Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Основные этапы истории развития экскурсионного дела и методики в Самаре





ОВТ - общество велосипедистов - туристов (другое название Русский турингклуб) появилось в 1895 г. Сначала клуб был создан с целью развития велосипедного туризма в России, впоследствии его деятельность была связана с развитием разных видов российского туризма. Общество издавало журнал «Велосипед», который рассматривало «как пробный камень развития туризма в России». С 21 мая 1895 г. журнал стал официальным органом ОВТ. Впоследствии журнал был переименован в «Русский турист». В 1901 г. на базе ОВТ создается единое Российское общество туристов (РОТ). Члены общества прокладывали туристские маршруты, передвигаясь не только пешком, но и на велосипедах, лошадях, лыжах, участвовали в байдарочных и парусных заплывах.

Начиная с XIX в. экскурсии, походы, путешествия стали применяться как способ обучения в школьном, специальном и высшем образовании, а также для сбора научно-географической и краеведческой информации о различных районах России. Передовые педагоги России увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе. Первыми открыли для себя исследовательскую и образовательную цен­ность экскурсий педагоги-естественники, ведь «для натуралиста роль не­посредственного документа играет сама природа в громадной совокупно­сти предметов и явлений всех ее царств». Первые «прогулки в природу» начались еще в 1860-х гг. К концу XIX века, во многом благодаря профессору биологии Д.Н. Кайгородову, легкие увеселительные прогулки постепенно превра­тились в способ исследования «целокупной природы» в ее естественной среде.

К концу ХIХ века было многое сделано, чтобы привлечь учительство в экскурсионную работу. Были намечены многодневные маршруты по стране: шесть по Кавказу, три по Северу Европейской России, два в Крыму, два по Волге и один по Уралу.

С развитием экскурсионного дела рос и интерес к освоению методов экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволило создать какой-либо системы подготовки руководителей ученических экскурсий. Советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть из журналов, выходивших в различных губерниях России.

Эти тенденции не могли не коснуться и Самары.

Экскурсионная практика в Самаре начала развиваться с 80-х гг. XIX века в учебных заведениях. Достоверно известно, что с 1884 г. ученики Самарского реального училища совершали поездки с учебной целью по Самарской губернии. Это были естественнонаучные экскурсии, во время которых учащиеся собирали образцы породы, составляли гербарии, проводили наблюдения за отдельными явлениями. Педагоги использовали методы наблюдения и частично эксперимента на таких выездных экскурсиях. Так учащиеся 6-го класса реального училища в конце сентября 1884 г. совершили поездку в окрестности Сызрани с целью геологических изысканий.

Также преподаватели реального училища практиковали проведение производственных экскурсий на предприятия г. Самары, например на спиртоочистительный завод. Цель такой экскурсии – знакомство с технологическим процессом очистки спирта и с устройством машин и приборов. Такие экскурсии обычно организовывались под руководством преподавателя, который обычно сам проводил такую экскурсию. Упомянутая производственная экскурсия проводилась для учащихся старших 6 и 7 классов реального училища под руководством преподавателя естественной истории и физики в январе 1896 г.

Интересно отметить, что программы курсов по естественной истории, по педагогике и дидактике, гигиене, географии, преподаваемые в женских гимназиях, включали как теоретическое изучение методики школьных экскурсии, так и практические занятия в форме экскурсии. Это связано с тем, что выпускницы гимназии впоследствии могли работать учительницами. Так, например, в программе по педагогике и дидактике для женских гимназий на 1903-1904 учебный год в VII классе значится тема «Школьные экскурсии», а в VIII классе - «Прогулки и экскурсии», где рассматривалось педагогическое воздействие экскурсий на детей. В курсе гигиены рассматривалось «гигиеническое значение школьных экскурсий».

Несмотря на поддержку официальных властей, длительное время организация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов.

Среди таких энтузиастов был и ректор Самарской духовной семинарии. Во второй половине ХIХ века учащиеся школ совершали путешествия и поездки. Воспитанники Самарской духовной семинарии с 11 июня по 6 июля 1899 совершили путешествие до Соловок и обратно. В это путешествие семинаристы отправились в следующем составе: ректор, протоирей Николай Иванович Боголюбский, преподаватель Константин Аполлонович Казанский, духовник о. Александр Константинович Волковский, окончившие курс семинарии Василий Богородицкий, Николай Введенский, Вениамин Кесарев и Александр Хлебников; воспитанники шестого класса Иван Горбунов, Павел Иустинов, Александр Кряжимский, Александр Поспелов, Александр Рыбаков, Александр Соловьёв, Дмитрий Софинский и Василий Троицкий; пятого класса Алексей Голубев, Михаил Канкров, Иван Степанов, Константин Троицкий, Иван Успенский; четвёртого класса: Константин Зефиров, Сергей Рождественский, Александр Синицын и Александр Хмеликов.

Воспитанники Самарской духовной семинарии предполагали совершить паломничество по святым местам по маршруту: Самара – Казань – Нижний Новгород – Кострома – Ярославль – Вологда – Архангельск – Соловки – Архангельск – Вологда – Ярославль – Москва – Ярославль - Самара.

Но во время путешествия пришлось немного изменить путь следования и паломничество было совершено по следующему маршруту: Самара – Казань – Нижний Новгород – Кострома – Ярославль – Вологда - Архангельск - Соломбала – Соловки – Архангельск – Москва – Троице – Сергиева Лавра - Нижний Новгород – Казань – Самара. Поездка была совершена с11 июны по 6 июля 1899 года. Это был первый опыт подобной коллективной поездки учеников семинарии в отличие от гимназистов, которые «давно уже ездят».

Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.

Идя навстречу многочисленным просьбам руководителей ученических обществ, Министерство путей сообщения ввело общий льготный тариф для всех железных дорог на летний период. Определённую роль в развитии ученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км. предоставлялся бесплатный проезд. Тариф этот действовал до 1 сентября. Позже льготный тариф для ученических экскурсий стал действовать на большее расстояние, со скидкой в 75 % со стоимости билетов. А с 1906 года льготы были сокращены до 50%, зато по нему можно было доехать до Кавказа. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1916 г.

В 3 женской гимназии княгини А.С. Хованской в протоколах педагогического совета достаточно часто, особенно после 1910 года заслушивалась информация Министерства народного просвещения или Казанского Учебного округа о рекомендациях по проведению ученических экскурсий. Например, 18 марта 1911 г. была зачитана информация о том, что в Троицкой Лавре участникам экскурсий из школ предоставлялось бесплатное помещение. 27 апреля - «О предоставлении списков участников экскурсии при возбуждении ходатайств». 19 октября 1911 г. сообщалось о выходе из печати «Трудов комиссии по организации и осуществлению учебно - воспитательных экскурсий». 16 марта 1912 г. предупреждалось о том, что число сопровождающих не должно превышать числа учеников – экскурсантов. 28 мая 1913 года были доведены до сведения педагогов правила организации зарубежных поездок. 12 августа 1913 года заслушана информация об образовании при Киевском Учебном Округе комиссии для приёма ученических экскурсии.

Естественно, что ученицы гимназии не могли остаться в стороне, и в 1911 году преподаватель истории и географии 3 Самарской женской гимназии Михаил Михайлович Соколовский разработал маршрут ученической экскурсии в Крым: от Самары до Севастополя через Сызрань, Пензу, Балашев, Лиски, Харьков, Синельниково, Севастополь с двумя пересадками в Пензе и Харькове. Возможно, М.М. Соколовскому при составлении маршрута помогали в Российском обществе туристов.

В Самаре представительство Российского общества туристов было открыто в феврале 1909 года. По уставу РОТ его членами не могли быть учащиеся и нижние военные чины, но консультативную помощь они могли оказывать всем. Они помогали туристам в организации путешествий и экскурсий по России и в зарубежных поездках. А также принимали путешественников из-за рубежа, оказывая им посильную помощь.

Так, 26 мая 1912 г. в г. Самару прибыл 26-летний инженер из Эльзас-Лотарингии Шоттчитедт, совершавший пешее кругосветное путешествие. Он начал путешествие в 1910 году и направлялся через Сибирь в Китай. А 8 декабря 1913 года в Самаре остановились Ирма и Андре Мартэн, совершавшие пешее кругосветное путешествие. Из Франции вышли в 1907 году. За 15 лет собирались обойти все страны мира.19 декабря состоялась их лекция о путешествии, здесь же продавались их фотографии. У самарцев это мероприятие не вызвало особого интереса.

Весной 1916 года в 3 -й женской гимназии рассматривался на двух педагогических советах вопрос об ученических экскурсиях. 11 марта 1916 г. была создана комиссия для выработки «плана и характера экскурсий» в составе председателя князя С.А.Хованского и членов П.В. Архангельского, В.И. Доброхотова и Ф.П. КокоринаА 26 мая 1916 г. их мнение по вопросу об ученических экскурсиях. Комиссия полагала, что экскурсии в старших классах лучше проводить с 21 по 28 мая, а в младших и в более ранний период. Экскурсии желательно проводить на следующие объекты:

– на Царёв курган с целью ознакомления с каменноугольными отложениями;

– на Барбашину Поляну, здесь ученицы могли познакомиться с растительностью окрестностей Самары;

– на Безенчукскую опытную станцию для знакомства с системой земледелия;

– на городскую электростанцию, знакомя с её устройством;

– в городской музей;

– в начальные школы и на площадки детских игр с целью ознакомления с постановкой дела;

– и в лазареты, чтобы посмотреть, как организован уход за больными.

Таким образом, В Самаре постепенно начинают складываться маршруты для проведения познавательных экскурсий.

В первые годы советской власти краеведческое движение развивалось более быстрыми темпами, чем в дореволюционный период и превратилось в важное явление общественной жизни страны. Период с 1917 по 1927 г. по праву называют "золотым десятилетием" отечественного краеведения. В редакционной статье журнала "Известия Центрального бюро краеведения" отмечалось: "Из всех общественных явлений в жизни СССР за десять лет, истекающих со дня Октябрьской революции, рост краеведения является наиболее показательным"

Большое значение для развития экскурсий, экскурсионной тематики играет развитие краеведения.

При Самарском Государственном Университете было организовано Обществ Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания, занимавшееся изучением Самарского края. Уже летом 1919 года была организована экскурсия на Барбашину Поляну на археологические раскопки. С познавательными целями также организовывались краеведческие экскурсии для слушателей Самарского городского народного университета. Экскурсии того периода мало напоминали нынешние мероприятия с тем же названием. Вместо этого термина уместнее было бы употребить слово «экспедиция», поскольку те экскурсии непременно предполагали наличие исследовательских задач.

Силами сотрудников Общества Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания Самарского Государственного Университета под руководством Павла Александровича Преображенского составляется и публикуется путеводитель по Самаре на 1925 и 1926 года. Павел Александрович Преображенский был одним из первых в Самаре экскурсионистов. Его работы, написанные им в 20 – е года ХХ столетия интересны тем, что не только содержат богатый материал по краеведению, но и предлагают экскурсионные и туристские маршруты по Самаре и её окрестностям. Это работы «Предварительная беседа к экскурсиям по старой Самаре и общий план экскурсии» (1923), «Исторические очерки Самарского края» (1924), «Краеведение как один из видов областной работы» (1926), «Поездка по Волге: Самара - Царевщина - Ширяево. Пособие для экскурсий - школьных, профсоюзных, клубных, краеведческих.»(1926), «Рассказ о том, как дедушка Степан Иванович был мальчиком, ездил в Самару, и что в Самаре видел и слышал» (1928). В 30 - е годы он консультировал М.А. Емельянова, во время написания им книги по Жигулёвской кругосветке.

В путеводителе давались необходимые сведения о расположении средств размещения, предприятий питания, транспорте, культурно-развлекательных учреждениях, местах отдыха и т.д. Приезжающих предупреждали о том, чтобы они были бдительны и присматривали за своими вещами, так как «самарские карманники весьма искусны и подчас отважны».

В путеводителе были описаны маршруты для знакомства с городом Самара и её окрестностями. Это были маршруты пешеходные, с использованием трамвая и смешанные, специально разработанные для тех, кто самостоятельно хотел познакомиться с городом. Маршруты по городу была проложены с учётом расположения наиболее интересных объектов. Также предлагались загородные маршруты. Это поездка на дачи на теплоходе до Барбашиной Поляны и до Красной Глинки или на трамвае до четвёртой дачной просеки (ныне ул. Сов. Армии)

В Самаре осталось 14 гостиниц 11 постоялых дворов и 1 ночлежный дом Отдела Местного Хозяйства, где приезжающие в Самару могли остановиться.

В путеводителе были также опубликованы краткие очерки по истории и географии г. Самары.

С 1927 года в Самаре при Губполитпросвете ГубОНО создаётся экскурсионное бюро. Экскурсбюро при ближайшем участии Общества Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания при Самарском Государственном Университете разрабатывает маршруты экскурсий. Впервые они были опубликованы в 1927 году. Предлагались экскурсии по Самаре, на промышленные предприятия, на предприятия связи и транспорта, освещалась культурная жизнь Самары, предлагались маршруты по окрестностям г. Самары и по Самарской губернии. Каждый маршрут имел свой номер.

Маршрут № 1. Общее знакомство с городом.

Маршрут № 2. Старая Самара.

Коммунальное хозяйство

Маршрут № 3. Водопровод

Маршрут № 4. Канализация.

Маршрут № 5. Водосвет.

Маршрут № 6. Трамвайный парк.

Маршрут № 7. Элеватор.

Маршрут № 8. Мукомольная мельница.

Маршрут № 9. Хлебопекарня Губсоюза.

Маршрут № 10. Макаронный завод.

Маршрут № 11. Кондитерская фабрика Губсоюза.

Маршрут № 12. Дрожжевой завод.

Маршрут № 13. Кожевенный и овчинный завод.

Маршрут № 14. Фабрика «Красная звезда».

Маршрут № 15. Средне – Волжский завод.

Маршрут № 16. Типография.

Маршрут № 17. Г.Э.Т. Монтажная мастерская.

Маршрут № 18. Самарский Государственный областной музей.

Маршрут № 19. Центральная библиотека и др. библиотеки.

Маршрут № 20. Дом Ленина.

Маршрут № 21. Лаборатория Губздрава.

Маршрут № 22. Лаборатория Губмедторга.

Маршрут № 23. Телеграф и Телефон.

Маршрут № 24. Радио и широковещат. станция.

Маршрут № 25. Вокзал и его учреждения.

Маршрут № 26. Ж. д. главн. мастерские, депо.

Маршрут № 27. Пароход.

Маршрут № 28. Самара – Барбашина –Поляна.

Маршрут № 29. Самара – Красная Глинка

Маршрут № 30. Самара – Царёв Курган - Царевщина

Маршрут № 31. Самара – Ширяево.

Маршрут № 32. Самара – Новинки – Шелехметь.

Маршрут № 33. Самара – Подгоры – Гаврилова – Поляна.

Маршрут № 34. Самара – отроги Жигулёвских гор.

Маршрут № 35. Самара – Алексеевск.

Маршрут № 36. Самара – Самара – Ставрополь.

Маршрут № 37.Безенчукская Областная с.х. опытная станция.

Маршрут № 38. Самара – Ульяновск.

Маршрут № 39. Самара – Переволок – Уса – Самара (Кругосветка).

Экскурсионное бюро не брало на себя организацию экскурсии. Они предлагали консультации, научных руководителей и руководителей по физ-культуре. Кроме организации экскурсий экскурсионное бюро организовыва-ли массовые загородные прогулки.

Для проведения экскурсии необходимо было дать за неделю до экскур-сии заявку по установленной форме, где указывалось название организации и её адрес, число экскурсантов, их образовательный уровень, номер маршрута по указателю, время проведения экскурсии, а также указывалась фамилия ответственного организатора. Перед экскурсией обязательно проводилась беседа по теме экскурсии и инструктаж о правилах поведения во время экскурсии.

Проблеме охраны окружающей среды во время экскурсии уже тогда придавалось важное значение. В пособии П.А. Преображенского даются правила поведения экскурсантов, где указывалось не только как подготовиться к экскурсии, но и как себя вести на природе. Например, в пункте 4 говорится: «Не оставляйте после себя бумажек, яичных скорлуп, и других объедков. Уходя с места стоянки, соберите весь сор в кучку и заройте в землю. Не будет ничего для вас унизительного, если вы также приберёте и чужой сор, оставленный нерассуждающими путниками».

В начале 30-х годов был создан Средне-Волжский Краевой Совет ОПТЭ (предположительно в 1932).

Главное направление деятельности ОПТЭ - идеологическая работа среди широких масс трудящихся. Поэтому все туристско–экскурсионные мероприятия приурочиваются к революционным праздникам. Это Ленинские дни, годовщины съездов партии, Женский день, День Парижской коммуны, День Красной Армии, проводили антирождественскую и антипасхальную кампании, обслуживали экскурсиями Краевые съезды Советов.

Например, к 16 годовщине Октябрьской революции были разработаны экскурсионные мероприятия, которые проводились 1 по 15 ноября 1933 года:

Это экскурсии в Музей революции, в Краевое архивное бюро, а также уличная экскурсия по Самаре: От февраля к Октябрю... Чехо-учредиловский мятеж... От города хлебных биржевиков – к социалистической Самаре.

Лозунг этих предпраздничных мероприятий был: «Через экскурсии, по следам гражданской войны, передадим широким трудящимся массам героику борьбы за Октябрь».

В 30 - е годы разрабатывались экскурсии связанные с Ленинской тема-тикой, со стройками социализма. Например

– Социалистический город Куйбышев

– Пароходная экскурсия по ленинским Местам Куйбышев -Ульяновск -Куйбышев

– Куйбышевский гидроузел - величайшее сооружение эпохи социализма.

– Ленинско-Сталинский план электрификации и др.

Пароходные экскурсии тогда организовывались из рук вон плохо. Туристы размещались на пароходах, осуществляющих грузоперевозки, поэтому останавливающихся на грузовых пристанях и пассажирам добираться в город на экскурсии достаточно трудно. На самом теплоходе им приходится дышать испарениями от грузов: цементной пылью, или трупным запахом сырой кожи, или кислотными испарениями и т.д. Но, не смотря на все недостатки речного путешествия, желающих отдохнуть на Волге было достаточное количество.

Разработанные экскурсии должны были получить добро от обкома ВКП (б). Для рецензии их отдавали в отдел пропаганды обкома, где их внимательно читали, выискивали с точки зрения марксистско-сталинской идеологии крамолу. Например, инструктор отдела пропаганды И.Чесноков в своей рецензии на текст экскурсии по маршруту Куйбышев - Ульяновск - Куйбышев, разработанный В.Б. Барановским, писал, что автор «совершенно не понимает существа Великой Октябрьской социалистической революции» и требовал, чтобы автор изучил краткий курс истории ВКП (б). Поэтому курсы экскурсоводов больше были похожи на курсы пропагандистов. 29 часов отводилось на изучение основных положений краткого курса истории ВКП (б), 8 часов - на стройки пятилетки и достижения за годы советской власти, 6 ч. - на изучение основ архитектуры, 2ч. - на методику построения экскурсии, 11 часов отводилось на 2 практические экскурсии, которые проводил методист. Главное не как построить экскурсию, а что будут говорить экскурсоводы - пропагандисты идей партии Ленина-Сталина. Главное не экскурсионная методика, главное идеологически правильно составленный текст.

В 1941 году Куйбышевский краевой совет Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) был закрыт.

Во время войны постановлением обкома ВКП (б) о подготовке школ области к 1941/42 учебному году от 6 августа 1941 г., предлагалось областному отделу народного образования и обкому ВЛКСМ объединить дом художественного воспитания, детскую техническую станцию, экскурсионно-туристскую станцию в одно областное внешкольное учреждение с целью перестройки внешкольной работы с детьми.

Осенью 1941 г. областным отделом народного образования такая станция по внешкольной работе с детьми была организована. Кроме технического, юннатского и художественного направления работы станция вела работу и составляла методические материалы также и по военно-туристской работе с учащимися. Для работы с детьми на станции готовили кадры инструкторов по всем видам внешкольных занятий, в том числе и для туристской работы. Для подготовки инструкторов в помещении станции, которая располагалась в 14-ой школе (угол улиц Красноармейской и Б. Коростелевых), организовывались семинары для педагогов и ак­тива учащихся старших классов школ.

Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляли детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС) Министерства просвещения СССР.

1 октября 1950 г. на основании приказа городского отдела народного образования была образована Куйбышевская городская детская экскурсионно-туристская база. Позже она была переименована в Куйбышевскую городскую детскую туристскую базу. Размещалась база сначала в помещении детского парка и занимала одну комнату, затем её перевели на Ново–Садовую в Дом сельского хозяйства, а потом база переехала на ул. Братьев Коростелёвых, 146, где располагалась областная детская туристско–экскурсионная станция областного отдела народного образования, созданная в 1953 г.

Только за лето 1951 г. работниками городской детской экскурсионно-туристской базы были организованы экскурсии по городам и области с общим охватом 13 862 чел. Были также отправлены группы:

– в Ульяновск – 22 группы – 219 чел;

– в Москву – 7 групп – 75 чел;

– по сталинским местам – 4 группы - 84 чел;

– в Крым - 4 группы – 64 чел;

– в Ленинград – 1 группа – 16 чел;

– в Сталинград - 2 группы – 45 чел;

– по маршруту Киев-Одесса - 1 группа - 16 чел;

– в Астрахань - 1 группа - 16 чел.

Летом 1951 г. Куйбышев посетили группы туристов–школьников из Москвы, Ульяновска, Казани, Астрахани, Чкалова, Николаева, Уфы, Марийской АССР, Удмуртской АССР, Мордовской АССР, Свердловска, Саратова, Кемерова, Молотова, Ташкента, Куйбышевской области.

Для них были организованы экскурсии на стройку Куйбышевской ГЭС, в Жигулёвский заповедник, в Сокольи горы, в Ботанический сад, на нефтепромыслы, по ленинским местам, по куйбышевским местам, по местам гражданской войны, по местам революции 1905 г., по горьковским местам. Была проведена экскурсия «История прошлого Куйбышева и социалистического Куйбышева – район Безымянка». Ребята посетили музеи города, Дворец пионеров, побывали в кино, театрах.

В начале 50–х гг. самой популярной была экскурсия на стройку, а затем и на саму Куйбышевскую ГЭС. Только в 1951 г.1500 школьных педагогов из г. Куйбышева и области посетили с экскурсиями строительство Куйбы­шевской ГЭС.

В 50–е гг. работа на городской детской экскурсионно-туристской базе велась по трём направлениям: изучение родного края, в помощь школе, экскурсии по городам Советского Союза. Было два канала изучения – это экскурсии и путешествия.

Тематика экскурсий по городу была следующей:

– «Старая Самара и современный социалистический город Куйбышев»;

– «Ленин в Самаре»;

– «По горьковским местам»;

– «Верный сын большевистской партии В.В. Куйбышев»;

– «1905 г. в Самаре»;

– «Самарские революционеры»;

– «Годы гражданской войны в нашем городе»;

– «Будущее города Куйбышева».

Иногородние экскурсанты и городские школьники посещали музеи: музей Ленина, музей Горького, музей Фрунзе, художественный музей, музей Революции, краеведческий музей. Для них проводились геологические экскурсии, также их возили на экскурсии на Куйбышевскую ГЭС, в Жигулёвский заповедник, к нефтяникам, на фермы Безенчукского района.

Немаловажная роль отводилась произ­водственным экскурсиям. Например, преподаватель химии средней школы № 29 М.И.Максимова при прохождении темы «Корро­зия металлов и борьба с ней» для де­сятиклассников провела экскурсию–урок в цехе электроли­за подшипникового завода.

Куйбышевская городская детская экскурсионно-туристская база организовывала производственные экскурсии на городские предприятия: Средне-Волжский станкостроительный завод, 4-й Государственный ордена Ленина подшипниковый завод, парфюмерную фабрику, швейную фабрику, обувную фабрику, студию кинохроники, типографию Мяги и т.д.

Были разработаны производственные экскурсии и Куйбышевской областной детской экскурсионно-туристской станцией. Эти экскурсии были разработаны в соответствии со школьной программой по определённым темам естественнонаучных и гуманитарных предметов. Так для 6 класса по физике была разработана экскурсия по теме «Простые механизмы». Объектами экскурсии были стройплощадка новостройки, подъёмный кран, механические транспортёры, землеройные машины. А по теме «Водный транспорт» - речной порт. А в 7 классе по теме «Работа электростанции» объектами экскурсии были электростанция, электроподстанции заводов и фабрик.

Также областной станцией были разработаны рекомендации: как проводить однодневный поход, исследовать археологические памятники, изучать малые реки, а также давался примерный план проведения экскурсии-похода на местную речку и водяную мельницу.

По содержанию экскурсии проводились по следующим направлениям: по местам жизни и революционной деятельности вождей революции, историко-революционная тематика, военно-историческая, историко-архивная, естественноисторическая.

К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в 1969 г. проводился Всероссийский поход пионеров и школьников «Дорогами ленинской мечты». Этот поход был составной частью Всесоюзной пионерской экс­педиции «Заветам Ленина верны» и Всесоюзного похода ком­сомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа.

Задания для этого похода были разработаны Институтом марксизма–ленинизма при ЦК КПСС, Центральным музеем имени В. И. Ленина, Центральным музеем Советской армии и военно–научным обществом. Это была работа по сбору подлинных писем и фотографий, военных реликвий, ребята должны были записывать воспоминания очевидцев событий. Также предполагалась работа с фондами музеев и архивными материалами

были разработаны два экскурсионных маршрута по городу Куйбышеву. По подбору экскурсионных объектов, своему содержанию эти два маршрута относятся к историко–революционным экскурсиям по ленинским местам. Экскурсионная пропаганда ленинских материалов — это был важный раздел идеологической работы. Перед экскурсией изучалась научно-исследовательская и популярная литература, посвященная жизни В.И. Ленина, и рассказывающая не только о жизни и деятельности В.И. Ленина, но и «об осуществлении ленинских замыслов и указаний», а также по истории революционного движения в Самаре и гражданской войны.

Экскурсионный маршрут № 1 проходил по ленинским и революционным местам города. Протяженность маршрута – 6 километров. Продолжительность – 2 часа.

1. Дом № 73 на улице Фрунзе. Квартира народника Н. С. Долгова, у которого часто бывал В. И. Ленин. Здесь произошла встреча В. И. Ленина с И. X. Лалаянцем, высланным в Самару под надзор полиции. По улице Фрунзе выход через площадь Чапаева, к городскому парку имени М.. Горького.

2. Городской парк (до Октябрьской революции назывался Струковским садом) часто посещал В. И. Ленин с членами. Самарского марксистского кружка. По улице Красноармейской спуск к Набережной.

3. Центральная лестница Набережной. Вид на волжские острова Поджабный и Заволжский. На одном из них Арцыбушев В. П. спрятал переписку В. И. Ленина с Г. М. Кржижановским. Проход Набережной и улице Максима Горького до улицы Пионерской.

4. Дом № 6 на Пионерской улице. С октября 1889 года до мая 1890 года здесь жила семья Ульяновых. Проход по улице Пионерской до улицы Обороны.

5. На углу улиц Пионерской и Обороны здание, в котором размещался штаб 24-й Железной дивизии, освободившей Самару от белочехов. После покушения на В. И. Ленина в 1918 году бойцы этой дивизии освободили от белочехов Симбирск и Самару. Проход по улице Обороны до улицы Комсомольской.

6. На углу этих улиц – дом 38/16. В этом здании размещалась женская гимназия, в которой училась младшая сестра В. И. Ленина — Мария Ильинична. Напротив - находится здание бывшего реального училища, в котором учился друг и соратник В. И. Ленина Глеб Максимилианович Кржижановский, автор песен «Варшавянка» и «Беснуйтесь, тираны». По улице Обороны выход на Хлебную площадь.

7. Дом № 10 по улице Степана Разина. В этом доме находилась первая квартира семьи Ульяновых в Самаре. С Хлебной площади выход на улицу Куйбышева.

8. Дом № 7 по улице Куйбышева. Здесь находилась квартира М. Т. Елизарова. В июле 1889 года за него вышла замуж Анна Ильинична Ульянова. Проход по улице Куйбышева до улицы Комсомольской.

9. На углу этих улиц дом № 24. В 1892 году здесь жил адвокат О. Г. Гиршфельд, на квартире которого состоялся спор В. И. Ленина с народниками о марксистском пути революционной борьбы. Проход по улице Комсомольской до улицы Фрунзе и далее до угла ее с улицей Венцека.

10. На углу этих улиц в доме № 45/65 со стороны улицы Фрунзе находилась квартира адвоката А. Н. Хардина, с которым Владимира Ильича связывала совместная работа в Окружном суде.

В этом же доме со стороны улицы Венцека размещалась мужская гимназия, в которой учился Дмитрий Ильич Ульянов, М. Т. Елизаров и член Самарского марксистского кружка А. П. Скляренко. По улице Венцека выход на площадь Революции, обход которой – по движению часовой стрелки.

11. Дом № 65 по улице Куйбышева. Здесь в 1891 году поселилась член ленинского марксистского кружка М. П. Голубева-Яснева.

12. Здание бывшего Самарского окружного суда (дом № 60 на площади Революции), в котором в 1892—1893 гг. Владимир Ильич выступал 18 раз по судебным делам.

13. Дом № 28 на улице Венцека (наискосок от здания суда). Здесь была квартира и мастерская художника Ф. Е. Бурова, автора картины «Шлиссельбургский узник». Его квартиру посещал В. И. Ленин.

14. Памятник В. И. Ленину, который был воздвигнут в 1927 году. Автор памятника — известный советский скульптор М.Т. Манизер. С площади Революции выход к началу улицы Куйбышева.

15. На площади Революции дом № 79, в котором в 80-х  90-х помещалась гостиница Корнилова, где произошли встречи В. И. Ленина с Г. А. Клеменцом — братом известного революционного народника Д. А. Клеменца.

16. Дом № 95 на улице Куйбышева. В этом здании размещалась Самарская публичная библиотека, которую часто посещал В. И. Ленин. По улице Ленинградской выход к улице Фрунзе.

17. На месте гостиницы «Центральной» (бывшая «Националь», ныне «Азимут отель») находилась фотография И. Шарыгина, в которой были сделаны известные фотографии В. И. Ленина в 90-е годы. Далее проход по улице Фрунзе.

18. Дом № 137 на улице Фрунзе. Во дворе находилась квартира М. Г. Гопфенгауз, через которую шла переписка В. И. Ленина с Н. Е. Федосеевым. Проход по улице Фрунзе до улицы Л. Толстого и по ней выход на улицу Куйбышева. Поворот налево.

19. Улица Куйбышева, дом № 127. Здесь в квартире врача А. А. Кацнельсон состоялось первое публичное выступление В. И. Ленина против народников.

20. Напротив, в доме № 104 находился коммерческий клуб, в котором Владимир Ильич принимал участие в молодежных вечерах.

Экскурсионный маршрут № 2. Длина маршрута – 2,5 км, время экскурсии – 1 час.

1. Дом № 126 на улице Самарской (между Рабочей и Красноармейской). Здесь в 1902—1903 годах жили члены семьи Ульяновых: Мария Александровна с дочерью Марией Ильиничной, Дмитрий Ильич с женой Антониной Ивановной Нещеретовой и Анна Ульинична Ульянова-Елизарова. По улице Красноармейской проход до улицы Садовой и поворот налево по ул. Садовой.

2. Улица Садовая, дом № 154. На этом месте находился дом, где жил А. П. Скляренко, в квартире которого проходили собрания членов ленинского марксистского кружка. Здесь же хранилась библиотека кружка. По улицам Садовой и затем Рабочей проход до улицы Ленинской.

3. Дом-музей В. И. Ленина, где в 1925 году была восстановлена при участии сестер и брата Владимира Ильича его комната, а с 1939 года открыт музей. В этом доме семья Ульяновых жила с мая 1890 года по август 1893 года.

4. Проход по улице Ленинской к улице Льва Толстого. Дом № 87 на улице Ленинской. Здесь на квартире поднадзорной В. П. Шейдаковой Владимир Ильич произошел спор с либералом Водовозовым.

5. Дом № 122 по улице Ленинской. В 1901 году в этом доме снимала квартиру Мария Ильинична Ульянова, высланная под надзор полиции в Самару, с матерью Марией Александровной. Проход по улице Ленинской до Некрасовской и по ней до улицы Садовой.

6. На углу этих улиц дом № 90/83. На этом месте находился дом народника А. И. Ливанова (дом не сохранился), в котором очень часто бывал Владимир Ильич с членами Самарского марксистского кружка.

7. На углу Некрасовской и Садовой находится дом № 72/85. Здесь в квартире судебного следователя Я. Л. Тейтеля Владимир Ильич слушал рассказы В. И. Анненкова, сына декабриста. В этом же доме в 1893 году жил член марксистского кружка И. X. Лалаянц, в квартире которого также бывал Владимир Ильич. По улице Некрасовской проход до улицы Галактионовской и по ней поворот налево.

8. В доме № 39 на улице Галактионовокой жил старый народник И. М. Красноперов, заведующий статистическим бюро Самарской земской управы. Его статистическими материалами пользовался Владимир Ильич, часто посещая его на дому.

Как видно из приведённых маршрутов, экскурсионная проработка материала по ленинской тематике была очень тщательной: и подбор объектов, и разработка маршрута и подбор материала для рассказа.

Собственно экскурсионной работой профсоюзы стали заниматься только с 1954 г. До этого времени экскурсии проводились через экскурсионные базы, которых к тому времени насчитывалось только 17 по СССР. С 1954 г. по 1965 г. шло становление системы экскурсионного обслуживания населения. 25 мая 1965 года приступила к работе Куйбышевская экскурсионная база, основным направлением работы которой была организация экскурсий по городу Куйбышеву и области. Были разработаны экскурсии по ленинским местам, по литературным местам города, по истории самарского комсомола, по местам трёх революций. Одним из старых и наиболее популярных в то время маршрутов был историко-революционный. Также пользовались популярностью экскурсии «Старая Самара и социалистический город Куйбышев», «Их именами названы улицы города», «Куйбышев – Волжская ГЭС им. В.И. Ленина» и др.

Пользовались также популярностью речные путешествия. Для таких туристов выпускались специальные путеводители. В 1955 г. был издан путеводитель «Волга, Кама, Ока, Дон», в котором рекомендовалось осмотреть Жигули, Сокольи горы, Могутову гору, обратить внимание на нефтяные вышки в Жигулях, познакомиться со строящейся Куйбышевской гидроэлектростанцией, увидеть Молодецкий курган и Девью гору. Последний раз полюбоваться на старый Ставрополь (ныне Тольятти).

«Город Ставрополь - вернее, то, что еще осталось от него - летом 1955 года доживает последние дни. Воды моря не оставят от него следа. Новый город с широкими прямыми улицами, с парком, в который превратится нынешний сосновый бор, ничем не будет напоминать прежний Ставрополь с толстостенными купеческими лабазами и пыльными переулками. В новом городе разместится ряд промышленных предприятий, использующих энергию Куйбышевской ГЭС».

А в Куйбышеве предлагали посетить памятные места, связанные с именами В.И. Ленина, В.В. Куйбышева, А. М. Горького, М. В. Фрунзе, и осмотреть памятники В.И. Ленину, В.В. Куйбышеву и В.И. Чапаеву. Познакомиться с хозяйством приволжского города, его театрами и музеями. «Для общего ознакомления с городом Куйбышевым можно рекомендовать поездку на троллейбусе по маршруту: речной вокзал - железнодорожный вокзал». А после Куйбышева можно было полюбоваться на заволжские степи и Сызрань.

В 1968 г. был выпущен ещё один путеводитель по волжскому речному маршруту «Ленинград - Астрахань - Ростов-на-Дону», где также рекомендовалось посетить город Куйбышев, а также полюбоваться его окрестностями и волжскими пейзажами.

Начиная с середины 1960-х гг. получает распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организуются железнодорожные и речные путешествия, развивается социальный туризм. В конце 60-х годов, когда стали организовываться транспортные путешествия и маршруты выходного дня, появился новый тип экскурсионных учреждений – бюро путешествий и экскурсий. Хотя первое бюро путешествий и экскурсий было основано ещё в 1959 г. в Ленинграде, но до 1966 г. из-за того, что транспортные путешествия не имели широкого распространения, роста этих учреждений не происходило.

В 1969 году на основе экскурсионной базы была создана новая организация - Куйбышевское бюро путешествий и экскурсий. К 1969 г., кроме уже действовавших экскурсионных маршрутов, таких как «Ленинские места г. Куйбышева», «Старая Самара и социалистический город Куйбышев», были введены новые экскурсии «Куйбышев – Алакаевка», «Горький в Самаре», производственные экскурсии на заводы, фабрики, поездки на Волжскую ГЭС, в Тольятти, на автозавод. Также организовывались поезда выходного дня «Снежинка» и «Здоровье», практиковалось экскурсионное обслуживание на теплоходах местных линий. В 1969 г. впервые был организован природоведческий экскурсионный маршрут в Жигулёвский заповедник.

За время существования бюро было разработано около 200 экскурсионных тем, экскурсионный потенциал составлял 118 часов, 2,2 – 2,3 часов/км2 составляла плотность экскурсионных объектов. В среднем за год бюро обслуживало около 1 млн. человек. Ведущей по объёму в экскурсионной тематике Куйбышевского бюро путешествий и экскурсий была историко-революционная тема.

С образованием этих бюро появляется и профессия «экскурсовод». До этого периода профессиональных экскурсоводов не было - это был вид любительских занятий для групп энтузиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, инженеры, научные сотрудники музеев и др.), только в музеях были штатные экскурсоводы.

В 1969 ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», поставившее задачу превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения. Центральный совет по туризму был преобразован в Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ), ставший одной из крупнейших туристских организаций в мире. Соответственно изменились и функции экскурсий, основной из них стала культурно-воспитательная работа в трудовых коллективах, по месту жительства трудящихся и с туристами, что существенно повышало роль экскурсовода и способствовало дальнейшему становлению новой профессии. Экскурсоводами стали называть работников бюро путешествий и экскурсий, музеев, постоянных выставок, художественных галерей, Министерства просвещения, которые проводили экскурсии с показом памятников, примечательных мест, экспозиций музеев.

Нужно отметить, что с 70-х гг. ХХ в. экскурсии организовывали и проводили Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, Министерство культуры СССР, Министерства культуры союзных республик (в основном музейные экскурсии), Центральная детская туристско-экскурсионная станция Министерства просвещения СССР, ряд таких общественных организаций, как республиканские общества охраны памятников истории и культуры, общества охраны природы и др., а также Госкоминтурист СССР и Бюро международного молодёжного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ и их филиалы.

В 1977 г. были приняты «Положение об экскурсоводе туристско-экскурсионных учреждений системы Центрального совета по туризму и экскурсиям» и «Должностная инструкция экскурсовода туристско-экскурсионного учреждения», в которых отмечалось, что экскурсовод – это ответственный идеологический работник, формирующий материалистическое мировоззрение, пропагандирующий достижения социализма, воспитывающий широкие массы в духе марксизма-ленинизма. Экскурсоводы должны были иметь склонность к пропагандистской и массово-политической работе с людьми; понимать значение экскурсионной работы, своей роли в процессе коммунистического воспитания широких масс трудящихся; иметь марксистско-ленинскую подготовку, которая бы обеспечивала высокое идейное содержание экскурсий; быть непримиримыми к проявлениям буржуазной идеологии и морали; должны были иметь соответствующее образование, пройти подготовку на специальных курсах или самостоятельно выполнить все требования, предъявляемые к лицам, окончившим куры подготовки экскурсоводов и т.д. В соответствии с этими документами строилась вся работа по подготовке экскурсоводов.

Для обслуживания прибывающих экскурсантов необходимо было иметь соответствующее число экскурсоводов, но штатное расписание не позволяло сколь угодно расширять количество работников, поэтому при Куйбышевском бюро путешествий и экскурсий в 70-е гг. ХХ в. стали работать курсы по подготовке внештатных экскурсоводов (параллельно также работали курсы по подготовке организаторов путешествий).

С образованием бюро путешествий и экскурсий в Куйбышеве границы путешествий расширились. Начали отправлять туристов в путешествие на туристских поездах по Прибалтике, городам-героям, по ленинским местам страны, по Кавказу. 25 января 1969 г. был отправлен первый такой поезд по маршруту Куйбышев – Киев – Ленинград – Москва – Куйбышев.

Впервые стали организовывать путешествия на самолёте. 14 февраля 1969 г. была отправлена по маршруту выходного дня в Ленинград на самолёте «Ан-10» первая такая группа туристов. Группа вылетела в 9 ч. 25 мин. из Курумоча в пятницу, а прилетела – в 20 ч. 00 мин. в воскресенье. Программа пребывания туристов включала размещение, питание, экскурсионное обслуживание. Подобные туристско-экскурсионные маршруты организовывались впоследствии еженедельно. В этом же году впервые были также организованы железнодорожные маршруты средней дальности в Ульяновск и Саратов, автобусное путешествие в Тарханы. Впоследствии география путешествий значительно расширилась.

Кроме бюро путешествий и экскурсий в Куйбышеве работало экскурсионное бюро Куйбышевского агентства Волжского объединённого речного пароходства (Водный вокзал), впоследствии переименованное в экскурсионное бюро пассажирского районного управления (речной вокзал ул. М. Горького, 82). В здании ГЭС в г. Жигулёвске также располагалось экскурсбюро. Работало бюро путешествий и экскурсий в Тольятти.

Во время перестройки во второй половине 80–х гг. появляются первые кооперативы по оказанию туристско–экскурсионных услуг. В Промышленном районе это был кооператив «Союз» (ул. Краснодонская, 28а), который оказывал услуги населению в экскурсионно–туристических мероприятиях. А в г. Тольятти в Автозаводском районе отдел Соцкультбыта ВАЗа организовал кооператив «Экипаж», который помимо организации детского аттракциона, катания на лошадях, конного свадебного экипажа, предоставлял экскурсионно–прогулочный дилижанс.

 

 

Date: 2015-06-06; view: 2105; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию