Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности менеджмента в сфере туризма
Одним из первых, кто охарактеризовал управление как особую сферу деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н. э.). Проанализировав различные формы управления, он провозгласил принцип его универсальности. Вслед за Сократом Платон (428-348 гг. до н. э.) классифицировал формы государственного управления и предпринял попытку разграничить функции органов управления. Развитие производства на рубеже XIX и XX вв. заставило по-новому взглянуть на вопрос об управлении. Заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту, который является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, проанализировавшим различные формы разделения труда и охарактеризовавшим обязанности государя и государства. Однако подлинным основоположником науки управления по праву считается Ф. Тэйлор. Тэйлор выделил четыре группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов. Принципы управления разработал А. Файоль, разбивший все осуществляемые на предприятии операции на шесть групп: технические, коммерческие, финансовые, охрана имущества, или счетные, и административные операции. Управлять по Файолю — это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечивая все шесть функций. Таким образом, управление — это умение предвидеть (изучать будущее и устанавливать программу действий); организовывать (материальный и социальный аспекты); распоряжаться (приводить в действие персонал предприятия); согласовывать (связывать и объединять действия и усилия); контролировать (наблюдать за выполнением установленных и отданных распоряжений). Менеджмент в туристской отрасли имеет свою специфику. Организационная схема управления туристским предприятием зависит: от вида предприятия, размера предприятия, формы собственности, технологии производства турпродукта. Организационная структура предприятия может изменяться неоднократно в зависимости от конкретной ситуации, но она всегда должна быть адекватна поставленной пели. В 1950-1960-е гг. в туризме всех стран преобладала организационная структура управления. В 1960-1970-е гг. возникло стратегическое планирование, и только 1980-е гг. ознаменованы переходом передовых фирм от стратегического планирования к стратегическому управлению, когда произошло объединение теории управления и теории маркетинга, породивших рыночную концепцию управления. Маркетинг представляет определенную технологию менеджмента. За последние два-три десятилетия менеджмент претерпел еще более глубокие изменения — более глубокие, чем за весь предшествующий период. Возникновение персонал-ориентированных технологий, бурное развитие и экспансия технологии public relations, имиджевых факторов и т. п. привели к тому, что фирма теперь рассматривается как субкультура, в которой цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии являются не только непрерывный рост и углубление специализации производства, контроль за всеми видами деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху, но и система ценностей и норм, корпоративная культура и фирменный стиль, формирование и продвижение репутации фирмы, ее первых лиц. Обратимся к особенностям менеджмента в туристской отрасли. Модели управления туристской фирмой. Туристская система деятельности подразделяется на две подсистемы: первая занимается «переработкой» поступающих в ее распоряжение ресурсов в товары и услуги; вторая — руководит первой и контролирует ее деятельность (система менеджмента). Эффективный менеджмент все активнее становится главным ресурсом туристского бизнеса, так как определяет развитие отдельного предприятия (фирмы), зависящего от уровня техники и технологии, качества рабочей силы с высокой мотивацией к труду; организацией и управлением. В туристской деятельности ставка делается на «человека самореализующегося» в отличие от «человека экономического» и «социального»; фирма рассматривается как организация, состоящая из людей, объединенных совместными ценностями; фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду и приспосабливается к ней. В туристском бизнесе используется ситуационный подход к управлению, считается, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на различные воздействия внешней среды. Новая концепция управления требует от менеджеров и персонала туристской фирмы стремления к радикальным переменам, готовности к риску, ориентации на творческое освоение новых возможностей и т. п. Единой, идеальной модели управления в области туризма не существует. Каждая фирма должна искать свою собственную модель. Факторы, которые определяют выбор управленческой модели, включают: размер фирмы, характер продукции, характер среды, в которой она действует. Модели управления, зависящие от среды: 1) рациональное внутрифирменное управление в спокойной и стабильной внешней среде; 2) управление в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка; 3) управление в условиях динамичного научно-технического прогресса внешней среды; 4) приспособление к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействиям внешней среды проблемам (в условиях кризисной ситуации). Разновидностями управления в условиях первого типа являются управление на основе контроля и управление по промежуточным результатам. Для организаций такого типа характерны: применение бюрократических организационных структур; высокая централизация управленческих работ; наличие правил, стандартов их выполнения, жестких мер контроля; стиль управления напоминает авторитарный и т. д. В условиях второго типа к разновидностям управления относятся: управление по целям (результатам), управление проектами, управление на основе предвидения изменений. Для фирм третьего типа характерны: использование в организациях адаптивных организационных структур; децентрализация работ; демократический стиль управления, ориентированный на возможно полное раскрытие интеллектуального потенциала работников, и т. д. К разновидностям управления в условиях четвертого типа относятся: управление по слабым сигналам, управление в условиях неожиданных событий. Для организаций данного типа характерны: создание на время кризисных ситуаций сетей оперативных групп и проведение их тренировок; перераспределение функциональных обязанностей высшего менеджмента; использование специальных коммуникационных сетей. Фирмы постоянно находятся в процессе поиска своей модели управления, так как меняются и сама фирма, и ее среда. Современная система управления должна быть гибкой и простой. Основные ее задачи — обеспечение эффективности воздействия и конкурентоспособность. Фирма должна иметь небольшие подразделения, укомплектованные небольшим числом квалифицированных работников; количество уровней управления также должно быть небольшим; это может быть структура, основанная на группах специалистов; характер и качество продукции и услуг, графики и процедуры работы ориентированы на потребителя. Объектом управления в туристических фирмах являются коллектив, персонал, совокупность социально-экономических, правовых, нравственных и других отношений, возникающих между людьми в процессе производства и обращения туристского продукта. Процесс управления в сфере туризма затрагивает широкий круг отношений между людьми, например при разработке и реализации туристского продукта целенаправленно взаимодействуют работники гостиничного и ресторанного хозяйства, транспорта, культурно-зрелищных и других отраслей туристского комплекса, как отечественных, так и зарубежных. Предмет управления в сфере управления мнбгообразен: экономический механизм и организационные структуры, маркетинг и информационно-рекламные технологии, персонал менеджеров, специалисты и др. Элементы системы управления тесно взаимодействуют между собой. Самые прогрессивные нововведения, обращенные к одному из элементов, не могут дать ощутимого эффекта, если не добиваться комплексного совершенствования всех механизмов управления в сфере туризма. I Управление в туризме представляет собой целенаправленное воздействие руководящих органов на службы сервиса с целью их ориентации на удовлетворение потребностей людей в туристских услугах, повышение эффективности работы и обеспечение приемлемого уровня прибыльности. Структура управления туризмом в России, сформировавшаяся с учетом практики менеджмента, представлена на рис. 31.4. Современный менеджмент в сфере туризма учитывает специфику организации и деятельности туристских предприятий, которая состоит в том, что обслуживание туристов, путешествующих с различными целями, должно отличаться по технологии и содержанию. Организация в своей деятельности должна добиваться: ♦ единства целей, задач; ♦ группировки задач для определения видов работ; ♦ группировки видов работ в соответствующих подразделениях; ♦ делегирования полномочий, распределения ответственности и определения числа уровней в иерархии управления; ♦ организационного климата, побуждающего работников вносить максимальный вклад в достижение целей организации; ♦ слаженности системы коммуникаций, обеспечивающей эффективность принятия решений, контроля и координации; Рис. 31.4. Структура управления туризмом в России ♦ функциональности организационной системы, обеспечивающей внутреннюю согласованность между всеми элементами организации, чувствительности к среде и способности адаптироваться к ним. Рассмотрим перечисленные задачи организации управления подробнее. Целеполагание. Принципы построения туристской фирмы вытекают из ее целей и стратегий. Цель — это желаемое состояние фирмы в будущем. После определения цели вырабатываются руководящие направления действий, политика фирмы. Основная задача политики состоит в построении четких стратегических концепций, с помощью которых принимаются решения, соответствующие краткосрочным и долгосрочным целям туристской фирмы. В зависимости от юридического статуса фирмы, от специфики ее деятельности, от состояния рынка благ и услуг и рынка труда, от наличия и объемов государственной помощи, от особого менталитета предпринимателей цели туристского предприятия делятся на три класса: экономические, фирменные и социальные. Экономические цели — максимизация прибыли в длительной перспективе, определение новых сегментов клиентуры, улучшение сбыта, рационализация продукта и системы распределения, предупреждение устаревания некоторых продуктов и услуг, укрепление рыночных позиций по отношению к конкурентам. Фирменные цели — повышение престижа и улучшение имиджа фирмы, страны, региона или определенной местности. Руководители предприятия ставят перед собой задачу остаться независимыми и сохранить контроль над своим делом, добиваясь расширения клиентуры и устойчивого дохода, ищут способы сохранения стабильной ситуации на рынке. Социальные цели — развитие турпродуктов (услуг), которые подходят для населения с более низким доходом. Цели туристского менеджмента предполагают: ♦ повысить надежность и рентабельность сети туристских транспортных парков; ♦ улучшить оснащение туристских баз; ♦ повысить рентабельность функционирования в период «мертвых» сезонов; ♦ повысить процент занятых мест; ♦ проводить гибкую политику цен независимо от сезона; ♦ обеспечить оптимальное соотношение между ценами и результатами; ♦ привлекать клиентов, предоставляя разнообразные услуги; ♦ постоянно адаптировать предложение к изменениям потребностей туристов; ♦ поощрять сотрудничество между организациями, занимающимися туризмом; ♦ интенсивно и действенно развивать сферу рекламы. Главной функцией при этом будет удовлетворение потребностей людей при рациональном использовании всех имеющихся ресурсов и обеспечении гармонии с окружающей средой. Достижение целей организации зависит от трех главных факторов: выбранной стратегии, организационной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует. Стратегическое управление туристской фирмой. Стратегия — это система управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации. В сфере турбизнеса стратегия включает три главных компонента: ♦ потребности клиентов; ♦ способность компании удовлетворить эти потребности; ♦ долгосрочную прибыль компании. Стратегическое управление туристской фирмой определяется в литературе как технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени. Анализ причин возникновения неопределенности показывает, что ее основной источник — научно-технический прогресс, обусловивший ускорение экономических процессов и появление инноваций: как радикальных (создание товаров, технологий, обладающих более высокой конкурентоспособностью и эффективностью по сравнению с существующими аналогами), так и улучшающих (постепенное улучшение параметров существующих товаров, технологий). Улучшающие инновации позволяют относительно равномерно повышать производительность, эффективность технологии. Стратегическое планирование представляет собой набор таких действий и решений, принятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, призванных помочь организации достичь целей. Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом. Стратегия формулируется и разрабатывается высшим руководством и обеспечивает осуществление миссии организации и достижение ею целей, но их реализация предусматривает участие всех уровней управления. Цикл стратегического управления туристической фирмой насчитывает пять основных этапов. 1. Определение бизнеса и миссии организации. 2. Разработка долгосрочных и краткосрочных целей. 3. Разработка стратегии. 4. Реализация стратегии. 5. Оценка эффективности стратегии, коррекция предшествующих этапов. Процесс стратегического управления начинается с определения бизнеса и миссии организации. Определение бизнеса (сферы деятельности) организации предполагает: ♦ определение удовлетворяемой потребности; ♦ идентификацию потребителей; ♦ определение способа удовлетворения потребностей идентифицированных потребителей. Все поле деятельности фирмы, обеспечивающее ее существование, разбивается на стратегические сферы бизнеса, в которых предприятие работает в данный момент или будет осуществлять свою деятельность в дальнейшем при функционировании не только в одной, но и в нескольких сферах бизнеса. Стратегическая сфера бизнеса включает услуги (продукты), объединенные по одному общему признаку: характеру удовлетворяемых потребностей; технологии; типам потребителей; географическим районам сбыта и др. Каждую стратегическую сферу бизнеса раскрывают следующие показатели: ♦ объем рынка, определяемый общим объемом реализации услуг и продуктов всеми производителями, в том числе и конкурентами; ♦ доля предприятия в объеме рынка; ♦ стадия жизненного цикла (рыночное развертывание, рост, конкурентная турбулентность, зрелость, спад); ♦ конкурентная позиция предприятия (сильная, средняя, слабая) в данной сфере. На конкретный момент времени (в прошлом, настоящем или будущем) предприятие периодически оценивает в целях оптимизации стратегические сферы бизнеса, так как во внешней и внутренней среде предприятия, в главных целях и методах их достижения всегда происходят изменения. За ведение бизнеса в конкретной стратегической сфере отвечает структурная единица фирмы (отделение, филиал, проектная группа или один работник), обладающая некоторой организационно-экономической автономией. Исходя из сфер бизнеса фирмы формируется ее миссия. Миссия отражает философию бизнеса, мировоззренческую позицию, объединяет индивидуумов, помогает сотрудникам однозначно воспринимать события и взаимодействовать между собой. Миссия предприятия формулируется стратегическим руководителем на основе трех групп факторов: 1) ценностей руководителей предприятия, активно воплощаемых ими в жизнь (духовное развитие, престиж, признание, альтруизм, подъем благосостояния, рост качества жизни и др.); 2) организационных приоритетов, воплощаемых в организационной культуре предприятия (традиции, ритуалы, верования, общественное мнение, этические нормы, принятые в организации приоритеты ценностей — стабильность и инно-вационность, инициативность и предприимчивость, исполнительность и дисциплинированность); 3) целей общества (подъем уровня жизни, охрана здоровья граждан, обеспечение безопасности и др.). Ответственность за формулирование и будущую позицию предприятия лежит на высшем руководстве. Миссия данного производства состоит в получении прибыли и развитии самого предприятия (достижении самоокупаемости). Для выработки соответствующей миссии руководство туристических фирм должно постоянно задавать себе вопросы: «Кто наши клиенты?», «Какие потребности мы можем удовлетворить?» и «Кто мы, что мы делаем, куда движемся?». Анализ финансовой деятельности предприятия приносит пользу организации и содействует эффективности процесса стратегического планирования. Преимущества постоянного контроля финансового положения, сил и возможностей помогает выявлять уже имеющиеся и потенциальные слабости организации, а также положение организации в кругу конкурентов. В стратегическом управлении выделяют четыре уровня стратегии в организации. Первый уровень — корпоративный — присутствует в компаниях, действующих в нескольких сферах бизнеса (концернах и конгломератах). Здесь принимаются решения о закупках, продажах, ликвидациях, перепрофилировании тех или иных сфер бизнеса; рассчитываются стратегические соответствия между отдель- ными сферами бизнеса; разрабатываются планы диверсификации; осуществляется глобальное управление финансовыми ресурсами. Второй уровень — сферы бизнеса — уровень высших руководителей недивер-сифицированных организаций (корпоративная стратегия, предполагающая включение в организацию новых сфер бизнеса, согласующихся с уже имеющимися), входящих в состав диверсифицированных или совершенно независимых, отвечающих за разработку и реализацию стратегии сферы бизнеса. На этом уровне разрабатывается и реализуется стратегия, базирующаяся на корпоративном стратегическом плане, основной целью которого является повышение конкурентоспособности организации и ее конкурентного потенциала. Третий уровень — функциональный — характерен для руководителей функциональных сфер: финансов, маркетинга, разработок новых товаров и услуг, производства, управления персоналом и т. д. Четвертый уровень — линейный — уровень руководителей подразделений организации или ее географически удаленных частей, например представительств, филиалов. Задача фирмы состоит в достижении целей, для решения которых она была создана. Однако под влиянием быстрого изменения потребительскогаспроса, научно-технического прогресса и других факторов характер целей и способы их достижения могут меняться. Поэтому система управления должна быть гибкой. Гибкость стратегии предъявляет большие требования к организационной структуре. Организационная структура. Процесс управления и оказания услуг в индустрии туризма осуществляется в рамках организационной структуры туристической фирмы, гостиницы, ресторана или другого туристского предприятия. Организационная структура — это сравнительно устойчивые связи, установившиеся между элементами организации, каналы власти и коммуникации между различными административными службами, а также информация, передаваемая по этим каналам. Организационная структура управления многих туристических фирм обеспечивается маневренностью производства, необходимость которой может быть обусловлена изменением уровня спроса или действиями конкурентов: снижением цен, падением доли участия фирмы на рынке, непосредственным успехом нового вида продукции. Организационная структура управления туристским предприятием — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента достигают стратегических целей туристической фирмы. Организационная структура предприятия определяет не только его экономическую эффективность, но и моральную и трудовую удовлетворенность персонала. Менеджерам нужно постоянно отслеживать ее влияние на поведение и деятельность сотрудников, а также влияние на них методов организации работы. Организационная структура неразрывно связывает процесс менеджмента и поведение людей на рабочем месте. Работники, службы и другие звенья управленческого аппарата являются ее элементами, и отношения между ними поддерживаются благодаря связям, имеющим горизонтальную либо вертикальную направленность. Универсальных рекомендаций по построению структур управления для предприятий туризма нет. Теория и практика менеджмента предлагают разнообразные типы организационных структур в туризме: линейные, функциональные, линейно-функциональные, региональные, инновационные. Линейная структура — это одна из простейших структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Как правило, такая организационная структура представлена в небольших организациях или в структурных подразделениях крупной организации. При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеет одного руководителя, через которого проходят все команды управления. Так как в линейной структуре решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель низшего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется иерархия руководителей организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения исполнителям минуя их непосредственного начальника. Для частного предприятия в форме индивидуального предпринимательства подобная структура максимально упрощена. Довольно часто, о чем мы уже упоминали, «хозяин» предприятия выполняет функцию туроператора и тура-гента. В связи с упрощенным порядком на малых предприятиях бухгалтерского учета и отчетности можно воспользоваться услугами привлекаемого со стороны бухгалтера. Реализация тура производится наемными (по трудовым контрактам) экскурсоводами, гидами, не «состоящими в штате. Таким образом, вся структура состоит из одного звена в лице производителя и реализатора туристского продукта. Линейная оргструктура имеет свои достоинства и свои недостатки (табл. 31.1). Таблица 31.1 Достоинства и недостатки линейных структур
Структура линейного управления туристической фирмой среднего размера представлена на рис. 31.5. Таким образом, недостатки линейной структуры достаточно серьезны, но в определенной степени их может нивелировать функциональная структура. Рис. 31.5. Структура линейного управления турфирмой среднего размера Функциональная структура управления характерна для подразделений, занятых общей трудовой деятельностью, и небольших фирм. Выполнение отдельных функций возлагается на специалистов, которые объединены в специализированные структурные подразделения (отделы) (например, отдел маркетинга, бухгалтерия, плановый отдел и т. п.). Функциональное управление осуществляется совокупностью подразделений, специализирующихся на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает для исполнителей двойное подчинение. Достоинства и недостатки функциональной структуры перечислены в табл. 31.2. Структуру управления турфирмой среднего размера характеризует рис. 31.6. Таблица 31.2 Достоинства и недостатки функциональных структур
Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами. Линейно-функциональная структура обеспечивает связь организационных структур по функциям власти и ответственности. Сущность комбинаций линейных и функциональных связей в организации состоит в том, что в системе общего руководства каждый работник подчиняется только одному руководителю. Функциональным руководителям предоставлено право непосредственного решения вопросов, отнесенных исключительно к их компетенции. В связи с этим при такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Главная задача линейных руководителей — координация действующих функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации. Свои решения такие руководители проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб — исполнителей. Линейно-функциональная структура присуща филиалам крупных фирм, где есть потребность в специалистах-управленцах. Линейно-функциональная структура управления представлена на рис. 31.7. В табл. 31.3 приведены ее достоинства и недостатки. Таблица 31.3 Date: 2015-06-06; view: 567; Нарушение авторских прав |