Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема межсистемных контактов
Говоря, что речь идет о новой проблеме, мы имеем в виду, собственно, не то, что прежде ее не существовало. Просто раньше ей не придавали значения и решением ее стали методически заниматься лишь совсем недавно. Но в чем она состоит? В самых общих терминах ее можно обозначить следующим образом: социальная группа, за редким исключением, никогда не бывает абсолютно изолирована. Она вступает в отношения с соседними или даже отдаленными группами хотя бы в силу экономических или культурных потребностей, которые не в состоянии удовлетворить с помощью собственных ресурсов. В результате во времени и пространстве возникают социальные контакты, имеющие самые разнообразные формы. Однако меньше всего внимания уделялось юридическому аспекту таких контактов между группами. Конечно, существует целая область юриспруденции, занимающаяся решением сложных проблем, которые приводят к появлению ряда различных правовых систем, наслаивающихся друг на друга в рамках одного сложного общества с интенсивными межнациональными отношениями — это то, что называют международным частным правом. Его основная цель состоит в том, чтобы разрешать коллизии законов посредством кропотливого и максимально объективного анализа причин этих коллизий. Внимание социологов здесь может привлечь прежде всего изучение того, какое влияние на юридическую систему оказывает право того или иного иностранного государства. Конечно, часто бывает, что правовой институт трансформируется под воздействием внутренних факторов. Однако по-настоящему важные нововведения, привносимые в правовую систему, обусловлены внешними элементами. Такой пока еще слабо изученный феномен называется заимствованием. Он может проявляться следующим образом: когда группа сталкивается с какой-нибудь проблемой и традиционные решения не помогают, она иногда может узнать о чужом решении и в зависимости от обстоятельств отвергнуть его или принять, т.е. сделать своим и внедрить в собственную правовую систему. Случается, что речь идет о какой-то детали, не имеющей большого значения, и «импортер» осуществляет заимствование по причине, например, ее технического превосходства. Но бывает, что заимствованная правовая норма очень важна и касается фундаментальных элементов института права. В этом случае в силу внутренней логической связи установлений, регламентирующих один и тот же правовой вопрос, заимствованная норма играет роль своего рода фермента и способствует трансформации всего института либо путем буквального копирования того, что имеется за границей, либо, что случается чаще, посредством синтеза элементов национального и иностранного права. Но можно пойти еще дальше и заимствовать не отдельную норму или даже институт, а юридическую систему в целом. На профессиональном языке это называется «принятием» или «возрождением» правовых норм. Классическим примером возрождения права в прошлом является возрождение римского права в Западной Европе начиная с конца XI века. Оно совершенно четко показывает, что в соответствии с социологическим определением права юридическая система может сохранять действенность только при условии сохранения социальных условий, которые ее породили. Феодальное право, на смену которому пришло возрожденное римское право, не было приспособлено к потребностям общества XII века, когда стала развиваться экономическая деятельность. Как же получилось, что его заменило римское право, т.е. юридическая система, прекратившая свое существование за несколько веков до этого и сформировавшаяся в обществе с совершенно иной структурой? Не стоит забывать, что в отношении римского права мы имеем дело с исключительным | случаем. В том виде, в каком эта система права была создана, она в максимально возможной степени лишена специфического характера — религиозного, морального, политического или какого-то другого. Принципиально или по счастливой случайности римское право не является явлением этническим и может применяться в любом обществе, основанном на принципе правового равенства. Довершило дело его техническое совершенство. Так без ущерба для социологической доктрины объясняется этот, на первый взгляд, исключительный феномен правовой системы, возродившейся из пепла и установившейся без всякого принуждения и насилия Даже в тех странах, которые его никогда не знали. Что касается принятия чужих правовых систем, то это явление наблюдается гораздо чаще и представляет собой частичное или полное заимствование. В основном это касается молодых стран, внезапно столкнувшихся с проблемами современной жизни, которые они не в состоянии решить с помощью собственных правовых норм. Так в XIX веке произошло с несколькими странами Южной Америки и Японией, заимствовавшими французский гражданский кодекс, затем с Турцией, взявшей за образец швейцарское законодательство, а позднее с Египтом, Китаем, Эфиопией и т.д. В наши дни мы являемся свидетелями очень интересных событий подобного рода. Они произошли благодаря резкому пробуждению ряда наций, населяющих континенты, которые, как думали многие, навсегда погружены в сон. В частности, в Африке и Азии народы, считавшиеся ранее годными лишь на то, чтобы быть дешевой рабочей силой, уходят из-под притесняющей их опеки и проявляют неожиданные способности. Итак, для миллионов людей встает проблема более или менее быстрого перехода от архаичной структуры к уровню современной цивилизации. В юридическом плане эта проблема выражается в сохранении или отмене старых обычаев и их замене на правовую систему, при которой кое-какие традиционные ценности неизбежно придется принести в жертву. Date: 2015-06-06; view: 384; Нарушение авторских прав |