Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды организационных структур, критерии их рациональности

Линейная организационная структура управления. Это одна из наиболее простых структур. В ней используются принципы централизма и единоначалия. Во главе каждого коллектива стоит руководитель, который подотчетен вышестоящему руководителю.

Руководитель несет ответственность за результаты работы коллектива. Действует принцип единоначалия, который означает то, что подчиненные выполняют распоряжения только своего непосредственного руководителя. Вышестоящий руководитель не может отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного начальника. В процессе управления предприятием формируется иерархия руководителей (например, генеральный директор — директор по производству — начальник — мастер — бригадир).

Функциональная структура управления. В этой структуре специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения.

Например, специалисты по планированию работают в плановом отделе, специалисты по финансам — в финансовом отделе, специалисты по маркетингу — в отделе маркетинга. Управление, начиная со среднего звена, строится по функциональному признаку (рис. 2.3).

ФР — функциональные руководители (руководители служб планирования, финансов, маркетинга и т.п.) И — исполнители

Рис. 2.3. Функциональная структура управления

Достоинства функциональной структуры управления: ¦ специализация руководителей и специалистов повышает качество принимаемых управленческих решений;

К недостаткам функциональной структуры относится отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне управления. Кроме того, перестает действовать принцип единоначалия, поскольку исполнитель может получать указания от нескольких функциональных руководителей. К недостаткам относится и нечеткая ответственность, так как тот, кто готовит решение, обычно не участвует в его реализации.

Линейно-функциональная структура управления. Особенностью данной структуры является то, что управление осуществляется линейными и функциональными руководителями. У линейного руководителя появляется особый штат (штаб), состоящий из управленческих подразделений (отделов, служб, групп, отдельных специалистов), которые специализируются на выполнении какой-то одной функции управления. При этом линейный руководитель имеет полноту власти по всем объектам и функциям управления (руководитель предприятия, начальник цеха, мастер и т.п.). Функциональные руководители бывают двух типов: реализующие одну или несколько функций управления.

Несморя на то что в данной структуре объединяются преимущества линейной и функциональной структур, она не лишена недостатков. К основным из них относится то, что происходит расширение аппарата управления, его бюрократизация, увеличивается время принятия решений из-за необходимости согласований, сохраняется проблема координации функциональных служб.

Р — руководители среднего звена

Ш — штабы

И — исполнители

Рис. 2.4. Линейно-функциональная структура управления

Линейно-функциональные структуры управления в настоящее время являются наиболее распространенными типами структур.

Для российских предприятий они являются основными. Линейно-функциональный тип структур особенно эффективен там, где аппарат управления выполняет повторяющиеся стандартные процедуры. Он создает благоприятную основу для формализации полномочий и ответственности, но не всегда обладает необходимой гибкостью при возникновении новых задач.

В современных условиях, когда условия бизнеса заставляют компании быстро реагировать на изменения рынка, особое значение приобретает гибкость структур управления. К числу структур, отвечающих этому требованию, относится прежде всего матричная структура управления. Она образуется путем совмещения двух типов структур: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой управление строится по вертикали: создаются подразделения, которые осуществляют управление отдельными сферами деятельности — производством, сбытом, снабжением. В соответствии с программно-целевой структурой осуществляется управление по горизонтали — управление программами и проектами, т.е. основная задача состоит в разработке программ. Каждая программа может включать ряд проектов.

Рис. 2.5. Матричная организационная структура

В матричной структуре существует распределение обязанностей руководителей, связанных с программами. Руководитель программы отвечает за качество и сроки разработки программы. В обязанность функциональных руководителей входит создание необходимых условий для разработки программ.

Данная структура наиболее эффективна тогда, когда возникает необходимость в освоении и производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции, внедрении технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.

К преимуществам матричной структуры относится то, что появляется возможность быстро перестраивать структуру коллектива при постановке и решении новых задач (гибкость и адаптивность). Руководители и специалисты всех уровней вовлекаются в активную творческую деятельность по совершенствованию производства. Повышается эффективность использования ресурсов и прежде всего кадрового потенциала.

В современных условиях весьма широкое применение находит дивизиональная структура управления. В ней используется демократический принцип управления. Централизация стратегических решений на высшем уровне управления сочетается с самостоятельной деятельностью низовых подразделений (дивизионов). Высшее руководство компании (президент, правление, совет директоров) определяет долговременные ориентиры развития. В задачи подразделений входят оперативные решения и ответственность за получение прибыли. Не случайно дивизио-нальную структуру определяют как скоординированную децентрализацию. Она часто используется международными компаниями, имеющими отделения в различных странах.

Дивизиональная структура управления имеет ряд разновидностей. К основным из них относятся следующие типы:

¦ региональная;

¦ продуктовая;

¦ потребительская.

Региональная структура предполагает, что управление осуществляется по определенным видам продукции, производимой на разных территориях страны или за рубежом. Структура позволяет максимально учитывать особенности местного законодательства, обычаи и нужды потребителей. Примером успешного использования региональной структуры может служить швейцарская компания Nestle. Используя страновой подход, компания Nestle проводит единую политику при производстве ограниченного ассортимента пищевых изделий по всему миру с учетом специфики национального спроса.

Особенность продуктовой структуры состоит в том, что полномочия по руководству производством и сбытом какой-либо продукции передаются одному руководителю, который является ответственным за данный тип продукции.

Потребительская структура основным объектом управления рассматривает потребности покупателя. Подразделения компании создаются на основе удовлетворения запросов определенных групп потребителей. Например, департамент строительной компании включает группу по обслуживанию потребителей сельских жителей. Это позволит лучше знать и удовлетворять потребности определенных групп клиентов. У потребителя, в свою очередь, создается впечатление, что эта группа работает только на него. В результате интересы обеих сторон переплетаются более тесно.

При всех достоинствах дивизиональные структуры управления не лишены недостатков. К основным из них можно отнести следующие:

¦ многоступенчатость управления, что приводит к бюрократизации и росту управленческих расходов;

¦ дублирование ресурсов и функций в процессе управления.

Критерии рациональной структуры управления

Условия (или критерии) рациональной структуры управления таковы:

o соответствие звеньев управления его функциям;

o возможно меньшее количество ступеней (звеньев) в иерархии управления;

o сосредоточение на каждой ступени необходимых функций управления;

o концентрация функциональных звеньев в функциональных узлах (например, все экономические службы объединяются под руководством главного экономиста или финансового директора);

o четкое выделение участия каждого функционального звена в едином процессе управления, исключение дублирования функций;

o Наименьшее количество источников \"приема\" и \"выхода\" команд из каждого звена управления

Организационная структура менеджмента документально фиксируется в схеме структуры управления, штатных расписания, положениях о структурных подразделениях, а также в должностных инструкциях для исполнителей.


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2015-06-06; view: 1359; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию