Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания для самостоятельной подготовки к полевой практике
1. Ознакомьтесь с топографическими и географическими картами района КМВ. Запомните названия и местоположение основных орографических и гидрографических элементов территории практики. 2. Изучите по указанным в списке литературным источникам физико-географические условия и геологическое строение района. Обратите внимание на связь рельефа с геологическим строением, выделите в нем основные морфоструктуры. 3. Ознакомьтесь с экологическими проблемами района КМВ и влиянием состояния природной среды на режим и состав минеральных вод, с мерами по охране природы и водно-минеральных ресурсов. 4. Изучите коллекцию горных пород и минералов района практики. 5. Повторите формы ископаемой фауны, распространенные в отложениях мела. 6. Повторите методику палеогеографического анализа.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практике
1. Где расположен район КМВ, в чем заключаются особенности его рельефа, гидросети, растительного и животного мира, полезных ископаемых и хозяйственного освоения? 2. Какие тектонические структуры выделяются в районе практики и какова их связь с рельефом? 3. Какими горными породами сложены палеозойский фундамент, осадочный чехол мезозоя и палеогена и вулкано-плутонический кавказский комплекс неогена? 4. Какие методы используются для восстановления физико-географических условий прошлого? 5. Какие горные породы характеризуют условия прибрежной, мелководной и глубоководной фаций? 6. Какие горные породы отражают фациальные условия суши? 7. Какая фауна была распространена в мезозойском и палеогеновом морях Предкавказья? 8. В какой гидрогеологической обстановке формируются кавказские минеральные воды, чем обусловлено их химическое разнообразие?
Литература
1. Атлас Ставропольского края. ГУГК. - М., 1968. 2. Бодылевский В.И. Малый атлас руководящих ископаемых. ГНТИ. - Л., 1982. 3. Гниловской В.Г. Занимательное краеведение. Ставрополь, I976. 4. Короновский Н.В. Краткий курс региональной геологии СССР. - М.: изд-во МГУ, 1984. 5. Савельева В.В., Магомедов К.А. География Ставропольского края. - Ставрополь, 1987. 6. Савельева В.В. (составитель). Кавказские Минеральные Воды. - М.: Профиздат, 1987. 7. Сафронов И.Н. Вулканический ландшафт Пятигорья // Материалы по изучению Ставропольского края. - 1953. Вып. 5. 8. Смирнов-Каменский Е.А., Павлов М.К. Край целебных вод. - Ставрополь, 1987. 9. Соболев Н.Д. и др. Неогеновые интрузивы и домезозойский фундамент района Кавказских Минеральных Вод. ГНТИ. - М., 1959. 10. Триско В. КМВ: сигнал бедствия // Ставропольская правда. 1988. 14 сент.
II. ПОЛЕВОЙ ЭТАП
Этот этап включает учебные маршруты.
1. Методика проведения учебных геологических маршрутов В геологических маршрутах (на них отводится четыре дня) студенты обучаются практическим навыкам изучения и описания геологических образований и восстановления по полученным данным физико-географических условий прошлого исследуемой территории. Маршруты проводятся группами по 10-15 студентов под руководством преподавателя по заранее намеченным, изученным, легко доступным профилям, содержащим геологическую информацию, необходимую для решения задач практики. Осадочные комплексы последовательно изучаются от древних образований к молодым, а магматические - от вмещающих пород к внутренним частям тел. Маршруты разбиваются на точки наблюдения, где детально документируются геологические объекты и промежуточные отрезки, описываемые схематично. Точками наблюдения являются представительные обнажения (скальные выходы) горных пород, в которых четко видны структурно-текстурные и вещественные особенности геологических образований, их контакты и формы залегания, а также фаунистические или флористические остатки, способствующие палеогеографическому анализу. Точками наблюдения также могут быть пункты обзора четко выраженных в рельефе геологических структур и источники подземных вод. Такие точки должны отличаться по содержанию геологической информации. Они последовательно нумеруются в течение всей практики. Работа в маршруте включает геологические наблюдения, их анализ и запись в полевом дневнике. Геологические наблюдения заключаются в изучении и определении горных пород, содержащихся в них минеральных включений (конкреций, секреций, жил, стилолитов) и органических остатков; в выявлении формы залегания и структуры геологических тел, а также тектонических нарушений; в изучении источников минеральных вод и гидрогеологических условий их образования. Обращается внимание на связь между геологической структурой и рельефом земной поверхности и на состояние геологической среды. Изучение обнажения начинается с привязки его к элементам местности и определения его размеров и ориентировки относительно сторон горизонта. Затем с использованием геологического молотка, лупы и эталонов твердости изучаются состав и текстурно-структурные особенности горных пород, форма и последовательность их залегания, выявляется наличие в них минеральных включений и органических остатков. С помощью горного компаса замеряются элементы залегания плосткостных и линейных текстур и контактов горных пород, важных для анализа геологической структуры. По указанию преподавателя отбираются образцы горных пород, минералов и органических остатков. Следует помнить, что отбор образцов из обнажений, представляющих собой памятники природы, запрещен. Этот этап работы завершается визуальным прослеживанием выходящей в нем толщи горных пород на местности с оценкой ее примерной мощности и роли в формировании морфоскульптуры. Изучение минеральных источников включает выявление водоносного и водоупорного горизонтов, определение типа и дебита источника, а также цвета, вкуса, запаха, температуры вод и характера выпадающих из них осадков. Состояние геологической среды изучается с позиции влияния техногенных факторов на условия образования и режима минеральных вод. Обращается внимание на изменения статических нагрузок на грунты и нарушения сплошности пластов в результате строительных работ и добычи полезных ископаемых, а также на загрязнения бассейна питания подземных вод бытовыми, промышленными и сельскохозяйственными отходами и сточными водами. Анализ результатов геологических наблюдений включает восстановление физико-географических условий образования горных пород, наблюдаемых в обнажении, и в выявлении закономерностей влияния литогенной основы на ландшафт. Восстановление физико-географических условий образования горных пород (палеогеографический анализ) основывается на знании палеофациальных и палеоклиматических критериев, запечатленных в вещественном составе, структуре, текстуре горных пород и в формах их залегания (таблицы 1, 2). При анализе влияния литогенной основы на ландшафт выявляются особенности выражения отдельных толщ, пачек и пластов в рельефе (в виде уступов, площадок, холмов и т.п.) и их влияние на профиль речных долин, развитие овражной сети, оползней и карста, а также на почвы и растительный мир. Записи результатов геологических наблюдений и их анализа производятся в полевом дневнике в следующем порядке: 1. Дата и место проведения маршрута. 2. Номер и привязка точки наблюдения. 3. Общая характеристика наблюдаемого геологического объекта (форма, размер и пространственная ориентация обнажения, слагающие его горные породы) и при необходимости его зарисовка в произвольном масштабе. 4. Последовательное описание формы залегания и состава различныХ геологических образований (от древних к молодым) и взаимоотношений (контактов) между ними. 5. Результаты наблюдений и краткие выводы о палеогеографических условиях образования горных пород и их влиянии на современный ландшафт. 6. Результаты эколого-геологических наблюдений. Записи ведутся мягким простым карандашом или шариковой авторучкой. Зарисовки делаются с использованием условных обозначений (рис. 2). Геологические наблюдения и описания делятся на учебные и контрольные. Учебные наблюдения производятся студентами при изучении незнакомых образований. Они включают элементы обучения и самостоятельной работы и выполняются под непосредственным руководством преподавателя. Результаты наблюдений и анализа записываются в дневники после проверки преподавателем правильности выполнения выданных • им заданий и ответов на вопросы.
Таблица 1.
|