Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лексика и грамматика коммуникации в малой группе
' человек включается в группу, его поведение постепенно прибд ется к принятым стандартам — от грубого подражания к освое конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности ваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям др людей. Установившиеся ориентации используются в социа взаимодействии, поскольку совместное действие значительна легчается, если существует взаимопонимание ее символиче окружения. Характерной лексической (языковой) особенностью малой гру как формальной, так и неформальной, выступает ее рече) однородность. Эта особенность определяется фактором I ценности, длительностью и регулярностью контактов. Час таких группах коммуниканты используют слова, речевые обра штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен, посвященным. Другой особенностью речевой коммуникации в малой выступает преобладание оценочных и характер] югцих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где. объединены общим опытом и интересами, важно не столько; ние предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение;| свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация. Таким образом, члены малой группы обладают общим лексц ким опытом; общие слова и построения высказываний выст своеобразными символами как принадлежности индивида к, социальной группе, так и присущей данной группе социальной ) ференциации. Отсюда одним из дополнительных преимущ* членства в группе является легкость коммуникации с себе поде ми (жаргоны, локальный юмор и т.п.). В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего дс научиться внутреннему языку новой группы. Причем нов! нужно усвоить не только принятые категории и их символы^ также невысказанные предпосылки относительно того, как эти < ницы взаимосвязаны. Научаясь мыслить конвенциальными нами, человек становится участником символического окруже данной группы. Он ориентируется во времени и пространстве < мощью координат, используемых группой; он думает в тех же в» жениях, которые использует в разговоре с другими и которые, гие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и 1й| чать инструкции относительно того, что неясно. Поскольку каждый индивид входит в различные малые тру то как коммуникативная личность он является «полиглосснымН владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правильно пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной груп-ПЬ1, воспринимается как инородный элемент речи. Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участником различных коллективных предприятий. Он научается проводить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать участие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникативный канал, который становится ему доступным, вводит его в несколько иное символическое окружение. Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. В частности, следует обратить внимание на тендерное разнообразие коммуникаций. На основе проведенных исследований было установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различным образцам общения. Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверительным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямолинейностью, предъявляют претензии на поощрение при достижении поставленных целей, но в то же время стремятся замаскировать неуверенность. Женщины в большей степени склонны- к открытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры». Принятые в малой группе нормы часто применяются дифференцирование к каждому ее члену. Например, тех, кто считается слабым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего Школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, которому задачка по математике далась с трудом. Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, — в основном межличностного плана, но есть и Такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса. Глава 10. Коммуникация в малых группах 10.2. Структура и динамика коммуникации в малой группе
Правила коммуникативного поведения в группе включают: -ф- взаимное признание статусов участников общения как кои кантов и как членов группы; -ф учет тендерных и иных особенностей моделей общения группы; -ф- необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникат сигналы и в зависимости от ситуации корректировать С1 щения; -ф- желательность публичного оценивания достижений д| («Молодец! Хорошая идея!»); -Ф- умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот); -ф- умение выразить согласие с групповыми идеями, действ! решениями; -ф- умение предложить нужную информацию и идеи группе («| чему бы нам не...»; обратное действие здесь деструктивно;] просы не по теме»); -ф- умение оценить предложенные идеи и информацию так, не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы...»; «За тельно, а не получится ли так, что...»); -ф- призыв к другим высказать свое мнение и дать необход* формацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, думаешь о...»; это особенно важно для пары лидер — мс ник); -Ф- умение интегрировать различные идеи и информацию,,! свойство особенно важно для лидера); -Ф- умение предложить план совместных действий («Поп{ так...»). Формирование групповой сплоченности и комму малой группе. Коммуникация — прежде всего способ деят ти, который облегчает взаимное приспособление поведений дей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности ее не столько в выражении предшествующих мыслей и чувств, ко в установлении такой кооперации, когда поведение каждог меняется и в известной степени регулируется фактом учас гих индивидов. Коммуникация — это такой обмен, который чивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной коо{ цию движений большой сложности. Интегральной характеристикой системы внутригрупповых < ляется степень сплоченности, индексом которой может служить 1 или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций члене пы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики (см.: Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000). Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений. Среди изученных к настоящему времени механизмов формирования групповой сплоченности особое место принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением индивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или конформного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах С. Аш в 19,51 г. Обычно различают два вида конформизма: •ф внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротивляться; ф- внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою очередь внутренний конформизм предполагает две линии поведения: некритическое принятие мнения большинства и сознательное признание личностью норм и стандартов группы. Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформностью «наизнанку», выступает негативизм -поведение индивида, который противостоит мнению группы даже при оказываемом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного проду-.Цирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мнению, хотя и со знаком минус. В исследованиях конформности, проводившихся М. Дойчем и 1- Джерардом, были выделены два вида группового влияния: "Ф" нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма; Глава 10. Коммуникация в малых группах 10.2. Структура и динамика коммуникации в малой группе
•ф- информационное, когда давление может оказываться» шинством, член группы рассматривает это мнение как и* " цию, на основе которой он сам должен осуществить свой (см.: МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996. С. 298); * Нормативный конформизм подразумевает необходимое! чиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с. хорошие отношения или заслужить одобрение. Информаь влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный! тер и мнение окружающих может оказаться ценным источ информации. Любопытно отметить, что после того как челов гласился с той или иной группой, у него возникает довольно*! ная потребность оправдывать выбранное решение. Таким образом, конформизм проявляется не только в сь сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувству некомпетентным и стремится избежать возможных ошибок, || задание кажется ему чересчур трудным. Групповая сплоченность с точки зрения процессов ком» в малой группе была исследована также Л. Фестингером. ность анализировалась им на основе данных о частоте и проч коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Цент понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало?;! тие когнитивного диссонанса— осознания индивидом противополс своих убеждений мнению другого человека или группы (см.: Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271). По мнению Фестингера, процессы социальной коммуш социального влияния неразрывно переплетены с процесса никновения и устранения когнитивного диссонанса. Для инл социальная группа является одновременно и главным источ когнитивного диссонанса, и основным средством его умень или даже полного устранения. Так, информация, получаемая! цессе коммуникации, может содержать элементы, диссонир со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуации более эффективным путем устранения диссонанса между мне индивида и группы является принятие набора когнитивных эле соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, в! ный столкновением мнений, зависит от следующих факторе! •ф- количество когнитивных элементов мнения индивида, ющих с противоположным мнением. Чем больше консона отношений, т.е. чем больше количество совпадающих ког ных элементов двух высказываемых мнений, тем мены званный разногласием диссонанс. Таким образом, количе ная характеристика определяет в конечном счете гласия', .ф. важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссонанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту проблему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия; .ф. авторитет человека или группы, выражающих противоположную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противоположное мнение высказывается человеком или группой, признанными авторитетными. Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем силь-" нее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разногласия, используются следующие методы, способы выработки единого мнения в группах: •ф- самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное. Именно распространенность мнения является ббя-зательным условием уменьшения диссонанса; •ф изменение мнения субъекта через влияние; •ф утверждение превосходства собственного мнения. Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и коммуникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или повлиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направлены главным образом в адрес тех членов группы, которые проявляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногласия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида. Экология и коммуникация в малой группе. Когда речь идет об экологических, т.е. средовых, аспектах жизнедеятельности группы, Прежде всего подразумевается, что группа располагается в каком-то Пространстве, адаптируется к нему, обживает его. Пространственные расположения членов группы влияют на развитие внутригруппового взаимодействия, в частности коммуни-дивной его стороны. Так, экспериментальные данные, получен-^е Р. Соммером, показывают, что существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном поме-Чении и их взаимодействием и аттракцией (см.: Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001. е-165-166). Р-7621 Глава 10. Коммуникация в малых группах 10.3. Прагматика коммуникации в малых группах
Близость расположения влияет на усиление коммунш роста аттракции и дружеских отношений. По-видимому, в да случае сказывается и тот факт, что люди размещаются отнюдь,| случайном порядке. В большинстве ситуаций можно отметить гу| тение людей к тем, кто вызывает симпатию, и стремление дк цироваться от тех, кто не вызывает желания общаться. Но этс происходит в группах с сильным директивным руководит жестко контролирующим коммуникативные потоки, вследс чего большая часть информации, если того требует руководи адресуется именно соседям. Экспериментально было выявлено: сидя за столом квадрат; или прямоугольной формы, члены группы чаще обменивались! формацией с партнерами, находящимися напротив них, неже соседями. На основании этих данных был сделан важный в пра ческом плане вывод о целесообразности размещения учас групповой дискуссии за небольшим круглым столом с целью I чения равномерной коммуникации. Выбор членами группы того или иного местоположения в: повом пространстве обнаруживает определенную взаимосвязь ] странственной позиции со статусом владельца. К примеру, поз*1 на пересечении внутригрупповых коммуникаций дает ее обла-лю возможность контролировать групповые процессы, еле тельно, возможность повысить свой статус, стать лидером. Средовые характеристики, безусловно, не ограничиваются • ко пространственным расположением членов группы в обы»; помещении. Исследования в этом направлении ориентированы также на| чение «экзотических» групп, находящихся в экстремальных ус "•" ях — в изоляции при ограниченности перемещения, высок" грузках, в том числе стрессовых. Ориентация исследователей на столь специфическую среду^ Обобщая результаты исследований, можно с уверенное! верждать, что причины многих проблем, с которыми сталкива группы, находящиеся в экстремальной ситуации, связаны с ~ нениями в процессе коммуникации. В частности, исследован отмечаются в качестве причин возникающих внутри группы фликтов неэффективность взаимодействия, различия в оценке] ственного вклада в общую деятельность и вклада других. Еще одна причина обусловлена особенностями взаимодействия с другими группами или отдельными людьми. Довольно часто сложившаяся и существующая автономно группа негативно воспринимает присоединение новых людей, оценивая это как вторжение в сформировавшуюся в данной группе коммуникативную сеть. В любой малой группе существует также превалирующая «эмоциональная атмосфера», от которой часто зависят самочувствие членов группы и их поступки. Соответственно действия, согласующиеся с превалирующим настроением, в значительной степени облегчаются. Итак, средовые факторы оказываются важным элементом анализа, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания. 10.3. ПРАГМАТИКА КОММУНИКАЦИИ В МАЛЫХ ГРУППАХ Последняя четверть XX в. характеризовалась усилением интереса к прикладным исследованиям малой группы, прежде всего в сфере бизнеса и промышленного производства, семьи, группового тренинга и терапии. В полной мере это утверждение справедливо и в отношении изучения коммуникационных процессов в конкретных видах малых групп. Семья как коммуникативная система. Семья является разновидностью малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функциональные обязанности и т.д.) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интимности, так и с негативным знаком, например в форме физической агрессии относительно детей). Переломным моментом в исследовании семьи стало возникновение представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть единое целое, единый биологический и социально-психологический организм. Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основную социокулътурную единицу, посредством которой из поколения в поко-ление передаются традиции, обычаи, привычки и отношения. При этом Исследуются: субсистемы семьи — прежде всего отношения между супругами, родителями и детьми, сиблингами (братьями и сестра- 27- Глава 10. Коммуникация в малых группах 10.3. Прагматика коммуникации в малых группах
ми); жизненные циклы семьи; семья как полная система; взаимс ствие семьи как группы с другими группами. Семья при системном подходе рассматривается как аккумул ванный результат поведения всех ее членов. Это означает, чт ществуют такие характеристики системы, которые превыша* чества индивидуальных членов. Поведение каждого индивида 1 ри семьи связано и зависит от поведения всех остальных. Все ] дение является коммуникацией и, следовательно, влияет; поведение других или находится под их влиянием. Любую семейную систему можно описать следующими пара рами. -Ф- Семейные правила. В основе поведения в семье лежат опреде ные устойчивые образцы. Большинство из них не осознав членами семьи, но мы их можем выявить, наблюдая за реаль поведением членов семьи, за тем, как они обсуждают что-л принимают совместные решения и т.д. Правила бывают кул но заданными, и тогда они разделяются многими семьями, аЦ вают уникальными для каждой отдельной семьи. •$• Семейные последовательности. Последовательность правил мс иметь форму «цепочки», когда устойчивое поведение о^ члена семьи вызывает столь же устойчивое поведение вто]: на которое реагирует третий, и т.д. Например, исходным том выявления последовательности стала жалоба матери на проблемы с сыном. Исследование подтвердило предположен что поведение матери можно объяснить прежде всего ее вза отношениями с отцом ребенка. Так, если она вела себя с сы4 компетентно, то отец «уходил в сторону», а если она оказв лась беспомощной, то проявлял большую активность. Таки\ разом, «беспомощность матери» оказалась психологиче способом поддержки мужа (см.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. ' хология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 183). ф Семейные мифы. Семейные правила составляют основу ми<] Миф — это сложное семейное знание. Оно обычно актуалиэ| ется, когда посторонний человек входит в семью, когда про! дят какие-то значимые перемены либо семья переживает си цию дисфункции. Отмечается, что в дисфункциональной се миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Суть мифа заключается в разделяемом членами семьи представл том, какие мы: «мы — дружная семья», «мы — семья героев» и| Миф может формироваться в течение нескольких поколений. ние семейной мифологии часто позволяет понять на первый вз1! немотивированные поступки членов семейной системы. СемейЯ миф функционален и в силу этого необходим. Особенно повыи ся его значение в ситуациях, когда условием выживания семьи как системы выступает ее единство Однако в ряде случаев миф становится дисфункциональным. Это происходит, когда чрезмерное единение мешает выходу семьи или отдельным ее членам на новый этап развития. Так, в семье, где царит миф «мы — дружная семья», всегда возникают трудности с отделением взрослых детей от родителей. Кроме того, людям, вышедшим из семей, имеющих разную мифологию, редко удается составить собственную семью. Человек-бунтарь не выживет в семье с мифом о том, что «мы — очень порядочные», «все должно быть прилично». ^ Семейная история. Есть определенные закономерности, которые почти всегда воспроизводятся в поколениях, например определенные стереотипы поведения во взаимоотношениях с родителями, брачного поведения и т.д. Исследование семейной истории позволяет узнать эти повторяющиеся в поколениях особенности. Как и любая другая система, семейная система функционирует в соответствии с законом гомеостаза. Закон гомеостаза проявляется в стремлении системы сохранить свое положения, каким бы оно ни было. Это верно по отношению как к функциональным семьям, так и дисфункциональным. Отмечается, к примеру, что изменения в лучшую или худшую сторону состояния того члена семьи, который определяется как пациент, обычно оказывают воздействие на других членов семьи, особенно в том, что касается их психического, социального и даже физического здоровья. Так, известен факт резких изменений в семьях психиатрических пациентов (депрессии, психосоматические нарушения и т.п.) в ответ на улучшение состояния пациента. Сторонники коммуникационного подхода объясняют данное явление прежде всего через понятие «семейного гомеостаза», а формы поведения, вызывающие подобного рода изменения, рассматриваются как «го-меостатические механизмы», действие которых направлено на возвращение системы в состояние хрупкого равновесия (см.: Вацла-вик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000. С. 167-181). Таким образом, многие индивидуальные характеристики членов семьи, особенно симптоматическое поведение, являются в действительности свойствами системы. Нарушенные семьи особенно ус-.Тойчивы к изменениям и часто демонстрируют удивительную способность сохранять зСаШх цио, используя преимущественно отрицательную обратную связь. Вводимая в семейную систему информа-Ция (действия членов семьи или окружения) обрабатывается и
определенным образом изменяется системой. Отсюда необход! рассматривать не только вводимую информацию, но и природу, темы и механизмы ее обратной связи. Технология принятия группового решения. Сразу следует | вериться, что групповое решение не является универсальным собом разрешения каких-либо проблем. Групповое принятие ний может оказаться неприемлемым в случае, когда требус найти быстрое решение. На выработку решения группой требу больше времени, чем на принятие решения отдельным лицом, как групповой подход предполагает взаимные контакты и по можности нахождение консенсуса по принимаемым решениям. Влияние типа задачи, или формы организации (модели) вместной деятельности, на групповой процесс выявлено в исследований, проведенных Л.И. Уманским с сотрудниками в ственных группах. Оказалось, например, что по мере органиэ совместной деятельности, т.е. при переходе ее от совместно видуальной модели (каждый член группы отдельно от других^ полняет свою часть общей задачи) к совместно взаимодейс щей модели (каждый член группы выполняет свою часть задач* взаимосвязи с другими), возрастают положительные проявле межличностного общения, выражаемые позитивными речев! реакциями партнеров, кооперативными действиями членов пы, растущим чувством причастности к общему делу (см.: Кр ский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой гру С. 213). Основным потенциальным преимуществом группы при щ тии решений выступают индивидуальные различия членов гру но они могут стать балластом, если групповые процессы не пс лят их использовать. Первым условием, необходимым для чтобы различные мнения были услышаны и приняты во вню в процессе принятия решений, является организация групш принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то мо» времени общая цель должна стать более важной, чем индиви; ные цели. Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную ] в любой группе, принимающей решения. Многочисленные ис дования показывают следующее: чтобы члены группы предлаг оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать опреде ные шаги к этому (активное поощрение свободного высказьи идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинс препятствование преждевременной оценке идей); в противном| чае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом. Способность лидера группы оказывать влияние на коммуникативные связи в группе не сводится исключительно к инициированию активности членов группы. Определенную роль играет, например, численность группы: чем многочисленнее группа, тем сложнее управлять коммуникативным процессом. Вероятность того, что в обсуждении смогут принимать участие все члены группы, уменьшается, а шансы, что в дискуссии будет доминировать небольшое число людей, возрастают. Вероятность того, что появятся фракции, преследующие различные цели, также возрастает с увеличением численности группы, особенно если членов группы четное число. Процесс принятия группового решения включает четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие решений. Первая фаза после постановки проблемы связана со сбором данных. В этот период следует воздерживаться от оценок, а основное внимание сосредоточить на максимальной объективности информации. Вторая фаза носит оценочный характер. Члены группы на этом этапе должны иметь возможность высказать все, что они думают о собранных данных. Главное здесь — зафиксировать имеющиеся оценки, причем не индивидуальные позиции как таковые, а мнения людей как членов данной группы. Третья фаза, ее иногда еще называют «квазибрейнстор-минг»1, имеет целью выработку различных вариантов решений. На Данном этапе от группы требуется продемонстрировать свои способности к воображению. Одним из критериев эффективности прохождения данной фазы выступает отсутствие или минимальное количество случаев игнорирования высказанных мнений и отказов защищать свое мнение. Четвертая фаза— фаза принятия решения, когда предложенные решения сопоставляются с диагнозом, поставленным на втором этапе. Окончательное решение принимается на основе анализа достоинств и недостатков предложенных вариантов, их вы- Брейнсторминг, или мозговой штурм, - метод организации выдвижения и стимулирования креативных идей. Предполагается, что члены «штурмовой команды» руководствуются следующими правилами: 1) генерирование максимально возможного числа идей; 2) проявление изобретательности, сообразительности, смекалки; 3) воз-^ержание от какой-либо критики в адрес участников. Глава 10. Коммуникация в малых группах 10.3. Прагматика коммуникации в малых группах
браковки, объединения нескольких в одно, выработки «тр путей. Недостатком группового принятия решения является то, группы могут выработать всех устраивающее, а не оптимальное^ шение проблемы. Причины этого заложены в самом подходе, кс решение проблем находится в процессе группового обсужден тественно, стремящегося к усредненной точке зрения и иск ниго крайних, в том числе, возможно, и оптимальных вариантснУ шения. Данная тенденция получила название группового мыъ или эффекта выравнивания. В отсутствие противодействия < обусловливает существенное снижение качества конечного реа тэта обсуждения. Симптомами группового мышления могут вь пать стереотипность мышления, иллюзия соблюдения этичес норм, иллюзия собственной непогрешимости и неуязвимости ] пы, давление' на противников, ставка исключительно на душие. Таким образом, консенсус, понимаемый как единодушное ние, не всегда является обязательным условием эффектйВ! группового решения. Более разумным представляется требов ответственного подхода к сбору, анализу и обсуждению исход данных, что позволяет достичь общего уровня понимания пр мы. Только в этом случае можно ожидать, что не согласные с нием большинства члены группы получат основания в дальней поддержать принятое решение. Это обстоятельство осе важно подчеркнуть в связи с проблемой разделения ответе! ти, поскольку групповые решения действительно ослабляют > во личной ответственности, особенно в ситуации, когда челс| может сказать: «Почему я должен это делать? Ведь я был п^ Как показывает практика, наиболее эффективным профь ческим средством борьбы с групповым мышлением может внедрение в группу «адвоката дьявола», в обязанности котр| входила бы конструктивная критика предлагаемых идей. Хорошо зарекомендовали себя также такие методы, как вов ние в группу новых членов, приглашение «зрителей», при* окончательного решения только после того, как участники: получили достаточное время для его анализа. Еще одним феноменом, возникающим в процессе групповог суждения, выступает так называемая групповая поляризация ^ * ние изначальных установок членов группы до неких экстремальных > (особенно в случае агрессивной конфронтации). Принято счи что установки членов группы могут поляризоваться в любр!| правлении — в сторону риска или консерватизма. Однако ряд! дователей придерживается мнения о существовании тендещ преобладанию сдвига в сторону рискованных решений, иначе говоря, человек в ситуации группового взаимодействия больше склонен к «экспериментам», чем если бы решение принималось индивидуально. Окончательный результат определяется тем, насколько группа прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценностным ориентациям. Так, группа, в которой культивируются дух изобретательства и оригинальности, в силу этого обстоятельства больше стремится к новаторскому коллективному решению. Наконец, в современных условиях система поддержки групповых решений (это особенно важно для формальных групп) предусматривает использование компьютерных технологий, дающих возможность благодаря наглядности, быстрой обработке поступающих предложений, оперативной связи с отсутствующими членами группы преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями. Особенности коммуникации в психокоррекционных группах. Психокоррекционными группами обычно называют небольшие специализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в течение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное раскрытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений. Психокоррекционные (иногда их называют тренинговыми и терапевтическими) группы не являются моделью какой-либо разновидности естественных групп. Скорее они символизируют созданную психологами некую искусственную реальность, приносящую конкретную практическую пользу. Такие группы возглавляет специально назначенный руководитель, выполняющий обычно следующие ролевые функции: эксперта (специалиста, комментатора), катализатора, аранжировщика (помощь в тупиковых ситуациях), образцового участника (в зависимости от формы работы с группой может занимать позицию как активного участника группы, так и аутсайдера), но, пожалуй, важнейшая функция руководителя состоит в организации коммуникационного пространства группы. Психокоррекционные группы обычно подразделяют на четыре категории: группы организационного развития или решения проблем; группы обучения руководителей и развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы. Преимущества групповой формы работы определяются прежде Всего спецификой места, которое занимает малая группа в социуме: с одной стороны, межличностное взаимодействие, а с другой — Глава 10. Коммуникация в малых группах 10.3. Прагматика коммуникации в м;шых группах
группа в известной степени выступает миниатюрной модель» щества. Поэтому опыт, приобретенный в специально создан» среде, зачастую может успешно использоваться и во внешнем м» Важное значение для понимания ролей, которые играют в ] пе ее члены (и руководитель), имеет анализ процесса взаимоде вия, широко применяемый для исследования групп в лабораторц условиях и для изучения реальных психотерапевтических гр Наблюдения за вербальной и невербальной коммуникацией в хокоррекционных группах выявили два типа функций поведег которые необходимы для успешного существования группы: фу ции решения задач и функции оказания поддержки. Функции решения задач представлены процессами, с: средством достижения определенных целей. На такое достижеЙ они и мобилизуют группу. Соответствующие способы поведе включают, например, внесение и принятие предложений, мщ или сведений. Функции оказания поддержки связаны с эмоциональным и ее альным климатом в группе. Они способствуют возникновению ства взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что 1 легчает достижение групповых целей. Поведение членов группы, занятых решением конкретной за чи или оказанием поддержки, может либо способствовать ра тию группы, либо затруднять его. Например, проявление чрезл ной зависимости представляет собой негативную форму пове ния. Зависимый член группы будет постоянно спрашивать сове руководителя и партнеров, вместо того чтобы вырабатывать соС венную позицию. Проявление чрезмерного напряжения — форма негативного поведения, поскольку затрудняет обще* В ходе групповой работы функции решения задач и оказания Ш держки постоянно переплетаются. Достижение цели может по! ять на мнения членов группы друг о друге, а чувство зависти желание командовать способны затормозить решение даже сам| простой задачи. Для эффективной работы группе требуется определенный I ланс позитивных способов поведения, связанных как с оказан* поддержки, так и с решением стоящих перед нею задач. Когда па трудится над достижением цели, кто-либо в Ней может взять I себя функцию оказания поддержки, чтобы разрядить напряже ность, и наоборот, когда группа развлекается, кто-нибудь может 1 помнить о деле. Чем большую гибкость проявят члены гру играя каждый свою роль, тем больше группа преуспеет в доста нии конечной цели. Б типичном случае одни члены группы берут на себя исполнение той или иной роли, важной для решения стоящих пред группой задач, а другие берут на себя ответственность за поддержание гар-^оничных взаимоотношений. Лидеры по части эмоциональных и социальных отношений обычно становятся в группе любимцами. 3 большинстве психокоррекционных групп именно социальные и эмоциональные аспекты являются главными, поэтому внимание к чувствам и отношениям способствует достижению групповых целей. В табл. 10.1 представлены роли, которые связаны либо с выполнением задач, либо с оказанием поддержки и проявляются на разных этапах существования группы. Та б л и ц а 10.1. Роли в психокоррекционных группах
Оказание поддержки
Инициатор Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач
Гармонизатор Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и, таким образом, сохраняет в группе гармонию
Примиритель Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию
Диспетчер Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и, помогая им, регулирует процессы общения
Оценщик Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи
Погонщик Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к Тому, чтобы сделать больше уже сделанного Источник: Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000. С. 29. Глава 10. Коммуникация в малых группах 10.3. Прагматика коммуникации в малых группах
Разумеется, нормы есть в любой группе. Иногда официа принятые и сложившиеся сами собой нормы не совпадают. Наг мер, члены группы, созданной для решения какой-либо проблс внешне ратуя за сотрудничество и обмен идеями, на самом могут соперничать и подсиживать друг друга. Нормы помогают| шать, надо ли выражать свои чувства, как делать это к месту,.) какой степени может доходить участие к другим, надо ли в отно| ниях с ними руководствоваться их личными качествами или их < тусом. Обычно стандартом становится поощрение проявлений; циональной открытости и душевного тепла. В группе, ориет ванной на решение конкретной задачи, вся работа может быть д| организована нарушителями установленных норм. Нормы поведения должны соответствовать целям группы, блюдение этих норм способствует установлению честных и венных отношений между членами группы. Стиль реализации; обратной связи может быть разным: в некоторых группах прищ(высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в др поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме нормы могут меняться по мере развития группы. Например, В1 кий уровень самораскрытия поначалу может вызвать неуд обе тех, кто только-только стал ощущать себя членом группы, но в, нейшем такое поведение может стать для них совершенно ест венным. Возможность установить облегчающие коммуникацию нор общения часто бывает ограничена личными нуждами и забс Скрытые цели и намерения, оборонительные реакции членов ] пы, обусловленные чувством необходимости защитить себя покойства, замешательства или возможной грубости, могут при! в противоречие с целями группы. Большинство членов группы;! ботится о своем имидже, и каждый выбирает себе роль, которая могла бы его сохранить. Желание стать полноценным членом гр пы может повлиять на готовность индивида к интеллектуалы^ или эмоциональному риску. Вспомогательные цели группы при;| успешном достижении могут заложить основу для дальнейшего ] вития эффективных коммуникационных норм. В группах могут возникать своеобразные содружества или группы, даже если руководитель этого не поощряет. Если такие 1 группы способствуют достижению целей группы, они могут заться полезными. Например, два психологически зажатых уча ника могут поддержать друг друга путем взаимного ободрен!-поначалу могут служить друг для друга защитой от давления, вы* дающего их делать то, к чему они еще не готовы. Дружба обычно возникает между теми, кто имеет одинаковые Не каждый член группы неукоснительно соблюдает все установленные в ней нормы. Их соблюдение зависит от целого ряда обстоятельств, например от группового статуса участника. Члены группы с низким статусом чаще игнорируют нормы, показатели соблюдения норм членами группы со средним статусом обычно высокие. При стремлении к повышению статуса наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение в группе не достигнуто, после чего отклонения от менее важных правил уже не корректируются группой с помощью отрицательной обратной связи. Иными словами, особо ценимые члены группы получают своего рода «право на эксцентричность», которое позволяет им действовать без оглядки на второстепенные групповые нормы. Конечно, определенная степень соблюдения правил необходима, чтобы поддерживать в группе порядок и направлять происходящие в группе взаимодействия. Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявляется в сплоченных и гармоничных группах. В таких группах участники общаются между собой интенсивнее, чем в менее сплоченных, они больше открыты для взаимных влияний, более активны в Дискуссиях, легче переносят проявления враждебности, уход участников из группы, дольше остаются сами в группе, тревожность у них снижается по ходу занятий в значительно большей степени. Отрицательной стороной чрезмерно сплоченной группы выступает возможное снижение общего уровня критичности, наивный °Птимизм в принятии решений, а также явление, получившее название «огруппление мышления». Эта тенденция может оказывать
неблагоприятное воздействие на процесс коллективного реше проблем из-за склонности членов группы быстро сходиться во! ниях и из-за их готовности соглашаться друг с другом, не счит с возможностью ошибки. Большей привлекательности психокоррекционной группы! дет способствовать комплекс подготовительных мероприят частности позитивное описание ожидаемых результатов от при ретаемого в группе опыта, предварительное собеседование, ор«тированное на знакомство особенностями группового поведен! Поэтому желательно с самого начала установить нормы и С1 дарты поведения, которые в дальнейшем будет уже непростоЦ менить. выводы /. Коммуникация в малой группе помимо обмена информацией междуч нами группы выполняет комплекс функций, направленных на по ние самой группы, таких, как формирование согласия, обеспечение со ванных действий, складывание особой культуры группы. 2. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций^ нов группы в системах информационных потоков, связывающих группы между собой и внешней средой, и концентрации у них иного объема групповой информации. 3. Специфическими особенностями коммуникации в малой группе) ся ее лексическая однородность, а также нормы и правила допустимой^ муникативной тактики, т.е. грамматика внутригруппового оби 4. Интегральной характеристикой системы внутригрупповых ляется степень сплоченности, индексом которой может служить 1 или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов^ пы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в Важнейшими механизмами формирования групповой сплоченности ступают групповое давление и процесс преодоления когнитивного нанса. 5. Средовые факторы оказываются важным элементом анализа, ку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных про в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекйИ 6. Прагматика коммуникации в малых группах состоит в изучении | торов, позволяющих оптимизировать функционирование к видов малых групп посредством совершенствования системы внутр повой коммуникации. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Дайте характеристику основным подходам к изучению коммуникации в малых группах. 2. Какие отличительные признаки присущи малым группам? В чем заключаются особенности коммуникации в малых группах? 3. Назовите и дайте краткую характеристику основных видов малых групп. Приведите примеры групп, к которым принадлежите вы. 4. Раскройте основные функции коммуникации в малой группе. 5. Опишите модели коммуникационной структуры малой группы. 6. Раскройте основные механизмы влияния группы. 7. Каково влияние экологических особенностей группы на процесс групповой коммуникации? 8. В чем проявляется сущность грамматики и лексики групповой коммуникации? 9. Каковы особенности групповой коммуникации семьи? 10. Как бы вы на основе собственного опыта оценили значение достижения группой консенсуса? П. Каковы потенциальные достоинства и недостатки принятия группового решения? 12. Дайте характеристику основных методов повышения эффективности групповых решений. 13. В чем заключаются особенности коммуникации в психокоррекционных группах? ЛИТЕРАТУРА Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций. СПб., 2001. Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000. Десев Л. Психология малых групп. М., 1979. КонецкаяВ.П. Социология коммуникации. М.,1997. Кричевский Р.Л., Дубовская ЕМ. Социальная психология малой группы. М., 2001. Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты М 1994. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996. Нъюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000. Робер М.А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. рдестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. Эйдемимер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
Глава 11 МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ 11.1. Понятие массовой коммуникации (432) • 11.2. Структура и функции ма коммуникации (443) • 11.3. Эффективность массовой коммуникации (466) 11.1. ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Массовая коммуникация - процесс распространения информации 4 ний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с \ технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно! шие, рассредоточенные аудитории (см.: Философский словарь ред. И.Т. Фролова. М., 1991). Средства массовой коммуникации (СМК) — это специаль налы и передатчики, благодаря которым происходит распре нение информационных сообщений на большие территории; Массовая коммуникация прежде всего характеризуется: •ф- наличием технических средств, обеспечивающих регулярв и тиражированностью; •ф- социальной значимостью информации, способствующе вышению мотивированности массовой коммуникации; •ф- массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредс ности и анонимности требует тщательно продуманной ценЯ ной ориентации; •ф- многоканальностью и возможностью выбора коммуникат средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем не| тивность массовой коммуникации. Массовая коммуникация имеет собственную специф» природу. В табл. 11.1 приведены основные различия массе межличностной коммуникации. Главным условием, определяющим массовую коммуникащ ляется специфика аудитории и коммуникатора. •раблица 11.1. Характеристики массовой и межличностной коммуникации
и с т о ч н и к: Ляпина Т. Политическая реклама. Киев, 2000. С. 98. Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. 1 Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощ-' ньщ средством воздействия и на личность, и на социальную группу. Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с | его следующими свойствами: Г V диакронностъ -•- коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени; V диатопностъ — коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство; v мулътиплицирование — коммуникативное свойство, благодаря ко-1 торому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;
•ф- симулътанностъ — свойство коммуникационного процесса, п«ляющее представлять адекватные сообщения множеству л* практически одновременно; •ф- репликация— свойство, реализующее регулирующее воздейс массовой коммуникации. История исследования проблем массовой коммуникации» чало исследований массовой коммуникации связывают с им«немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологи» обосновал необходимость изучения прессы в социологическое пекте, убедительно показав ориентацию периодической печат| различные социальные структуры и ее влияние на формиро! " человека как члена социума. Он также сформулировал социа ~ требования, которые предъявляются к журналисту, обо* метод анализа прессы. Огромное значение для изучения массовой коммуникацвд рала работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедг свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека своди1 реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, ченных из опыта предшествующей деятельности, формирует I деленные стереотипы — иллюзорные конструкты в сознании, века, заменяющие реальность. Поскольку большинство имеют возможности самостоятельно исследовать и оценива или иные факты, их мышление основывается на стереотипа формирования и закрепления стереотипов в сознании люде статочно поверхностных оценок различных явлений или соб! В современном мире именно СМК создают большинство стер пов, формируя «псевдоокружающую среду» (рзеисТо-егтгопт.е которой живет большинство современных людей. Следова" по Липпману, исследуя комплексные процессы создания сте{ пов, можно изучить и феномен массовой коммуникации. В дальнейшем изучение массовой коммуникации провод* трех аспектах — теоретическом, прагматическом и экспе| тально-прикладном. Известные теории построены главным образом на фу нальном подходе к пониманию сущности массовой коммунш различие заключается в обосновании доминирующей фун! последствий ее актуализации. Несмотря на множество интер)? ций массовой коммуникации, эти теории можно объединить^ группы в соответствии с доминирующей функцией: 1) фун!—' литического контроля, 2) функция опосредованного духе контроля, 3) культурологическая функция. Особое место за теория «информационного общества», в рамках которой исс ся роль массовой коммуникации. Рассмотрим эти теории вкратце с тем, чтобы выделить теоретические проблемы массовой коммуникации и подходы к их решению. В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как функция политического контроля, как выражение концентрации политической власти, выделяются две подгруппы. 15 первой подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический, во второй — идеологический. К первой подгруппе относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на марксистском понимании СМК прежде всего как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью. Теория массового общества исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМК оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения. При этом отмечается двоякая роль СМК: с одной стороны, они могут манипулировать общественным мнением, с другой — помогают людям выжить в трудных условиях. Политико-экономическая теория, в которой наиболее последовательно используются постулаты марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМК. Учитываются также политические факторы, поскольку СМК находятся в руках частных владельцев. Представителями этой теории являются английские социологи Г. Мердок и П. Холдинг. К политико-экономической теории относят также экономико-социологическую традицию изучения массовой коммуникации и политико-социологическое направление. Экономико-социологическая традиция изучения массовой коммуникации (Ж. Веделл, Д. Маккуэйл, Д. Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер) в процессе реализации социокультур-ных функций (информирование аудитории о событиях на локальном, национальном и мировом уровнях, развлечения, воспитание и просвещение) выделяет цели, связанные с формированием потребительского поведения, стереотипов восприятия экономической Реальности и образа жизни, а также рассматривает процессы производства, распределения и потребления продуктов СМК (информации, развлечения и социокультурных образцов) в обществе как Нематериальных общественных или частных благ. В этом контексте СМК являются «четвертой властью» в том смысле, что не зависят от традиционных трех, не сливаются с ними, но обладают соб-ав-
ственной «властью» над умами людей. При этом государство м< Представители политико-со ц и ологического н а п р ^ л е н и я (Дж. Томпсон, Г Шаттенберг, Р. Голдман, Р. Данн и др.)" сматривают СМК прежде всего как инструмент поддержания вующего в обществе социального порядка и социальной иерар Выражение «СМК как четвертая власть» в этом случае означает н| тивную сторону политической ангажированности массмедиа. * При таком подходе вопросы регулирования деятельности в большей мере определяются борьбой или балансом интер всех участников процесса массовой коммуникации, что отражав в терминах социальной ответственности СМК и их социальной < фективности. Критическая.теория представляет собой неомаркс ский подход к анализу социальных процессов в обществе. Эта • рия разрабатывалась Франкфуртской школой раннего период истоков которой стояли немецкие социальные философы М. Хй хаймер, Г. Маркузе и Т. Адорно. Свое критическое отношение идее К. Маркса о революционных возможностях рабочего класа преобразовании общества ученые Школы обосновали на прим! СМИ,' которые сыграли большую роль в идеологизации эконс?" ческого базиса в интересах господствующего класса. Ко второй подгруппе относятся теория «гегемонии» и тес массовой коммуникации, построенная на основе марксистской1, тодологии. Те ория гегемонии СМК носит условное название, в КС ром слово «гегемония» интерпретируется как господствую!) идеология. Импульсом для возникновения данной теории яви""1 положение критической теории о СМИ как мощном мехаш способном реализовать изменения в обществе. Наиболее после вательные представители этой теории — греческий социолог-пе толог Н. Пулантзас, живший во Франции, и французский философ Д. Альтюссер. В основе теории гегемонии СМК лежит положение о самодостаточности идеологических факторов как социальных стимулов развития общества, зависящих не столько от экономических или структурных критериев, сколько от механизмов воздействия на сознание масс. Изучаются формы выражения идеологически значимой информации и механизм, который обеспечивает укрепление идеологических постулатов и формирует сознание масс. Подчеркивается огромная (почти самодовлеющая) роль СМИ благодаря их регулярности и возможности воздействия на людей в опосредованной, скрытой форме. Советская социологическая школа на основе марксистско-ленинской методологии разрабатывала теорию массовой коммуникации как вида социального общения. Одним из постулатов этой теории является положение, согласно которому массовая коммуникация реализуется лишь тогда, когда люди обладают выраженной общностью социальных чувств и общим социальным опытом. Наряду с изучением духовной деятельности и общественного мнения большое внимание уделялось идеологической пропаганде. Наиболее существенные исследования социального аспекта массовой коммуникации были проведены под руководством Б.А. Груши-на: изучалось влияние СМК на формирование массового сознания и общественного мнения. Во второй группе наиболее значительным являются теории, разработанные на основе методологии структурного функционализма. Структурно-функциональные теории восходят к социологической теории действия американского социолога Т. Парсонса, создате Date: 2015-06-06; view: 615; Нарушение авторских прав |