Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация диалогов по смене реплик
Участие людей в речевых действиях бывает трех родов: активное, пассивное и активно-пассивное. Соответственно по характеру самих людей и по организации речи люди в каждый данный момент организации речевой деятельности разделяются на активных, пассивных и активно-пассивных. С точки зрения речевых коммуникаций типы речевых коммуникаций образуют соответствующие классы людей. Речевые действия, разделяющие людей на активные и пассивные классы: 1. Показательная речь. 2. Эпиграфика. 3. Нумизматика. 4. Сфрагистика. 5. Массовая информация. 6. Реклама. В этих видах речи создатель речи ждет от получателя речи только внимательного молчания, а получатель речи может выбирать, воспринимать речь или нет. Получатель речи ограничивает создателя речи по принципу внимательное молчание - отсутствие внимания. Речевые действия могут быть такими, в которых обе стороны (создатель и получатель) включены в активную и пассивную деятельность. Это следующие виды речи: 1. Устный диалог. 2. Письма. 3. Документы. 4. Информатика. Все эти виды речи требуют реплик с обеих сторон. Их характерная черта - переход к действиям. Поэтому обе стороны должны включиться в речевые действия, каждая со своей стороны, иначе не возникнет договора о том, как действовать. В соответствии с правилами речевого этоса принуждение к обмену репликами бывает разной силы: устный диалог и обмен документами обязательно требуют ответа монологом на монолог, так как речь идет об установлении единства в действиях предметного характера либо отказа от этого единства. Письма и информатика также требуют обмена монологами, но это требование ослаблено, так как не указано, когда требуетс ответная реплика. Корреспондент в переписке может ответить не сразу, его к этому не вынуждает ни присутствие партнера по диалогу, ни канцелярия. Во-вторых, требование ответа на реплику ослаблено тем, что ответ не являетс вынуждаемым. Все равно в этих видах словесности участники диалога всегда занимают активную и пассивную позицию попеременно. Остальные виды речи: 1. Молва, 2. Фольклор, 3. Судебная речь, 4. Совещательная речь, 5. Проповедь, 6. Учебная речь, 7. Пропаганда, 8. Сочинение (рукописное), 9. Литература художественная, 10. Литература научная, 11. Журналистика - строят диалог по-разному. Во всех этих видах речи диалог ведется как бы "прилюдно", т.е. имеются такие участники диалога, которые обязательно отвечают репликой, но есть и такие, которые отвечают внимательным молчанием или отсутстви ем внимания. Так, молва, полученная человеком, может быть далее послана по цепочке. Но человек, получивший сообщение молву, может не придать ей значения, может внимательно промолчать или не придать этому сообщению значения и не воспроизвести ее другому лицу. Человек, получивший фольклорное сообщение, ведет себя точно так же, как и лицо, получившее сообщение молву. Другое дело, что фольклорные тексты всегда уважаются, но не придать им внимания все равно возможно. Устная дописьменная речь - молва и фолклор - разделяет способом своего бытования аудиторию на активно-пассивную и пассивную. Публичная ораторская речь произносится перед аудиторией, часть этой аудитории - противники в суде или активные участники собрания - должны ответить репликой на реплику, а другая часть аудитории является просто слушателями или зрителями, слушающими спор или по обязанности, если это судьи, или из интереса к аргументам сторон, которые обычно касаются их житейских нужд. Поэтому судебная и совещательная речи имеют два рода получателей одновременно: активно-пассивных и пассивных получателей. Этот вид диалога - диалог, разделяющий аудиторию по правилу. Проповедь, учебная речь и пропаганда - особые виды диалога, в котором аудитория, как правило, должна слушать речь и внимательно молчать. Но поскольку гомилетические виды словесности - речи, возобновляющиеся от времени до времени, слушатели по очереди беседуют с оратором с глазу на глаз или прилюдно. Поэтому в разные моменты времени гомилетический диалог то требует внимательного молчания, то активных речевых действий. Гомилетика - диалог, разделяющий аудиторию по времени. Все виды литературы: сочинения (рукописные), научная литература, художественная литература, журналистика, - разделяют аудиторию на активную и пассивную части. Активная часть - это авторы, которые вступают между собой в диалог: в ответ на одно сочинение появляется другое, другого автора. Остальна аудитория не является писателями, их называют читателями. Схема делени аудитории похожа на ту, которая есть в ораторике (судебной и совещательной). Но если автор известен, то читатель в отличие от слушателя анонимен, массов и неизвестен. Поэтому автор старается склонить к себе читателя искусством речи, хотя и находится под контролем других авторов. Литературный диалог - диалог, разделяющий аудиторию по пространству и времени. Таким образом, существуют четыре типа диалогов третьего рода (раздельна аудитория), разделяющих аудиторию: 1. Диалог, разделяющий аудиторию способом бытования. 2. Диалог, разделяющий аудиторию по правилу. 3. Диалог, разделяющий аудиторию по времени. 4. Диалог, разделяющий аудиторию по пространству и времени. Четыре вида деления аудитории на пассивно-активную, активную и пассивную части показывают сложность диалогических отношений. Date: 2015-06-07; view: 604; Нарушение авторских прав |