Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственная власть – особая разновидность социальной власти⇐ ПредыдущаяСтр 98 из 98
Представители теории государства и права, как правило, уделяют внимание вопросу о том, что такое вообще, в широком смысле, социальная власть и государственная власть как ее разновидность. Мы будем следовать этому подходу. Власть – явление социальное, принадлежность любого общества. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, надлежащее функционирование, обеспечивать необходимый порядок в общественных отношениях. Ранее уже отмечалось, что в первобытном обществе власть носила сугубо общественный характер. Такими властными структурами являлись, например, родовые органы управления. Всякая власть реализуется в определенных отношениях – властных отношениях. В самом общем смысле власть можно определить как способность и возможность организационной или иной структуры оказывать определяющее воздействие на сознание, поведение, деятельность людей посредством каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т.д. Суть и назначение власти состоит в реальной возможности властвующих совершать определенные властные действия. В этой связи интерес представляет статья Ф. Энгельса «Об авторитете», в которой отмечается: «Авторитет в том смысле, о котором идет речь, означает навязывание нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение». Очевидно, власть возможна лишь в отношениях между людьми и их группами, а не по отношению к животным или неодушевленным предметам. Социальной власти свойственны следующие общие признаки: 1) отношения по поводу власти (властеотношения) носят волевой характер, поскольку, как минимум, один из субъектов способен осуществлять свою волю; 2) наличие не менее двух субъектов (сторон) властеотношений; 3) возможность использования силы (сила убеждения, применения физического воздействия и др.). Государственная власть – один из видов власти в обществе (партийной, религиозной, власти муниципальных органов и др.) имеет много характерных черт, отличающих ее от других властей. В этом контексте очевидно верховенство государственной власти относительно всех видов власти в обществе. Примечательно то, что несмотря на значимость проблемы, единого определения государственной власти в юридической науке до сих пор не выработано. Известно, что в трудах научной марксистской мысли понятие власти органически связано с силовой ее концепцией. Так, К. Маркс, характеризуя государственную власть, называл ее «организованной силой». В.И. Ленин определял государственную власть в качестве «централизованной организации силы». В современных публикациях предлагаются разные определения государственной власти. С позиции их обобщения можно сказать: Государственная власть – разновидность политической власти, оказывающая определяющее воздействие на общество в целом с помощью особой организации - государства. Или: Государственная власть – высшая управляющая инстанция, обладающая верховенством на определенной территории, принимающая законы, использующая государственный аппарат для решения существующих задач, достижения политических и иных целей. К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие: а) образуется (появляется) в определенный исторический период времени, функционирует в соответствии с определенными закономерностями (экономическими и др.); б) ее исходной структурой и носителем является государство, обеспечивающее управление и порядок в обществе; в) эта власть публична, т.е. она осуществляется профессиональным аппаратом чиновников, реализующих ее предписания посредством возможности отдавать приказы, принимать иные акты и побуждать им повиноваться; г) она выражает прежде всего интересы и волю тех социальных сил (класса, группы, нации), которые овладели государственным аппаратом, органами государственной власти. Вместе с тем эта власть решает вопросы, общие для всего населения страны (строительство дорог, организация образования, обеспечения общественного порядка и т.д.); д) отличается суверенностью, что означает ее независимость во вне и верховенство внутри страны. Все другие организации (политические партии, общественные движения и др.) так или иначе должны подчиняться государственной власти с учетом требований законности и определенных организационных начал (регистрация уставных документов партий, иных общественных организаций в структурах Министерства юстиции и др.); е) ее главное предназначение состоит в реализации целей управления, осуществлении внутренних связей в обществе, урегулировании конфликтов, решения иных проблем, стоящих перед страной; ж) связь с правом в смысле обладания монополией на издание нормативных правовых актов, содержащих юридические нормы и на применение принуждения по отношению к лицам, нарушающим их предписания; з) универсальность, проявляемая в осуществлении воздействия (правового, организационного, идеологического) на всю территорию и все население страны. Методы осуществления государственной власти – это способы и приемы, с помощью которых реализуются ее властные предписания. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, правовое поощрение и др. Убеждать - значит воздействовать на сознание определенных лиц посредством разъяснительных, стимулирующих и иных средств с целью склонить их к определенному поведению, деятельности, соответствующих воле, интересам управляющего субъекта, его власти без силового, принуждающего давления. Принуждать – значит побуждать людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых, ограничивая свободу выбора, варианты поведения). Принуждение в правовой сфере может осуществляться через различные юридические средства (меры пресечения, меры юридической ответственности и др.). Анализируя признаки, черты, свойства государственной власти, необходимо рассмотреть ее компоненты: 1) субъект власти; 2) объект власти; 3) содержание властной деятельности (властеотношение); 4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти; 5) ресурсы власти. Субъектами государственной власти являются специальные государственные органы, представляющие собой исходные, непосредственные начала власти, органы, наделенные существенными государственно-властными полномочиями (Президент, Правительство, суды, губернаторы в регионах и т.д.). Объектом государственной власти обычно выступают граждане, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. Содержание властеотношений — один из сущностных, главнейших структурных элементов государственной власти. Властные отношения неизбежно возникают в процессе взаимодействия между носителем власти и подвластными субъектами. Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти (экономические, законодательные, организационные, идеологические и др.). Единство государственной власти. Государственная власть, будучи атрибутом, неотъемлемым свойством современного общества, характеризуется единством. Именно в виду ее возможностей влиять на все важнейшие отношения в ее рамках (внутри себя) и самостоятельно решать различные проблемы во вне. Единство государственной власти означает, что в государстве не могут одновременно функционировать равные по силе и значению различные виды власти, независимые одна от другой, самостоятельные, имеющие равную с государственной властью способность решать вопросы жизнедеятельности этого государства. Государственная власть едина в том смысле, что она строится на одинаковых принципах организации и деятельно ста, что она является «сквозной», т. е. пронизывающей органы власти правилами, обязательными для всего государственного аппарата. Когда речь идет о ветвях власти, то это не означает, что речь идет о ее раздробленности, а имеются в виду различные направления деятельности единой власти, имеющие единый источник (народ), который ее ни с кем не делит и никому не передает. Разделение властей – это необходимый механизм осуществления народовластия. В федеративных государствах органы власти субъектов федерации, несмотря на наличие элементов самостоятельности, не выходят за рамки единства государственной власти. В этой связи отметим следующие два момента: во-первых, их самостоятельность относительна, а во-вторых, они являются составной частью единого государственного механизма и поэтому не могут быть независимыми от центральной (федеральной) власти. Федеральная (центральная) власть, правило, все важнейшие вопросы жизни государства относит к своей компетенции, другие вопросы решает совместно с субъектами, и лишь небольшую их часть оставляет регионам для самостоятельного решения. К тому же, государственная власть выступает в обществе как фактор, объединяющий на определенной территории все население в единое государство. Ей присуще единство органов власти и управления, объединенных едиными принципами деятельности. Единство государственной власти органически проявляется в ее суверенитете. Суверенитет государственной власти означает: - независимость государственной власти от власти какого-либо другого государства, с ориентацией на нормы и принципы международного права; - отсутствие формальных правовых ограничений государственной власти, ее возможность принять любое решение, которое она считает необходимым; - верховенство государственной власти по отношению ко всем другим организациям, существующим на территории данного государства. Таким образом, единство государственной власти является ее конституирующим, безусловным признаком.
Date: 2015-06-06; view: 854; Нарушение авторских прав |