Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постмодернизм и культурный релятивизм





Сегодня идеи, ставящие Культуру в противовес Обществу, получили новое дыхание. Заметим, что функционализм отказался от историзма, но не отрицал идею прогресса. Просто, по Малиновскому, «прогрессивные инновации» в культуры отсталых народов должны внедряться постепенно, что призвано обеспечить плавный (эволюционный) переход к Цивилизации, Однако вся последующая мировая общественно-политическая практика показала, что этого «перехода» так и не произошло. Освободившиеся колониальные юсударства не стали развиваться ни по Малиновскому, ни по Марксу. Более того, даже развитые в экономическом ошошении страны Азии (Япония, например) так и не стали аналогом Цивилизации, а привнесенные туда западные правовые ценности во многом отторгаются местным населением.

Окончательно идея прогресса была «убита» развалом СССР. На постсоветском пространстве, несмотря на демократические устремления политических элит, возникли, по сути, авторитарные, а то и от-

\092\

кровенно восточно-деспотические режимы. Аналогичные процессы немного раньше имели место в Африке. Если освободившиеся ог колониализма в 60-е годы государства в большинстве своем выбрали демократические модели общественно-политического устройства, то уже к 70-80-м годам они эволюционировали в авторитарные однопартийные режимы, и в лучшем случае демократия там носит откровенно декоративный характер,

В середине XX века наметилась тенденция к отождествлению понятий * Культура» и «Цивилизация», причем последняя стала употребляться именно в значении Культура, например у А. Тойнби (1889-1975), а не как высшая стадия развития Общества. Цивилизации же рассматриваются как несовместимые и враждебные друг другу. Особое значение придается ре-лшиям, которые трактуют ся как источник неизбежных войн на цивилиза-ционной (религиозной) почве (С, Хантингтон).

Постмодернизм в социально-культурной антропологии (конец XX в.) ознаменовался возникновением «критической теории», провозгласившей, что все построения западной науки о странах и народах Востока не реалистичны, а только конструируют западный миф о Востоке (3. Сайд). Понятия «эволюция», «развитие», «прогресс» постмодернизм и вовсе объявил «вне закона». Отрицается сам факт существования традиционного (первобытного, примитивного) общества, которое-де — «иллюзия», сконструированная антропологами. Поэтому этот привычный объект исследования антропологии должен быть заменен Культурой (Kuper 1988). В рамках данного подхода крайне негативно трактуются культурные заимствования, разрушающие уникальность Культуры, а, значит, ведущие к ее деградации. В отечественной научной традиции эти идеи представляли Н. Данилевский, Л. Гумилев и др.







Date: 2015-05-04; view: 573; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию