречаются на дороге два человека. Один расслаблен, другой напряжен, активен и готов к действиям. Исследуется модель поведения. Писатель дает два типа поведения: пассивный и активный. Кто победит – понятно из сюжета.

О «форейторском озорстве». Не стоит, наверное, говорить, что у Флягина в тот момент не было жалости. У него сил было много, жизненного озорства. Стеганул от избытка сил. А судьба уже распорядилась так, что погиб тот, кто «плыл по течению». То есть каждую минуту жизни следует помнить о том, что в броуновском движении жизни кто-то рядом окажется такой, кто захочет помериться с вами силой. Это есть в мире природы, это есть и в обществе людей. Становится руководителем фирмы, или президентом, или олимпийским чемпионом только сильнейший! Помните об этом.

3. ЦЫГАН.
Иван, так же как цыган, смог своровать лошадь, так же как цыган он любил лошадей (лошадь – символ свободы). Но при расчете цыган обманывает Ивана, ловчит, поступает не по-человечески. А Иван даже не мстит. Кто из двух лучше? Конечно, Иван, конечно, русский человек, умелый, ловкий, но совершенный незлобивый человек.

4. ЦЫГАНЕ В ТРАКТИРЕ.
Почему Лесков так настойчиво вводит в систему персонажей цыган?
За Лескова не скажешь, но попробуем. У цыган, как известно, родины нет, нет территории, где бы они проживали, они не изобрели поэтому (из-за странничества) письменности, городов, культуры. Лесков, очевидно, считал, что и у русских нет родины. Есть территория, на которой мы живем. Но слово Родина у нас давно подменили другим понятием – государство, которое никогда не сможет заменить отечество. Тем мы и родственны.

А чем различаемся? Те - деньги выманивали, а этот щедр настолько, что ради красоты Грушеньки отдает все чужие деньги.

5. ПИСАРЬ.
Писарь – это не человек, а чиновник, у него нет имени, нет лица. Он превратил свою государственную службу в личное доходное дело. Он обязан был просто так, по долгу службы, выдать документ, а чиновник превращает акт государственной важности в торжище.

Вы думаете, что положение дел изменилось с тех пор? Читайте газеты и увидите, что коррупция в нашей стране невиданных размеров. Хочешь стать богатым – иди в государственную службу.

Лесков одним эпизодом, почти проходным, затронул одну из больных тем русской государственности.

Будет ли Иван торговать своим положением? Нет.

Лесков очень хотел, чтобы вы поступали бы так, как Флягин, а не как чиновник. Хотя жить сытно не возбраняется. Одна закавыка: в плохой государственной системе почему-то хорошо живется именно берущему взятки чиновнику, а не человеку работающему.

6. ОГРОМНЫЙ-ПРЕОГРОМНЫЙ БАРИН С ДОЧКОЙ.
Эпизод, во-первых, рассказывает нам о Флягине как о заботливой няньке. Каждый ли отец так будет заботиться о своем дитя, как это делает Иван?

Во-вторых, он человек «должностной и верный». Если вам другой начальник предложит бОльшие деньги, чем первый, кто из вас останется «верным»? Условие: на первой работе ну очень всё хорошо: и работа нравится, и коллектив что надо, и начальник – свой парень. Но… вас решили перекупить. Кто устоит? А Иван устоял. А почему?
Ответ: Иван уважал сам себя, это был человек чести, внутреннего достоинства и глубокой порядочности. Вот вам нравственный урок Лескова.

7. ОФИЦЕР И БАРИН.
Урок человеческого отношения. Вместо того чтобы бить Флягина, офицер (тоже человек чести) «стал целовать меня».

А мы? За любой промах или шутку мы готовы содрать шкуру, уничтожить человека. А Лесков неожиданно дает урок человеческого отношения – не бить, а расцеловать. Если вы хотите жить сами, дайте жить и другим. Чем? Своим отношением, полным любви! Каков урок? Но нет, человек скорее раздробит череп другому, чем улыбнется. На этом строятся все боевики мирового кино. Мало в нас человеческого – вот что хотел сказать Лесков.

Почему мы скорее в лоб дадим, а не доброе слово скажем?
Наше поведение – это зеркало, в котором отражаются две модели поведения: государства в целом и семьи в частности. Если вы не умеете договориться по-хорошему, что я могу подумать об отношениях в вашей семье? Вы можете заливаться соловьями сколько угодно долго, но именно за вашим поведением – традиции вашей семьи. Если вам будет стыдно – меняйтесь сами.

 

8. АНГЛИЧАНИН РАРЕЙ.
Почему появляется в сюжете англичанин?
Надо было укротить лошадей. Англичане в этом смысле одни из лучших на планете. То есть Лесков ставил цель сравнить русского Ивана с англичанином Рареем – кто из них лучший профессионал. И что же?

Наш лучше! Можно вспомнить «Левшу» Лескова: кто лучше: английский мастер или Левша?

По-другому, где кедры лучше – в Канаде или у нас, а снег где белее – у американцев или у нас? Оказывается, мы все равны.

Но … Лесков кидает на весы характера Ивана полмиллиграмма больше (укротил!!! пусть и жестоко), и образ сияет ярче.

9. МИССИОНЕРЫ, ЖИДОВИН.
Зачем эти-то понадобились в системе образов?
А это отношение к вере – русского Ивана. Он православный, но никого в свою веру не затягивает. Азиатам нужна сильная рука, страх, иначе подчиняться не будут. Вспомнить китайские династии, того же Цинь Ши Хуанди, который построил Великую китайскую стену. Или Тамерлана. Или Чингиз-хана.

Миссионеры и жидовин на вере делают деньги. То есть вера для них – личная нажива. А у нас спокойнее, чище, глубже.

10. КНЯЗЬ.
У князя есть богатое родство – он не кто-нибудь, а князь. Княжеская линия в русской системе общественных отношений была близка к царской, титулы завоевывали смелые, отчаянные, отличавшиеся особой воинской доблестью.

Что нашептывал сладкие слова Грушеньке. А когда Грушенька надоела, он поступил не по-княжески – он ее попросту бросил. Он подлый, у него нет человеческого дарования.

У Ивана нет далекого богатого родства, но есть человеческий дар жалости.

Да и Грушенька играет здесь роль лакмусовой бумажки: кто есть кто.

11. МАГНЕТИЗЁР – «ПРЕПУСТЕЙШИЙ-ПУСТОЙ» человек.
Тоже ведь был барского происхождения, но жизнь его опустила на дно, и стал он «препустейшим-пустым». А Иван опустится так же? Нет. В чем же дело? В происхождении или в личных свойствах характера? Делайте вывод сами.

Можно всех проклинать за то, что вы займете не тот пост, не те деньги будете получать. Вина лежит на государстве, отчасти на родителях (не всем достается Мстислав Ростропович и Галина Вишневская в родители). Но… проходит время. И тогда спросится только с вас: а вы-то лично ЧТО сделали, чтобы не быть на дне?

Почему Иван не опустился? (Думаем, дискутируем.)

12. СТАРИКИ.
Отношение Ивана к старшему поколению, к родителям. Выслушивает слёзную историю стариков, вникает и помогает сразу, без оглядки. Пошёл в армию вместо их сына на долгие 16 лет. То есть он ДОБРОВОЛЬНО берет на себя чужие грехи. (Об этом читай в тексте сочинения.)

13. В АРМИИ НАВЁЛ МОСТЫ.
Никто не соглашался – трусили. Почему трусим? Ответ: жизнь одна. Мы можем врать, что сейчас же пойдем на Эверест или прыгнем в воды Родоса, сидя при этом у телевизора ногами в тазик с теплой водой. А вот совершить «подвиг» и вымыть обувь мы не можем. Или выполнить основательно другую небольшую работу. Нам подвиги подавай. Но, не зная повседневного труда, мы НЕ ГОТОВЫ к подвигам и бОльшего масштаба.

14. АРТИСТ.
Играл роль демона на сцене. Это лучше, чем быть демоном в жизни. К тому он спас девушку от блудливого чиновника. Не забоялся, а совершил поступок.

* **

Схема нарисована. Все стрелочки прокомментированы. Внизу рисуем анфиладу с человечком. Говорим: главы, эпизоды – это анфилада храма жизни, в которую вступает и Флягин, и любой живущий на земле человек.

Теперь к выводу: ТАК КАКОЙ ОН, РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ИВАН ФЛЯГИН?
Русский человек не был таким, но ТАКИМ его хотел видеть Николай Лесков.

Итак, Иван Флягин:

молитвенный, моленный

единственный

жестокий, но и милосердный, справедливый

добрый

жалостливый

проявляет профессиональное озорство

«должностной и верный»

никогда никого не обманывал

есть вера = нравственные понятия, которые держали его в золотой середине морали

Он такой – всякий. Но у него есть стержень – вера в себя, понимание, что хорошо, что плохо.

Он никогда не будет «премного-малозначащим», «препустейшим-пустым», «полупочтеннейшим».

ИВАН ФЛЯГИН В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ-СИМВОЛОВ

Иван Флягина в системе образов нами разобрана здесь.

Думаю, теперь понятно, зачем автор придумывает всё новых героев – он персонажами гранит алмаз, который мы называем главным героем повести. Когда будете впредь читать книги, либо смотреть кинофильмы, либо наблюдать за своей жизнью, приглядывайтесь к входящим в судьбу людям: зачем вам их посылает судьба.

Зачем?
Чтобы ПОНЯТЬ СЕБЯ.

Разберем другую проблему: Иван Флягин в системе образов-символов.

Вновь рисуем кружочек в центре. Пишем: Иван Северьянович Флягин. Имя и отчество теперь понятны.

Почему же – Флягин? Вроде бы не благозвучная фамилия. Не какой-нибудь там Кирсанов.

Но… что такое фляга?
Фляга – это сосуд для наполнения. Чем мы наполним свой сосуд души? Чем наполним, тем и будем! («А что есть красота? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, пылающий в сосуде?»)

Писатель Николай Лесков гранит алмаз своего главного героя не только другими персонажами, но и образами-символами. Надо только уметь их выделить и расшифровать значение. Так мы поймем то содержание, то духовное наполнение, какое хотел бы видеть Лесков в русском человеке.

КОНЬ, КОНИ.

Коней много.
Что в символике обозначает конь?
Есть одно культурологическое значение: конь – это символ свободы. Леонардо да Винчи считал коней самым совершенный механизмом природы. Для нас важен первый смысл. Русские свободолюбивы, поэтому любое государственное устройство мы всегда воспринимали в штыки. У нас есть государственная система, но – вот парадокс – она не работает. Кто скажет, как в вашей личной жизни участвует государство? Школа – такая ли она нужна? Учимся 10 лет, а на выходе остается 5 % - в лучшем случае – знаний. Какие такие знания она вам на сейчас дала, чтобы её возблагодарить и сказать, если бы не школа…

УКРОЩЕНИЕ КОНЕЙ. Лошадь – это символ жизни + Иван (мы). Кто кого поборет: мы её или она нас? Ответ длиною в жизнь.

Вспомним лошадей, которых ловили в степях. Они подыхали. Так и многие люди. Они «умирают» духовно-нравственно. Признаки гибели: пьют водку, делами не занимаются, не строят ни себя, ни мир вокруг себя.

Так не справились с жизнью самоубийца-студент, «препустейший-пустой» барин, князь, Грушенька, чиновник-писарь.

 

КОНИ НЕСУТ ПОД ГОРУ. Конечно, кони – это судьба, жизненные обстоятельства. Обрыв – смертная черта. Нужны для победы сила, ум, смекалка, напряжение всех сил. Тогда ты – победитель! Чтобы стать победителем в жизни, надо начать хотя быть учиться качественно – это и есть ваша жизнь, другого варианта вам не дано.

ГАРМОНИЯ. За хорошую службу барин решает наградить Ивана. Спрашивает – чем? Тот просит музыкальную гармонию. А ведь даже играть не умел. Зачем тогда Лесков придумывает ему именно такой подарок? Почему Иван не просил ни злата, ни серебра?

 

Гармония выявляет простодушие Ивана, его бескорыстную просьбу. (Можно вспомнить сказку «Морозко»: что просила одна девочка и другая.) Гармония, по-другому, музыкальная ладовость. То есть душа Ивана требовала музыки, его душа – сам музыкальный тонкого звучания инструмент. Кстати, если вы услаждаете свой слух музыкой бум-бум, то какая ваша душа, или, правильней сказать, душонка. А вы найдите силы, время, дух слушать классику: начните с Моцарта. Моцарт, Вивальди, Чайковский, Бах – у них есть свои слушатели. Но ведь и вы можете. В их музыке нашла выражение вселенская гармония. Напрягайтесь. А кому легко?

ГОЛУБИ И КОШКА. Нежный, справедливый. Но не всегда соизмеряет свои силы.

 

ДЕМОН В ТЕАТРЕ. Об этом мы уже говорили. Просто делаем запись.

 

МОНАСТЫРЬ. ПОДВАЛ. Хорошо, если в вашей жизни наступит момент осмысления жизни. Это произойдет примерно так, как было в жизни у Пьера Безухова. Надоест всё, особенно веселье, еда, пустое времяпровождение. Наступит бессонная ночь, когда вы будете задавать себе вопросы: кто я, зачем я, что такое жизнь, что такое смерть, зачем я живу? С этих вопросов начнется переосмысление прожитого, намётка будущего. Вы как бы уйдёте в монастырь (моно=один), будете искать те нравственные ориентиры, на которые стоит опереться для дальнейшего восхождения. Восхождение всегда начинается снизу. У каждого своя гора. (Вспомните крестный путь Христа.) Гора, на которую следует взойти.

СТЕПЬ. Степь, как и кони, символизирует свободу, безграничность. Это особенность ментальности русского человека: хотим всё и сразу. Но для начала, как учил Билл Гейтс, выскоблите для блеска сортир в своей квартире. Тут бы еще можно вспомнить Достоевского: слишком широк русский человек. Надо бы его сузить.

 

ДЕТИ. Их много: и косолапая графинечка, и дочка офицера, и собственные Наташки и Кольки, рожденные татарскими женщинами, и душа Груши. Дети – это символ его чистой души, не отсоединенной от Бога. То есть Иван не подлый человек. Русский человек – дитя, ребенок, его нельзя государству обижать. Но не происходит обратного.

НОЧЬ СО ЗВЕЗДАМИ-ЛАМПАДАМИ.

 

Как измерить размеры души?
Вот какой ответ дает Лесков. Вышел Иван на улицу из трактира. Только что он кинул чужие деньги цыганке под ноги – очарован ее красотой. Всё равно он счастлив. Душа выходит наружу, растворяется высоко в небе, выступает звездами. Берем линейку и измеряем. Высоко? Широко? Без границ? Это звездное пространство и есть символика размеров Ивановой души, а стало быть, и русского человека.

Звезды сравниваются с лампадками. Люди верили, что звезды – это свет умершего человека, его сияние его души. Так вот Иван будет своим участием поддерживать свет лампадок других людей.

 

СОЛЬ. Символика понятна. Первое: Такие, как Иван, - соль земли. Второе: Он уже не один пуд соли своей жизни съел… В общем он на правильном пути. Что такое «соль»? Это знания жизни, добытые страшным трудом…

МОСТ. Наводил мосты между людьми, между людьми и их судьбой.

 

ИСМАИЛ. Сразу вспоминается крепость Измаил, взятая русскими под руководством Суворова. Сколько стоило это жизней и трудов! Иван свой Измаил, похоже, тоже взял.

БАРАБАН. Функция барабана – собирать, тревожить. Последняя фраза на корабле – надену я амуничку и пойду воевать за народ. Он может стать духовником в высоком смысле слова: положить жизнь не за себя - за народ. Такими духовниками были не только Сергий Радонежский, но и Лихачев, Сахаров, Ростропович, Высоцкий…

 

ВЫВОД.

Предпочтение свободы, а не рабства (денег, связей, желаний), чистота помыслов (дети), безбрежие внутреннего мира, желание справедливости (хоть и жестокой по форме), трудности жизни (соль, Исмаил), добровольное наведение мостов… - всё это является содержанием духовной наполненности Ивана Флягина – русского человека, каким его хотел бы видеть Николай Лесков.

Тема нравственного совершенствования человека
в русской литературе ХIХ века
на примере повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

 

Люди искусства и философы утверждают, что становление человека происходит через его нравственное совершенствование. Природа, в частности животный мир, не знает ни морали, ни страданий совести, ни стремления к высотам духа. Там работают механизмы эволюционного отбора особей – выживает сильнейший, лучше приспособленный к суровым условиям жизни.

Человек, как утверждал Платон, тоже биологическое животное: так же хотим утолить голод, спать, так же устаем и заботимся о продолжении рода. Но Всевышний, сотворив человека по «образу и подобию», подарил ему возможность нравственного совершенствования, что приблизило бы его, человека, к самому Творцу.

Жизнь Ивана Флягина показательна в плане нравственного совершенствования человека.

На судне, плывшем по Ладожскому озеру, пассажиры затеяли разговор. Поводом послужила реплика одного путешествующего о том, что высланный за грубость из семинарии «молодец» самовольно повесился. Разговор подхватили, пожалев юношу, потому что за самоубийц «даже и молиться никто не может». Но за несчастного вступился пассажир, по виду напоминавший «доброго русского богатыря». Чуть позже пассажиры уже слушали историю пятидесятитрехлетнего Ивана Флягина, черноризца.

Был он «молитвенным» сыном своей родительницы, которую почти не знал, потому что рано осиротел. Отец его был кучером из дворовых людей графа К. Именно приучил сына к коням, успев передать многие хитрости в приручении и выхаживании лошадей.

Крепостное право отменили, и Голован, Иван Флягин, был представлен самому себе и русской вольнице. Он не был ни купцом, ни крестьянином, ни чиновником. По сути это русский человек, который ищет истину; он всегда в пути.

В критической литературе неоднократно писали, что будто бы Флягин жесток и своенравен. Но Флягин другой.
Его «жестокость» подтверждают только два факта: неумышленное убийство монаха и не совсем милосердное наказание кошки Зозиньки, которой он отрубил кончик хвоста. Убийство монаха, конечно, грех. Но Голован оправдывал себя так называемым «форейторским озорством»: едешь по дороге – не спи, не плошай. Полностью оправдать Ивана в этом случае нельзя, но понять можно. Если представить, что дорога – это есть и символ жизни, то по-другому трактуешь поступок Флягина. Жизнь жестока. Если ты выпустил поводья из рук, то это может закончиться для тебя плачевно. Побеждает более «озорной», который зорче видит вокруг, который ловчее управляет своими лошадьми – судьбой.

А в отношении наказания кошки Зозиньки более точными будут слова о «справедливом возмездии». Ведь съела же эта пушистая хищница голубенка. Вот Иван и отомстил зверюге. Эпизод с кошкой характеризует Голована все-таки как человека с сердцем и совестью. Пусть в дни Страшного суда на чашу весов будут положены против Ивана эти два факта. Но вторая чаша – «за» - все же перевесит. Вот факты.

Повез Иван как-то графа с графиней да косолапую графиньку к «новоявленным мощам» на исцеление. Кони понесли. Хватило у конэсера силы, умения и ловкости удержать их почти над самой пропастью. «Передовые» кони, правда, упали в пасть природы, а коренные с экипажем и людьми были спасены. Думал он тогда, наверное, о людях, за жизнь которых отвечал как профессионал. Молодец, Иван!

Был отличной нянькой для девочки, хотя своей семьи никогда не имел. Были, правда, и у Флягина дети: Наташки да Кольки, рожденные от него татарскими женщинами. Ну а если бы бог послал ему хорошую женщину христианской веры, смог бы он стать и любящим мужем, и нежным отцом.

Он был единственным человеком, который понял и пожалел странного магнетизера – бывшего барина, опустившегося на дно жизни и ставшего беспробудным пьяницей. Не пожалел своей «шкуры», чтобы добыть для нового хозяина-ремонтера славную лошадь. Поролся с Савакиреем и выиграл. И сделал это не за деньги, а по причине собственной большой сердечной привязанности к человеку. Ну какие еще Базаров или Рахметов так отдадут себя в «жертву»?

Живет себе человек. Не имеет даже паспорта, но живет полной жизнью. Какое отношение все поступки Ивана имеют к нравственному совершенствованию? Самое прямое.

Философский словарь разделяет понятия мораль и нравственность. Мораль – это нормы поведения, принятые в том или ином социальном кругу. «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Нормы поведения светского общества не позволили когда-то Онегину перешагнуть через собственную спесь, высокомерие и чванство! Эти нормы «не опустили» пистолет Печорина, который убил глупого позера.

Иван не вписан ни в какой социально-общественный слой. Он живет как обыкновенный человек. И внутренним регулятором его поступков является его совесть. Какую дорогу выбрать, в какую сторону пойти: налево или направо? Над ним только солнце днем, звезды ночью. Помочь старикам, которые не в силах были отпустить единственного сына в армию, или равнодушно пройти мимо – это решал сам Иван. Он руководствовался нравственностью, подаренной родителями, воспитанной им самим.

Однокоренными со словом нравственность являются слова нрав, норов. Чтобы стать полезным и приятным для людей, надо научиться укрощать свой норов. Это понял Иван.

Татары по своей азиатской хитрости подщетинили Флягина – он пришелся им по душе. Десять долгих лет Иван пробыл в Рынь-песках, но не сорвал зло на степных людях. Вынашивал лишь думку о побеге. Он только однажды бесхитростно обманул их при побеге, но помыслы его были чисты в отличие, например, от многочисленных эмиссаров да жидовина, которые приходили к татарам с потаенными коварными замыслами.

Иван украл для цыгана коня. Цыган, продав последнего, несправедливо оценил долю подельника. Сам бы цыган, наверное, уничтожил обманувшего его человека, а Флягин только посетовал и укорил черноволосую бестию. И ушел с миром.

Не всякий способен быть таким добродушным, незлобивым.

Может быть, самым трудным моментом в жизни героя был тот, где он взял на себя ответственность и святой грех – выполнил просьбу Грушеньки. Нелегко ему дался тот поступок. Но он понял, что Груше еще тяжелее будет жить в качестве «стыдной женщины».

На Страшном суде на чашу весов «за» встанут старики, и душа Груши в виде легкокрылой девочки, и актриса, за честь которой вступился Иван, и генерал, который стал свидетелем героического поступка солдата Ивана. Мог Иван Северьяныч Флягин быть чиновником, продающим за десять рублей паспорта, мог опуститься до уровня пропойцы-магнетизера. Не стал, не опустился. Может быть, ему душа матери помогала? Он сумел укротить жизнь и выбрать путь единственно верный – путь совершенствования своего нрава.

Символами его души, праведности нрава являются и кони – «красоты совершенство», и вольница степей, и гармония – бескорыстный дар спасенных им людей. В копилку «мудрых мыслей» можно взять советы Ивана: «… перво-наперво стань на колени… Как на них падешь, душа сейчас так и порхнет вверх, … изнуряй себя постом… Дьявол опасается такого человека». И тогда дорога ко Христу прямее станет.

Иван Флягин - человек, который сотворил себя сам. Он хоть и жестокий по ситуации, но и добрый, жалостливый, «должностной и верный». Он никогда никого не обманывал, он далеко не «премного-малозначащий» и уж никогда не станет «препустейшим-пустым». Он поднялся из «подвала» жизни, он жил по совести, он соединял людей с добром, как соединил берега для переправы.

Он стал духовником. Настоящий духовник не тот, кто получил церковное образование, как, например, Филарет, пришедший во сне попику. Духовник не тот человек, который не совершает грешных дел, а тот, кто проходит через земные круги ада и остается человеком. Именно он будет молиться за повесившегося семинариста и просить у небесного воинства прощения и пощады. Причем Иван взял эту миссию на себя добровольно.

Мы прощаемся со славным, не похожим ни на одного героя русской литературы человеком. Он еще не стар. И нацелен на дальнейший путь. Его конечная цель – служение обществу: «Мне за народ очень помереть хочется… Я тогда клобучок сниму, а амуничку надену».

Вспомнили пассажиры судка про попика, «прегорчающего пьяницу», который «ведал и исправлял дела самоубийц» после смерти. Сам владыко Филарет хотел наказать его. Но к Филарету во сне пришел не кто иной, как Сергий Радонежский – святой русский духовник.

Не в русском ли мужике Иване Северьяновиче Флягине поселился дух «пресвятого отче Сергие»? Буду стоять на своем, добытом в тяжелых раздумьях: да. Тяжела жизнь, искушений много. Но есть и победители, которые сумели преодолеть крутую лестницу нравственного совершенствования. Один из них – герой повести Н. Лескова – «очарованный странник» с русским именем Иван.

СХЕМ "ПОСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ХРАМА"

Date: 2015-06-07; view: 1057; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию