Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Социально-психологическая структура коллектива. Конфликты в коллективе и методы их разрешения





На психологический климат коллектива влияет не только его официальная социальная структура, но и внутренняя социально-психологическая структура, которая складывается независимо от желания членов группы и руководителей и носит неформальный характер. Возникновение этой внутренней социально-психологической структуры коллектива можно рассмотреть на пример формирования новой группы людей.

Научные исследования показывают, что процесс формирования и развития коллектива осуществляется в несколько этапов, каждый из которых характеризуется особыми взаимоотношениями членов коллектива (группы).

На первом этапе люди знакомятся, присматриваются друг к другу, формируют первое впечатление друг о друге, вступают в общение, начинают складываться межличностные отношения. На втором этапе на основе общения формируется отношение к каждому ее члену. Таким образом, каждый человек получает свой социометрический статус.

Социометрия – выявление отношения внутри группы по социальным критериям. Применительно к трудовому коллективу такими критериями могут быть: профессиональный, организаторский, эмоциональный.

После того как в группе сформировалась определенная система межличностных отношений, образуются малые психологические группы, которые, согласно теории человеческих отношений, называются неформальными группами. Эти группы имеют свои особенности:

1) объединяют небольшое количество людей (от 3 до 10), что обеспечивает широкую возможность личных контактов, непосредственных связей друг с другом;

2) образуются на основе единства интересов и увлечений, чувства симпатии, общих черт характера, поведения, единства взглядов и т.п.;

3) имеют своих лидеров, которые называются неформальными;

4) создают свои традиции, ритуалы, правила, обязанности, санкции.

Малые психологические группы имеют большую силу в коллективах, свои неписанные «законы»и правила, обязательные для всех членов группы. Проблемность существования таких групп состоит в том, что их очень трудно предсказать юридически и организационно. На управленческую деятельность формального руководителя неформальные группы могут оказывать как положительное влияние, в виде помощи, так и отрицательное, в виде сопротивления, оппозиционного настроения. Малые группы практически невозможно уничтожить методами административного воздействия. Попытки сделать это приводят, как правило, к открытому враждебному отношению к руководству со стороны членов группы.

Руководителям необходимо учиться сотрудничать с неформальными группами, а также самим создавать такие группы, объединяя людей по интересам, задачам, общим делам. Это, во-первых, помогает созданию благоприятного психологического климата в коллективе, а во-вторых, дает возможность осуществлять гибкое управленческое воздействие и влиять на групповые процессы.

Далее в своей работе, я бы хотела уделить отдельное внимание возникновению конфликтов в коллективе и методам из решения.

Причин, вызывающих, так же много, как и конфликтов. К основным причинам конфликтов в организациях относятся:

1) Ограниченность ресурсов, распределяемых в организации.

2) Взаимозависимость задач

3) Различие в целях

4) Различие во взлядах и представлениях

5) Неудовлетворительные коммуникации

6) Обманутые надежды

7) Различия в психологических особенностях людей.

В целях устранения конфликтов в организации используются две группы методов – структурные и межличностные

К структурным методам воздействия на конфликты относятся:

1) Четкая формулировка и разъяснение требований к работе

2) Использование координационных и интергационных маханизмов

3) Установка общеорганизационных целей

4) Создание системы поощрений

Межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций характеризуется следующими основными особенностями (стилями) поведения людей:

1) Уклонение

2) Сглаживание

3) Принуждение

4) Компромисс

5) Сотрудничество

Руководители в соответствии с ситуацией должны применять различные межличностные стили управления, но стиль «сотрудничество» должен быть основным, так как именно это дает решение проблемы, породившей конфликт. Методика разрешения конфликта через решение проблемы состоит в следующем:

1) определение проблемы конфликта как цели и стоящие за этой проблемой интересы;

2) определение решений, приемлемых для обеих сторон;

3) концентрация внимания на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;

4) обеспечение атмосферы доверия, в которой возможен эффективный обмен информацией;

5) ведение переговоров в процессе выработки совместного решения при соблюдении принципов и правил делового общения.

Следует отметить, что руководители, обладающие адекватным уровнем самоуважения, более успешно управляют конфликтами.

III. Малая социальная группа, ее функции, виды: первичные, вторичные, формальные, неформальные (семья, студенческая группа, производственная бригада, спортивная команда и др.)

Одним из интересных объектов исследования являются малые группы.

В социологии была разработана специальная социологическая теория – теория малых групп, предметом которой является место и функции малой группы в системе социального организма их специфика как элементов социальной структуры. Теория малых групп включает положения общесоциологической теории, раскрывающей зависимость малой группы от закономерностей функционирования и развития общества как целостного социального организма, а также положения о специфике малой группы как самостоятельного компонента общества, особого вида социальной макросистемы и критерия эффективности ее деятельности. Теория малой группы рассматривает структуру группы и происходящие в ней процессы в социальном контексте, обобщает данные эмпирических исследований, выявляя специфические свойства, закономерности функционирования и развития малых групп в различных сферах общественной жизни.

Предметом теории малых групп являются три аспекта этого социального явления:

1) малые группы как самостоятельные субъекты общественных отношений;

2) малые группы как уровень первичной социальной структуры, предоставляющие личную форму общественных отношений;

3) малые группы как социальная микросреда личности.

Малая группа – простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными отношениями между ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения, складывающимися во всех сферах жизни (семья, школьный класс, производственная бригада и т.д.). Общественные отношения оказывают значительно влияние на деятельность малой группы.

Таким образом группу можно охарактеризовать как группу не менее чем из двух человек, вступающих в непосредственные межличностные контакты, имеющих общую цель, осознание своей принадлежности к этой группе и общие нормы взаимодействия в группе.

Среди малых групп выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа состоит из небольшого числа людей между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на индивидуальных особенностях. Понятие первичных групп применимо к семье.

Первичная группа отличается высокой степенью солидарности и глубоко развитым чувством «МЫ». Характерными чертами ее являются малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу, неформальный контроль за поведением членов группы. Ч. Кули отметил, что первичные грцппы выполняют две функции: являются источником моральных норм, которые ребенок получает в детстве и которыми руководствуется в течении всей жизни; служат средством поддержки и стабилизации взрослого человека.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не межличностным качествам, а умению выполнять определенные функции.

Также группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы создаются для выполнения определенной цели, задачи, их деятельность сознательно координируется. Образование такой группы оформляется юридически.

Неформальные группы образуются спонтанно, в том числе и в рамказ формальной организации, на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий. Неформальные группы характеризуются относительной независимостью от официальных структур, иногда нечетко выраженной целью групповой деятельности, неформальным контролем за членами группы. Такие группы иногда называют группами по интересам.

 

Заключение

Я писала контрольную работу на тему «Социология коллектива и малых групп», в своей работе я постаралась, как можно полнее раскрыть заданную мне тему контрольной работы.

В работе я старалась использовать научные источники информации, в основном это книги и научные издания (статьи).

Считаю, что заданная мне тема контрольной работы раскрыта полностью.

 

Список используемой литературы

1. Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.

3. Антонов А.И., Медков В.А. Социология семьи. М.,1996.

4. Губина Н. В. Социальная напряженность в трудовом коллективе // Социс. 1998. № 11.

5. Золотовицкий Р.А. Социометрия Д. Морено: мера общения // Социс. 2002. № 4.

6. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. Екатеринбург, 1998. С.182-206.

7. Кретов Б.И. Современные западные концепции лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4.

8. Кретов Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3.

9. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник для вузов. М., 1998.

10. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. М., 2000.

11. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: МГУ, 1980-460 с.

12. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Международная педагогическая академия, 1994 – 106 с.

13. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: МГУ, 1984. – 208 с.

14. Аверченко Л.К. Психология управления. М. Новосибирск, 1997. С. 40.

 

Date: 2015-06-06; view: 1580; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию