Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации

 

Статья 642. Договор аренды транспортного средства без экипажа

 

1. Данная разновидность договора аренды транспортных средств порождает обязательство классического типа - аренду имущества в форме вещи. Из определения договора, содержащегося в комментируемой статье, следует, что арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство на праве владения и пользования без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Предметом аренды является транспортное средство. Она не включает такого компонента, как оказание услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации (см. коммент. к ст. 632). Следовательно, управление и эксплуатацию (коммерческую и техническую) арендатор осуществляет сам - через своих работников (персонал, экипаж). На морском транспорте этот договор имеет специальное наименование - бербоут-чартер. Он подробно регулируется гл. XI КТМ.

В определении договора не содержится указания на специальный характер сторон и не устанавливается никаких требований к ним. Однако надо иметь в виду, что транспортное средство, а в ряде случаев и осуществляемая с его использованием деятельность (например, перевозка опасных грузов) представляют собой повышенную опасность для окружающих. Поэтому обе стороны в договоре должны отвечать специальным квалификационным требованиям, содержащимся в иных правовых актах, - это нормы о лицензировании сертификации и аттестации, содержащиеся в транспортных уставах и кодексах, иных законодательных актах.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает изъятие из общих положений об аренде, указывая, что ст. 621 ГК не применяется к данному договору. В силу этого арендатор не имеет преимущественного права на заключение аналогичного договора на новый срок. Его нельзя возобновить и на неопределенный срок в случае, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя.

 

Статья 643. Форма договора аренды транспортного средства без экипажа

 

Для договора аренды транспортного средства без экипажа предусмотрена письменная форма независимо от срока eго действия. Виды такой письменной формы в комментируемой статье не ограничены, следовательно, договор может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит oт стороны по договору. Письменная форма считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК, т.е. если арендодатель, получив оферту в срок, установленный для ее акцепта, предоставил транспортное средство, т.е. совершил акцепт путем конклюдентных действий. При этом необходимо, чтобы оферта была совершена в письменной форме и содержала все существенные условия договора.

Стороны, однако, могут своим соглашением установить иную форму договора, в частности в виде составления единого документа, или исключить акцепт в форме конклюдентных действий, или предусмотреть нотариальное удостоверение договора. Комментируемая статья не содержит указания на недействительность сделки в случае несоблюдения требования о его письменной форме. Поэтому последствия будут определяться правилами ст. 162 ГК о последствиях несоблюдения простой письменной формы сделки, в которой говорится, что несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. Круг доказательств может быть ограничен транспортными уставами и кодексами.

Несмотря на то что такие объекты аренды, как воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания относятся к недвижимым вещам по определению ст. 130 ГК, законодатель не связывает стороны обязанностью зарегистрировать этот договор в органах государственной власти. В комментируемой статье специально подчеркивается, что к такому договору не применяются правила о регистрации договора аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК. Требования о государственной регистрации договоров аренды отсутствуют также и в транспортном законодательстве. В то же время в КТМ и КВВТ содержатся нормы о регистрации судов и прав на них. Морские суда подлежат регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации - Государственном судовом реестре, судовой книге; суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ регистрируются в бербоут-чартерном реестре (ст. 33 КТМ). Речные суда регистрируются в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге, суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ, регистрируются в реестре арендованных иностранных судов (ст. 16 КВВТ). На основании вышеуказанных кодексов изданы Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах (приказ Минтранса России от 29.11.2000 N 145), Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах (приказ Госкомрыболовства России от 31.01.01 N 30), Правила государственной регистрации судов (приказ Минтранса России от 26.09.01 N 144).

 

Статья 644. Обязанность арендатора по содержанию транспортного средства

 

Комментируемая статья возлагает обязанность по содержанию транспортного средства на арендатора. Эта обязанность существует в течение всего срока договора.

Под содержанием транспортного средства применительно к данному договору понимается комплекс мер (действий), направленных на поддержание транспортного средства в нормальном, технически исправном состоянии. К таким мерам относятся ремонт (текущий и капитальный), профилактика, меры по уходу за транспортным средством (уборка).

При регулировании возникших отношений стороны должны руководствоваться обязательными для них техническими нормами и правилами, устанавливающими перечень работ, включаемых в капитальный ремонт, периодичность его проведения, обязательные профилактические меры и т.п., а также способы их производства. Это позволяет обеспечить безопасность работы транспорта. За пределами таких обязательных требований стороны могут установить дополнительные обязанности для арендатора (например, периодичность уборки) или руководствоваться обычными требованиями по содержанию, применяемыми на практике для данного вида транспорта.

Несмотря на то что комментируемая статья со всей определенностью возлагает обязанность проводить текущий и капитальный ремонт на арендатора, ее нельзя толковать буквально. В ряде случаев она требует ограничительного толкования применительно к конкретно заключенному договору.

В каждом конкретном случае содержание этих обязанностей будет зависеть не только от вида транспортного средства, но и от срока самого договора аренды. В этом случае со сроком аренды соотносятся установленные обязательными нормами и требованиями нормативы по срокам (периодичности) проведения ремонтных и профилактических работ конкретного вида (типа) транспортного средства. Например, поскольку плановый капитальный ремонт проводится значительно реже, чем текущий, то его проведение не входит в круг обязанностей арендатора при краткосрочной аренде. Это же правило действует в отношении текущего ремонта и профилактики, если период их проведения не совпадает со сроком аренды. В силу этого арендодатель не имеет права передать в краткосрочную аренду транспортное средство, если подошел срок его капитального ремонта, так как это будет нарушением его обязанности предоставить имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества (п. 1 ст. 611 ГК).

Норма комментируемой статьи императивна, поэтому стороны не могут своим соглашением ее изменить, предусмотрев возложение этих обязанностей на арендодателя или распределив их между собой.

 

Статья 645. Обязанности арендатора по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации

 

Арендодатель обязан только передать арендатору транспортное средство, но не оказывать ему услуги по управлению им и его технической эксплуатации. Поэтому арендатор своими силами осуществляет управление, техническую и коммерческую эксплуатацию данного объекта в отличие от аренды с предоставлением услуг. По смыслу данной статьи арендатор обязан управлять и эксплуатировать транспортное средство сам - через действия своих работников или лиц, которые находятся с арендодателем в гражданско-правовых отношениях, если привлечение к выполнению данных обязанностей лиц в рамках гражданско-правовых договоров не нарушает административные нормы транспортных уставов и кодексов.

Понятия "управление транспортным средством", "техническая эксплуатация" и "коммерческая эксплуатация" транспортного средства рассмотрены в комментариях к ст. 635-636 ГК.

К сожалению, редакция текста комментируемой статьи не соответствует ее заголовку, поскольку в тексте статьи как раз нет указания на обязанность арендатора управлять транспортным средством, эксплуатировать его технически, а тем более коммерчески. По определению договора аренды последнее не обязанность, а право арендатора. У арендодателя не возникает права требовать от арендатора исполнения данной обязанности. Однако разнообразные нормы, регулирующие транспортную деятельность, которую осуществляет арендатор, накладывают на него обязанность поддерживать лицензии, иметь сертификаты и проводить аттестацию работников (персонала, экипажа). Эти требования имеют двойственную правовую природу. С одной стороны, гражданско-правовую, так как они связаны с характером правоспособности арендатора и определяют гражданско-правовой режим арендованного имущества. В этом смысле они являются предпосылкой для заключения договора и условием его законности. С другой стороны, административно-правовую, так как правоотношения, связанные с лицензированием, сертификацией и аттестацией, регулируются нормами административного права.

Поскольку в комментируемой статье эти обязанности не указаны, а только подразумеваются, она фактически носит дополнительный, поясняющий характер к ст. 642 ГК, содержащей определение договора. Исходя из того, что обязанность арендодателя заключается в предоставлении транспортного средства без услуг экипажа, можно сделать логический вывод, что управление транспортным средством и его техническую эксплуатацию арендатор осуществляет своими силами.

 

Статья 646. Обязанность арендатора по оплате расходов на содержание транспортного средства

 

Арендатор несет расходы на содержание транспортного средства, если в договоре не предусмотрено иное. В комментируемой статье под расходами на содержание понимаются, во-первых, расходы, связанные с проведением ремонта и иных мер по поддержанию транспортного средства в нормальном состоянии (см. коммент. к ст. 644), во-вторых, иные расходы, связанные с его эксплуатацией. Это, в частности, расходы на охрану транспортного средства, уплату налогов, пошлин, сборов и его обязательное страхование. Помимо страхования самого транспортного средства его владелец в случаях, предусмотренных законом, обязан страховать свою ответственность за причинение вреда третьим лицам (см. коммент. к ст. 637 ГК).

 

Статья 647. Договоры с третьими лицами об использовании транспортного средства

 

1. Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду. Эта норма, содержащаяся в комментируемой статье, диспозитивна, поэтому стороны своим соглашением могут предусмотреть иное регулирование, например запретить передачу транспортного средства в субаренду или обязать арендатора получить разрешение арендодателя на такую передачу.

Данная норма допускает последующую сдачу арендованного транспортного средства как без предоставления услуг по управлению им и его технической эксплуатации, так и с их предоставлением. В первом случае этот договор имеет традиционный характер субарендного договора. Во втором случае он имеет неоднородную природу. В той части, в которой предметом договора является транспортное средство, это субарендный договор, имеющий производный, зависимый от договора аренды транспортного средства характер. В части обязанности оказывать услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации он представляет собой самостоятельный договор.

Тем не менее в целом такой субарендный договор будет носить зависимый характер от договора аренды со всеми присущими ему чертами, поскольку его существо определяет вещный компонент. Так, досрочное прекращение договора аренды транспортного средства влечет за собой досрочное прекращение договора субаренды транспортного средства с экипажем.

2. Пункт 2 комментируемой статьи в целом повторяет п. 2 ст. 638 ГК (см. коммент. к этой статье). Арендатор вправе без согласия арендо-дателя заключать самостоятельные договоры с третьими лицами, в частности договоры перевозки. Законодатель при этом устанавливает единственное требование к этому - отсутствие противоречия такого договора целям использования.

 

Статья 648. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством

 

Транспортное средство, являющееся предметом данного договора, а в ряде случаев и деятельность, связанная с его эксплуатацией (например, перевозка опасных грузов), представляет собой источник повышенной опасности. В этом случае арендатор является владельцем источника повышенной опасности. Комментируемая статья исходит из нормы ст. 1079 ГК, возлагающей обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, на юридическое лицо или гражданина, которые владеют им на законном основании, в том числе на праве аренды. Арендодатель как собственник транспортного средства или владеющий им на ином "сильном" вещном праве не несет такую ответственность, поскольку не имеет возможность осуществлять технический контроль за транспортным средством, управление и техническую эксплуатацию которого осуществляет арендатор. Ответственность арендатора абсолютная, так как возникает независимо от его вины.

Данная норма императивна. Вопросы ответственности арендатора за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, регулируются правилами гл. 59 ГК. Однако необходимо иметь в виду, что они могут быть дополнены нормами иных правовых актов и международных соглашений (см. коммент. к ст. 640).

 

Статья 649. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

 

Комментируемая статья аналогична ст. 641 ГК в том, что касается установления приоритетов нормативных источников, используемых при регулировании аренды транспортных средств без предоставления услуг экипажа. Регулирование аренды отдельных видов транспортных средств осуществляется на основе норм транспортных уставов и кодексов (перечень основных источников и их характеристику см. в коммент. к ст. 641), которые развивают и детализируют соответствующие положения ГК. Нормы транспортных уставов и кодексов не являются специальными по отношению к комментируемым, они только развивают и дополняют положения § 3 гл. 34 ГК, но не могут их изменять.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации | Аренда зданий и сооружений

Date: 2015-06-07; view: 595; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию