Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Запомни: Вся культура из храма
№ 1 Принятие христианства на Руси и становление русской духовной культуры. Запомни: Вся культура из храма Распространение христианства и миссионерская деятельность на территории будущей Руси ведёт своё начало буквально с первых веков нашей эры на территории Скифии и Причерноморья в городах окраины римской империи Корсунь (Херсонес) и др. По преданию одним из первых проповедников был апостол Андрей Первозванный. К IX –X векам ко времени образования Киевской Руси народонаселение в определённой степени было подготовлено к принятию христианства в качестве государственной религии, что и произошло в период правления великого князя киевского Владимира I Святославича (980-1015). При нём Русь стала сильнейшей восточноевропейской державой. Крещение Руси содействовало ее приобщению к европейским цивилизационным ценностям, развитию древнерусской культуры, образования, становлению христианской семьи. Владимир был одним из сыновей Святослава. В отроческом возрасте направлен в качестве княжеского наместника в Новгород. После гибели отца, опираясь на языческие круги Севера, поддержку новгородской аристократии, помощь варягов, попытался выступить против княжившего в Киеве брата Ярополка. Был изгнан. Скитался на чужбине. Затем вернулся с варяжской дружиной, овладел Новгородом. В ходе ожесточенной борьбы с Киевом Владимир сумел овладеть сначала всем русским Севером, затем захватил Полоцк, поднепровские города. В 980 г. он захватил престол в Киеве. С этого времени начинается на Руси эпоха великого князя Владимира. Поначалу Владимир всячески потворствовал язычникам – своим союзникам и притеснял христиан, которые поддерживали свергнутого брата. Вознес культ языческих богов на недосягаемую ранее высоту. Но уже объединяя языческих богов в единый пантеон, стремился тем самым сплотить Русь, централизовать ее государственную систему. В 987-988 гг. Владимир предпринял крутой поворот в своей внутренней политике, взяв курс на введение в стране христианства. Крещение Руси отвечало духу времени. Большинство европейских стран уже было христианизировано либо по римскому, либо по византийскому образцу. Это поднимало международный престиж государств, приобщало их к европейской цивилизации. Владимир принял для Руси крещение по византийскому образцу в соответствии с долгими и традиционными связями Руси с Византийской империей. При этом Владимир использовал крещение как средство дипломатического давления на Византию, возвышения престижа Руси благодаря браку с византийской принцессой Анной. В то же время он отстоял независимость как молодой русской церкви, так и государства от попыток Византии использовать крещение в целях усиления своего политического влияния на Русь. Внутри страны Владимир использовал обращение народа в христианство для дальнейшего единения страны, усиления княжеской власти, развития русской культуры, образования, совершенствования семейных отношений, повышения нравственности общества. В Поднепровье, Киеве крещение прошло безболезненно. В северных и северо-восточных районах оно порой вводилось насильственно. Но Владимир решительно и порой жестоко шел на введение новой веры. По всей Руси стали строится храмы, создаваться монастыри. Введение христианства на Руси стало одной из самых значительных реформ в истории России. Надо всегда помнить, что вся культура и все виды искусства из храма. Владимир продолжал централизацию власти на Руси. Его сыновья были направлены в качестве наместников в подвластные земли и города. Он тем самым продолжал изживать племенные сепаратистские тенденции. Одновременно Владимир продолжал активную внешнюю политику Святослава. Впервые Русь вступила в борьбу на своих западных соседей против нового славянского государства Польши. В ходе длительной борьбы Владимиру удалось подчинить Руси спорные с Польшей территории прикарпатских и закарпатских славянских земель. Все большую опасность представляли для Руси печенеги. В борьбе против их кочевых орд Владимир предпринял строительство крепостей вдоль южных рубежей страны с совершенной для того времени системой связи и оповещения. В южных городах были размещены сильные гарнизоны. После крещения Владимир отказался от многих своих прежних языческих привычек и традиций. Его образ жизни стал иной. Он стал отличаться терпимостью к людям. Стал первым правителем Руси, предпринявшим широкую благотворительную деятельность (раздачу денег нуждающимся, предоставление им бесплатного питания, помощь больным и убогим). Владимир умер в возрасте 50 с лишним лет. Был канонизирован Русской православной церковью. Церковь в России — организация влиятельная не только в духовном, но и в политическом отношении. Во главе ее стоял поставляемый (назначаемый) патриархом Константинопольским митрополит Киевский. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (а в некоторых землях архиепископы). Они руководили обширными церковно-административными округами — епархиями. Причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь, объединяла все духовенство страны, в значительной степени дублировала светскую власть, а иногда даже становилась не только её помощником, но и соперником (патриарх Никон и царь Алексей Михайлович). Основополагающие значение и роль Православной Церкви в создании и развитии Российского государства прослеживается буквально с первых веков проповеди христианской идеи на Руси. В XI в. в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона уже были сформулированы особые отношения светской и духовной власти. Православная Церковь на Руси стала вассалом и духовником государства одновременно. Соратником и духовником кн. Ярослава был Иларион, вдохновителем Куликовской победы Дмитрия Донского стал Преподобный Сергий Радонежский, образцы гражданского мужества явили собой Филипп Колычев при Иване Грозном и Патриарх Гермоген в Смутное время и патриарх Тихон в первые годы советской власти. Московский великий князь и затем царь воплощал в себе одновременно функции «священства» и «царства». Более того, русскому православному царю как помазаннику представлялась возможность реализовать замысел Творца на земле[1]. Русская церковь была тесно связана с константинопольской патриархией и до 1448 г. формально подчинялась ее юрисдикции. В 1443 г. Собор русской православной церкви отверг Флорентийскую унию(1439 г.), по которой патриарх Константинопольский признал над собой власть Рима. В 1448 г. Собор русских епископов поставил митрополитом Московским Иону, епископа рязанского, минуя разрешение Константинополя. И это стало началом фактической автокефалии русской церкви. Признав христианство государственной религией, светская власть позаботилась о материальном обеспечении церковной организации. По распоряжению князя Владимира Святославича в церковную казну стала ежегодно передаваться десятая часть всех княжеских доходов — десятина. Так продолжалось до середины XII в. С развитием феодального землевладения взамен десятины государство предоставило церкви ряд постоянных источников дохода. Среди них важнейшим было право собственности на обширные территории — “вотчины”, которое позволяло получать подати и налагать определенные повинности на крестьян, живших на этих землях. В конце Х в. церкви было пожаловано право суда и сбора судебных пошлин по целому ряду дел, в основном семейно-бытового характера. Под юрисдикцией церкви находился особый класс лиц, который повиновался не князю, а церкви: иерархи, священники, монахи, церковнослужители; лица. призреваемые церковью — старые, увечные, больные; изгои (т.е. лица, потерявшие права гражданского состояния); лица, зависимые от церкви — холопы (“челядь”), перешедшие в дар церкви от светских владельцев. На всех этих “церковных людей” распространялась административная и судебная власть церкви. Для укрепления материального положения церкви государство освободило священнослужителей и их имущество от налогов и повинностей. Патриаршество учреждено на Руси в 1589 г. Упразднено и заменено Синодом Петром Первым в 1721 г., восстановлено в 1917 г. избранием патриархом Тихона Белавина.
№ 2 Date: 2015-06-06; view: 712; Нарушение авторских прав |