Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Титул I. Об иске к хозяину корабля





(De exercitoria actione)

 

1. (Ульпиан). Нет никого, кто бы не знал, что польза этого эдикта представляется очевидной. Так как мы вследствие необходимости в морских перевозках заключаем договоры с капитанами (кораблей), не зная их (юридического) положения и кто они, то было справедливым установить, чтобы тот, кто назначил капитана корабля, нес ответственность, как отвечают те, кто назначил заведующего лавкой или каким-либо делом: ведь заключать договоры с капитаном корабля более необходимо, чем с заведующим. Обстоятельства допускают, чтобы данное лицо выяснило положение заведующего (лавкой) и на этом основании заключило договор; не так в отношении капитана корабля, ибо условия места и времени иногда не позволяют более полного обсуждения.

§ 1. Мы считаем капитаном того, кому поручена забота обо всем корабле. § 2. Но если договор заключен с кем-либо из корабельщиков[618], то не дается иска к хозяину корабля, хотя при наличии деликта, совершенного кем-либо из тех, кто находится на корабле для управления им, дается иск к хозяину корабля; ибо одно дело - заключение договора, другое - совершение деликта; кто назначает капитана корабля, тот разрешает заключать с ним договоры; кто использует корабельщиков, тот не разрешает заключать с ними договоры, но должен заботиться, чтобы они не действовали виновно и с умыслом.

§ 3. Капитаны назначаются для того, чтобы заключать договор найма для перевозки товаров или пассажиров и для покупки снастей; но если даже (капитан) был назначен для покупки или продажи товаров, то он в этих делах обязывает хозяина корабля.

§ 4. Не имеет значения, к какой категории людей относится капитан - является ли он свободным или рабом, рабом хозяина корабля или другого лица; и не имеет значения возраст (капитана) - тот, кто назначил, должен вменить себе[619]...

§ 6. Под кораблем мы должны понимать и морское судно, и речное, и судно, плавающее по озеру, и плот.

§ 7. Но не во всех случаях претор дает иск к хозяину корабля, но в отношении лишь тех дел, для которых назначен капитан [т.е. если он назначен], например: чтобы [сдавать корабль для перевозки груза или] чтобы покупать предметы, необходимые для плавания, или если заключен договор о ремонте корабля, или произведены на это расходы, или если корабельщики требуют за свою работу.

§ 8. Если он взял деньги взаймы, то рассматривается ли это как совершенное на том же основании.

 

С.386

И Пегас считает, что если капитан взял взаймы для осуществления того дела, для которого он был назначен, то следует дать иск; это мнение я считаю правильным. [Но как быть, если он заключил заем для снаряжения или снабжения корабля или для содержания экипажа?]

§ 9. Поэтому Офилий спрашивает: если деньги, занятые на ремонт корабля, капитан использовал на свои потребности, то дается ли иск против хозяина? И говорит, что если он взял деньги, оговорив, что эти деньги должны быть истрачены на ремонт, а затем изменил свою волю, то хозяин несет ответственность [и должен вменить себе то обстоятельство, что он назначил такого капитана]. Но если он с самого начала имел намерение обмануть кредитора (и не указал специально, что он взял деньги для нужд корабля), то получается противоположное решение; это различие одобряет Педий.

§ 10. Но если капитан совершил обман в отношении цен купленных вещей, то убыток падает на хозяина, а не на кредитора...

§ 12. Итак, данные капитану при его назначении указания дают определенное правило контрагентам. Поэтому если капитан назначен только для того, чтобы взимать провозную плату, а не для того, чтобы заключать договор найма (судна), так как сам (хозяин) уже сдал судно, то хозяин не несет ответственности, если капитан сдал судно; или если капитан назначен только для заключения договора найма, а не для взимания платы, то следует сказать то же; или если (капитан назначен) для того, чтобы он сдавал судно для перевозки пассажиров, а не товаров или наоборот, то капитан, вышедший за пределы этого, не обязывает хозяина. Но если капитан назначен, чтобы сдавать судно для перевозки определенных товаров, например овощей или конопли, а капитан сдал судно для перевозки мрамора или других строительных материалов, то следует сказать, что хозяин не отвечает...

§ 13. Если имеется несколько капитанов с неразделенными между ними обязанностями, то совершенное с одним из них обязывает хозяина; если обязанности разделены так, что один заключает договоры, а другой взимает плату, то на хозяина возлагается ответственность в пределах обязанностей каждого.


§ 14. Но если (капитаны) назначены, как это обычно бывает, таким образом, что один ничего не может делать без другого, то лицо, заключившее договор с одним, должно это вменить себе[620].

§ 15. Мы называем хозяином корабля того, кому поступают все доходы и прибыль, будь то собственник корабля или лицо, взявшее корабль целиком внаем либо на время, либо навсегда...

§ 25. Если несколько лиц являются хозяевами корабля, то к любому из них может быть предъявлен иск в полном объеме,

2. (Гай) чтобы не затруднять несколькими противниками того, кто заключил договор с одним,

3. (Павел) и не имеет значения, какую часть каждый из (хозяев) имеет в корабле; тот, кто заплатит, может взыскать с прочих путем иска, вытекающего из товарищества.

 

С.387

4. (Ул ьпиан). Если, однако, несколько лиц являются хозяевами корабля и сами заведуют им, то к каждому из них может быть предъявлено требование сообразно с той долей, в которой он является хозяином корабля, и они не рассматриваются в отношении друг друга как капитаны.

§ 1. Но если несколько лиц являются хозяевами корабля и сделали капитаном одного из своей среды, то на этом основании к ним может быть предъявлено требование в полном объеме...

§ 3. Если раб управляет кораблем по воле собственника и этот раб будет отчужден, то тем не менее тот, кто его отчудил, несет ответственность. Также он несет ответственность, если раб умрет: ибо он несет ответственность и после смерти капитана.

5. (Павел). Если ты имеешь капитаном того, кто находится в моей власти, то мне принадлежит иск к тебе, если я заключу договор с этим лицом так же, если (капитаном) будет наш общий раб…

 

Титул II. О Родосском законе о выброшенном в море [621]

(De lege Rhodia de iactu)

 

1. (Павел). Родосским законом установлено, что если в целях облегчения корабля произведено выбрасывание товаров, то возмещается путем взноса всех то, что совершено в интересах всех.

2. (Павел). Если с корабля, находившегося в беде, произошло выбрасывание (груза), то собственники утраченных товаров, если они сдали товары для перевозки, должны предъявить к капитану иски, вытекающие из найма; затем капитан может предъявить иск, вытекающий из сдачи внаем, к прочим, чьи товары остались в целости, дабы ущерб был распределен в соответствующих частях. И Сервий сказал: к капитану должен быть предъявлен иск из найма, чтобы он удержал товары прочих пассажиров, пока они не возместят (соответствующую) часть ущерба. Если даже капитан не удержит товары, то он, само собой разумеется, будет иметь иск из найма против пассажиров...

§1. Если товары сохранены, но корабль потерпел повреждение или утратил что-либо из своего снаряжения, то не следует делать какого-либо сбора, ибо положение вещей, которыми снабжен корабль, иное, чем (вещей), за которые получена плата: ибо если кузнец сломает молоток, то это не ставится в счет тому, кто нанял его для работы, но если это повреждение произведено по воле пассажиров или вследствие какого-либо страха, то это должно быть возмещено.

§ 2. Если многие купцы погрузили на корабль разные виды товаров и на этом же корабле совершают плавание многие пассажиры, рабы и свободные, и если вследствие сильной бури по необходимости было произведено выбрасывание, то возникает такой вопрос:


 

С.388

все ли должны возместить стоимость выброшенного, даже и те, которые захватили с собой такой товар, который не составлял обременения для судна, как, например, драгоценности и жемчуг? И в какой доле убыток должен быть возмещен? И должно ли быть что-либо дано за головы свободных людей[622]? И посредством какого иска это дело может быть осуществлено? Признано, что все, в чьих интересах произведено выбрасывание, должны сложить (свои взносы), так как спасение вещей обязывает к этому взносу; таким образом, и собственник корабля является обязанным в соответствующей части. Следует распределить общую стоимость выброшенного сообразно с ценой вещей[623] Нельзя делать какую-либо оценку тел свободных людей. Собственники утраченных вещей должны предъявить иск из найма к корабельщику, т.е. капитану. Таким же образом следует рассмотреть вопрос, следует ли делать оценку и одежды и перстней каждого. Общепри-знано, что все принадлежавшее каждому (должно быть включено в общий счет), кроме случаев, когда что-либо было погружено в целях потребления, в том числе съестные припасы, тем более что если бы во время плавания обнаружился недостаток в этих припасах, то каждый отдал бы для общего пользования то, что он имел.

§ 3. Если корабль выкуплен у пиратов, то Сервий, Офилий, Лабеон говорят, что все должны участвовать взносами; вещи же, похищенные разбойниками, теряет лицо, которому (похищенное) принадлежало, и в пользу того, кто выкупил свои товары, не производится взносов.

§ 4. Доля убытков должна быть внесена сообразно с оценкой вещей, которые сохранились в целости, и вещей, которые утрачены; и не относится к делу то обстоятельство, что утраченные вещи могли бы быть проданы за более высокую цену, так как возмещается ущерб, а не (упущенная) выгода. Но в отношении тех вещей, вследствие (утраты) которых производится сложение взносов, нужно производить оценку исходя не из того, за сколько они куплены, но из того, за сколько они могли быть проданы.

§ 5. Оценка рабов, погибших в море, должна быть не выше, как если бы они умерли на корабле от болезни или выбросились.

§ 6. Если кто-либо из пассажиров является неплатежеспособным, то это не идет в ущерб капитану: ибо корабельщик не должен исследовать имущественное положение каждого...

§ 8. Выброшенная вещь остается принадлежащей ее собственнику и не становится вещью захватившего ее, так как она не считается брошенной[624].

3. (Папиниан). Если мачта или иной предмет снаряжения корабля вы брошен для устранения общей опасности, то должно быть произведено рас пределение (убытков)...

7. (Павел). Ответил: если корабль потонул или выбросился на берег, то спасенное каждым из своего имущества, находившегося на корабле, спасено (собственником) для себя, так же как при пожаре.


 

С.389

8. (Юлиан). Лица, выбросившие какие-либо вещи для облегчения корабля, не имеют такого намерения, чтобы бросить их[625]; поэтому, если они найдут эти вещи, они могут их унести: и если они имеют предположение, в какое место эти вещи выброшены (морем), они могут их отыскивать; так же, если кто-либо, обремененный тяжестью, сбросит вещь на дорогу, чтобы вскоре вернуться с другими и унести эту вещь.

9. (Волюзий Мециан)... (Император) Антонин сказал Эвдемону: «Я владыка мира[626], а это закон моря. По Родосскому закону рассматриваются морские дела, поскольку какой-либо наш закон ему не противоречит»[627].

10. (Лабеон). Если ты сдал корабль для перевозки рабов, то тебе не причитается провозной платы за тех рабов, которые умерли на корабле. Павел: однако следует выяснить, как была заключена сделка: вносится ли плата за тех, которые погружены на корабль, или за тех, которые перевозились. Если это не могло быть выяснено, то для корабельщика достаточно, если он докажет, что рабы были погружены...

§ 2. (Лабеон). Если ты нанял корабль для 2000 амфор и погрузил амфоры, то ты должен уплатить цену (провозную плату) за 2000 амфор. Павел: однако если корабль нанят целиком, то плата должна быть внесена за 2000 амфор; иначе, если цена определена по количеству погруженных амфор: ибо ты должен цену за столько амфор, сколько перевозилось.

 







Date: 2015-06-06; view: 554; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию