Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Видяпин, В. И., Степанов, М. В. и др. Экономическая география России. М.: ИНФРА – М, 2008. – 568 с





4. Кистанов, В. В., Копылов, Н. В. Региональная экономика России: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 584 с.

5. Кузьбожев, Э. Н., Козьева, И. А., Световцева, М. Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил), М.: Высшее образование, 2009. – 540 с.

6. Кусков, А. С., Понукалина, О. В. Социально-экономическая география мира и России. М.: изд-во КноРус, 2005. – 272 с.

7. Озорнова, Л. М., Катункина, Е. В. Региональная экономика.Учебно-метод. комплекс для всех экон. специи., Новосибирск, Изд-во НГАЭиУ, 2003 – 165с.

8. Петрова, Н. Н. География (современный мир): учебник – М.: Изд-во Форум., 2011. – 224 с. (Гриф МО РФ)

9. Региональная экономика учеб пособие для вузов /[ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.]; под ред. Т.Г. Морозовой. М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005,. – 304 с.

10. http://www.auditorium.ru/aud/index.php — Библиотека по географии. Библиография и полные тексты учебных, учебно-методических и научных книг и статей по географии.

11. http://www.mineral.ru/ — Центр информации о минеральных ресурсах России и мира. Каталог ссылок на информационные сайты и сайты, посвященные отдельным видам полезных ископаемых.

12. http://www.sci.aha.ru/map.htm — DataGraf.Net — Картографическая система On-Line.

13. http://schools.techno.ru/szo/geo/-— «Восточная Сибирь» — Телекоммуникационный проект по географии.

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ВИДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Согласно рабочему учебному плану подготовки студентов очной формы обучения по направлению 022000 «Экология и природопользование», профилю «Природопользование», по учебной дисциплине География предусмотрено выполнение репродуктивной контрольной работы как запланированного вида самостоятельной работы.

Цель выполнения репродуктивной контрольной работы по учебной дисциплине «География» – приобретение и отработка навыков географической оценки территориальных сочетаний природных ресурсов (ТСПР); определения элементов ТСХ территории, территориального рисунка, типа территориальной структуры хозяйства и перспективных направлений изменения ТСХ во времени.

 

2.1. Задания для выполнения репродуктивной контрольной работы.

Студентам (строго индивидуально) необходимо выполнить репродуктивную контрольную работу, включающую выполнение двух географических заданий: «Оценка особенностей ТСПР по методике А.А. Минца (Тема 2.3); Определение типа и рисунка ТСХ, (Тема 2.5).

Задание 1.

Оценить особенности территориальных сочетаний природных ресурсов, используя методику А.А. Минца.

Территориальное сочетание природных ресурсов (ТСПР) – это метод географической оценки природных условий и ресурсов. При переходе страны от отраслевого управления хозяйством к территориальному, возрастает значение оценки по ТСПР. ТСПР является природной основой развития территории. Определение ТСПР по А.А. Минцу является одним из элементов предпроектного обоснования размещения предприятий производственного комплекса.

Географическая оценка территориального сочетания природных ресурсов (ТСПР) производится по плану:

1) Выделить контуры ТСПР – ареалы высокой концентрации природных ресурсов.

- описать географическое положение и степень освоенности территории;

2) Виды ресурсов;

3) Значимость размеров ресурсов;

4) Условия освоения;

5) Влияние ТСПР на уровень промышленного освоения исследуемой территории.

 

Условные знаки Виды ресурсов Черные металлы Гидроэнергетические Цветные металлы Нефть и природный газ Неметаллическое промышленное сырье Уголь Лесные
 
 

Значимость размеров ресурсов: Крупнейшие Крупные Районного значения Уровни освоенности: Широко освоенные Осваиваемые Перспективные к освоению  
Условия освоения:
  1. транспортно-географические;
  2. уровень хозяйственной освоенности территории;
  1. инженерно-строительные;
  2. климатические;
  3. водообеспеченность
 
          Условия
* *       Сложные
    *     Удовлетворительные
      * * Благоприятные

 

Влияние ТСПР на уровень промышленного развития территории - обладает ТСПР при высоком и среднем уровне индустриального развития; - обладает ТСПР при низком уровне индустриального развития; - имеются лишь отдельные виды ресурсов при высоком и среднем уровне индустриального развития.  

Например, оценка ТСПР района Курской магнитной аномалии (КМА)


         
        *
* * * *  

 

Курск
Крупнейшие ресурсы черных металлов России сосредоточены на территории Курской магнитной аномалии и подлежат освоению. ТСПР КМА характеризуются всем комплексом условий освоения, при явном преобладании благоприятных в транспортно-географическом, инженер-но-строительном, климатическом отношении и в уровне хозяйственного освоения территории, так как КМА, расположена в старопромышленной зоне России.

Территория Курской магнитной аномалии удовлетворительным уровнем водообеспеченности, так как на территории исследуемого района расположены лишь истоки и верхние течения рек.

ТСПР на территории района способствует высокому и среднему уровню хозяйственной освоенности территории, промышленный потенциал которой базируется на крупнейших запасах собственного сырья.

 

Задание 2.

Определить элементы территориальной структуры хозяйства (ТСХ) в пределах экономического района России (в соответствие с вариантом), заполнив до конца таблицу 2;

Дать краткую характеристику свободной экономической зоны (если таковая имеется в пределах территории исследования);

Определить тип и рисунок территориальной структуры хозяйства и перспективные направления изменения ТСХ во времени.

Таблица 2 - Элементы территориальной структуры хозяйства

№ п/п Название элементов ТСХ Характеристика элементов ТСХ Примеры
  Промышленный пункт - локальное производственно-территориальное сочетание предприятий одной отрасли. 3-4 примера
  Промышленный центр - локальное производственно-территориальное сочетание предприятий 2-3 отраслей.  
  Промышленный узел - локальное производственно-территориальное сочетание предприятий ядра и городов-спутников, объединенных тесными производственно-технологическими связями, общими системами инфраструктуры и населенных мест с целью наиболее эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов.  
  Территориально-производственный комплекс (ТПК) - рациональное взаимообусловленное сочетание предприятий в одной промышленной точке или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет рационального подбора предприятий в соответствии с природно-экономическими условиями, транспортным и экономико-географическим положением.  
  Технопарки, МНТК (межотраслевые научно-технические комплексы), Технополисы Все они имеют трехзвенное строение: 1 звено - научный центр, выступающий в роли «инкубатора» новых идей (академии, университеты). 2 звено - НИИ, опытные заводы, КБ, которыми эти идеи доводятся до технологии массового производства. 3 звено - предприятия, фирмы, которые по этим технологиям производят массовую готовую продукцию.  
  Свободная экономическая зона (СЭЗ) - локальная экономически специализированная территория, развивающаяся на базе отечественных и зарубежных инвестиций и имеющая льготный режим налогообложения.  

 


Примечание: в четвертом столбце таблицы указываются только присутствующие на территории элементы ТСХ!

План характеристики СЭЗ:

1. Название.

2. Особенности географического положения.

3. Цели создания.

4. Экономическая основа развития.

5. Вид СЭЗ.

6. Факторы формирования.

7. Особенности ОСХ (основные, вспомогательные и обслуживающие).

8. Проблемы и перспективы развития СЭЗ.

Географический рисунок ТСХ:

       
   
 
 

 


1. Радиально-кольцевой 2. Решетчатый

       
   

М О Р Е

М О Р Е

           
     
 
 

 

 


3. Радиально-дуговой 4. Приморский (фасадный)

       
   
 

 


5. Бассейновый 6. Линейно-узловой

Географические рисунки могут быть объединены в два типа ТСХ: каркасный и очаговый.

Типы ТСХ:

Каркасный тип ТСХ - характеризуется большой насыщенностью территориальными промышленными комплексами и узлами с интенсивными районами сельского хозяйства вокруг них, связанными между собой магистралями и полимагистралями.

 
 


Каркасный тип ТСХ может быть:

· полицентрическим;

· моноцентрическим;

· смешанным.

Очаговый тип ТСХ - характеризуется автономным расположением промышленных узлов и центров, не связанных или слабо связанных между собой. Внутри же такого промышленного узла - между ядром и городами-спутниками транспортные связи существуют.

 
 

 

 


Сделайте вывод о проблемах и перспективах развития ТСХ региона.

 

2.2. Общие требования к выполнению репродуктивной контрольной работы.

Номер варианта репродуктивной контрольной работы приведен в таблице 3 и соответствует последней цифре в номере зачетной книжки (студенческого билета) студента.

Территория района исследования, соответствующая варианту, является исходной для выполнения обоих заданий РКР.

Таблица 3. – Выбор варианта репродуктивной контрольной работы

Номер варианта самостоятельной работы. Последняя цифра номера зачетной книжки студента Территория (район) исследования
Вариант № 1.   Северный экономический район
Вариант № 2.   Северо-западный экономический район
Вариант № 3.   Центральный экономический район
Вариант № 4.   Центрально-Черноземный экономический район
Вариант № 5.   Волго-Вятский экономический район
Вариант № 6.   Поволжье
Вариант № 7.   Уральский экономический район
Вариант № 8   Западно-Сибирский экономический район
Вариант № 9   Восточно-Сибирский экономический район
Вариант № 10   Дальний Восток

 


При выполнении репродуктивной контрольной работы следует руководствоваться библиографическим списком соответствующем теме 2.3 и 2.5. Также необходимо умение работать с картографическим материалом и библиотечным фондом университета. Для целей анализа могут быть использованы материалы Интернет.

Репродуктивная контрольная работа выполняются в течение четырех недель. Задание на выполнение РКР выдается после изучения темы 2.3. Срок проверки репродуктивной контрольной работы преподавателем - 10 календарных дней с момента предоставления студентом данного вида работы на кафедру.

 

2.3. Требования к структуре, объему и содержанию репродуктивной контрольной работы

Рекомендуемая структура РКР должна состоять их следующих самостоятельных, но взаимосвязанных элементов:

– Введение. Здесь отражается актуальность раскрываемой проблемы, формулируется цель предстоящего исследования, средства и способы ее достижения.

– Основная часть. Содержит текстовое описание сущности исследования, выполнение картографических работ, частные описания и выводы. Кратко и логично следует обозначить собственный взгляд на ту или иную проблему и определить авторскую позицию, как эксперта. Требуется представление объективных фактов и обоснованных положений, подтверждающих правомочность существования авторской позиции.

– Заключение. Это обоснованный итог полученным в ходе исследования результатам. Заключение содержит развернутые выводы.

 

Оптимальный объем РКР – пять - семь страницы. Объем репродуктивной контрольной работы не должен превышать десять страниц.

Содержание данного вида самостоятельной работы студентов должно быть информативным, емким и в тоже время лаконичным, понятным и логично выстроенным. Информация, используемая для анализа и обоснования выводов должна быть объективной и релевантной. Не допустимо отклонение от заданной темы.

 

2.4. Критерии оценки репродуктивной контрольной работы

Эссе может быть оценено положительно если:

– содержание соответствует заданной теме;

– текст лаконичен по форме, но емок по содержанию;

– четко прослеживается индивидуальная авторская позиция;

– тезисы, положения и сделанные выводы объективны и обоснованы;

– картографическая часть работы выполнена аккуратно и правильно;

– не вызывает сомнений самостоятельность выполнения работы;

– соблюдены все формальные требования.

 

2.5. Требования к форме представления репродуктивной контрольной работы

При необходимости в процессе выполнения РКР студентом может быть получена индивидуальная консультация у преподавателя в целях устранения потенциально возможных ошибок и несоответствий. По факту представления работы на кафедру, репродуктивная контрольная работа считается завершенным видом самостоятельной работы студента.

РКР представляется на кафедру в установленные сроки, в виде распечатанного и сшитого машинописного текста, оформленного в соответствии с требованиями к стандарту оформления письменных работ в НГУЭУ. Репродуктивная контрольная работа снабжается титульным листом, оформленным в соответствие с установленными требованиями (см. Приложение 2).

 

 

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

В качестве промежуточной аттестации студентов, обучающихся по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование», профилю «Природопользование» по учебной дисциплине География во 2 семестре рабочим учебным планом предусмотрен экзамен.

По окончании основного курса изучения Географии, непосредственно перед экзаменом организуется тестирование с использованием ПК. Цель тестирования – проверка остаточных знаний и выявление тем, вызывающих наибольшее затруднение при выполнении тестов, для последующей отработки в период предэкзаменационной консультации.

Для успешного прохождения компьютерного тестирования необходимо правильно ответить на 70% вопросов.

Экзамен по учебной дисциплине География организуется в устной форме и включает ответ на два теоретических вопроса, пять тестовых заданий и одну практическую ситуацию, отражающую содержание вопроса 78 в приложении к конкретной территории, указанной в билете.

 

3.1. Список вопросов для подготовки к экзамену

 

1. География в системе наук о Земле и ее роль в жизни общества.

2. Система географических наук.

3. Понятия географической оболочки, ПТК, ландшафта, природных ресурсов, территориального социально-экономического комплекса, территориальной организации общества.

4. История развития географических идей.

5. Географические познания первобытных людей.

6. География в античное время.

7. География средневековья.

8. Эпоха Великих географических открытий.

9. География в России и Западной Европе в XVII-XIX вв.

10. Возникновение и становление современных отечественных и зарубежных географических школ.

11. Русское географическое общество и его вклад в развитие мировой географии.

12. Основные направления развития географии в советский период (1917-1991 гг.)

13. Современное состояние отечественной географической науки. Основные направления исследований.

14. Форма и размеры Земли.

15. Представление о форме и размерах Земли до начала новой эры. Аристотель, Эратосфен, Посидоний.

16. Доказательства вращения Земли. Опыт Рише и объяснения И. Ньютона. Маятник Ж.Б.Л. Фуко.

17. Сила Кориолиса и ее проявление на планете Земля.

18. Доказательства сжатия Земли.

19. Форма Земли. Поверхность геоида. Эллипсоид Красовского и его размеры.

20. Общие доказательства и значения формы Земли.

21. Географические следствия годового движения и суточного вращения Земли.

22. Движение Земли вокруг Солнца: скорость, орбита, траектория, расстояние до светила в афелии и перигелии; полный оборот и продолжительность года; земная ось и ее наклон; дни солнцестояний и равноденствий и их особенности; продолжительности астрономических времен года.

23. Явления, доказывающие обращение Земли вокруг Солнца.

24. Суточное движение светил. Сезонный ритм и освещенность земной поверхности. Пояса освещенности по А.П. Шубаеву.

25. Вращение Земли вокруг оси. Географические следствия и доказательства осевого вращения Земли.

26. Астрономические и геофизические факторы формирования географической оболочки. Оболочное строение Земли.

27. Ландшафтная сфера Земли. Вертикальные границы географической оболочки и ландшафтной сферы Земли. Большой геологический круговорот вещества.

28. Факторы пространственной физико-географической дифференциации: тектонический режим, свойства горных пород, световой и тепловой режим, циркуляционные факторы и режим увлажнения.

29. Роль микро- и мезоформ рельефа в физико-географической дифференциации вещества.

30. Горизонтальная (пространственная) структура географической и ландшафтной оболочки. Географические пояса, зоны, секторы.

31. Высотная поясность и ее причины. Периодический закон географической зональности и его физическая сущность.

32. Вертикальная инверсия ландшафтов. Понятия азональности, интразональности. Парагенетические и парадинамические комплексы. Экотоны, катены. Иерархия геокомплексов.

33. Общие закономерности формирования рельефа Земли. Единство эндогенных и экзогенных факторов рельефообразования.

34. Экзогенные процессы рельефообразования: флювиальные, гляциальные, мерзлотные, карстовые, эоловые, прибрежно-морские, биогенные. Основные типы морфоскульптур.

35. Циркуляция атмосферы.

36. Влагообороты в природе.

37. Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность, азональность, полярная асимметрия.

38. Дифференциация географической оболочки на природные комплексы и ее причины. Природная зона - единица территориальной дифференциации.

39. Типология структурных единиц физико-географического районирования. Равнинные, горные страны. Природно-аквальные комплексы России и омывающих ее территорию океанов.

40. Природно-территориальный комплекс - природная система. Основные свойства ПТК. Вертикальная и горизонтальная структуры ПТК. Моносистемная и полисистемная модели ПТК.

41. Историзм природно-антропогенной структуры современных ландшафтов. Понятие В.И. Вернадского о ноосфере. Антропогенный ландшафт и культурный ландшафт.

42. Глобальные проблемы человечества. Проблема сохранения мира на Земле. Черты, сущность, причины возникновения, пути решения глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем.

43. Глобальные проблемы человечества. Экологическая проблема. Черты, сущность, причины возникновения, пути решения глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем.

44. Глобальные проблемы человечества. Энергетическая и сырьевая проблема. Черты, сущность, причины возникновения, пути решения глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем.

45. Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема. Черты, сущность, причины возникновения, пути решения глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем.

46. Глобальные проблемы человечества. Преодоление отсталости развивающихся стран. Черты, сущность, причины возникновения, пути решения глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем.

47. Глобальные проблемы человечества. Использование Мирового океана. Черты, сущность, причины возникновения, пути решения глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем.

48. Глобальные проблемы человечества. Мирное освоение космоса. Черты, сущность, причины возникновения, пути решения глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем.

49. Методологические и методические основы экономической и социальной географии. Понятия: территория, территориальная организация общества (ТОО), территориальное разделение труда (ТРТ), экономико-географическое положение (ЭГП), регион, район, региональная политика.

50. Методы экономико-географических исследований: сравнительно-описательный, статистический, балансовый, картографический, математического моделирования, конструктивный, (сравнение вариантов), дистанционный (аэрокосмический).

51. Территориальное (географическое) разделение труда и интеграция труда – важнейшая категория экономической и социальной географии.

52. Районное направление в экономической и социальной географии. Район и регион, соотношение понятий. Региональный анализ и региональная политика.

53. Геополитика. Критерии геополитического могущества государства. Теория «хартленда» и Россия.

54. Геополитические потери современной России в сравнении с СССР.

55. Геополитические стратегии России. Возможные направления улучшения ЭГП.

56. Понятия "природные условия" и "природные ресурсы". Смысловые границы между этими понятиями и их трансформация в процессе социально-экономического развития общества.

57. Богатства недр России и их роль в современной экономике страны.

58. Климатические условия России как фактор удорожания хозяйственной деятельности на большей части территории страны.

59. Оценка территориальных сочетаний природных ресурсов по А.А. Минцу.

60. Демографический потенциал территории России.

61. Численность и воспроизводство населения. Крупнейшие страны по численности населения. Распределение населения по континентам. Численность населения России, ее динамики, компоненты. Региональные различия в динамике численности населения.

62. Рождаемость: показатели, исторические типы, естественная рождаемость, факторы ее определяющие. Рождаемость населения в странах различного типа. Рождаемость населения России, ее динамика и региональные различия.

63. Смертность: показатели, исторические типы, структура причин, эпидемиологический переход. Смертность населения в странах разного типа. Смертность населения России, ее динамика и региональные различия. Младенческая смертность, продолжительность жизни.

64. Концепция демографического перехода, фазы и типы демографического перехода. Демографический переход в странах различного типа и в России.

65. Возрастной состав населения, группировки населения по возрасту: репродуктивная, по способности к труду, типы возрастной структуры населения, факторы, определяющие возрастной состав населения. Старение населения, показатели, причины и пути старения, этапы старения и его последствия.

66. Половой состав населения: первичный, вторичный, третичный; показатели, факторы его определяющие, региональные различия. Половозрастные пирамиды. Половозрастной состав населения мира, его различия по группам стран. Половозрастной состав населения России: его динамика, региональные различия.

67. Демографические концепции: мальтузианство, неомальтузианство, концепция недостаточности населения, теория оптимума населения, теория "нулевого роста". Демографическая политика: понятие, направленность, пути активизации и региональные различия. Депопуляционные тенденции в России.

68. Занятость населения. Основные понятия: население в трудоспособном возрасте, самодеятельное население, трудовые ресурсы, экономически активное и неактивное население, занятое и незанятое население, трудовой потенциал. Занятость, принципы определения занятости, ее динамика и структура занятости. Безработица, понятие, виды: фрикционная, структурная, циклическая, скрытая, сезонная, показатели. Особенности занятости населения в странах различного типа. Занятость населения России: демографические и социально-экономические условия ее формирования, современные тенденции на рынке труда. Факторы региональной дифференциации занятости населения.

69. Миграции населения. Понятие, виды по продолжительности, направленности, причинам, форме и способу реализации; показатели территориальной подвижности населения. Важнейшие направления и характер миграций в исторические периоды. Последствия миграций. Основные закономерности современных международных миграций, их география. Современные внешние и внутренние миграции населения России.

70. Этнический состав населения. Понятие «этнос». Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Этнический состав населения России и тенденции его эволюции. География основных этносов.

71. Конфессиональная география современной России.

72. Динамика роста численности городского населения. Современный уровень урбанизации России и его основные показатели. Территориальные различия в характере и уровне урбанизации.

73. Специфика формирования и развития отраслевой структуры экономики России. Основные тенденции эволюции и сложившиеся отраслевые и территориальные диспропорции в системе хозяйства.

74. "Три кита" российской промышленности (топливно-энергетический, металлургический и военно-промышленный комплексы). Их роль в промышленном производстве, занятости населения и экспорте современной России.

75. Роль топливно-энергетической, металлургический промышленности и производств ВПК в формировании и развитии территориально-производственных комплексов. Проблема конверсии ВПК.

76. Аграрно-промышленный комплекс. Его состав и взаимосвязи между сельским хозяйством и звеньями комплекса.

77. Сельское хозяйство – центральное звено АПК. Динамика развития отечественного сельскохозяйственного производства на протяжении ХХ столетия.

78. Определение типа и рисунка территориальной структуры хозяйства.

79. Современное состояние, проблемы и перспективы развития Западного макрорегиона России.

80. Современное состояние, проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона России.

 

3.2. Общие положения проведения экзамена

 

Экзамен проводится в устной форме. Студент получает билет и готовит ответ по содержанию входящих в его структуру двух теоретических вопросов, пяти тестовых вопросов и одной практической ситуации.

При подготовке ответов студентом должны быть систематизированы знания, полученные в ходе изучения отдельных тем, на лекционных, практических (семинарских) занятиях, в процессе самостоятельной работы с литературой.

В содержании ответа на вопросы билета следует придерживаться понятийного аппарата, определенного рабочей программой учебной дисциплины и содержанием лекционного материала.

Ответ должен быть развернутым, но при этом лаконичным, логично выстроенным. Приветствуется обращение внимание на практические ситуации, приведение примеров.

Пороговому уровню освоения дисциплины География и экзаменационной оценке «удовлетворительно» соответствует овладение студентом элементами компетенции «знать». Овладение студентом элементами компетенций «знать» и «уметь» соответствует - повышенному уровню и оценке – «хорошо». Продвинутому уровню освоения дисциплины География и экзаменационной оценке «отлично» соответствует овладение всеми элементами компетенций «знать», «уметь» и «владеть».

Отметка об экзамене является итоговой по дисциплине География и проставляется в приложение к диплому (выписке из зачетной книжки).


Приложение 1

Географическая номенклатура – совокупность названий

природных объектов

ЕВРАЗИЯ

Площадь 54870 тыс. км².

Крайние точки: Мыс Челюскин, Пиай, Рока, Дежнева.

Реки: Амударья, Амур (Аргунь, Сунгари, Уссури, Шилка), Анадырь, Брахмапутра, Висла, Волга (Ока, Кама, Вятка, Чусовая), Ганг, Днепр (Десна, Припять), Днестр, Дон (Хопер, Медведица), Дунай (Прут), Евфрат, Енисей (Ангара, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска), Западная Двина (Даугава), Или, Инд, Индигирка, Иравади, Колыма, Кубань, Кура, Лена (Алдан, Вилюй, Витим, Олёкма), Луара, Меконг, Неман, Обь (Иртыш, Ишим, Тобол), Одер, Оленек, Печора, Рейн (Майн), Риони, Рона, Северная Двина (Вычегда, Сухона, Юг), Селенга, Сена, Сицзян, Сырдарья, Таз, Тарим, Тежу (Тахо), Темза, Терек, Тибр, тигр, Урал, Хатанга, Хуанхэ, Эбро, Эльба, Яна, Янцзы.

Озера: Алаколь, Аральское море, Байкал, Балатон, Балхаш, Баскунчак, Белое, Ван, Венерн, Веттерн, Дунтинху, Зайсан, Ильмень, Инари, Иссык-Куль, Каспийское море, Ладожское, Лобнор, Мертвое море, Меларен, Нам-Цо, Онежское, Поянху, Сайма, Севан, Селигер, Таймыр, Тайху, Туз, Убсу-Нур, Ханка, Хубсугул, Чаны, Чудское.

Водохранилища: Братское, Бухтарминское, Вилюйское, Волгоградское, Воткинское, Горьковское, Зейское, Иркутское, Камское, Капчагайское, Куйбышевское, Красноярское, Мингечаурское, Нижнекамское, Новосибирское, Рыбинское, Саратовское, Саяно-Шушенское, Усть-Илимское, Хантайское, Цимлянское, Чебоксарское.

Каналы: Беломорско-Балтийской, Великий, Волго-Балтийской, канал им. Москвы, Волго-Донской судоходный, Главный оросительный, Днепровско-Бугский, Иртыш-Караганда, Каракумский, Кильский, Марна-Рейн, Ройал-канал, Среднегерманский, Центральный, Южный.

Архипелаги и острова: Андаманские, Балеарские, Большие Зондские (Бали, Сулавеси, Суматра, Ява), Вайгач, Великобритания, Врангеля, Гебридские, Зеландия, Земля Франца-Иосифа, Ирландия, Исландия, Калимантан, Кипр, Курильские, Лаккадивские, Мальдивские, Малые Зондские (Сумбава, Тимор, Флорес), Молуккские, Новая Земля, Новосибирские, Сардиния, Сахалин, Северная Земля, Сицилия, Соловецкие, Тайвань, Фарерские, Филиппинские, Хайнань, Шантарские, Шетлендские, Шпицберген, Шри-Ланка, Японские (Кюсю, Сикоку, Хоккайдо, Хонсю).

Моря: Адриатическое, Азовское, Андаманское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Китайское, Восточно-Сибирское, Желтое, Ионическое, Карское, Красное, Лаптевых, Лигурийское, Мраморное, Норвежское, Охотское, Северное, Средиземное, Тирренское, черное, Чукотское, Эгейское, Южно-Китайское, Японское.

Проливы: Баб-эль-Мандебский, Большой и Малый Бельт, Берингов, Босфор, Вилькицкого, Гибралтарский, Дарданеллы, Дмитрия Лаптева, Карские Ворота, Каттегат, Корейский, Ла-Манш, Лаперуза, Лонга, Маточкин Шар, Мессинский, Малаккский, Отранто, Ормузский, Па-де-Кале, Сангарский (Цугару), Санникова, Св. Георга, Скагеррак, Тайваньский, Татарский, Тунисский, Югорский Шар.

Заливы: Аденский, Анадырский, Бакбо (Тонкинский), Байдарацкая губа, Бенгальский, Бискайский, Ботнический, Бохус, Бристольский, Генуэзский, Лионский, Ляодунский, Манарский, Обская губа, Оманский, Персидский, Петра Великого, Печорская губа, Рижский, Сиамский, Таранто, Финский, Хатангский, Чешская губа, Шелихова.

Глубоководные желоба: Тихий океан: Курило-Камчатский (9717), Северный Ледовитый океан: впадина Литке (5449)

Горные системы: Алданское наг., Алтай (Белуха – 4506), Альпы (Монблан – 4807), Андалузские, Апеннины, Арденны, Армянское наг. (влк. Большой Арарат – 5165), Большой и Малый Кавказ (Казбек - 5033, Эльбрус - 5642], Большой и Малый Хинган, Бырранга горы, Верхоянский хр., Витимское плоск., Вогезы, Восточные и Западные Гаты, Восточный и Западный Саян, Гималаи (Джомолунгма (Эверест) – 8848), Гиндукуш, Декан плоск., Джугджур хр., Енисейский кряж, Заалайский хр. (пик Ленина – 7134), Иранское наг., Кантабрийские, Каракорум (Чогори – 8611), Карпаты, Кембрийские горы, Копетдаг хр., Корякское наг., Крымские, Кузнецкий Алатау, Куньлунь, Монгольский Алтай, Наньшань, Пай-Хой хр., Памир (пик Коммунизма (Исмаила Сомони) – 7495), Пинд, Пиренеи (Ането (Пико-де-Ането) – 3404), Понтийские горы, Путорана плато, Рудные, Родопы, Салаирский кр., Сихотэ-Алинь, Скандинавские, Срединный хр., Становое наг., Становой хр., Стара-Планина, Судеты, Тавр, Татры, Тибет, Тянь-Шань (пик Победы – 7439), Урал, Хамар-Дабан, Хибины, Центральная Кордильера, Циньлин хр., Черского хр. (Победа – 3147), Чукотский хр., Эльбурс, Яблоновый хр.

Равнины, возвышенности, плато, нагорья: Анабарское плато, Большеземельская тундра, Валдайская возв., Великая Китайская равн., Вилюйское плато, Волынская возв., Динарское наг., Енисейский кряж, Иранское наг., Ишимская степь, Казахский Мелкосопочник, Малва плато, Малоземельская тундра, Мангышлак плато, Манселькя возв., Месета (Кастильское плоског.), Нормандская возв., Общий Сырт возв., Подольская возв., Приазовская возв., Приволжская возв., Приднепровская возв., Приленское плато, Северные Увалы, Сибирские Увалы, Смоленско-Московская возв., Среднерусская возв., Ставропольская возв., Тиманский кряж, Тургайское плато, Тунгусское плато, Устюрт плато, Центральный Французский массив, Чешско-Моравская возв.

Низменности: Анадырская, Барабинская, Индо-Гангская, Карагие впад. (-139), Колымская, Кумо-Манычская впад., Куро-Араксинская, Месопотамская, Нижнедунайская, Польская, Прикаспийская, Причерноморская, Северо-Германская, Северо-Сибирская, Северо-Французская, Среднедунайская, Туранская, Тургайский прогиб, Яно-Индигирская.

Пустыни: Алашань, Бетпак-Дала (Голодная степь), Большой и Малый Нефуд, Гоби, Джунгарская Гоби, Каракумы, Кызылкум, Руб-эль-Хали, Сирийская, Такла-Макан, Тар.

Полуострова: Апеннинский, Аравийский, Балканский, Бретань, Гыданский, Индокитай, Индостан, Камчатка, Канин, Кольский, Корейский, Крымский, Малакка, Малая Азия, Мангышлак, Пиренейский, Скандинавский, Тазовский, Таймыр, Таманский, Чукотка, Югорский, Ямал.

 

АФРИКА

Площадь 30 319 тыс. км².

Крайние точки: мыс Эль-Абьяд, Игольный, Альмади, Рас-Хафун.

Реки: Веби-Шебели (Уаби-Шэбэлле), Вольта, Замбези, Конго (Луалаба, Ломами, Убанги) Лимпопо, Нигер, Нил (Белый Нил, Голубой Нил), Окаванго, Оранжевая, Руфиджи, Сенегал, Шари.

Озёра: Бангвеулу, Виктория, Киву, Мверу, Мобуту-Сесе-Секо (бывш. оз. Альберт), Ньяса, Рудольф, Танганьика, Тана, Чад.

Водохранилища: Асуанское, Вольта, Кариба, Кабора-Басса.

Каналы: Суэцкий.

Архипелаги и острова: Азорские, Амирантские, Биоко (бывш. о. Фернандо-По), Занзибар, Зеленого Мыса, Канарские, Коморские, Мадагаскар, Мадейра, Маскаренские (Маврикий, Реюньон), Сейшельские, Сокотра.

Проливы: Мозамбикский

Заливы: Гвинейский, Сидра.

Глубоководные желоба: Атлантический океан: Романш (7856).

Горные системы: Адамава, Ахаггар наг., Высокий Атлас, Дарфур плато, Драконовы горы, Капские горы, Кения - 5199, влк. Килиманджаро - 5895, пик Маргерита - 5109, горы Митумба, Сахарский Атлас, Тибести наг., Эфиопское наг (Рас-Дашэн – 4623).

Равнины, возвышенности, плато, нагорья, низменности: Ассаль впад. (-153), Боделе впад., Большое Кару, Верхнее Кару, Высокий Велд, Каттара впад. (-133).

Пустыни: Аравийская, Калахари Ливийская, Намиб, Нубийская, Сахара.

Полуострова: Сомали.

 

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Площадь - 24 247 тыс. км².

Крайние точки: мыс Мерчисон, Марьято, Принца Уэльского, Сент-Чарльз

Реки: Атабаска, Колорадо, Колумбия, Маккензи, Миссисипи (Арканзас, Миссури, Огайо, Теннеси), Нельсон, Рио-Гранде, Св. Лаврентия, Черчилл, Юкон.

Озёра: Атабаска, Бол. Медвежье, Бол. Невольничье, Бол. Соленое, Верхнее, Виннипег, Гурон, Манитоба, Мичиган, Никарагуа, Оленье, Онтарио, Эри.

Архипелаги и острова: Архипелаг Александра, Алеутские, Арктический архипелаг (Банкс, Баффинова Земля, Виктория, Принца Уэльского, Сомерсет), Багамские, Бермудские, Большие Антильские (Гаити, Куба, Пуэрто-Рико, Ямайка), Ванкувер, Гренландия, Кадьяк, Канадский архипелаг (Девон, Элсмир), Королевы Шарлотты, Ньюфаундленд, Саутхемптон.

Моря: Баффина, Бофорта, Гренландское, Карибское, Саргассово.

Проливы: Гудзонов, Датский, Девисов, Кабота, Флоридский, Шелихова, Юкатанский.

Заливы: Аляска, Амундсена, Бристольский, Гондурасский, Гудзонов, Калифорнийский, Кампече, Коцебу, Мексиканский, Мэн, Нортон, Панамский, Св. Лаврентия.

Горные системы: Алеутский хр., Аляскинский хр. (Мак-Кинли – 6193), Аппалачи, Береговые хребты, Брукс хр., Внутреннее плато, Восточная Сьера-Мадре (влк. Орисаба – 5700), Западная Сьера-Мадре, Каскадные горы, Макензи горы, Нотр-Дам, Передовой хр., Скалистые горы (Эльберт – 4399), Сьерра-Мадре, Сьерра-Невада (Уитни – 4418), Южная Сьерра-Мадре

Равнины, возвышенности, плато, нагорья, низменности: Аллеганское плато, Большой Бассейн, Великие равнины, Долина Смерти впад. (-85), Камберленд плато, Колорадо плато, Лаврентийская возв., Миссисипская низм., Москитовый берег, Озарк плато, Эдуарде плато.

Полуострова: Аляска, Бутия, Калифорния, Лабрадор, Мелвилл, Новая Шотландия, Флорида, Юкатан.

 

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Площадь - 17 834 тыс. км².

Крайние точки: мыс Гальинас, Фроуорд, Париньяс, Кабу-Бранку.

Реки: Амазонка (Мадейра, Мараньон, Пурус, Риу-Негру, Тапажос, Укаяли), Магдалена (Каука), Ориноко, Парана (Парагвай), Рио-Колорадо, Рио-Негро, Сан-Франсиску, Уругвай, Чубут.

Озёра: Маракайбо, Мар-Чикита, лаг. Патус, Поопо, Титикака.

Водохранилища: Рио-Негро.

Каналы: Панамский

Архипелаги и острова: Галапагос, Огненная Земля, Тринидад, Фолклендские.

Проливы: Дрейка, Магелланов.

Заливы: Венесуэльский, Ла-Плата, Сан-Матиас.

Глубоководные желоба: Тихий океан: Перуанский (6601), Чилийский (8069);

Атлантический океан: Пуэрто-Рико (8742).

Горные системы: Анды (Аконкагуа - 6960, влк. Льюльяйльяко - 6723, Чимборасо – 6272), Восточная Кордильера, Гвианское плоск. (Рорайма – 2772), Западная Кордильера, Центральная Кордильера.

Равнины, возвышенности, плато, нагорья, низменности: Амазонская низм., Атакама пуст., Бразильское плоск., Гвианское плоск., Гран-Чако, Кампос, Ла-Монтанья возв., Лаплатская низм., Оринокская низм., Пампас, Патагония, Сельвас.

 

АВСТРАЛИЯ

Площадь - 7 687 тыс. км².

Крайние точки: мыс Йорк, Юго-Восточный, Стип-Пойнт, Байрон.

Реки: Дарлинг, Куперс-Крик, Муррей, Флиндерс.

Озёра: Гэрднер, Кэри, Торренс, Эйр.

Архипелаги и острова: Гавайские, Каролинские, Маршалловы, Новая Британия, Новая Гвинея, Новые Гебриды, Новая Зеландия, Новая Ирландия, Новая Каледония, Самоа, Соломоновы (Бугенвиль), Тасмания, Фиджи.

Моря: Арафурское, Банда, Коралловое, Сулавеси, Тасманово, Тиморское, Фиджи, Филиппинское, Яванское.

Проливы: Бассов, Зондский, Кука, Макасарский, Торресов.

Заливы: Большой Австралийский, Карпентария.

Глубоководные желоба: Тихий океан: Марианский (11022), Тонга (10882) Филиппинский (10265); Индийский океан: Зондский (7729).

Горные системы: Баркли, Большой Водораздельный хребет (Костюшко – 2230), влк. Джая (о. Новая Гвинея) - 5029, Кимберли, Макдоннелл хр., Хамерсли.

Равнины, пустыни: Большая Песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, Большой Артезианский бассейн, Гибсона пуст.

Полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк.

 

АНТАРКТИДА

Площадь - 14 100 тыс. км².

Крайняя точка - мыс Муди.

Архипелаги и острова: Кергелен, Южная Георгия, Южные Оркнейские, Южные Сандвичевы, Южные Шетландские.

Моря: Амундсена, Беллинсгаузена, Росса, Содружества, Уэдделла.

Глубоководные желоба: Южно-Сандвичев (8264).

Полуострова: Антарктический.


Приложение 2

Требования к оформлению различных видов

самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа студентов выполняется с применением компьютерных печатающих устройств при использовании текстового редактора Microsoft Office Word. Иллюстративный материал (графики, диаграммы и т.п.) выполняется в Excel.

Работа выполняется на белой бумаге на одной стороне листа А4 (210´297 мм) через 1,5 интервал, шрифтом Times New Roman, 14 пт., форматирование текста по ширине, заголовков — по центру; страница должна иметь поля: левое – 2,5 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Абзацный отступ – 1,25 см.

Титульный лист (доклада, письменной самостоятельной работы или эссе) выполняется по установленной форме:


 

Министерство образования и науки Российской Федерации Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»   Кафедра ТОПС и ЭП   Учебная дисциплина: География   ВИД СРС[1] на тему: «……………………………………………»   Выполнил: Студент (ФИО) Номер группы:   Проверил: ФИО преподавателя     Дата регистрации на кафедре: «___» ________ 20 г.   (Год) 20 _

 

 


[1] ВИД СРС – видом самостоятельной работы студентов в рамках изучений дисциплины «География» является репродуктивная контрольная работа.







Date: 2015-06-06; view: 1667; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.126 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию