Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Санкции в налоговом праве





Санкции в зависимости от способов, какими они служат ох­ране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида:

правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием фи­нансовым интересам государства, принудительное исполнение невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстанов­ление нарушенных фискальных прав государства;

карательные (штрафные), реализация которых направлена на предупреждение налогового правонарушения, а также на ис­правление и перевоспитание нарушителей налогового законо­дательства.

Следовательно, санкции в налоговом праве можно рассматри­вать в двух аспектах: широком и узком.

Санкции в широком смысле представляют элемент налоговой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия не­исполнения либо несоблюдения налоговых обязанностей, сфор­мулированных в диспозициях налоговых норм. К подобного вида санкциям относятся Штрафы, взыскание недоимок, пени.

Институт налоговых санкций в узком смысле закрепляется ст. 114 НК РФ, согласно которой налоговая санкция выражена штрафом и является мерой ответственности за совершение на­логового правонарушения. Наличие легитимного определения налоговой санкции имеет важное значение, поскольку показы­вает логическое завершение развития института налоговой от­ветственности.

Размеры налоговых санкций предусматриваются специаль­ными статьями НК РФ, устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) относительно лица, при­знанного виновным в совершении налогового правонаруше­ния.

Санкция в виде штрафа имеет различные способы исчисле­ния, в зависимости от которых они могут быть сгруппированы следующим образом: штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к неуплаченной сумме налога (на­пример, ст. 122, 123 НК РФ); штрафы, установленные в твердой денежной сумме (например, ст. 1351 НК РФ); штрафы, исчисля­емые в виде процентного отношения суммы санкций к опреде­ленному объекту расчета (например, ст. 117 НК РФ).

Механизм реализации налоговых санкций не допускает по­глощения менее строгой санкции более строгой в случае совер­шения одним лицом двух и более налоговых правонарушений. Согласно п. 5 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности. Названное положе­ние существенно отличает порядок наложения санкций в нало­говом праве от принципов уголовной или административной ответственности. Менее строгие санкции, применяемые за уго­ловное преступление или административное правонарушение, могут поглощаться более строгой, что неприемлемо для налого­вых правоотношений. Основной целью налоговой ответствен­ности является компенсация государству финансовых потерь, причиненных со стороны субъекта нарушением законодатель­ства о налогах и сборах, поэтому сложение налоговых санкций обеспечивает казне максимально полное восполнение ущерба.

Штрафы за нарушения налогового законодательства взыски­ваются с налогоплательщиков только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности.

Штраф как мера налоговой ответственности соответствует юридическим признакам санкции, однако применение прину­дительного денежного взыскания в сфере публичной финансо­вой деятельности государства наделяет его следующими- особен­ностями:

налоговая санкция представляет элемент правоохранитель­ной нормы, поэтому штраф существует независимо от факта совершения налогового правонарушения;

единственным законным основанием для применения санк­ции является совершение лицом налогового правонарушения;

штраф за нарушение налогового законодательства взыскива­ется в судебном порядке;

штраф выражен в денежной форме, размер штрафа опреде­ляется на основании специальных статей НК РФ;

сущность налоговой санкции заключается в лишении субъек­та правонарушения права собственности или иного вещного права на установленную НК РФ сумму наличных денежных средств либо имущественных прав на денежные средства в безналичной форме, находящихся на счете в кредитной организации;

взыскание штрафа не освобождает виновное лицо от испол­нения налоговой обязанности, существовавшей до нарушения налогового законодательства.,А,

НК РФ предусмотрены варианты индивидуализации приме­нения штрафов, посредством правильной квалификации нало­гового правонарушения, а также установления обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Налоговой санкцией, обусловленной юридической природой налоговой обязанности, является принудительное изъятие сумм налогов и сборов. Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законодательством срок, и носит компенсационный характер.


В качестве мер государственно-властного воздействия на нарушителей налогового законодательства НК РФ установлена пеня. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачива­емых в связи в перемещением товаров через таможенную грани­цу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня защищает налоговые правоотношения и применяется в случае нарушения налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов или сборов в срок и в полном объеме. Государ­ственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии денежных средств правонарушителя на счетах в банке или изъятии иного имущества налогоплательщика. С налогоплательщиков-органи­заций пени взыскиваются в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда.

Взыскание недоимки и пени носит ярко выраженный ком­пенсационный характер. В качестве мер государственно-власт­ного принуждения они имеют правовосстановительную природу и имущественную форму. Недоимка и пеня направлены на ис­полнение бесспорной обязанности налогоплательщика уплатить причитающиеся обязательные платежи в пользу казны. Восста­новление нарушенных фискальных прав государства предполага­ет достижение полной эквивалентности, т е возвращение казне как потерпевшей стороне объема финансовых прав, утраченных в результате произошедшего факта налогового правонарушения. Каких-либо иных обязанностей, связанных с изменением право­вого статуса налогоплательщика, взыскание недоимки и пени не возлагают. Применение названных мер принуждения не влечет ограничения субъективного права налогоплательщика на денеж­ную сумму, эквивалентную недоимке или пене, поскольку право на эту часть дохода принадлежит государству изначально в силу публичного характера налога, подтвержденного законом.

Таким образом, поскольку содержание налоговых санкций предопределяется формами ответственности за нарушение на­логового законодательства, то и меры государственно-властного воздействия в налоговых правоотношениях могут подразделять­ся на правовосстановительные и карательные.







Date: 2015-06-06; view: 1224; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию