Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность новой системы технического регулирования в строительстве





В связи с начавшейся реформой правового регулирования отношений в сфере производства, контроля качества материальной продукции идет процесс пересмотра всей существующей системы нормативных документов, в том числе и в строительной отрасли. Поскольку в учебной литературе происходящие изменения еще не получили освещения, представляется целесообразным ознакомиться с ними.

В 2003 году вступил в действие Федеральный закон «О техническом регулировании».

Понятие «техническое регулирование заключает в себе все то, что связано с нормированием обязательных требований к продукции материального производства, процессам и иным объектам технического регулирования, а также их стандартизации, сертификации и правовому регулированию отношений при оценке соответствия их задекларированным свойствам.

До введения в действие закона о техническом регулировании в области строительства техническое регулирование осуществлялось посредством нормативных документов – СниПов, ГОСТов, утвержденных федеральными или региональными органами управления, соблюдение и исполнение которых являлось обязательным. В этих документах содержалось много требований, ненужных в условиях рыночной экономики, а исключительно государственная система сертификации продукции ограничивала инициативу предпринимателей в вопросах изменения потребительских свойств с целью повышения ее конкурентоспособности.

Цель закона о техническом регулировании – создание правовой основы для сближения существующей в России национальной системы технического регулирования с международными нормами, а также сведение функций государства к требованию и контролю исключительно по вопросам, связанным с безопасностью продукции материального производства. Эти требования распространяются как на продукцию, находящуюся в обращении на внутреннем рынке, так и на импортируемую из-за рубежа.

В соответствии с законом о техническом регулировании общие обязательные требования по безопасности продукции материального производства излагаются в главном отраслевом нормативно-правовом документе – «Общем техническом регламенте» и в дополняющих его «Специальных технических регламентах». Исполнение требований, содержащихся в этих документах, является обязательным и подлежит государственному контролю.



Для детализации требований общего и специальных технических регламентов разрабатываются ведомственные нормативные документы добровольного применения, которые должны содержать доказательную базу, гарантирующую соблюдение требований технических регламентов.

Все документы по субординации разделены на два уровня. Высший уровень составляют технические регламенты – общий и специальные. Документы этого уровня имеют государственный законодательный статус. Во второй уровень, подчиненный, входят все остальные нормативные документы, имеющие статус документов добровольного применения.

Структура системы разрабатываемых нормативных документов для строительной отрасли приведена на рис. 2.1.

В настоящее время основополагающим правовым документом является Федеральный закон Российской

Федерации от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В нем установлены требования по общим аспектам безопасности всех зданий и сооружений гражданского и промышленного назначения на всех стадиях их жизненного цикла, включая инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатацию, снос.

 

 
 

Рис. 2.1. Система нормативных документов технического регулирования в строительстве

 

Регламент устанавливает шесть видов безопасности строительной продукции – механическую, пожарную, условий проживания (биологическую, химическую, радиационную), условий пользования (электробезопасность, термо-безопасность), безопасность в сложных природных и техногенных условиях. Даже безопасность зданий с точки зрения их воздействия на окружающую среду. Эти комп-лексные требования призваны сделать максимально комфортными условия пребывания людей в квартирах, школах, клубах, общественных и производственных помещениях. А в чрезвычайных обстоятельствах – еще и сохранить здоровье и жизнь, предотвратить имущественный ущерб. В частности, правила пожарной безопасности предусматривают такое проектирование, строительство и эксплуатацию зданий, при которых исключается всякая возможность возгорания. В случае же катаклизмов постройки должны устоять ровно столько времени, сколько это необходимо для эвакуации людей. Одно из важнейших требований регламента – обеспечение доступа пожарных к любым точкам помещения.

Вопросы планировки и эксплуатации помещений также «в поле внимания» технического регламента. Документ регламентирует требования к качеству воды, воздуха, нормы инсоляции, защиту от шума, максимально допустимый уровень напряженности электромагнитных полей и ионизирующих излучений в зданиях. Там не должны возникать «угрозы несчастных случаев и нанесения травм» из-за разного рода скольжений, падений, столкновений, ожогов, поражений электрическим током.



Подумали авторы документа и об инвалидах. Им в техническом регламенте посвящена отдельная глава. Главное, что отныне все лестницы, лифты, подъемники, словом, объекты «транспортной инфраструктуры» в зданиях должны быть оборудованы специальными удобными приспособлениями для людей с ограниченными возможностями.

Еще одна новация документа в том, что отныне владельцы и пользователи зданий обязаны будут их идентифицировать по уровню ответственности - он может быть повышенный, нормальный и пониженный. От уровня ответственности будут зависеть коэффициенты, закладываемые в расчетные формулы при выполнении проектных работ.

Ответил закон и на вопрос, что дальше будет с действующими на нынешний момент строительными нормами и правилами, оставшимися с советских времен. Согласно документу СНиПы, СанПиНы и ГОСТы, конкретизирующие те или иные положения техрегламента, перейдут в правительственный перечень, будут называться сводами правил. В дополнение к ним будут разрабатываться и национальные строительные стандарты. Своды правил и национальные стандарты при необходимости смогут пересматриваться и актуализироваться государством, но не реже, чем в пять лет.

Техрегламент вступил в силу 30 июня 2010 года. Планировалось на уровне правительства утвердить отдельным перечнем своды правил и национальных стандартов, однако на настоящее время эта работа до конца не выполнена.

Принятие техрегламента – это только первый шаг по реформированию системы технического нормирования в сфере градостроительной деятельности. Для того, чтобы иметь возможность реально пользоваться данным техническим регламентом, необходимо переработать 162 технических документа в различных сферах. Ожидается, что с вступлением в силу техрегламента в этот процесс активно включится бизнес, в частности, строительные саморегулируемые организации. По мнению экспертов, к европейскому уровню строительства страна приблизится тогда, когда бизнес будет сам финансировать разработку нормативов, обеспечивающих качество как стройматериалов, так и зданий и сооружений. Именно такой порядок сложился в Германии, где институт нормирования является частной организацией, работающей по контракту с государством. В Германии бизнес на 98 % финансирует разработку строительных нормативов, влияющих на качество, а безопасность берет на себя государство. В этом же направлении должна идти и Россия, заявляют эксперты.

Специальные технические регламенты разрабатываются в дополнение к общему, в них устанавливаются специальные требования безопасности к зданиям и сооружениям определенного назначения.

В систему нормативных документов добровольного применения входят следующие:

- Федеральные строительные нормы (ФСН), своды правил к ним (ФСП);

- Территориальные строительные нормы (ТСН);

- Национальные стандарты России.

Федеральные строительные нормы (ФСН) содержат положения, которые обеспечивают соблюдение требований общего и специальных технических регламентов, а Федеральные своды правил (ФСП) содержат рекомендуемые способы, применение которых позволяет обеспечить соблюдение требований технических регламентов, строительных норм и правил.

Территориальные строительные нормы (ТСН) устанавливают (для добровольного применения) правила типологического социально-экономического и технического характера, учитывающие природно-климатические, социально-демографические, национальные и иные особенности субъектов Российской Федерации, не противоречащие нормативным документам федерального уровня. Соблюдение данных норм допускается только в пределах территории данного субъекта Российской Федерации.

Национальные стандарты Российской Федерации – утвержденные Росстандартом нормативные документы, устанавливающие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий, сооружений, требования к строительным материалам и изделиям, а также методы их испытаний и т.п.

В соответствии с Законом №384-ФЗ, статус ГОСТов понижается с уровня документов обязательного до добровольного применения. Обязательный характер имеют только положения, определяющие безопасность продукции. Закон не требует отмены действующих ГОСТов. Они будут постепенно заменяться техническими регламентами, однако потребителям предоставляется право пользоваться действующими на территории Российской Федерации национальными и государственными стандартами.






Date: 2015-06-06; view: 788; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию